Урок – состязание

по внеклассному чтению в 6 классе.

Басни И.А.Крылова и С.В.Михалкова.

Тема: поучительная, но не поучающая…

/Эпиграф и тема на доске/

Серьёз в шутку и шутка всерьёз.

План.

          1. Вступительное слово учителя.

          2. Вопросы команд /по 3 вопроса задают ученики каждой команды/.

          3. Вопросы учителя командам /по 3 вопроса каждой команде/.

          4. Представление командами газет, объяснение названий газет.

          5. Рассказ – дополнение учащихся о Михалкове.

          6. Творческое домашнее задание: инсценировка командами басен Михалкова

а ) «Чудак» ;

б ) «Заяц и Черепаха».

7. Новаторство С.В.Михалкова.

8. Анализ басни «Лев и ярлык».

9. Заключительное слово.

10. Подведение итогов состязания.

ВСТУПИТЕЛЬНОЕ СЛОВО.
Басня – это, пожалуй, самый доступный, самый простонародный жанр, где-то очень близкий

Сказке. Во всяком случае, сказовое, изустное начало в басне гораздо заметней, чем в каком – либо другом жанре письменной словесности.
И вообще, если задуматься, не пошла ли она от слова « БАИТЬ»? БАЙКА и БАСНЯ не зря, видно, рядом стоят? И потам – насколько басня разговорна, общительна по миру, настолько же она и наглядна. Даже во многом - своеобразный малый первотеатр в слове, народное действо, вобравшее в себя некоторые приёмы и ходы ещё дописьменного скоморошества, игру – забаву под видом всевозможных зверей и зверушек.
Главное в басне – не внешняя форма, а зримость действия, тон, пауза, точность смыслового ударения. ..И что интересно: будучи откровенно сатирической, настоящая басня, как правило, никогда не бывает злой.

Как не бывает злой мудрость, сказка. МУДРОСТЬ никогда не бывает злой. Басня ближе к мудрости. При всей своей беспощадной насмешливости она никогда не изменяет добру.
Скорее наоборот, служит доброму укору, в забавной, потешной, поучительной форме.

СЕРЬЁЗ В ШУТКУ и ШУТКА ВСЕРЬЁЗ – вот настоящее лицо настоящей сказки, басни. Этот, на первый взгляд, простонародный жанр не так прост. Ведь это самое трудное…Просто, доступно, смешно говорить о жизненных вопросах. И не каждый из поэтов пойдёт на то, чтобы укрепить себя в этом жанре.
Назовите великих русских поэтов, которые являются гордостью русской литературы?

Державин, Жуковский, Пушкин, Лермонтов, Некрасов, Блок, Есенин, Маяковский,

Твардовский.
Что объединяет Эзопа, Лафонтена, Лессинга, Сумарокова, Крылова?

Они являются авторами басен.


Ещё поэтами – басенниками были Демьян Бедный, Сергей Владимирович Михалков: короткая басня, шпилечка – подковырочка – он является её родоначальником.


            1. Вопросы команд. ТЫ – МНЕ, Я – ТЕБЕ.

            2. Вопросы учителя. Победитель – ответивший быстрее.

  1. Имя легендарного основоположника жанра басни, жившего, как предполагают,

в 5 веке до н. э . ( Эзоп ).
2 )Какие исторические деятели в иносказательном виде предстают перед нами в басне Крылова

« Волк на псарне»? ( Кутузов и Наполеон ).

3 ) Что такое мораль в басне? ( Вывод автора, оценка автора того, что он изобразил ).

4 ) Угадайте басни Крылова по цитате:

А. « Ты виноват уж тем, что хочется мне кушать…» ( «Волк и Ягнёнок»).

Б. « А Васька слушает да ест!» ( « Кот и Повар» )

В. «Лишь были б жёлуди: ведь я от них жирею» (« Свинья под Дубом» ).

4.Представление командами газет, сатирических листков.

Объяснение названий команд.
5.Рассказ _ дополнение учащимися о С. В. Михалкове.
Среди современных поэтов – басенников выделяется Сергей Владимирович Михалков. Он приобрёл репутацию действительно мастера этого жанра. Он показывал полезное действо с намёком на серьёзный урок. Не зря его называют СПЕЦКОРОМ САТИРЫ.

Большая басня нашла себя в Михалкове, и большой Михалков нашёл себя в басне.

Примером тому – лучшие басни писателя. Насколько они иносказательны, настолько и прямодушны. Многие из них, несмотря на давность написания, нисколько не потеряли своей живости и остроты. Очень свежо и злободневно воспринимаются такие басни, как, скажем,

« Осторожные птицы», - о всякого рода перестраховщиках, « Шарик – Бобик» - о тунеядстве, потере чувства собственного достоинства, « Лев и Ярлык», «Заяц во хмелю», «Любитель книг»,

« Невручённая награда» и другие.

6.Творчесое домашнее задание команд.

Инсценировка басен Михалкова « Чудак», «Заяц и Черепаха».
      

"ЗАЯЦ И ЧЕРЕПАХА"
                       Однажды где-то под кустом
                       Свалила Зайца лихорадка.
                       Болеть, известно, как не сладко:
                    То бьет озноб его, то пот с него ручьем,
                    Он бредит в забытьи, зовет кого-то в страхе...
                    Случилось на него наткнуться Черепахе.
                       Вот Заяц к ней: "Голубушка... воды...
                    Кружится голова... Нет сил моих подняться,
                          А тут рукой подать - пруды!"
                    Как Черепахе было отказаться?..
                    Вот минул час, за ним пошел другой,
                       За третьим начало смеркаться, -
                       Все Черепаху ждет Косой.
                    Все нет и нет ее. И стал больной ругаться:
                    "Вот чертов гребешок! Вот костяная дочь!
                       Попутал бес просить тебя помочь!
                          Куда же ты запропастилась?
                       Глоток воды, поди, уж сутки жду..." –
                    "Ты что ругаешься?" - Трава зашевелилась.
                    "Ну, наконец, пришла, - вздохнул больной. -
                                                        Явилась!" -
                       "Да нет, Косой, еще туда-а иду..."

        "x xx"

                    Я многих черепах имею здесь в виду.
                    Нам помощь скорая подчас нужна в делах,
                       Но горе, коль она в руках
                               У черепах!

ЛЕВ И ЯРЛЫК
Проснулся Лев и в гневе стал метаться,

Нарушил тишину свирепый, грозный рык -

Какой-то зверь решил над Львом поиздеваться:

На Львиный хвост он прицепил ярлык.

Написано: Осел , есть номер с дробью, дата,

И круглая печать, и рядом подпись чья-то...

Лев вышел из себя: как быть? С чего начать?

Сорвать ярлык с хвоста?! А номер?! А печать?!

Еще придется отвечать!

Решив от ярлыка избавиться законно,

На сборище зверей сердитый Лев пришел.

Я Лев или не Лев? - спросил он раздраженно.


Фактически вы Лев! - Шакал сказал резонно. -

Но юридически, мы видим, вы Осел! -

Какой же я Осел, когда не ем я сена?!

Я Лев или не Лев? Спросите Кенгуру! -

Да! - Кенгуру в ответ. - В вас внешне,

несомненно,

Есть что-то львиное, а что - не разберу!.. -

Осел! Что ж ты молчишь?! - Лев прорычал в

смятенье. -

Похож ли я на тех, кто спать уходят в хлев?!

Осел задумался и высказал сужденье:

Еще ты не Осел, но ты уже не Лев!..

Напрасно Лев просил и унижался,

От Волка требовал, Шакалу объяснял...

Он без сочувствия, конечно, не остался,

Но ярлыка никто с него не снял.

Лев потерял свой вид, стал чахнуть понемногу,
То этим, то другим стал уступать дорогу,

И как-то на заре из логовища Льва

Вдруг донеслось ослиное: И-аа!

x Мораль у басни такова:

Иной ярлык сильнее Льва!
КАК СТАРИК КОРОВУ ПРОДАВАЛ
На рынке корову старик продавал,

Никто за корову цены не давал.

Хоть многим была коровенка нужна,

Но, видно, не нравилась людям она.


- Хозяин, продашь нам корову свою?

- Продам. Я с утра с ней на рынке стою!

- Не много ли просишь, старик, за нее?

- Да где наживаться! Вернуть бы свое!


- Уж больно твоя коровенка худа!

- Болеет, проклятая. Пря

- А много ль корова дае

- Да мы молока не видали пока...
Весь день на базаре старик торговал,

Никто за корову цены не давал.

Один паренек пожалел старика:

- Папаша, рука у тебя нелегка!

Я возле коровы твоей постою,

Авось продадим мы скотину твою.

Идет покупатель с тугим кошельком,

И вот уж торгуется он с пареньком:
- Корову продашь?

- Покупай, коль богат.

Корова, гляди, не корова, а клад!
- Да так ли! Уж выглядит больно худой!

- Не очень жирна, но хороший удой.
- А много ль корова дает молока?

- Не выдоишь за день - устанет рука.
Старик посмотрел на корову свою:

- Зачем я, Буренка, тебя продаю? -

Корову свою не продам никому -

Такая скотина нужна самому!



    1. Новаторство Михалкова.


Но Михалков в басенном жанре ещё и довольно смелый новатор. Одним из новшеств, привнесённых им в этот давно установившейся жанр, - это отход от сугубо традиционногоряженства басенных персонажей под всевозможных зверей. Он берёт на себя смелость вести эту тему прямо, без всяких там зверооколичностей, без игры в зоопарк. Больше того, он иногда героями своих басен делает даже неодушевлённые предметы , приближая таким образом басню к нашей современности.

а) Чтение учителем и учащимися басни « Невручённая награда» о мелкой зависти и о большом административном самоуправстве. Она настолько ёмкая в слове, точная в определении, что мне хочется прочитать её целиком.

Басня, как вы видите, короткая , но ничего существенного не упущено. Предельная собранность мысли и горестная мораль.
б) Какие басни вы подготовили к выразительному чтению?

Чтение учащимися басен « Тюльпаны», « Учёный кот», « Любитель книг», « Заяц во хмелю».

Самостоятельно делают выводы, объясняя мораль басен.


    1. Чтение и анализ басни Михалкова « Лев и Ярлык».

Современная по духу басня « Лев и Ярлык» имеет много общего со сказкой. Главный герой её Лев в конце концов оборачивается Ослом. Во всяком случае :

…как – то раз на заре из логовища Льва

Вдруг раздалось ослиное : « И –аа!»

Но превращение это не буквальное , как в сказке, а условное. Это перерождение характера, перерождение моральное. Превращению Льва в Осла предшествует недостойный царя поступок – боязнь быть решительным: « Сорвать ярлык с хвоста?

А номер? А печать?»

Сильной, магической оказывается бюрократическая сила, номер. Печать. Постепенно, как – то необидно даже совершается переход Льва в Осла. Поначалу Лев позволяет себе гневаться и не скрывает своих чувств, спрашивает раздражённо:

- Лев я или не Лев?

Дальше действие басни разворачивается драматично, каждая реплика зверей « снижает» авторитет

Льва. Шакал ссылается на очевидное:

- Фактически вы Лев! – сказал Шакал резонно,-

Но юридически , мы видим, вы Осёл!

Кенгуру, хотя в дипломатической форме, наносит Льву куда большее оскорбление:

-…В вас внешне, несомненно, есть что-то львиное,

А что – не разберу!

И, наконец, прямолинейный Осёл рубит сплеча, утверждая:

- Ещё ты не Осёл, но ты уже не Лев!..

В басне символика – намёк роднит его с притчей. Басенник, описав все приключения и все речи, высказывает в заключительных строках морали:

- Иной ярлык сильнее Льва!


    1. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНОЕ СЛОВО.


Русские баснописцы достигли виртуозности в этом жанре, столь близком народному творчеству, его сказкам, пословицам, афористическим выражениям. И как басни Крылова принесли всемирную славу его создателю, были взлётом литературы прошлого века, так басни Михалкова стяжали ему славу лучшего баснописца нашей современной литературы. В баснях Михалкова соединяется сатирическая направленность и поэтичность повествования, они чёткие по замыслу и разрешению. Выработанные традицией художественные приёмы обретают в его баснях новое звучание.

В творчестве С. В. Михалкова русская басня не только утвердилась в традициях, завещанных Крыловым, но и приобрела новые черты, благодаря яркой творческой индивидуальности.

Велика известность Михалкова за рубежом. Сборники его басен, детских стихотворений, побасенок, пьес есть у болгарских, чешских, польских, немецких, венгерских, румынских, кубинских, монгольских читателей. Знают Михалкова читатели многих капиталистических стран.

Талантливые книги Сергея Михалкова стали вкладом в литературу не только на русском , но и на многих языках мира.


    1. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ СОСТЯЗАНИЯ.


Урок –инсценировка

« По страницам комедии Н.В. Гоголя

«Ревизор» (анализ 2 – 4 действий).



Цель урока: продолжить работу над текстом, над характеристикой Хлестакова; обратить внимание на афорис-

тичность речи героев, на выразительность чтения, на развитие творчества учащихся.
Ход урока.

      1. Повторение материала (теория, текст комедии).

      2. Вступительное слово учителя.

      3. Анализ – повторение 2 -4 действий:

а) ответ – вопрос, комментированное чтение отрывов;

б) монолог Хлестакова /читает ученик/;

в) проверка домашней работы;

г) слово учителя;

д) любовные интриги, инсценировки: разговор матери с дочерью,

объяснение в любви.

      1. 4. Язык комедии, работа с текстом.


5.Заключительное слово.

6.Подведение итогов.

7.Домашнее задание.


        1. Повторение материала.


1 Что такое экспозиция, завязка действия, что называется кульминацией?Почему 4 явление 3 действия можносчитать кульминационным?

2.Почему слушатели верят Хлестакову, ( Ими овладел страх. Зачитываются ремарки, показывающие состояниечиновников).

        1. Слово учителя.

Никогда Хлестакову не случалось в жизни сделать что – то, способное обратить на него внимание.

Но СИЛА ОБЩЕГО СТРАХА создала из него замечательное комическое лицо.

СТРАХ, отуманивший глаза всех, вознёс его на вершину. Обрываемый всегда и всеми, даже в замашке козырем пройтись по Невскому проспекту, он почувствовал простор и развернулся неожиданно для самого себя. В нём всё сюрприз и неожиданность. Он даже весьма долго не мог догадаться, отчего к нему такое уважение, внимание , почему все ХОТЯТ ему угодить Он почувствовал только приятность и удивление, видя, что его слушают , угождают и исполняют его желания. Он разговорился, никак не зная в начале разговора, куда поведёт его речь. Темы для разговора дают ему выведывающие, а он их подхватывает и … его заветные, желаемые мысли превращаются в сказочную действительность. Поэтому сцена превосходного вранья, во время которого он не имеет даже никакого желания кого – то надувать, когда говорит о себе как о государственном человеке, и навела такой СТРАХ на всякого чиновника.

        1. Анализ – повторение 2 – 4 действий.

а)Чем росказни Хлестакова о его петербургской жизни связаны с желанием играть роль значительного лица?

(Зачитываются выдержки, выписанные из 4 явления 2 действия: ездить в карете с фонарями,

Ходить впетербургском костюме, Осипа одеть в ливрею, лакей вытягивается, встречая; о его приезде

докладывают: « прикажите принять» ; к дочечке какой – нибудь хорошенькой и бога-

той подойти…)

.б)Послушайте монолог Хлестакова (5 явление 2 действия). Читает

ученик.

в).Проверка домашней самостоятельной работы: найти дополнительный

материал из русской критики о Хлестакове.
1.Что вы нашли дополнительно о Хлестакове, кто из критиков русской

литературы как отзывается об этом герое?

(Учащиеся зачитывают выдержки , замечания критиков).
2. Цитата из статьи Игоря Ильинского о его роли Хлестакова, рассказ ученика.
г) Слово учителя, итог повторения, анализ 4 действия.

В первом издании комедии «Ревизор» 4 действие начиналось моноло-

гом Хлестакова.

Выражая своё удовольствие от пребывания в городке, герой решал «занять» у городничего денег ( «Дорога такая вещь, что никак нельзя рассчитать в обрез. Может, опять капитан встретится»). Далее шли: сцена с почтмейстером, свидание с Амосом Фёдоровичем и так далее, вплоть до сцены с Добчинским и Бобчинским, когдаон заламывает при встрече с них аж тысячу рублей. Как видим, в окончательной редакции произошли изменения. Вероятно, второго монолога за такое короткое время, так часто Хлестаков произносить не мог.

д) Любовные интриги.

Образ Хлестакова, наверное, был бы неполным, если бы Гоголь не провёл своего героя через любовное приключение. Кто же становится его избранницами?

Итак, его избранницами , «дамами сердца» становятся две дамы высшего местного света: жена и дочь городничего.

Б) Что вы можете сказать об Анне Андреевне и Марье Антоновне?

( Учащиеся зачитывают свои характеристики, составленные о них или выписанные из критики).

В 4 действии развёртывается «романтическая история» Хлестакова с дамами.

Видимо, поднатаревший в общении с особами женского пола из мещанской среды, герой чувствует себя, что называется, в своей тарелке. Интуиция подсказывает ему, что поражения здесь не будет. И дамы, тоже стремящиеся показать себя в лучшем свете, притворяются, фальшивят – и тем самым подыгрывают Хлестакову.

Сценка из комедии … Мать с дочерью наедине.

В то время, когда их отец и муж – городничий дрожит и старается выслужиться перед «ревизором», о чём думают они, что их беспокоит? Инсценировка
Как характеризует Хлестакова сцена «объяснения в любви»?

Зачитываются по ролям отрывки, обращается внимание на выразительность чтения. Иван Александрович не теряется, выходит из положения, он и здесь на высоте, а Анна Андреевна просто посрамлена.

Инсценировка из комедии « Объяснение в любви».

        1. Работа с текстом, язык комедии.

Какие выражения из 1-4 действий комедии можно считать крылатыми?

Это было задание по работе с текстом сильным ученикам.

- « Я пригласил вас, господа, чтобы сообщить пренеприятное известие…;

- Унтер – офицерская вдова сама себя высекла;

- Галантерейное обхождение;

- Беру взятки … борзыми щенками;

- С Пушкиным на дружеской ноге;

- Ах, какой пассаж!..

- Над кем смеётесь? Над собой смеётесь!..»

5. Заключительное слово.

О языке комедии можно говорить бесконечно, как и о самом произведении. Оно всегда злободневно, своевременно, полемично, над ним и сейчас можно размышлять, удивляясь замыслу и воплощению писателя. Критик Синявский писал:

« … в «Ревизоре» каждый персонаж мысленно произносит: « И я человек!»

В героях живёт наивная претензия на звание и лицо человека… Всестрас-

ти и надежды, которыми движимы эти людишки, направлены, в общем, к

тому, чтобы проявить себя в человеческом образе и достоинстве, как это

понимается ими, взойти, так сказать, в человеческую степень».

Может, поэтому с ними происходят различные казусы, может, поэтому из-за своего чрезмерного старания они попадают в комические ситуации? А может, и не надо сверх стараться « взойти в человеческую степень», а просто быть ЛЮДЬМИ ?!

Это и хочет сказать и призывает нас всех БЫТЬ ЛЮДЬМИ

Николай Васильевич Гоголь.

8.Подведение итогов урока.

9. Домашнее задание (написано на доске).

1. стр. 161 вопросы 9, 11, 12.

2. составить планы к образам городничего и Хлестакова Вопрос 17( к заданию

17 стр. 161-162).

Урок русского языка

в 7 классе

(урок объяснения нового материала).
Тема урока: буквы О – Е после шипящих на конце наречий.

Цель урока: познакомить учащихся с условиями выбора и написания букв О-Е

после шипящих в суффиксах наречий; формирование навыков на –

писания О – Е в разных частях слова; Рр: конструирование предло-

жений по данным схемам, подбор синонимов.
План урока.
1. Опрос – повторение пройденного материала:

а) выборочная проверка домашнего задания;

б) индивидуальная работа по карточкам;

в) работа с сигнальными карточками И – Е.

2.Синтаксическая пятиминутка.

3.Выборочный диктант.

4.Объяснение нового материала.

5. Закрепление нового материала:

а) образование наречий;

б) составление словосочетаний глагол + наречие;

в) подбор синонимов на изученную орфограмму.

г) игра « Кто больше?»

6. Подведение итогов урока

7. Домашнее задание.


          1. Опрос – повторение.


а)Выборочная проверка домашнего задания (чтение наречий, вопросы к ним).

б) Индивидуальная работа по карточкам( 1 ученик).Проверка с объяснением

написания Н и НН в наречиях.

в) Работа с сигнальными карточками: написание И – Е в приставках НЕ – НИ:

Нимало, несколько, нигде, неоткуда, ничуть, никто, нечего, некуда,

ни с кем, не с кем, никогда, некогда.


          1. Синтаксическая пятиминутка.


Составить устно предложения с обращениями, стоящими в разных частях пред-ложения.. Лучшее предложение записать, синтаксический разбор предложения с подробной устной характеристикой. Повторения постановки знаков препина –

ния при обращении.


          1. Выборочный диктант.


Повторение написания букв О – Е после шипящих в разных частях слова существительных и прилагательных. Запись с объяснением слов с орфограм-

мой в 3 столбика с объяснением.

корень суффикс окончание

За большой тучей, играть с малышом, ситцевое платье, кумачовый флаг,

тихий шорох, быть молодцом, жёлтым листом, выпал снежок, мелкая

речонка, слышен шёпот, чёрная тушь, разговор с врачом.

Делается вывод о написании букв О – Е в корнях, суффиксах и окончаниях

существительных и прилагательных.
4. Объяснение нового материала.
а) На доске предварительно написаны слова.

певучий – певуче горячий - горячо

крепкий - крепче хороший – хорошо

Анализируя примеры, учащиеся самостоятельно делают вывод о написании букв О – Е после шипящих в суффиксах наречий.

б) Чтение и повторение материала по учебнику.
5. Закрепление нового материала.
а) Образовать от прилагательных однокоренные наречия, выделить и объяс –

Снить орфограммы: защищать ( горячий) - … горячо

Учится ( хороший) - …хорошо

Излагать ( общий) – … общо

Двигаться (неуклюжий) - …неуклюже

Окончить ( блестящий) - …блестяще

б) Подобрать к данным глаголам наречия, отвечающие на вопрос КАК?

На доске написано: выступать, говорить, учиться, поглядывать, звучать,

Всматриваться.

На маленькой доске: блестящ…, убеждающ…, хорош…, осуждающ…,

Испытующ…, торжествующ… .

Словосочетания самостоятельно записываются в тетради, затем проверка с

Объяснением.

в) Заменить наречия, данные в словосочетаниях, наречиями – синонимами,

Имеющими на конце О или Е.

Выполнить работу прекрасно ( блестяще), любить сильно ( горячо),

говорить напевно ( певуче), вести себя дерзко ( угрожающе), смот-

ретьнеодобрительно ( осуждающе), двигаться неловко (неуклюже).

г) Игра « Кто больше?»

Устно по рядам « цепочкой» подбирают слова на изученное правило (сорев –

нование)

.

    1. Подведение итогов: повторение правила, оценивание учащихся.




    1. Домашнее задание: 1. параграф 45, упр. 214, 216.

2. подготовить сигнальные карточки О – Е.

страница 1


скачать

Другие похожие работы: