Петрозаводский государственный университет

Кафедра культурологии

ФИЛОСОФИЯ ИСТОРИИ



Программа и планы

семинарских занятий

Петрозаводск 1999

Программа и планы семинарских занятий рассмотрены и рекомендованы к печати на заседаниях методической комиссии исторического факультета 16 февраля 1999 года и кафедры культурологии 8 апреля 1999 года.


Печатаются по решению редакционно-издательского совета

Петрозаводского государственного университета
СОСТАВИТЕЛЬ:
В.М. ПИВОЕВ, профессор, доктор философских наук


1. ПРЕДМЕТ И МЕТОДЫ ФИЛОСОФИИ ИСТОРИИ
История как предмет философского осмысления. Что изучает история? Прошлое как миф, как субъективная и объективная реальность. Методологические подходы к истории: обнаружение общего в различном и различного в общем. Принципы объективности, разумности, целесообразности, многосторонности, целостности. Основные методы: диалектический, сравнительный, аксиологический, герменевтический, диахронический и синхронический. Историография и историософия.

Проблема времени. Миф об исторической необходимости. Фатализм.

Рационализм и иррационализм. Дискретность и континуальность. Историческое творчество. Вероятностное и достоверное знание. А. Ф. Лосев о категориях философии истории: становление, движение, развитие, общественное развитие, исторический процесс и культура

Общее и особенное, норма и антинормативность как дилеммы исторического исследования. Л. П. Карсавин о трех задачах «философии истории»: исследование «первоначал исторического бытия» («теория истории»), осмысление единства бытия и знания («философия истории» в узком смысле слова) и раскрытие смысла истории («метафизика истории»).
План семинарского занятия
1. Понятие времени: прошлое, «сейчас», будущее.

2. Рациональное и иррациональное в осмыслении исторического факта

3. Основные категории и методы исторического исследования.

4. Различие методологии наук о природе и наук о духе.
Основные понятия и категории темы
История, философия истории, историософия, время, космос, мифологическое время, дискретное и континуальное, рефлексия, дискурс, знание, мнение, гипотеза, теория, факт, истина.

Литература
Философия истории: Антология / Сост. Ю. А. Кимелев. М., 1995.

Карсавин Л. П. Философия истории. СПб., 1993.

Померанц Г. Лекции по философии истории. М., 1993.

Келле В. Ж., Ковальзон М. Я. Теория и история (Проблемы теории исторического процесса). М., 1981.

Лотман Ю. М. Изъявление Господне или азартная игра? (Закономерное и случайное в историческом процессе)// Ю. М. Лотман и тартуско-московская семиотическая школа. М., 1994. С. 353-363.

Гумилев Л. Н. Этногенез и биосфера Земли. СПб., 1989.

Блок М. Апология истории, или ремесло историка. М., 1973.

Поршнев Б. Ф. Социальная психология и история. М., 1974.

Дьяков В. А. Методология истории в прошлом и настоящем. М., 1974.

Косолапов В. В. Методология и логика исторического исследования. Киев, 1976.

Могильницкий Б. Г. О природе исторического познания. Томск, 1978.

Бернгейм Э. Философия истории, ее история и задачи. М., 1909.

Заблуждающийся разум? Многообразие вненаучного знания. М., 1990.

Геворкян Г. А. Очерки исторической методологии науки. Ереван, 1987.

Метод исторической реконструкции в истории науки (История науки в контексте культуры) / Под ред. Г. А. Геворкяна. Ереван, 1990.

Сартр Ж. П. Проблемы метода. М., 1994.

Agnes H. A Theory of History. L., 1982.

Atkinson R. F. The Philosophy of History // An Encyclopedia of Philosophy / Ed. G. H. R. Parkinson. L.: Routledge, 1988.

Carr D. The Philosophy of History // The Cambridge Dictionary of Philosophy / Ed. R. Audi. Cambridge: Cambridge University Press, 1998. P. 584-586.

Пивоев В. М. Философия. Ч. 1. История философии. Петрозаводск, 1998. С. 6-25.

Философия и методология истории / Под ред. И. С. Кона. М., 1977.

Яковец Ю. В. История цивилизаций. 2-е изд., перераб. и доп. М., 1997.
2. КОСМОГОНИЧЕСКИЕ МИФЫ
Условия и предпосылки возникновения мифологического сознания и мифологии. Основные формы отношения человека к миру. Основные черты мифа. Роль символа в выражении мифа. Символические языки культуры.

Миф о творении мира как отражение факта осознания себя в мире и освоения мира. Три основные типа космогонических сюжетов: сотворение мира из яйца, из тела великана-первочеловека и из комочка земли со дна первоокеана. Тотемизм как форма самоидентификации.

Восточные легенды о семи человеческих расах и процессе космогенеза. Роль и функции мифа в истории человечества.
План семинарского занятия
1. Сущность мифа о творении мира и его основные сюжетные модели.

2. Условия и предпосылки появления мифологического сознания и мифа.

3. Сущность и основные черты мифа.

4. Роль и функции мифа в истории человечества.
Основные понятия и категории темы
Миф, мифологическое сознание, ритм, ритуал, обряд, праздник, творение мира, космос, календари лунный и солнечный, тотемизм, солярная мифология.
Литература
Космические легенды Востока / Пересказ С. Стульгинскиса. М., 1992.

Элиаде М. Космос и история. М., 1987.

Пивоев В. М. Миф в системе культуры. Петрозаводск, 1991.

Пивоев В. М. Философия. Ч. 1. История философии. Петрозаводск, 1998. С. 27-41.

Фрейденберг О. М. Миф и литература древности. М., 1978.

Мелетинский Е. М. Поэтика мифа. М., 1976.

Бестужев-Лада И. В. Презентизм первобытного мышления// Советская этнография. 1968. № 5.

Поршнев Б. Ф. О начале человеческой истории. М., 1972.

Евсюков В. В. Мифы о Вселенной. Новосибирск, 1988.

Хюбнер К. Истина мифа. М., 1996.

Кедров Д. Поэтический космос. М., 1988.

Тайлор Э. Б. Первобытная культура. М., 1989.

Фрэзер Д. Золотая ветвь. М., 1986.

История первобытного общества. М., 1983-1988. Вып. 1-3.

3. АНТИЧНАЯ И СРЕДНЕВЕКОВАЯ

ФИЛОСОФИЯ ИСТОРИИ
Этапы космогонии в мифологии древних греков, борьба за власть между поколениями богов: Урана, Кроноса и Зевса. Пять «веков» истории: золотой, серебряный, бронзовый, героический и железный. Четыре века в древнеиндийской мифологии: Крита, Двапара, Трета и Кали. Пять «солнц» месоамериканской истории. Х. Аргуэльес о Хунаб-Ку. Циклическая модель времени.

Эпическое время. Классически-полисное время. А. Ф. Лосев об античной философии истории. О. Шпенглер о неисторизме греков. Регрессивная модель общественного развития у Гераклита и Платона.

Римская историография: основные черты метода. Сравнительные жизнеописания Плутарха. Тацит. Сенека. Цицерон.

Христианская философия истории. Предпосылки эсхатологии. «Откровение Иоанна Богослова». Августин о «Граде Земном» и «Граде Небесном», о «первородном грехе» и предопределении. Душа человека как «бездна». Поиски путей к Богу. Тринитарные и христологические споры. Еретические движения катаров и альбигойцев. Милленаризм. Хилиазм.
План семинарского занятия
1. Циклическая модель общественного развития.

2. Регрессивная модель общественного развития.

3. Римская историческая проза.

4. Христианская философия истории.
Основные понятия и категории темы
Кронос-Время, Клио-История, крест, чаша Грааля, эсхатология, Страшный суд, всадники Апокалипсиса, небесный Иерусалим, гностицизм, манихейство, катары, альбигойцы.
Литература
Геродот. История в девяти книгах. Л., 1972.

Фукидид. История. М., 1993.

Ксенофонт. Греческая история. СПб., 1993.

Страбон. География. М., 1994.

Полибий. Всемирная история. Т.1-3. СПб., 1994-1996.

Тацит К. Соч.: В 2 т. СПб., 1993.

Августин А. О граде Божием. М., 1994. Т.1-4.

Лосев А. Ф. Античная философия истории. М., 1977.

Булгаков С. Н. Апокалипсис Иоанна. М., 1991.

Мень А. Откровение Иоанна Богослова // Знание-сила. 1991. № 9.

Гуревич А. Я. Категории средневековой культуры. М., 1972.

Гуревич А. Я. Представление о времени в средневековой Европе // История и психология. М., 1971.

Гуревич А. Я. История и сага. М., 1972.

Ле Гофф Ж. Цивилизация средневекового Запада. М., 1992.

Хёйзинга Й. Осень средневековья. М., 1988.

Пивоев В. М. Культурология: Введение в историю и философию культуры: В 2 ч. Петрозаводск, 1997.

Карташев А. В. Вселенские соборы. М., 1994.

Дионисий Ареопагит. О небесной иерархии. О земной иерархии. СПб., 1997.

Поппер К. Открытое общество и его враги. М., 1992. Т. 1.

Фрейденберг О. М. Что такое эсхатология? // Труды по знаковым системам. Тарту, 1976. Т. 6.

История Древнего мира. М., 1989. Кн. 1-3.

4. ФИЛОСОФИЯ ИСТОРИИ НОВОГО ВРЕМЕНИ
Переход от канонического мышления и проектному. Humanitas: филология и достоинство человека. Творческий потенциал как источник достоинства человека. Сакральное и светское начала в истории. Миф о «Константиновом даре». Спор о «свободе воли» между Эразмом Роттердамским и Мартином Лютером.

Истоки рационализма в понимании Д. Локка и Р. Декарта. Мифологема прогресса Д. Вико и Кондорсе. Прогрессивная модель развития общества. «Философия истории» Вольтера.

«Идеи к философия истории человечества» И. Г. Гердера. Эволюционная теория Ламарка и Дарвина. Гипотеза о возникновении солнечной системы и осознание историзма Кантом и Лапласом. Э. Сведенборг.

Человек как «мыслящий тростник» у Б. Паскаля. Истоки пессимизма.
План семинарского занятия
1. Истоки и сущность гуманизма.

2. Прогрессивная модель развития общества.

3. Эволюционная теория: ее преимущества и недостатки.

4. Гипотеза о происхождении солнечной системы.
Основные понятия и категории темы
Прогресс, Разум, философия истории, гуманизм, титанизм, «обратная сторона» титанизма, истоки рационализма, эволюционизм, дарвинизм, историзм.

Литература
Монтень М. Опыты: В 3 кн. М., 1979.

Вико Д. Основания новой науки об общей природе наций. М.; Киев, 1994.

Вольтер М. А. Философия истории. СПб., 1868.

Гердер И. Г. Идеи к философии истории человечества. М., 1977.

Аугустынек З. Лейбницево определение времени // Вопросы философии. 1973. № 5.

Кант И. Всеобщая естественная история и теория неба // Соч.: В 6 т. М., 1963. Т. 1. С. 115-262.

Кондорсе М. Ж. А. Эскиз исторической картины прогресса человеческого разума. М., 1936.

Болингброк. Письма об изучении и пользе истории. М., 1978.

История в энциклопедии Дидро и Д’Аламбера. Л., 1978.

5. ПОЗИТИВИСТСКАЯ ФИЛОСОФИЯ ИСТОРИИ
Философия истории Г. В. Ф. Гегеля. Три ступени. Диалектика и система. Цель и смысл исторического процесса.

Огюст Конт. Три этапа в центробежном процессе исторического развития. Начало социально-психологического осмысления истории у В. Вундта, Г. Лебона и Г. Тарда. Д. Фрезер и Э. Тайлор об истоках культуры.

Марксистское понимание истории. Материальное бытие и общественное сознание, производительные силы и производственные отношения. Базис и надстройка. Насилие как «повивальная бабка истории». Спиральная модель исторического прогресса.

Документальность и достоверность исследования Т. Момзена. Задача истории по Л. фон Ранке: «выяснить, как это было на самом деле».
План семинарского занятия
1. Философия истории Гегеля.

2. Центробежная модель развития общества.

3. Материализм в понимании истории.

4. Принцип объективизма в изучении истории.
Основные понятия и категории темы
Диалектика, материализм, подражание, социальная логика, культура, польза, позитивность, утопия.
Литература
Конт О. Дух позитивной философии. СПб., 1910.

Ранке Л. Об эпохах новой истории. М., 1898.

Моммзен Т. История Рима. СПб., 1993.

Милль Д. С. Утилитарианизм. О свободе. СПб., 1900.

Гегель Г. В. Ф. Философия истории. СПб., 1993.

Гейне Г. К истории религии и философии в Германии// Собр. соч. Л., 1958. Т. 7.

Зибель Г. О законах исторического знания. СПб., 1866.

Энгельс Ф. Развитие социализма из утопии в науку // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 20.

Бернштейн Э. Исторический материализм. СПб., 1901.

Асмус В. Ф. Маркс и буржуазный историзм // Избр. филос. труды: В 2 т. М., 1971. Т. 2. С. 207-443.

Буркхардт Я. Культура Возрождения в Италии. М., 1996.

Мишле Ж. Народ. М., 1965.

Молешотт Я. Вращение жизни в природе. СПб.; М., 1867.

Гумбольдт В. фон. Размышления о движущих причинах мировой истории. О задаче историка // Гумбольдт В. фон. Язык и философия культуры. М., 1985.

Бокль Г. Т. История цивилизации в Англии. СПб., 1906. Т. 1-2.

Вундт В. Проблемы психологии народов. М., 1912.

Токвиль А. де. Старый порядок и революция. СПб., 1906.

6. ФИЛОСОФИЯ ИСТОРИИ ИРРАЦИОНАЛИЗМА
Романтизм и его поиски свободы: в деревне, в средневековой истории, в творчестве. Свобода субъективная и «негативная». Эстетизация зла. С. Кьеркегор об экзистенции.

А. Шопенгауэр о мире как воле и представлении. Ф. Ницше об истории. Т. Карлейль о героическом начале в истории.

В. Дильтей об объяснительной и описательной психологии. Различение методологии наук о природе и наук о духе.

Г. Зиммель о социальной дифференциации.

А. Бергсон и концепция времени.
План семинарского занятия
1. Романтические поиски свободы в истории.

2. Энергия мировой воли как источник исторической эволюции.

3. В. Дильтей об историческом духе народов.

4. Переживание жизни как способ ее освоения.
Основные понятия и категории темы
Герой, свобода, эстетизм, воля, жизнь, время, представление, романтизм, ирония, символ,
Литература
Шопенгауэр А. Мир как воля и представление... М., 1993. Т. 1-2.

Кьеркегор С. Наслаждение и долг. Киев, 1994.

Ницше Ф. О пользе и вреде истории для жизни// Соч.: В 2 т. М., 1990. Т. 1. С. 158-230.

Карлейль Т. Теперь и прежде. М., 1994.

Дильтей В. Наброски к критике исторического разума // Вопросы философии. 1988. № 4. С. 135-152

Дильтей В. Описательная психология. М., 1924.

Бергсон А. Опыт о непосредственных данных сознания. Материя и память // Соч.: В 4 т. М., 1992. Т.1.

Зиммель Г. Проблемы философии истории. М., 1898.

Зиммель Г. Избранное. Т. 1. Философия культуры. М., 1996.

Гартман Э. Сущность мирового процесса, или философия бессознательного. М., 1873-1875. Вып. 1-2.

Риккерт Г. Философия истории // Науки о природе и науки о культуре. М., 1998. С. 130-204.

7. РУССКАЯ ФИЛОСОФИЯ ИСТОРИИ XVIII - ХIХ ВЕКОВ
«Слово о законе и благодати» Иллариона. Инок Филофей: «Москва - третий Рим». Татищев. Радищев. «История» Карамзина и ее значение для пробуждения России. Провоцирующая роль Чаадаева в споре славянофилов и западников.

Формирование национального самосознания у славянофилов. А. С. Хомяков о двух типах культуры. Идея соборности. Православие, самодержавие, народность.

Концепция локальных культурно-исторических типов Н. Я. Данилевского.

Особенности и «странности» культурологической теории К. Н. Леонтьева: эстетизм, оправдание зла, апология государства, неприятие эгалитарно-либерального прогресса.

В. О. Ключевский и С. М. Соловьев. Теократическая идея В. С. Соловьева.

Л. Шестов и Н. А. Бердяев. Философия истории Л. П. Карсавина.
План семинарского занятия
1. Споры о России: славянофильство и западничество.

2. Культурно-исторические типы по Данилевскому.

3. Культурологическая теория Леонтьева.

4. Переоценка отечественной истории у Ключевского и Соловьева.
Основные понятия и категории темы
Славянофилы, западники, народники, богоискательство, иранство, кушитство, соборность.
Литература
Татищев В. Н. История Российская с древнейших времен. М.; Л., 1962.

Карамзин Н. М. История государства Российского: В 4 кн. Ростов н/Д., 1994.

Чаадаев П. Я. Философические письма // Полн. собр. соч. и избр. письма: В 2 т. М., 1991. Т. 1. С. 320-440.

Леонтьев К. Н. Византизм и славянство // Избранное. М., 1993. С. 19-118.

Хомяков А. С. Семирамида // Соч.: В 2 т. М., 1989. Т. 2.

Ключевский В. О. Сочинения: В 9 т. М., 1987-1990.

Соловьев С. М. Сочинения: В 18 кн. М., 1988-1995.

Данилевский Н. Я. Россия и Запад. М., 1991.

Лаппо-Данилевский А. С. Методология истории. Ч.1. Теория исторического знания. СПб., 1923.

Соловьев В. С. Из философии истории// Соч.: В 2 т. М., 1989. Т. 2. С. 323-343.

Новгородцев П. И. Об общественном идеале. М., 1991.

Шестов Л. Соч.: В 2 т. М., 1993. Т. 1. С. 66-73; Т. 2. С. 253-404.

Карсавин Л. П. Философия истории. СПб., 1993.

Бердяев Н. А. Русская идея // О России и русской философской культуре. М., 1990.

Бердяев Н. А. Истоки и смысл русского коммунизма. М., 1990.

Хвостов В. М. Теория исторического процесса. Очерки по философии и методологии истории. М., 1914.

Виппер Р. Ю. Очерки теории исторического знания. М., 1911.

Франк С. Л. Духовные основы общества. М., 1992.

Лавров П. Л. Формула прогресса г. Михайловского // Избр. соч. на соц.-полит. темы: В 8 т. М., 1934. Т. 1.

Устрялов Н. Г. Русская история до 1855 года: В 2 ч. Петрозаводск, 1997.

Ахиезер А. С. Россия: критика исторического опыта. М., 1991. Т. 1-2.

Сагатовский В. Н. Русская идея: продолжим ли прерванный путь? СПб., 1994.

8. ФИЛОСОФИЯ ИСТОРИИ ХХ ВЕКА
О. Шпенглер о двух этапах развития культуры и переходе ее в цивилизацию. Три типа души в зародыше культуры: аполлоновская, фаустовская и магическая. Основные функции культуры и цивилизации. Пессимизм.

Арнольд Тойнби и формирование цивилизационного подхода. Вызов истории. Длинные волны экономической динамики Н. Д. Кондратьева. Волновая модель исторического развития.

Эрнст Трёльч о «культурном синтезе» и «трагической надежде». Г. Риккерт о методологии исследования истории. К. Ясперс о смысле истории и «осевом времени».

«Школа Анналов». Психология и обыденные факты жизни.

Концепция этногенеза Л. Н. Гумилева. Э. Геллнер о причинах национальных противоречий.
План семинарского занятия
1. Цивилизационный подход к истории.

2. Парадно-официальная и обыденная жизнь как объекты исторического исследования.

3. Теория этногенеза Л. Н. Гумилева.

4. Национальные противоречия в ХХ веке и их причины.
Основные понятия и категории темы
Культура и цивилизация, аполлоновская, фаустовская и магическая душа, этногенез, этнос и нация, национализм, ассимиляция, депортация, геноцид.
Литература
Шпенглер О. Закат Европы. М., 1991-1998. Т. 1-2.

Тойнби А. Постижение истории: Сборник. М., 1991.

Тойнби А. Цивилизация перед судом истории: Сборник. М., 1995.

Гумилев Л. Н. Этногенез и биосфера Земли. СПб., 1989.

Трёльч Э. Историзм и его проблемы. М., 1994.

Февр Л. Бои за историю. М., 1991.

Коллингвуд Р. Д. Идея истории. Автобиография. М., 1980.

Тоффлер А. Футурошок. СПб., 1997.

Фукуяма Ф. Конец истории // Вопросы философии. 1990. № 3. С. 134-155.

Ясперс К. Смысл и назначение истории. М., 1991.

Конрад Н. И. Запад и Восток. М., 1972.

Хёйзинга Й. Homo ludens. В тени завтрашнего дня. М., 1992.

Абдеев Р. Ф. Философия информационной цивилизации М., 1994.

Ростоу В. В. Стадии экономического роста. Нью Йорк, 1981.

Яковец Ю. В. История цивилизаций. 2-е изд. перераб. и доп. М., 1997.

Шлезингер А. Циклы американской истории. М., 1992.
9. ПРОСТРАНСТВО ИСТОРИИ
Космос и мир. Освоение мира и картина мира, различные модели мира. «Свой» и «чужой» мир. Геосфера, биосфера и ноосфера. Территория и миграция. Историческая родина. Государство и территория. Кочевники и оседлые народы. Этноцентризм.

Историческая география. Описание народов и местностей. Ландшафт естественный и искусственный. История как сцена или арена действий.

Исторический масштаб. Принципы соизмеримости событий. Понятия одновременности и относительности. «Лицом к лицу лица не увидать».

Природная и социальная среда. Деревня (творчество культуры) и город (цивилизация). Структурирование среды. Развитие транспорта и изменение пространственных отношений.

Россия между Европой и Азией. Русская идея и евразийство. Геополитика.
План семинарского занятия
1. Космос и хаос, «свой» и «чужой» миры..

2. Биосфера как вмещающий и кормящий ландшафт.

3. Объективные основы соизмеримости событий.

4. Русская идея и евразийство.
Основные понятия и категории темы
Космос, мир, хаос, освоение, очуждение, геосфера, биосфера, ноосфера, родина, миграция, этноцентризм, ландшафт, исторический масштаб, русская идея, евразийство, геополитика.
Литература
Гумилев Л. Н. География этноса в исторический период. Л., 1990.

Гумилев Л. Н. Ритмы Евразии: эпохи и цивилизации. М., 1993.

Гумилев Л. Н. Этносфера: История людей и история природы. М., 1993.

Элиаде М. Космос и история. М., 1987.

Страбон. География. М., 1994.

Максаковский В. П. Историческая география мира. М., 1997.

Фрейденберг О. М. Миф и литература древности. М., 1978.

Гуревич А. Я. Категории средневековой культуры. М., 1972.

Русский космизм: Антология философской мысли. М., 1993.

Гачев Г. Д. Национальные образы мира. М., 1988.

Бродель Ф. Материальная цивилизация, экономика и капитализм, XV-XVIII вв. М., 1986-1990. Т.1-3.

10. ПРОБЛЕМА ВРЕМЕНИ
Развитие, движение, энергия, длительность и время. Существует ли время? Что такое время? Развитие эволюционное и взрывное. Метафоры времени: река (вода), лестница, часы, песок, свеча.

Понятия длительности и одновременности. Проблема точек отсчета, систем координат, относительность длительности. Ритм и темп. Зачем измерять время? Измерение длительности. Мера времени. Календари, хронометры, часы. Контроль церкви над временем в средние века.

Эволюция концепций времени: мифологическое (циклическое), сакральное и священное, прогрессивное (необратимое), континуальное и дискретное (событийное), физическое и биологическое, историческое (прошлое), настоящее, футурологическое (буду-щее), вероятностное. Художественное пространство и время («хронотоп»).

Настоящее как Da-sein, сейчас, теперь, сиюминутное и бесконечное время. Переживание времени как форма бытия. Рефлексия.
План семинарского занятия
1. Что такое время?

2. Эволюция представлений о времени.

3. Хронотоп   художественное время и пространство.

4. Время дискретное и континуальное.
Основные понятия и категории темы
Время, хронотоп, прошлое, настоящее, будущее, континуальность и дискретность, необратимость, синхронность, покой.
Литература
Бергсон А. Опыт о непосредственных данных сознания. Материя и память // Собр соч.: В 4 т. М., 1992. Т. 1.

Бергсон А. Время и свобода воли. М., 1910.

Уитроу Дж. Естественная философия времени. М., 1966.

Карсавин Л. П. Философия истории. СПб., 1993.

Гуссерль Э. Феноменология внутреннего сознания времени// Собр. соч. М., 1994. Т. 1.

Трубников Н. Н. Время человеческого бытия. М., 1987.

Гумилев Л. Н. Этнос и категория времени // Гумилев Л. Н. Этносфера: История людей и история природы. М., 1993. С. 79-96.

Гуревич А. Я. Представление о времени в средневековой Европе // История и психология. М., 1971.

Зелинский А. Н. Конструктивные принципы древнерусского календаря // Контекст-1978: Литературно-теоретические исследования. М., 1978. С. 62-135.

Молчанов Ю. Б. Четыре концепции времени в философии и физике. М., 1978.

Рейхенбах Г. Философия пространства и времени. М., 1985.

Аскин Я. Ф. Проблема времени. Ее философское истолкование. М., 1966.

Головаха Е. И., Кроник А. А. Психологическое время личности. Киев, 1984.

Бахтин М. М. Формы времени и хронотопа в романе // Бахтин М. М. Литературно-критические статьи. М., 1986. С. 121-290.

Ритм, пространство и время в литературе и искусстве. Л., 1974.

Ярская В. Н. Время в эволюции культуры. Саратов, 1989.

Климишин И. А. Календарь и хронология. М., 1990.

Моисеева Н. Время в нас и время вне нас. Л., 1991.

Элиаде М. Космос и история. М., 1987.

Бикерман Э. Дж. Хронология древнего мира. М., 1975.

Хайдеггер М. Бытие и время. М., 1997.

Гюйо Ж. М. Происхождение идеи времени. СПб., 1899.

Пронштейн А. П., Кляшко В. Я. Хронология. М., 1981.

Моисеев Н. Н. Алгоритмы развития. М., 1987.

Кондратьев Н. Д. Проблемы экономической динамики. М., 1989.

Васильков В. В., Яковлев Ю. В., Барыгин Н. Н. и др. Волновые процессы в общественном развитии. Новосибирск, 1992.

11. СУБЪЕКТ ИСТОРИИ
Человек как субъект сознания и самосознания. Общение и коммуникация. Группа как субъект сознания. Общественное сознание. Историческая психология. Психология истории. Восприятие и переживание исторического события. Свидетель-очевидец.

Человечество как субъект сознания. Иерархия субъектов сознания. Диалектика объективного и субъективного, «своего» и «чужого» в общественном сознании.

Роль исторической личности и народных масс в истории. Фатализм и волюнтаризм. Масса и толпа. Лидер, вожак и вождь. Истоки комплекса неполноценности русской интеллигенции и чувства вины перед народом.

Этнос и нация. Критерии этнической идентичности. Этническая психология.
План семинарского занятия
1. «Свое» и «чужое» в индивидуальной и социально-групповой идентичности.

2. Психология массы и толпы.

3. Роль и ответственность интеллигенции в истории.

4. Критерии этнической идентичности.
Основные понятия и категории темы
Субъект, объект, самосознание, идентичность, личность, народ, элита, масса, толпа, вожак, вождь, харизма, этнос, нация, «свое» и «чужое».
Литература
Ватин И. В. Человеческая субъективность. Ростов н/Д., 1984.

Штирнер М. Единственный и его собственность. Харьков, 1994.

Франк С. Л. Этика нигилизма // Вехи. Из глубины. М., 1989.

Шкуратов В. А. Историческая психология. 2-е изд. М., 1997.

Коул М. Культурно-историческая психология: наука будущего. М., 1997.

Скворцов Л. В. Диалектика субъективного и объективного в философии истории. М., 1975.

Скворцов Л. В. Субъект истории и социальное самосознание. М., 1983.

Пивоев В. М. Философия и психология политики. Петрозаводск, 1991.

Пивоев В. М. «Свое» и «чужое» в этнической и национальной культуре // «Свое» и «чужое» в культуре. Петрозаводск, 1998.

Московичи С. Век толп. М., 1996.

Райх В. Психология масс и фашизм. СПб., 1997.

Арьес Ф. Человек перед лицом смерти. М., 1992.

Ортега-и-Гассет Х. Восстание масс // Ортега-и-Гассет Х. Дегуманизация искусства и другие работы. М., 1991.

Геллнер Э. Нации и национализм. М., 1991.

Чебоксаров Н. Н., Чебоксарова И. А. Народы. Расы. Культуры. М., 1985.

Геворкян Г. А. Национальная культура с точки зрения философии истории. Ереван, 1992.

Барт П. Философия истории как социология. СПб., 1902.

Дольник В. Непослушное дитя биосферы. М., 1994.

Ермаков Ю. А. Манипуляция личностью: смысл, приемы, последствия. Екатеринбург, 1995.

12. ПРАКСЕОЛОГИЯ ИСТОРИИ
Поступок, поведение и деятельность. Исторический и героический поступок. Подвиг. Свободный выбор и детерминация. Объективная и субъективная свобода. Свобода и ответственность. Сферы реализации свободы. Необходимость и случайность. Вероятность события и стечение обстоятельств. Истоки агрессивности в поведении человека.

Творческий историзм. Законы истории. Исторический эксперимент. Эволюция и взрыв (революция). Темпы истории. Традиционализм и его истоки. Механизмы передачи традиций. Ценность новизны. Виды творчества.

Исторический факт и событие. Правда и истина. Историческое знание и опыт. Семиотика истории. Ритуалы и обряды. Символика случайности. Мифологическая аксиологика.
План семинарского занятия
1. Герой: норма или патология?

2. Свобода как «осознанная необходимость».

3. Творчество и история.

4. Символика случайности.
Основные понятия и категории темы
Поступок, акт, свобода, ответственность, выбор, детерминация, традиция, закон, факт, правда, истина, аксиологика, случайность, необходимость, творчество.
Литература
Кондратьев Н. Д. Проблемы экономической динамики. М., 1989.

Леви-Строс К. Структурная антропология. М., 1983.

Лотман Ю. М. Изъявление Господне или азартная игра? (Зако-номерное или случайное в историческом процессе) // Ю. М. Лотман и тартуско-московская семиотическая школа. М., 1994. С. 353-363.

Бердяев Н. А. О творческом историзме // Наше наследие. 1991. № 4 (22).

Эйдельман Н. «Революция сверху» в России. М., 1989.

Померанц Г. Роль масштабов времени и пространства в моделировании исторического процесса // Померанц Г. Выход из транса. М., 1995. С. 284-315.

Россия между Европой и Азией: Евразийский соблазн: Антология. М., 1993.

Лотман Ю. М. Культура и взрыв. М., 1992.

Сорель Ж. Размышления о насилии. М., 1907.

Фромм Э. Бегство от свободы. М., 1990.

Фромм Э. Иметь или быть? М., 1990.

Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности. М., 1994.

Юнг К. Г. Проблемы души нашего времени. М., 1993.

Бонхёфер Д. Сопротивление и покорность. М., 1994.

Ахаезер А. С. Россия: критика исторического опыта. М., 1991. Т.1-2.

13. АКСИОЛОГИЯ ИСТОРИИ
Понятия «ценность истории» и «историческая оценка». Роль истории в ценностной картине мира. Аксиосфера. Переоценка ценностей. Темпоральность и мера ценности. Понятия «мировая история» и «локальная история». Уроки истории.

Эстетика истории как поиск гармонии в хаосе событий. Объективное и субъективное в эстетической оценке исторических фактов.

Этика истории. Вера в историческую «справедливость» и в «доброго царя». Власть и «чистая политика». Войны «спра-ведливые» и «несправедливые». Право на месть. Вина и грех. Всякая ли цель оправдывает средства? Макиавеллизм. Путь «страдания» как очищение от греха и зла.

Памятник истории. Что заслуживает сохранения в памяти? Музей как хранилище «подлинных» вещей. Коллекционирование.
План семинарского занятия
1. Ценностные параметры исторического события.

2. Эстетизм как фактор истории.

3. Что такое «историческая справедливость»?

4. Макиавелли и макиавеллизм.
Основные понятия и категории темы
Ценность, оценка, мировая история, справедливость, месть, честь, совесть, макиавеллизм, эстетизм, этика истории, память потомков, музей, коллекция.
Литература
К. Н. Леонтьев: pro et contra: Антология. Кн. 1-2. СПб., 1995.

Лаппо-Данилевский А. С. Методология истории. Ч.1. Теория исторического знания. СПб., 1910.

Ксенопол А. Понятие ценности в истории. Киев, 1912.

Гулыга А. В. Искусство истории. М., 1980.

Гулыга А. В. Эстетика истории. М., 1974.

Исупов К. Г. Русская эстетика истории. СПб., 1992.

Анчел Е. Этос и история. М., 1988.

Фест И. Адольф Гитлер. Пермь, 1990. Т. 1-3.

Оссовская М. Рыцарь и буржуа: Исследования по истории морали. М., 1987.

Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности. М., 1994.

Музееведение: Музеи исторического профиля / Под ред. К. Г. Левыкина и В. Хербста. М., 1988.

Федоров Н. Ф. Собр. соч.: В 4 т. М., 1995. Т. 1-2.

Фролов А. И. Основатели российских музеев. М., 1991.

Розов М. А. Прошлое как ценность // Путь. 1992. № 1. С. 137-151.

Розанов В. В. Эстетическое понимание истории // К. Н. Леонтьев: pro et contra: Àíòîëîãèÿ. Êí. 1. ÑÏá., 1995. Ñ. 27-122.

14. ËÎÃÈÊÀ ИСТОРИИ
Историзм и историцизм. Прогресс. Причины исторических событий: материальные, субъективные, формальные и финальные. Обусловленность и детерминация. Историческая инверсия.

Прогноз и предсказание. Феномен ясновидения. Пророки и пророчества. Нострадамус. Закономерное и случайное. «Ирония истории». Пессимизм и оптимизм. Предопределенность и фатализм. Божественное «Провидение».

Исторический источник как текст. Устные и письменные тексты. Принципы анализа и критерии достоверности. Наррация и нарратор. Герменевтика истории. Три правила герменевтики Ф. Шлейермахера.

Проекты, планы, замыслы, благие намерения в истории («несостоявшаяся история», история в сослагательном наклонении). Прогнозирование позитивное и негативное. Зависимость от проекта будущего. Утопии и антиутопии. Проекты «светлого будущего». Истоки утопических иллюзий.
План семинарского занятия
1. Историзм и историцизм.

2. Предсказания и пророчества.

3. Герменевтика истории.

4. «Ирония истории» как закономерность.
Основные понятия и категории темы
Историзм, историцизм, логика и аксиологика истории, утопия, антиутопия, герменевтика, ирония истории.
Литература
Поппер К. Нищета историцизма. М., 1993.

Хайек Ф. А. фон. Пагубная самонадеянность. М., 1992.

Рикер П. Конфликт интерпретаций: Очерки о герменевтике. М., 1995.

Гадамер Г. Г. Истина и метод. М., 1988.

Саплин А. Ю. Астрологический энциклопедический словарь. М., 1994.

Венгеров А. Б. Предсказания и пророчества: за и против. М., 1991.

Берзин Э. О. Нострадамус и его предсказания. М., 1992.

Фуко М. Слова и вещи: Археология гуманитарных наук. СПб., 1994.

Шацкий Е. Утопия и традиция. М., 1990.

Утопия и утопическое мышление: Антология зарубежной литературы. М., 1991.

Гроф С. Области человеческого бессознательного: опыт исследования с помощью ЛСД. М., 1994.

Мангейм К. Идеология и утопия // Мангейм К. Диагноз нашего времени. М., 1994. С. 7-260.

Пивоев В. М. Ирония как феномен культуры. Петрозаводск, 1999.

Гречко П. К. Концептуальные модели истории. М., 1995.

Кузнецов В. Г. Герменевтика и гуманитарное познание. М., 1991.

Шпет Г. Г. История как предмет логики // Историко-философ-ский ежегодник’88. М., 1988. С. 290-320.

Яковец Ю. В. История цивилизаций. М., 1997.

15. ТЕЛЕОЛОГИЯ ИСТОРИИ

Метафизика истории. История и вечность, бесконечность времени. Роль религии в истории. Идея «субъективной предрасположенности» в ситуации «бифуркации». Божественное предопределение. Фатализм и эсхатология.

Конец истории и идея «Страшного суда». Футурология. Модернизм и постмодернизм. Планирование стратегическое и тактическое. Переоценка системы ценностей на рубеже XX   XXI веков.

Смысл и цели истории. Мифологичность смысла жизни и истории. Энтропия и эктропия.

План семинарского занятия
1. Задачи метафизики истории.

2. Роль религии в истории человечества.

3. Модерн и постмодерн.

4. Проблема смысла и целей истории.
Основные понятия и категории темы
Метафизика истории, смысл истории, цель, модерн, постмодерн, телеология, энтропия, эктропия, футурология.
Литература
Бердяев Н. А. Смысл истории. М., 1990.

Зигварт Х. Борьба против телеологии. СПб., 1907.

Смысл человеческого бытия. Киев, 1985.

Губман Б. Л. Смысл истории: Очерки современных западных концепций. М., 1991.

Ясперс К. Смысл и назначение истории. М., 1994.

Смысл жизни: Антология / Сост. Н. К. Гаврюшин. М., 1994.

Андреев Д. Роза мира. М., 1992.

Печчеи А. Человеческие качества. М., 1980.

Лиотар Ф. Ситуация постмодерна. М., 1998.

Эйкен Р. Смысл и ценность жизни. Харьков, 1911.

Тиллих П. Избранное: Теология культуры М., 1995.

Христос и культура: Избранные труды Ричарда Нибура и Райн-хольда Нибура. М., 1996.

Селиванова В. И. Этюды об экстраполяции. М., 1992.

Раджниш Б. Ш. Дао: путь без пути. М., 1994. Т. 1-2.

Яковец Ю. В. Предвидение будущего: парадигма цикличности. М., 1992.

Моисеев Н. Н. Алгоритмы развития. М., 1987.
ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОВТОРЕНИЯ:
1. Предмет и задачи философии истории.

2. Рациональное и иррациональное в методологии гуманитарного знания.

3. Возникновение мифологии и космогонические мифы.

4. Античная философия истории.

5. Христианская философия истории.

6. «Коллективное лицо» и осознание самоценности индивида.

7. Прогрессивная модель исторического развития.

8. Второе рождение рационализма у Р. Декарта и Д. Локка.

9. Возникновение исторического самосознания.

10. Эволюционная гипотеза: ее преимущества и недостатки.

12. Философия истории Г. В. Ф. Гегеля.

13. Центробежная модель исторического развития.

14. Материалистическое понимание истории.

15. Принцип объективности в изучении истории.

16. Романтизм в поисках свободы.

17. Формирование русского национального самосознания.

18. Концепция локальных культурно-исторических типов Н. Я. Данилевского.

19. Историко-культурная концепция К. Н. Леонтьева.

20. Историческая концепция В. О. Ключевского.

21. Историческая концепция С. М. Соловьева.

22. Методология истории А. С. Лаппо-Данилевского.

23. Философия истории Л. П. Карсавина.

24. Переход культуры в цивилизацию у О. Шпенглера.

25. Цивилизационная теория А. Тойнби.

26. Принципы исторического исследования «школы Анналов».

27. Теория этногенеза Л. Н. Гумилева.

28. Космос и хаос, «свой» и «чужой» мир.

29. Историческая география.

30. Исторический масштаб.

31. Основные параметры природной и социальной среды.

32. Проблема исторического времени.

33. Эволюция представлений о времени.

34. Индивидуальный и групповой субъект исторического сознания и действия.

35. Масса и толпа.

36. Этнос и нация. Критерии этноидентичности.

37. Свобода и ответственность в историческом контексте.

38. Необходимость и случайность в истории.

39. История как ценность, историческая память.

40. Эстетика истории.

41. Этика истории. Историческая справедливость.

42. Историзм и историцизм, предсказание и пророчество.

43. Исторический источник как текст. Герменевтика истории.

44. «Ирония истории» как закономерность.

45. Метафизика истории.

46. Роль религии в истории человечества.

47. Проблема целей и смысла истории.

Составитель
Василий Михайлович Пивоев

ФИЛОСОФИЯ ИСТОРИИ
Программа и планы семинарских занятий


Редактор Е. А. Нетылько

Компьютерная верстка В. М. Пивоев

Данное издание осуществлено

при поддержке АО «Кондопога»


ЛР 040110 от 10.11.96. Подписано в печать 00.00.99. Формат 60х84 1/16. Бумага газетная. Печать офсетная. 1,75 уч.-изд. л.,

7 усл. кр.-отт. Тираж 200 экз. Изд. № 77.
Издательство Петрозаводского государственного университета

185649, Петрозаводск, пр. Ленина, 33
Отпечатано с оригинал-макета в типографии издательства

Петрозаводского государственного университета



страница 1


скачать

Другие похожие работы: