Муниципальная программа

«Развитие культуры и туризма Судогодского района на 2014-2020 годы»

Ответственный исполнитель:

Отдел культуры и делам молодежи

администрации МО «Судогодский район»
Зав. отделом культуры и делам молодежи

Сергеева Елена Валентиновна

Тел. 2-12-61

e-mail: kultsud@mail.ru

МУНИЦИПАЛЬНАЯ ПРОГРАММА

«РАЗВИТИЕ КУЛЬТУРЫ И ТУРИЗМА СУДОГОДСКОГО РАЙОНА

НА 2014 - 2020 ГОДЫ»
ПАСПОРТ

муниципальной программы «Развитие культуры и туризма Судогодского района на 2014 - 2020 годы»

Наименование муниципальной программы

Муниципальная программа «Развитие культуры и туризма Судогодского района на 2014 - 2020 годы»

Ответственный исполнитель программы

Отдел культуры и делам молодежи администрации МО «Судогодский район»

Соисполнители программы

МУК «КДО «Родина»;

МБУК «Дом народного творчества»;

МБУК «Районная библиотека»;

МБУК «Краеведческий музей»;

МБОУ ДОД «Детская школа искусств»;

Органы местного самоуправления муниципального
образования «Судогодский район»;

Отдел экономики администрации МО «Судогодский район»

Перечень Подпрограмм

«Наследие»;

«Культура и Искусство»;

«Развитие туризма»;

«Обеспечение условий реализации Программы»;

- ведомственная целевая программа «Сохранение и развитие культуры Судогодского района на 2014-2020 годы»;


Цель муниципальной программы

Реализация стратегической роли культуры как духовно-нравственного основания развития личности и государства, единства российского общества, а также развитие туризма для приобщения граждан к мировому культурному и природному наследию

Задачи муниципальной программы

Задача 1. Сохранение культурного и исторического наследия района, обеспечение доступа граждан к культурным ценностям и участию в культурной жизни, реализация творческого потенциала для граждан района;

Задача 2. Повышение конкурентоспособности Судогодского района как зоны рекреации и активно - познавательного туризма;

Задача 3. Создание благоприятных условий для устойчивого развития сфер культуры и туризма

Целевые индикаторы и показатели муниципальной программы

Подпрограмма 1 «Наследие»

Количество музейных экскурсий (мероприятий) в муниципальном музее;

Количество посетителей музея;

Количество документов, выданных из фонда посетителям библиотек (книговыдача);

Количество посещений библиотек;

Количество выданных справок;

Подпрограмма 2 «Культура и Искусство»

Количество проведенных мероприятий муниципальными учреждениями культурно-досуговой деятельности;

Количество посетителей на культурно-досуговых мероприятиях;

Число обучающихся.

Подпрограмма 3 «Развитие туризма в Судогодском районе на 2014-2016 годы»

Проведение заседаний Координационного совета по туризму, мониторинг отрасли туризма

Объём туристских услуг внутренний и въездной турпоток

(посещение с целью экскурсионного обслуживания, количество ночевок)

Размещено указателей, информационных щитов и баннеров, участие в межрегиональных и международных выставках.

Подпрограмма 4 «Обеспечение условий реализации Программы»

Динамика примерных (индикативных) значений соотношения средней заработной платы работников государственных и муниципальных учреждений культуры, повышение оплаты труда которых предусмотрено Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики», и средней заработной платы во Владимирской области

Ведомственная целевая программа «Сохранение и развитие культуры Судогодского района на 2014-2020 годы»

Доля учреждений культуры, находящихся в муниципальной собственности, состояние которых является удовлетворительным, в общем количестве учреждений культуры и искусства, находящихся в муниципальной собственности;

Количество культурно-досуговых мероприятий муниципальных культурно-досуговых учреждений (по сравнению с предыдущим годом);

Количество мероприятий всероссийского, межрегионального, областного уровней, в которых приняли участие специалисты и молодые дарования района;

Количество выставочных проектов муниципального музея;

Количество кино-видео-сеансов (по сравнению с предыдущим годом);

Доля муниципальных учреждений культуры имеющих сайт в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» от общего количества муниципальных учреждений культуры и искусства;

Доля оснащенности современным компьютерным оборудованием муниципальных учреждений культуры и искусства от общей потребности учреждений в технике;

Ежегодный рост количества страниц оцифрованных копий документов библиотечного фонда.

Районная целевая

Этапы и сроки реализации муниципальной программы

2014 – 2020 годы

Объемы бюджетных ассигнований на реализацию муниципальной программы

Общий объем средств на реализацию Программы составляет 159661,5 тыс.руб.

Объем бюджетных ассигнований областного бюджета на реализацию Программы составляет 585,0 тыс.рублей;

бюджетные ассигнования всех уровней бюджета на реализацию Программы по годам распределяются в следующих объемах:

2014 год – 38581,1 тыс.рублей

2015 год -19213,4 тыс.рублей

2016 год- 20373,4 тыс.рублей

2017 год- 20373,4 тыс.рублей

2018 год- 20373,4 тыс.рублей

2019 год- 20373,4 тыс.рублей

2020 год- 20373,4 тыс.рублей

Ожидаемые конечные результаты реализации муниципальной программы



- укрепление единого культурного пространства Судогодского района;

- перевод отрасли на инновационный путь развития, превращение культуры и туризма в наиболее развитые и привлекательные сферы общественной деятельности, в том числе через широкое внедрение информационных технологий;

- повышение качества муниципального управления и эффективности расходования бюджетных средств через создание механизмов противодействия угрозам национальной безопасности в сфере культуры во взаимодействии с профессиональными творческими коллективами и институтами гражданского общества;

- достижение необходимого уровня эффективности нормативно-правового регулирования сфер культуры и туризма;

- выравнивание уровня доступности культурных благ и художественного образования независимо от размера доходов, места проживания и социального статуса граждан района;

- разработка и реализация комплекса мероприятий развития культуры на селе;

- формирование культурной среды, отвечающей растущим потребностям личности и общества, повышение качества, разнообразия и эффективности услуг в сферах культуры и туризма;

- создание условий для доступности участия всего населения в культурной жизни, а также вовлеченности детей, молодежи, лиц пожилого возраста в активную социокультурную деятельность;

- создание благоприятных условий для улучшения культурно-досугового обслуживания населения, укрепление материально-технической базы отрасли, развития самодеятельного художественного творчества;

- стимулирование потребления культурных благ;

- обеспечение широкого, без каких-либо ограничений, доступа каждого гражданина к культурным ценностям через формирование публичных электронных библиотек и музейных Интернет-ресурсов;

- значительное увеличение уровня социального обеспечения работников культуры, финансовой поддержки творческих коллективов, социально значимых проектов;

- укрепление имиджа Судогодского района как МО с высоким уровнем культуры, благоприятной для туризма.


I. Общая характеристика сферы реализации Программы,

основные проблемы и прогноз развития
Реализация Программы осуществляется в двух значимых сферах экономики района: культура и туризм.
1.1. Сфера культуры

Отрасль культуры объединяет деятельность по развитию библиотечного, музейного дела, поддержке и развитию исполнительских искусств, кинематографии, сохранению нематериального культурного наследия и развитию традиционной народной культуры, укреплению межрегиональных связей в сфере культуры.

Более сорока четырех учреждений культуры, около 200 творческих работников района обеспечивают жителям их конституционное право доступа к культурным ценностям.

По состоянию на начало 2013 года отрасль культуры включает 44 учреждения культуры.

Структура отрасли культуры Судогодского района в 2013 г.

1. Библиотеки – 24 ед.

2. Культурно-досуговые учреждения – 18 ед.

3. Музеи – 1 ед.

5. Детская школа искусств – 1ед.

Культурная среда сегодня становится ключевым понятием современного общества и представляет собой не отдельную область муниципального регулирования, а сложную и многоуровневую систему, внутри которой решение проблем может быть только комплексным, учитывающим множество смежных факторов и соединяющим усилия разных ведомств, общественных институтов и бизнеса.

В последние десятилетия удалось преодолеть спад в развитии культуры, добиться расширения форм и объемов участия государства и общества в поддержке сферы культуры.

Вместе с тем многие проблемы сферы культуры пока остаются нерешенными.

По итогам 2012 года 47% учреждений культуры находятся в удовлетворительном состоянии, 53% учреждений требует капитального ремонта, особенно учреждения культуры на селе. Отрасль нуждается в финансовой поддержке области, 2 учреждения культуры находятся в аварийном состоянии.

Необходима государственная поддержка муниципальных учреждений культуры регионом:

- обновление материально-технической базы сельских учреждений культуры, приобретение специального оборудования, автотранспорта;

- оснащение и модернизация детских школ искусств;

- создание многофункциональных мобильных культурных центров, комплексных культурно-досуговых учреждений;

- приобретение уникального оборудования (музыкальных инструментов, свето- и звуко-технического оборудования, фондового и экспозиционного оборудования для музеев и т.д.).
1.2. Сфера туризма
Одним из главных направлений социально-экономического развития страны является создание условий для улучшения качества жизни граждан, в том числе за счет развития качественной и доступной инфраструктуры отдыха и внутреннего туризма. Согласно стратегии социально-экономического развития области до 2027г. туризм отнесен к числу приоритетных направлений экономического развития региона.

Развитие сферы туризма в настоящий момент является перспективным направлением развития Судогодского района. В 2007 году в районе начал функционировать «Координационный совет по туризму, который объединил в…се структурные подразделения заинтересованные в развитии этого направления. С 2013г действует долгосрочная целевая программа «Развитие туризма в Судогодском районе на 2013-2014». В 2012 году была введена должность специалиста по туризму.

Значимость развития туризма для района обусловлена выгодным географическим положением в сочетании с развитой дорожной инфраструктурой в направлении транспортных потоков из Москвы в Нижегородскую область по двум трассам М-7 (Москва- Нижний Новгород) и Р-72 (Владимир-Муром- Арзамас). Расстояния от города Судогда до городов Владимир – 37 км, Москва – 230 км., Муром – 90 км.

Так же на территории района расположены уникальные объекты показа-- усадьба предводителя Владимирского дворянства В.С. Храповицкого со средневековым замком и Дюкинские каменные карьеры с отвесными стенами, уникальные природные объекты( Природный фонтан, Леса Тюрмера).

Район становится все более привлекательным для любителей активного туризма, так поток активных туристов за последние три года вырос более чем в два раза (с 400 человек в 2010 году до 1000 человек в 2012 году).

Однако сами по себе уникальные природные ресурсы и культурное наследие, в условия конкуренции со стороны близлежащих территорий не могут рассматриваться для обеспечения успешного развития туризма. Необходима поддержка в формировании и продвижении положительного туристского имиджа района.

Отсутствие поддержки и контроля в сфере туризма может привести к следующим фактам:

-снижению конкурентоспособности туристического продукта на туристическом рынке, в том числе за счет увеличения конкуренции со стороны соседних регионов;

-к снижению внутренних и въездных туристских потоков, как следствие, сокращению объема услуг.

Реализация подпрограммы позволит создать и укрепить позитивный образ район как зоны рекреации и активно-познавательного туризма.

1.3. Прогноз развития сфер культуры и туризма
Реализация Программы к 2020 году позволит создать условия, обеспечивающие равный и свободный доступ населения ко всему спектру культурных благ, укрепить позитивный образ района.

Следует отметить, что реализация Программы сопряжена с рисками, которые могут препятствовать достижению запланированных результатов.

К числу частично управляемых рисков относится дефицит в отраслях культуры и туризма высококвалифицированных кадров для внедрения программно-целевых методов и механизмов управления, ориентированных на результат.

Основными неуправляемыми рисками являются растущая нестабильность и неопределенность в мировой экономике, развитие второй волны глобального экономического кризиса, замедление темпов роста экономики Российской Федерации и, как следствие, существенное сокращение объемов бюджетного финансирования Программы.
II. Приоритеты государственной политики

в сфере реализации Программы, цели, задачи и показатели

(индикаторы) достижения целей и решения задач, основные

ожидаемые конечные результаты, сроки и этапы Программы
2.1. Приоритеты государственной политики в сфере

реализации Программы
Приоритеты государственной политики в сферах культуры и туризма установлены следующими стратегическими документами и нормативными правовыми актами Российской Федерации, Владимирской области, Судогодского района:

Закон Российской Федерации от 9 октября 1992 г. N 3612-1 «Основы законодательства Российской Федерации о культуре»;

Федеральный закон«Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» от 24 ноября 1996 г. N 132-ФЗ;

Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. N 1662-р);

Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года (утверждена Указом Президента Российской Федерации от 12 мая 2009 г. N 537);

Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 8 декабря 2011 г. N 2227-р);

Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации (утверждена Президентом Российской Федерации 7 февраля 2008 г. N Пр-212);

Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы (утверждена Указом Президента Российской Федерации от 1 июня 2012 г. N 761);

Стратегия государственной молодежной политики в Российской Федерации (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 18 декабря 2006 г. N 1760-р);

Основные направления государственной политики по развитию сферы культуры в Российской Федерации до 2015 года (согласованы Правительством Российской Федерации от 1 июня 2006 г. N МФ-П44-2462);

Концепция сохранения и развития нематериального культурного наследия народов Российской Федерации на 2009 - 2015 годы (утверждена приказом Министерства культуры Российской Федерации от 17 декабря 2008 г. N 267);

Концепция развития образования в сфере культуры и искусства в Российской Федерации на 2008 - 2015 годы (одобрена распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 г. N 1244-р);

Концепция развития сотрудничества в сфере культуры между приграничными территориями Российской Федерации и сопредельными государствами на период до 2020 года (утверждена приказом Министерства культуры Российской Федерации от 20 июля 2011 г. N 807);

Концепция сотрудничества государств - участников Содружества Независимых Государств в сфере культуры (одобрена Решением Совета глав правительств СНГ от 19 мая 2011 г.);

Концепция развития образования в сфере культуры и искусства государств - участников СНГ (одобрена Решением Совета глав правительств СНГ от 19 мая 2011 г.);

Стратегия социально-экономического развития Центрального федерального округа до 2020 года (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 6 сентября 2011 г. N 1540-р);

Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2013 - 2020 годы (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 22 ноября 2012 г. N 2143-р);

Закон Владимирской области от 09.04.2002 N 31-ОЗ «О культуре»;

Закон Владимирской области от 06.04.2004 N 21-ОЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) Владимирской области»;

Закон Владимирской области от 13.05.1999 N 26-ОЗ «О библиотечном деле»;

Закон Владимирской области от 24.12.2008 N 222-ОЗ «Об обязательном областном экземпляре документов во Владимирской области»;

Закон Владимирской области от 08.04.2002 N 28-ОЗ «О порядке передачи недвижимых объектов, являющихся памятниками истории и культуры местного значения, из государственной собственности Владимирской области в собственность муниципальных образований»;

Указ Губернатора Владимирской области от 17.12.2002 N 31 «О Совете по культуре и искусству при Губернаторе области»;

Указ Губернатора Владимирской области от 14.06.2002 N 19 «О присвоении звания «Меценат года Владимирской области в области культуры»;

Решение Совета народных депутатов МО «Судогодский район» от 14.12.2010 N 87/66 «Об утверждении Положения об отделе культуры и делам молодежи администрации муниципального образования «Судогодского района»;

Постановление администрации МО «Судогодский район» от 15.02.2013 N 316 «О порядке расходования субсидий из областного бюджета, предусмотренных на реализацию Указа; Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики»;

Постановление администрации МО «Судогодский район» от 15.02.2013 N 314 «Об утверждении плана мероприятий («дорожной карты») «Изменения, направленные на повышение эффективности сферы культуры»;

Постановление администрации МО «Судогодский район» от 11.02.2013 N 255
«О мерах по поэтапному повышению заработной платы работников муниципальных учреждений сферы культуры Судогодского района»;

Постановление администрации МО «Судогодский район» от 07.11.2011 N 1654 «Об утверждении Порядка предоставления мер социальной поддержки работникам культуры муниципального образования «Судогодский район»;

Постановление Главы Судогодского района от 07.10.2008 N 1726 «Об утверждении Положения о системе оплаты труда работников муниципальных учреждений культуры»;

Постановление Главы Судогодского района от 14.10.2002 N 965 «О премиях в области культуры и искусства»;

Постановление Главы Судогодского района от 14.07.2010 N 1146 «Об утверждении перечня муниципальных услуг (работ), оказываемых (выполняемых) муниципальными учреждениями муниципального образования «Судогодский район»;

Постановление Главы Судогодского района от 24.03.2011 N 507 «Об утверждении Положения о стандартах качества предоставления муниципальных услуг муниципального образования «Судогодский район»;

Постановление Главы Судогодского района от 12.08.2010 N 1283 «Об утверждении административных регламентов» («Предоставление доступа к справочно-поисковому аппарату библиотек, базам данных»);

Постановление Главы Судогодского района от 12.08.2010 N 1283
«Об утверждении административных регламентов» («Предоставление информации о времени и месте театральных представлений, филармонических и эстрадных концертов и гастрольных мероприятий театров и филармоний, киносеансов, анонсы данных мероприятий»);

Постановление Главы Судогодского района от 26.01.2010 г. № 85 "О создании Координационного совета по туризму при администрации Судогодского района";

Постановление администрации муниципального образования "Судогодский район" Владимирской области от 26.10.2012г. № 1911 "О долгосрочной целевой программе «Развитие туризма в Судогодском районе на 2013 – 2015 годы»";

Реализация положений вышеперечисленных стратегических документов и нормативных правовых актов позволила наметить пути решения многих проблем сфер культуры и туризма и решить некоторые из них.

Вместе с тем многие из проблем остаются нерешенными, в их числе:

отсутствие в обществе представления о стратегической роли культуры и приоритетах государственной культурной политики;

заметное снижение культурно-образовательного уровня населения;

диспропорции в обеспеченности населения услугами учреждений культуры и туризма;

снижение доступности культурных форм досуга для жителей сельской местности;

неудовлетворительное состояние большинства зданий культуры, находящихся в ведении муниципальных образований сельских поселений;

значительное сокращение сети культурно-досуговых учреждений и ухудшение ассортимента и качества предоставляемых услуг;

дефицит квалифицированных кадров в сфере культуры;

низкий уровень оплаты труда в сфере культуры;

отсутствие системной организации государственно-частного партнерства и меценатства в области культуры и туризма.

Основными препятствиями к развитию туризма в Судогодском районе являются:

низкий уровень развития туристской инфраструктуры (недостаточность комфортабельных средств размещения туристского класса и объектов досуга, неудовлетворительное состояние дорог регионального и муниципального значения, отсутствие качественной придорожной инфраструктуры);

слабый поток инвестиций в туристскую сферу, особенно ресурсов крупного бизнеса;

отсутствие комплексной системы информационно-рекламных ресурсов об услугах для потенциальных потребителей.

В связи с этим реализация Программы будет осуществляться в соответствии со следующими основными приоритетами:

укрепление единого культурного пространства на основе духовно-нравственных ценностей и исторических традиций народа как многонациональной цивилизационной общности;

сохранение культурного и духовного наследия, самобытных традиций ее народов как всемирного достояния, национального богатства и основы единства российского общества;

обеспечение максимальной доступности для широких слоев населения лучших образцов культуры и искусства; создание условий для творческой самореализации граждан, культурно-просветительской деятельности, организации внешкольного художественного образования и культурного досуга;

продвижение в культурном пространстве нравственных ценностей и образцов, способствующих культурному и гражданскому воспитанию личности;

обеспечение инновационного развития отраслей культуры и туризма, создание необходимых условий для активизации инвестиционной деятельности в сферах культуры и туризма;

совершенствование организационных и правовых механизмов, оптимизация деятельности организаций и учреждений, развитие государственно-частного партнерства, государственное поощрение меценатства, спонсорства и благотворительности;

раскрытие культурного потенциала района и поддержка инициатив в сферах культуры и туризма;

преодоление отставания и диспропорций в культурном уровне поселений; создание самобытных культурных кластеров и туристических брендов;

укрепление материально-технической базы учреждений культуры и туризма; повышение социального статуса работников культуры (уровень доходов, общественное признание); системы подготовки кадров и их социального обеспечения;

повышение конкурентоспособности туристического рынка района, удовлетворяющего потребности российских и иностранных граждан в качественных туристских услугах;

формирование единого туристического пространства на территории района, вовлечение в процесс содействия развитию туризма всех уровней управления: регионального и муниципального;

максимальное вовлечение туризма в популяризацию и использование историко-культурного наследия;

поддержка и развитие внутреннего и въездного туризма;

формирование представления о Судогодском районе как территории, благоприятном для туризма;

Приоритеты деятельности в отдельных секторах сфер культуры и туризма описаны в соответствующих подпрограммах Программы.
2.2. Цель, задачи и ожидаемые результаты
Главной целью Программы является реализация стратегической роли культуры как духовно-нравственного основания развития личности и государства, единства российского общества, а также развитие туризма для приобщения граждан к мировому культурному и природному наследию.

Формулировка цели определяется приоритетами государственной политики, ключевыми проблемами и современными вызовами в рассматриваемых сферах.

Достижение данной цели предполагается посредством решения трех взаимосвязанных и взаимодополняющих задач, отражающих установленные полномочия органов власти в сферах культуры и туризма.

Задача 1. Сохранение культурного и исторического наследия Судогодского района, обеспечение доступа граждан к культурным ценностям и участию в культурной жизни, реализация творческого потенциала для граждан района;

Данная задача ориентирована на реализацию прав граждан в области культуры, установленных в положениях статьи 44 Конституции Российской Федерации, что относится к стратегическим национальным приоритетам. Решение первой задачи будет обеспечено посредством осуществления подпрограмм «Наследие», подпрограммы «Культура и Искусство» и ведомственной целевой программы «Сохранение и развитие культуры Судогодского района на 2014-2016 годы», включающих:

оказание муниципальных услуг (выполнение работ) в сфере культуры, в которых будут задействованы: библиотеки, музеи, учреждения культурно-досугового типа и др.;

осуществление мер муниципальной поддержки кинематографии, художественных коллективов, творческих инициатив населения, дарований, работников сферы культуры и организаций культуры;

проведение крупных мероприятий, посвященных значимым культурным событиям, а также мероприятий по развитию сотрудничества в сфере культуры;

Задача 2. Повышение конкурентоспособности Судогодского района как зоны рекреации и активно-познавательного туризма.

Данная задача направлена на формирование имиджевой привлекательности Судогодского района, как зоны рекреации и активно-познавательного туризма. Реализацию прав граждан, связанных с удовлетворением духовных потребностей, приобщением к культурно-историческим ценностям, удовлетворением потребностей в укреплении здоровья, активном и полноценном отдыхе, а также на укрепление взаимопонимания, гражданского согласия, утверждение общечеловеческих ценностей.

Для решения указанной задачи предусмотрено выполнение Подпрограммы

страница 1страница 2 ... страница 5страница 6


скачать

Другие похожие работы: