Программа

по формированию здорового жизненного стиля для школьников

Авторский коллектив:

Сирота Наталья Александровна, д.м.н., профессор Ялтонский Владимир Михайлович, д.м.н., профессор Воробьева Татьяна Викторовна, к.м.н., доцент Бузина Татьяна Сергеевна, к.психол.н., доцент Ялтонская Александра Владимировна, научный сотрудник

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение

Концептуальные основы Целевое назначение

Цели Задачи

Целевая группа

Методика и технология реализации Структура программы Ожидаемые результаты Формы контроля результатов Формы работы Показатели эффективности Описание используемых наглядных средств Учебно-тематический план занятий

Занятие №1 Знакомство. Цели. Ожидания.

Занятие №2 Формирование навыков эффективного общения в группе.

Занятие №3 Принятие правил группы.

Занятие №4.Умение слушать.

Занятие №5 Невербальное общение.

Занятие №6 Я-высказывания.

Занятие №7 Преодоление проблемных ситуаций. Принятие решения. Занятие №8 Разрешение конфликтов. Занятие №9 Внутренние конфликты. Занятие №10 Стресс. Преодоление стресса.

Занятие №11 Стрессустойчивость. Доверие и контроль. Самозащита в ситуациях угрозы и опасности.

Занятие №12 Методы эффективного преодоления стресса. Предотвращение опасных ситуаций.

Занятие №13 Профилактика курения.

Занятие №14 Профилактика злоупотребления алкоголем.

Занятие №15 Профилактика употребления наркотиков.

Занятие №16 Межполовые отношения.

Занятие №17 Любовь и сексуальные отношения.

Занятие №18 Профилактика инфекций, передающихся половым путем.

Занятие №19Семья. Функции семьи.

Занятие №20Семья как система. Родительская семья.

Занятие №21 Эффективное взаимодействие в семье.

Занятие №22Социальные роли. Ролевое поведение и личность. Законопослушное

поведение.

Занятие №23Личность и личностные ценности. Здоровый образ жизни. Личная гигиена.

Закаливание.

Занятие №24Постановка и достижение целей. Завершение.

Учебно-методическое обеспечение

Рекомендуемая литература

Введение

В начале XXI века в России сложилась ситуация, когда у подрастающей молодежи нет культурной опоры (социальные институты, позволяющие развить личностные ресурсы), которая позволила бы эффективно адаптироваться к окружающим условиям и справляться с повседневными проблемами и стрессовыми ситуациями. Предоставленный сам себе подросток обращается к девиантным и делинквентным формам поведения, с помощью которых он пытается справиться с требованиями окружающей среды.

Помимо знаний и навыков, приобретаемых в школе, подросток нуждается в знаниях и навыках, позволяющих ему эффективно решать жизненные задачи (выбор профессии, поиск своего жизненного пути, приобретение друзей, создание семьи, поиск собственной идентичности).

Концептуальные основы

Жизненные навыки — это те навыки личного поведения и межличностного общения, которые позволяют людям контролировать и направлять свою жизнедеятельность, развивать умение жить вместе с другими и вносить изменения окружающую среду. Данный подход базируется на понятии изменения поведения.

Теория социального научения А. Бандуры и теория проблемного поведения Р. Джессора являются основой этого направления, позволяя, с одной стороны, приблизиться к пониманию причин возникновения зависимости от наркотиков, а, с другой стороны, создать потенциально эффективные профилактические стратегии. Первая теория связывает данный подход с направлением социальных влияний, вторая — с социально-психологическим направлением, учитывающим проблемы, являющиеся актуальными в подростковом возрасте, включая употребление наркотиков, раннее сексуальное поведение, делинквентность и т.д.

Проблемное поведение — такое, как употребление наркотиков, рассматривается с точки зрения функциональных проблем и подразумевает помощь подросткам в достижении личностных целей. С точки зрения концепции Р. Джессора, начальная фаза употребления наркотиков, наблюдающаяся преимущественно в подростковом возрасте, может быть: демонстрацией взрослого поведения; формой отчуждения от родительской дисциплины; выражением социального протеста и вызовом по отношению к ценностям среды; "инструментом" эксперимента; стремлением получить новый, ранее не познанный опыт; поиском удовольствия или расслабления; "открытием двери" в группу сверстников; средством стать участником определенного жизненного стиля; сигналом потребности в помощи в ситуации конфликта, напряжения; результатом давления со стороны социальной среды; актом отчаяния; ответом на определенные нарушения в психологическом и социальном развитии. Исследователи описывают большое количество таких субъективных побуждений и четко устанавливают один факт: обусловленное ими употребление наркотиков становится основным фактором в повседневном поведении подростков и молодых людей. Именно поэтому, с точки зрения К. Харрельмана, они нуждаются в приобретении умения противостоять вовлечению в употребление наркотиков, будучи некомпетентными в других формах социального "разговора" со средой, и рассматривают психоактивные вещества как неотъемлемую часть среды. Впервые программа развития жизненных навыков была разработана Д. Ботвиным. Цель ее заключалась в повышении у подростков устойчивости к различным социальным влияниям, в том числе и к употреблению наркотиков, в повышении индивидуальной компетентности путем обучения личностным и социальным навыкам. В настоящее время такие программы широко распространены в США и странах Западной Европы и охватывают, в основном, три области: информация и социальная устойчивость; развитие ряда личностных и поведенческих навыков; обучение различным социальным навыкам (навыки коммуникации, налаживания социальных контактов, отказа, отстаивания своей позиции).

Целевое назначение

Цели

Формирование здорового жизненного стиля, личностных ресурсов и стратегий поведения, препятствующих употреблению наркотических и других психоактивных веществ у подростков.

Задачи

Осознание и развитие личностных ресурсов, способствующих формированию здорового жизненного стиля и высокоэффективного поведения (адекватная самооценка, Я- концепция, эмпатия, аффилиация, интернальный локус контроля и др.) Развитие стратегий и навыков поведения, ведущих к здоровью и препятствующих поведению риска (навыков принятия решения и преодоления жизненных проблем; восприятия, использования и оказания психологической и социальной поддержки; оценки социальной ситуации и принятия ответственности за собственное поведение в ней; избегания ситуаций, связанных с риском ВИЧ-инфицирования, употребления наркотиков и других ПАВ; использования альтернативных способов получения радости и удовольствия; навыков эффективного общения; разрешения конфликтных ситуаций). Предоставление объективной информации о действии и последствиях употребления психоактивных веществ, о ВИЧ/СПИДе, об инфекциях, передающихся половым путем.

  • Формирование системных знаний и навыков о здоровом образе жизни, личной гигиене, физической культуре и закаливании.

  • Формирование системных знаний и навыков об угрозах и опасностях в сфере жизнедеятельности, примерах и правилах самозащиты и поиске своевременной помощи со стороны взрослых.

Формирование системных знаний и навыков об обеспечении безопасности собственных действий и предотвращении опасных ситуаций дома, в школе, на улице, в общественных местах: о безопасности на водоемах, при пожаре, а также умения и навыков оказания первой доврачебной помощи.

  • Формирование системных знаний и навыков законопослушного поведения.

  • Формирование системных знаний о факторах, разрушающих здоровье (табак, алкоголь, наркотики)

Целевая группа

Подростки старшего школьного возраста, учащиеся общеобразовательных школ 10-11 классов.

В процессе проведения программы также проводится работа и с учителями и родителями. Выделяются группы волонтеров для проведения дальнейшей профилактической активности: группа лидеров - подростков; группа лидеров - учителей и группа лидеров родителей. Эти группы в дальнейшем проходят специальную подготовку.

Методика и технология реализации

Программа рассчитана на 24 тренинговых занятия. Каждое занятие проводится 1,5 часа, 1 или 2 раза в неделю. Тренинговая форма работы подразумевает численность участников группы не больше 10-15 человек.

Каждое тренинговое занятие проводится по определенной схеме, состоящей из элементов, позволяющих сделать работу наиболее эффективной.

Этап

Методы

Время

Разминка

Подвижная игра, настраивающая на атмосферу тренинга

5 мин.

Обсуждение домашнего задания

Дискуссия и обсуждение результатов домашнего задания.

5-10 мин

Актуализация индивидуального опыта

Дискуссия

Психодраматические упражнения Рисунок

15-20 мин

Создание условий для получения нового опыта (упражнение)

Психодраматические упражнения Деловые игры Мозговой штурм Групповой рисунок Релаксационные упражнения Телесно ориентированные методики

20-30 мин

Мини лекция

Краткое сообщение, основанное на фактах современной науки.

15-20 мин

Дополнительные темы для обсуждения и упражнения

Дискуссия Игра /

Дополнительная информация Дополнительная отработка материала

5-20 мин

Обратная связь

Дискуссия

5-10 мин

Домашнее задание

Наблюдение Тренировка навыков Размышление на тему Самонаблюдение Рисунок

5 мин

Обратная связь ведущих

Обсуждение эффективности проведенного занятия с учетом целей и критериев

10 мин

страница 1страница 2 ... страница 4страница 5


скачать

Другие похожие работы: