ПРОБЛЕМЫ И ЗАДАЧИ ЧТЕНИЯ КУРСА ПОЛИТОЛОГИИ В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ.
А.Ю. Ильин

Петрозаводский государственный университет
Политология как учебная дисциплина в вузах г. Петрозаводска читается с 1991г.

Если в Карельском государственном педагогическом университете с этого времени курс сократился с 68 до 12 -34 часов в год, а на отдельных факультетах он не читается вовсе. В это же время в Петрозаводском государственном университете кафедра смогла не только сохранить возможность читать курс на всех факультетах, но и открыть в 1996 г.- специальность «политология», а с 2001г. - факультет политических и социальных наук, который готовит уже специалистов по 4 специальностям.

Данные факты свидетельствуют как о проблемах, характерных для специальностей социально – политической направленности, так и возможных путях их преодоления.

Однако, не вдаваясь в подробный анализ причин создавшегося положения в двух центральных вузах республики, следует остановиться на тех задачах, которые стоят перед политической наукой сегодня и проблемах и путях ее институционального закрепления в системе высшего образования.

Одна из первостепенных задач современной политологии как учебной дисциплины на сегодняшний день остается прежней - содействовать проникновению в общественное сознание, как на уровне мировоззрения, так и на уровне общественной практики знаний и представлений о путях развития современной цивилизации, институтов и процессов, происходящих как в современном мире, так и в России. В частности, способствовать ликвидации политической безграмотности и «шапочному» представлению о политике, с одной стороны, с другой стороны, формировать профессионально подготовленных специалистов в области политики.

Дело в том, что на уровне массового сознания, как замечает Т. А. Алексеева в своей статье «Какие требования российская политическая практика предъявляет политологу» (Полис. 2001. №5), господствует мнение, что политиком, как и политологом способен быть каждый. Более того, подобное опасное представление о политике формирует у бывших врачей, военных, строителей и т.п. , а в настоящее время государственных или партийных функционеров и активистов., мнение, что только их личный житейский и « первичной» профессии опыт достаточен для решения существующих проблем.

Законы и механизмы же политики не что иное, как ненужная, а то и вредная для практики эквилибристика слов.(В телевизионном интервью, как - то один из депутатов , политиков - «по совместительству» Станислав Говорухин назидательно высокомерно напрямую указывал об аналогичности работы режиссера и политика. Но то, что простительно депутату, непростительно государственному функционеру. Тем не менее, неумение и нежелание демократии пользоваться достижениями науки, страх и высокомерие перед профессионалами – политологами типично для российской власти).

В результате низкой оценки важности политологического образования большинство проблем и изменений в обществе остаются невидимыми. Одна из таких проблем политологическая безграмотность, которая, как ни прискорбно, растет с каждым новым поколением людей, вступающих в новую самостоятельную жизнь. В качестве иллюстрации два примера:

1. Высокообразованный интеллигентный уже в возрасте человек, жительница г. Москвы, идейный вдохновитель создания сети кредитных союзов и кооперативов, искренне и по праву возмущается «глухотой и безразличием» чиновников и политиков к запросам людей. Одновременно не проговаривает, а возможно, и не задумывается, что ее собственная деятельность есть результат и пример становления элементов института гражданского общества и самоуправления. Что политика – это не только деятельность государственных и иных политических институтов, но и граждан по отдельности или объединяющихся в негосударственные ассоциации. А самое главное, что и в политике нет «царского пути», она не терпит торопливости. Колоссальные же усилия миллионов необходимы, порой, чтобы сделать мизерный, близкий к нулю и все же шаг к цели.

Второй пример более настораживающий. Многие молодые люди, студенты университета, не знают историю, в т.ч. России последних 10-20 лет, не знают политической карты России и мира в целом. В результате выясняется, что католики поклоняются Будде, р. Нил протекает в Индии, США с юга омывается океаном, а с севера пустота, Канада же располага6ется в Европе. К этому следует добавить отсутствие навыков понимания и поиска смысла, внимательного восприятия аргументов и контраргументов, подмену самостоятельной работы с источником бездумной записью слов лекции преподавателя или пустые траты студентами средств, как правило, родителей, на ксерокопирование материалов к семинарским занятиям или «перекачке» материалов и курсовых из Internet .

Перечень проблем можно было бы продолжить. Тем не менее, в связи с вышесказанным появляются извечные вопросы, требующие своего разрешения.

Многие из названных проблем необходимо решать еще в школе. Не гнаться за модой и читать школьникам философию, социологию и т.п. Есть интегративный курс «Обществознание», и достаточно. На уровне вуза преподавание политологии как общеобразовательного предмета в рамках общегуманитарного блока призвано способствовать формированию гражданских качеств у студентов .Однако без освоения основных политологических понятий нельзя говорить о формировании в стране в перспективе политической ответственных людей. Следовательно, снижение часов недопустимо. При подготовке политологов следует учитывать запросы общества.

В настоящее время кафедра и факультет ориентируются на подготовку специалистов, как в области государственного управления, так и преподавателей социально – политического блока средней и высшей школы. Однако уже сегодня от выпускника требуется значительно больше компетентности и профессионализма, чтобы быть востребованным на рынке труда. Это возможно за счет углубления фундаментальной теоретической подготовки и специальных, прикладных дисциплин. В частности, посредством увеличения спецкурсов и практикумов по таким направлениям, как анализ и принятие политических решений, организация и проведение политических компаний и т.д. В настоящее время, помимо прочего, требуется взять на себя восполнение недостатка общего гуманитарного образования. Поэтому требуется ввести изменения в рабочие программы курсов с целью ликвидации пробелов общеобразовательного характера, обязательное использование технических средств и методических наглядных материалов.





страница 1


скачать

Другие похожие работы: