1. Министерство образования и науки Российской Федерации



  2. федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

  3. высшего профессионального образования

  4. «Петрозаводский государственный университет»



  5. ПРОГРАММА ПО ИНФОРМАТИКЕ И ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫМ ТЕХНОЛОГИЯМ



Общие указания

Настоящая программа составлена на основе ныне действующих учебных программ по курсу «Информатика и информационно-коммуниационные технологии» для средней школы.

При подготовке основное внимание следует уделить умению применять теоретический материал к решению задач.
Порядок проведения вступительных испытаний
Вступительные испытания проводятся в виде письменного тестирования для поступающих на очное и заочное обучение (пункты 5.4 и 5.7 Правил приема в ПетрГУ).

Письменное тестирование при поступлении на очное и заочное обучение проводится в формате и продолжительности ЕГЭ (http://www.ege.edu.ru). Решение задачи оценивается от 1 до 5 баллов в зависимости от сложности задачи и от правильности решения. Баллы суммируются и переводятся в 100-балльную систему.
Элементы содержания, проверяемые на вступительном экзамене
1. Информация и информационные процессы

1.1 Информация и ее кодирование

1.1.1 Виды информационных процессов

1.1.2 Процесс передачи информации, источник и приемник информации. Сигнал, кодирование и декодирование. Искажение информации

1.1.3 Дискретное (цифровое) представление текстовой, графической, звуковой информации и видеоинформации. Единицы измерения количества информации

1.1.4 Скорость передачи информации

1.2 Системы, компоненты, состояние и взаимодействие компонентов. Информационное взаимодействие в системе, управление, обратная связь

1.3 Моделирование

1.3.1 Описание (информационная модель) реального объекта и процесса, соответствие описания объекту и целям описания. Схемы, таблицы, графики, формулы как описания

1.3.2 Математические модели

1.3.3 Использование сред имитационного моделирования (виртуальных лабораторий) для проведения компьютерного эксперимента в учебной деятельности

1.4 Системы счисления

1.4.1 Позиционные системы счисления

1.4.2 Двоичное представление информации

1.5 Логика и алгоритмы

1.5.1 Высказывания, логические операции, кванторы, истинность высказывания

1.5.2 Цепочки (конечные последовательности), деревья, списки, графы, матрицы (массивы), псевдослучайные последовательности

1.5.3 Индуктивное определение объектов

1.5.4 Сортировка

1.6 Элементы теории алгоритмов

1.6.1 Формализация понятия алгоритма

1.6.2 Вычислимость. Эквивалентность алгоритмических моделей

1.6.3 Построение алгоритмов и практические вычисления

1.7 Языки программирования

1.7.1 Типы данных

1.7.2 Основные конструкции языка программирования. Система программирования

1.7.3 Основные этапы разработки программ. Разбиение задачи на подзадачи

2. Информационная деятельность человека

2.1 Профессиональная информационная деятельность. Информационные ресурсы

2.2 Экономика информационной сферы

2.3 Информационная этика и право, информационная безопасность

3. Средства ИКТ

3.1 Архитектура компьютеров и компьютерных сетей

3.1.1 Программная и аппаратная организация компьютеров и компьютерных систем. Виды программного обеспечения

3.1.2 Операционные системы. Понятие о системном администрировании

3.2 Технологии создания и обработки текстовой информации

3.2.1 Понятие о настольных издательских системах. Создание компьютерных публикаций

3.2.2 Использование готовых и создание собственных шаблонов. Использование систем проверки орфографии и грамматики. Тезаурусы. Использование систем двуязычного перевода и электронных словарей

3.2.3 Использование специализированных средств редактирования математических текстов и графического представления математических объектов

3.2.4 Использование систем распознавания текстов

3.3 Технология создания и обработки графической и мультимедийной информации

3.3.1 Форматы графических и звуковых объектов

3.3.2 Ввод и обработка графических объектов

3.3.3 Ввод и обработка звуковых объектов

3.4 Обработка числовой информации

3.4.1 Математическая обработка статистических данных

3.4.2 Использование динамических (электронных) таблиц для выполнения учебных заданий из различных предметных областей

3.5 Технологии поиска и хранения информации

3.5.1 Системы управления базами данных. Организация баз данных

3.5.2 Использование инструментов поисковых систем (формирование запросов)

3.6 Телекоммуникационные технологии

3.6.1 Специальное программное обеспечение средств телекоммуникационных технологий

3.6.2 Инструменты создания информационных объектов для Интернета


Проверяемые умения или способы действий
1. ЗНАТЬ/ПОНИМАТЬ/УМЕТЬ:

1.1 Моделировать объекты, системы и процессы

1.1.1 Проводить вычисления в электронных таблицах

1.1.2 Представлять и анализировать табличную информацию в виде графиков и диаграмм

1.1.3 Строить информационные модели объектов, систем и процессов в виде алгоритмов

1.1.4 Читать и отлаживать программы на языке программирования

1.1.5 Создавать программы на языке программирования по их описанию

1.1.6 Строить модели объектов, систем и процессов в виде таблицы истинности для логического высказывания

1.1.7 Вычислять логическое значение сложного высказывания по известным значениям элементарных высказываний

1.2 Интерпретировать результаты моделирования

1.2.1 Использовать готовые модели, оценивать их соответствие реальному объекту и целям моделирования

1.2.2 Интерпретировать результаты, получаемые в ходе моделирования реальных процессов

1.3 Оценивать числовые параметры информационных объектов и процессов

1.3.1 Оценивать объем памяти, необходимый для хранения информации

1.3.2 Оценивать скорость передачи и обработки информации

2. ИСПОЛЬЗОВАТЬ ПРИОБРЕТЕННЫЕ ЗНАНИЯ И УМЕНИЯ В ПРАКТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ПОВСЕДНЕВНОЙ ЖИЗНИ:

2.1 Осуществлять поиск и отбор информации

2.2 Создавать и использовать структуры хранения данных

2.3 Работать с распространенными автоматизированными информационными системами

2.4 Проводить статистическую обработку данных с помощью компьютера

Типы возможных алгоритмических задач.
1. Нахождение минимума и максимума двух, трех, четырех данных чисел без использования массивов и циклов.

2. Нахождение всех корней заданного квадратного уравнения.

3. Запись натурального числа в позиционной системе с основанием, меньшим или равным 10. Обработка и преобразование такой записи числа.

4. Нахождение сумм, произведений элементов данной конечной числовой последовательности (или массива).

5. Использование цикла для решения простых переборных задач(поиск наименьшего простого делителя данного натурального числа, проверка числа на простоту и т.д.).

6. Заполнение элементов одномерного и двумерного массивов по заданным правилам.

7. Операции с элементами массива. Линейный поиск элемента. Вставка и удаление элементов в массиве. Перестановка элементов данного массива в обратном порядке. Суммирование элементов массива. Проверка соответствия элементов массива некоторому условию.

8. Нахождение второго по величине (второго максимального или второго минимального) значения в данном массиве за однократный просмотр массива.

9. Нахождение минимального (максимального) значения в данном массиве и количества элементов, равных ему, за однократный просмотр массива.

10. Операции с элементами массива, отобранными по некоторому условию (например, нахождение минимального четного элемента в массиве, нахождение количества и суммы всех четных элементов в массиве).

11. Сортировка массива.

12. Слияние двух упорядоченных массивов в один без использования сортировки.

13. Обработка отдельных символов данной строки. Подсчет частоты появления символа в строке.

14. Работа с подстроками данной строки с разбиением на слова по пробельным символам. Поиск подстроки внутри данной строки, замена найденной подстроки на другую строку
Рекомендуемая литература

Основная

Шауцукова Л.З. Информатика: Учебное пособие для 10 – 11 кл. общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2008.

Семакин И., Хеннер Е. Информатика и ИКТ: Учебник для 10 и 11 классов. Базовый уровень. 5-е издание – М: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009..

Угринович Н.Д. Информатика и ИКТ: учебник для 9 класса – М: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008.

Угринович Н.Д. Информатика и ИКТ: учебник для 11 класса – М: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008.

Гейн А.Г. Информатика и информационные технологии, 9 класс: учебн. для общеобразовательных учрежд. 2-е изд., дораб. и дополн. М.: Просвещение, 2009.

Дополнительная

Крылов С.С. ЕГЭ. Информатика, Тематическая рабочая тетрадь ФИПИ. – М.: Изд-во «Экзамен», 2010.

Островская Е.М. ЕГЭ 2010. Информатика: сдаем без проблем! – М.: Эксмо, 2009.

Байков В., Сафронов И. Уроки Интернета для школьников. – СПб.: BHV -СПб, 2002. —160 с.

Сафронов И. Задачник-практикум по информатике. – СПб.: BHV -СПб, 2002.

Угринович Н., Босова Л., Михайлов Н. Практикум по информатике и информационным технологиям. – М.: Лаборатория Базовых Знаний, 2002.

страница 1


скачать

Другие похожие работы: