Утверждаю

Директор МАОУ Гимназия №5

_______________ А.А.Лазутин приказ № «___» от «25» мая 2014 г.

КОМПЛЕКСНАЯ ПРОГРАММА
ЛЕТНЕГО ОЗДОРОВИТЕЛЬНОГО ЛАГЕРЯ
«АПЕЛЬСИН»
С ДНЕВНЫМ ПРЕБЫВАНИЕМ ДЕТЕЙ
МУНИЦИПАЛЬНОГО АВТОНОМНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ «ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ГИМНАЗИЯ №5»



.







Информационная карта программы

1

Полное название программы

Комплексная программа оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей «АПЕЛЬСИН»

2

Цель программы

Организация отдыха и оздоровления учащихся гимназии в летний период.

3

Направление деятельности

Оздоровительная, образовательная, воспитательная.

4

Краткое содержание программы

Программа содержит: мероприятия, реализующие Программу; ожидаемые результаты и условия реализации; приложения.

5


Автор программы

Начальник лагеря Ильина Л.Н.

6


Адрес, телефон

Улица Семафорная, 195/197

233 – 43 – 12

7

Место реализации

Оздоровительный лагерь с дневным пребыванием

детей МАОУ Гимназия №5

9

Количество, возраст учащихся

100 учащихся с 7 до 12 лет

10

Сроки проведения, количество смен

Июнь 2014 года, 1 смена


Содержание программы

Пояснительная записка……………………………………………………………………………….1

Цель и задачи программы…………………………………………………………………………….3

Принципы, используемые при планировании и проведении лагерной смены…………………..4

Направления и виды деятельности…………………………………………………………………..5

Механизм реализации программы…………………………………………………………………..9

Организация взаимодействия летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей «Апельсин» с социумом………………………………………………………………………………11

Условия реализации программы…………………………………………………………………….12

Диагностика……………………………………………………………………………………………15

Ожидаемые результаты ………………………………………………………………………………16

Список используемой литературы…………………………………………………………………...17

Приложение………………………………………………………………………………18



Пояснительная записка

В настоящее время общество осознало необходимость осуществления культурных целей образования, ориентированных на личность и её саморазвитие в конкретных педагогических системах, в том числе в летних оздоровительных лагерях. Летние каникулы составляют значительную часть объёма свободного времени детей, поэтому каникулы для них - это восстановление здоровья, развитие творческого потенциала, совершенствование личностных возможностей, приобщение к социокультурным и образовательным ценностям, вхождение в систему социальных связей, воплощение собственных планов, развитие творческого потенциала.

Летние каникулы - самая лучшая и незабыва­емая пора для развития творческих способ­ностей и совершенствования возможностей ребенка, вовлечения детей в новые социальные свя­зи, удовлетворения индивидуальных интересов и по­требностей.

Летние каникулы - это период, когда дети могут «сделать свою жизнь» полной интересных знакомств, полезных увлечений и занятий, могут научиться петь, танцевать, играть, с пользой провести свободное время. Именно такие возможности для каждого ре­бенка открывает детский оздоровительный лагерь «Апельсин». Лагерь – это сфера активного отдыха, разнообразная общественно значимая, досуговая деятельность. Лагерь дает возможность любому ребенку раскрыться, приблизиться к высоким уровням самоуважения и самореабилитации. Лагерь с дневным пребыванием учащихся призван создать оптимальные условия для полноценного отдыха детей.

Детские оздоровительные лагеря являются частью социальной среды, в которой дети реализуют свои возможности, потребности в индивидуальной, физической и социальной компенсации в свободное время. Летний лагерь является, с одной стороны, формой организации свободного времени детей разного возраста, пола и уровня развития, с другой – пространством для оздоровления, развития художественного, технического, социального творчества.

Разработка данной программы была вызвана:

  • повышением спроса родителей и детей на организованный отдых детей в условиях города;

  • обеспечением преемственности в работе лагеря предыдущих лет;

  • необходимостью использования богатого творческого потенциала детей.


1
Данная программа по своей направленности является комплексной, т. е. включает в себя разноплановую деятельность, объединяет различные направления оздоровления, отдыха и воспитания детей в условиях оздоровительного лагеря. По продолжительности программа является краткосрочной, т.к. реализуется в течение лагерной смены. Основной состав лагеря - это учащиеся гимназии в возрасте 7 – 12 лет. Деятельность воспитанников осуществляется в разновозрастных отрядах по 25 человек. Лагерь организуется в целях создания условий для укрепления здоровья детей, развития их интеллектуальных способностей, гигиенической и физической культуры; реализации образовательных, культурно - досуговых программ и услуг, обеспечивающих восстановление сил, творческую самореализацию детей.

Обязательным является вовлечение в лагерь ребят из многодетных и малообеспеченных семей, детей, находящихся под опекой, с ослабленным здоровьем и детей из группы «риска».

2



Цели и задачи программы

Цель: создание условий для развития творческого потенциала и активности детей, восстановление и укрепление здоровья детей.

Задачи:

  1. Способствовать сплочению детского коллектива.

  2. Выявлять и развивать творческий потенциал детей.

  3. Формировать у воспитанников навыки общения и толерантности.

  4. Организовать разнообразную общественно значимую досуговую деятельность детей.

  5. Прививать навыки здорового образа жизни, укрепления здоровья.

  6. Создать благоприятный для каждого ребенка социально-психологический климат, ситуацию успеха, организовать продуктивное общение детей со сверстниками и взрослыми.

  7. Развивать и укреплять связи гимназии, семьи, учреждений дополнительного образования, культуры и др.


3



Принципы, используемые при планировании и проведении лагерной смены

  • Безусловная безопасность всех мероприятий.

  • Учет особенностей каждой личности.

  • Возможность проявления способностей во всех областях досуговой и творческой деятельности всеми участниками лагеря.

  • Достаточное количество оборудования и материалов для организации всей деятельности лагеря.

  • Распределение эмоциональной и физической нагрузки в течение каждого дня.

  • Четкое распределение обязанностей и времени между всеми участниками лагеря.

  • Моделирование и создание ситуации успеха при общении разных категорий детей и взрослых.

  • Ежедневная рефлексия с возможностью для каждого участника лагеря высказать свое мнение о прошедшем дне.


4



Направления и виды деятельности

  • художественно - творческое направление;

  • трудовая деятельность;

  • физкультурно-оздоровительная деятельность;

  • эстетическое направление;

  • образовательное направление;

  • досуговая деятельность;

  • кружковая деятельность

Физкультурно – оздоровительная работа

Задачи физкультурно-оздоровительной деятельности:

  • вовлечение детей в различные формы физкультурно-оздоровительной работы;

  • выработка и укрепление гигиенических навыков;

  • расширение знаний об охране здоровья.

Основные формы организации:

  • утренняя гимнастика (зарядка);

  • спортивные игры на стадионе, спортивной площадке;

  • подвижные игры на свежем воздухе;

  • эстафеты (спортивная игра «Веселые старты»);

  • посещение бассейна два раза в неделю;

  • тематический день «Олимпиада – 2014».

Утренняя гимнастика проводится ежедневно в течение 10-15 минут: в хорошую погоду – на открытом воздухе, в непогоду – в проветриваемых помещениях. Основная задача этого режимного момента, помимо физического развития и закаливания, - создание положительного эмоционального заряда и хорошего физического тонуса на весь день.

Подвижные игры включают все основные физкультурные элементы: ходьбу, бег, прыжки. Они способствуют созданию хорошего, эмоционально окрашенного настроения у детей, развитию у них таких физических качеств, как ловкость, быстрота, выносливость, а коллективные игры – еще и воспитанию дружбы.

5

Эстетическое направление

Прекрасное окружает нас повсюду: и в природе, и в обществе, и в отношениях между людьми. Надо только его видеть, чувствовать и понимать. Ростки этого чудесного умения заложены в каждом ребенке. Развивать их – значит воспитывать эстетически. Вот почему эстетическое воспитание всегда было и остается важнейшей частью педагогической деятельности детских оздоровительных лагерей.

Задачи эстетической деятельности:

  • пробуждать в детях чувство прекрасного;

  • формировать навыки культурного поведения и общения;

  • прививать детям эстетический вкус.

В рамках нравственно-эстетического воспитания в лагере можно многое сделать, и действовать можно в нескольких направлениях: музыка, песня, танец, общение с книгой, природой, искусством.

Основные формы проведения:

  • посещение театров, кинотеатров, музеев;

  • конкурсы: рисунков, знатоков музыки;

  • конкурс оформления отрядных уголков.

Художественно – творческая деятельность

Творческая деятельность – это особая сфера человеческой активности, в которой личность не преследует никаких других целей, кроме получения удовольствия от проявления духовных и физических сил. Основным назначением творческой деятельности в лагере является развитие креативности детей и подростков.

Формы организации художественно-творческой деятельности:

  • изобразительная деятельность (оформление выставки рисунков «Огонь-друг и враг», «Я пешеход и пассажир», «Мой любимый город»);

  • конкурсные программы («Конкурс видеоклипов», «Мисс и мистер лагеря 2014»);

  • творческие конкурсы («Знакомьтесь – это мы!»);

  • концерты («Звездопад»);

  • творческие игры («День рекордов», «День английского языка»);

  • праздники (« Здравствуй, лагерь!», «Закрытие лагеря»);

  • выставки.

Рисование в лагере дает большие возможности в развитии художественных способностей детей. Рисуя, дети усваивают целый ряд навыков изобразительной деятельности, укрепляют зрительную память, учатся замечать и различать цвета и формы окружающего мира. В своих рисунках они воплощают собственное видение мира, свои фантазии.

6

Трудовая деятельность

Трудовое воспитание есть процесс вовлечения детей в разнообразные педагогически организованные виды общественно полезного труда с целью передачи им минимума трудовых умений навыков, развития трудолюбия, других нравственных качеств, эстетического отношения к целям, процессу и результатом труда.

Основные формы работы:

  • бытовой самообслуживающий труд;

  • общественно значимый труд, (уборка прилегающей территории).

Бытовой самообслуживающий труд имеет целью удовлетворения бытовых потребностей ребенка и группы детей за счет личных трудовых усилий. Бытовой труд ребенка включает уход за одеждой и обувью , уборку помещений от мусора и пыли, создания уюта.

Самообслуживающая деятельность детей в лагере включает дежурство по лагерю, по столовой, уборку мусора на прилегающей к отряду территории.

Дети привлекаются к самообслуживанию в студиях, секциях, кружках, в которых они занимаются.

Образовательная деятельность

В условиях летнего отдыха у ребят не пропадает стремление к познанию нового, неизвестного, просто это стремление к познанию нового, неизвестного, просто это стремление реализуется в других, отличных от школьного урока, формах. С другой стороны, ребята стремятся к практической реализации тех знаний, которые дала им школа, окружающая среда. Отсюда основные задачи образовательной деятельности:

  • расширение знаний детей и подростков об окружающем мире;

  • удовлетворение потребности ребенка в реализации своих знаний и умений.

Основные формы работы:

  • экскурсии (музей – усадьба В.И.Сурикова, краеведческий музей);

  • посещение театра (оперы и балета, драмтеатра им. Пушкина, ТЮЗ, музыкальной комедии, кинотеатры)

  • кружки («Занимательный английский», «Очумелые ручки», «Веселые нотки»)

Досуговая деятельность

Задачи досуговой деятельности:

  • вовлечь как можно больше ребят в различные формы организации досуга;

  • организовать деятельность творческих мастерских.

В основе лежит свободный выбор разнообразных общественно-значимых ролей и положений, создаются условия для духовного нравственного общения, идёт закрепление норм поведения и правил этикета, толерантности.

7

Досуговая деятельность – это процесс активного общения, удовлетворения потребностей детей в контактах. Творческой деятельности, интеллектуального и физического развития ребенка, формирования его характера. Организация досуговой деятельности детей – один из компонентов единого процесса жизнедеятельности ребенка в период пребывания его в лагере.

Виды досуговой деятельности:

  • развлечение имеет компенсационный характер, возмещает затраты на другие виды деятельности. Развлекаясь, ребенок включает в свой досуг те физические и духовный способности и склонности, которые не может реализовать в труде и учебе. Развлечениями являются: посещение концертов, спортивных соревнований, представлений, прогулки, путешествия;

  • отдых в какой-то мере освобождает от повседневных забот, дает ощущение эмоционального подъема и возможности открытого выражения своих чувств.

  • самообразование направлено на приобщение детей к культурным ценностям. К самообразованию относятся: экскурсии, дискуссии, деловые игры.

  • творчество – наиболее высокий уровень досуговой деятельности. Воспитанники лагеря посещают творческие мастерские.

  • общение является необходимым условием развития и формирования личности, групп на основе общего интереса.

Кружковая деятельность

Важным направлением воспитательной работы в лагере является кружковая деятельность, объединяющая детей по интересам в малые группы. Организация кружковой деятельности лагеря носит вариативный характер, то есть в период каждой смены работают постоянные кружки, для функционирования которых имеется обеспеченность педагогическими кадрами.

Цель: расширение кругозора, развитие познавательных интересов и творческих способностей детей.

Включает в себя развитие детей средствами совместного творчества, в процессе которого идёт закрепление норм поведения и правил этикета, знакомство с новыми предметами и явлениями, воспитание бережного отношения к природе, любви к труду. Создаются условия для реализации собственных интересов детей в наиболее целесообразном применении.

8

Организация кружковой деятельности в лагере включает ряд этапов:

  • изучение интересов детей;

  • презентация кружков на линейке в начале смены;

  • ознакомление детей с режимом работы кружков;

  • самоопределение детей и запись их в кружки;

  • деятельность ребят в кружках;

  • текущее отражение результатов деятельности детей;

  • подведение итогов работы кружков в конце смены.



Механизм реализации программы

I этап. Подготовительный – апрель- май.

Этот этап характеризуется тем, что за 2 месяца до открытия пришкольного летнего оздоровительного лагеря начинается подготовка к летнему сезону. Деятельностью этого этапа является:

  • проведение совещаний при директоре и заместителе директора по воспитательной работе по подготовке гимназии к летнему сезону;

  • издание приказа по школе о проведении летней кампании;

  • разработка программы деятельности пришкольного летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей «Апельсин»;

  • подготовка методического материала для работников лагеря;

  • отбор кадров для работы в пришкольном летнем оздоровительном лагере;

  • составление необходимой документации для деятельности лагеря (план-сетка, положение, должностные обязанности, инструкции и т.д.)


II этап. Организационный – июнь.

Этот период короткий по количеству дней, всего лишь 2-3 дня.

9
Основной деятельностью этого этапа является:

  • встреча детей, сплочение отрядов;

  • запуск программы «Апельсин»;

  • знакомство с правилами жизнедеятельности лагеря.


III этап. Практический – июнь

Основной деятельностью этого этапа является:

  • реализация основной идеи смены;

  • вовлечение детей и подростков в различные виды коллективно- творческих дел;

  • укрепление здоровья.

IV этап. Аналитический – июль

Основной идеей этого этапа является:

  • подведение итогов смены;

  • выработка перспектив деятельности организации;

  • анализ предложений детьми, родителями, педагогами, внесенными по деятельности летнего оздоровительного лагеря в будущем.



10

Организация взаимодействия летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей «Апельсин» с социумом


Кинотеатры

города

Конференцзал

Музеи





Спортивная площадка при школе

Компьютерный класс

Школьная библиотека


11


Условия реализации программы.


    1. Нормативно-правовые условия:




  • Закон «Об образовании РФ».

  • Конвенция о правах ребенка, ООН, 1991 г.

  • Устав МАОУ Гимназия №5.

  • Положение о лагере с дневным пребыванием.

  • Правила трудового внутреннего распорядка лагеря с дневным пребыванием.

  • Правила по технике безопасности, пожарной безопасности.

  • Рекомендации по профилактике детского травматизма, предупреждению несчастных случаев с детьми в школьном оздоровительном лагере.

  • Инструкции по организации и проведению туристических походов и экскурсий.

  • Приказы Управления образования.

  • Должностные инструкции работников.

  • Санитарные правила о прохождении медицинского осмотра.

  • Заявления от родителей.

  • Правила регистрации детей при поступлении и выбытии.

  • Акт приемки лагеря.

  • Планы работы.



12
1.Материально-технические условия предусматривают:





Применение

Источник финансирования и материальная база

Ответственные

1

2

3

4

Кабинеты

Комната отдыха, игровые комнаты,

Материальная база школы. Родительские средства на закупку канцелярских принадлежностей для творческих мастерских, отрядных дел, подготовки стендов и материалов для конкурсов

Начальник лагеря, воспитатели,

технический персонал


Спортивный

зал

Занятия спортом, состязания, (в случае плохой погоды)

Материальная база

школы

Инструктор по физической культуре

Спортивная площадка

Площадка для проведения общелагерных игр на воздухе, спартакиады, спортивные состязания

Материальная база

школы

Инструктор по физической культуре

Школьный двор

Отрядные дела, игры-путешествия

Материальная база

школы

Воспитатели, администрация лагеря

Конференцзал


Праздничные мероприятия и концерты, постановка спектаклей, работа детской творческой мастерской

Материальная база

школы

Воспитатели, администрация лагеря

Медицинский

кабинет

Медицинский контроль мероприятий лагерной смены

Материальная база

школы

Медицинский работник школы

Школьная библиотека

Литература для педагогов и детей лагеря

Материальная база школы

Библиотекарь

Школьная столовая

Завтрак, обед.

Субсидия, родительские средства

Заведующая пищеблоком

Комнаты кружковой работы

Кружки рукоделия, рисования, моделирования

Родительские средства на закупку материалов для поделок и занятий в кружках

Начальник лагеря,

воспитатели

Методический кабинет

Творческая мастерская вожатых, воспитателей, руководителей кружков

Материальная база школы

Старший воспитатель

Комнаты гигиены

Туалеты раздевалки

Материальная база школы

Начальник лагеря, воспитатели,

технический персонал


2.Кадровые условия.

В соответствии со штатным расписанием в реализации программы участвуют:

Координаторы смены:

  • начальник лагеря, заместитель директора по ВР;

  • музыкальный работник.

Кураторы отрядов:

  • воспитатели отрядов (из числа педагогов школы);

  • вожатые (из числа актива школы).

Руководители творческих мастерских

  • из числа педагогов.

    1. Методические условия предусматривают:




  • наличие необходимой документации, программы, плана;

  • проведение инструктивно-методических сборов с педагогами до начала лагерной смены;

  • коллективные творческие дела;

  • творческие мастерские;

  • индивидуальная работа;



14
Диагностика

Вводная

диагностика

Начало смены. Выяснение пожеланий и предпочтений, первичное выяснение психологического климата в детских коллективах:

- анкетирование;

- беседы в отрядах;

- планерки администрации лагеря и воспитателей.

Пошаговая

диагностика

Цветопись по результатам мероприятий и дел лагеря.

Беседы на отрядных сборах.


Итоговая

диагностика

Анкетирование

Творческий отзыв (рисунок « Вместе мы отряд»)

Беседы в отрядах

Цветопись


15

Ожидаемые результаты

В ходе реализации данной программы ожидается:

  1. Общее оздоровление воспитанников, укрепление их здоровья.

  2. Укрепление физических и психологических сил детей и подростков, развитие лидерских и организаторских качеств, приобретение новых знаний, развитие творческих способностей, детской самостоятельности и самодеятельности.

  3. Получение участниками смены умений и навыков индивидуальной и коллективной творческой и трудовой деятельности, социальной активности.

  4. Развитие коммуникативных способностей и толерантности.

  5. Повышение творческой активности детей путем вовлечения их в социально-значимую деятельность.

  6. Приобретение новых знаний и умений в результате занятий в кружках (разучивание песен, игр, составление проектов).

  7. Расширение кругозора детей.

  8. Повышение общей культуры учащихся, привитие им социально-нравственных норм.

  9. Личностный рост участников смены.


16

Список используемой литературы

  1. Григоренко Ю.Н., Кострецова У.Ю., Кипарис-2: Учебное пособие по организации детского досуга в детских оздоровительных лагерях и школе. – М.: Педагогическое общество России, 2002.

  2. Гузенко А.П. Как сделать отдых детей незабываемым праздником. Волгоград: Учитель, 2007

  3. Нещерет Л.Г. Хочу быть лидером! Выпуск 4.-Н. Новгород: изд-во ООО «Педагогические технологии», 2006.

  4. Организация досуговых, творческих и игровых мероприятий в летнем лагере. С.И.Лобачева. Москва: ВАКО, 2007 г.

  5. Учебник для вожатого. М.П.Кулаченко – Ростов на Дону: Феникс, 2008.

Список сетевых ресурсов

    1. Сайт «Вожатый» (http://www.vozhatiy.ru)

2. Сайт «Летний лагерь» (http://summercamp.ru)

17



РЕЖИМ ДНЯ

8.30 – 8.45 прием детей

8.45 – 9.00 зарядка

9.00 – 9.15 линейка

9.15 – 9.45 завтрак

9.45 – 11.30 работа по плану

отрядов, опт

11.30 – 13.00 оздоровительные процедуры,

игры на воздухе

13.00 – 13.45 обед

13.45 – 14.30 занятия в кружках,

свободное время,

уход домой

18

Расписание работы кружков:
Кружок «Очумелые ручки»

( руководитель – Карпова О.А.)


1 отряд – 28 мая, 6 июня, 17 июня, 23 июня Ию

2 отряд – 29 мая, 10 июня, 18 июня, 24июня

3 отряд – 3 июня, 11 июня, 19 июня, 26 июня

4 отряд – 4 июня, 6 июня, 20 июня


Кружок « Занимательный английский»

(руководитель – Маркова С.А.)

1 отряд – 4 июня,10 июня,18 июня

2 отряд – 28 мая,6 июня,17 июня, 23 июня

3 отряд – 29 мая,16 июня, 20 июня, 24 июня


4 отряд – 3 июня11 июня,19 июня,26 июня

Кружок «Подвижные игры»

(руководитель – Бернякович Р.В.)

1 отряд – 3 июня,11 июня,19 июня,26 июня

2 отряд – 4 июня,16 июня, 20 июня

3 отряд – 28 мая,6 июня,17 июня,23 июня

4 отряд – 29 мая, 0 июня,18 июня,24 июня



Вокальная студия «Веселые нотки»

(руководитель - Бархатова Е.О.)

1 отряд – 29 мая,16 июня,20 июня,24 июня

2 отряд – 3 июня,11 июня,19 июня,26июня

3 отряд – 4 июня,10июня, 18 июня

4 отряд – 28 мая, 6 июня,17 июня,23 июня



19

Лагерь «АПЕЛЬСИН»

Наш девиз: «Словно дольки апельсина мы дружны и

неделимы»


Названия и девизы отрядов.

1 отряд «Капитошка»


Наш девиз: «Не грустят в отряде нашем, мы поем, танцуем, пляшем.

пляшем. Все занятья хороши, веселимся от души!»

2 отряд «Смешарики»

Наш девиз: «Мы ребята – просто класс, рассмешить готовы

вас!»

3 отряд «НЛО»

Наш девиз: «По всем галактикам летать, друзей в беде

не оставлять!»

4 отряд «Апачи»

Наш девиз: «К нам не лезь - получишь сдачи.

Так решил совет апачи!»

20


страница 1


скачать

Другие похожие работы: