Пояснительная записка

Легкая атлетика – один из популярнейших и базовых видов спорта среди молодежи, который не требует особых затрат на проведение учебно-тренировочных занятий и экипировку занимающихся. Легкая атлетика, в то же время, как ни один другой вид спорта, положительно влияет на развитие мышечной, дыхательной, нервной систем организма, а также на развитие волевых качеств, воспитание трудолюбия, упорства в достижении цели, укрепления чувства товарищества и коллективизма.

С незапамятных времен дети всегда проявляли интерес к соревнованию друг с другом и искали сравнения друг с другом. Легкая атлетика с ее разнообразием видов предоставляет великолепную возможность для таких отношений с ровесниками. И так, легкая атлетика - привлекательный вид спорта для детей,

Большую часть времени детские соревнования в этом виде спорта напоминают миниатюрную версию взрослой программы. Неадекватная стандартизация часто приводит к ранней специализации в конкретном виде, что, совершенно ясно, противоречит требованию гармоничного развития детей. Также возникает ранняя элитарность, которая вредна для большинства детей.

После многочисленных исследований, инициатив и изучения существующей ситуации стало очевидно, что назрела острая необходимость создания новой концепции легкой атлетики, которая будет полностью подходить детям для их развития. Любое предложение в рамках данной концепции должно принимать во внимание (виды, организация и т.д.) следующие требования:

  • предложить детям привлекательную легкую атлетику

  • предложить детям доступную легкую атлетику

  • предложить детям поучительную легкую атлетику

Помимо этих требований, проект должен полностью обеспечивать систематическое осуществление предлагаемых форм соревнований.

Новизна данной образовательной программы опирается на понимание приоритетности воспитательной работы, направленной на развитие интеллекта спортсмена, его морально- волевых и нравственных качеств, коллективизма перед работой направленной на освоение предметного содержания.

Развитие творческих и коммуникативных способностей обучающихся на основе их собственной творческой деятельности также является отличительной чертой данной программы. Такой подход, направленный на социализацию и активизацию собственных знаний и умений, актуален в условиях необходимости осознания себя в качестве личности, способной к самореализации именно в весьма уязвимом подростковом возрасте, что повышает и самооценку спортсмена, и его оценку в глазах окружающих.

«Легкая атлетика» предлагает новые упражнения, разнообразные двигательные задачи, которые должны решаться командой в разных местах на стадионе. Более того, при такой концепции большие группы детей одновременно смогут принять участие в занятиях за какой-то измеримый период времени. Основные элементы «Легкой атлетики» (спринт, бег на выносливость, прыжки, метания) могут выполняться в атмосфере игры. Требования легкие и дают возможность соревноваться каждому ребенку. «Легкая атлетика» дает возможность заниматься легкой атлетикой практически в любом общественном месте: парках отдыха, торговых центрах, пешеходных зонах или спортивных манежах.

Программа предусматривает постепенное развитие физических качеств с учетом сенситивных периодов развития детей и индивидуализации педагогического процесса.

Необычность и новизна в проведении учебно-тренировочных занятий позволяют привлечь к тренировкам «трудных» детей: именно такие учащиеся, как правило, показывают наиболее высокие результаты.

Цели программы:

  • повышение мотивации обучающихся к здоровому образу жизни, популяризация ценностей физической культуры и спорта, развитие субъектного, ответственного подхода к здоровью своему и окружающих;

  • сделать легкую атлетику наиболее практикуемым индивидуальным видом спорта в Краснобродском городском округе.

Задачи программы:


  • воспитание ценностного отношения школьников к своему здоровью и жизни, здоровью окружающих людей, воспитание волевых, дисциплинированных, обладающих высоким уровнем социальной активности и ответственности юных спортсменов;

  • содействие гармоничному физическому развитию, разносторонней физической и технической подготовленности и укрепление здоровья учащихся;

  • овладение умениями противостоять негативному давлению социума.

Возраст детей.


Дети в возрасте 12 - 17 лет.

Сроки реализации программы

Программа рассчитана на 2 года обучения.

1 год обучения- 144 часа,

2 год обучения-216часов.

Место проведения и продолжительность

Тренировочные занятия проводятся на базе спортивного зала МБОУ СОШ №31. На 1-м году обучения занятия проводятся четыре часа в неделю (два раза по два часа), на 2-м году обучения шесть часов (два раза по три часа).

Ожидаемые конечные результаты реализации Программы:
  • Формирование здорового образа жизни и укрепление здоровья детей путем массового привлечения их к занятиям легкой атлетикой.

  • Освоение школьниками нравственных ценностей – доброты, милосердия, отзывчивости, дружбы, а также ценностей здорового образа жизни.

  • Рост спортивных показателей юных спортсменов на различных соревнованиях.

  • Будут знать правила техники безопасности, правила организации соревнований по легкой атлетике.


Область применения программы

Программа может использоваться в системе дополнительного образования, в работе школьных факультативов, внеклассной работе, в качестве третьего урока физкультуры в школе.

Тестирование

Комплексный педагогический контроль позволяет объективно оценить подготовленность юного спортсмена. Для юных спортсменов целесообразно проводить не менее 3-4-х этапных тестирований в год. Цель этих тестирований - определение исходного уровня физической подготовленности и ее динамики в процессе тренировочных и соревновательных воздействий. Для определения исходного состояния юного спортсмена в начале подготовительного периода (сентябрь-октябрь) проводится первое тестирование. Целью второго и третьего тестирований является определение эффективности применяемых нагрузок по окончании подготовительного (декабрь) и зимнего соревновательного периодов (март). По результатам этих тестирований в зависимости от степени достижения того или иного контрольного норматива проводится коррекция тренировочных нагрузок. Текущее тестирование (май) проводится за 1-1,5 недели до начала основных соревнований, цель его - определение уровня развития основных физических качеств и их соответствие контрольным нормативам, обеспечивающим выполнение запланированных спортивных результатов.

Оценка физической подготовленности юных спортсменов осуществляется по результатам тестирования на основе комплекса контрольных упражнений (Приложение № 1).

Методика тестирования предусматривает комплексную оценку развития всех основных двигательных качеств и решает задачу формирования гармоничности двигательной подготовленности детей:

  • скоростные качества: бег 30 м;

  • скоростно-силовые качества: прыжок в длину с места;

  • силовые качества: подтягивание на перекладине - мальчики, сгибание и разгибание рук, в упоре лежа (отжимание) - девочки;

  • мышечная выносливость: поднимание туловища из положения лежа на спине (за 30 с);

  • гибкость: наклон вперед из положения сидя.

  • аэробная выносливость: бег 1000 м;

Программа предусматривает участие в соревнованиях различного уровня в соответствии с учебным планом.

Учебный план




Разделы подготовки

Группы начальной подготовки

1-й год

2-й

1.

Общая физическая подготовка

120

180

3.

Теоретическая подготовка

10

15

5

Контрольно- переводные испытания

10

15

6

Участие в соревнованиях

4

6

10

Общее количество часов

144

216

11

Наполняемость групп

15

12



Организация работы по программе.

Программа разработана на основе:

  • Программа международной ассоциации легкоатлетических федераций «Детская легкая атлетика» ред., В.Б. Зеличенок - М.:, 2002 .

  • Легкая атлетика (многоборье): Примерная программа спортивной подготовки для детско-юношеских спортивных школ, специализированных детско-юношеских школ олимпийского резерва, школ высшего спортивного мастерства под ред. И.И.Столова - М.: Советский спорт, 2005 .

Литература:

    1. Брюнему Э., Харнес Э., Хофф Я. И др. Бегай, прыгай, метай: Школа легкой атлетики для детей. – М.: Физкультура и спорт, 1982. – 79 с.

    2. Бальсевич, В.К. Выявление и развитие спортивного таланта Текст. // Современные достижения спортивной науки: тез. междунар. конф. — СПб.: Изд-во С.-Петерб. гос. акад. физ. культуры, 1994.— С.

    3. Виноградов П.А., Душанин А.П., Жолдак В.И. Основы физической культуры и здорового образа жизни. Москва., 1996.

    4. Волков, В.М., Филин, В.П. Спортивный отбор Текст. М.: Физкультура и спорт, 1983 — 176 с.

    5. Гужаловский А.А. Этапность развития физических (двигательных) качеств и проблема оптимизации физической подготовки детей школьного возраста: Дис.... докт.пед.наук. М., 1979.

    6. Гужаловский А.А. Проблема "критических" периодов онтогенеза и ее значение для теории и практики физического воспитания// Очерки по теории физической культуры. М.: ФиС, 1984. с.211-223.

    7. Детская легкая атлетика. Программа международной ассоциации легкоатлетических федераций. – М.: Терра-Спорт, Олимпия Пресс, 2002. – 80 с: ил. Практическое руководство для организаторов занятий.


    8. Легкая атлетика. Правила соревнований 2006-2007 [Текст]. - М.: Олимпия- PRESS, 2006.
    9. Попов, В.Б. Система специальных упражнений в подготовке легкоатлетов [Текст]. - М.: Терра-Спорт, 2006.

    10. Фридман М.Г. Спортивно-оздоровительная работа в детских лагерях отдыха. – М.: Просвещение, 1991. – 207 с.




страница 1


скачать

Другие похожие работы: