Профориентация нелюбимая дочь российского государства
Корочкина Т.В., Воркутинский политехнический техникум

Экономические и социальные изменения, происходящие в государстве и социуме, предъявляют повышенные требования к мобильности и адаптивности поведения человека, его личной ответственности за свою профессиональную карьеру, что делает весьма актуальными проблемы профессиональной ориентации.

Выбор профессии – важный и ответственный шаг в жизни каждого человека, поскольку активная профессиональная деятельность занимает примерно половину жизни и влияет на личностные качества человека и отношения с окружающими людьми и миром. В современных социально - экономических условиях общество требует от молодых людей осознанного подхода к решению вопроса профессионального самоопределения, построения профессиональной карьеры и успешной адаптации в социуме, что способствует достижению наиболее высоких показателей в трудовой и общественной деятельности личности.

С сожалением приходится констатировать, что в современной России ослабли роль и значимость трудового воспитания подрастающего поколения. Перейдя на принципиально новую - рыночную - модель развития, общество и государство так и не смогли сформировать модель профориентации, соответствующую требованиям времени. Подтверждением тому является разбалансированность рынка труда и системы подготовки профессиональных кадров. Одним из наиболее значимых результатов, по которым оценивают эффективность деятельности учреждений профессионального образования, является трудоустройство выпускников. В соответствии с Федеральной целевой программой развития образования на 2011-2015 годы показатель трудоустройства выпускников в течение первого года после выпуска должен составлять не менее 74%.

По данным мониторинга трудоустройства выпускников учреждений начального, среднего и высшего профессионального образования Республики Коми за 2012 год общее количество выпускников учреждений профессионального образования в 2012 году составило 7267 человек. В среднем трудоустроено 73% выпускников (НПО - 76%; СПО – 67%; ВПО – 75%). Картина получилась более чем радужная, но, к сожалению, нигде не говорится о том по полученной ли специальности трудоустроены выпускники. Как показывают многочисленные социологические исследования, в целом по стране в настоящее время примерно 50% выпускников вузов реально работают не по той специальности, по которой они получили образование, около 60% выпускников средних специальных заведений и 70% выпускников профессионально-технических училищ ежегодно оказываются не востребованными предприятиями и организациями. Сегодня трудоустройство по специальности - скорее исключение из правил, чем постоянное явление.

Конечно, нельзя не видеть некоторых позитивных сдвигов. Школьников знакомят с многообразным миром профессий. Правда, делается это лишь от случая к случаю. В колледжах и вузах созданы службы, помогающие молодежи в устройстве на работу, организуются ярмарки вакансий и т.п. Определенную работу в этом направлении проводят региональные службы занятости населения. Но главное, что в этой деятельности отсутствует системность: есть разрозненные, а потому малоэффективные мероприятия. Они крайне слабо связаны с реальным положением дел в экономике и состоянием социальной сферы.

Судя по материалам СМИ и научным публикациям, у нас в стране нет расчетов потерь, которые мы несем из-за неэффективной профориентации. Рынок требует одних специалистов, а система профессионального образования, несмотря на сигналы неблагополучия, продолжает готовить других. Но и без них ясно, что, по всей вероятности, потери будут расти, поскольку из «демографической ямы» мы по большому счету еще не выбрались. Значит, трудовая нагрузка на подрастающие поколения будет увеличиваться. Повысится и «цена» ошибочно выбранной профессии, а мотивация труда в связи с этим снизится. Конечно, рассчитать до тонкости потребности экономики и возможности сферы образования непросто, но необходимо стремиться к наиболее оптимальному решению проблемы. Совершенно очевидно, что пришло время выстраивать согласованную систему профориентации на государственном, региональном и отраслевом уровне.

Несомненно, профессиональная ориентация, направленная на оказание помощи в самоопределении школьников на основе согласования личных интересов, склонностей, способностей, возможностей личности и потребностей рынка труда, осуществляемая на всех этапах развития карьеры гражданина, является важной частью социальной политики, а потому – исключительно государственной задачей. Ее решение позволит поднять престиж нашего Отечества как страны высоких технологий, производительности труда, а значит, и достойного уровня жизни граждан.

Всё это убеждает нас в необходимости реформирования системы профориентации. Динамичность современной социальной жизни в обществе требует постоянного внимания к разработке новых способов и методов профориентации, проверки их эффективности на практике. Задача сегодняшнего дня — помочь учащимся не только выбрать профессию, но и научить их оценивать себя в контексте требований рынка труда.

Человек, работающий по профессии, с учетом своих склонностей, интересов и потребностей сегодняшнего дня, более удовлетворен жизнью, живет и работает с полной самоотдачей, с эмоциональным удовлетворением, происходит самоутверждение молодого человека как личности в социальном обществе.

Литература:

  1. Анализ мониторинга трудоустройства выпускников www.komiedu.ru/files/201301/20130116/monitoring_2012

  2. Комплексная система профессиональной ориентации молодежи как социальный институт общества. Автореферат диссертации http://www.dissercat.com/content/kompleksnaya-sistema-professionalnoi-

  3. Российская газета www.rg.ru

  4. Чистякова С.Н., Пряжников Н.С., Родичев Н.Ф. июля 27, 2011 www.academia-proforient.ru/профессиональная.../prygnikov/

страница 1


скачать

Другие похожие работы: