Общеобразовательная программа

начального общего образования

I ступени обучения

1.1. Введение

Образовательной программе (далее ОП) начального общего образования в ГОУ СОШ № 6 уделяется особое внимание, так как это документ, определяющий стратегию перехода на образовательные стандарты нового поколения в условиях модернизации образования, это первый шаг к качественному изменению образовательного процесса.

Образовательная программа – основной документ, определяющий путь достижения образовательного стандарта, организационно-управленческие и содержательно-деятельностные предпосылки осуществления миссии системы образования, характеризующий специфику и особенности начального общего образования в образовательном пространстве. Она позволяет подчинить входящие в нее основные и дополнительные  образовательные программы, учебную и другие виды образовательной деятельности достижению стратегической цели – раскрытию и развитию с их помощью  человеческого потенциала каждого ученика и направленного формирования именно тех ключевых и иных компетентностей, которые представляются наиболее актуальными в социально-культурной и социально-экономической перспективе. Образовательная программа начальной школы призвана дать обучающимся качественное начальное образование, способное подготовить учащихся к последующему обучению по образовательной программе основного общего образования.

ОП школы представляет собой документ, который определяет содержание образования в школе и технологии его реализации

Образовательная программа разработана с учетом требований следующих нормативных документов:

  1. Конституция РФ (с учетом поправок, внесенных Законами Российской Федерации

о поправках к Конституции Российской Федерацииот 30 декабря 2008 г. № 6-ФКЗ

и 7-ФКЗ)

  1. Закон РФ «Об Образовании» (в ред. Федеральных законов от 13 января 1996 г. № 12-ФЗ, от 16 ноября 1997 г. № 144-ФЗ, от 20 июля 2000 г. № 102-ФЗ, от 7 августа 2000 г. № 122-ФЗ, от 13 февраля 2002 г. № 20-ФЗ, от 21 марта 2002 г. № 31-ФЗ, от 25 июня 2002 г. № 71-ФЗ, от 25 июля 2002 г. № 112-ФЗ, от 10 января 2003 г. № 11-ФЗ, от 7 июля 2003 г. № 123-ФЗ, от 8 декабря 2003 г. № 169-ФЗ, от 5 марта 2004 г. № 9-ФЗ, от 30 июня 2004 г. № 61-ФЗ, от 20 июля 2004 г. № 68-ФЗ, от 22 августа 2004 г. № 122-ФЗ, от 29 декабря 2004 г. № 199-ФЗ, от 9 мая 2005 г. № 45-ФЗ, от 18 июля 2005 г. № 92-ФЗ, от 21 июля 2005 г. № 100-ФЗ, от 31 декабря 2005 г. № 199-ФЗ, от 16 марта 2006 г. № 42-ФЗ, от 6 июля 2006 г. № 104-ФЗ, от 3 ноября 2006 г. № 175-ФЗ, от 5 декабря 2006 г. № 207-ФЗ, от 28 декабря 2006 г. № 242-ФЗ, от 29 декабря 2006 г. № 258-ФЗ, от 6 января 2007 г. № 1-ФЗ, от 5 февраля 2007 г. № 13-ФЗ, от 9 февраля 2007 г. № 17-ФЗ, от 20 апреля 2007 г. № 56-ФЗ, от 26 июня 2007 г. № 118-ФЗ, от 30 июня 2007 г. № 120-ФЗ, от 21 июля 2007 г. № 194-ФЗ, от 18 октября 2007 г. № 230-ФЗ, от 24 октября 2007 г. № 232-ФЗ, от 1 декабря 2007 г. № 307-ФЗ, 308-ФЗ, 309-ФЗ, 313-ФЗ, от 28 февраля 2008 г. № 14-ФЗ, от 24 апреля 2008 г. № 50-ФЗ, от 23 июля 2008 г. № 160-ФЗ, от 27 октября 2008 г. № 180-ФЗ, от 25 декабря 2008 г. № 281-ФЗ и 286-ФЗ, от 10 февраля 2009 г. № 18-ФЗ, от 13 февраля 2009 г. № 19-ФЗ, от 3 июня 2009 г. № 104-ФЗ,от 17 июля 2009 г. № 148-ФЗ, от 10 ноября 2009 г. № 260-ФЗ, от 17 декабря 2009 г. № 321-ФЗ, от 21 декабря 2009 г. № 329-ФЗ, от 27 декабря 2009 г. № 365-ФЗ, 374-ФЗ, от 8 мая 2010 г. № 83-ФЗ, от 17 июня 2010 г. № 121-ФЗ, от 27 июля 2010 г. № 215-ФЗ, с учетом Постановления Конституционного Суда РФ от 24 октября 2000 г. № 13-П).

  2. Конвенция о правах ребенка;

  3. «Концепция Федеральной целевой программы развития образования до 2010г.» от 03.10.2005;

  4. Постановление Правительства РФ «Об утверждении Типового положения об общеобразовательном учреждении» от 19 марта 2001 г. N 196 (с изменениями от 23 декабря 2002 г., 1 февраля, 30 декабря 2005 г., 20 июля 2007 г., 18 августа 2008 г., 10 марта 2009 г.)

  5. Постановление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека и Главного государственного санитарного врача РФ от 29 декабря 2010г. №189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821- 10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям организации обучения в общеобразовательных учреждениях».

  6. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования.

  7. Стратегия социально-экономического развития России до 2020 года;

  8. План действий по модернизации общего образования на 2011 – 2015 годы;

  9. Модель «Российское образование – 2020», принятая 13.09. 2007 года на Совете по реализации приоритетных национальных проектов в Белгороде.

  10. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России — М.: Просвещение, 2009;

  11. Фундаментальное ядро содержания общего образования — М.: Просвещение, 2009;

  12. Асмолов А.Г., Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли.

  13. Устав ГОУ СОШ № 6

  14. Правила внутреннего распорядка ГОУ СОШ № 6


ОП спланирована с учетом особенностей контингента учащихся и родителей, функции школы в районной системе среднего образования и педагогических возможностей в предоставлении образовательных услуг, которыми располагает школа и учреждения дополнительного образования района. Образовательная программа предполагает удовлетворять потребности:

учащихся - в программах обучения, обеспечивающих личностное становление на основе усвоения культурных традиций и ценностей;

родителей - в наилучшем обеспечении прав и интересов ребенка в соответствии с его возможностями;

учителей - в профессиональной самореализации и творческой деятельности;

Санкт - Петербурга - в сохранении и развитии традиций города как крупнейшего научного и культурного центра России;
ОП отражает стратегию развития образования петербургской школы и строится на следующих принципах:

  • ориентация школьного образования на достижение выпускниками 4 класса требований стандарта начального общего образования

  • реализация права каждого ребенка на качественное образование, с учетом его способностей, уровня развития, прилежания;

  • преемственность со ступенями дошкольного и основного общего образования


Целевые установки в достижении личностных результатов:

  1. Реализация в полном объёме конституционных прав детей на образование;

  2. Обеспечение образовательного процесса, предусмотренного базисным учебным планом оу рф готовность и способность обучающихся к саморазвитию (формирование навыков самоконтроля в учебной деятельности и основ автодидактики (индивидуализированной системы принципов и технологий познания мира и себя учащимся, умения делать выводы из опыта и/или приложение научных достижений в практике самообразования, создание условий для достижения учащимися уровня функциональной компетентности (обеспечение прочных навыков чтения, счета, грамотного письма, развитой речи): освоение элементарных средств учебно-познавательной деятельности (узнавать, рассуждать, анализировать, обобщать, оценивать, применять), формирование познавательных навыков и основ социально-технологической компетентности;

  3. Создание условий для формирования мотивации к обучению и познанию (подготовка и адаптация учащихся к обучению в школе, формирование и поддержка положительной мотивации и познавательных способностей);

  4. Развитие ценностно-смысловых установок обучающихся, отражающие их индивидуально-личностные позиции;

  5. Создание условий для формирования социальных компетенций;

  6. Создание условий для формирования личностных качеств;

  7. Сформированность основ гражданской идентичности.

  8. Сохранение и поддержка физического и психического развития детей;

  9. Сохранение и поддержка индивидуальности ребенка, диагностика индивидуально-личностных особенностей с целью создания условий для выбора дальнейшего образовательного маршрута.

Целевые установки в достижении метапредметных результатов:

Формирование универсальных учебных действий (познавательных, регулятивных и коммуникативных), обеспечивающих:

- овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться,

- овладение межпредметными понятиями.

Целевые установки в достижении предметных результатов:

освоение обучающимися в ходе изучения учебного предмета опыта специфической для данной предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению;

формирование системы основополагающих элементов научного знания, лежащей в основе современной научной картины мира.

Обобщенная целевая установка представлена в разделе «Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования», под заголовком «Портрет выпускника начальной школы»
Направленность ОП:


  1. Решение задач формирования общей культуры личности, адаптации личности к жизни в обществе

  2. Воспитание патриотизма, гражданственности, толерантности, уважения к правам и свободам человека и социальной ответственности

  3. Создание основы для осознанного выбора и последующего освоения профессиональных образовательных программ среднего специального и высшего образования по выбору учащихся


Для осуществления целей ОП сформирована необходимая образовательно-развивающая среда, предполагающая активное использование культурно-образовательных ресурсов микрорайона, города и самого ОУ.

Созданная образовательная среда создает необходимые условия для организации активных форм обучения, даёт опыт чувственного восприятия, обеспечивает наглядность обучения.

1.2.Адресность образовательной программы

Образовательная программа адресована учащимся 1-4 классов и ориентирована на учащихся младшей ступени обучения,




Общеобразовательная программа начального общего образования

(1 кл)

Общеобразовательная программа начального общего образования

(2-4 кл.)

Возраст учащихся


6.5 лет


7.5 лет

Состояние здоровья

I – IV гр. здоровья

Без медицинских противопоказаний к учебе в общеобразовательной школе

I – IV гр. здоровья

Без медицинских противопоказаний к учебе в общеобразовательной школе

Уровень готовности к освоению ОП

Определение уровня готовности к школе после зачисления в 1-ый класс.

Средний и высокий уровень школьной зрелости, хороший фонематический слух

Условия комплектования классов


Заявительный порядок приема в 1ый класс


Перевод во 2-ой класс

Продолжительность обучения

1 год

3 года


Количество классов и их наполняемость согласуется ОУ с учредителем. Зачисление в школу оформляется приказом директора по мере комплектования классов не позднее 31.08 текущего года.

Прием во 2-ые и последующие классы ОУ осуществляется на вакантные места.

Образовательная программа предполагает удовлетворять потребности:

  • учащихся - в программах обучения, обеспечивающих личностное станов­ление и профессиональное самоопределение на основе усвоения культур­ных традиций и ценностей, удовлетворение познавательных запросов учащихся в получении качественного образования по общеобразовательным программам (на основе усвоения обязательного минимума содержания общеобразовательных программ);

  • родителей - в наилучшем обеспечении прав и интересов ребенка в соот­ветствии с его возможностями и удовлетворение познавательных запросов родителей в получении качественного образования по общеобразовательным программам, обеспечивающим усвоение обязательного минимума содержания общеобразовательных программ;

  • учителей - в профессиональной самореализации и творческой деятельно­сти;

  • Санкт - Петербурга - в сохранении и развитии традиций города как крупнейшего научного и культурного центра России

Таким образом, образовательная программа нужна всем участникам образовательного процесса для согласования этих интересов и определения ответственности каждой из сторон общественного договора.

Текст основной образовательной программы начального общего образования ГОУ СОШ №6 разработан на основе методических рекомендаций д.п.н. Казаковой Е.И., д.п.н. Лебедева О.Е., д.п.н. Илюшина Л.С., к.п.н. Бакушиной А.Н.

Принципы формирования ОП:

  • Гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободному развитию личности, воспитания гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека.

  • Единство федерального и культурного образовательного пространства. Защита и развитие системой образования национальных культур, региональных культурных традиций и особенностей в условиях многонационального государства.

  • Общедоступность образования. Адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся.

В силу своего территориального положения ГОУ №6 находится по соседству с гимназиями района №№ 4, 642, ФМЛ № 30. Поэтому профилизация ГОУ в изучении математики, информатики, экономики и технологий мыслится логически верной. ГОУ №6 интегрирует и учитывает особенности соседних учреждений, предоставляя услуги населению по общему доступному среднему образованию согласно Закону об образовании. Следуя данному Закону об образовании в первый класс ГОУ СОШ № 6 принимаются дети достигшие 6,6 лет, имеющие в медицинской карте заключение о наличие школьной зрелости. Общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений и навыков, а также самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, т.е. ключевые компетентности, определяющие современное качество образования, обеспечить формирование у школьников гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда.

ГОУ СОШ № 6 предоставляет услуги общего среднего образования в Василеостровском районе Санкт-Петербурга. Этот район ГОУ СОШ № 6 определяет как свой образовательный «топос», целью деятельности в котором является создание эффективной системы обучения и воспитания с участием всех субъектов образовательного процесса.

1. Экономика – образовательное направление и предпрофильного обучения, поддерживаемое спецкурсами, занятиями дополнительного цикла социально-экономического и технико-экономического содержания.

2. Технологии - образовательное направление и предпрофильного обучения, поддерживаемое спецкурсами, занятиями дополнительного цикла технической и прикладной естественнонаучной направленности.

3. Информатика - образовательное направление и предпрофильного обучения, поддерживаемое спецкурсами, занятиями дополнительного цикла в области IT.

В начальной школе эти направления предлагаются с учётом возрастных особенностей детей младшего школьного возраста на уроках (технология, информатика) и во внеурочное время через работу кружков во второй половине дня (экономика).

На базе ГОУ СОШ № 6 работает программа «Русский музей: виртуальный филиал». Настоящая программа представляет большой интерес для участников учебного процесса. Материалы программы успешно используются на уроках и во внеурочное время.

Программа представляет собой комплекс ресурсов, включающих произведения искусства, их историю, биографии художников и скульпторов, обучающие фильмы по различным темам (таким как «портрет», «пейзаж», «диалог с картиной», «как смотреть картину», «ты пришел в музей», «народное искусство», «фольклор» и другие), которые могут быть очень полезны в качестве дополнения к установленным учебным программам по изобразительному искусству, литературе, русскому языку, истории Санкт-Петербурга и окружающему миру. В ГОУ СОШ № 6 большое внимание уделяется эстетическому направлению в работе с младшими школьниками. Школа тесно сотрудничает с ДЮЦ «Васильевский остров ». Во второй половине дня обучающиеся в 1- 4 классах посещают занятия и кружки эстетического цикла:

ПРОЦЕДУРА ВЫБОРА И ИЗМЕНЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО МАРШРУТА УЧАЩИХСЯ

Процедура выбора образовательного в начальной школе может быть представлена следующими шагами:

  1. желание родителей;

  2. состояние здоровья ребенка

Процедура выбора:

    1. Ознакомление родителей будущих первоклассников с реализуемыми образовательными программами.

    2. Прием заявлений родителей (Прием в ОУ осуществляется в соответствии со ст. 16 Закона РФ "Об образовании". Порядок приема определяется учредителем и закреплен в Уставе школы и локальных актах школы).

    3. Анализ состояния здоровья детей (на основании медицинских документов)

    4. Индивидуальные консультации педагогов начальных классов школы и специалистов (логопед, психолог) для рекомендаций родителям, в случае необходимости привлечение специалистов ПМС-Центра.

Процедура изменения образовательного маршрута предполагает:

    1. заявление родителей учащегося с просьбой об изменении образовательного маршрута;

    2. медицинские показания;

    3. анализ информации об успешности учащегося в учебной деятельности;

    4. консультации педагогов начальных классов школы и специалистов (логопед, психолог), в случае необходимости привлечение специалистов ПМС-Центра.

1.3 СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

страница 1страница 2 ... страница 5страница 6


скачать

Другие похожие работы: