Приобщение детей к культуре здорового образа жизни в условиях МБДОУ детский сад компенсирующего вида.

    Нормой жизни и поведения каждого человека должно быть сознательное и ответственное отношение человека к здоровью как к общественной ценности. Бесспорно, что уровень и продолжительность жизни человека, а также состояние его здоровья во многом определяется моделью поведения, формируемой в детстве. И одной из сторон данного процесса должно явиться формирование культуры здоровья, как части общей культуры человека – осознание здоровья как жизненно важной ценности, воспитание ответственного отношения к своему здоровью, здоровью окружающих людей и природной среды.

    Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психологического здоровья детей. Именно в этот период идет интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, формируются характер, отношение к себе и к окружающим. В этот период у ребенка закладываются основные навыки по формированию культуры здорового образа жизни, это самое благоприятное время для выработки правильных привычек, которые в сочетании с обучением дошкольников методам совершенствования и сохранения здоровья приведут к положительным результатам.

    В период дошкольного детства важно сформировать у детей базу знаний и практических навыков здорового образа жизни, осознанную потребность в систематических занятиях физической культурой и спортом.

    Наш детский сад работает по данному направлению в течение нескольких лет. В своей работе мы использовали такое понятие, как «культура здорового образа жизни». Под культурой здорового образа жизни ребёнка-дошкольника понимается совокупность трёх компонентов: осознанного отношения к здоровью и жизни человека, знаний о здоровье и умений оберегать, поддерживать и сохранять его, оздоровительной компетентности, позволяющей дошкольнику самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения, задачи, связанные с оказанием элементарной медицинской, психологической самопомощи и помощи.

Основной целью работы с детьми в ДОУ является формирование у них осознанного отношения к здоровью как ведущей ценности и мотивации к здоровому образу жизни, накопление знаний о здоровье.

    В своей работе мы выделили несколько компонентов здоровья:

  • Психологическое здоровье,

  • Физическое здоровье,

  • Соматическое здоровье,

  • Нравственное здоровье,

  • Духовное здоровье.

В результате проведенной нами ранее диагностики выяснилось, что не у всех детей в дошкольном возрасте эмоциональное развитие протекает благополучно, что проявляется во внутренних переживаниях (наличии тревожности, низкой самооценке и др.) и нарушениях в поведении (расторможенности, негативизме, конфликтности, агрессивности и т.д.).

    В связи с этим  мы выделили следующие задачи по формированию психологического здоровья детей

  1. Обучение положительному взаимоотношению и принятию других людей;

  2. Обучение рефлексивным умениям;

  3. Формирование потребности в саморазвитии.

Поскольку в нашем детском саду все дети с нарушениями речи, то основными педагогическими формами и методами формирования психологического здоровья детей старшего дошкольного возраста являются:

  1. Проведение специально разработанных, комплексных занятий с детьми;

  2. Работа по развитию уверенности в себе, веры в собственные силы;

  3. Психологические игры и упражнения на формирование у детей положительных эмоций, а также на коррекцию негативных эмоциональных состояний, таких как тревожность, агрессивность, импульсивность, конфликтность;

  4. Игры и упражнения на повышение самооценки;

  5. Решение проблемно-практических ситуаций;

  6. Игры-драматизации;

  7. Подвижные игры;

  8. Речевые игры;

  9. Чтение и анализ сказок;

  10. Беседы;

  11. Творческие игры;

  12. Сочинение сказок;

  13. Коллективное рисование.

Очень нравятся детям эмоциональные разминки (похохочем; покричим так, чтобы стены задрожали; как будто кричит огромный, неведомый зверь и т.д.

    Часто используются и минутки покоя:

-                     посидим молча с закрытыми глазами;

-                     посидим и полюбуемся на горящую свечу;

-                     ляжем на спину и расслабимся, будто мы тряпичные куклы;

-                     помечтаем под эту прекрасную музыку.

Для полноценного развития физического здоровья детей мы с медицинской сестрой используем различные комплексы гимнастики: утренняя гимнастика с элементами йоги, дыхательными упражнениями,  гимнастика пробуждения, с элементами коррекционной гимнастики, физминутки, динамические и активные  паузы.

    Ежедневно в своей работе (несколько раз в день) используем пальчиковые и артикуляционные игры. Систематические упражнения пальцев рук являются мощным средством развития речи детей и повышения работоспособности головного мозга.

    В детском саду в каждой группе имеются картотеки стихов, сопровождающих упражнения, пособия по развитию артикуляционной и мелкой моторики, различные предметы для выполнения упражнений (прищепки, пробки, счетные палочки, пуговицы, мячи-ежики и т.д.)

Одним из важных условий формирования культуры здорового образа жизни детей мы считаем обеспечение достаточного уровня их двигательной активности.

   В группах, по возможности, созданы условия для повышения двигательной активности детей, а также для их расслабления и отдыха. В группах имеется физкультурный уголок, в котором сосредоточены дидактические пособия, схемы, график, модели, обеспечивающие детям возможность под руководством взрослого накапливать свои впечатления, знания, выделять те или иные объекты мира физической культуры и здоровья. Вместе с детьми и родителями мы изготовили нужное оборудование и пособия.

С целью укрепления соматического здоровья воспитанников проводятся различные мероприятия:

    1. например, для укрепления и развития артикуляционного аппарата мы используем всевозможные игры и упражнения с язычком;

2) для профилактики зрительного переутомления -       зрительные гимнастики, которые дают возможность глазу справиться со значительной зрительной нагрузкой;  тренировочные упражнения для глаз;

                  Ежедневно проводим закаливающие мероприятия, которые повышают не только устойчивость к влиянию плохой погоды, но и совершенствуют, мобилизуют резервные возможности адаптационных систем, чем обеспечивается профилактика простудных и др. заболеваний. После дневного сна дети выполняют ряд упражнений: потягивание, повороты головы, массаж рук, ног, живота и т.д. Затем делают упражнения на массажных ковриках и проходят по массажным дорожкам.

Для приобщения детей к здоровому образу жизни ежедневно используем «Гимнастику маленьких волшебников». Дети здесь не просто «работают» – они играют, лепят, мнут, разглаживают свое тело, видя в нем предмет заботы, ласки, любви. Делая массаж живота, шеи, головы, рук, ушных раковин и т.д., ребенок воздействует на весь организм в целом. У него полная уверенность в том, что он действительно творит что-то прекрасное, все это развивает у ребенка позитивное ценностное отношение к собственному телу. Эту гимнастику дети выполняют в любое свободное от занятий время.

    В течение всего дня мы находим время, чтобы доставить детям удовольствие, выполняя следующие упражнения: потянуться как кошка, поваляться как неваляшка, позевать, открывая рот до ушей, поползать как змея без помощи рук.  Это очень важно для развития и укрепления опорно-мышечной системы ребенка.

    Музыкотерапия – один из методов, который укрепляет здоровье детей, доставляет детям удовольствие. Музыка способствует развитию творчества, фантазии, укрепляет их нравственное здоровье. Мелодия действует особенно эффективно на заикающихся детей, на гиперактивных, повышает интерес к окружающему миру, способствует развитию культуры ребенка. Мы используем музыку в различные режимные моменты.

    В рамках формирования нравственного и духовного здоровья воспитанников педагогами нашего ДОУ создан цикл познавательных занятий для детей среднего и старшего дошкольного возраста, направленных на формирование культуры ЗОЖ.

В ДОУ проводятся занятия различной направленности (обучающие, игровые, тренирующие, оздоровительные, занятия с включением творческого мышления )

    Так на занятиях «Для чего мы чистим зубы» и «Гигиена приема пищи» дети приобщаются к культуре поведения, личной гигиене. На занятиях «Зеленая аптека» воспитанники знакомятся с лекарственными растениями близкого окружения. Ребята заново узнают ромашку, одуванчик, крапиву и рассказывают, как лечились этими растениями. Знания детей, полученные на познавательных занятиях, используются в играх, дома при лечении собственных недомоганий. Мы используем в режиме дня образовательные ситуации, способствующие формированию у дошкольников осознанного отношения к собственному здоровью и основы безопасности жизнедеятельности.

      Кроме теоретических сведений, на занятиях дети овладевают практическими приемами оздоровления, такими как: самомассаж, точечный массаж, дыхательная и артикуляционная гимнастика, гимнастика для глаз, приемами физиологического и психического расслабления, упражнениями по профилактике плоскостопия и т.п.

      Вопросы воспитания здорового ребенка решаются в тесном контакте с семьей. Они предусматривают ознакомление родителей с результатами диагностики физического развития ребенка, пропаганду общегигиенических требований, необходимости рационального режима и полноценного сбалансированного питания, закаливания. Эта работа ведется в тесном контакте с мед. персоналом. Формирование у родителей культуры ЗОЖ осуществляется через знакомство содержанием физкультурно-оздоровительной, логопедической и медицинской работы в ДОУ.

Наиболее эффективными формами работы с родителями являются вечера вопросов и ответов, совместные занятия детей и родителей в спортивных праздниках и развлечениях, тематические семинары.

    На информационном стенде для родителей работают рубрики, освещающие вопросы оздоровления без лекарств, такие как «Растим детей здоровыми» и т.д.

    Члены семей воспитанников ДОУ являются активными участниками образовательного процесса. Совместно с родителями мы проводим: Недели здоровья, Дни открытых дверей, Спортивные досуги «Мама, папа, я – спортивная семья».

    Все это позволяет постепенно стабилизировать здоровье детей, снизить заболеваемость, приобщить к здоровому образу жизни.

Таким образом, совместная работа образовательного учреждения и семьи по воспитанию здорового ребенка строится на следующих основных положениях:

  1. Соблюдение единства, которое достигается, если цели и задачи воспитания и формирования основ здорового образа жизни хорошо понятны не только воспитателям, но и родителям, когда семья знакома с основным содержанием, методами и приемами физкультурно-оздоровительной работы в детском саду. А педагоги используют лучший опыт семейного воспитания.

  2. Систематичность и последовательность работы ( в соответствии с ежегодным планом работы коллектива).

  3. Индивидуальный подход к каждому ребенку и каждой семье на основе учета их интересов и способностей.

  4. Взаимное доверие и взаимопомощь педагогов и родителей. Укрепление авторитета педагога в семье и родителей в детском саду.

   Приобщение детей к культуре здорового образа жизни в  дошкольном учреждении способствует воспитанию в ребенке потребности к нему. Наши  выпускники   активны, любознательны, выносливы, легко адаптируются в школьных условиях. Обладают всеми качествами  гармонически развитой личности.

страница 1


скачать

Другие похожие работы: