ОТЕЧЕСТВЕННАЯ СИСТЕМА ЗАЩИТЫ ДЕТСТВА

Исследование лучших российских практик



ВВЕДЕНИЕ

В послании Президента Российской Федерации Д.А. Медведева Федеральному собранию 30 ноября 2010 г. поставлены задачи реализации новых решений и подходов по многим вопросам государственной политики в области детства.

Программа «Компас для детства», реализуемая Национальным фондом защиты детей от жестокого обращения, призвана содействовать укреплению и развитию регионального потенциала в сфере защиты детства через обобщение и распространение лучших российских практик, через разработку на их основе инструментов планирования, реализации, мониторинга и оценки региональных программ, а также через создание межрегиональных центров передового опыта для повышения квалификации специалистов.

В рамках Программы Национальный фонд провел первый этап исследования лучшего российского инновационного опыта в сфере защиты детства.

Данный этап был посвящен сбору и анализу передового инновационного опыта субъектов Российской Федерации в области защиты прав детей, профилактики жестокого обращения с детьми, социального сиротства, беспризорности, безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, семейного устройства детей, оставшихся без попечения родителей. На втором этапе исследования Национальный фонд планирует изучить лучшие практики, представленные некоммерческими организациями и благотворительными фондами, реализующими программы в сфере защиты детства. Полученные данные планируется опубликовать в форме интерактивной веб-карты.

На основе результатов исследования Национальным фондом разрабатывается рекомендуемый пакет профилактических услуг, включающий в себя практические руководства по их оказанию, методические рекомендации по внедрению, организации и контролю качества, включая финансово-экономическое обоснование. Будут разработаны также рекомендации по внедрению инновационных управленческих механизмов системы защиты прав детей. Эти рекомендации будут предложены органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
МЕТОДОЛОГИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
Основной целью первого этапа исследования выступало выявление наиболее эффективных методов, технологий и форм работы, направленной на защиту прав и законных интересов ребенка.

В задачи исследования входили:

- сбор первичной информации о практиках в сфере защиты прав детей на территории Российской Федерации;

- разработка процедуры и критериев отбора лучших практик;

- экспертный анализ полученной информации о практиках;

- обобщение информации о лучших практиках.

В качестве основных методов исследования использовались: анализ документации, структурированные экспертные интервью, экспертные обсуждения, фокус-группы.

На первом этапе исследования Национальным фондом на имя руководителей всех субъектов Российской Федерации был направлен запрос о предоставлении материалов, отражающих передовой инновационный опыт в области защиты прав детей, профилактики жестокого обращения с детьми, социального сиротства, беспризорности, безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, семейного устройства детей, оставшихся без попечения родителей.

Материалы получены из 74 субъектов Российской Федерации. Общее количество полученных материалов составило более 700. Они содержат опубликованные материалы об опыте, реализуемом учреждениями и организациями различной ведомственной принадлежности и организационно-правовой формы. Материалы представлялись в форме программ, методических пособий, сборников конференций, материалов семинаров, аналитических отчетов, докладов, справок и др.

В рассмотрение были также включены:

- результаты конкурсов на выявление лучшего инновационного опыта в сфере семейного устройства детей, оставшихся без попечения родителей, и профилактики социального сиротства, проводившихся по заказу Министерства образования и науки Российской Федерации в 2007 – 2009 годах;

- результаты научно-исследовательских работ «Анализ ситуации в области профилактики семейного неблагополучия, социального сиротства детей, беспризорности, безнадзорности; модели и технологии работы социозащитных учреждений с семьей», проводившихся по заказу Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации в 2008 г.;

На втором этапе запрос о предоставлении материалов был направлен некоммерческим организациям, благотворительным фондам, оказывающим поддержку деятельности в сфере защиты детства. Эти данные продолжают поступать и войдут в итоговый отчет по исследованию.

Национальный фонд планирует продолжить сбор и систематизацию информации о передовом опыте в сфере защиты детства. К Международному Дню защиты детей 1 июня будет открыта пополняемая интерактивная интернет-карта лучших практик, которая позволит обеспечить доступ к этой информации в разрезе субъектов Российской Федерации, а также тематических рубрик.

С целью анализа поступивших материалов и отбора передового инновационного опыта была сформирована междисциплинарная экспертная группа, в которую вошли ведущие специалисты и практики из Москвы и 9 субъектов Российской Федерации.

В качестве наиболее эффективных отбирались практики, позволяющие наилучшим образом решать ключевые проблемы целевых групп и при этом наиболее полно учитывающие их особенности при выборе форм, методов и технологий работы.

В качестве критериев отбора практик были определены:

- инновационность практики;

- практический опыт реализации более 1 года;

- возможность трансляции;

- наличие описания;

- наличие сведений, подтверждающих результативность;

- соответствие основным потребностям целевых групп.

Результаты исследования были обсуждены и получили положительную оценку на экспертном круглом столе и фокус-группе с участием представителей органов исполнительной власти ряда субъектов Российской Федерации.
Проведенный анализ позволил определить наиболее актуальные области развития услуг для семьи и детей в целях обеспечения и защиты их прав и законных интересов.

Настоящая публикация содержит сведения о методах и ходе проведенного исследования и его предварительные результаты – аннотированный перечень выявленных и отобранных инновационных практик субъектов Российской Федерации. Приведена таблица лучших практик, систематизированная по целевым группам и формам оказания помощи.

ПРАКТИКИ РАБОТЫ С СЕМЬЯМИ, В КОТОРЫХ НАРУШАЮТСЯ ПРАВА РЕБЕНКА, НА РАННЕЙ СТАДИИ КРИЗИСА


  • «Служба детского телефона доверия»

(г. Москва; г. Барнаул Алтайского края; г. Калининград Калининградской области; г. Пермь Пермского края; г. Череповец Вологодской области)
Экстренная социально-психологическая помощь детям и подросткам в кризисной ситуации, а также родителям или лицам, их заменяющим. Оказывается незамедлительно, анонимно, конфиденциально. Включает выслушивание, психологическую поддержку, проведение кризисной интервенции. Помощь в отреагировании травматического опыта, в предотвращении суицидов и насилия. Чаще всего единственная возможность получения поддержки для детей, пострадавших от жестокого обращения в семье, и скрывающих это. Особенно актуальна на селе, где нет иного вида психологической помощи, и остро стоит проблема конфиденциальности.
РАБОТА С РЕБЕНКОМ,

ПОСТРАДАВШИМ ОТ ЖЕСТОКОГО ОБРАЩЕНИЯ


  • «Социальная гостиная»

(г. Тюмень Тюменской области; г. Хабаровск Хабаровского края; Республика Бурятия; Ставропольский край)
Созданное на базе общеобразовательной средней школы реабилитационное пространство, которое позволяет детям из семей групп риска по социальному сиротству и жестокому обращению удерживаться в школе, получать педагогическую, психологическую  и   социальную  помощь;  сокращает время пребывания ребенка без надзора со стороны взрослых. Режим работы социальной гостиной предусматривает время на занятия по интересам, выполнение домашних заданий, коррекционные занятия и свободное общение детей, а также на получение горячего питания. Коррекционные занятия в социальной гостиной направлены на формирование у ребенка позитивной самооценки, улучшение школьной успеваемости, помощь в отреагировании травматических переживаний, связанных с семейной ситуацией, разрешение конфликтов с детьми и взрослыми. Посещение детьми и подростками социальной гостиной оказывает позитивное влияние на их родителей и ведет к улучшению отношений в семье, положительной динамике в решении других семейных проблем.

  • «Реабилитационный досуг»

(Мурманская область; Томская область; г. Томск Томской области; Хабаровский край; Алтайский край; Республика Бурятия; г. Кострома Костромской области; пос. Козульск Козульского района Красноярского края; пос. Ныда Надымскиго района Ямало-Ненецкого АО)
Социально-психолого-педагогическое сопровождение ребёнка в социальном пространстве. Оказание помощи в ресоциализации детей и подростков, состоящих на внутришкольном учете, учете в КДН и ЗП и в ПДН. Реабилитация ведется в целях создания для ребенка ситуации успеха в конструктивной совместной деятельности; способности эффективно решать проблемы в общении с другими людьми и справляться со стрессом; формирования позитивного отношения к себе и своему будущему; принятия ориентации на социально одобряемые роли; укрепления желания и способности к установлению и поддержанию дружеского общения. В качестве реабилитационного досуга могут быть использованы самые разные формы досуговой деятельности (спортивные, туристические занятия, рисование, театрализация и пр.) на базе детского развивающего центра, сельского клуба, библиотеки, общеобразовательной или спортивной школы. На базе досуговой организации оборудуется безопасное, доступное пространство (помещение) для занятий и при необходимости организуется бесплатное питание.


  • «Группа для «драчливых» детей»

(г. Санкт-Петербург, г. Мурманск Мурманской области)
Групповая работа направлена на оказание психологической помощи детям, преодоление эмоционально-поведенческих нарушений, связанных с жестоким обращением в семье. Группа предполагает обучение детей социально приемлемым формам реагирования. Преодоление травмы и, как варианта ее проявления, агрессивного поведения у часто и жестоко дерущихся детей, происходит за счет обучения детей релаксации, распознаванию и отслеживанию своих переживаний, управление ими (в частности, замещение агрессии), обучение навыкам обеспечения безопасности. В случае готовности родителей сотрудничать со специалистами, преодоление травматического опыта у детей включает в себя работу и с детьми, и с родителями. Работа с родителями направлена на содействие в понимании переживаний и проблем ребенка, развитие родительских навыков и умения управлять своими эмоциями для оказания эффективной поддержки ребенку.

  • «Служба примирения в школе»

(г. Санкт-Петербург, г. Мурманск Мурманской области)
Для разрешение конфликтных ситуаций между подростками в школе применяется технология восстановительной медиации. В Школьной службе примирения работают сами школьники (при поддержке взрослого куратора). Осуществлять поиски выхода из ситуации им помогает медиатор. Он снижает накал эмоций и помогает сторонам выстроить диалог для достижения соглашения. Медиатор в равной степени поддерживает обе стороны, и поэтому он легко находит с ними контакт. Всё это позволяет подросткам самостоятельно разрешить ситуацию (в том числе, возместить ущерб), избавиться от негативных переживаний, избежать повторения подобного в будущем. Достигается преодоление вражды между сторонами конфликта и принятие сторонами на себя ответственности за конструктивное разрешение ситуации. Встречи участников конфликта организуются медиатором за «столом переговоров». Участие в программах примирения может быть только добровольным и бесплатным.


РАБОТА С СЕМЬЕЙ, ПРАКТИКУЮЩЕЙ ЖЕСТОКОЕ

ОБРАЩЕНИЕ С РЕБЕНКОМ


  • «Краткосрочное семейное консультирование»

(г. Санкт-Петербург; г. Великий Новгород Новгородской области; г. Волгоград Волгоградской области; Белгородская область)
Поддержка ответственного родительства, формирование родительских компетенций через оказание семье психолого-педагогической помощи. Работа педагога и/или психолога с семьей (с детьми дошкольного и школьного возраста) направлена на формирование у родителей активной позиции по отношению к проблемам ребенка, обучение эффективным способам преодоления трудностей, возникающих в семье в процессе воспитания ребенка, преодоление супружеских конфликтов, совладание со стрессом развода. В результате в семье улучшается понимание родителями собственного ребенка, родители обучаются навыкам конструктивного общения друг с другом и с ребенком, дети и родители овладевают адекватными способами реагирования в конфликтных ситуациях.



  • «Родительский клуб «Теплый дом»

(г. Санкт-Петербург)
Услуга заключается в организации (в форме неформального объединения родителей) реабилитационного пространства для семей группы риска. Клуб – это специально организованная среда общения, встречи проходят с периодичностью не реже 1 раза в неделю. Для проведения тематических занятий, тренингов и консультаций приглашаются специалисты: юрист, психолог, библиотекари, клубные работники, режиссеры массовых мероприятий и др. Члены клуба взаимодействуют в безопасной и комфортной для них атмосфере принятия, обмениваются опытом, получают поддержку друг друга и специалистов.



  • «Открытый детский сад»

(г. Балаково Саратовской области; Волгоградская область; г. Волгоград Волгоградской области; г. Барнаул Алтайского края; Республика Карелия)

  • «Школа для родителей»

(г. Волгоград Волгоградской области; г. Энгельс Саратовской области; г. Белгород Белгородской области; пос. Козульск Козульского района Красноярского края; пос. Ныда Надымского района Ямало-Ненецкого АО; г. Тула Тульской области)

  • «Активная поддержка родителей»

(Костромская область; г. Кострома Костромской области; г. Глазов Глазовского района Республики Удмуртия)

  • «Социальная ответственность семьи»

(г.Екатеринбург Свердловской области )
Оказание ранней помощи и поддержки семье в налаживании взаимодействия с ребенком через организацию и проведение групповых развивающих занятий с детьми и родителями, цикла обучающих психолого-педагогических занятий для родителей. Работа ведется на базе детского сада, школы или социозащитного учреждения. Активное вовлечение родителей в процесс воспитания ребёнка, сотрудничество со специалистами. Обучение ненасильственным методам общения и воспитания. Преодоление социальной изоляции родителей, содействие расширению сети социальных контактов родителей, родительской взаимопомощи друг другу.

  • «Работа с гневом»

(г. Санкт-Петербург)
Групповая психологическая работа психолога с родителями (в том числе, с опекунами), применяющими физические наказания в отношении детей или склонными к домашнему насилию (драки родителей между собой). Родители могут направляться в группу по рекомендации правоохранительных органов после случая избиения ребенка или в случае выявления домашнего насилия; в процессе проведения индивидуальной работы с семьей, в которой были выявлены случаи физического наказания; по желанию самих родителей, которые осознают неадекватность своих реакций на поведение ребенка. Задачи группы: выработка у родителей критического отношения к физическим наказаниям и физическому насилию; осознания связи между применением насилия и отсутствием контроля над своими эмоциями; информирование о структуре гнева и способах управления им; расширение репертуара родительских реакций в конфликтных ситуациях и при столкновении с нарушениями поведения у детей.

  • «Домашний помощник»

(Томская область; Республика Бурятия; г. Новосибирск Новосибирской области)

  • «Семейный наставник»

(Тюменская область)
Снижение риска жестокого обращения с детьми через обучение родителей необходимым навыкам ухода за детьми и ведения хозяйства. Оказание поддержки семьям, находящимся в трудной жизненной ситуации, в том числе семьям, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья. Для осуществления поддержки в социальном центре назначается куратор, который проводит оценку проблем и ресурсов семьи, родительских навыков. Домашний помощник (специально обученная женщина среднего возраста с положительным опытом воспитания собственных детей) посещает семью и обучает родителя навыкам ухода за детьми и навыкам ведения хозяйства (по принципу «делай как я», «делай вместе со мной»), либо заменяет родителя на короткий срок в соответствии с намеченными куратором целями работы. Эффективность практики проявляется в увеличении бытовой самостоятельности родителя, его способности замечать и адекватно реагировать на потребности ребенка, в уменьшении случаев агрессии в отношении детей, улучшении бытовых условий проживания семьи. Эти изменения становятся переломными и приводят к выходу семьи из кризиса.

  • «Сетевая терапия»

(г. Кострома Костромской области; Московская область; Томская область; г. Белгород Белгородской области)

  • «Семейная групповая конференция»

(Мурманская область)

  • «Интенсивная семейная терапия»

(г. Кострома Костромской области; г. Новоузенск Саратовской области)


  • «Круг заботы»

(Нижегородская область; г. Москва)

Организация и проведение возможно более полных (расширенных) встреч ближайшего социального окружения семьи (родственников, учителей, соседей, друзей). Обсуждение проблем и трудностей ребенка проводится по специальной технологии, вырабатывается план совместных действий по преодолению трудных обстоятельств, а затем контролируется осуществление этого плана. Цель: сохранение целостности семьи и создание условий для полноценного развития детей в семье через активизацию внутренних ресурсов семьи и создание устойчивой системы поддержки семьи в ближайшем социальном окружении. Осуществляется специально подготовленными сертифицированными сетевыми или семейными терапевтами.
РАБОТА С СЕМЬЕЙ ГРУППЫ РИСКА

ОТКАЗА ОТ НОВОРОЖДЕННОГО РЕБЕНКА


  • «Профилактика отказов от новорожденных»

(Мурманская область; Каневский район Краснодарского края; г. Энгельс Саратовской области; Республика Бурятия; г. Тамбов Тамбовской области; г. Новосибирск Новосибирской области; г. Волгоград Волгоградской области; г. Сургут Ханты-Мансийского АО-Югра; Астраханская область)
Предотвращение отказов от новорожденных детей среди женщин, заявивших о своём намерении отказаться от ребёнка, в родовспомогательных учреждениях или женских консультациях. Заключается в оперативной передаче медицинским учреждением информации о планирующемся отказе в службу профилактики отказов, экстренном выезде специалиста службы, кризисном консультировании и последующем социальном и психолого-педагогическом патронаже женщины. На выезде осуществляется диагностика мотивации к отказу и наличия реабилитационных возможностей; оказание кризисной поддержки и проведение работы, направленной на изменение решения об отказе со стороны женщины. При изменении решения об отказе, женщине оказывается дальнейшее сопровождение (помощь в уходе за ребенком, в решении жилищно-бытовых вопросов, в трудоустройстве) до момента разрешения проблем, которые привели к отказу.



  • «Убежище для матери и ребенка «Мать и дитя»

(Новосибирская область; Алтайский край)
Основным назначением услуги является сокращение риска отказа от новорожденных детей, причиной чего могут стать незарегистрированные отношения, насилие в семье, отсутствие жилья или/и работы. В стационарных условиях убежища матери имеют возможность получить помощь, необходимую для того, чтобы преодолеть кризисное положение: стабильное и безопасное место для проживания, помощь социальных работников в восстановлении документов, пособий, юридическую и материальную поддержку. Психолог помогает развить навыки ухода за ребенком, оказывает индивидуальную психологическую помощь, помогает в восстановлении социальных контактов.



  • «Домашний помощник» (описана выше)


РАБОТА С МОЛОДОЙ СЕМЬЕЙ

С НИЗКОЙ РОДИТЕЛЬСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТЬЮ


  • «Центр для несовершеннолетних матерей»

(г. Санкт-Петербург)


  • «Мама +»

(г. Волгоград Волгоградской области)

  • «Поддержка молодых семей, несовершеннолетних беременных и юных матерей»

(г. Омск Омской области; г. Волгоград Волгоградской области; г. Барнаул Алтайского края; г. Сыктывкар Республика Коми; г. Тула Тульской области; г. Ангарск Иркутской области; Кемеровская область; Ставропольский край; Саратовская область; Костромская область; Мурманская область; Свердловская область; Республика Бурятия)
Медико-психолого-социальное сопровождение молодых семей, в том числе неполных - несовершеннолетних беременных и юных мам в течение первого года жизни ребенка. Включает психолого-педагогический патронаж; поддержку в принятии материнской роли; обучение навыкам ухода и заботы о ребенке; поддержку мотивации к самостоятельному воспитанию и содержанию ребенка; содействие общению с другими матерями. Оказывается материальная, социально-психологическая и юридическая помощь в послеродовом периоде и до 1,5 лет жизни ребенка. Услуга осуществляется как в форме консультирования и сопровождения, так и в форме стационарного проживания с консультированием и сопровождением.

  • «Домашний помощник» (описана выше)




  • «Сетевая терапия» (описана выше)




  • «Краткосрочное семейное консультирование» (описана выше)




  • «Открытый детский сад» (описана выше)




  • «Школа для родителей (описана выше)




  • «Активная поддержка родителей» (описана выше)


страница 1страница 2страница 3


скачать

Другие похожие работы: