ФГБУК «Государственный историко-архитектурный и этнографический

музей-заповедник «Кижи»


Положение о Всероссийском конкурсе проектов

Летнего университета на острове Кижи 2014 года
Летний университет на острове Кижи (ЛУ) действует с 2003 года в структуре ФГБУК «Государственный историко-архитектурный и этнографический музей-заповедник «Кижи». Автор проекта – Л.В. Шилова, заслуженный работник культуры Российской Федерации и Республики Карелия.
Летний университет располагается в традиционном крестьянском доме-комплексе, памятнике архитектуры начала XX века, в исторической деревне Ямка на о. Кижи. Принимает группы с 1 июня по 20 сентября. Летний университет является уникальной формой обучения студентов и повышения квалификации работников образования, культуры и управления в процессе музейной коммуникации, в условиях активного воздействия историко-культурной и природной среды острова Кижи.

В 2003-2013 гг. участниками 78 сессий стал 1090 человек (611 студентов, 479 специалиста сферы образования и культуры, сотрудников музеев), которые представляли более 100 организаций, в том числе 19 учреждений высшего и среднего профессионального образования, 32 школы, 6 учреждений дополнительного образования, 36 музеев, 2 национальных парка. За эти годы в Летнем университете обучались студенты и специалисты из 12 городов и районов Республики Карелия, 27 городов Российской Федерации, двух стран Ближнего Зарубежья (Белоруссия, г.Минск, Украина, г.Львов).
В 2014 году Летний университет на о. Кижи объявляет набор групп студентов средних специальных учебных заведений и ВУЗов, специалистов системы культуры (музеев), образования и управления из России и зарубежных стран для участия в выездных экскурсиях-семинарах «погружения в культуру» на конкурсной основе.
Задачи конкурса:

1. Способствовать:

- изучению, познанию и актуализации историко-культурного и природного наследия Карелии молодежью и взрослым населением, используя в процессе музейной коммуникации образовательный потенциал заповедного острова, памятников музея-заповедника «Кижи», включенного в Государственный свод особо ценного наследия народов Российской Федерации, уникального Кижского архитектурного ансамбля, входящего в Список памятников Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО;

- личностному развитию через эмоциональные переживания в ходе «погружения» в историко-культурную и природную среду о. Кижи и соприкосновения с предметным миром культуры;

- выявлению и развитию передовых технологий в области музейной педагогики, интерпретации культурного и природного наследия, традиционной народной культуры; современных информационных, средовых, культуротворческих, интерактивных, деятельностных и других методик и форм музейно-педагогической деятельности. Содействовать повышению квалификации музейно-педагогических кадров и обмену опытом «музейного образования».

2. Стимулировать:

- научно-исследовательскую и проектную деятельность студентов, педагогов и работников культуры;

- творческую, социальную активность молодежи; формировать чувство сопричастности к сохранению отечественного и мирового культурного наследия через осмысление и творческую интерпретацию историко-культурного и природного наследия музея-заповедника «Кижи»; создавать условия для личной культуротворческой деятельности.
В основе учебного музейно-образовательного процесса Летнего университета лежит методика «средового погружения» в историко-культурную и природную среду острова Кижи, а также методики и технологии музейного образования, основанные на обращении к музею как институту познания и к памятнику как источнику знаний, эмоций и ценностных ориентиров.

Структура выездной экскурсии-семинара (сессии ЛУ) строится с учётом выбранной темы «погружения» и конкретного проекта. Программы сессий Летнего университета состоят из тематических блоков с использованием различных форм обучения, включают психологический мониторинг участников.
Тематика практик «средового погружения» 2014 года:

  1. Кижский архитектурный ансамбль – памятник Всемирного наследия ЮНЕСКО (к 300-летию Преображенской церкви)

  2. Деревянное зодчество Русского Севера. Проблемы сохранения и реставрации памятников гражданской и культовой архитектуры музея-заповедника.

  3. Материальная и духовная культура народов Европейского Севера (русские, карелы, вепсы). Межкультурный диалог (исторический и современный аспекты взаимодействия культур).

  4. Народный архив («устная история», воспоминания местных жителей и очевидцев исторических событий).

  5. Православная культура Русского Севера. История и современность Кижского прихода.

  6. Изучение и сохранение нематериальных форм культурного наследия Русского Севера (фольклор, ремесленные технологии, традиции и т.д.). История и современность.

  7. Природа и экология о. Кижи. Экологические проблемы сохранения и презентации природного, историко-культурного ландшафта, разработка экологических троп, ландшафтный дизайн и пр.

  8. Музыка Кижей (в т.ч.практика для студентов музыкальных училищ и консерваторий).

  9. Говорим и пишем о Кижах (в т.ч. журналистская практика).

  10. Пленэр в Кижах. Историко-культурное наследие музея-заповедника в современном изобразительном, декоративно-прикладном искусстве и дизайне.

  11. Основы музейного дела и памятниковедения.

  12. Музей-заповедник «Кижи». История и современность.

  13. Музей и туризм: инфраструктура, маркетинговые технологии, экскурсионно-туристская деятельность. Разработка проектов новых экскурсионно-туристических маршрутов по различным видам туризма (образовательный, событийный и пр.)

  14. Музей и посетитель. Изучение музейной аудитории (социологический и психологический портрет).

  15. Музейная педагогика. Образовательный ресурс заповедного острова. Проектирование музейно-образовательных программ и пр. форм культуротворческой деятельности.

  16. Историко-культурное наследие как ресурс развития территории.

  17. Мои Кижи. Остров вдохновения и творчества. Проекты личностного роста.



Сроки и условия проведения конкурса:


  1. Конкурс проводится с 01 ноября 2013 года по 31 января 2014 года.

  2. К участию в конкурсе приглашаются группы студентов, учащихся средних профессиональных учебных заведений, участников молодежных объединений, клубов, студий и пр., группы сотрудников государственных, муниципальных, ведомственных и общественных музеев, учреждений культуры, педагогов учреждений дошкольного, основного и дополнительного образования и общественных объединений по интересам, специалистов управлений культуры, образования и информационно-методических кабинетов, психологов, социологов из регионов России и зарубежных стран.

Количество участников в группе – 15 человек. Продолжительность сессии – 3 – 6 дней.

      1. Для участия в конкурсе необходимо:

    1. Подать заявку на участие в конкурсе (см. Приложение 1) до 30 декабря 2013 года (желательно) и представить до 1 февраля 2014 года авторский проект выездной экскурсии-семинара, практик «средового погружения» по избранной теме на основе вышеперечисленной тематики.

    2. В проекте отразить цели, задачи, дать описание проекта и ожидаемых результатов (см. Приложение 2).

IV. Итоги конкурса подводятся до 15 февраля 2014 г. Ход конкурса и участие в Летнем университете освещаются в региональных СМИ, на сайте музея и музейной газете «Кижи».

  1. Победителям конкурса предоставляется возможность реализации проекта на о. Кижи в согласованные сроки в период с 1 июня по 20 сентября на платной основе по абонементу.

VI. Цена абонемента на выездную экскурсию-практику на 1 день для одного человека на общих основаниях составит в 2014 году 1600 рублей. Музей-заповедник «Кижи» заключает договоры с организациями-победителями Всероссийского конкурса авторских проектов и предоставляет скидки до 50% на расходы по пребыванию группы в Летнем университете, в том числе скидки на оплату проживания, стоимость экскурсий и занятий. Для работы с группой музей предоставляет музейного педагога – куратора, повара и обеспечивает 4-х разовое питание.

Проезд до о. Кижи и обратно участники группы оплачивают за свой счёт.
VI. Основные критерии оценки проекта:

  1. Соответствие тематике и задачам конкурса.

  2. Оригинальность идеи.

  3. Инновационный характер проекта.

  4. Ценностные ориентации.

  5. Профессионализм исполнения проекта.

  6. Исследовательский характер.

  7. Уровень и качество включения в проект музейного памятникового, предметного, средового потенциала музея-заповедника «Кижи».

  8. Использование музейных, педагогических, культуротворческих, информационных и прочих технологий, раскрытие (описание) их в проекте.

  9. Эффективность, результативность проекта, в т.ч. для развития музея-заповедника «Кижи».


Сдать заявки и проекты на конкурс, получить консультацию можно по адресу:

Россия, Республика Карелия. 185035, г. Петрозаводск, ул. Федосовой, 15, отдел «Детский

музейный центр» музея-заповедника «Кижи».

Руководитель проекта «Летний университет на о. Кижи» Павлова Ирина Викторовна, заместитель директора по музейно-образовательной и презентационно-выставочной деятельности, тел: (8142) 76-70-91
Куратор конкурса – Гырнец Татьяна Ивановна, ведущий методист отдела «Детский музейный центр» музея-заповедника «Кижи», тел: (8142) 78-26-96

e-mail: gyrnets@kizhi.karelia.ru

http://kizhi.karelia.ru

Приложение № 1 к Положению о конкурсе

Заявка на участие

во Всероссийском конкурсе проектов 2014 года

Летнего университета на о. Кижи
Наименование организации:
Адрес (юридический):
Директор (руководитель) организации:
Автор (руководитель) проекта:
Тел/факс:
E-mail:
Тематика практики «средового погружения» (см. в Положении о конкурсе проектов):

Название проекта:
Состав группы (возраст, количество участников):
Предполагаемое время практики:
Заявки можно отправлять в электронном виде:

e-mail: gyrnets@kizhi.karelia.ru

или присылать (приносить) по адресу: 185035, г. Петрозаводск, ул. Федосовой, 15, Детский музейный центр, тел:78-26-96, доб. 1433
Приложение №2 к Положению о конкурсе
Структура оформления проекта практики «средового погружения»


  1. Выбранная тематика практики

  2. Название проекта

  3. Организация – заявитель проекта

  4. Авторы проекта: ФИО, должность, ученая степень

  5. Контактная информация: почтовый адрес, адрес электронной почты, тел./факс

  6. Участники проекта (количество чел____, в т. ч. студенты__, преподаватели_________, социальный статус, возраст, специальность/должность)

  7. Предпочтительные сроки сессии

  8. Описание проекта:

    • Цели

    • Задачи

    • Проблемы, решаемые в ходе реализации проекта

    • Формы реализации проекта и использование памятникового, научного и других образовательных ресурсов музея-заповедника «Кижи»

    • Используемые общие и частные технологии и методики, в т.ч. музейные, педагогические, культуротворческие, информационные

    • Содержание и характер деятельности студентов

    • Ожидаемые результаты. Мониторинговые мероприятия. Форма отчетности и презентации итогов практики







страница 1


скачать

Другие похожие работы: