МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ГИМНАЗИЯ № 1

Основная

образовательная

программа

начального общего образования


Оренбург 2011 год


Основная образовательная программа

муниципального образовательного учреждения гимназии №1

Начальная школа

Пояснительная записка

Образовательная программа начального общего образования (далее - Программа) МОУ гимназии №1 (далее – Гимназия) разработана на основе ст.14, 15 Закона Российской Федерации «Об образовании» и Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (далее — Стандарт) коллективом педагогов, родителей начальной ступени.

Социально-экономические преобразования, происходящие в нашей стране в последние десятилетия и ознаменовавшие процесс трансформации России из индустриального в постиндустриальное информационное общество, обусловили модернизацию системы образования, основанной на знаниях и высоком инновационном потенциале. Процессы глобализации, информатизации, ускорения внедрения новых научных открытий, быстрого обновления знаний и профессий выдвигают требования повышенной профессиональной мобильности и непрерывного образования. Новые социальные запросы определяют цели образования как общекультурное, личностное и познавательное развитие обучающихся.

В послании федеральному собранию российский президент, определяя базовые параметры модернизации школы отметил, что (цитата) «Её главным результатом должно стать соответствие школьного образования целям опережающего развития».

Концепция модернизации российского образования определяет цели общего образования, обусловленные необходимостью формирования у каждого выпускника общеобразовательной школы целостной системы универсальных знаний, умений и навыков самостоятельной деятельности, гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе и в качестве приоритетной цели общего образования - формирование ключевых компетентностей как показателя его качества (языковой, социальной, поликультурной, информационной), которые базируются на основе развитых учебных компетенций – информационной, коммуникативной, самоорганизации и самообразования.

Последовательная всеобщая модернизация отечественного образования, а фактически его реформирование на компетентностной основе означает реальный переход к новой образовательной парадигме, поскольку это требует сущностных изменений во всех звеньях педагогической системы, а значит, в ней самой как целостности:
в ценностях, целях и результатах обучения и воспитания: от обеспечения усвоения школьниками ЗУНов к формированию базовых социальных и предметных компетенций/компетентностей современного человека;

в содержании образования: от совокупности абстрактных теоретических понятий, по-предметно разбросанных по многим учебным дисциплинам, к системным, межпредметным, надпредметным, метапредметным, практико-ориентированным концептуальным представлениям о мире и способах социально нормированного практического действия и поступка в нем;

в педагогической деятельности учителя: от монологического изложения учебного материала к педагогике творческого сотрудничества и диалога с обучающимися;

в учебно-познавательной деятельности учащихся; от репродуктивной, "ответной" позиции приема и запоминания учебной информации к созиданию образа мира в себе самом посредством активного полагания себя в мир интеллектуальной, духовной, социальной и предметной культуры;

в технологическом обеспечении образовательного процесса: от традиционных к инновационным технологиям деятельностного типа, когда в основу совместной деятельности обоих субъектов образовательного процесса положены принципы активного творческого взаимодействия, единства познавательной, исследовательской и будущей практической деятельности;

в школьной образовательной среде, составляющей внутренний контекст деятельности учителей, школьников и администрации школы как системе влияний и условий формирования и развития личности, содержащихся в социальном и пространственно-предметном окружении;

в отношениях с внешней средой, задающей внешний контекст образовательной деятельности школы: с семьей, социальным окружением города или деревни, своей национально-культурной общностью, производственными предприятиями, средствами массовой информации, учреждениями культуры, отдыха и спорта, страной и миром.

Определение главных целей образования всего периода обучения в общеобра-зовательной школе дает возможность конкретизировать эти цели на каждой ступени образования — начального общего, основного и среднего (полного) общего образования.

Программа заслушена и обсуждена в основных положениях на совещаниях педагогической и родительской общественности, утверждена на педагогическом совете. Обсуждение материалов будет продолжено, предложенные изменения будут внесены в последующие редакции Программы.

Программа – это документ, на основании которого определяется содержание и организация образовательного процесса на ступени начального общего образования (далее-НОО). По мере введения Стандартов и накопления опыта работы в данную Программу будут вноситься изменения и дополнения. Программа вступает в силу с сентября 2011 учебного года и будет реализовываться по мере «вхождения» в Стандарты 1-х классов последующих наборов учащихся.

Программа направлена на формирование общей культуры обучающихся, их духовно-нравственное, социальное, личностное и интеллектуальное развитие, на создание основы для самостоятельной реализации учебной деятельности, обеспечивающей социальную успешность, развитие творческих способностей, саморазвитие и самосовершенствование, сохранение и укрепление здоровья обучающихся.

Программа направлена на достижение обучающимися результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования в соответствии с требованиями, установленными Стандартом.

При разработке программы учитывался факт, что начальная школа – особый этап в жизни ребенка. Программа опирается на возрастные особенности младших школьников. Данный этап связан:

  • с изменением ведущей деятельности;

  • с освоением новой социальной позиции, с принятием новой социальной роли ученика;

  • с изменением самооценки ребенка;

  • с моральным развитием младшего школьника, которое связано с сотрудничеством со взрослыми и сверстниками, межличностными отношениями;

  • со становлением основ гражданской идентичности и мировоззрения.

Для реализации ООП начальной ступени школьного образования определяется нормативный срок 4 года (6,5 – 10,5 (11) лет), который полностью соответствует стабильному младшему школьному возрасту.

Основные задачи начального общего образования:

  • развитие личности школьника, его творческих способностей, интереса к учению,

  • формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих владение ключевыми компетенциями;

  • воспитание нравственных и эстетических чувств, эмоционально-ценностного позитивного отношения к себе и окружающим.

Задачи младших школьников.

Для достижения образовательных результатов младший школьник должен в ходе реализации Программы решить следующие задачи:

  • освоить основы понятийного мышления (в освоении содержательного обобщения, анализа, планирования и рефлексии);

  • научиться самостоятельно конкретизировать поставленные цели и искать средства их решения;

  • научиться контролировать и оценивать свою учебную работу и продвижение в разных видах деятельности;

  • овладеть коллективными формами учебной работы и соответствующими социальными навыками;

  • овладеть высшими видами игры (игра-драматизация, режиссерская игра, игра по правилам). Научиться удерживать свой замысел, согласовывать его с партнерами по игре, воплощать в игровом действии. Научиться удерживать правило и следовать ему;

  • научиться создавать собственные творческие замыслы и доводить их до воплощения в творческом продукте. Овладеть средствами и способами воплощения собственных замыслов;

  • приобрести навыки самообслуживания, овладеть простыми трудовыми действиями и операциями на уроках технологии и в социальных практиках;

  • приобрести опыт взаимодействия со взрослыми и детьми, освоить основные этикетные нормы, научиться правильно выражать свои мысли и чувства.

Задачи педагогов.

Для достижения учащимися запланированных образовательных результатов педагоги должны решить следующие задачи:

  • обеспечить многообразие организационно-учебных и внеучебных форм освоения программы (уроки, занятия, тренинги, практики, конкурсы, выставки, соревнования, презентации и пр.);

  • способствовать освоению обучающимися высших форм игровой деятельности и создает комфортные условия для своевременной смены ведущей деятельности (игровой на учебную) и превращения игры из непосредственной цели в средство решения учебных задач;

  • формировать учебную деятельность младших школьников (организовывать постановку учебных целей, создавать условия для их «присвоения» и самостоятельной конкретизации учениками; побуждать и поддерживать детские инициативы, направленные на поиск средств и способов достижения учебных целей; организовывать усвоение знаний посредством коллективных форм учебной работы; осуществлять функции контроля и оценки, постепенно передавая их ученикам);

  • создавать условия для продуктивной творческой деятельности ребенка (совместно с учениками ставить творческие задачи и способствовать возникновению у детей их собственных замыслов);

  • поддерживать детские инициативы и помогать в их осуществлении; обеспечивать презентацию и социальную оценку результатов творчества учеников через выставки, конкурсы, фестивали, детскую периодическую печать и т. п.;

  • создавать пространство для социальных практик младших школьников и приобщать их к общественно значимым делам.

Основные принципы построения Программы:

  • Непрерывность образования

  • Гуманизация образования

  • Дифференциация и индивидуализация

  • Преемственность всех этапов и направлений

  • Управляемость.

Теоретико-методологической основой настоящей программы служит системно-деятельностный подход, базирующийся на положениях научной школы Л.В.Занкова, Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, Д.Б. и др., компетентностный подход к обучению, контекстный подход к обучению (А.А.Вербицкий).

«В современных условиях модернизации общего образования», пишет А.Г. Асмолов, в отличие от оторванности преподаваемого в школе чисто лабораторного научного знания, "базовым принципом становится принцип контекстуальности, предполагающий единство знаний и навыков и их применения с учетом социальных, межличностных и предметных особенностей контекста»

Исследования и разработки по развитию контекстного обучения не только созвучны компетентностному подходу по основным концептуальным положениям и принципам, но и содержат технологический инструментарий его практической реализации.

Что такое контекстное обучение? Применительно к специфике школы, это обучение, в котором с помощью всей системы форм, методов и средств, традиционных и новых, динамически модели­руется общекультурное, духовное, интеллектуальное, предметно-практическое и социальное содер­жание жизни и деятельности человека, осуществляется транс­формация учебно-познавательной деятельности школьника в социально-практическую в процессе формирования и развития системы его ключевых компетенций.

Нормативно-правовые и методические документы, регламентирующие составление Программы:

  • Закон РФ «Об образовании»; (статья 14, 15);

  • Стандарт (Приказ: МОиН РФ № 373 от 06 октября 2009 года, №1241 от 26.11.2010);

  • Национальная образовательная инициатива «НАША НОВАЯ ШКОЛА»

  • Устав Гимназии;

  • Типовое положение об общеобразовательном учреждении, утверждённое постановлением Правительством РФ в редакции от 23 декабря 2002 г. № 919 (пункт 44);

  • Сан ПиН 2.4.2. 1178-02;

  • Сан ПиН 2.4.4. 1251-03;

  • Письмо Министерства образования Российской Федерации от 12 августа 2002 года № 13-51-99/14 «О введении третьего дополнительного часа физической культуры в общеобразовательных учреждениях Российской Федерации»;

  • «Организация и режим работы группы и школ продленного дня (методические рекомендации)» (утв. Минздравом СССР 12.12.1979 № 2111-79);

  • Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России;

Программа

    • предназначена, для удовлетворения образовательных потребностей и потребностей духовного развития человека младшего школьного возраста;

    • адресована

Обучающимся и родителям:

  • для информирования о целях, содержании, организации и предполагаемых результатах деятельности Гимназии по достижению каждым обучающимся образовательных результатов

  • для определения сферы ответственности за достижение результатов образовательной деятельности Гимназии, родителей и обучающихся и возможностей для взаимодействия

Учителям:

  • для углубления понимания смыслов образования и в качестве ориентира в практической образовательной деятельности

Администрации:

  • для координации деятельности педагогического коллектива по выполнению требований к результатам и условиям освоения обучающимися Программы

  • для регулирования взаимоотношений субъектов образовательного процесса

Учредителю и органам управления:

  • повышения объективности оценивания образовательных результатов Гимназии в целом

  • для принятия управленческих решений на основе мониторинга эффективности процесса, качества, условий и результатов образовательной деятельности в целом.

Реализация программы осуществляется в условиях образовательной среды гимназии, отвечающей необходимым требованиям к реализации основной образовательной программы начального общего образования: кадровым, финансовым, материально-техническим и иным.

В гимназии создана комфортная развивающая образовательная среда:

  • высокое качество образования, его доступность, открытость и привлекательность для обучающихся, родителей с учетом запросов социума.

  • обеспечивающая духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся;

  • охрану и укрепление физического, психологического и социального здоровья обучающихся и педагогических работников.

В целях обеспечения реализации Программы в гимназии созданы условия, обеспечивающие возможность достижения планируемых результатов всеми обучающимися за счет:
- подбора и расстановки квалифицированных педагогических кадров учителей, воспитателей, руководителей кружков и секций, педагогов дополнительного образования, педагога-психолога, социального педагога;

- выявления и развития способностей обучающихся через систему дополнительного образования, охватывающую различные направления внешкольной деятельности

    • Физкультурно-спортивное

  • Художественно - эстетическое

  • Культурологическое

  • Естественнонаучное

- создание системы межсетевого взаимодействия с учреждениями города Оренбурга, включая учреждения дополнительного образования детей;

- работы с одаренными детьми (организация участия в интеллектуальных и творческих соревнований, научно-технического творчества и проектно-исследовательской деятельности);

- совершенствования управленческой структуры и системы школьного самоуправления: привлечение обучающихся и родительской общественности к развитию внутришкольной образовательной среды, доступности и открытости обратной связи с использованием информационно-коммуникационных технологий

Кадровые условия:

гимназия укомплектована педагогическими, руководящими и иными работниками.

В начальной школе работает 22 человека, из них:

высшей квалификационной категории – 9 чел., первой – 7, второй - 5 человек.

Для обеспечения перехода от модели информационной, к деятельностно-компетентностной образовательной модели в центре образования создана система внутришкольного повышения квалификации: семинары, научно-практические конференции, заседания методических объединений, индивидуальные методические темы учителей.

Учителя, работающие в первых классах, прошли необходимую курсовую подготовку.

Финансовые условия реализации Программы:

Финансирование реализации основной образовательной программы начального общего образования осуществляется в объеме установленных нормативов финансирования образовательного учреждения.

Гимназия вправе привлекать дополнительные финансовые средства в порядке, установленном законодательством РФ в области образования за счет:

- предоставления платных дополнительных услуг, предусмотренных Уставом;

- добровольных пожертвований и целевых взносов физических и юридических лиц.

Материально-технические условия реализации Программы:

Материально-техническая база реализации основной образовательной программы начального общего образования соответствует действующим санитарным и противопожарным нормам, нормам охраны труда.

Гимназия оснащена современным оборудованием: функционирует методический кабинет, 3 компьютерных класса, рабочее место каждого учителя оснащено персональным компьютером, принтером, проектором, в работе используются интерактивные доски. В начальной школе функционируют 12 классов. Школьная столовая на 180 мест обеспечивает возможность организации качественного горячего питания. Имеются помещения для занятия музыкой, ИЗО, 4 кабинета иностранного языка, 2 спортивных зала, укомплектованных необходимым спортивным оборудованием, 3 танцевальных зала, кабинет психолога, медицинский кабинет.

Материально-техническое и информационное оснащение гимназии обеспечивает:

- возможность создания и использования информации (запись и обработка цифровой информации и общение в сети Интернет)

- возможность получения информации различными способами: в библиотеке, в сети Интернет.

Информационно-образовательная среда гимназии обеспечивает возможность осуществлять в электронной (цифровой форме) следующие виды деятельности:

- планирование образовательного процесса;

- размещение и сохранение материалов образовательного процесса (в т.ч. работ обучающихся и педагогов);

- фиксацию хода образовательного процесса и результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования;

- доступ к информационным образовательным ресурсам Интернет;

- межсетевое взаимодействие с другими образовательными учреждениями, участвующими в эксперименте, а также с органами управления образования.

Учебно-методическое и информационное обеспечение реализации Программы направлено на обеспечения доступности любой информации, связанной с реализацией основной образовательной программы, планируемыми результатами, организацией образовательного процесса и условиями его осуществления.

В условиях перехода на новые образовательные стандарты в гимназии в 2011-2012 уч.г. будет функционировать 3 первых класса. В учебном процессе будет реализовываться основная образовательная программа начального образования. Первые классы будут обучаться по УМК Л.В.Занкова. Библиотека гимназии имеет фонд дополнительной литературы, сопровождающие реализацию Программы (детская художественная, справочно-библиографическая, научно-популярная литература, периодические издания).

Целью реализации основной образовательной программы начального общего образования является обеспечение планируемых результатов по достижению выпускником начальной общеобразовательной школы целевых установок, знаний, умений, навыков и компетенций, определяемых личностными, семейными, общественными, государственными потребностями и возможностями ребёнка младшего школьного возраста, индивидуальными особенностями его развития и состояния здоровья, атакже повышенным уровнем обучения на этапе среднего неполного и полного образования.

К числу планируемых результатов освоения основной образовательной программы отнесены:

  • личностные результатыготовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к учению и познанию, ценностно-смысловые установки выпускников начальной школы, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетентности, личностные качества; сформированность основ российской, гражданской идентичности;

Личностные результаты формируются за счёт реализации как программ отдельных учебных предметов, так и программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся, программы формирования культуры здорового и безопасного образа жизни.


  • метапредметные результаты — освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные);

Метапредметные результаты формируются за счёт реализации программы формирования универсальных учебных действий и программ всех без исключения учебных предметов.

  • предметные результаты — освоенный обучающимися в ходе изучения учебных предметов опыт специфической для каждой предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также система основополагающих элементов научного знания, лежащая в основе современной научной картины мира.

Главным итогом начального обучения должно стать желание и умение учиться, а также основы понятийного мышления с характерной для него критичностью, системностью и умением понимать разные точки зрения.

Программа Гимназии ориентирована на портрет выпускника:

  • - любознательный, интересующийся, активно познающий мир;

  • - владеющий основами умения учиться;

  • - способный к организации собственной учебной деятельности;

  • - любящий родной край и свою страну;

  • - уважающий и принимающий ценности семьи и общества;

  • - готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и школой;

  • - оброжелательный, умеющий слушать и слышать партнера;

  • - уважающий чужое мнение и умеющий высказать свое мнение;

  • - выполняющий правила здорового и безопасного образа жизни для себя и окружающих;

В основе реализации основной образовательной программы лежит системно-деятельностный подход, который предполагает:

  • воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения российского гражданского общества на основе принципов толерантности, диалога культур и уважения его многонационального, полилингвального, поликультурного и поликонфессионального состава;

  • переход к стратегии социального проектирования и конструирования на основе разработки содержания и технологий образования, определяющих пути и способы достижения социально желаемого уровня (результата) личностного и познавательного развития обучающихся;

  • ориентацию на достижение цели и основного результата образования — развитие личности обучающегося на основе освоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира;

  • признание решающей роли содержания образования, способов организации образовательной деятельности и учебного сотрудничества в достижении целей личностного и социального развития обучающихся;

  • учёт индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся, роли и значения видов деятельности и форм общения при определении образовательно-воспитательных целей и путей их достижения;

  • ·обеспечение преемственности дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего и профессионального образования;

  • разнообразие индивидуальных образовательных траекторий и индивидуального развития каждого обучающегося (включая одарённых детей и детей с ограниченными возможностями здоровья), обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм учебного сотрудничества и расширение зоны ближайшего развития.

Разработанная образовательным учреждением основная образовательная программа начального общего образования предусматривает:

·достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования всеми обучающимися, в том числе детьми с ограниченными возможностями здоровья;

выявление и развитие способностей обучающихся, в том числе одарённых детей, через систему клубов, секций, студий и кружков, организацию общественно полезной деятельности, в том числе социальной практики, с использованием возможностей образовательных учреждений дополнительного образования детей;

организацию интеллектуальных и творческих соревнований, научно-технического творчества и проектно-исследовательской деятельности;

участие обучающихся, их родителей (законных представителей), педагогических работников и общественности в проектировании и развитии внутришкольной социальной среды;

использование в образовательном процессе современных образовательных технологий деятельностного типа;

возможность эффективной самостоятельной работы обучающихся при поддержке тьюторов и других педагогических работников;

·включение обучающихся в процессы познания и преобразования внешкольной социальной среды (населённого пункта, района, города) для приобретения опыта реального управления и действия.
Основная образовательная программа начального общего образования образовательного учреждения содержит следующие разделы:

1 Пояснительная записка.

2. Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования.

3. Учебный план МОУ «Гимназия №1» на 2011-2012 гг.

4. Программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования.

5. Программа отдельных учебных предметов, курсов.

6 Программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования.

7. Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни.

8. Программа коррекционной работы.

9. Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.

10. Приложения: рабочие программы на 2011-2012 учебный год.



страница 1


скачать

Другие похожие работы: