Учебный предмет | Цель изучения на II ступени образования | Особенности содержания |
Русский язык | формирование представлений о русском языке как языке русского народа, государственном языке Российской Федерации, средстве межнационального общения, консолидации и единения народов; формирование знаний об устройстве системы языка и закономерностях ее функционирования на современном этапе; обогащение словарного запаса обучающихся, овладение культурой устной и письменной речи, видами речевой деятельности, правилами и способами использования языка в разных условиях общения; овладение важнейшими общепредметными умениями и универсальными способами деятельности (извлечение информации из лингвистических словарей различных типов и других источников, включая СМИ и Интернет; информационная переработка текста) | Изучение разделов: - речь (овладение понятиями речевой деятельности и речевой коммуникации, формирование умений создавать тексты различной функциональной и коммуникативной направленности); -язык (освоение основ лингвистики, системы ее ключевых понятий, явлений и фактов) |
Иностранный язык (английский) | формирование у школьников иноязычной коммуникативной компетенции, т. е. способности и готовности осуществлять иноязычное межличностное и межкультурное общение с носителями языка | Изучение разделов: -виды речевой деятельности как компоненты содержания обучения (аудирование, монологическая, диалогическая формы речи, чтение, письмо); -языковые знания и навыки (графика, орфография, фонетика, лексика, грамматика, социокультурный аспект) |
Литература | воспитание эстетически развитого и мыслящего в категориях культуры читателя, способного самостоятельно понимать и оценивать произведение как художественный образ мира, созданный автором | Изучение разделов: -теория литературы, в т.ч. основы анализа художественного произведения, базовые литературные понятия и термины; -история литературы, в т.ч. литературные направления, школы, биография крупнейших русских писателей, стадии развития мировой литературы |
География | познание на конкретных примерах многообразия современного географического пространства для формирования географической картины мира; познание характера, сущности и динамики главных природных, экологических и др. процессов, происходящих в географическом мире России и мира; понимание главных особенностей взаимодействия природы и общества; понимание закономерностей размещения населения и территориальной организации хозяйства; глубокое и всестороннее изучение географии России | Изучение разделов: -методы научного познания (история изучения Земли, путешественники и исследователи, открытия, ориентирование на местности); -Земля и вселенная (форма и размеры Земли, смена дня и ночи, времен года, пояса освещенности и часовые пояса); -оболочки Земли (литосфера, атмосфера, гидросфера, биосфера); -природа и человеческое общество; -население; -регионы и страны мира; -глобальные проблемы человечества |
История | формирование исторических ориентиров самоидентификации в современном мире; овладение знаниями об основных этапах развития человечества с древности до наших дней; воспитание обучающихся в духе уважения к истории отечества; развитие способностей осмысливать процессы, события и явления в их динамике, взаимосвязи; формирование общественной системы ценностей; выработка современного понимания истории в контексте гуманитарного знания и общественной жизни; развитие навыков исторического анализа и синтеза | Изучение разделов: -всеобщая история; -исторические эпохи от Древнего мира до Новейшего времени; - Российская история (в становлении и развитии в контексте исторических эпох) |
Обществознание | формирование гражданской культуры на основе интеграции базовых основ философии, экономики, социологии, политологии, социальной психологии и правоведения; создание условий для оптимальной социализации личности, предполагающей вхождение в мир человеческой культуры, общественных ценностей и открытие уникального собственного «Я» | Изучение разделов: -основы философии; -теория познания и логика как формы рационального мышления; -этика (понятие морали, нравственности, качества характера, долг); -социальная философия (общество как развивающаяся система); -основы экономики как способа хозяйствования; -основы социологии (общности и группы); -основы политологии (государство, политический режим, партии, лидерство, политическая культура); -основы права (правовые отношения, Конституция, права и обязанности граждан) |
Математика | создание условий для интеллектуального развития школьника; формирование интеллектуальной корректности, критического мышления, способности различать обоснованные и необоснованные суждения | Изучение разделов: -арифметика (натуральные числа, дроби, величины, решение задач); -алгебра (расширение понятия числа, многочлены, уравнения и неравенства, числовые последовательности); -геометрия (геометрические фигуры на плоскости и в пространстве, геометрические величины, задачи на построение); -математический анализ (действительные числа, функции, графики); -вероятность и статистика (таблицы и диаграммы, элементы комбинаторики, частота и вероятность) |
Информатика | формирование основ информационной культуры; создание условий для обеспечения межпредметной связи на основе формирования и развития ИКТ-компетенции | Изучение разделов: -общие понятия (информация, способы ее хранения, обработки и передачи); -ценность информации; -математические понятия (преобразование информации); -устройство и характеристики компьютера; -информационные технологии |
Физика | формирование представлений о физической составляющей естественнонаучной картины мира, важнейших физических понятиях, законах и теориях; овладение методами научного познания для объяснения физических явлений, оценки роли физики в развитии современных технологий; воспитание убежденности в позитивной роли физики в жизни современного общества, необходимости грамотного отношения к своему здоровью и окружающей среде | Изучение разделов: -механика (механическое движение и колебание); -молекулярная физика (атомно-молекулярное строение вещества); -электродинамика (электромагнитное колебание, магнитное поле); -квантовая физика (атомное ядро, энергия, ядерная реакция); -строение Вселенной |
Химия | формирование представлений о химической составляющей естественнонаучной картины мира, важнейших химических понятиях, законах и теориях; овладение методами научного познания для объяснения химических явлений и свойств вещества, оценки роли химии в развитии современных технологий и получении новых материалов; воспитание убежденности в позитивной роли химии в жизни современного общества, необходимости грамотного отношения к своему здоровью и окружающей среде; применение полученных знаний для безопасного использования веществ и материалов при решении жизненных задач | Изучение разделов: -теоретические основы химии (периодический закон Д.И.Менделеева, молекулы, строение вещества, физические и химические явления, растворы, химические реакции); -основы неорганической химии; -химия и жизнь (высокомолекулярные соединения, бытовая химия, химия в сельском хозяйстве, химическое производство) |
Биология | формирование научного мировоззрения на основе знаний о живой природе, ее закономерностях, биологических системах; овладение знаниями о строении, жизнедеятельности, многообразии и средообразующей роли живых организмов; овладение методами познания живой природы и умениями использовать их в практической деятельности; воспитание ценностного отношения к живой природе, собственному здоровью и здоровью окружающих, культуры поведения в окружающей среде; овладение умениями соблюдать гигиенические нормы и правила здорового образа жизни, оценивать последствия своей деятельности по отношению к окружающей среде, здоровью других и собственному организму | Изучение разделов: -анатомия и физиология человека (клетки, ткани, системы, обмен веществ); -цитология и биохимия (клеточная теория, развитие организма); -генетика (наследственность и изменчивость); -эволюция (этапы, теория и направления); -экология |
Физическая культура | укрепление здоровья школьников посредством развития физических качеств и повышения функциональных возможностей жизнеобеспечивающих систем организма; совершенствование жизненно важных навыков и умений посредством обучения подвижным играм, физическим упражнениям и техническим действиям из базовых видов спорта; формирование общих представлений о физической культуре, её значении в жизни человека, роли в укреплении здоровья, физическом развитии и физической подготовленности; развитие интереса к самостоятельным занятиям физическими упражнениями, подвижным играм, формам активного отдыха и досуга; обучение простейшим способам контроля за физической нагрузкой, отдельными показателями физического развития и физической подготовленности. | Изучение разделов: -знания о физической культуре; -способы физкультурной деятельности; -физическое совершенствование |
Основы безопасности жизнедеятельности | формирование антитеррористического поведения, отрицательного отношения к приему психоактивных веществ, в том числе наркотиков; обеспечение профилактики асоциального поведения обучающихся; формирование современного уровня культуры безопасности жизнедеятельности; формирование индивидуальной системы здорового образа жизни; | Изучение модулей: -основы безопасности личности, общества и государства:
-здоровый образ жизни и оказание первой медицинской помощи:
|
Музыка | развитие у подростков способности к эстетическому освоению мира и оценке музыкальных произведений по законам гармонии и красоты; воспитание художественного мышления, постигающего жизненные и музыкальные явления во всей их сложности и совокупности противоречий; освоение музыки в союзе с другими видами искусства, понимание сущности их взаимодействия в восприятии целостной картины мира; изучение музыки как вида искусства в многообразии форм и жанров, усвоение особенностей музыкального языка, способов исполнительства; познание лучшего, что создано в отечественной и зарубежной классике, в творчестве современных композиторов, народной музыке; развитие художественных умений и навыков, слушательской и исполнительской культуры учащихся, их творческой индивидуальности, проявляющихся в хоровом и сольном пении, импровизации на музыкальных инструментах, выражении музыкального образа через образ живописный, танцевальный, поэтический. | Изучение разделов: - взаимосвязь музыки, литературы и живописи; -преобразующая сила музыки; -музыкальный образ и музыкальная драматургия; -музыка в современном мире: традиции и новаторство, музыка «легкая» и «серьезная», вечное и современное |
Изобразительное искусство | формирование опыта смыслового и эмоционально-ценностного восприятия визуального образа реальности и произведений искусства; обеспечение условий понимания эмоционального и аксиологического смысла визуально-пространственной формы; освоение художественной культуры как формы материального выражения духовных ценностей, выраженных в пространственных формах; развитие творческого опыта, предопределяющего способности к самостоятельным действиям в ситуации неопределённости; формирование активного отношения к традициям культуры как смысловой, эстетической и личностно значимой ценности; воспитание уважения к истории культуры своего Отечества, выраженной в ее архитектуре, изобразительном искусстве, в национальных образах предметно-материальной и пространственной среды и понимании красоты человека; развитие способности ориентироваться в мире современной художественной культуры; овладение средствами художественного изображения для развития наблюдательности реального мира, способности к анализу и структурированию визуального образа на основе его эмоционально-нравственной оценки; овладение основами культуры практической работы различными материалами и инструментами в бытовой и профессиональной деятельности, в эстетической организации и оформлении бытовой и производственной среды. | Изучение разделов: -виды искусства; -язык искусства; -жанры искусства живописи, графики и скульптуры; -художественные стили; -композиция; -художники и музеи; -архитектура и монументальные виды искусства; -синтез искусств; -зрелищное искусство как синтез искусств; -книга как синтез пространственного искусства и литературы; |
Технология | формирование трудовой и технологической культуры школьника, системы технологических знаний и умений; воспитание трудовых, гражданских и патриотических качеств его личности, профессиональное самоопределение в условиях рынка труда; формирование гуманистически и прагматически ориентированного мировоззрения; овладение основами ручного и механизированного труда, управления техникой; применение в практической деятельности знания основ наук. | Изучение разделов: -технологическая культура производства; -распространенные технологии современного производства; -культура и эстетика труда; -получение, обработка, хранение и использование технической информации; -основы черчения, графики, дизайна; -элементы домашней и прикладной экономики, предпринимательства; -знакомство с миром профессий, выбор жизненных, профессиональных планов учащимися; -влияние технологических процессов на окружающую среду и здоровье человека; -техническая творческая, проектная деятельность; -история, перспективы и социальные последствия развития технологии и техники. |
Основы духовно-нравственной культуры России | развитие представлений о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи и общества; формирование готовности к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию; знакомство с основными нормами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе; формирование первоначальных представлений о светской этике, о традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности России, об исторической роли традиционных религий в становлении российской государственности; осознание ценности человеческой жизни; воспитание нравственности, основанной на свободе совести и вероисповедания, духовных традициях народов России; становление внутренней установки личности поступать согласно своей совести. | Изучение разделов: -нравственность и общечеловеческие ценности; -основы мужского и женского поведения; -кодекс чести, толерантность, интеллигентность; -патриотизм (многоликая Родина, малая родина) |