Пояснительная записка

Настоящая программа предназначена для проведения занятий с детьми в возрасте 10-12 лет во внеурочное время и предусматривает получение обучающимися необходимых знаний по правилам дорожного движения, оказанию первой медицинской помощи при получении травм, совершенствованию физических качеств.

В связи с увеличением количества транспортных средств в стране и дорожно-транспортных происшествий, особенно с участием детей, проблема подготовки граждан всех категорий к грамотному обеспечению своей безопасности в повседневной жизни и действиям в случае различного рода ДТП становится особо актуальной и одной из значимых в жизни человека и общества.

При разработке плана предусмотрены следующие направления деятельности:

  1. Образовательное. Приобретение знаний по правилам дорожного движения и поведения на улице, оказанию первой медицинской помощи при травмах.

  2. Развивающее. Пополнение знаний на культурном, интеллектуальном и физическом уровне, обеспечивающее адекватное поведение в различных опасных ситуациях.

  3. Воспитательное. Правовое воспитание, воспитание культуры поведения в целом и на улице, чувства взаимовыручки и взаимопомощи, доброты, сострадания и чуткости, ответственного отношения к безопасности личности.

  4. Практическое. Проверка полученных знаний, умений и навыков при участии в соревнованиях, конкурсах, смотрах, викторинах и т.д. Общая физическая, приобретение навыков безопасного вождения велосипеда. Выступления на школьных и внешкольных мероприятиях, пропаганда работы отряда ЮИД, ПДД и культуры поведения на дорогах.

Основной целью дополнительного образования детей по настоящей программе является формирование их социального опыта, осознание ими необходимости уметь применять полученные знания в нестандартной ситуации, содействие развитию их интеллектуального и физического потенциала, профилактика детского дорожного травматизма и приобретение практических навыков в оказании первой медицинской помощи пострадавшим при ДТП.

В ходе реализации содержания программы решаются следующие задачи:

  1. Обучение детей безопасному поведению на дорогах в повседневной жизни и рациональным действиям в возможных опасных ситуациях.

  2. Привлечение всеобщего внимания к движению ЮИД как к одному из наиболее полезных способов проведения детьми свободного времени.

  3. Совершенствование физической подготовки.

  4. Воспитание законопослушных участников дорожного движения, доброты, сострадания и чуткости.

  5. Использование детьми полученных знаний в повседневной жизни в целях сохранения своей жизни и здоровья при участии в дорожном движении, профилактика детского дорожного травматизма.

  6. Обучение приёмам оказания доврачебной медицинской помощи при получении травм в ДТП.

 Формы работы:

  1. Изучение ПДД, правил оказания доврачебной помощи при травмах.

  2. Пропаганда дорожной азбуки: проведение бесед, викторин, игр, соревнований, конкурсов в школе, выпуск стенгазет, боевых листков и молний.

  3. Несение патрульной деятельности.

Ожидаемый конечный результат:

    • совершенствование знаний детей правил дорожного движения;

    • повышение культуры безопасного дорожного движения детей;

    • выработка стремления жить по закону безопасности;

    • готовность к защите себя и других в чрезвычайных ситуациях;

    • решение проблемы эффективной организации свободного времени и профилактики асоциального поведения детей;

    • профессиональная ориентация детей;

    • формирование устойчивого детского коллектива.

Формы подведения итогов:

      • проведение конкурсов: «Лучший знаток ПДД», «Лучший доктор Айболит», «Лучший водитель».

      • участие в районных конкурсах по ПДД;

      • выставка детских рисунков «Я - участник дорожного движения».

      • компьютерное тестирование на знание ПДД.

Для реализации программы на её изучение необходимо предусмотреть занятия по 2 часа (1 раза в неделю) в течение одного года обучения.  

Учебно-тематический план проведения занятий в кружке



Тема занятия

Количество часов

п/п

Теоретическая часть

Практическая часть

РАЗДЕЛ I Введение в образовательную программу

1.

Общие положения. Знакомство с деятельностью отрядов ЮИД.

2

 

2.

Основные направления работы отрядов ЮИД. Структура и организация работы.

2




3.

Обязанности и права юного инспектора движения, атрибуты юного инспектора.

2

 

4.

Основы ведения патрульной деятельности

1

1

РАЗДЕЛ II Общие обязанности пешеходов и пассажиров

5.

Опасные ситуации на дорогах, улицах, общественном транспорте.

4

2

6.

Юные пешеходы – беседа о правилах перехода проезжей части

2

 

7.

Юные пешеходы – игра на транспортной площадке

 

2

8.

Дети-пассажиры. Правила посадки и высадки из общественного транспорта.

2

 

9.

Создание видеоролика




2

РАЗДЕЛ III Правила дорожного движения

10.

Законы дорожного движения. Их история.

1

 

11.

Современные законы дорожного движения.

1

 

12.

Светофор. История появления. Его цвета.

1

 

13.

Светофор. Опасные ситуации вблизи светофора.

2

 

14.

Знаки регулировщика.

2

2



Тема занятия

Количество часов

п/п

Теоретическая часть

Практическая часть

15.

Дорожные знаки. История появления.

1

 

16.

Дорожные знаки. Предупреждающие знаки.

2

 

17.

Дорожные знаки. Знаки приоритета.

2

 

18.

Дорожные знаки. Запрещающие знаки.

4

 

19.

Дорожные знаки. Предписывающие знаки.

2

 

20.

Дорожные знаки. Информационные знаки.

1

 

21.

Дорожные знаки. Знаки сервиса и дополнительной информации.

1

 

22.

Тренировка по экзаменационным билетам




4

РАЗДЕЛ IV

23.

Правила езды на велосипеде.

2

 

24.

Дорожно-транспортные происшествия: причины и последствия.

2

 

25.

Физическая подготовка: фигурное вождение велосипеда.




6

РАЗДЕЛ V Первая помощь при травмах

26.

Основы медицинских знаний: содержание аптечки.

2

 

27.

Правила оказания первой медицинской помощи.

2

2

РАЗДЕЛ VI Заключительные занятия

28.

Итоговое занятие: тестирование на знание ПДД.

2

 




ИТОГО:

56

14

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Раздел I. Введение в образовательную программу

Теоретическая часть

Знакомство с группой. Ознакомление учащихся с планом и порядком работы объединения. Решение организационных вопросов. Вводный инструктаж по технике безопасности. Диагностирование знаний учащихся по правилам дорожного движения

История детского объединения юных инспекторов движения; цели и задачи объединения «Светофор». Знакомство с положением об отрядах ЮИД. Организационные вопросы, структура отряда, выборы командира, его заместителя, связного, пропагандистов, редакторов стенной газеты, агитационного листка, оформителя дневника отряда. Выбор названия, девиза, речевки, песни.

Практическая часть

Основы ведения патрульной деятельности на улицах города. Формирование отрядов для ведения патрульной дейтельности.

Раздел II. Общие обязанности пешеходов и пассажиров

Теоретическая часть

Правила безопасного перехода улиц и дорог. Дорожные ситуации - «ловушки». Ситуации - «ловушки» закрытого обзора. Ситуации - «ловушки» отвлечения внимания. Ситуации - «ловушки» понижения внимания. Ситуации - «ловушки» в зоне проезжей части. Ситуации - «ловушки» в зоне остановки общественного транспорта. Ситуации - «ловушки» в зоне пешеходного перехода. Ситуации - «ловушки» в зоне светофора, перекрестка. Возле дома.

Правила поведения пассажиров в общественном транспорте. Правила пользования общественным транспортом.

Практическая часть

Проведение викторины «Примерный пешеход». Подготовить фотоматериал для создания видеоролика по опасным ситуациям - «ловушкам». Проведение утренника «Посвящение первоклассников в пешеходы». Проведение викторины «Примерный пассажир».

Раздел III. Правила дорожного движения

Теоретическая часть

История создания правил дорожного движения. ПДД - закон для всех участников дорожного движения. Основные термины и понятия. История возникновения, разновидности, назначение, принцип работы современного светофора. Сигналы регулировщика, их значение для водителей и пешеходов. Определение понятия «перекресток». Типы перекрестков. Регулируемые и нерегулируемые перекрестки. Правила безопасного поведения на перекрестке. Определение понятия «разметка». Виды дорожной разметки, их значение. Предупреждающие знаки. Знаки приоритета. Запрещающие знаки. Предписывающие знаки. Информационно-указательные знаки. Знаки сервиса. Знаки дополнительной информации.

Практическая часть

Постановка спектакля для детей детского сада «Наш приятель-светофор». Отработка жестов регулировщика. Выпуск стенгазеты. Проведение конкурса рисунков «Я вышел на дорогу» среди учащихся 1-11 классов. Проведение игровой программы «Путешествие в страну дорожных знаков» среди учащихся 6-7 классов. Отрабатывание жестов регулировщика. Разводка «транспорта» и «пешеходов» на перекрестке. Решение билетов по ПДД;

Раздел IV. Велосипед. Детский дорожно-транспортный травматизм

Теоретическая часть

Устройство велосипеда. Техническое обслуживание. ПДД для велосипедистов. Знаки дорожного движения для велосипедистов. Правила маневрирования на велосипеде. Причины ДТП и меры их предупреждения. Поведение участников и очевидцев ДТП. Права, обязанности и ответственность граждан за нарушение ПДД.

Практическая часть

Медленная езда. Упражнения на сохранение равновесия. Езда по прямой. Езда зигзагами. Техника преодоления отдельных препятствий: «ворота», «коридор», «змейка», «восьмерка», «стоп - линия». Отработка сигналов поворота, остановки рукой при движении на велосипеде.
РАЗДЕЛ V. Первая помощь при травмах.

Теоретическая часть

Содержание автоаптечки. Принципы оказания первой медицинской помощи при неотложной ситуации. Определение признаков жизни пострадавшего. Порез, ушиб и ссадина. Перелом. Кровотечения. Ожоги. Обморожения. Травматический шок. Техника непрямого массажа и искусственного дыхания.

Практическая часть

Последовательность действий в неотложных ситуациях. Обработка раны и наложения простой повязки на конечности, туловище, голову. Наложение шин и перевязок при переломе. Подготовка пострадавшего к транспортированию. Правила остановки кровотечения и наложения жгута и повязки. Обработка раны при ожоге, наложение повязки. Первая помощь при обморожении. Оказание помощи при травматическом шоке.

Заключительное занятие

Оценка работы объединения. Диагностирование ЗУН. Определение уровня готовности членов отряда ЮИД к самостоятельному ведению профилактической работы по предупреждению детского дорожно - транспортного травматизма.

Методическое и материально-техническое обеспечение программы

В целях получения глубоких и прочных знаний и навыков на занятиях используется следующая материальная база: компьютер, мультимедиа проектор, экран, цифровые образовательные ресурсы, настольные игры, стенды с дорожными знаками, подростковые велосипеды, элементы полосы препятствий для велосипедистов, плакаты, тесты по ПДД, автоаптечки, шины, жгуты, перевязочный материал.

ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА


  1. Федеральный закон «О безопасности дорожного движения», от 30.12.2001года, № 196-ФЗ.

  2. Правила дорожного движения РФ. Утверждены Постановление Совета Министров Правительства Российской Федерации от 7.05. 2003 года №265. Введены в действие с 1.07.2003 года.

  3. Комментарий к Правилам дорожного движения РФ.М.: За рулем, 2002.

  4. «Программа» по изучению ПДД и профилактике дорожно-транспортного травматизма 1-11 классы. Ставрополь. СКИПКРО. 2002.

  5. Методические рекомендации по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма в общеобразовательных школах. М -19988.

  6. В.И. Ковалько «Игровой модульный курс по ПДД или школьник вышел на улицу.- М: «ВАКО», 2006, - 192 с.

  7. Н.Е. Щуркова Игровые методики. – М: Педагогическое общество России, 2006, - 224 с.

  8. Г.Г. Кулинич Сценарии клубных мероприятий и общешкольных праздников. – М: «ВАКО», 2006. – 208 с.

  9. Л.С.Колмогорова Диагностика психологической культуры школьников: Практ. пособие для шк. Психологов. – М: «Владос пресс»,2002, 360 с.

  10. В.А. Великородная, О.Е. Жиренко, Т.М, Кумицкая Классные часы по гражданскому и правовому воспитанию: 5-11 классы. – М: «ВАКО», 2006 – 224 с.

  11. Н.А. Максименко Дарите детям любовь Материалы в помощь классному руководителю. Лекции для родителей. – Волгоград: Учитель, 2006. – 150 с.

  12. Методические рекомендации по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма в общеобразовательных школах. – Москва -1988.

  13. Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. воспитательна работа в современной школе: от коллективизма к взаимодействию: Учебно-методич. Пособие. – Воронеж, ЧП Лакоценин С.С. – 2006.

  14. Помощник юного велосипедиста. Пособие для начинающих велосипедистов. Издатель: ООО «ГринАритВидио»

страница 1


скачать

Другие похожие работы: