Пояснительная записка
Программа для детей старшего дошкольного возраста «Природа – наш Дом» рассчитана на 1 год обучения. Занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 часа. Начало занятий - 15 сентября. Численность группы – 12 -15 человек.

Программа состоит из 128 часов, из них 31 час – практика, 97 часов – теория.

Основная цель – формирование основ экологической культуры и эмоционально – позитивного опыта общения с природой.

Занятия по предлагаемой программе включают различные виды деятельности:

- целевые прогулки на объектах экологической тропинки;

- наблюдения;

- экскурсии;

- экологические занятия;

- беседы;

- опытническая и трудовая деятельность;

- практические занятия по сбору семян цветковых растений;

- дидактические игры экологической направленности;

- чтение литературы экологического содержания;

- изготовление экологических паспортов растений;

- природоохранные акции;

- экологические праздники и развлечения;

- участие в выставке «Осенняя фантазия»
В процессе освоения программы ставятся следующие задачи:


  1. Образовательные: формировать элементарные экологические знания и представления;

Уточнять, систематизировать и углублять знания о живой и неживой природе;

Учить понимать причинно – следственные связи внутри природного комплекса.

  1. Развивающие: формировать трудовые навыки и умения по уходу за растениями, домашними животным, и животным живого уголка.

  2. Воспитательные: воспитание гуманного, эмоционально-положительного, бережного отношения к миру природы, и окружающему миру в целом.


ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ПРОГРАММЫ





Тематика

Месяц

Теория

Практика.

Всего часов

1.

Объекты экологической тропинки. Сезонные изменения в природе.

сентябрь




2

2

2.

Разнообразие растительного мира. Экскурсия в парк. Сбор растения для гербария, изготовления панно.







2

2

3.

Циклические наблюдения за цветущими растениями на участке. Сбор цветов для панно. Сбор семян растений цветника.

Извлечение из земли луковиц и клубней.







2

2

4.

Подготовка к зимовке насекомых. Закрепить знания о пользе насекомых. Д/игра «Что сначала, а что потом», «Найди пару».





2




2

5.

Закреплять знания детей о перелетных птицах, их особенностях питания, поведение (объединение в стаи, отлёт). Птицы в природе, их польза.




2




2


6.

Сезонные изменения в природе (объект экологическая тропинка) Различие деревьев и кустарников по почкам, коре, плодам, семенам, оставшимся листьям) Дидактическая игра «Когда это бывает»

октябрь

1

1

2

7.

Поход в лес, к водоёму. Лес – сообщество растительного и животного мира. Поведение водоплавающих птиц. Правила взаимодействия в природе.

Сбор природного материала.







2

2



8.

«Где зимуют лягушки» чтение рассказа В.Танасийчук «Экология в картинках».

Д/игра «Что сначала, а что потом». Земноводные «Красной книги».




2




2

9.

Наблюдение за аквариумными рыбками. Исследовательская деятельность. Определение возраста рыбы.




2




2

10.

Кроссворд «Рыбы». Практическая деятельность: закрепить навыки по чистке аквариуму.




1

1

2

11.

Сравнение рыб и лягушек.




2




2


12.

Обитатели нашего уголка природы (морская свинка, хомяк, сухопутная и красноухие черепахи). Правила наблюдения за животными. Практическая деятельность по уходу за животными.




1

1

2

13.

Значение воздуха для жизни на Земле. Исследовательская деятельность: воздух и его свойства.




2




2

14.

Работа с журналом «Юный натуралист».




2




2

15.

Сезонные изменения в природе нашего края (объект экологическая тропинка). Сравнение хвои сосны, лиственницы, ели. Беседа

ноябрь

1

1

2

16.

Птицы ближайшего природного окружения (снегирь, синица, воробей, сорока, ворона) их поведение, способы добывания пищи. Акция «Поможем зимующим птицам». Изготовление кормушек.




2




2

17.

Как животные тайги готовятся к зиме. Лес – среда обитания диких животных. Просмотр видеофильма.




2




2

18.

Животные «Красной книги» тайги и лесотундры.




2




2

19.

Сравнение диких и домашних животных. Познавательная игра «Аукцион».




2




2

20.

«Влаголюбивые и засухоустойчивые растения». Правила наблюдения за растениями. Опыт растение может обеспечить себя питанием. Практическая деятельность по уходу за растениями.




1

1

2

21.

Сезонные изменения в природе. Беседа. Защитные свойства снега (опыт на прогулке)

декабрь

1

1

2

22.

Экскурсия в лес. Сравнение хвойных деревьев. Подкормка птиц, белок в парковой зоне.







2

2

23.

Деревья нашего края. Игра – КВН. Растения «Красной книги».

Растения «Красной книги Томской области» - Стрежевого.




2




2

24.

Как животные приспосабливаются к среде. Сравнение белого и бурого медведя.




2




2

25.

Как человек приспосабливается к сезонным изменениям природы для удовлетворения своих жизненно важных потребностей.




2




2

26.

Наблюдение за птицами, поведение их у кормушки. Подкормка птиц. Зарисовка птиц в фенологическом календаре. Изготовление экологических паспортов птиц.




2




2

27.

Просмотр видеофильма «Ёлкино чудо». Акция «Защитим ёлочку красавицу». Изготовление плакатов, листовок, рисунков, сочинение сказок, рассказов в защиту природы.




2




2

28.

Работа с журналом «Юный натуралист»




2




2

30.

Игра – соревнования «Живой мир»

январь

2




2

31.

Вода и ёё свойства. Круговорот воды в природе Опыты.




2




2

32.

Обитатели морей. Составление пищевых цепочек в море. Море бывает в беде. Опыт с нефтью.




2




2

33.

Знакомство с растительным и животным миром Арктики.




2




2

34.

Человек. Ценность природы. Естественнонаучный метод познания мира - экологические понятия и проблемы города, региона. Правила поведения в природе.




2




2

35.

Работа с журналом «Юный натуралист».




2




2

36.

Сезонные изменения в природе (объект экологическая тропинка). Сравнение деревьев по коре, расположению веток. Птицы: синицы, воробьи снегири -

трудность добывания корма, необходимость кормления.

февраль

1

1

2

37.

Какие наши попугайчики. Циклические наблюдения. Практическая деятельность по уходу за попугаями




1

1

2

38.

«Сад на окне». Выращивание огородной культуры. (лук, корнеплоды, овёс). Наблюдение, опыт за внешними изменениями в растении. Зарисовка схем.







2

2

39.

Кто как зимует. Д/игра «Кому, что по вкусу».




2




2

40.

«Цепочка в лесу».




2




2

41.

Животные жарких стран. Опыт «Выявление повышенной влажности в джунглях».




2




2

42.

Игра «Зов джунглей».




2




2


43.

Работа с журналом «Юный натуралист».




2




2

44.

Сезонные изменения в природе (объект экологическая тропинка). Беседа. «Лесное весеннее представление». Видеофильм.

март

1

1

2

45.

«Какая наша черепаха». Практическая деятельность по уходу за черепахой.




1

1

2

46.

Обобщить представления о типичных экосистемах (лес, луг, водоём)




2




2

47.

Комнатные растения – спутники нашей жизни. Д/Ира «Сложи модель растения». Посадка комнатных растений.




1

1

2

48.

Экскурсия в оранжерею.(теплица СШ №3)







2

2

49.

«Птицы Красной книги Томской области» Стрежевого. Легкость пера. Опыт с нефтью.




2




2

50.

Сезонные изменения в природе нашего края (Объект экологическая тропинка). Цикл наблюдения за ветками внесенных в группу. Сравнение, определение условий для роста.

апрель

1

1

2

51.

Лекарственные растения, их роль в жизни человека.




2




2

52.

Птицы водоёма. Птицы, обитающие на болоте. Д/игра «Что сначала, а что потом» (жизненный круг утки).





2




2

53.

Животный мир водоёма. Животные, обитающие на болоте». Пищевые цепочки питания.




2




2

54.

Посев семя рассады цветов. Фиксация наблюдений в таблице.







2

2

55.

Планета Земля в опасности. Модель вулкана. Опыт




2




2

56.

Акция «День Земли». Интеллектуально- – экологическая игра КВН.




2




2

57.

Работа с журналом «Юный натуралист»




2




2

58.

Экскурсия в ЦЭВД.




2




2


59.

Сезонные изменения в природе, итог круга времён года (объект экологическая тропинка)

май

1

1

2

60.

Лес в жизни человека. Кто главный в лесу.




2




2

61.

Как вести себя в природе.




2




2

62.

Как человек охраняет природу. Заповедные места.




2




2

63.

Пресмыкающиеся.

Беседа. Видеофильм.





2




2

64.

Работа с журналом «Юный натуралист».




2




2

65.

Высадка рассады на клумбах.







2

2




Итого:




97

31

128


Уровни освоения программы
Высокий. Ребенок знает основные признаки живого, устанавливает связи между состоянием живых существ, средой обитания и соответствием условий потребностям. Владеет предметными понятиями в соответствии с программой, устанавливает под руководством педагога и самостоятельно частные, и общие связи. Пользуется наблюдением для познания природы. Владеет трудовыми умениями, достигая хороших результатов. Бережно, заботливо, гуманно относится к природе. Познавательное отношение устойчиво. Эмоционально воспринимает природу, видит её красоту.
Средний. Ребенок различает большое число объектов природы, вычленяет характерные и под руководством педагога – существенные признаки. Знает признаки живого. Устанавливает частные и некоторые общие связи. Умеет сравнивать объекты по признакам различия и сходства. Использует известные способы наблюдения для познания закономерностей природы. Недостаточно овладел общими понятиями и общими связями. Трудовые процессы выполняет самостоятельно, достигает хороших результатов. К проявлениям негативного отношения к природе другими детьми чаще пассивен.
Низкий. Ребенок различает и называет большое число животных и растений, вычленяет их особенности. Знает некоторые их потребности (во влаге, пище). Понимает состояние объекта и среды. Устанавливает частные связи, сравнивает объекты по отдельным характерным признакам. В выделении общих признаков испытывает затруднение. Трудовые процессы выполняет не самостоятельно, качество труда низкое. Проявление гуманного отношения ситуативное. Познавательное отношение неустойчиво, связано с яркими, привлекающими внимание событиями.

Используемая литература.
Методическая литература:

1.Логинова В.В «Детство» С-Петербург, 1997 г.

2.Кондратьева Н.Н «Мы» С-Петербург, 2001 г.

3.Михайлова З.А. План - программа образовательно–воспитательной работы в детском саду – С-Петербург, 2006 г.

4.С.Н.Николева «Юный эколог» - М., 1998 г.

5.Н.Рыжова «Наш дом – природа»

6.Л. О. Манько авторская программа «Тропинка» - С.,2008 г.

7.С.Н.Николаева «Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве» - М., 1995 г.

8.Н.Рыжова «Почва – живая земля»

9.Н.Рыжова «Что у нас под ногами».

10.Маневцова Л.М., «Листок на ладони» - С-Петербург, 2004 г.

11.Иванова А.И. «Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду» - М., 2004 г.

12.Энциклопедия знатока, «Зеленая планета» - М.,2006 г.

13.Детская энциклопедия «Мир леса» - М., 2007 г.

14.Тихонов А.В., Красная книга России «Животные и растения» - М.,2002 г.

15.Шорыгина Т.А., «Деревья. Какие - они?- М., 2003 г.

«Насекомые. Какие они? – М., 2005 г

«Птицы. Какие они? – М., 2003 г.

«Цветы. Какие они? – М., 2005 г.
Детская литература:

Стихотворения:

Пожарова М. «Цветы, Собакина Г. «Если я сорву цветок»,

Лаздынь Г. «Что растёт», «Лютик», «Ромашка», «Колокольчик»,

Кольцов А.»Осень», Бальмонт К. «Осень», Тувим Ю. «Овощи», Авдеева М. «Разноцветный парк», Бунин И. «Первый снег»,

Ящин А. «Покормите птиц», Маршак С. «Праздник леса».
Рассказы: Танасийчук В. «Экология в картинках»,

Пришвин М. «Этажи леса», Толстой Л. «Как ходят деревья»,

Чаплина В.«Крылатый будильник», Михалков С. «Голубой звёрок»,

Бианки В. «Готовятся к зиме», «Белкина сушильня», «Приспособился», Соколов-Микитов И. «Весна в лесу»

страница 1


скачать

Другие похожие работы: