МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Петрозаводский государственный университет»
ПРОГРАММА ПО ХИМИИ
1. Цель и задачи вступительного испытания

Экзамен проводится с целью выявления готовности абитуриента к обучению на медицинском факультете.

Задачи вступительных испытаний: проверка понятийного аппарата и теоретических основ общей химии в рамках программы средней общеобразовательной школы.

2. Основные требования к уровню подготовки

Абитуриент, сдающий экзамен по химии, должен продемонстрировать знание основных теоретических вопросов химии и умение применять их для решения конкретных химических задач.

При ответах на вопросы теста экзаменующийся должен:

- знать основные законы и понятия химии.

- уметь давать сравнительную характеристику элементов по группам и периодам периодической системы Д. И. Менделеева;

- знать конкретные физические и химические свойства простых веществ и однотипных соединений элементов;

- уметь анализировать зависимость свойств веществ от их состава и строения;

- на основании теории химического строения органических соединений А.М. Бутлерова экзаменующийся должен уметь давать характеристику каждого класса органических соединений: особенностей электронного и пространственного строения, закономерностей изменения свойств в гомологическом ряду, а также знать номенклатуру, виды изомерии, химические свойства;

- уметь решать типовые и комбинированные задачи по основным разделам химии.

3. Форма вступительного испытания и его процедура

Вступительное испытание проводится в письменной форме по специально подготовленным вопросам (тест).

В определенное расписанием время абитуриенты должны занять места в назначенной аудитории, для чего с собой необходимо иметь: паспорт, экзаменационный лист, 2 ручки (синие или черные). После размещения всех допущенных к вступительным испытаниям представитель экзаменационной комиссии объясняет правила оформления ответа и раздает листы с экзаменационными заданиями. С этого момента начинается отсчет времени. Продолжительность вступительного испытания 180 минут. По окончании отведенного времени абитуриенты должны сдать листы ответа представителям экзаменационной комиссии и выйти из аудитории. Объявление итогов экзаменов происходит в соответствии с графиком оглашения результатов вступительных испытаний в бакалавриат.
4. Основное содержание

МЕТОДЫ ПОЗНАНИЯ ВЕЩЕСТВ И ХИМИЧЕСКИХ ЯВЛЕНИЙ

Химия как часть естествознания. Химия - наука о веществах, их строении, свойствах и превращениях. Наблюдение, описание, измерение, эксперимент, моделирова­ние. Понятие о химическом анализе и синтезе. Экспериментальное изучение химических свойств неоргани­ческих и органических веществ.

Проведение расчетов на основе формул и уравнений реакций: 1) массовой доли химического элемента в веществе; 2) массовой до­ли растворенного вещества в растворе; 3) количества вещества, мас­сы или объема по количеству вещества, массе или объему одного из реагентов или продуктов реакции.

ВЕЩЕСТВО

Атомы и молекулы. Химический элемент. Язык химии. Знаки химических элементов, химические формулы. Закон постоянства состава.

Относительные атомная и молекулярная массы. Атомная еди­ница массы. Количество вещества, моль. Молярная масса. Моляр­ный объем.

Чистые вещества и смеси веществ. Природные смеси: воздух, природный газ, нефть, природные воды.

Качественный и количественный состав вещества. Простые и сложные вещества. Основные классы неорганических веществ.

Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева. Группы и периоды периодической сис­темы.

Строение атома. Ядро (протоны, нейтроны) и электроны. Изо­топы. Строение электронных оболочек атомов первых 20 элементов периодической системы Д. И. Менделеева.

Строение молекул. Химическая связь. Типы химических свя­зей: ковалентная (полярная и неполярная), ионная, металлическая. Понятие о валентности и степени окисления.

Вещества в твердом, жидком и газообразном состоянии. Кри­сталлические и аморфные вещества. Типы кристаллических реше­ток (атомная, молекулярная, ионная и металлическая).

ХИМИЧЕСКАЯ РЕАКЦИЯ

Химическая реакция. Условия и признаки химических реак­ций. Сохранение массы веществ при химических реакциях.

Классификация химических реакций по различным призна­кам: числу и составу исходных и полученных веществ; изменению степеней окисления химических элементов; поглощению или выде­лению энергии. Понятие о скорости химических реакций. Катали­заторы.

Электролитическая диссоциация веществ в водных растворах. Электролиты и неэлектролиты. Ионы. Катионы и анионы. Электро­литическая диссоциация кислот, щелочей и солей. Реакции ионного обмена. Окислительно-восстановительные реакции. Окислитель и вос­становитель.

НЕОРГАНИЧЕСКАЯ ХИМИЯ

Оксиды, кислоты, основания, соли. Классификация, номенклатура, способы получения и свойства. Понятие об амфотерности. Генетическая связь между основными классами неорганических соединений.

Водород

Физические и химические свойства. Взаимодействие с кислородом, металлами, оксидами

металлов и органическими соединениями.

Галогены

Общая характеристика галогенов. Хлор. Физические, химические свойства. Реакции с неорганическими и органическими веществами. Получение хлора. Соединения хлора:

хлороводород, хлориды, кислородсодержащие соединения.

Подгруппа кислорода

Общая характеристика элементов главной подгруппы VI группы. Кислород. Химические,

физические свойства. Получение кислорода. Аллотропия. Применение кислорода. Сера, ее

физические и химические свойства. Соединения серы: сероводород, сульфиды, оксиды серы, получение и свойства. Серная кислота, ее свойства, химические основы производ- ства. Соли серной кислоты.

Вода. Физические, химические свойства. Кристаллогидраты. Значение воды в промышленности, сельском хозяйстве, быту, природе. Охрана водоемов от загрязнения.

Подгруппа азота

Общая характеристика элементов главной подгруппы V группы. Азот. Соединения азота. Физические и химические свойства. Соединения азота: аммиак, соли аммония, оксиды азота, азотная кислота, соли азотной кислоты, физические и химические свойства. Производство аммиака.

Фосфор, его аллотропные формы, физические и химические свойства. Оксид фосфора (V),

фосфорная кислота и ее соли.

Подгруппа углерода

Общая характеристика элементов главной подгруппы IV группы. Физические и химические свойства. Углерод, его аллотропные формы. Соединения углерода: оксиды, угольная кислота и ее соли.

Кремний. Физические и химические свойства. Химические свойства соединений кремния;

нахождение в природе и использование в технике.

Металлы

Положение в периодической системе. Особенности строения атомов металлов. Металлическая связь. Характерные физические и химические свойства. Коррозия металлов.

Щелочные металлы. Общая характеристика на основе положения в периодической система Д. И. Менделеева. Соединения натрия, калия в природе, их применение.

Общая характеристика элементов главных подгрупп II и III групп периодической системы

Д. И. Менделеева. Кальций, его химические свойства. Свойства соединений кальция и их

нахождение в природе. Жесткость воды и способы ее устранения.

Алюминий. Характеристика алюминия и его соединений. Амфотерность оксида и гидроксида алюминия.

Железо. Характеристика железа, оксидов, гидроксидов, солей железа (II, III).

Природные соединения железа.

ОРГАНИЧЕСКАЯ ХИМИЯ

Строение органических соединений

Основные положения теории химического строения А. М. Бутлерова. Зависимость свойств веществ от химического строения. Изомерия. Электронная природа химических связей в молекулах, органических соединений, способы разрыва связей, понятие о свободных радикалах.

Предельные углеводороды

Гомологический ряд предельных углеводородов, их электронное и пространственное строение (sp3 -гибридизация). Метан. Номенклатура, физические и химические свойства

предельных углеводородов. Изомерия. Циклопарафины. Предельные углеводороды в природе.

Непредельные углеводороды

Гомологический ряд этиленовых углеводородов. Двойная связь, σ- и π-связи, sp2 - гибридизaция. Физические свойства. Изомерия углеродного скелета и положения двойной

связи. Номенклатура этиленовых углеводородов. Химические свойства. Получение углеводородов реакцией дегидрирования. Применение этиленовых углеводородов. Природный каучук, его строение и свойства.

Ацетилен. Тройная связь, sp-гибридизация. Гомологический ряд ацетилена. Номенклатура. Изомерия. Физические и химические свойства, применение ацетилена. Получение его карбидным способом и из метана.

Ароматические углеводороды

Бензол, его электронное строение, химические свойства. Промышленное получение и применение бензола. Гомологи бензола. Взаимосвязь предельных, непредельных и ароматических углеводородов.

Спирты. Фенолы

Спирты, их строение, химические свойства. Изомерия. Номенклатура спиртов. Химические свойства спиртов. Многоатомные спирты. Генетическая связь между углеводородами и спиртами.

Фенол, его строение. Физические и химические свойства фенола, сравнение со свойствами

алифатических спиртов. Применение фенола.

Альдегиды

Альдегиды, их строение, химические свойства. Номенклатура. Особенности карбонильной группы. Получение и применение муравьиного и уксусного альдегидов.

Карбоновые кислоты

Гомологический ряд предельных одноосновных кислот, их строение. Карбоксильная группа, взаимное влияние карбоксильной группы и углеродного радикала. Номенклатура. Физические и химические свойства карбоновых кислот. Уксусная, пальмитиновая, стеариновая, олеиновая кислоты. Получение и применение карбоновых кислот.

Сложные эфиры. Жиры

Сложные эфиры. Строение, получение реакцией этерификации. Химические свойства. Жиры в природе, их строение и свойства. Синтетические моющие средства, их значение.

Углеводы

Глюкоза, ее строение, химические свойства, роль в природе. Сахароза, ее гидролиз. Крахмал и целлюлоза, их строение, химические свойства, роль в природе. Применение целлюлозы и ее производных. Понятие об искусственных волокнах.

Амины. Аминокислоты

Амины как органические основания. Строение аминов. Взаимодействие с водой и кислоты. Анилин. Получение анилина из нитробензола. Практическое значение анилина.

Аминокислоты. Строение, химические особенности, изомерия аминокислот. γ-аминокислоты, их значение в природе. Синтез пептидов, их строение. Понятие об азотсодержащих гетероциклических соединениях на примере пиридина и пиррола.

Белки. Нуклеиновые кислоты

Строение, структура и свойства белков. Успехи в изучении и синтезе белков. Значение микробиологической промышленности. Нуклеиновые кислоты, строение нуклеотидов. Принцип комплементарности в построении двойной спирали ДНК. Роль нуклеиновых кислот в жизнедеятельности клетки.

Высокомолекулярные соединения

Общие понятия химии высокомолекулярных соединений: мономер, полимер, структурное

звено, степень полимеризации, средняя молекулярная масса. Полимеризация, поликондесация. Линейная и разветвленная структура полимеров. Зависимость свойств полимеров от их строения.

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ ХИМИИ

Правила безопасности при работе с едкими, горючими и ток­сичными веществами.

Проведение химических реакций в растворах.

Проведение химических реакций при нагревании.

Качественный и количественный анализ веществ. Определе­ние характера среды. Индикаторы. Качественные реакции на неор­ганические вещества и ионы, отдельные классы органических со­единений.

ХИМИЯ И ЖИЗНЬ

Человек в мире веществ, материалов и химических реакций.

Природные источники углеводородов. Нефть и природный газ, их применение.

Химическое загрязнение окружающей среды и его последст­вия.

Проблемы безопасного использования веществ и химических реакций в повседневной жизни. Токсичные, горючие и взрывоопас­ные вещества. Бытовая химическая грамотность.
5. Список рекомендуемой литературы

Габриелян О.С. Химия. 8 класс. Учебник.  М.  2013. 288с.

Габриелян О.С. Химия. 9 класс. Учебник.  М.  2014. 320с.

Габриелян О.С. Химия. 10 класс. Базовый уровень. М.  2013. 192с.

Габриелян О.С.  Химия. 11 класс. Базовый уровень.  М.  2007. 220с.

Габриелян О.С., Лысова Г.Г. Химия. 11 класс. Профильный уровень.   М.  2013. 400с.

Цветков Л.А. Органическая химия. Учебник для 10-11 классов. М.  2012. 271с.

Еремин В.В., Кузьменко Н.Е. и др. Химия. 11 класс. Базовый уровень. М.  2012. 160с.

Еремин В.В., Кузьменко Н.Е. и др. Химия 9 класс. Учебник.   М.  2013. 256с.

Каверина А.А., Добротин Д.Ю., Снастина М.Г.ЕГЭ-2014. Химия. Самое полное издание типовых вариантов заданий.  М.: 2014. - 192 с.

Медведев Ю.Н. ЕГЭ 2014. Химия. Типовые тестовые задания.   М.: 2014. - 160 с.

Химия. Тематические тесты для подготовки к ЕГЭ. Задания высокого уровня сложности (C1-С5). Под ред. Доронькина В.Н.3-е изд. - Р. н/Д: 2012. - 234 с


страница 1


скачать

Другие похожие работы: