Правительство Республики Карелия

Петрозаводская и Карельская епархия РПЦ

Институт языка, литературы и истории КарНЦ РАН

Петрозаводский государственный университет

ПРАВОСЛАВИЕ

В КАРЕЛИИ

Материалы 3-й региональной научной конференции, посвященной 780-летию крещения карелов (16–17 октября 2007 года, г. Петрозаводск)

Петрозаводск

Издательство Карельского научного центра РАН

2008

ББК 86.372

П 68
Православие в Карелии: Материалы 3-й региональной научной конференции, посвященной 780-летию крещения карелов / Отв. ред. В. М. Пивоев. Петрозаводск: Изд-во Карельского научного центра РАН, 2008. 480 с.


Сборник содержит материалы докладов на научной конференции, в которых обсуждаются история, традиции и современное состояние православия в Карелии. В конференции принимали участие ученые. преподаватели вузов, священнослужители Республики Карелия.

РЕДКОЛЛЕГИЯ:

В. М. Пивоев (отв. ред.), М. В. Пулькин, В. Н. Сузи

© Коллектив авторов, 2008

© Редакционно-издательский отдел КарНЦ РАН, 2008

ПРЕДИСЛОВИЕ
В данном сборнике публикуются материалы III-ей научной региональной конференции «Православие в Карелии (к 780-летию крещения карелов)», которая проходила 16-17 октября 2007 г. в г. Петрозаводске в Карельском научном центре РАН в рамках юбилейных мероприятий Правительства Республики Карелия и Петрозаводской и Карельской епархии. Организаторами ее выступили Институт языка, литературы и истории КарНЦ РАН, Петрозаводский государственный университет, Петрозаводская и Карельская епархия, Министерство РК по вопросам национальной политики и связям с религиозными объединениями.

Помимо пленарных заседаний работали четыре секции: «Православная жизнь на Европейском Севере, «Религиозное искусство: слово и образ», «Подвижники православной веры», «Православная церковь в системе народного образования в Карелии». Уже сами названия секций, перечень заслушанных на них докладов показывают, насколько широк круг рассмотренных тем и проблем. Хронологически они охватывают весь период православия в Карелии, включая современность. Всего выступили 65 человек, включая гостей из Москвы, Санкт-Петербурга, Мурманской, Архангельской, Вологодской и Новгородской областей, Финляндии. Нет необходимости комментировать сами доклады и выступления. Значительная часть из них вошла в предлагаемый сборник, содержащий 58 статей, подготовленных на основе прочитанных докладов. Вдумчивый читатель сам в состоянии оценить их общий уровень. Особенностью III-ей конференции стало активное участие Петрозаводской и Карельской епархии.

На сей раз в тематике докладов доминировал собственно исторический аспект. Много внимания уделено подвижникам православной веры, начиная с тех, кто включен в «Собор Карельских святых». Такая персонификация истории православия в Карелии полнее раскрывает ее региональные особенности, истинные взлеты духовности и бескорыстия. Обстоятельно рассмотрен вклад православной церкви в развитие народного образования и просвещения в крае, народную культуру в целом.

Выступавшие отмечали, что конференция действительно стала одним из главных деяний в рамках юбилейных мероприятий, посвященных 780–летию крещения карелов, прошла успешно, была своевременной и полезной. В научный оборот введены новые источники по истории Православной церкви в Карелии в ХVII–ХХ вв., в частности, документы из научного архива КарНЦ РАН. Зафиксирован устойчивый интерес к проблемам православия в Карелии, желание полнее и глубже, в соответствии с современными требованиями науки, отразить исторический путь православной церкви в Карелии во всей его сложности, на всех этапах, включая «смутные времена». Показательно, что расширяется круг специалистов в данной области. Проблемы православия и православной культуры привлекают внимание людей всех возрастов ― от школьников и студентов до пенсионеров.

На конференции присутствовал и своеобразный видеоряд. Национальный архив РК представил для демонстрации в электронном виде материалы выставки, посвященной православным церквям и часовням Карелии. Был показан слайд-фильм Н. М. Теплоуховой «Пять ликов Христа». Сами доклады сопровождались иллюстрацией храмов, их состояния в прошлом и настоящем. Часть из них все еще остается разрушенной. Была организована выставка (и продажа) книг по проблематике православия. Подготовка и ход конференции освещались в СМИ, включая телевидение, радио, публикации в местных газетах, специальный сайт епархии.

При подведении итогов конференции отмечено, что активное и заинтересованное обсуждение поднятых тем и вопросов способствовало укреплению взаимопонимания представителей науки, образования, общественности и Православной церкви. Рекомендовано начать подготовку энциклопедического справочника «Православие в Карелии», а также серии научных и научно-популярных книг. Выражена поддержка сохранению регионального компонента в сфере школьного образования. Одобрены намерения Правительства РК по осуществлению мер, направленных на защиту традиционных нравственных ценностей, противодействие распространению негативных явлений в духовной сфере.

Конференция дала новый импульс основательному и всестороннему изучению истории православия в научных учреждениях и вузах Карелии, в самой епархии, в музеях и архивах, силами краеведов. Выступавшие единодушно рекомендовали подобные конференции превратить в традицию и проводить их с периодичностью хотя бы один раз в пять лет. Значительный объем работ по их подготовке, видимо, и впредь будет выполняться на общественных началах, другими словами, на энтузиазме. Важно, чтобы он не иссякал.

Подготовку следующей конференции желательно начать заблаговременно, чтобы исключить появление «скороспелой и скоропортящейся» продукции. Возможно, при формировании ее программы следует сделать акцент на современном состоянии Православия в Карелии и его роли в жизни населения республики, а может быть и всего Северо-Западного Федерального округа. В программу подготовки желательно включить и публикацию хотя бы нескольких изданий, посвященных подвижникам православной веры, монастырям и храмам, деятельности церкви в сфере духовной культуры и нравственности, просвещения, благотворительности.

Научные конференции, посвященные христианству, в частности, Православию и православной церкви становятся в Карелии одной из форм постоянного диалога представителей научного знания и религиозной веры, их личных контактов и общения. Они побуждают к размышлениям, использованию новых источников и данных, новых подходов в осмыслении прошлого и настоящего.

Конструктивное взаимодействие представителей государства, общества и церкви поможет снизить уровень взаимного отчуждения и недоверия, ярче высветить реальные возможности государства, гражданского общества, религиозных конфессий и объединений в устойчивом развитии Республики Карелия, повышении ее авторитета в стране и в мире.

Стабильность и развитие предполагают активное участие и верующих людей с их милосердием и приверженностью добру, духовности и нравственности, благотворительности, заботе о ближнем. Конфронтация у людей воцерквленных и атеистов принесет только вред. Предпочтительнее конструктивный диалог, поиски и формулировка объединяющих исходных установок. Ни клерикализация общества и государства, ни борьба с атеистическим мировоззрением неприемлемы и впредь должны быть исключены. Благо Отечества – наша общая объединяющая идея и цель.

Ю.А.Савватеев

ПРИВЕТСТВИЕ ГЛАВЫ РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ

С. Л. Катанандова
Уважаемые участники конференции!
Православный мир при всех существующих расовых, этнических и других различиях народов представляет собой общность людей, для которых взаимопонимание и сотрудничество, основанное на любви к ближнему, добре, справедливости является важнейшим условием сохранения и развития нашего общества, торжества в нем мира и согласия.

Жители Карелии веками живут, сообразуясь с нравственными, духовными принципами Православия. Православные корни, сохраняющие живительную силу, продолжают питать нас, способствуя духовному обновлению общества. Среди тех, кто просвещал Карелию верой Христовой ― преподобные Сергий и Герман Валаамские, Зосима и Савватий Соловецкие, Александр Свирский, Геннадий и Никифор Важеозерские, Лазарь и Афанасий Муромские, Александр Ошевенский, Варлаам Керетский, Афанасий Сяндебский, Адриан Ондрусовский, Корнилий Палеостровский, Елисей Сумский, Иона Яшезерский, Кирилл Челмогорский, Иона Клеменецкий, святой блаженный Фаддей Петрозаводский. Они основали множество монастырей, ставших очагами благочестия, назидания и утешения. Преподобные были миссионерами, осваивавшими пространства Карелии не мечом, а крестом, кротостью и любовью. И сегодня вновь воссиявший свет Православия не разъединяет народы, а способствует веротерпимости и взаимоуважению.

Полагаю, что тема объединяющей роли Православия в нашем обществе будет одной из ведущих в выступлениях участников конференции. При этом представляется важным не только ретроспективный взгляд на историю Православия в республике, на тот опыт, который может нас предостеречь от ошибок прошлого. Мы ждем от Вас рекомендаций, которые могли бы использовать в своей работе, а также предложений в разрабатываемый закон о нравственности, принятие которого стало сегодня насущной необходимостью. Православная Церковь молится о том, чтобы люди в Державе нашей жили во всяком благочестии и чистоте. И к этому мы будем стремиться!

Желаю участникам конференции плодотворной работы, духовных, физических и умственных сил для приумножения добра и мира в обществе!
ПРИВЕТСТВИЕ АРХИЕПИСКОПА ПЕТРОЗАВОДСКОГО

И КАРЕЛЬСКОГО МАНУИЛА
Уважаемые руководители Республики Карелия и города Петрозаводска, уважаемые участники конференции, возлюбленные о Господе отцы, братья и сестры!

Сердечно приветствую всех вас в столице Карелии в год великого для нашего северного края торжества — 780-летия крещения карелов. В рамках празднования этого юбилея, столь знаменательного в истории Русской Православной Церкви и Карельской земли, проводится и нынешняя конференция — третья по счету после восстановления Петрозаводской и Карельской епархии в 1990-м году.

История карельского Православия, определившего в дальнейшем судьбу древнего народа, начинается с X—XI веков — с того времени, когда карельские земли попадают в зону политических, экономических, и религиозных интересов Великого Новгорода. Трудно переоценить событие 1227 года, запечатленное Новгородской летописью. «Того же лета, — говорится в ее Лаврентьевском списке, князь Ярослав Всеволодович послав крести множество корел, мало не все люди». Вместе с Православной верой к коренным жителям северных земель, упоминающихся в летописях как «корела», пришло новое знание. Усердно потрудились для распространения веры Христовой среди карелов преподобные Сергий и Герман, Валаамские чудотворцы, которых Олонецкий край с древности почитал своими просветителями. Немало православных миссионеров начинало свою деятельность на территории Карелии в святой обители Сергия и Германа.

Благодаря появлению в Карельском крае сотни храмов и десятки монастырей, православное влияние охватило почти всю его территорию. Верой и благочестием прославили нашу древнюю северную землю святые угодники Божии: Александр Свирский, Герман, Савватий и Зосима Соловецкие, Корнилий Палеостровский, Адриан Ондрусовский, Иона Яшезерский и многие другие, чей христианский подвиг чтит вся полнота Церкви.

Мы должны также помнить, что русская культура и «русская вера» (Православие) помогли карелам сохранить свою идентичность. Об этом красноречиво свидетельствует пример из позднейшей истории: создатель «Калевалы», финский фольклорист Элиас Леннрот (1802-1884), большую часть песен древнего эпоса записал у беломорских карелов. В то же время у карел, живших на западе и принявших сначала католицизм, а затем лютеранство, древняя эпическая поэзия уже не бытовала.

В истории православных карел был, как известно, еще один переломный момент. После заключения 27 февраля 1617 года между Россией и Швецией Столбовского мирного договора Карельский перешеек окончательно перешел под власть Швеции, и перед карелами встал нелегкий выбор — остаться в Швеции или окончательно переселиться в Россию. Казалось бы, все располагало к тому, чтобы остаться в Швеции. Новые власти установили самый благоприятный режим для присоединенных территорий: крестьян освободили от обязательной мобилизации, не ввели постоянный налог на землю и даже заменили русские названия погостов Корельского уезда на карельские. Однако шведское господство сулило карелам неизбежное обращение в лютеранство, и аргумент веры перевесил все экономические выгоды. Карелы, отличавшиеся особой приверженностью к Православию, предпочли покинуть родную землю. В XVII веке почти все они ушли с Карельского перешейка.

В XX столетии, в трагическое время гонений на Церковь тысячи православных Карельского края засвидетельствовали свою верность Христу своей кровью. Сегодня Православие возрождается на Карельской земле. Общими усилиями государства и Церкви восстанавливаются порушенные старинные храмы, строятся десятки новых церквей и возрождаются древние монастыри. Вера возвращается в сердца и души людей очищает их и охраняет от заблуждений.

Уверен, что и нынешняя научная конференция, проводимая в Карелии в дни празднования 780-летия крещения карелов, внесет свой весомый вклад в дело духовного возрождения народа.

Призываю Божие благословение на всех жителей Карельской земли и на участников конференции.

МАНУИЛ, архиепископ Петрозаводский и Карельский

г. Петрозаводск, 16 октября 2007 года.

В. М. Пивоев
ПРАВОСЛАВИЕ И РОССИЙСКАЯ НАЦИОНАЛЬНАЯ ИДЕЯ
Среди важнейших критериев национальной идентичности для любой нации особое место занимает национальная идея и построенная на ее основе идеология. Национальная идея является концептом, который консолидирует силы нации, направляет всю духовную энергию людей на решение общей задачи. Без национальной идеи любая нация обречена на внутренние распри и разброд, становится легкой добычей внешних сил, жаждущих ослабить и разобщить здоровые силы общества и государства и подчинить своему влиянию. Это особенно важно для России, где менталитет традиционно опирается на принципы коллективизма и патернализма государства, то есть государство рассматривается как мудрый «отец», который всегда защитит и поможет.

В XIX веке в процессе изначального формирования национальной идентичности такую идею для России предложили славянофилы, а название «русская идея» придумал чуть позже (в 1861 г.) Ф. М. Достоевский. В ее основе представление об особой, мессианской роли России в мировой истории, предназначенной Богом выступать спасителем мира. Славянофилы полагали, что базисной основой такой спасительной роли является православие как единственно правильное понимание и прославление Бога. Замысел может считаться вполне разумным, но историческая логика привела к тому, что эту «русскую идею» стали истолковывать как стремление к мировому господству. Отчасти в этом виновата книга Н. А. Бердяева «Истоки и смысл русского коммунизма», которую на Западе поняли односторонне. Вот почему сегодня «русская идея» в силу традиций такого однобокого понимания не соответствует нашим современным задачам.

В советское время фундаментом нашего общества была коммунистическая идея, которая играла решающую роль в нашем развитии. Сегодня большинство населения России разочаровалось в этой идеологии и отвергло ее.

Необходимость национальной идеи как консолидирующего фактора для Российского государства сегодня очевидна для всех. Это стало популярной темой для упражнений остроумных и не очень остроумных публицистов, называющих поиск такой идеи «любимой болезнью» нашего общества. Но почему выработка такой общей идеи вызывает трудности? Вот, например, Соединенные Штаты Америки объединились на основе идеи «свободы», затем на повестку дня была выдвинута идея «благополучия», сегодня ведущей национальной идеей для Америки является стремление «научить весь мир демократии» (не будем обсуждать, насколько эта демократия идеальна!). Почему же у нас ситуация зашла в тупик? Ответ, на мой взгляд, очень прост. Каждая нация, как правило, формируется на основе этнического ядра, которое выступает в роли объединяющего начала, вовлекая в строительство нации другие этносы. У нас такого этноса в основе национального объединения славянских племен не было. Привычное для социологов и историков обозначение русского народа как этноса мне представляется заблуждением, основанным на смешении понятий этнос и нация. В своей книге «Этнос и нация: проблемы идентификации»1 я попытался показать наглядно различие этих двух феноменов. Споры «примордиалистов» и «конструктивистов» по вопросу о сущности этноса мне представляются надуманными и необоснованными, потому что примордиалисты говорят об этносе, а конструктивисты — о нации. Спорить здесь, мне кажется, не о чем. Когда в XIV веке после успешной защиты нашей страны от кочевников с Востока была осознана необходимость консолидации перед угрозой внешних опасностей и началось объединение славянских этносов в единую нацию, было выбрано традиционное название для этой нации — «русская». Но самих «русов», которые участвовали в создании древней Киевской Руси, фактически уже не осталось. Вот почему в основе русской нации мы не можем обнаружить консолидирующего ядра, вот почему типичной для нас является ситуация из басни И. А. Крылова, когда каждый тянет в свою сторону, а единства достичь не удается.

Какие факторы консолидируют нацию? Наиболее эффективными являются:

— внешняя угроза;

— внутреннее духовное единство и традиции культуры;

— общие задачи или программа смысла жизни (стратегия жизни).

Сегодня у нас нет большой внешней опасности, поэтому разумно сосредоточиться на двух других сторонах, связанных с нашими национальными интересами.

В Концепции национальной безопасности РФ, утвержденной указом президента 17.12.1997 г. определяются национальные интересы: «Национальные интересы России — это совокупность сбалансированных интересов личности, общества и государства в экономической, внутриполитической, социальной, международной, информационной, военной, пограничной, экологической и других сферах. Они носят долгосрочный характер и определяют основные цели, стратегические и текущие задачи внутренней и внешней политики государства. Национальные интересы обеспечиваются институтами государственной власти, осуществляющими свои функции, в том числе во взаимодействии с действующими на основе Конституции Российской Федерации и законодательства Российской Федерации общественными организациями».

Среди важнейших национальных интересов названы:

1) реализация конституционных прав и свобод, обеспечение личной безопасности, повышение качества и уровня жизни, физическое, духовное и интеллектуальное развитие человека и гражданина;

2) упрочение демократии, создание правового, социального государства, достижение и поддержание общественного согласия, духовное обновление России;

3) незыблемость конституционного строя, суверенитета и территориальной целостности России, политическая, экономическая и социальная стабильность, безусловное обеспечение законности и поддержание правопорядка, развитие равноправного и взаимовыгодного международного сотрудничества;

4) устойчивое развитие экономики;

5) сохранение стабильности конституционного строя, институтов государственной власти, обеспечение гражданского мира и национального согласия, территориальной целостности, единства правового пространства, правопорядка и завершение процесса становления демократического общества, а также нейтрализация причин и условий, способствующих возникновению политического и религиозного экстремизма, этносепаратизма и их последствий — социальных, межэтнических и религиозных конфликтов, терроризма;

6) обеспечение высокого уровня жизни народа;

7) сохранение и укрепление нравственных ценностей общества, традиций патриотизма и гуманизма, культурного и научного потенциала страны;

8) обеспечение суверенитета, упрочение позиций России как великой державы — одного из влиятельных центров многополярного мира, развитие равноправных и взаимовыгодных отношений со всеми странами и интеграционными объединениями, прежде всего с государствами — участниками Содружества Независимых Государств и традиционными партнерами России, повсеместное соблюдении прав и свобод человека и недопустимость применения при этом двойных стандартов;

9) соблюдение конституционных прав и свобод граждан в области получения информации и пользования ею, развитие современных телекоммуникационных технологий, защита государственных информационных ресурсов от несанкционированного доступа;

10) защита независимости России, ее суверенитета, государственной и территориальной целостности, предотвращение военной агрессии против России и ее союзников, обеспечение условий для мирного, демократического развития государства;

11) создание политических, правовых, организационных и других условий для обеспечения надежной охраны государственной границы Российской Федерации, соблюдение установленных законодательством Российской Федерации порядка и правил осуществления экономической и иных видов деятельности в пограничном пространстве Российской Федерации;

12) сохранение и оздоровление окружающей среды;

13) защита личности, общества и государства от терроризма, в том числе международного, а также от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и их последствий, а в военное время — от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий.

Рассматривая возможность формулирования национальной идеи для России, мы должны учитывать эти важные факторы, однако, на мой взгляд, в этом списке приоритетов недостаточно оценена роль духовного потенциала, который играет важную роль в консолидации нации, в формировании патриотизма. По опросам социологов, более половины опрошенных респондентов считает, что российская духовная культуры утратила свое место в мире, 44,3% — что временно утратила, 10,5% — что навсегда утратила2.


Значимость духовно-нравственных ценностей для россиян можно подтвердить следующими цифрами3:


Понятия-ценности

Воспринимаются

с симпатией

Воспринимаются с антипатией

Россия

Германия4

Россия

Германия

Вера

93,5

57,0

6,6

33,0

Интеллект

81,4

33,0

25,6

51,0

Молитва

77,8

60,0/29,0

22,2

28,0/50,0

Мораль

89,1

75,0

10,9

18,0

Душа

96,1

78,0

3,4

12,0


В июле 2007 г. Аналитический Центр Юрия Левады (Левада-Центр) провел представительный опрос 2011 россиян об их отношении к духовным ценностям. Распределение ответов на некоторые вопросы этого исследования приводятся в процентах вместе с данными аналогичных ранее прошедших опросов5.

страница 1страница 2 ... страница 33страница 34


скачать

Другие похожие работы: