Программа психолого-педагогического

сопровождения учебно-воспитательного процесса в КШИ «АПКМК»
Пояснительная записка
По мнению ученых, переход от детства к взрослости охватывает почти десятилетие – от 11 до 20 лет. Весь этот период подразделяется на два этапа: подростковый возраст (отрочество) и юность (ранняя и поздняя). Период взросления – это очень непростое время, которое приносит много трудностей и порой неразрешимых проблем как самим подросткам, так и всем, кто их окружает, особенно родителям и педагогам. В литературе можно встретить немало эпитетов, сопровождающих этот возрастной период – «кризисный», «трудный», «переходный» и т.п. Важность этого периода определяется и тем, что в это время закладываются основы и намечаются общие направления формирования моральных и социальных установок личности, происходит профессиональное самоопределение. Работа с подростками в этот период сложна, многогранна, но одновременно очень интересна.

Данная программа разработана с учетом возрастных особенностей воспитанников КШИ «АПКМК» и условий пребывания кадет в школе-интернате.

Целью данной программы нам представляется создание условий для комфортного и психологически безопасного пребывания учащихся, педагогов, воспитателей и родителей (законных представителей) воспитанников. Основная цель психолого-педагогического сопровождения учебно-воспитательного процесса: сохранение психического, соматического и социального благополучия обучающихся.

Сопровождение рассматривается нами как процесс, в рамках которого могут быть выделены обязательные взаимосвязанные задачи:

  1. Следование за естественным развитием ребенка на данном возрастном и социокультурном этапе онтогенеза с опорой на личные достижения, реально существующие у ребенка.

  2. Выработка навыков стрессоустойчивости, саморегуляции поведения, самоконтроля.

  3. Создание положительной мотивации на формирование профессионального самоопределения учащихся в соответствии с выбранным профилем обучения.

  4. Содействие становлению и развитию активной гражданской позиции, патриотизма; формирования мотивации учащихся к самовоспитанию волевых качеств; формирование толерантного отношения к окружающим.

  5. Создание условий для самостоятельного творческого освоения детьми системы отношений с миром и самим собой, а также для формирования личностно-значимых жизненных ценностей (интеллектуальных, этических, эстетических).

  6. Формирование побуждений ребенка к нахождению самостоятельных решений, принятию на себя ответственности за собственную жизнь.

  7. Отслеживание и повышение психолого-педагогического статуса ребенка и улучшение динамики его психического развития в процессе школьного обучения.

  8. Создание социально-психолого-педагогических условий для развития личности учащихся и их успешного обучения.

  9. Создание системы психолого-педагогической помощи и поддержки детям, имеющим проблемы в психологическом развитии, обучении.

  10. Формирование положительной установки и мотивации на ведение здорового образа жизни.

Реализацией программы сопровождения занимаются специалисты психолого-педагогической службы КШИ «АПКМК». Однако программа имеет комплексный характер и предполагает сотрудничество специалистов со всеми участниками учебно-воспитательного процесса.

В основе разработки и реализации программы лежат нормативные акты: Конституция РФ, Конвенция о правах ребенка, Закон РФ «Об образовании», Устав ГБОУ КО КШИ «АПКМК» требования к исполнению должностных обязанностей педагога-психолога (Положение о службе практической психологии в системе Министерства образования Российской Федерации (приказ Министерства образования РФ от 22 октября 1999 г. № 636), Инструктивное письмо «Об использовании рабочего времени педагога-психолога»).

Психолого-педагогическое сопровождение воспитанников Кадетского корпуса является актуальной задачей, как для общего развития личностных качеств, так и для формирования специальных черт личности будущего защитника Родины.

Сопровождение - система профессиональной деятельности педагога- психолога, направленная на создание психологических условий для полноценного развития и успешного обучения подростка.

Модель психолого-педагогического сопровождения участников образовательного процесса

  1. Уровень – индивидуальный.

  2. Уровень – групповой.

  3. Уровень – классного коллектива.

  4. Уровень – общешкольный.

Основные формы сопровождения

Консультирование

Диагностика

Экспертиза

Профилактика

Просвещение

Развивающая работа

Коррекционная работа

Обучение и пребывание в условиях круглосуточного нахождения подростков в КШИ является основанием для создания системы психолого-педагогических мер, способствующих успешной адаптации детей.

Особенностью социально-психологической адаптации учащихся Кадетского корпуса является то, что в связи с происходящей кардинальной сменой деятельности учащегося и его социального окружения подросток переживает эмоциональный дискомфорт, находится в состоянии внутренней напряженности и настороженности, затрудняющей принятие как интеллектуальных, так и личностных решений. Помимо социальной возникает необходимость психофизиологической адаптации к физическим нагрузкам в связи с включением в содержание образовательного компонента овладения основами военной службы, физической и спортивной подготовки. Наличие военно-дисциплинарной составляющей и однородный половой состав классного коллектива, как необходимого атрибута становления будущего военного, также может явиться дезадаптирующим фактором. Осложнение процесса адаптации может привести к переоценке правильности выбора будущей профессии и в конечном итоге снижает уровень военно-профессиональной направленности. Под адаптацией понимается успешность школьника в обучении, положительный эмоциональный фон его пребывания в школе, а также отсутствие тенденции к нарушению норм школьной жизни. Противоположная ситуация – дезадаптация рассматривается как неуспешность ребенка в сфере обучения и невозможность найти в школе  «свое место», на котором он может быть принят таким, каков он есть, сохраняя и развивая свою идентичность, потенции и возможности для самореализации и самоактуализации. И тогда данная ситуация нуждается в психолого-педагогической коррекции.

Программа психолого-педагогического сопровождения воспитанников Кадетского корпуса предполагает использование специальных диагностических, коррекционных, формирующих методов и методик, которые позволяют помочь подросткам раскрыть их личностный потенциал, развивать социально важные способности, качества и навыки, способствовать их самореализации в различных сферах жизни.

Формы работы. В процессе реализации программы используются разнообразные формы организации занятий и методы обучения: занятия с элементами тренинга, групповые тематические беседы, комбинированные занятия, круглый стол, диспут, семинар, работа в группах, групповые консультации; общешкольные мероприятия, формирующие психологическую грамотность всех участников образовательного процесса; обучающая психодиагностика, использование наглядных пособий и аудио-визуальных средств, различные психотехники.

Основные принципы построения программы:

взаимосвязь этапов реализации,

комплексность,

системность.
Основные циклы сопровождения:

1. Адаптация к условиям кадетского корпуса:

  • адаптация пятиклассников к КШИ;

  • адаптация к условиям обучения в КШИ АПКМК вновь поступивших учащихся.

2. Проблемы обучения и поведения:

  • социально-психологическое сопровождение кадет «группы риска»;

  • психолого-педагогическое сопровождение неуспевающих кадет.

3. Проектирование в деятельности педагога-психолога и учащегося.

4. Психолого-педагогическое сопровождение профильной и предпрофильной подготовки кадет 9-11 классов.

5. Сопровождение командирской (лидерской) подготовки и подготовки старшеклассников к сдаче ЕГЭ и ГИА.

6. Просветительско-профилактическая работа с педагогами.

7. Психолого-педагогическое консультирование родителей.
Системное взаимодействие специалистов психолого-педагогической службы со всеми участниками образовательного процесса может стать условием эффективности реализации программы сопровождения.

Реально действующими становятся психологические проекты:

  • просветительско-профилактические проекты: Неделя психологии, передвижная профилактическая выставка «Маршрут безопасности»

  • проект-программа «Формирование ученического коллектива»

  • проект «Тренинг лидерства» для командирского состава кадет

  • проект семинара-тренинга для педагогов и воспитателей «На пути к психологическому комфорту»

  • проект «Родительский клуб «Путь к успеху»

  • проект - психологические консультации на сайте КШИ «АПКМК».

Системная работа позволяет предоставить качественную психолого-педагогическую помощь и поддержку всем воспитанникам, родителям (законным представителям), учителям и воспитателям.

В ходе реализации программы сопровождения могут быть достигнуты следующие результаты:

  • повышение уровня мотивационной и познавательной сферы воспитанников через приобретение специальных навыков самопомощи в учебной деятельности,

  • формирование навыков стрессоустойчивости, саморегуляции поведения, самоконтроля,

  • воспитание активной жизненной позиции воспитанников, умения формировать жизненные цели и задачи,

  • формирование позитивных отношений в классных коллективах,

  • ориентирование воспитанников на здоровый образ жизни и безопасное поведение,

  • улучшение взаимодействия в диаде «родитель-ребенок»,

  • повышение стрессоустойчивости педагогов и воспитателей,

  • улучшение психологических условий пребывания детей в КШИ «АПКМК»,

  • повышение психологической осведомленности всех участников учебно-воспитательного процесса.



Список используемой литературы

  1. Журнал «Школьный психолог». Издательский дом «Первое сентября».

  2. Научно-методический журнал «Вестник практической психологии образования».

  3. Журнал «Школа здоровья». РОО «Образование и здоровье».

  4. Васильев Н.Н. Тренинг преодоления конфликтов. Изд. «Речь». Санкт-Петербург, 2007.

  5. Васильева Т. Саногенное мышление учащегося, учителя. ГИПП «Янтарный сказ». Калининград, 2000.

  6. Истратова О.Н., Эксакусто Т.В. Справочник психолога средней школы. Изд. «Феникс», Ростов-на- Дону, 2010.

  7. Картушина Е.П., Романенко Т.В. психологический комфорт в школе: как его достичь: акции, тренинги, семинары. Волгоград, 2009.

  8. Кипнис М. Тренируем умение вести за собой, быть лидером «мотором» и вдохновителем. Изд. «АСТ». Москва, 2009.

  9. Комплекс психодиагностических и коррекционных методик. ООО «Эффектон».

  10. Криволапова Н.А. Внеурочная деятельность. Сборник заданий для развития познавательных способностей учащихся. 5-8 , классы. Изд. «Просвещение», Москва, 2012.

  11. Матвеев Б.Р. Развитие личности подростка. Программа практических занятий. Изд. «Речь», Санкт-Петербург, 2007.

  12. Монина Г.Б., Раннала Н.В. Тренинг «ресурсы стрессоустойчивости». Изд. «Речь». Санкт-Петербург, 2009.

  13. Монина Г.Б., Панасюк Е. Тренинг взаимодействия с неуспевающим учеником. Изд. «Речь». Санкт-Петербург, 2003.

  14. Смирнова Е.Е. Познаю себя и учусь управлять собой./Программа уроков психологии для младших подростков (10-12 лет). Изд. «Речь». Санкт-Петербург, 2007.

  15. Шапарь В.Б., Тимченко А.В., Швыдченко В.И. практическая психология. Инструментарий. Изд. «Феникс». Ростов-на-Дону. 2002.

страница 1


скачать

Другие похожие работы: