ВВЕДЕНИЕ




Принципы построения диагностики и её своеобразие


Первые три года жизни являются чрезвычайно важным и ответственным периодом в развитии ребёнка. В этом возрасте закладываются фундаментальные личностные образования, такие как общая самооценка, доверие к людям, интерес к окружающему миру и др. Недоразвитие или деформация этих качеств в раннем возрасте с трудом поддаётся коррекции в более поздние периоды. Поэтому своевременное выявление возможных отклонений в развитии маленького ребенка чрезвычайно важно. Для этого нужны такие методики, которые помогли бы вовремя обнаружить отклонения в развитии, определить их природу и причины, с тем, чтобы предпринять своевременные корригирующие меры.

Традиционно в научном и массовом сознании младенческий и ранний возраст рассматриваются как период физиологического созревания отдельных функций, что ведёт к представлению о развитии ребёнка как суммы рядоположенных процессов: моторики, сенсорики, речи, эмоциональной сферы и пр. Такой подход создает неадекватную педагогическую ориентацию, нацеливает воспитателей на формирование у ребёнка отдельных навыков и умений. При этом основной стержень развития и главная задача воспитания - личность ребёнка – либо игнорируется, либо сводится к разрозненным, частичным характеристикам. На их измерение и направлено большинство существующих в настоящее время диагностических методик. Однако такая диагностика не даёт представления о целостном психическом развитии ребёнка, поскольку нормальное развитие отдельных функций, таких как восприятие, мышление, моторика и пр. может маскировать отставание ребёнка в не менее существенных областях его психической жизни – развитии мотивационной сферы, взаимоотношений с окружающими людьми, самосознания и др.

В настоящее время, когда в нашей стране происходит поворот к личностно ориентированной педагогике, необходим специальный инструментарий, направленный на диагностику развития не отдельных психических функций, а целостных форм психической активности, в которых реализуется и развивается личность ребёнка, начиная с самых ранних этапов его жизни. Адекватное решение этой задачи требует определенной теоретической позиции, которая позволяет выделить центральные, наиболее существенные для каждого возрастного этапа линии развития.

Теоретические позиции, положенные в основу предлагаемой диагностики, восходят к культурно-исторической концепции психического развития, заложенной Л.С.Выготским и развиваемой в теории ведущей деятельности А.Н.Леонтьева, периодизации психического развития Д.Б.Эльконина и концепции генезиса общения ребёнка со взрослыми М.И.Лисиной.

В соответствии с этими позициями, определяющими факторами психического развития ребёнка являются его общение со взрослым и ведущая деятельность. Многочисленные исследования показали, что в процессе общения и деятельности закладываются основные личностные образования - отношение ребенка к социальному и предметному миру, к себе самому, формируются способы взаимодействия с окружающей действительностью, происходит познавательное развитие. На каждом возрастном этапе общение и ведущая деятельность имеют качественно своеобразное содержание, преобразование этого содержания положено в основу современной отечественной периодизации психического развития. В рамках данного подхода уровень развития общения и ведущей деятельности отражает наиболее существенные характеристики общего психического развития ребенка и выступает адекватным предметом психологической диагностики.

Рассмотрим, как изменяются общение и ведущая деятельность на протяжении первых трех лет жизни ребенка.
Основные периоды развития ребёнка от рождения до 3-х лет

Первый год жизни - период самых интенсивных и быстрых изменений в психике ребёнка. В 3-4 месяца младенец воспринимает окружающий мир и близких взрослых совершенно по-другому, чем в 9-10 месяцев. Столь быстрые качественные изменения дают основания для подразделения младенческого возраста на два периода развития - первое и второе полугодие жизни. В первом полугодии (от 1 до 6 мес.) ведущей деятельностью младенца является непосредственно-эмоциональное, или ситуативно-личностное, общение младенца со взрослым. в котором происходит интенсивное развитие личности и всех психических процессов ребёнка. К концу этого периода возникают первые активные действия младенца, направленные на предмет.

Во втором полугодии жизни (от 6 до 12 мес.) формируется и выходит на положение ведущей предметно - манипулятивная деятельность. В этом возрасте основные интересы малыша сосредоточены на предметах и действиях с ними. В связи с этим перестраивается общение ребёнка со взрослым. Прежнее ситуативно-личностное, эмоциональное общение отодвигается на второй план, а на первый выходит общение, опосредованное предметами. Общение со взрослым приобретает ситуативно-деловой характер. Действия детей с предметами постепенно усложняются. Они проходят путь от неспецифических манипуляций, когда ребенок одинаково действует с любыми предметами, через специфические манипуляции, учитывающие лишь физические свойства предметов, к манипуляциям но основанныи на исторически сложившихся способах употребления предметов. Овладение первыми культурно-фиксированными действиями с предметами означает переход ребенка на следующий этап развития.

В раннем возрасте (от года до трёх лет) ведущей является предметная деятельность, а основной формой общения со взрослым – ситуативно-деловая. Ребенок активно овладевает специфически человеческими способами действий в различных сферах жизни. Постепенно внутри предметной деятельности дифференцируются две самостоятельные линии - собственно предметно-практическая деятельность и процессуальная игра. Овладение предметно-практической деятельностью происходит как усвоение определённых культурно-нормированных действий с предметами - понимание их смысла и точности выполнения. К концу раннего возраста предметная деятельность ребенка становится все более произвольной, самостоятельной и целенаправленной. Игровая деятельность предполагает элементы творчества ребёнка, ненормированность и самостоятельность его действий. Развитие процессуальной игры подготавливает переход ребенка на следующей возрастной этап, на котором ведущей деятельностью станет сюжетно-ролевая игра.

Принципиальное значение для развития ребенка в раннем возрасте имеет овладение речью. Поэтому ситуативно-деловое общение со взрослым, оставаясь основной формой общения до трех лет, разделяется на этапы доречевого и речевого ситуативно-делового общения.

Указанные изменения в ведущей деятельности и общении позволяют выделить в раннем возрасте два периода – второй и третий год жизни ребенка.

Научные основания и главные параметры диагностических методов

Диагностика уровня развития общения

Согласно концепции М.И.Лисиной, развитие общения ребёнка со взрослым от рождения до 7 лет происходит как смена качественно своеобразных форм общения. Каждую форму характеризуют: содержание коммуникативной потребности, мотивы, средства общения и время появления в онтогенезе. Коротко остановимся на описании форм общения ребёнка со взрослым.

Первой в онтогенезе появляется ситуативно-личностная форма общения, характерная для первого полугодия жизни ребенка. Самая существенная черта ситуативно-личностного общения – удовлетворение потребности ребенка в доброжелательном внимании взрослых. Ведущим мотивом общения в этот период жизни детей является своеобразный личностный мотив. Ребенок выделяет во взрослом лишь отношение к себе, не дифференцируя в нем отдельные "составляющие", такие как умения, знания и пр. Такое общение реализуется с помощью экспрессивно-мимических средств (взглядов, улыбок, выразительных движений, вокализаций). Других средств общения у ребёнка ещё нет. Потребность во внимании взрослого и личностные мотивы общения не исчезают в более поздних возрастах, но перестают быть единственными и ведущими.

Во второй половине первого года жизни складывается ситуативно-деловое общение со взрослым. Это общение опосредствуется предметами, его основным содержанием является практическое сотрудничество со взрослым. Потребность в сотрудничестве становится главным содержанием коммуникативной потребности. Интерес ребёнка сосредотачивается на «деловых» качествах взрослого – умении разнообразно действовать с предметами, демонстрировать их новые свойства, организовывать совместные игры и занятия. Взрослый становится не только источником доброжелательного внимания, но помощником и партнером по совместной предметной деятельности, образцом для подражания, ценителем умений ребенка. На центральное место среди мотивов общения выдвигается деловой мотив. Средствами такого общения являются предметные действия, позы, жесты, локомоции; постепенно ребенок овладевает речью, которая со временем становится основным средством общения. Ситуативно-деловая форма общения остаётся главной на протяжении всего раннего возраста (вплоть до 3-х лет).

К концу раннего возраста у многих детей начинает складываться внеситуативно-познавательное общение со взрослым, которое станет одной из основных форм общения в дошкольном возрасте. Ребёнка начинают интересовать не только действия с предметами в наличной ситуации, но и некоторые скрытые от прямого наблюдения свойства предметов, их устройство, а также события и явления, которые не представлены «здесь и сейчас». Такое общение может происходить как в совместной со взрослым предметной деятельности, так и на фоне совместного чтения и обсуждения детских книжек, рассматривания картинок, разговорах о животных, машинах, явлениях природы. Взрослый выступает для ребенка как интересный собеседник, способный ответить на любой вопрос, рассказать о чем-то новом. При этом для ребенка очень важно, чтобы взрослый относился серьезно, с уважением к его вопросам, высказываниям, рассуждениям. Уважение взрослого становится главным содержанием коммуникативной потребности в рамках данной формы общения. Среди мотивов общения центральное место занимает познавательный мотив.

Предлагаемые в пособии методики позволяют диагностировать уровень развития соответствующей возрасту ребенка формы общения. Основными параметрами, характеризующими уровень развития любой формы общения, выступают:

  1. Уровень инициативности в общении как показатель стремления ребенка к общению;

  2. Уровень чувствительности к воздействиям партнёра как готовность воспринять инициативу другого человека, ответить на нее и перестроить свое поведение в соответствии с воздействиями взрослого.

  3. Уровень владения средствами общения - конкретными действиями, с помощью которых ребенок осуществляет общение. Именно в рамках общения в раннем детстве осваивается такое фундаментальное средство психики человека как речь.

Два первых параметра характеризуют потребностно-мотивационную сторону общения, а третий параметр – его операциональную составляющую. Выделенные параметры оцениваются соответствующими показателями, которые отражают специфику формы общения и возраста ребенка. Эта специфика отражается также в дополнительных параметрах общения, которые описываются в соответствующих разделах пособия.
Диагностика уровня развития предметной деятельности

В раннем возрасте (от 6 мес. до 3 лет) ведущей деятельностью является предметная деятельность, поскольку именно в ней лежат главные интересы ребёнка и именно в ней происходит наиболее интенсивное развитие всех сторон психики и личности малыша. Помимо овладения культурными способами действий с предметами, в рамках предметной деятельности реализуется познавательная активность ребенка, которая в раннем возрасте проявляется в его любознательности, стремлении к получению новых впечатлений, инициативном поиске новой информации об окружающем мире. Уровень развития познавательной активности отражает потребностно-мотивационную сторону предметной деятельности, т.е.желание и стремление узнать новое, получить желанный или непредсказуемый эффект.

В раннем возрасте предметная деятельность малыша может иметь развивающий эффект только в сотрудничестве со взрослым. Взрослый является для маленького ребёнка не только носителем культурных средств и способов действия, но и источником новых смыслов его деятельности. Смысл производимого ребёнком действия первоначально заключается в том, что оно производится ради выполнения поручения взрослого или рядом с ним. Именно возрослый передаёт ребёнку как способ действия, так и желание его выполнять, интерес к нему. Опираясь на понятие о зоне ближайшего развития, мы исходили из того, что для определения действительного уровня развития ребёнка недостаточно измерить и зафиксировать его актуальные действия, необходимо выявлять и учитывать его потенциальные возможности, которые возникают и проявляются в совместной деятельности со взрослым.

Исходя из этого в качестве основных параметров уровня развития предметной деятельности выделяются следующие:

  • 1. Операциональная сторона (характеристика собственно действий). ППоказателями операциональной стороны предметной деятельности выступают различные виды действий с предметами: манипулятивные (неспецифические и специфические) и собственно предметные (культурно-фиксированные) действия.

  • 2. Потребностно-мотивационная сторона – уровень познавательной активности ребенка. Показателями познавательной активности являются интерес ребенка к предметам, стремление к обследованию и действиям с ними, настойчивость, эмоциональная вовлеченность в деятельность. Наличие таких инициативных, самостоятельных действий, охватывающих и познавательную и аффективно-волевую сферу ребёнка, может свидетельствовать о действительном освоении деятельности, а не одних лишь моторных или сенсорных навыков.

3. Включённость предметных действий в общение со взрослым. Отличительной особенностью всех предлагаемых методик, выявляющих уровень развития деятельности ребёнка, является их включённость в общение со взрослым. Степень принятия помощи и поддержки взрослого, возможность влияния взрослого на самостоятельные действия ребёнка являются для нас важнейшим показателем потенциальных возможностей самого ребёнка.

Таким образом, разработанный комплекс методик включает:

1. Диагностику формы общения ребёнка со взрослым (диагностика речевого развития включена в это направление, поскольку речь в раннем возрасте возникает и развивается как средство общения).

2. Диагностику развития предметной (или предметно-манипулятивной) деятельности, в которой выявлются характеристика действий ребёнка, уровень его познавательной активности и включённость в общение со взрослым.
Предлагаемая в данном пособии система диагностических методик является результатом многолетней научно-практической работы коллектива лаборатории психического развития дошкольников Психологического института РАО. Обоснованность методик обеспечена их эффективностью в процессе изучения особенностей психического развития детей от рождения до трех лет; разнообразием исследовательских методов (сочетание лонгитюдного метода и метода срезов, констатирующих и формирующих экспериментов); статистической достоверностью полученных данных.. Содержательная валидность предлагаемых методик определяется их чувствительностью к возрастным и индивидуальным особенностям психического развития детей, а также к специфическим особенности развития детей, растущих в разных условиях. Апробация диагностических методик проводилась на детях от рождения до 3-х лет, воспитывающихся в разных условиях: в семьях, в яслях, в домах ребенка. В предварительном обследовании учавствовало более1000 детей из разных регионов России и ближнего зарубежья.

Область применения диагностики и методические рекомендации по её проведению

Предлагаемые методики рассчитаны на профессионального психолога.

Они предназначены для использования в качестве средства текущего контроля психического развития ребенка с целью индивидуализации педагогического процесса в детских учреждениях или индивидуального консультирования по запросу родителей, воспитателей или специалистов-медиков (педиатра, невропатолога, психоневролога, психиатра и др.). Данные методики помогут своевременно выявить задержки и отклонения в психическом развитии ребёнка и, при необходимости, выбрать соответствующие методы коррекции выявленных отклонений. Целесообразно также проведение психологической диагностики при поступления ребёнка в детское учреждение. Ее целью в данном случае является оказание адекватной помощи малышу в период адаптации.

Методики могут быть использованы в специализированных диагностических центрах, консультационных пунктах, больницах, поликлиниках и детских образовательных учреждениях, в том числе, домах ребёнка.

Необходимым условием проведения диагностики является естественность диагностических ситуаций, эмоциональный комфорт ребёнка, его хорошее самочувствие. Обстановка, в которой проводится диагностика, должна быть знакомой и привлекательной для малыша. Решающая роль в создании такой обстановки принадлежит психологу, проводящему диагностику. Он должен знать психологические особенности детей младенческого и раннего возраста, иметь опыт общения с ними. Прежде чем приступить к диагностическим процедурам, необходимо предварительно установить эмоциональный контакт с ребёнком, поиграть, вызвать его доверие, расположение.

Диагностика в консультационных центрах, поликлиниках и больницах должна проводиться в присутствии матери или другого близкого ребенку человека. Может случиться, что при всех стараниях, психологу не удастся установить контакт с малышом. Тогда можно предложить матери самой проводить диагностические пробы под наблюдением психолога. Обычно присутствие и участие матери придаёт ребёнку уверенность и спокойствие.

В беседе с родителями и педагогами о результатах диагностического обследования, независимо от выявленных недостатков, следует максимально подчеркнуть позитивные качества ребенка, по возможности, избегая негативных характеристик. В случае установления задержки в его развитии, психолог должен корректно сформулировать свое заключение, а затем предложить соответствующие рекомендации. При этом важно объяснить, какие позитивные сдвиги в развитии ребенка должны произойти в ходе коррекционной работы. В беседе с родителями и воспитателями не следует использовать термины “высокий” или “низкий” уровень развития, а также негативных характеристики ребенка. В случае установления задержки в развитии желательно делать акцент не на констатации отклонений, а на описании позитивных изменений в поведении ребенка при соблюдении необходимых рекомендаций. Например, не следует говорить: "У Вашего ребенка отсутствует инициативность", лучше сформулировать так: "Необходимо поддерживать инициативу вашего ребёнка, внимательнее наблюдайте за ним, откликайтесь на любое его движение, почаще хвалите его, играйте с ним " и т.п.

При проведении диагностики нужно учитывать, что поведение маленького ребёнка крайне неустойчиво. Оно зависит от множества ситуативных, случайных факторов: физического самочувствия малыша, его отношения к новой обстановке, от окружающих предметов и пр. Поэтому в случае неблагоприятной картины поведения ребенка (когда он демонстрирует пассивность, заторможенность) следует дополнить данные диагностики беседой с родственниками малыша, результатами наблюдения за свободной активностью ребёнка в привычной для него обстановке, провести повторную диагностику. Только в том случае, если результаты наблюдения, беседы и повторной диагностики совпадают с первоначальным выводом, можно сделать окончательное заключение об уровне психического развития ребёнка.

МЛАДЕНЧЕСКИЙ ВОЗРАСТ

Младенческий возраст – период наиболее интенсивного развития ребенка. На протяжении первых месяцев жизни -от рождения до 1 года - стремительно меняется общение младенца со взрослыми и характер его активности. Это дает основания для подразделения младенческого возраста на два этапа: первое и второе полугодие жизни. В данном пособии эти два подпериода младенческого возраста рассматриваются отдельно.

ПЕРВОЕ ПОЛУГОДИЕ ЖИЗНИ

Характеристика возраста

В первом полугодии жизни ведущим фактором психического развития ребенка является ситуативно-личностное (непосредственно-эмоциональное) общение со взрослыми. Поэтому именно ситуативно-личностное общение со взрослым выступает главным предметом диагностики на данном возрастном этапе.

Такое общение состоит в обмене положительными эмоциями, выражающими отношение младенца и взрослого друг к другу. Ребенок стремится находиться в поле доброжелательного внимания взрослого, ему очень нравятся его ласковые слова, прикосновения, улыбки. Младенец очень быстро "входит во вкус" эмоционального общения и использует для него разнообразные экспрессивно-мимические проявления.

Подготовка ребенка к общению со взрослыми начинается уже в период новорожденности. При благоприятных условиях воспитания на второй-третьей неделе жизни здоровый ребенок начинает реагировать на окружающих людей и предметы зрительным и слуховым сосредоточением, отдавая предпочтение воздействиям, исходящим от человека. В конце первого месяца ребенок уже может устанавливать контакт со взрослым взглядом “глаза в глаза” и отвечать на обращения взрослого улыбкой. С этого момента начинается интенсивное развитие общения.

В течение 4-5 последующих недель младенец быстро овладевает разнообразными средствами контакта. Он все более уверенно отыскивает глазами взрослого, поворачивается на звук его голоса, замечает издали на расстоянии. С третьего месяца жизни младенец начинает сам воздействовать на окружающих людей, побуждая их к контактам. Для этого он использует все доступные средства: взгляды, улыбку, движения, голосовые звуки и пр. Эти проявления складываются в целостную структуру поведения, получившую название "комплекса оживления". Традиционно фиксируются четыре компонента комплекса оживления: 1) сосредоточение на взрослом, сопровождающееся замиранием, 2) улыбка, 3) двигательное оживление (повороты головы, вскидывание ручек, перебирание ногами, выгибание корпуса) 4) вокализации (гукание - короткие отрывистые звуки "гх", "га" и др., гуление - протяжные, певучие звуки "га-а", "гу-у", "ага", "агу" и др., вскрики). Комплекс оживления характерен именно для младенцев первого полугодия (от 2-го до 6-го мес. жизни).

В конце первого полугодия комплекс оживления обычно заменяется дифференцированными проявлениями более сложного характера. Взгляды и улыбки приобретают более тонкие эмоциональные оттенки, гуление постепенно сменяется лепетом, в общем двигательном оживлении обособляются движения рук.

Если взрослые в этот период не обеспечивают полноценных условий воспитания, а ограничивают взаимодействие с младенцем удовлетворением его органических нужд, не проявляя при этом любви, ласки, отзывчивости, - сроки появления общения у ребенка задерживаются, отмечаются низкая инициативность, бедность эмоциональной сферы. Младенец вял, пассивен, у него отсутствует познавательная активность по отношению к предметному миру. Все это ведет к задержке и искажению дальнейшего хода развития. При благоприятных условиях общения создаются возможности для разностороннего психического развития ребенка: познавательного (зрительных, слуховых, двигательных и др. ориентировочных действий), эмоциональной сферы (умения распознавать эмоции взрослых и совершенствования собственных экспрессий), предречевого развития. Общение со взрослыми способствует становлению у младенца основ личности и самосознания: доброжелательного отношения к людям, особой привязанности к близким, любознательности, положительного самоощущения.

Для полноценного психического развития ребенка в первом полугодии жизни помимо общения со взрослыми необходимым является создание условий для развития познавательной активности по отношению к предметному окружению, так как она ложится в основу предметно-манипулятивной деятельности – ведущей на следующем возрастном этапе.

Источником познавательной активности является врожденная потребность ребенка во внешних впечатлениях. Уже в первые дни жизни младенец способен воспринимать воздействия разных модальностей, исходящие из внешней среды, как от человека, так и от предметного окружения. Однако предметная среда сама по себе, вне общения со взрослыми, не обеспечивает нормального развития познавательной активности ребенка. Общение со взрослыми во многом определяет ее качественные и количественные особенности. Взрослый человек представляет собой наиболее богатый источник зрительных, слуховых, тактильных, вестибулярных проприоцептивных и других впечатлений, поэтому изначально главным объектом познавательной активности ребенка выступают ухаживающие за ним люди. При благоприятных условиях воспитания, предполагающих организацию развивающей предметной среды, включение предметов в общение ребенка и взрослого, высокими темпами развивается познавательная активность по отношению к предметам.

Она проявляется в поиске новых впечатлений, во внимании, интересе и положительном эмоциональном отношении ребенка к предметам, стремлении обследовать их. На протяжении первых месяцев жизни совершенствуются способы обследования предметов. Сначала появляются зрительные и оральные (ротовые) познавательные действия, затем действия руки (мануальные действия), постепенно налаживается зрительно-двигательная координация. С момента появления целенаправленного хватания предмета (обычно после 4-х мес.) начинается развитие предметно-манипулятивной деятельности.

Таким образом, диагностика психического развития ребенка в первом полугодии предполагает выявление уровня развития общения ребенка со взрослым и познавательной активности по отношению к предметам.
ДИАГНОСТИКА РАЗВИТИЯ ОБЩЕНИЯ РЕБЕНКА СО ВЗРОСЛЫМ

1. Параметры и показатели развития общения ребенка со взрослым

При определении уровня развития ситуативно-личностного общения показательными являются следующие его параметры: инициативность ребенка в общении, чувствительность ребенка к воздействиям взрослого и средства общения.

Инициативность ребенка в общении. Данный параметр характеризует стремление младенца привлечь к себе внимание взрослого и продлить общение. Инициативность выражается в том, что ребенок проявляет комплекс оживления, предвосхищая воздействия взрослого, когда взрослый пассивен в общении или прекращает общение.

Чувствительность ребенка к коммуникативным воздействиям взрослого. Этот параметр характеризует готовность младенца воспринять проявления внимания и доброжелательности со стороны взрослого (ласковый разговор, улыбки, поглаживания и пр.). Показателями чувствительности к воздействиям взрослого являются:

- внимание и интерес к ним ребенка (замирание и сосредоточенность на взрослом),

- положительное отношение (ответные положительные эмоциональные проявления - улыбки, двигательное оживление, вокализации),

- перестройка состава комплекса оживления в зависимости от поведения взрослого (более интенсивное двигательное оживление при дистантном общении и менее интенсивное на руках у взрослого; замирание и сосредоточение в момент воздействий взрослого и активизация комплекса оживления в период паузы).

Средства общения. Этот параметр характеризует степень овладения младенцем коммуникативными средствами. Показателями данного параметра являются количество и выраженность компонентов комплекса оживления, используемых ребенком в целях общения. Состав комплекса оживления в силу тех или иных причин может оказаться неполным. Например, у воспитанников дома ребенка отмечается отсутствие вокализаций, если взрослые мало разговаривают с детьми. Иногда комплекс оживления может быть полным по составу, но все его компоненты выражены слабо. У ребенка с некоторыми органическими нарушениями центральной нервной системы может отсутствовать или быть слабо выраженным двигательное оживление.

Чувствительность к воздействиям взрослого появляется в онтогенезе первой и нарастает постепенно. Сначала у младенца обнаруживаются внимание и интерес к воздействиям взрослого, затем ответные положительные реакции на них и вскоре отмечаются инициативные проявления. О сформированности у ребенка потребности в общении можно говорить лишь при наличии следующих четырех признаков: взгляда в глаза взрослого, ответных и инициативных улыбок, двигательного оживления и вокализаций, стремления продлить эмоциональный контакт со взрослым.
2. Описание диагностических ситуаций

Поведение младенца первого полугодия жизни спонтанно и неустойчиво, его активная и реактивная составляющие трудно различимы, поэтому судить об уровне развития общения у ребенка на этом этапе возможно лишь по совокупности характеристик комплекса оживления в ситуациях, различающихся “коммуникативной задачей”, встающей перед младенцем. Чем пассивнее взрослый, тем активнее ведет себя младенец, побуждаемый потребностью в общении. Соответственно процедура диагностики включает следующие три ситуации, различающиеся по степени коммуникативной активности взрослого.
Ситуация 1. "Пассивный взрослый"

Цель: выявление параметров общения в ситуации наименьшей коммуникативной активности взрослого. В ситуации пассивности взрослого основная “коммуникативная задача” ребенка заключается в том, чтобы привлечь к себе его внимание и побудить к общению, поэтому здесь ярче всего проявляется инициативность ребенка.

Процедура проведения диагностической пробы. Ребенок находится в кроватке или на пеленальном столе. Младенца нужно распеленать или одеть так, чтобы одежда не стесняла его движений Взрослый становится или садится рядом, обратившись лицом к младенцу, но не смотрит ему в лицо, делая вид, что его внимание привлечено к чему-то другому. В течение 20-30 сек. он не вступает в общение с ребенком, не смотрит на него, не улыбается и не разговаривает, выжидая, когда младенец проявит инициативу. Поведение ребенка фиксируется в протоколе. (Форма протокола приводится в конце раздела.)

Если ребенок сразу начал проявлять комплекс оживления с нарастающей интенсивностью (все сильнее размахивая ручками, громче вскрикивая и пр.), следует отметить этот факт в протоколе и, не дожидаясь истечения 30 сек., ответить на призыв малыша улыбкой и ласковыми словами, тем самым переходя к следующей диагностической ситуации.

Возможны другие варианты поведения ребенка.

Бывает, что ребенок слишком сосредоточился на своих внутренних ощущениях или его внимание привлечено к чему-то другому, и он не замечает взрослого. Тогда нужно попытаться привлечь его внимание движением, голосом, покашливанием (но не адресоваться к малышу лично) и подождать каких-либо действий с его стороны после того, как он обратит внимание на взрослого. Регистрация поведения ребенка производится с этого момента.

Малыш может проявить недовольство пассивностью взрослого - хмуриться, отворачиваться, хныкать. Тогда следует зафиксировать эти проявления в примечании, прекратить пробу до истечения 30 сек. и вступить с ребенком в общение, успокоить. В этом случае ситуацию "Пассивный взрослый" можно повторить после ситуации "Чистое общение".
Ситуация 2. "Чистое общение".

Цель: выявление параметров общения в ситуации коммуникативной активности взрослого. В этой ситуации основная “коммуникативные задача” ребенка заключается в том, чтобы выразить отношение к воздействиям взрослого, побудить его к выражению отношения к себе и тем самым продлить общение. Поэтому здесь выявляется, в основном, чувствительность ребенка к воздействиям взрослого, умение чередовать инициативное и ответное поведение.

Процедура проведения диагностической пробы. Проба “Чистое общение” представляет собой чередование периодов активных воздействий взрослого и пауз. В период активных воздействий взрослый обращается к ребенку с улыбкой, глядя в глаза, ласково называет его по имени, произносит нежные слова, побуждает улыбнуться, сказать "агу" и пр. Во время паузы взрослый воспринимает ответ ребенка и ожидает воздействий с его стороны.

Ребенок находится в кроватке или на пеленальном столе. Взрослый склоняется над ним, пытается встретиться взглядом и в течение примерно 15 секунд с улыбкой ласково разговаривает с ним, хвалит, побуждает к общению. (Например: “Мишенька, агу! Скажи, Мишенька, “агу!” Молодец, Мишенька, умница, вот какой хороший малыш!” Затем: “Это Мишенька у нас такой красивый, веселый, румяный? Какие у Мишеньки замечательные глазки, какие ручки, а какие ножки! Вот как ты хорошо умеешь ручками размахивать, а как хорошо ножками “бегать”! Вот так, вот так, какой молодец!” и т.п.). Речь взрослого должна быть негромкой, отчетливой, неторопливой, с паузами. Поведение ребенка фиксируется в протоколе. Это период активных воздействий взрослого.

Затем взрослый делает паузу: слегка отстранясь, с улыбкой смотрит на ребенка. В период паузы также регистрируется выраженность компонентов комплекса оживления.

Чередование активных воздействий и пауз следует осуществить несколько раз в течение 1-2 минут, фиксируя в протоколе поведение младенца в каждый период. Временные интервалы жестко не задаются, так как темп общения у разных детей может существенно отличаться.
Как правило, для диагностики уровня развития общения у младенцев старше 2-х мес. этих двух ситуаций бывает достаточно. Для более младших детей или в тех случаях, когда ребенок не реагирует на воздействия взрослого, необходимо организовать ситуацию “Общение на руках у взрослого”.
Ситуация 3. "Общение на руках у взрослого"

Цель: выявление параметров общения в ситуации максимальной коммуникативной активности взрослого. В этой ситуации основная “коммуникативная задача” ребенка достигнута, его потребность во внимании и доброжелательности взрослого удовлетворяется, он спокойно выражает свое удовольствие от общения. Здесь, в основном, выявляется чувствительность ребенка к воздействиям взрослого.

Процедура проведения диагностической пробы. Ребенок находится на коленях у взрослого или на руках в позе "под грудью". Взрослый смотрит в глаза младенцу и тихим ласковым голосом обращается к нему, слегка приближая и удаляя свое лицо. Если ребенок остается пассивным, следует усилить воздействия, стараясь вызвать у малыша сосредоточение и улыбку: слегка потормошить, пощекотать щечку или подбородок, погладить. Проба длится в течение 1 минуты. Поведение ребенка фиксируется в протоколе так же, как в ситуации "Чистое общение".
3. Шкалы оценки параметров общения



Параметры общения




Показатели



Баллы


Инициативность
определяется в ситуации "Пассивный взрослый"


Отсутствует:

ребенок не проявляет интереса ко взрослому или пассивно выжидает обращения
Слабая:

ребенок однократно проявляет КО, затем отвлекается и теряет интерес ко взрослому
Средняя:

ребенок эпизодически проявляет КО, в промежутках отвлекается
Высокая:

младенец многократно или непрерывно проявляет КО, отвлечения отсутствуют



0


1


2

3



Чувствительность к воздействиям взрослого
определяется в ситуациях “Чистое общение” и “На руках у взрослого”, а также при сопоставлении комплекса оживления во всех трех ситуациях


Отсутствует:

ребенок ни в одной из ситуаций не проявляет КО в ответ на воздействия взрослого
Низкая:

ребенок однократно проявляет КО, затем отвлекается и теряет интерес ко взрослому
Средняя:

ребенок изредка проявляет КО в ответ на обращения взрослого, некоторые воздействия оставляет без внимания
Высокая:

- ребенок проявляет КО в ответ на каждое воздействие взрослого

- интенсивность КО у младенца выше при пассивности взрослого, чем в период воздействий взрослого (ребенок затихает при воздействиях взрослого и оживляется во время каждой паузы)

- состав КО у ребенка различен в разных ситуациях общения



0


1


2


3



Средства общения
определятся по характеристикам компонентов КО во всех ситуациях


Отсутствуют:

ребенок ни в одной пробе не проявляет КО
Обедненный репертуар коммуникативных средств:

в составе КО у ребенка стабильно отсутствует один и более компонентов во всех трех пробах
Недостаточный уровень владения средствами общения

в составе КО у ребенка присутствуют все 4 компонента, но при этом максимальное значение выраженности одного или более компонентов равно 1 баллу
Достаточный уровень владения средствами общения

в составе КО у ребенка присутствуют все 4 компонента, но при этом каждый компонент достигает выраженности не менее 2 баллов



0

1


2

3



Шкалы оценки выраженности компонентов комплекса оживления (в баллах)


Компоненты КО

Показатели

Выраженность в баллах


Сосредоточение


Отсутствие сосредоточения, рассеянный, блуждающий взгляд
Слабое сосредоточение (кратковременное неполное замирание, взгляд на взрослого)
Среднее сосредоточение (неполное замирание со взглядом на лицо или глаза взрослого)
Сильное сосредоточение (полное замирание, длительный сосредоточенный взгляд в глаза взрослого)


0
1

2

3



Улыбка


Отсутствие улыбки
Слабая кратковременная улыбка без размыкания губ, со спокойной мимикой
Средняя улыбка с размыканием губ, довольным выражением лица, но без оживленной мимики
Яркая длительная улыбка с размыканием губ, оживленной мимикой, радостным взглядом, смех



0
1

2

3


Двигательное оживление


Отсутствие движений
Слабое двигательное оживление (поворот головы, слабые эпизодические движения ручками или ножками)
Среднее двигательное оживление (вскидывание ручек, сгибание ножек, повороты на бок)
Сильное оживление (энергичные многократные шагающие движения ногами, вскидывание ручек, вовлечение в движение корпуса)


0
1

2

3



Вокализации


Отсутствие вокализаций
Тихий однократный голосовой звук
Эпизодические голосовые звуки
Многократные разнообразные голосовые звуки, радостные призывные вскрики



0
1
2
3

страница 1страница 2 ... страница 9страница 10


скачать

Другие похожие работы: