Пояснительная записка
Календарно-тематическое планирование составлено в соответствии с программой по литературе для общеобразовательных учреждений под редакцией В. Я. Коровиной. Планирование дается из расчета 2 часа в неделю (68 часов) в соответствии с программой.

Важнейшее значение в формировании духовно бога­той, гармонически развитой личности с высокими нрав­ственными идеалами и эстетическими потребностями имеет художественная литература. Курс литературы в школе основывается на принципах связи искусства с жизнью, единства формы и содержания, историзма, традиций и новаторства, осмысления историко-куль­турных сведений, нравственно-эстетических представ­лений, усвоения основных понятий теории и истории литературы, формирования умений оценивать и анали­зировать художественные произведения, овладения бо­гатейшими выразитель-ными средствами русского лите­ратурного языка.

Цель изучения литературы в школе — приобщение учащихся к искусству слова, богатству русской класси­ческой и зарубежной литературы. Основа литературного образования — чтение и изучение художественных про­изведений, знакомство с биографическими сведениями о мастерах слова и историко-культурными фактами, не­обходимыми для понимания включенных в программу произведений.

Расширение круга чтения, повышение качества чтения, восприятия и глубины проникновения в художественный текст становится важным средством для поддержания этой основы на всех этапах изучения литературы в школе. «Чтение — вот лучшее учение», — утверждал А. С. Пушкин. Чтобы чтение стало интерес­ным, продуманным, воздействующим на ум и душу уче­ника, необходимо развить эмоциональное восприятие обучающихся, научить их грамотному анализу прочитан­ного художественного произведения, развить потребно­сти в чтении, в книге. Понимать прочитанное как можно глубже — вот что должно стать устремлением каждого ученика.

Это устремление зависит от степени эстетического, историко-культурного, духовного развития школьника.

Отсюда возникает необходимость активизировать художественно-эстетические потребности детей, развить их литературный вкус и подготовить к самостоятельному к готическому восприятию и анализу художественного произведения.

Цели изучения литературы могут быть достигнуты при обращении к художественным произведениям, ко­торые давно и всенародно признаны классическими с точки зрения их художественного качества и стали до­стоянием отечественной и мировой литературы. Сле­довательно, цель литературного образования в школе состоит и в том, чтобы познакомить учащихся с класси­ческими образцами мировой словесной культуры, обла­дающими высокими художественными достоинствами, выражающими жизненную правду, общегуманистиче­ские идеалы, воспитывающими высокие нравственные чувства у человека читающего.

Анализ текста, при котором не нарушается особое настроение учащихся, возникающее при первом чтении, несомненно, трудная, но почетная задача. То же можно сказать и о формировании вдумчивого, талантливого чи­тателя.

«Счастлив учитель, которому удается легко и сво­бодно перейти с учениками от простого чтения к чтению сознательному и вдумчивому, а отсюда — к изучению и анализу образцов художественной литературы без поте­ри того наслаждения, которое дает человеку искусство». И еще: «Литературе так же нужны талантливые читатели, как и талантливые писатели. Именно на них, на этих та­лантливых, чутких, обладающих творческим воображени­ем читателей, и рассчитывает автор, когда напрягает все свои душевные силы в поисках верного образа, верного поворота действий, верного слова.
Художник-автор берет на себя только часть работы. Остальное должен дополнить своим воображением ху­дожник-читатель» (С. Я. Маршак. «Воспитание словом»). Школьники постепенно осознают не только роль книги в жизни писателя, но и роль диалога автора с читателем, его надежду на понимание читателями главного смысла и деталей текста художественного произведения.

Содержание школьного литературного образования концентрично — оно включает два больших концентра (5—9 и 10—11 классы). Внутри первого концентра три возрастные группы (5—6, 7—8 классы и 9 класс). Первая группа активно воспринимает прочитанный текст, но не­достаточно владеет собственно техникой чтения. Именно поэтому на уроках с первой группой важно уделять больше внимания чтению вслух, развивать и укреплять стремление к чтению худо­жественной литературы,

Программа каждого курса (класса) включает в себя произведения русской и зарубежной литературы, под­нимающие вечные проблемы (добро, зло, жестокость и сострадание, великодушие, прекрасное в природе и че­ловеческой жизни, роль и значение книги в жизни писателя и читателя и т. д.).

В каждом из курсов (классов) затронута одна из ве­дущих проблем (в 5 классе — внимание к книге).

Чтение и изучение произведений зарубежной лите­ратуры желательно в конце курса в каждом классе.

Одним из признаков правильного понимания текста является выразитель-ность чтения учащимися. Именно поэтому формирование навыков выразитель-ного чтения должно проводиться учителем в продуманной системе: от осмысле-ния содержания и прочтения строфы к выразительному чтению стихотворения целом, от упражнений на уроках к конкурсному чтению (в классе, школе, районе, городе).

Серьезным результатом плодотворной работы учителя на уроках литерату-ры является умение учащихся верно понять, интерпретировать произведение и высказать свои суждения в процессе анализа. Особое внимание важно обратить на совершенствование речи учащихся, систематически проводя подобную работу со школьниками на уроках литературы и связанных с ними специальных уроках развития речи в средних классах первого концентра. В учебниках и учебниках-хрестоматиях даны специальные рубрики, обращающие внимание учащихся на

работу со словом («Совершенствуем устную речь», «Будьте внимательны к слову» и т. п.). В программу включен перечень необходимых видов работы по развитию речи: словарная работа, различные виды пересказа, устные и письмен-ные сочинения, отзывы, доклады, диалоги, творческие работы (создание сказок, былин, стихотворений, очерков, рассказов и пр.).

Уроки внеклассного чтения имеют целью не только расширение круга чтения, удовлетворение чи­тательских интересов учащихся, но и формирование у школьников читательской самостоятельности на осно­ве перенесения в сферу самостоятельного чтения опор­ных литературных знаний, читательских умений и на­выков.

Основные виды устных и письменных работ

Устно: правильное, беглое и выразительное чтение художественных и учебных текстов, в том числе и наизусть.

Устный пересказ — подробный, выборочный, сжатый (или краткий) от другого лица, художественный – небольшого отрывка, главы повести, рассказа, сказки

Развернутый ответ на вопрос, рассказ о литературном герое, характеристика героя или героев.

Отзыв на самостоятельно прочитанное произведение. Подготовка сообщений, доклада,

Свободное владение монологической и диалогической речью в объеме изучаемых в этих классах произведений (в процессе беседы, сообщений, до кладов и пр.).

Использование словарей (орфографических, орфоэпических, литератур-ных, энциклопедических, мифологических, словарей имен и т. д.).
Письменно: развернутый ответ на вопрос в связи с изучаемым художе-ственным произведением, сочинение-миниатюра, сочинение на литературную и свободную тему небольшого объема в соответствии с чтением и изучением литературы в 5 классе.

Создание рассказа-характеристики одного из героев или группы героев (групповая характеристика), двух героев (сравнительная характеристика).

Создание небольшого отзыва на самостоятелен прочитанную книгу.

Создание плана будущего сочинения, доклада (простого и сложного).

Создание оригинального произведения (поучения, наставления, сказки, былины, частушки, рассказа, стихотворения).
ПРОИЗВЕДЕНИЯ ДЛЯ ЗАУЧИВАНИЯ НАИЗУСТЬ
Пятый класс

Пословицы, поговорки.

В. А. Жуковский. Спящая царевна (отрывок).

И. А. Крылов. Басни (по выбору).

А. С. Пушкин. «У лукоморья...». Няне.

Н. А. Некрасов. «Есть женщины в русских селеньях...». Крестьянские дети (отрывок из стихотворения «Однажды в студеную, зимнюю пору...»).

А. А. Фет. Весенний дождь.

М. Ю. Лермонтов. Бородино.

С. А. Есенин. «Я покинул родимый дом...». «Низкий дом голубыми ставнями...» (на выбор).

По теме «Великая Отечественная война»: 1—2 стихотворения по выбору учащихся (А.Т.Твардовский, К. М. Симонов и др.). Из раздела «О Родине и родной природе (1-2 стихотворения).
ПРОИЗВЕДЕНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОГО ЧТЕНИЯ

Античные мифы. Вначале был хаос. Зевс на Олимпе.

Русские народные сказки.

Загадки, частушки, поговорки, песни.

Сказки народов мира.

Из древнерусской литературы
Афанасий Никитин. Из «Хождения за три моря».

Из русской литературы XVIII века
А. Д. Кантемир. Верблюд и лисица.

М. В. Ломоносов. «Лишь только дневный шум умолк…».

Басни В. Тредиаковского, А. Сумарокова, В. Майкова, И. Хемницера (на выбор).
Из русской литературы XIX века
И. А. Крылов (3—4 басни на выбор).

К. Ф. Рылеев. Иван Сусанин.

А. А. Дельвиг. Русская песня.

Е. А. Баратынский. Водопад. «Чудный град порой сольется...».

А. С. Пушкин. Зимняя дорога. Кавказ.

М.Ю. Лермонтов. Ветка Палестины. Пленный рыцарь. Ашик-Кериб (сказка).

А. В. Кольцов. Осень. Урожай.

Н. В. Гоголь. Страшная месть.

Н. А. Некрасов. Накануне светлого праздника.

Д. В. Григорович. Гуттаперчевый мальчик.

И. С.Тургенев. Стихотворения в прозе, рассказы.

В. М. Гаршин. Сказка о жабе и розе.

А.А.Фет. «Облаком волнистым...». «Печальная береза» и др.

И. С. Никитин. Утро. Пахарь.

Я. П. Полонский. Утро.

А.Н. Майков. Весна. «Осенние листья по ветру кружат...».

Ф. И.Тютчев. Утро в горах.

Н. С. Лесков. Привидение в Инженерном замке. Из кадетских воспоминаний.

Л. Н. Толстой. Севастопольские рассказы (на выбор).

А. Н. Островский. Снегурочка.

А. П. Чехов. 3 — 4 рассказа на выбор.
Из русской литературы XX века
Горький. Дети Пармы. Из «Сказок об Италии».

А. И. Куприн. Чудесный доктор.

И. А. .Бунин. «Шире, грудь, распахнись...». Деревенский нищий. Затишье. «Высоко полный месяц стоит...». «Помню — долгий зимний вечер...».

А. А. Блок. «Встану я в утро туманное...». «На весеннем пути в теремок...».

С. А. Есенин. Песнь о собаке.

Дон-Аминадо. Колыбельная.

И. С. Соколов - Микитов. Зима.

П. П. Бажов. Каменный цветок.

М. М. Пришвин. Моя родина.

С. Я. Маршак. Двенадцать месяцев.

А. Т. Твардовский. Лес осенью.

Е. И. Носов. Варька.

В. П. Астафьев. Зачем я убил коростеля? Белогрудка.
Из зарубежной литературы
Басни Эзопа, Лафонтена, Лессинга (на выбор).

Д. Дефо. Жизнь и удивительные приключения морехода Робинзона Крузо.

М. Твен. Приключения Тома Сойера.



Пример-ные сроки

урока


Тема урока. Основное содержание.

Вид урока. Основные виды деятельности учителя и учащихся








I четверть







1

Введение. Книга в жизни человека. Выявление уровня литературного развития учащихся.

Беседа. Тестирование.




2

Устное народное творчество. Малые жанры фольклора. Детский фольклор: загадки, частушки, приговорки, скороговорки, колы-бельные песни.

Рассказ учителя. Беседа.




3

Сказка как вид народной прозы. Виды сказок. «Царевна-лягушка». Высокий нравственный облик волшебницы Василисы Премудрой.

Обучение чтению. Беседа.




4

Художественный мир сказки «Царевна-лягушка». Иван Ца­ревич, его помощники и про­тивники. Народная мораль в сказке. Поэтика волшебной сказки. Сказочные формулы. Фантастика.

Обучение чтению.

Беседа




5

«Иван — крестьянский сын и чудо-юдо» — волшебная сказка героического содержания. Си­стема образов сказки. Образ главного героя. Особенности сюжета сказки. Герои сказки в оценке автора-народа.

Обучение чтению.

Беседа




6

Сказки о животных. «Журавль и цапля». Народное представле­ние о справедливости. Быто­вые сказки. «Солдатская ши­нель». Народные представления о добре и зле в бытовых сказках.

Обучение чтению.

Беседа




7

Мои любимые русские народ­ные сказки. Обучение домаш­нему сочинению. «Мой лю­бимый герой русской народной сказки»; «Почему я люблю читать народные сказки?»; «Добро и зло в народных сказках».

Урок разви­тия речи




8

Возникновение древнерусской литературы. Сюжеты русских летописей. «Повесть времен­ных лет» как литературный памятник. «Подвиг отрока киевлянина и хитрость воеводы Претича». Герои летописного сказания. Фольклор и летописи.

Обучение чтению.

Беседа




9

Из русской литературы XVIII ве­ка. М. В.Ломоносов. «Слу­чились вместе два астронома в пиру...» как юмористическое нравоучение. Роды и жанры литературы.

Обучение чтению.

Беседа




10

Басня как литературный жанр. Истоки басенного жанра (Эзоп, Лафонтен, русские баснописцы XVIII века).

Урок внеклассного

чтения




11

И. А. Крылов. Слово о басно­писце. Обличение человече­ских пороков в баснях «Волк и Ягненок». Понятие об аллего­рии и морали.

Рассказ учи­теля. Обуче­ние чтению




12

И. А Крылов. «Ворона и Лиси­ца», «Свинья под Дубом». По­нятие об аллегории и морали.

Беседа.

Обучение чтению




13

Аллегорическое отражение ис­торических событий в баснях. «Волк на псарне» как басня о войне 1812 года. Понятие об эзоповом языке. Обучение выразительному чтению басни. Конкурс инсценированной басни.

Рассказ учителя. Беседа




14

В. А. Жуковский. Слово о поэте. Жуковский-сказочник. Сказка «Спящая царевна». Сю­жет и герои. Черты литератур­ной и народной сказки.

Рассказ учителя.

Беседа.

Обучение чтению




15

В. А. Жуковский. «Кубок». По­нятие о балладе. Герои балла­ды. Нравственно-психологиче­ские проблемы баллады.

Беседа




16

А. С. Пушкин. Рассказ учите­ля о детских и лицейских годах жизни поэта. «Няне» как поэти­зация образа Арины Родио­новны.

Рассказ учителя. Беседа




17

Пролог к поэме «Руслан и Люд­мила» как собирательная кар­тина народных сказок.

Беседа.

Обучение чтению




18

Письменные ответы или тести­рование.

Урок контроля








II четверть








19

А. С. Пушкин. «Сказка о мерт­вой царевне и о семи богаты­рях». Истоки рождения сюжета сказки. Противостояние доб­рых и злых сил. Система обра­зов сказки.

Беседа




20

Сходство и различие литера­турной и народной сказки. «Бродячие сюжеты». Поэтич­ность и музыкальность пушкинской сказки. Стихотворная и прозаическая речь. Рифма, ритм, строфа. Народная мораль и нравствен­ность в пушкинской сказке. Обучение домашнему сочине­нию:
«В чем превосходство царевны над царицей в „Сказке о мерт­вой царевне и о семи богаты­рях" А. С. Пушкина?».

«Что по­могло Елисею в поисках невесты в „Сказке о мертвой царевне и о семи богатырях" А. С. Пушкина?». «„Спящая царевна" В. А. Жу­ковского и „Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях" А. С. Пушкина: общность и раз­личие».

Урок разви­тия речи




21

Русская литературная сказка. Антоний Погорельский. «Черная курица, или Подзем­ные жители» как литературная сказка. Нравоучительное со­держание и причудливый сю­жет сказки. Сказочно-условное, фантасти­ческое и достоверно-реальное в сказке.

Рассказ учи­теля. Обуче­ние чтению. Беседа




22

В. М. Гаршин «Аttаlеа Рrinсерs». Героическое и обыден­ное в сказке. Пафос произве­дения

Обучение чтению.

Беседа




23

М. Ю.Лермонтов. Слово о поэте. «Бородино». Историче­ская основа и патриотический пафос стихотворения. Мастер­ство поэта в создании баталь­ных сцен.

Рассказ учи­теля. Обуче­ние чтению




24

Изобразительно-выразитель­ные средства языка стихотво­рения «Бородино». Особенности поэтических интонаций стихотворения.

Беседа. Обучение чтению




25

Н. В. Гоголь. Слово о писателе. «Вечера на хуторе близ Диканьки» «Заколдованное место». Поэтизация народной жизни в повести.

Рассказ учи­теля. Обуче­ние чтению




26

Реальность и фантастика в повести «Заколдованное место» Понятие о фантастике. Юмор Моя любимая повесть из сборника «Вечера на хуторе близ Диканьки».

Беседа




27

Н. А. Некрасов. Слово о поэте. «На Волге». Раздумья поэта о судьбе народа. Развитие понятия об эпитете.

Рассказ учи­теля. Обуче­ние чтению




28

Н. А. Некрасов «Есть женщины в русских селеньях..."» — отрывок из поэмы «Мороз, Красный нос». Поэтический образ рус­ской женщины. Мир детства в стихотворении. «Крестьянские дети». Речевая характе-ристика персонажей.

Урок внеклассного

чтения




29

И. С. Тургенев. Слово о писателе. «Муму». Жизнь в доме барыни. Герасим и барыня. Герасим и Татьяна.

Рассказ учи­теля. Обуче­ние чтению




30

Нравственный облик Герасим. Протест Герасима против ба­рыни и ее челяди. Нравствен­ное превосходство Герасима. Осуждение крепостничества.

Беседа. Практикум




31

Тургенев — мастер портрета и пейзажа. Понятие о лите­ратурном герое. Подготовка к домашнему сочинению по рассказу И. С. Тургенева «Муму». «Что воспевает И. С. Тургенев в образе Герасима?».

«Друзья и враги Герасима». «В чем вина и беда барыни?».

Урок разви­тия речи




32

Контрольная работа по творчеству А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, Н. В. Гоголя, Н. А. Некрасова, И. С. Тургенева. (Письменные ответы на вопросы или тестирование).


Урок контроля








/// четверть







33

А. А. Фет. Слово о поэте. «Весенний дождь». Обучение выразительному чтению стихо­творения. Природа и человек в стихотворении. Воплощение красоты жизни.

Рассказ учи­теля. Практи­кум




34

Л. Н. Толстой. Слово о писателе. «Кавказский пленник» как протест против национальной вражды. Жилин и горцы.

Рассказ учи­теля Обуче­ние чтению




35

Жилин и Костылин. Обучение сравнительной характери­стике героев и подготовка к домашнему сочинению по рассказу Л. Н. Толстого «Кавказский пленник»: «Жилин и Костылин: разные судьбы». «Друзья и враги пленного Жилина». «Гуманистические мысли Л. Н. Толстого в рассказе „Кавказский пленник"».

Урок разви­тия речи




36

А. П.Чехов. Слово о писате­ле. «Хирургия» как юмористи­ческий рассказ. Обучение составлению киносценария по рассказу «Хирургия».

Рассказ учи­теля. Практи­кум




37

Русские поэты XIX века о Родине и родной природе. Лирика Ф. И. Тютчева. Стихотворный ритм как сред­ство передачи чувств и на­строений.

Урок-концерт. Практикум




38

Лирика И. С. Никитина, А. Н. Плещеева, А. Н. Майкова, И. З. Сурикова, А. В. Кольцова.

Урок-концерт.




39

И. А. Бунин. Слово о писате­ле. «Косцы». Восприятие пре­красного героями рассказа.

Урок внеклассного

чтения




40

В. Г. Короленко. Слово о писателе. «В дурном обще­стве». Вася и его отец. Разви­тие их отношений.

Рассказ учи­теля. Обуче­ние чтению




41

Жизнь семьи Тыбурция. Общение Васи с Валеком и Марусей. Портрет как средство изображения героев.

Беседа. Прак­тикум




42

Изображение города и его обитателей в повести В. Г. Ко­роленко «В дурном обществе» Понятие о композиции литера­турного произведения. Обучение домашнему сочине­нию по повести В. Г. Королен­ко «В дурном обществе»: «Почему Вася подружился с Валеком и Марусей?». «Два отца: Тыбурций и судья». «Вася и его отец: от вражды к пониманию». «Маруся и Соня: два детства».

Урок разви­тия речи




43

С. А. Есенин. Слово о поэте. Поэтическое изображение Ро­дины и родной природы в сти­хотворениях «Я покинул роди­мый дом...» и «Низкий дом с голубыми ставнями...» Своеобразие языка стихотворений.

Рассказ учителя. Обучение чтению




44

П. П. Бажов. Слово о писателе. «Медной горы Хозяйка». Трудолюбие и талант Дани­лы-мастера.

Рассказ учителя. Обуче­ние чтению. Беседа




45

Образ Хозяйки Медной горы в сказе П. П. Бажова. Понятие о сказе. Сказ и сказка

Рассказ учителя. Беседа




46

К. Г. Паустовский. Слово о писателе. Герои и их поступки в сказке «Теплый хлеб».

Рассказ учи­теля Беседа




47

Роль пейзажа в сказке К. Г. Па­устовского «Теплый хлеб». Нравственные проблемы про­изведения.

Практикум




48

К. Г. Паустовский. «Заячьи лапы». Природа и человек в произведении К. Г. Паустов­ского.

Урок внеклассного

чтения




49

С. Я. Маршак. Слово о писа­теле. Сказки С. Я. Маршака. Пьеса-сказка «Двенадцать ме­сяцев». Драма как род литера­туры. Положительные и отрицатель­ные герои пьесы «Двенадцать месяцев». Столкновение добра и зла.

Рассказ учи­теля Обуче­ние чтению Беседа




50

Художественные особенности пьесы-сказки. Юмор в сказке. Традиции народных сказок в пьесе С. Я. Маршака. Подготовка к домашнему сочи­нению по пьесе-сказке С. Я. Маршака «Двенадцать месяцев»: «Падчерица и королева в пье­се-сказке С. Я. Маршака „Две­надцать месяцев"». «Добро и зло в сказке. С. Я. Маршака „Двенадцать месяцев"». «Пьеса С. Я. Маршака „Двена­дцать месяцев" и народные сказки».

Урок разви­тия речи




51

А. П. Платонов. Слово о пи­сателе. «Никита» Быль и фан­тастика. Душевный мир главного героя рассказа А. П. Платонова «Ни­кита». Оптимистическое вос­приятие окружающего мира.

Рассказ учи­теля. Обуче­ние чтению. Беседа




52

Контрольная работа по литера­туре или тестирование.

Урок контро­ля







IV четверть







53

В. П. Астафьев. Слово о пи­сателе. «Васюткино озеро» Черты характера героя и его поведение в лесу.

Рассказ учи­теля. Обуче­ние чтению




54

«Открытие» Васюткой нового озера. Понятие об автобиогра­фическом произведении.

Беседа




55

Классное сочинение: «Поэтиза­ция русской природы в литера­туре XX века: С. А. Есенин, П. П. Бажов, К. Г Паустовский, В. П. Астафьев (по одному про­изведению)» «Какие поступки сверстников вызывают мое восхищение? (По произведени­ям К. Г Паустовского, А. П. Платонова, В. П. Астафье­ва)».

Урок разви­тия речи




56

Русские поэты XX века о Роди­не и родной природе: И. А. Бунин, Дон-Аминадо. Поэтическое восприятие окружающего мира природы и своего места в нем.

Урок-концерт




57

Русские поэты XX века о Роди­не и родной природе: А. А. Прокофьев, Д. Б. Кедрин, Н. М. Рубцов. Образ Родины в стихах о при­роде.

Беседа




58

Саша Черный. Слово о писателе. Образы детей в рассказах «Кавказский плен­ник», «Игорь-Робинзон». Образы и сюжеты литератур­ной классики в произведениях Саши Черного. Юмор в его рассказах.

Обучение чтению




59

К. А. Симонов. Слово о поэте. «Майор привез маль­чишку на лафете...». Война и дети. А. Т. Твардовский. Слово о поэте. «Рассказ танкиста». Патриотические подвиги детей в годы Великой Отечественной войны.

Рассказ учи­теля. Беседа




60

Р. Стивенсон. Слово о писателе. «Вересковый мед». Бережное отношение к традициям предков. Развитие понятия о балладе. Ее драматический характер.

Рассказ учителя. Беседа




61

Д. Дефо. Слово о писателе. «Робинзон Крузо» — произведение о силе человеческого духа. Необычайные приключения Робинзона Крузо. Характер главного героя романа Д. Дефо «Робинзон Крузо». Гимн неисчерпаемым возможностям человека.

Уроки вне­классного чтения




62

X. К. Андерсен. Слово о писателе. «Снежная королева». Реальное и фантастическое в сказке. Кай и Герда.

Рассказ учи­теля. Беседа




63

В поисках Кая. Друзья и враги Герды. Внутренняя красота ге­роини.

Обучение чтению.

Беседа




64

Наши любимые сказки X. К. Ан­дерсена. Подготовка к домаш­нему сочинению по сказкам X. К. Андерсена: «Герда против Снежной королевы». «Добро и зло в сказках Андерсена». «О чем мечтал Андерсен в сво­их сказках?». «Какие поступки героев сказок Андерсена я считаю благород­ными?».

Урок развития речи




65

Ж. Санд. «О чем говорят цве­ты». Спор героев о прекрасном.

Урок внеклассного чтения




66

М. Твен. Слово о писателе. «Приключения Тома Сойера» Том Сойер и его друзья. Черты характера героев. Том и Гек в романе М. Твена «Приключения Тома Сойера». Том и Бекки. Внутренний мир героев М. Твена.

Урок внеклассного

чтения




67

Дж. Лондон. Слово о писате­ле. «Сказание о Кише». Нрав­ственное взросление героя рас-сказа. Становление его характера. Мастерство Дж. Лондона в изображении жизни северного народа.

Урок внеклассного

чтения




68

Итоговый урок-праздник. «Пу­тешествие по стране Литературии 5 класса». Выявление уровня литературного развития учащихся. Задания для летнего чтения.

Урок разви­тия речи

страница 1


скачать

Другие похожие работы: