МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Петрозаводский государственный университет»
ПРОГРАММА ПО БИОЛОГИИ

  1. Цель и задачи

Цель: выявить уровень компетентности абитуриента в области биологических знаний

Задачи: выявить овладение ключевыми компетентностями, ориентацию в системе моральных норм и ценностей: признание высокой ценности жизни во всех ее проявлениях; здоровья своего и других людей; экологического сознания; воспитание любви к природе.

  1. Основные требования к уровню подготовки.

Абитуриенты должны знать:

основные понятия, закономерности и законы, касающиеся строения, жизни и развития растительного, животного и человеческого организмов, развития живой природы; характеристику основных групп растений и классификацию животных на основе эволюционного развития.

Иметь представление:

о современном состоянии биологической науки; о закономерностях действия экологических факторов на организмы человека, животных и растений; о многомерности разнообразия уровней организации жизни; об особенностях разных сред жизни; на основе понимания биологии как науки и как явления культуры.

Должны владеть навыками:

умения обосновывать выводы, оперировать понятиями при объяснении явлений природы с приведением примеров. Этому умению придается особое значение, так как оно будет свидетельствовать об осмысленности знаний, о понимании излагаемого материала экзаменующимся.

3. Форма вступительного испытания и его процедура

Вступительные испытания проводятся в виде письменного тестирования для поступающих на очное и заочное обучение (пункты 5.4 и 5.7 Правил приема в ПетрГУ) или в виде собеседования для лиц, поступающих на заочное обучение и имеющих профессиональное образование.

Письменное тестирование при поступлении на очное и заочное обучение проводится в формате ЕГЭ (http://www.ege.edu.ru). Продолжительность экзамена 180 минут. В определенное расписанием время абитуриенты должны занять места в назначенной аудитории, для чего с собой необходимо иметь: паспорт, экзаменационный лист, 2 ручки (синие или черные). После размещения всех допущенных к вступительным испытаниям представитель экзаменационной комиссии объясняет правила оформления ответа и раздает листы с экзаменационными заданиями. С этого момента начинается отсчет времени. По окончании отведенного времени абитуриенты должны сдать листы ответа представителям экзаменационной комиссии и выйти из аудитории. После проверки работы выставляется общая балльная оценка. Объявление итогов экзамена происходит в соответствии с графиком оглашения результатов вступительных испытаний в бакалавриат.

На собеседовании поступающим выдаются билеты, содержащие несколько вопросов. На подготовку дается 30 минут, после чего проводится беседа на темы предложенных вопросов. Результаты беседы оцениваются по 100-балльной шкале.
4. Основное содержание

БИОЛОГИЯ КАК НАУКА. МЕТОДЫ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ

Объект изучения биологии – живая природа. Отличительные признаки живой природы: уровневая организация и эволюция. Основные уровни организации живой природы. Биологические системы. Современная естественнонаучная картина мира. Роль биологических теорий, идей, гипотез в формировании современной естественнонаучной картины мира. Методы познания живой природы.

КЛЕТКА

Развитие знаний о клетке (Р.Гук, Р.Вирхов, К.Бэр, М. Шлейден и Т.Шванн). Клеточная теория. Роль клеточной теории в становлении современной естественнонаучной картины мира. Химический состав клетки. Роль неорганических и органических веществ в клетке и организме человека. Строение клетки. Основные части и органоиды клетки, их функции; доядерные и ядерные клетки. Вирусы. Меры профилактики распространения вирусных заболеваний. Профилактика СПИДа. Строение и функции хромосом. ДНК – носитель наследственной информации. Удвоение молекулы ДНК в клетке. Значение постоянства числа и формы хромосом в клетках. Ген. Генетический код. Роль генов в биосинтезе белка.

ОРГАНИЗМ

Организм – единое целое. Многообразие организмов. Обмен веществ и превращения энергии – свойство живых организмов. Особенности обмена веществ у растений, животных, бактерий. Размножение – свойство организмов. Деление клетки – основа роста, развития и размножения организмов. Половое и бесполое размножение. Оплодотворение, его значение. Искусственное опыление у растений и оплодотворение у животных.

Индивидуальное развитие организма (онтогенез). Причины нарушений развития организмов. Индивидуальное развитие человека. Репродуктивное здоровье. Последствия влияния алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека.

Наследственность и изменчивость – свойства организмов. Генетика – наука о закономерностях наследственности и изменчивости. Г.Мендель – основоположник генетики. Генетическая терминология и символика. Закономерности наследования, установленные Г.Менделем. Хромосомная теория наследственности. Современные представления о гене и геноме. Наследственная и ненаследственная изменчивость. Влияние мутагенов на организм человека. Значение генетики для медицины и селекции. Наследование признаков у человека. Половые хромосомы. Сцепленное с полом наследование. Наследственные болезни человека, их причины и профилактика.

Генетика – теоретическая основа селекции. Селекция. Учение Н.И.Вавилова о центрах многообразия и происхождения культурных растений. Основные методы селекции: гибридизация, искусственный отбор. Биотехнология, ее достижения, перспективы развития. Этические аспекты развития некоторых исследований в биотехнологии (клонирование человека).

ВИД

История эволюционных идей. Значение работ К.Линнея, учения Ж.Б.Ламарка, эволюционной теории Ч.Дарвина. Роль эволюционной теории в формировании современной естественнонаучной картины мира. Вид, его критерии. Популяция - структурная единица вида, единица эволюции. Движущие силы эволюции, их влияние на генофонд популяции. Синтетическая теория эволюции. Результаты эволюции.

Сохранение многообразия видов как основа устойчивого развития биосферы. Причины вымирания видов. Биологический прогресс и биологический регресс. Гипотезы происхождения жизни. Отличительные признаки живого. Усложнение живых организмов на Земле в процессе эволюции. Гипотезы происхождения человека. Доказательства родства человека с млекопитающими животными. Эволюция человека. Происхождение человеческих рас.
ЭКОСИСТЕМЫ

Экологические факторы, их значение в жизни организмов. Биологические ритмы. Межвидовые отношения: паразитизм, хищничество, конкуренция, симбиоз. Видовая и пространственная структура экосистем. Пищевые связи, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах. Причины устойчивости и смены экосистем. Искусственные сообщества – агроэкосистемы. Биосфера – глобальная экосистема. Учение В. И. Вернадского о биосфере. Роль живых организмов в биосфере. Биомасса. Биологический круговорот (на примере круговорота углерода). Эволюция биосферы. Глобальные экологические проблемы и пути их решения. Последствия деятельности человека в окружающей среде. Правила поведения в природной среде.
5. Рекомендуемая литература

Школьные учебники:

1.Андреева Н.Д. Общая биология. Учебник для общеобразовательных учреждений. 10-11 классы. – М.: Мнемозина, 2008.

2. Каменский А. А., Криксунов Е. А., Пасечник В. В. Общая биология. Учебник для общеобразовательных учреждений. 10-11 классы. – М.: Дрофа, 2006.

3. Колесов Д. В., Маш Р. Д., Беляев И. Н. Биология. Человек. Учебник. 8 класс. – М.: Дрофа, 2008.

4. Константинов В.М., Бабенко В.Г., Крылова В.П. Биология. Животные. 7 кл. – М.:

Вентана-Граф, 2008.

5. Латюшин В. В., Шапкин В. А. Биология. Животные. 7 кл. – М.: Дрофа, 2008.

6. Пасечник В. В. Биология. Бактерии. Грибы. Растения. 6 класс. – М.: Дрофа, 2008.

7. Пономарева И.Н., Корнилова О.А.. Кучменко В.С. Биология. 6 класс. – М.: Вентана-Граф, 2009.

8. Пономарева И.Н., Корнилова О.А., Лощилина Т.Е. Биология. 10 класс. – М.: Вентана-Граф, 2007

9. Пономарева И.Н., Корнилова О.А., Лощилина Т.Е., Ижевский П.В. Биология. 11

класс. – М.: Вентана-Граф, 2007

10. Сивоглазов В.И., Агафонова И.Б., Захарова Е.Т. Общая биология (базовый уровень) 10-11 кл – М.: Дрофа, 2012

11. Сонин Н. И., Сапин М. Р. Биология. Человек. Учебник. 8 класс. – М.: Дрофа, 2008.

12. Трайтак Д. И., Суматохин С.В. и др. Биология. Животные. 7 кл. – М.: Мнемозина,

2006.

Учебные пособия:

1. Билич Г. Л. Биология для поступающих в ВУЗы. – М.: Оникс, 2007.

2. Левитин М.Г., Левитина Т.П. Общая биология: В помощь выпускнику школы и

абитуриенту. СПб.: «Паритет», 2000

3. Лемеза Н. Биология для поступающих в ВУЗы. – М.: Юнипресс, 2006.

4. Мамонтов С. Г. Биология. Пособие для поступающих в ВУЗы. – М.: Дрофа, 2001.

5. Машкова Н.Н. Биология. Пособие для подготовки к Единому государственному

экзамену. – СПб.: «САГА»; ИД «Невский проспект», 2004

страница 1


скачать

Другие похожие работы: