4. Программа развития Петрозаводского государственного университета
как регионального центра образования, науки и культуры
на Европейском Севере России

4.1. Основные цели и принципы развития высшего образования в Карелии


1) Цели:

  • Сохранение и приумножение интеллектуального потенциала Карелии на основе объединения усилий ПетрГУ, Карельского государственного педагогического университета, Петрозаводской государственной консерватории и Карельского научного центра РАН для решения задачи кадрового и научного обеспечения социально-экономического развития республики. Создание системы непрерывного образования с учетом особенностей РК.

  • Повышение качества образования, соответствующего современным требованиям. Повышение гибкости и адаптации университетского образования к изменяющимся потребностям рынка специалистов.

  • Повышение уровня компетентности в профессиональной сфере выпускников вузов на основе использования лучшего отечественного и зарубежного опыта в подготовке специалистов.

  • Создание образовательной и воспитательной среды, способствующей формированию всесторонне развитой личности с выраженной гражданской позицией.

  • Содействие сохранению и развитию национальных языков, традиций и культуры.

  • Создание условий для реализации творческого потенциала педагогических коллективов и работников профобразования РК и удовлетворения образовательных потребностей населения.

  • Повышение роли специалистов высшей школы в подготовке и принятии решений на всех уровнях управления в регионе.

  • Превращение ПетрГУ в головную структуру по инновационному развитию Республики Карелия и Европейского Севера Российской Федерации.

  • Повышение конкурентоспособности выпускников вузов и молодых специалистов на рынке труда на основе объединения усилий в цепочке "школа-техникум/вуз-организация/предприятие".

  • Повышение эффективности системы управления образованием, улучшение координации действий субъектов сферы профобразования.

  • Преодоление демографической "ямы" (к 2005 году) за счет увеличения подготовки "взрослого" населения.

2) Принципы:

  • Сохранение и развитие фундаментальности профобразования;

  • Развитие гуманитарной составляющей образования (изучение российской и мировой культуры, повышение уровня владения русским и национальными языками, углубленное изучение иностранных языков, изучение региональных аспектов истории Карелии и стран Северной Европы, изучение экономических и правовых основ, экологическое воспитание и образование студентов и др.);

  • Ранняя профессионализация студентов, нацеленность на прикладные исследования, выполнение в ОУ проектов, практическую работу, повышение конкурентноспособности выпускников ОУ ПО и молодых специалистов на рынке труда;

  • Повышение качества обучения через использование инновационных методик в образовании, информатизацию учебного процесса и научных исследований;

  • Обеспечение равной доступности профобразования (в городах и районах РК, сельской местности);

  • Создание системы многоуровневого непрерывного образования через сотрудничество, координацию деятельности и интеграцию образовательных и научных учреждений республики различных уровней;

  • Учет региональных особенностей в обучении и научных исследованиях, разработка регионально-национального компонента в профобразовании, нацеленность на решение прикладных региональных проблем;

  • Повышение внимания к патриотическому воспитанию учащихся;

  • Опережающая подготовка специалистов на основе прогнозирования тенденций в экономической, политической и образовательной сферах;

  • Укрепление сотрудничества с ведущими ОУ страны, активизация международного сотрудничества в системе профобразования.

4.2. Концептуальные положения


В качестве концептуальных положений при разработке Программы предлагаются следующие:

  1. Определение РК как инновационного региона по изучению, адаптации и внедрению передового российского и зарубежного опыта во всех сферах экономики, политики, образования и культуры;

  2. Приоритетность развития системы профобразования для социально-экономического развития региона;

  3. Создание единого научно-образовательного информационного пространства на Европейском Севере РФ и в РК;

  4. Интеграция региональных образовательных и научных учреждений;

  5. Развитие информационных технологий как основы для создания единого научно-образовательно-информационного пространства региона.

РК рассматривается в качестве ИННОВАЦИОННОГО региона по изучению, адаптации и внедрению передового российского и зарубежного опыта во всех сферах экономики, политики и культуры. Для этого у Карелии имеются все необходимые условия:

1) Наличие высокого педагогического и научного потенциала.

2) Близость к крупнейшим российским научным центрам (Москва и С.- Петербург).

3) Выгодность географического положения РК, граница со странами ЕС.

4) Высокая интенсивность международных обменов, выполнение совместных проектов с западными партнерами в сфере экономики, науки и образования.

5) Наличие промышленного потенциала, сырьевых ресурсов и другие.

В высших учебных заведениях Европейского Севера сосредоточен основной научно-образовательный потенциал, эффективное использование которого способствует решению проблем социально-экономического развития региона.

На территории РК силами карельских научно-образовательных учреждений проводится изучение, техническое и технологическое апробирование, адаптация и внедрение современных технологий, с последующим охватом других регионов РФ. Особое внимание будет уделяться развитию технологий по эффективному природопользованию и охране окружающей среды.

По мере развития научного и образовательного потенциала РК будет осуществлена передача российских передовых технологий на западные рынки.

Подобная специализация РК - развитие научно-технической базы с сильным уклоном в прикладную науку - позволит республике:

  • играть одну из ведущих ролей в регионе по компенсированию отставания РФ, в целом, и Европейского Севера России, в частности, от мирового сообщества по уровню развития научно-технического прогресса;

  • существенно поднять уровень инвестиций в промышленность, образование и культуру республики;

  • поднять научно-образовательный уровень жителей РК и привлечь в республику высококвалифицированных специалистов российских регионов.

Представляется, что РК может служить полигоном для апробации новой техники и технологий и отработки прогрессивных форм проведения экономических реформ, обеспечения юридических норм и прав граждан, разработки стратегии инвестиционной политики и т.д.

Для решения этих проблем на качественно новом уровне необходимо интеграция академической, вузовской и отраслевой науки с целью более эффективного использования кадрового, интеллектуального, материально-технического и финансового потенциала республики, а также устранение неоправданного дублирования в подготовке специалистов в регионе и расширение спектра новых специальностей с учетом потребностей региона.

В условиях перехода к информационному обществу решающую роль в развитии интеллектуального потенциала, необходимого для решения задач социально-экономического развития региона, призваны сыграть информационные технологии.

Анализ развития передовых в экономическом отношении стран показывает необходимость опережающего характера подготовки специалистов, владеющих перспективными информационными технологиям и навыками их использования в различных прикладных областях.

В качестве механизма достижения поставленных целей предлагается концепция "Распределенного университета", включающего в себя:

1. Головной центр (ПетрГУ) в г. Петрозаводске.

2. Сеть образовательных центров в городах и районных центрах РК и соседних областей (филиалы, учебные центры), в которых создаются:

  • отделения подготовительного факультета ПетрГУ (подготовка школьников к обучению в вузе, отбор одаренных детей, профориентационная и психолого-педагогическая поддержка);

  • отделения факультета повышения квалификации ПетрГУ (повышение квалификации и переподготовка специалистов, курсовая подготовка, проведение семинаров и консультаций);

  • подготовка специалистов в области высшего образования (в филиалах).

3. Сеть "базовых" школ, техникумов и колледжей в г. Петрозаводске и районах РК и Мурманской области.

4. Сеть регионального научного сотрудничества на Европейском Севере России (совместно с КарНЦ и КолНЦ РАН, Кольским филиалом ПетрГУ, КГПУ и другими вузами и научными организациями региона).

5. Сеть международного сотрудничества, реализуемая через консорциум российских и зарубежных вузов "Северо-Европейский открытый университет".

6. Информационно-телекоммуникационную сеть образования, науки, культуры и здравоохранения на Европейском Севере, обеспечивающую информационную поддержку функционирования "Распределенного университета".

страница 1страница 2страница 3страница 4


скачать

Другие похожие работы: