1. Министерство образования и науки Российской Федерации

  2. федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

  3. высшего профессионального образования

  4. «Петрозаводский государственный университет»



  5. ПРОГРАММА ПО ЛИТЕРАТУРЕ


Общие указания

Настоящая программа составлена на основе кодификатора элементов содержания и требований к уровню подготовки выпускников общеобразовательных учреждений для проведения единого государственного экзамена по литературе (разработчик — ФГБ НУ «ФИПИ»), обязательного минимума содержания основного общего образования по литературе (приказ Минобразования России от 19.05.1998 № 1236); обязательного минимума содержания среднего (полного) общего образования по литературе (приказ Минобразования России от 30.06.1999 № 56), требований федерального государственного стандарта среднего (полного) общего образования по литературе, базового и профильного уровней (приказ Минобразования России от 05.03.2004 № 1089).
Порядок проведения вступительных испытаний
Вступительные испытания проводятся в виде письменного тестирования для поступающих на очное обучение (пункты 5.4 и 5.7 Правил приема в ПетрГУ) или в виде собеседования для лиц, имеющих высшее образование.

Письменное тестирование проводится в формате и продолжительности ЕГЭ (http://www.ege.edu.ru).

В частях 1 и 2 предлагается выполнение заданий, включающих вопросы к анализу литературных произведений. Проверяется умение поступающих определять основные элементы содержания и художественной структуры изученных произведений (тематика и проблематика, герои и события, художественные приемы, различные виды тропов и т. п.), а также рассматривать конкретные литературные произведения во взаимосвязи с материалом курса литературы.

Часть 3 работы требует полноформатного развернутого высказывания на литературную тему (таким образом, к отработанному в частях 1 и 2 литературному материалу добавляется еще один содержательный компонент проверяемого курса). Поступающему предлагается 3 вопроса, охватывающих важнейшие вехи отечественного историко-литературного процесса: 1 – по произведениям древнерусской литературы, классики XVIII в. и первой половины XIX в.; 2 – по произведениям второй половины XIX в.; 3 – по произведениям XX в. Поступающий выбирает только один из вопросов и дает на него ответ в форме сочинения, обосновывая свои суждения обращением к произведению (по памяти).

За каждый верный ответ при выполнении заданий с кратким ответом частей 1 и 2 экзаменационной работы абитуриент получает 1 балл. За успешное выполнение каждого из заданий с развернутым ответом частей 1 и 2 экзаменуемый получает максимально по 4 балла. Максимальный балл за выполнение задания части 3 – 14. Максимальное количество баллов, выставляемых за экзаменационную работу, составляет 42 балла. Сумма набранных баллов переводится в 100-балльную систему. Максимальное количество баллов, выставляемых за экзаменационную работу, составляет 100 баллов.

Общее время выполнения работы — 235 минут.

На собеседовании поступающим выдаются аналогичные задания, но ответ принимается в устной форме. На подготовку дается 60 минут, после чего проводится беседа на темы предложенных заданий. Результаты беседы оцениваются по 100-балльной шкале.

Перечень требований к уровню подготовки выпускников, достижение которого проверяется на вступительных испытаниях по литературе
Абитуриент, поступающий в ПетрГУ, должен
1. Знать/понимать:

1.1. образную природу словесного искусства;

1.2. содержание изученных литературных произведений;

1.3. основные факты жизни и творчества писателей-классиков XIX–XX вв., этапы их творческой эволюции;

1.4. историко-культурный контекст и творческую историю изучаемых произведений;

1.5. основные закономерности историко-литературного процесса; сведения об отдельных периодах его развития; черты литературных направлений и течений;

1.6. основные теоретико-литературные понятия

2. Уметь:

2.1. воспроизводить содержание литературного произведения;

2.2. анализировать и интерпретировать литературное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (художественная структура, тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, художественного времени и пространства, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения;

2.3. соотносить художественную литературу с фактами общественной жизни и культуры; раскрывать роль литературы в духовном и культурном развитии общества;

2.4. раскрывать конкретно-историческое и общечеловеческое содержание изученных литературных произведений; связывать литературную классику со временем написания, с современностью и традицией; выявлять «сквозные темы» и ключевые проблемы русской литературы;

2.5. соотносить изучаемое произведение с литературным направлением эпохи; выделять черты литературных направлений и течений при анализе произведения;

2.6. определять жанрово-родовую специфику литературного произведения;

2.7. сопоставлять литературные произведения, а также их различные художественные, критические и научные интерпретации;

2.8. выявлять авторскую позицию, характеризовать особенности стиля писателя;

2.9. аргументированно формулировать свое отношение к прочитанному произведению;

2.10. писать рецензии на прочитанные произведения и сочинения различных жанров на литературные темы.

3. Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

3.1. создания связного текста (устного и письменного) на предложенную тему с учетом норм русского литературного языка;

3.2. участия в диалоге или дискуссии.
Элементы содержания, проверяемые на вступительных испытаниях по литературе
1. Сведения по теории и истории литературы1

1.1. Художественная литература как искусство слова.

1.2. Фольклор. Жанры фольклора.

1.3. Художественный образ. Художественное время и пространство.

1.4. Содержание и форма. Поэтика.

1.5. Авторский замысел и его воплощение. Художественный вымысел. Фантастика.

1.6. Историко-литературный процесс. Литературные направления и течения: классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм, модернизм (символизм, акмеизм, футуризм), постмодернизм.

1.7. Литературные роды: эпос, лирика, лироэпос, драма. Жанры литературы: роман, роман-эпопея, повесть, рассказ, очерк, притча; поэма, баллада; лирическое стихотворение, песня, элегия, послание, эпиграмма, ода, сонет; комедия, трагедия, драма.

1.8. Авторская позиция. Тема. Идея. Проблематика. Сюжет, фабула. Композиция. Эпиграф. Антитеза. Стадии развития действия: экспозиция, завязка, кульминация, развязка, эпилог. Лирическое отступление. Конфликт. Автор-повествователь. Образ автора. Персонаж. Интерьер. Характер. Тип. Лирический герой. Система образов. Портрет. Пейзаж. Говорящая фамилия. Ремарка. «Вечные темы» и «вечные образы» в литературе. Пафос. Фабула. Речевая характеристика героя: диалог, монолог; внутренняя речь. Сказ.

1.9. Деталь. Символ. Подтекст.

1.10. Психологизм. Народность. Историзм.

1.11. Трагическое и комическое. Сатира, юмор, ирония, сарказм. Гротеск.

1.12. Язык художественного произведения. Риторический вопрос, восклицание. Афоризм. Инверсия. Повтор. Анафора. Изобразительно-выразительные средства в художественном произведении: сравнение, эпитет, метафора (включая олицетворение), метонимия. Гипербола. Аллегория. Оксюморон. Звукопись: аллитерация, ассонанс.

1.13. Стиль.

1.14. Проза и поэзия. Системы стихосложения. Стихотворные размеры: хорей, ямб, дактиль, амфибрахий, анапест. Ритм. Рифма. Строфа. Дольник. Акцентный стих. Белый стих. Верлибр.

1.15. Литературная критика.

2. Из древнерусской литературы

2.1. «Слово о полку Игореве».

3. Из литературы XVIII в.

3.1. Д.И. Фонвизин. Пьеса «Недоросль».

3.2. Г.Р. Державин. Стихотворение «Памятник»

4. Из литературы первой половины XIX в.

4.1. В.А. Жуковский. Стихотворение «Море».

4.2. В.А. Жуковский. Баллада «Светлана».

4.3. А.С. Грибоедов. Пьеса «Горе от ума».

4.4. А.С. Пушкин. Стихотворения: «Деревня», «Узник», «Во глубине сибирских руд...», «Поэт», «К Чаадаеву», «Песнь о вещем Олеге», «К морю», «Няне», «К***» («Я помню чудное мгновенье…»), «19 октября» («Роняет лес багряный свой убор…»), «Пророк», «Зимняя дорога», «Анчар», «На холмах Грузии лежит ночная мгла…», «Я вас любил: любовь еще, быть может…», «Зимнее утро», «Бесы», «Разговор книгопродавца с поэтом», «Туча», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…», «Погасло дневное светило...», «Свободы сеятель пустынный…», «Подражания Корану» (IX. «И путник усталый на Бога роптал…») «Элегия», («Безумных лет угасшее веселье...»), «...Вновь я посетил…»

4.5. А.С. Пушкин. Роман «Капитанская дочка».

4.6. А.С. Пушкин. Поэма «Медный всадник».

4.7. А.С. Пушкин. Роман «Евгений Онегин».

4.8. М.Ю. Лермонтов. Стихотворения: «Нет, я не Байрон, я другой…», «Тучи», «Нищий», «Из-под таинственной, холодной полумаски…», «Парус», «Смерть Поэта», «Бородино», «Когда волнуется желтеющая нива…», «Дума», «Поэт» («Отделкой золотой блистает мой кинжал…»), «Три пальмы», «Молитва» («В минуту жизни трудную…»), «И скучно и грустно», «Нет, не тебя так пылко я люблю…», «Родина», «Сон» («В полдневный жар в долине Дагестана…»), «Пророк», «Как часто, пестрою толпою окружен...», «Валерик», «Выхожу один я на дорогу...»

4.9. М.Ю. Лермонтов. «Песня про… купца Калашникова».

4.10. М.Ю. Лермонтов. Поэма «Мцыри».

4.11. М.Ю. Лермонтов. Роман «Герой нашего времени».

4.12. Н.В. Гоголь. Пьеса «Ревизор».

4.13. Н.В. Гоголь. Повесть «Шинель».

4.14. Н.В. Гоголь. Поэма «Мертвые души».

5. Из литературы второй половины XIX в.

5.1. А.Н. Островский. Пьеса «Гроза».

5.2. И.С. Тургенев. Роман «Отцы и дети».

5.3. Ф.И. Тютчев. Стихотворения: «Полдень», «Певучесть есть в морских волнах…», «С поляны коршун поднялся…», «Есть в осени первоначальной…», «Silentium!», «Не то, что мните вы, природа...», «Умом Россию не понять…», «О, как убийственно мы любим...», «Нам не дано предугадать…», «К. Б.» («Я встретил вас – и все былое...»), «Природа – сфинкс. И тем она верней...».

5.4. А.А. Фет. Стихотворения: «Заря прощается с землею...», «Одним толчком согнать ладью живую…», «Вечер», «Учись у них – у дуба, у березы…», «Это утро, радость эта…», «Шепот, робкое дыханье…», «Сияла ночь. Луной был полон сад. Лежали…», «Еще майская ночь».

5.5. И.А. Гончаров. Роман «Обломов».

5.6. Н.А. Некрасов. Стихотворения: «Тройка», «Я не люблю иронии твоей...», «Железная дорога», «В дороге», «Вчерашний день, часу в шестом…», «Мы с тобой бестолковые люди...», «Поэт и Гражданин», «Элегия» («Пускай нам говорит изменчивая мода...»), «О Муза! я у двери гроба…».

5.7. Н.А. Некрасов. Поэма «Кому на Руси жить хорошо».

5.8. М.Е. Салтыков-Щедрин. Сказки: «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил», «Дикий помещик», «Премудрый пискарь».

5.9. М.Е. Салтыков-Щедрин. Роман «История одного города» (обзорное изучение).

5.10. Л.Н. Толстой. Роман-эпопея «Война и мир».

5.11. Ф.М. Достоевский. Роман «Преступление и наказание».

5.12. Н.С. Лесков. Одно произведение (по выбору экзаменуемого).

6. Из литературы конца XIX – начала XX в.

6.1. А.П. Чехов. Рассказы: «Студент», «Ионыч», «Человек в футляре», «Дама с собачкой», «Смерть чиновника», «Хамелеон».

6.2. А.П. Чехов. Пьеса «Вишневый сад».

7. Из литературы первой половины XX в.

7.1. И.А. Бунин. Рассказы: «Господин из Сан-Франциско», «Чистый понедельник».

7.2. М. Горький. Рассказ «Старуха Изергиль».

7.3. М. Горький. Пьеса «На дне».

7.4. А.А. Блок. Стихотворения: «Незнакомка», «Россия», «Ночь, улица, фонарь, аптека…», «В ресторане», «Река раскинулась. Течет, грустит лениво…» (из цикла «На поле Куликовом»), «На железной дороге», «Вхожу я в темные храмы...», «Фабрика», «Русь», «О доблестях, о подвигах, о славе...», «О, я хочу безумно жить…»

7.5. А.А. Блок. Поэма «Двенадцать».

7.6. В.В. Маяковский. Стихотворения: «А вы могли бы?», «Послушайте!», «Скрипка и немножко нервно», «Лиличка!», «Юбилейное», «Прозаседавшиеся», «Нате!», «Хорошее отношение к лошадям», «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче», «Дешевая распродажа», «Письмо Татьяне Яковлевой».

7.7. В.В. Маяковский. Поэма «Облако в штанах».

7.8. С.А. Есенин. Стихотворения: «Гой ты, Русь, моя родная!..», «Не бродить, не мять в кустах багряных…», «Мы теперь уходим понемногу…», «Письмо матери», «Спит ковыль. Равнина дорогая…», «Шаганэ ты моя, Шаганэ…», «Не жалею, не зову, не плачу…», «Русь Советская», «О красном вечере задумалась дорога…», «Запели тесаные дроги…», «Русь», «Пушкину», «Я иду долиной. На затылке кепи...», «Низкий дом с голубыми ставнями...»

7.9. М.И. Цветаева. Стихотворения: «Моим стихам, написанным так рано…», «Стихи к Блоку» («Имя твое – птица в руке…»), «Кто создан из камня, кто создан из глины…», «Тоска по родине! Давно…», «Книги в красном переплете», «Бабушке», «Семь холмов – как семь колоколов!..» (из цикла «Стихи о Москве»).

7.10. О.Э. Мандельштам. Стихотворения: «Notre Dame», «Бессонница. Гомер. Тугие паруса…», «За гремучую доблесть грядущих веков…», «Я вернулся в мой город, знакомый до слез…»

7.11. А.А. Ахматова. Стихотворения: «Песня последней встречи», «Сжала руки под темной вуалью…», «Мне ни к чему одические рати…», «Мне голос был. Он звал утешно…», «Родная земля», «Заплаканная осень, как вдова...», «Приморский сонет», «Перед весной бывают дни такие...», «Не с теми я, кто бросил землю...», «Стихи о Петербурге», «Мужество».

7.12. А.А. Ахматова. Поэма «Реквием».

7.13. М.А. Шолохов. Роман «Тихий Дон»

7.14. М.А. Шолохов. Рассказ «Судьба человека».

7.15. М.А. Булгаков. Роман «Белая гвардия». Роман «Мастер и Маргарита» (один из романов по выбору абитуриента).

7.16. А.Т. Твардовский. Стихотворения: «Вся суть в одном-единственном завете…», «Памяти матери» («В краю, куда их вывезли гуртом…»), «Я знаю, никакой моей вины…»

7.17. А.Т. Твардовский. Поэма «Василий Теркин» (главы «Переправа», «Два солдата», «Поединок», «Смерть и воин»).

7.18. Б.Л. Пастернак. Стихотворения: «Февраль. Достать чернил и плакать!..», «Определение поэзии», «Во всем мне хочется дойти…», «Гамлет», «Зимняя ночь» («Мело, мело по всей земле…»), «Никого не будет в доме...», «Снег идет», «Про эти стихи», «Любить иных – тяжелый крест...», «Сосны», «Иней», «Июль».

7.19. Б.Л. Пастернак. Роман «Доктор Живаго» (обзорное изучение с анализом фрагментов).

7.20. А.П. Платонов. Одно произведение (по выбору абитуриента).

7.21. А.И. Солженицын. Рассказ «Матренин двор».

7.22. А.И. Солженицын. Повесть «Один день Ивана Денисовича».

8. Из литературы второй половины ХХ в.

8.1. Проза второй половины XX в.

Ф.А. Абрамов, Ч.Т. Айтматов, В.П. Астафьев, В.И. Белов, А.Г. Битов, В.В. Быков, В.С. Гроссман, С.Д. Довлатов, В.Л. Кондратьев, В.П. Некрасов, Е.И. Носов, В.Г. Распутин, В.Ф. Тендряков, Ю.В. Трифонов, В.М. Шукшин (произведения не менее трех авторов по выбору).

8.2. Поэзия второй половины XX в.

Б.А. Ахмадулина, И.А. Бродский, А.А. Вознесенский, В.С. Высоцкий, Е.А. Евтушенко, Н.А. Заболоцкий, Ю.П. Кузнецов, Л.Н. Мартынов, Б.Ш. Окуджава, Н.М. Рубцов, Д.С. Самойлов, Б.А. Слуцкий, В.Н. Соколов, В.А. Солоухин, А.А. Тарковский (стихотворения не менее трех авторов по выбору).

8.3. Драматургия второй половины ХХ в.

А.Н. Арбузов, А.В. Вампилов, А.М. Володин, В.С. Розов, М.М. Рощин (произведение одного автора по выбору).

1 Курсивом выделены понятия, которые напрямую не названы в государственном образовательном стандарте, однако являются необходимыми для конкретизации включенных в стандарт терминов и понятий высокого уровня обобщения. Например, при характеристике особенностей композиции произведения часто требуется использовать термин антитеза; анализ проблематики произведения, образа героя (в том числе с учетом авторской позиции) требует знания понятий портрет, пейзаж, говорящая фамилия, ремарка; выявление языковых особенностей текста предполагает использование таких понятий, как риторический вопрос, афоризм, инверсия, повтор, анафора, олицетворение; оперирование понятиями поэзия, стихотворение требует владения термином рифма.

страница 1


скачать

Другие похожие работы: