МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА И ПРОДОВОЛЬСТВИЯ МО

ГОУ СПО МО «ЧЕХОВСКИЙ МЕХАНИКО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ТЕХНИКУМ МОЛОЧНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ»

СОГЛАСОВАНО: УТВЕРЖДАЮ: Фельдшер Директор техникума

______________ Т.В. Дурнова _________ М.С. Трубчанинова

ПРОГРАММА

ПО ПРОПАГАНДЕ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ

«В ЗДОРОВОМ ТЕЛЕ – ЗДОРОВЫЙ ДУХ!»

на 2010 – 2015 гг.

Новый Быт

2009 год

АННОТАЦИЯ

Данная программа разработана на основании Концепции воспитательной системы, Программы воспитательной деятельности в ГОУСПО МО «Чеховский механико-технологический техникум молочной промышленности» и отражает основные направления воспитательной деятельности по формированию ЗОЖ.

Составитель:

Юлия Евгеньевна Олисова


Должность:

Заместитель директора по воспитательной работе


Адрес:

Московская область Чеховский район

село Новый Быт

улица Новая дом 4

Директор:

Марина Станиславовна Трубчанинова

Телефон:

8 – 495 – 996 – 07 – 22 секретарь директора

8 – 496 – 724 – 11 – 41 секретарь директора

8 – 496 – 724 – 11 – 43 юрист

8 – 496 – 724 – 15 – 75 учебная часть

Специальности:

260303 «Технология молока и молочных продуктов»

150411 «Монтаж и техническая эксплуатация промышленного оборудования»

261301 «Экспертиза качества потребительских товаров»

Наш девиз:

Профессионализм и культура



СОДЕРЖАНИЕ

1.

Пояснительная записка

4

2.

Нормативно-правовое обеспечение

8

3.

Анализ ситуации и обоснование программы

10

4.

Содержание программы

11

5.

Информация о медицинском пункте

15

6.

Циклограмма профилактической работы

16

7.

Критерии оценки

18

8.

Ожидаемые результаты

18










































































































































Мы рождены, чтоб жить на свете долго:

Грустить и петь, смеяться и любить.

Но, чтобы стали все мечты возможны,

Должны мы все здоровье сохранить.
Спроси себя: готов ли ты к работе –

Активно двигаться и в меру есть и пить?

Отбросить сигарету? Растоптать наркотик?

И только так – здоровье сохранить?
Взгляни вокруг: прекрасная природа

Нас призывает с нею в мире жить.

Дай руку, друг! Давай с тобой поможем

Планете всей здоровье сохранить!

Д. Тухманов

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Одним из приоритетов современной государственной политики является сохранение и укрепление здоровья населения Российской Федерации и усиления пропаганды здорового образа жизни (ЗОЖ).

Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ) в 1940 г. было дано такое определение: Здоровье – это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и инвалидности.

В современных условиях резко обозначились проблемы сохранения здоровья населения России. Особую тревогу вызывает состояние здоровья детей и подростков. Именно в этом возрасте формируется репродуктивный, трудовой и военный потенциал страны. Данные многочисленных научных исследований и официальной статистики свидетельствуют о неблагоприятных основных показателях здоровья детей. В образовательной учреждении подростки проводят не менее 1/3 суток, выполняя интенсивную умственную работу в определенных эколого-гигиенических условиях.

ГОУ СПО МО «Чеховский механико-технологический техникум молочной промышленности» находится в сельской местности, в экологически чистом районе.

ГОУ СПО МО «Чеховский механико-технологический техникум молочной промышленности» готовит квалифицированные кадры для сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности по специальностям:

260303 «Технология молока и молочных продуктов»

261301 «Экспертиза качества потребительских товаров»

150411 «Монтаж и техническая эксплуатация промышленного оборудования»

Ориентируясь на модель выпускника, педагогический коллектив стремится развивать самые важные качества студентов, среди них особо выделяя формирование здорового образа жизни. Здоровый образ жизни не возможен без любви к человеку, природе, своей Родине, без любимой работы и всего того, что входит в понятие «экология души».

Неотъемлемая часть процесса формирования культуры здоровья – обучение здоровью. В процессе этого обучения должны быть сформулированы:

  • Научное понимание сущности здоровья и здорового образа жизни (ЗОЖ);

  • Отношение к здоровью;

  • Целостное представление о человеке;

  • Навыки управления своим здоровьем;

  • Знания в области профилактики вредных привычек и зависимостей, а также различных заболеваний, понимание сущности этих явлений;

  • Навыки оказания первой помощи;

  • Навыки безопасного (для здоровья личности) поведения в различных жизненных ситуациях.

Необходимость разработки данной программы продиктована следующими обстоятельствами:

  1. Низким исходным уровнем здоровья студентов, сотрудников и преподавателей (в силу воздействия экологических факторов);

  2. Недостаточным пониманием важности и сущности формирования ЗОЖ и профилактики заболеваний;

Данная программа составлена в рамках комплексной системы обучения и воспитания студентов техникума.
Цель программы:

  • Создание комплексной системы формирования здоровья, пропаганда здорового образа жизни и первичной профилактики всех видов зависимости.

Задачи программы:

  • Обеспечение внутритехникумовского взаимодействия и партнерства по вопросам сохранения и укрепления здоровья.

  • Формирование мировоззрения и эмоционально-ценностного отношения к ЗОЖ, содействие развитию приоритетов здоровья.

  • Повышение уровня информированности по вопросам сохранения и укрепления здоровья.

  • Использование всех ресурсов лечебно-профилактических учреждений для укрепления и восстановления здоровья, эффективной профилактики заболеваний.

  • Формирование и совершенствование системы мониторинга здоровья.

Принципы реализации программы:

  • Научность – использование сведений, положений и методов, подтвержденных наукой и практикой

  • Системность – комплексная взаимосвязь различных методов управления здоровьем и формирования ЗОЖ.

  • Преемственность – вовлечение в процесс формирования навыков ЗОЖ студентов.

  • Региональная специфика – учет территориальных и экологических факторов, влияющих на уровень здоровья и на формирование ЗОЖ.

  • Массовость и доступность – широкое использование программ оздоровления.

  • Адресность – учет индивидуальных особенностей студентов и преподавателей техникума.

Подросток не всегда может обеспечить соответствующий способ жизнедеятельности. Многое зависит от его родителей, педагогов. Во многом студенты пассивны, и программа направлена на помощь им.

Здоровый образ жизни несовместим с вредными привычками. Употребление алкоголя, наркотических веществ, курение табака препятствуют утверждению любых сторон здорового образа жизни.

Вредные привычки входят в число факторов риска многих заболеваний, сказываются на состоянии здоровья студентов.

Программа носит комплексный и непрерывный характер, побуждает к активным и сознательным действиям, направленный на:

  • Улучшение собственного физического и психологического здоровья;

  • Отказ от поведения, наносящего вред своему здоровью и здоровью окружающих;

  • Критическое отношение к людям, наносящим ущерб своему здоровью и здоровью окружающих;

  • Сознательное участие в формировании здоровьесберегающей среды.

Программа предусматривает закрепление у студентов элементарных гигиенических навыков:

    • Соблюдение режима дня;

    • Умение чередовать умственную и физическую нагрузку;

    • Умение чередовать регулярное и рациональное питание;

    • Умение чередовать двигательную активность и достаточный сон;

    • Навыки личной гигиены.

При проведении мероприятий педагогами используются различные воспитательные формы, методы, средства, а также различные виды внеучебной деятельности.

Программа может подвергаться корректировке в соответствии с конкретной ситуацией, достигнутыми результатами, новыми законодательными актами и имеющимися ресурсами.
НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ

  1. «Конвенция о правах ребенка» одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989 г. Вступила в силу в СССР 15.09.1990 г.

  2. ФЗ № 3266-1 «Об образовании» от 10.06.1992 г.

  3. ФЗ № 5487-1 «Об охране здоровья граждан» от 22.07.1993 г.

  4. ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах» от 24.12.1997 г.

  5. ФЗ № 120 «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» от 24.06.1999 г.

  6. Приказ Министерства образования РФ № 619 «О концепции профилактики злоупотребления психоактивными веществами в образовательной среде» от 28.02.2000 г.

  7. Постановление Правительства РФ № 751 «О национальной доктрине образования в РФ» от 04.10.2000 г.

  8. ФЗ № 87 «Об ограничении курения табака» от 10.07.2001 г.

  9. Постановление Правительства РФ № 916 «Об общероссийской системе мониторинга состояния физического здоровья населения, физического развития детей, подростков и молодежи» от 29.12.2001 г.

  10. Приказ Министерства здравоохранения РФ № 113 «Об утверждении Концепции охраны здоровья здоровых в РФ» от 21.03.2003 г.

  11. Письмо Министерства образования и науки РФ, Министерства МВД РФ, Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков № ВФ-1376/06 «Об организации работы по предупреждению и пресечению правонарушений, связанных с незаконным оборотом наркотиков, в образовательных учреждениях» от 21.09.2005 г.

  12. Закон МО № 10/2005-ОЗ «О профилактике наркомании и токсикомании на территории МО» от 17.01.2005 г.

  13. Постановление Правительства РФ № 561 «О федеральной целевой программе «Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту на 2005 – 2009 гг.» от 13.09.2005 г.

  14. Постановление Правительства РФ № 7 «О Федеральной Целевой программе «Развитие физической культуры с порта в РФ на 2006 – 2015 гг.»» от 11.01.2006 г.

  15. Письмо Министерства образования и науки РФ и Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки № 01-289/05-01 «О приеме граждан с документами об образовании иностранных государств в Российские образовательные учреждения» от 19.06.2007 г.

  16. Указ Президента РФ № 1374 «О дополнительных мерах противодействию незаконному обороту наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров» от18.10.2007 г.

  17. Постановление Правительства МО № 403/19 «Об утверждении долгосрочной целевой программы МО «Профилактика преступлений и иных правонарушений на территории МО на 2009-2011 гг.»» от 30.05.2008 г.

  18. Закон МО № 148/2009-ОЗ «О мерах по предупреждению причинения вреда здоровью и развитию несовершеннолетних в МО» от 04.12.2009 г.

  19. Закон МО № 176/2010-ОЗ «О защите несовершеннолетних от угрозы алкогольной зависимости и профилактике алкоголизма среди несовершеннолетних в МО» от 24.12.2010 г.

  20. Проект Департамента по молодежной политике Министерства образования РФ «Концепция государственной молодежной политики РФ»



АНАЛИЗ СИТУАЦИИ И ОБОСНОВАНИЕ ПРОГРАММЫ

Настоящая программа указывает основные стратегические направления становления здорового образа жизни в техникуме, как главного направления жизнедеятельности, обеспечивающего позитивную динамику развития здоровьесберегающей среды техникума, положительную динамику отказа от вредных привычек среди состава и преподавательского состава.

До этого в техникуме были достигнуты следующие положительные результаты:

  • Индивидуальный мониторинг состояния здоровья студентов для своевременного и точного оценивания уровня и динамики физической подготовленности будущих специалистов.

  • Совершенствуются медицинские услуги и профилактические мероприятия. Регулярно (систематически) организуются различные медицинские осмотры.

  • Совершенствуется содержание и организация учебного процесса по дисциплинам «Физическая культура», «ОБЖ», «БЖД» и пр.

  • Организуется и совершенствуется разнообразная внеучебная деятельность, пропагандирующая ЗОЖ.

  • Организована работа спортивных секций, проводятся соревнования, первенства и чемпионаты по различным видам спорта.

  • Обновлена материально-техническая база для занятий физической культурой и спортом.


СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

В основе реализации Программы лежит разработка и внедрение механизмов формирования и поддержания индивидуального здоровья и выявления возможностей управления им.

Основным фактором сохранения здоровья является внедрение здоровьесберегающих и психосберегающих технологий, основанных на творческой, поисковой, эмоциональной, психической активности студентов.

Составляющие здоровья – мотивация ЗОЖ, установка на долгую полноценную жизнь, уважительное и бережное отношение к жизни и здоровью других людей.

Данная программа учитывает возрастные особенности студентов и включает в себя следующие направления деятельности:

  1. Диагностика и мониторинг здоровья студентов:

    1. Анализ медицинских документов.

    2. Социометрия (тестирование, анкетирование)

    3. Составление списка социальных групп.

    4. Мониторинг соблюдения санитарно-гигиенических и эргономических норм организации учебно-воспитательной и деятельности.

  2. Просветительская и образовательная деятельность:

    1. Внедрение основ и пропаганда ЗОЖ на учебных занятиях

    2. Обеспечение литературой о ЗОЖ классных руководителей, преподавателей, студентов

    3. Тематические выставки литературы о ЗОЖ

    4. Тематические классные часы

    5. Индивидуальные беседы о ЗОЖ

    6. Лекции, просмотр видеофильмов, брошюр, плакатов, буклетов о ЗОЖ

    7. Обсуждение статей из газет, журналов, книг

  3. Санитарно-гигиеническая деятельность:

    1. Выполнение санитарных норм (проветривание помещения, влажная уборка, внешний вид студентов)

    2. Состояние личной гигиены

    3. Выполнение режима дня

    4. Дежурство студентов

    5. Режим питания

    6. Техника безопасности на уроках и на внеучебной деятельности

    7. Встречи со специалистами системы здравоохранения

    8. Взаимосвязь с поликлиникой

    9. Тематические классные часы

    10. Проведение Дней Здоровья

    11. Беседы о личной гигиене и правилах проживания в общежитии

    12. Конкурсы на лучшую комнату в общежитии «Своими руками создаем уют и тепло»

    13. Рейды по комнатам (санитарное состояние)

  4. Развитие физкультуры и спорта:

    1. Уроки физической культуры

    2. Спортивные секции

    3. Занятия в тренажерном зале

    4. Участие в техникумовских, районных, областных соревнованиях

    5. Оформление стендов

    6. Тематические классные часы

    7. Участие в туристических походах и пр.

  5. Основы безопасности жизнедеятельности (ОБЖ):

    1. Уроки по курсу ОБЖ

    2. Мероприятия по профилактике дорожно-транспортного травматизма, табакокурения, алкоголизма, токсикомании и наркомании.

    3. Выработка умений действовать при ЧС природного и техногенного характера.

    4. Организация встреч с сотрудниками ГИБДД, ФСКН, ОДН и пр.

    5. Контроль за соблюдением норм охраны труда.

    6. Проведение тренировок по экстренной эвакуации в случае возникновения пожара или иных ЧС, угрозы совершения теракта.

  6. Организация досуга молодежи и активного отдыха:

    1. Развитие студенческого самоуправления

    2. Проведение праздничных вечеров

    3. Работа агитационных бригад

    4. Привлечение к участию в конкурсах, выставках и пр.

    5. Сотрудничество с Управлением по культуре, спорту и молодежной политике Администрации ЧМР.

    6. Экскурсии, соревнования и пр.

  7. Профилактическая деятельность:

    1. Ежегодная плановая диспансеризация. Приказ МЗ РФ № 729 от 08.08.1973 г. «О диспансеризации подростков» Регистрируется в медицинской карте студента и включает:

      • Медицинский осмотр узкими специалистами: окулист, ЛОР, ортопед, стоматолог, гинеколог, педиатр и др.

      • Сдача клинических анализов крови и мочи.

      • Обследование на туберкулез методом флюографического осмотра

    2. Ежегодные периодические медицинские осмотры перед прохождением практики согласно Сан.мин.3.2.569.96 включает в себя:

  • Медицинский осмотр: терапевта, дерматовенеролога, гинеколога и др.

  • Флюорографическое обследование

  • Баканализы на гельминты, кишечную группу, брюшной тиф.

Все заносится в личную медицинскую книжку студента единого образца. Приказ № 122 от 14.04.2000 г. «О личной медицинской санитарной книжке».

    1. Ежегодная первичная постановка на воинский учет юношей 16-летнего возраста в ГВК. Закон РФ «О воинской обязанности и военной службе». Включает в себя:

  • Специальную медицинскую комиссию врачей специалистов со сдачей клинических анализов крови, мочи, флюорографии, ЭКГ и дальнейшим обследованием в стационарах по показаниям.

    1. Профилактическое направление о предупреждении и распространении туберкулеза. Закон за подписью Президента РФ № 77 от 18.06.2001 г. и Приказа МЗ РФ № 324 от 29.11.1995 г. «О совершенствовании противотуберкулезной помощи населению РФ». Включает:

  • Флюорографическое обследование

  • Проведение профилактических прививок БЦЖ и БЦЖ-М

  • Постановка Р. Манту.

    1. Вакцинопрофилактика. Закон РФ от апреля 1991 г. «Обязательные прививки против кори, дифтерии, туберкулеза, полиомиелита». Включает также противогриппозную профилактику методом плановой вакцинации в осенний период.

  1. Профилактика табакокурения, алкоголизма, токсикомании и наркомании:

    1. Выявление студентов с вредными привычками.

    2. Побуждение студентов к осознанному принятию решения не курить, не употреблять алкоголь и наркотики.

    3. Предоставление студентам альтернативных способов удовлетворения их потребностей в самовыражении и социальном развитии – физическая культура и спорт, культурные мероприятия и активный отдых.

  2. Сохранение и укрепление психического здоровья:

    1. Оказание адресной психологической помощи студентам в решении проблем личностной сферы и межличностного взаимодействия

    2. Повышение стрессоустойчивости студентов.

ИНФОРМАЦИЯ О МЕДИЦИНСКОМ ПУНКТЕ ТЕХНИКУМА

Медицинский пункт ГОУ СПО МО «Чеховский механико-технологический техникум молочной промышленности» входит в радиус обслуживания Венюковского отделения Чеховской поликлиники. Обслуживается одним фельдшером. Открыт в 1983 году.

Медицинский пункт включает в себя два отдельных кабинета:

  1. для проведения лечебно-диагностической, лечебно-профилактической работы;

  2. процедурный кабинет для проведения вакцинопрофилактики и туберкулезодиагностики.

В кабинетах проведен капитальный ремонт. Оснащены новым медицинским оборудованием и мебелью. Ежегодно приобретаются и обновляются медикаменты и перевязочный материал. Имеются укладки для оказания экстренной медицинской помощи.

Проводится санитарно-просветительская работа.

ЦИКЛОГРАММА ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ


Ключевой момент

Форма работы

Срок

Ответственный


1. Диагностическая работа

1.Целенаправленная работа по диагностике

первокурсников


Изучение документов, личных дел, беседы с родителями, работа со студентами


Август -декабрь


Зам. директора по ВР, кл. рук-ли, фельдшер,

соц. педагог


2. Наблюдение за адаптацией первокурсников

Индивидуальные беседы со студентами, их родителями, приобщение к творческим делам группы, техникума, запись в кружки, секции;

Сентябрь — октябрь


Кл. рук-ли,

зам. директора по УР и ВР, соц. педагог

3. Работа классных руководителей по изучению личности каждого первокурсника и выявлению причин неадекватного поведения

Тестирование и анкетирование, классные часы, рейды в семьи, психологические акции и тренинги


В течение года


Кл. рук-ли, ССУ, ЗД. по ВР


2. Основные направления работы с педагогами

1.Учебно-просветительская работа классных руководителей и преподавателей

Семинары, лектории


В течение года


Администрация техникума, методист


3. Основные направления работы с родителями

1.Информационно-просветительская работа с родителями

Дни Открытых дверей для родителей, родительские собрания,


В течение года


Администрация техникума, классные руководители


2.Коррекционно-развивающая работа


Индивидуальные консультации


В течение года


Администрация техникума, классные руководители, соц. педагог



4. Основные направления работы со студентами

1.Организационно-координационная работа

Собрания ССУ для подготовки мероприятий.

ежемесячно

Председатель ССУ

2. PR-работа

Подготовка материалов по проблеме формирования мотивации здорового образа жизни в радиовыпусках, в газете «Планета ЧМТТ»

В течение года


Зам. директора по ВР, Информационный центр

Подготовка и размещение информации на сайте

В течение года

Зам. директора по ВР, Информ. центр

Подготовка и выпуск специального студенческого номера газеты «Территория свободы» ко Всемирному Дню борьбы со СПИДом

декабрь

Зам. директора по ВР, Информ. центр

Составление и проведение мониторинга на тему «Наркопотребление в студенческой среде», «Отношение к алкоголю и табакокурению»

В течение года

Зам. директора по ВР, классные руководители

4.Профилактическая работа

Подготовка и распространение информационных материалов по ЗОЖ

В течение года

Зам. директора по ВР, ССУ

Информационно-просветительская работа по ЗОЖ на культурно-массовых мероприятиях в вузе

В течение года

Зам. директора по ВР, ССУ

Создание информационного стенда «Здоровый образ жизни»

В течение года

Зам. директора по ВР, Информ. центр

Подготовка книжной выставки по ЗОЖ

декабрь

библиотека

Проведение встреч на тему здорового образа жизни с представителями медицины, СЭС и пр.

В течение года

Зам. директора по ВР

5.Практическая работа

Привлечение студентов к занятиям в спортивных секциях, творческих коллективах, к общественной жизни

В течение года

Зам. директора по ВР, ССУ, класс. руководители

Проведение массовых физкультурно-оздоровительных праздников, соревнований

Участие в спартакиадах

В течение года

Руководитель физ. воспитания, ССУ

Акция «Сигаретка в обмен на конфетку»

Ко дню борьбы с курением

Зам. директора по ВР, ССУ

Конкурс творческих работ «Все краски жизни»

Сентябрь-ноябрь

Зам. директора по ВР, ССУ

Участие в районных мероприятиях

В течение года

Зам. директора по ВР, ССУ

КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ ПРОГРАММЫ
Критерии реализации программы раскрываются через систему показателей, позволяющих выявить достижение цели и задач, поставленных программой.

  1. Динамика значимости здоровья в иерархии жизненных ценностей студентов, преподавателей и сотрудников по результатам социологических исследований.

  2. Динамика распределения студентов по группам здоровья в направлении укрепления состояния здоровья.

  3. Реальная активность студентов, преподавателей и сотрудников по сохранению и укреплению здоровья (анкетирование, анализ занятий и участия в здоровом образе жизни).

  4. Физическое состояние студентов, преподавателей и сотрудников (результаты медицинских обследований).

  5. Количество проведенных мероприятий: конференций, семинаров, круглых столов по проблемам формирования здорового образа жизни.

  6. Количество преподавателей, использующих здоровьесберегающие технологии в учебно-воспитательном процессе.

  7. Количество проведенных в техникуме физкультурно-оздоровительных и спортивно-массовых мероприятий, количество участников (студентов, преподавателей и сотрудников).

  8. Количество секций по видам спорта, работающих при институте, и число занимающихся в них (студентов, преподавателей и сотрудников)

  9. Степень оснащенности спортивной базы.

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ


  1. Осознанное и ответственное отношение студентов и преподавателей техникума к здоровью.

  2. Подготовка физически здоровых, гармонично подготовленных к профессионально-трудовой деятельности и к ведению в обществе ЗОЖ специалистов.

  3. Выработка общих принципов взаимодействия студентов и преподавателей.

  4. Создание позитивной профилактики, которая ориентируется не на патологию, не на проблему и ее следствия, а сводится к формированию и укреплению ценностного отношения к здоровью.


страница 1


скачать

Другие похожие работы: