Содержание образовательной программы:

Основная часть

  1. Пояснительная записка

- возрастные и индивидуальные особенности контингента детей, воспитывающихся в образовательном учреждении;

- приоритетные направления деятельности образовательного учреждения по реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования;

- цели и задачи деятельности образовательного учреждения по реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования;

- особенности осуществления образовательного процесса;

- принципы и подходы к формированию Программы.


  1. Организация режима пребывания детей в образовательном учреждении.



  1. Содержание психолого-педагогической работы по освоению детьми образовательных областей.



  1. Содержание коррекционной работы (для детей с ограниченными возможностями здоровья).




  1. Планируемые результаты освоения детьми основной общеобразовательной программы дошкольного образования.



  1. Система мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения образовательной Программы.



  1. Организационно-педагогические условия реализации образовательной Программы



  1. Взаимодействие с семьями воспитанников



  1. Взаимодействие с социальными институтами детства

Часть, формируемая участниками образовательной деятельности

  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Образовательная программа дошкольного отделения МАОУООШ д. Борисово Старорусского района Новгородской области (далее Программа) разработана во исполнение и в соответствие с Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 23 ноября 2009 г. N 655 «Об утверждении и введении в действие федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования» (ФГТОП).

Основными документами, регламентирующими ценностно-целевые и методологические основы данной образовательной Программы являются

  • Закон Российской Федерации «Об образовании» (Принципы государственной политики в сфере образования ст. 2; п. 2.1., 2.2., 2.3, 2.4,2.5; Общие требования к содержанию образования ст. 14; Требования к охране жизни и здоровья воспитанников ст. 51; Права и обязанности родителей (законных представителей) ст. 52; Прав работников образовательных учреждений ст. 55);

  • Постановление Правительства Российской Федерации от 12 сентября 2008 г. N 666 г. «Об утверждении Типового положения о дошкольном образовательном учреждении»

  • Концепция содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное звено) (утверждена ФКС по общему образованию МО РФ 17.06.2003)

  • Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» (утверждена 21.01.2010)

  • Федеральные Государственные Образовательные стандарты начального общего образования (Приказ Минобрнауки от 06.10.2009 № 373)

  • Лицензия на ведение образовательной деятельности


Образовательная Программа обеспечивает комплексное решение задач присмотра и ухода, разностороннего развития возрастных и индивидуальных возможностей детей, проживающих на территории сельского поселения, по основным направлениям – физическому, социально-личностному, познавательно-речевому и художественно-эстетическому.

Образовательная программа учитывает

интересы и потребности детей и семей воспитанников,

сложившиеся на дошкольном отделении культурно-образовательные традиции, а так же специфику разновозрастного состава малокомплектного детского сада.

Образовательная Программа направлена на сохранение и укрепление физического и психологического здоровья воспитанников, коррекцию особенностей речевого и социально-эмоционального развития, а так же на развитие индивидуальных склонностей и способностей, достижение воспитанниками готовности к систематическому обучению в начальной школе.

Образовательная Программа детского сада разработана с учетом рекомендаций примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования «Детство», переработанной авторским коллективом в соответствие с Федеральными Государственными требованиями / Т.И. Бабаева и др. – СПб.: ООО «Издательство «Детство-Пресс», 2011.

Образовательная Программа реализуется в период непосредственного пребывания ребенка в ДОУ. Период определяется сроком поступления и завершения ребенком дошкольного образования в дошкольном отделении МАОУООШ д. Борисово.

ВОЗРАСТНЫЕ И ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ контингента детей, воспитывающихся в образовательном учреждении
Раннее детство (до трех лет).

Господствующей психической функцией раннего детства, по определению Л.С.Выготского, является чувственное познание мира. Центральное личностное новообразование первого года жизни – возникновение аффективно заряженных (мотивированных) представлений, которые побуждают поведение ребенка и позволяют ему действовать вопреки воздействиям внешней среды (например, из множества имеющихся, ребенок стремится получить только определенную игрушку). Познавательная активность побуждает ребенка к инициативному действию с предметами, объектами, звуками (словами) в ситуации «здесь и сейчас», способствует накоплению чувственного опыта, опыта практических действий, первичного опыта словесных определений своих действий, первичного накопления и словесного опосредования своих социальных отношений. Появление мотивирующих представлений превращают ребенка в субъекта, хотя сам ребенок еще этого не осознает (Л.И. Божович).

Со второго года жизни начинается новый период формирования личности, длящийся до трех лет. Он ознаменован переходом ребенка от существа, ставшего субъектом к существу, осознающему себя как субъекта, иначе говоря, к возникновению того системного новообразования, которое принято связывать с появлением слова «Я» (Л.И.Божович). В этот период в психическом развитии все большую роль начинает играть память. Дети становятся способными действовать не только под влиянием непосредственно воспринимаемых впечатлений, но и под влиянием всплывающих в их памяти образов и представлений. Тем самым перестраивается структура детского сознания и его поведение (Л.И.Божович). Познавательная деятельность ребенка обращается не только на внешний мир, но и на самого себя, а процесс самопознания, начинается с познания себя, как субъекта деятельности. Еще одно новообразование этого периода связано с появлением инициативности: «…ребенок научается сначала отделять себя от взрослого, затем противостоять ему и, наконец, строить с ним партнерские отношения». Потребность в реализации и утверждении своего «Я» является доминирующей. Взрослый уже не может управлять поведением ребенка только при помощи внешних воздействий. Все дальнейшее развитие личности теснейшим образом связано с развитием самосознания.

Дошкольный период (37 лет).

Развитие ребенка претерпевает не только количественные, но и значительные качественные изменения. «В системе психических функций в дошкольном возрасте центральная роль принадлежит памяти – функции, связанной с накоплением и переработкой непосредственного опыта. У ребенка появляется способность «вырвать предмет мышления из конкретной временной и пространственной ситуации, в которую он включен, и установить между общими представлениями связь такого порядка, которая в опыте ребенка еще не была. Здесь закладывается то, что можно назвать первым абрисом детского мировоззрения, формируется единство и тождество «Я» – обобщенное представление о природе, об обществе, о самом себе» (Л.С.Выготский).

К 3–4 годам, вследствие качественных изменений в восприятии – от восприятия отдельных конкретных действий и ситуаций ребенок переходит к «обобщенному восприятию» и становится способным к управлению собственным восприятием. Управление восприятием обеспечивает расширение рамок воспринимаемой и осознаваемой действительности, прежде всего, через активное использование собственного прошлого опыта для решения возникающих задач и ситуаций. Управление собственным восприятием ведет к дальнейшему освоению, например, комплекса исследовательских действий, обеспечивающих деятельность ребенка в новых и сложных многофакторных динамических средах (физических, социальных). 4–5 летние дети способны к построению комплексных, комбинированных воздействий на объект с целью выявления его системообразующих связей и внутренних взаимодействий. Дети 5–7 лет проявляют большой исследовательский интерес и способны к самостоятельному успешному исследованию сложных, многосвязных, физических и социальных объектов и ситуаций. Основной характеристикой исследовательской инициативности детей является мощная творческая направленность на разнообразие всех компонентов познавательной деятельности – целей, способов действий, исследовательских орудий, получаемых результатов, выдвигаемых гипотез и объяснений (А.Н.Поддъяков).

В возрасте 4–5 лет начинают проявляться и складываться первые устойчивые интересы ребенка. Возникает первое аффективное обобщение, возникает замещение и переключение интересов и на этой основе формируется избирательность (по отношению к содержанию, к действию, к способу и т.д.) (Л.С.Выготский).

Характер взаимодействия ребенка с социальным окружением формирует и во многом предопределяется характером развития речи ребенка. Речь, как форма существования мышления и сознания в целом, играет значительную роль в развитии сознания ребенка и вместе с тем увеличивает его возможности, изменяя взаимоотношения с окружающими. В возрасте 3–4 лет возникает «деловое» общение со взрослым, отношения становятся «партнерским», что означает, что ребенок не только осознает себя как личность, но и действует во всех смыслах как осознанная личность. Отношения, возникающие в ходе, и вследствие взаимодействия, фиксируются в виде определенных позиций, рангов популярности, репутации, престижа, авторитета, самоощущения и т.д. Закрепляясь в практике взаимодействия с другими они превращаются в наиболее общие черты характера. Те, в свою очередь, становятся внутренним основанием для образования других характерологических свойств (интеллектуальных, волевых, эмоционально-мотивационных и т.д.). Осознание своего социального «Я» и возникновение на этой основе внутренней позиции, т.е. некоторого целостного отношения к окружающему и к себе самому, порождает соответствующие потребности и стремления, на которых возникают новые потребности. В процессе и в результате осознания себя как личности возникает относительно устойчивое внеситуативное соподчинение мотивов, во главе иерархии мотивов становятся специфически человеческие, т.е. опосредованные по своей структуре (прежде всего образцами поведения взрослых, их взаимоотношениями, социальными нормами). Это превращает ребенка в существо обладающее известным внутренним единством и организованностью, способное руководствоваться устойчивыми желаниями и стремлениями, связанными с усвоенными им социальными нормами. В самом широком смысле это можно понимать как психологическую готовность ребенка к замысливанию, простраиванию и осуществлению замысла, то есть целенаправленному осуществлению собственной деятельности (Л.С. Выготский).

В дошкольном возрасте впервые складываются внутренние этические инстанции ребенка, этические правила. Дети могут преодолевать свои желания и действовать по нравственному мотиву «надо». Это возможно не потому, что они способны полностью управлять своим поведением, а потому, что их нравственные чувства обладают большей побудительной силой, чем другие мотивы. Иначе говоря, детей старшего дошкольного возраста характеризует своеобразная «непроизвольная произвольность», которая обеспечивает устойчивость их поведения и создает единство их личности.


ПРИОРИТЕТНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ образовательного учреждения по реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования
Ценностно-целевой основой (центральной стратегической целью) образовательной Программы дошкольного отделения МАОУООШ

д. Борисово, определяющей выбор содержания и основных форм работы с детьми, является становление и развитие

здоровьесберегающей компетентности (умения самостоятельно решать задачи, связанные с поддержанием и укреплением здоровья) у воспитанников и активной здоровьесберегающей позиции у взрослых участников образовательного процесса;

информационной компетентности (умения использовать разнообразные источники получения информации для удовлетворения интересов, получения знаний).

Выбор этих компетентностей в качестве ведущих определен спецификой условий жизни сельского поселения: дети получают информацию из разнообразных источников, большинство которых естественным образом интегрировано в бытовую жизнь (общение с членами семьи, родственниками, соседями, сверстниками и старшими по возрасту детьми в уличных сообществах; просмотр теле- и видео-передач, непосредственное взаимодействие с объектами живой и неживой природы), а так же через разноплановую бытовую деятельность. Проводя значительное время на свежем воздухе, имея значительно большее пространство для активного движения, нежели дошкольники, живущие в условиях города, дети, с одной стороны, более развиты физически, с другой, обладают меньшим запасом культурно-оформленных навыков.

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ

деятельности образовательного учреждения по реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования

Общие цели.

Образовательная Программа призвана обеспечить психолого-педагогические условия

- для равных стартовых возможностей в получении качественного дошкольного образования детьми сельского поселения, имеющих разное состояние здоровья и разный уровень развития;

- для поддержания удовлетворительного состояния здоровья, не ухудшающего качества жизни и образовательных возможностей детей;

- для воспитания у дошкольников навыков первичной саморегуляции и привычки к здоровому активному образу жизни;

- для формирования основ готовности самостоятельно учиться в течение всей жизни (навыков непрерывного образования) через предоставление им возможности влиять на содержание, технологии и отдельные элементы образовательного процесса (НОИ «Наша новая школа»).

Развивающей целью образовательной Программы является содействие становлению и проявлению детьми основ ключевых компетентностей (социальной, коммуникативной, деятельностной, информационной, здоровьесберегающей). Ведущим признаком наличия у ребенка основ ключевых компетентностей является проявление им инициативности, активности, самостоятельности в решении бытовых, образовательных, игровых и иных, сообразных дошкольному детству и культурно-образовательным традициям ДОУ видах деятельности.

Цель образовательной области «Познание»: развитие познавательных интересов, поисково-практической активности и умелости.

Задачи:

– развитие познавательно-исследовательских действий через поиск,

систематизацию, обобщение информации по интересующим темам;

– формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей.

Цель образовательной области «Коммуникация»: овладение конструктивными способами и средствами общения с окружающими людьми.

Задачи:

– развитие умения задавать вопросы, выдвигать гипотезы, аргументировать суждения;

– практическое овладение нормами речи, умением выражать свои мысли желания, планы, результаты;

– развитие навыков повествования;

– развитие навыков предчтения и чтения, копирования и письма в практикоориентированных видах деятельности.

Цель образовательной области «Здоровье»: охрана здоровья детей и формирование первоначальных представлений о способах сохранения и укрепления здоровья.

Задачи:

– формирование у детей начальных представлений о способах сохранения и укрепления физического здоровья;

– развитие навыков элементарного самоконтроля и саморегуляции (забота о чистоте, соразмерности объема отдыха-движения, соответствия одежды погодным условиям и пр.);

– воспитание привычки здорового образа жизни.

Цель образовательной области «Физическая культура»: формирование у детей интереса и ценностного отношения к занятиям физической культурой и спортом, гармоничное физическое развитие.

Задачи:

– накопление и обогащение двигательного опыта детей (овладение основными движениями);

– формирование у воспитанников потребности в двигательной активности и физическом самосовершенствовании;

– развитие физических качеств (скоростных, силовых, гибкости, выносливости и координации);

– развитие интереса к спорту.

Цель реализации образовательной области «Безопасность»: формирование основ безопасности жизнедеятельности и формирование предпосылок экологического сознания (безопасности окружающего мира).

– передача детям знаний о правилах безопасности дорожного движения в качестве пешехода и пассажира транспортного средства;

– формирование осторожного и осмотрительного отношения к потенциально опасным для человека и окружающего мира природы ситуациям.

Цель образовательной области «Социализация»: освоение первоначальных представлений социального характера через включение детей в систему разноуровневых (близкие, дальние взрослые, сверстники, младшие) и разнонаправленных (учебных, игровых, познавательных) социальных отношений.

Задачи:

– развитие игровой деятельности спортивной направленности;

– формирование гендерной, семейной принадлежности, патриотических чувств и чувства принадлежности к мировому сообществу на основе представлений о здоровье, ОБЖ, спорте и спортивных достижениях.

Цель образовательной области «Чтение художественной литературы»: формирование интереса и потребности в чтении.

Задачи:

– воспитание интереса и потребности в обращении к книге как источнику информации;

– формирование целостной картины мира;

– приобщение к словесному творчеству.

Цель образовательной области «Художественное творчество»: формирование интереса к эстетической стороне окружающей действительности, удовлетворение потребности детей в самовыражении. Задачи:

– развитие навыков творческой продуктивной деятельности детей (рисование, лепка, аппликация, художественный труд) в практикоориентированных видах деятельности;

– воспитание эстетического отношения к окружающему миру.
Цели и задачи организации работы с детьми раннего возраста (1,63)

Педагогическая поддержка поисково-практической активности – готовности исследовать предметы ближайшего окружения, действовать самостоятельно, в сотрудничестве со взрослыми и сверстниками (вместе или рядом). Развитие пассивного и активного словаря, готовности использовать речь для выражения своих желаний, чувств. Воспитание культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания. Воспитание интереса к разным видам двигательной активности. Поддержка позитивного эмоционального состояния, физического благополучия.

Цели и задачи организации работы с детьми младшего дошкольного возраста (35). Содействие дальнейшему развитию поисково-практических действий: расширение арсенала исследовательских действий, способов получения информации, обучение способам фиксирования с помощью знаков, слов, схем своих действий, свойств и признаков предметов, результатов действий.

Развитие инициативы и активности в речевом общении. Формирование первичного опыта рефлексии (самопонимания, самопрезентации). Стимулирование развития различных форм речевого творчества. Развитие двигательных навыков и умений. Воспитание интереса к разным видам двигательной активности. Формирование навыка элементарного саморегулирования активности. Формирование первого опыта участия в спортивной жизни ДОУ. Знакомство с основами безопасности. Приобщение к ценностям здорового образа жизни.

Цели и задачи организации работы с детьми старшего дошкольного возраста (57). Поддержка развития познавательной инициативы и активности. Содействие формированию целостного образа интересующих детей предметов, явлений, отношений. Развитие навыков рефлексивности.

Развитие двигательных навыков и умений. Развитие физических качеств (силы, ловкости, быстроты, выносливости). Развитие навыков самоорганизации, самопонимания, самопрезентации. Воспитание привычек здорового образа жизни. Приобщение к спортивной жизни города, страны.

ОСОБЕННОСТИ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

Образовательная Программа строится на комплексном интегрированном решении целей и задач образовательных областей «Познание», «Коммуникация». Цели и задачи одних образовательных областей решаются внутри и в рамках всех остальных образовательных областей. Так, например, в образовательные области «Здоровье», «Физическая культура» и «Безопасность», интегрированы образовательные области «Социализация», «Познание», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Художественное творчество» и т.д.

Интеграция образовательных областей не является самоцелью. Интеграция направлена на достижение логической взаимосвязанности и практической направленности содержания. Интегрированный подход обеспечивается посредством погружения в тему, решением воспитательных и образовательных задач в различных видах деятельности.

ПРИНЦИПЫ И ПОДХОДЫ

к формированию образовательной Программы

  1. Единство трех взаимосвязанных линий развития «Чувство – Познание – Действие»;

  2. Принцип развивающего образования;

  3. Принцип научной обоснованности;

  4. Принцип практической применимости;

  5. Комплексно-тематический подход к содержанию образовательной деятельности.



страница 1страница 2страница 3


скачать

Другие похожие работы: