Конспект урока математики в 4 классе.

Тема урока: Площадь прямоугольного треугольника.


Учитель: Рыжкова Надежда Александровна.

Тип урока: ОНЗ.

Тема: «Площадь прямоугольного треугольника».

Основные цели:

  1. Сформировать представление о прямоугольном треугольнике, ввести в речевую практику термины «катет»; Сформировать способность к нахождению площади прямоугольного треугольника.

  2. Тренировать навык нахождения площади прямоугольника.

Мыслительные операции, необходимые на этапе проектирования: анализ, синтез, обобщение.

Демонстрационный материал:

1. Геометрические фигуры:


2. Опорный сигнал «прямоугольный треугольник»:



3. Образец для самопроверки решения задачи № 1 (самостоятельная работа):

(3*4) ÷2=6 (м²)- S клумбы.

Ответ: 6 м². S клумбы.

4. Образец для самопроверки задачи № 2.

1). (4*4) ÷2=8 – S косынки.

2). 8*3=24 (дм²) – ткани.

Ответ: 24 дм² ткани потребуется для изготовления трех косынок.

5. Опорный сигнал «Площадь прямоугольного треугольника»:



6. Опорный сигнал «Площадь прямоугольника»:



7. Модель «лесенки успешности» для организации этапа рефлексии.



8. Песочные часы.
Раздаточный материал:

1. Модель прямоугольника 10 см. * 4 см. (на парте каждого ученика)



2. Ножницы.

3. Карточка для индивидуального задания.


4. Задача № 1.

Клумба с цветами имеет форму прямоугольного треугольника с катетами 3 м. и 4 м. Какова площадь клумбы?

5. Задача № 2.

На уроке труда дети шили косынки с катетами, равными 4 дм. Сколько ткани потребуется на изготовление трех косынок?

6. Задача № 3 (домашнее задание).

Начертите в тетради прямоугольный треугольник с катетами 3 см. и 8 см. и найдите его площадь.

7. Модель смайлика для организации этапа рефлексии:



№ п.п.

Этапы урока

Требования к этапам

Ход урока

1.

Самоопределение к деятельности (организационный момент)

1.Включение детей в деятельность (наблюдается ли готовность детей к деятельности?)

Чтобы всем отлично знать

Математику на «5»,

Без ошибок измеряй,

Сравнивай и умножай.

- А вы готовы к этому?

2.

Актуализация знаний и фиксирование затруднения в деятельности.

1.Актуализация ЗУН и мыслительных операций, достаточных для построения нового знания.

1. На доске фигуры желтого цвета.



- Какая фигура лишняя и почему?

- Какой из этих треугольников прямоугольный?

- Почему ты так считаешь? (у него прямой угол).

- Молодцы! Нам эти знания пригодятся на уроке (лишние треугольники убираются № 3 и № 4).

- Площадь какой фигуры вы умеете находить? (прямоугольника).

- Как мы находим площадь прямоугольника? (ученик пишет на доске, дети оценивают).

- Эта формула применима для нахождения этого прямоугольника или любого другого? (любого прямоугольника) Вывешивается эталон нахождения площади прямоугольника.

- В каким мерах измеряется площадь прямоугольника? (в квадратных единицах – мм², м², см²).

- Давайте докажем, что мы умеем находить площадь прямоугольника.

- Возьмите красный прямоугольник, который лежит на парте (красный).



- Какие действия мы должны выполнить для того, чтобы найти площадь данного прямоугольника? (измерить стороны, применить формулу).

(- какие стороны измерить? - как надо приложить линейку, чтобы получить правильный результат? (измеряем от нуля); - применить формулу (воспользоваться эталоном)).

Размеры прямоугольника 10 см. * 4 см.

- Какой результат вы получили? (ответы детей, 40 см²).

- У вас также? (проговаривание хода решения с опорой на эталон).

- Молодцы! Вы умеете находить площадь прямоугольника.

- Все у вас получится.

- Подумайте, как разделить данный прямоугольник на 2 равных прямоугольных треугольника?) Разрезать.

- Как разрезать? (по диагонали).

- Покажите.

- Давайте проверим, действительно эти треугольники равны (путем наложения).

- Как вы думаете, какова площадь каждого из этих треугольников (20 см²). Объясните, как рассуждали.

- Молодцы.







2.Фиксирование затруднения в индивидуальной деятельности.

- А теперь за 1 минуту найдите площадь синего треугольника, начерченного на листе бумаги (катеты 8 см. 4 см.).



- Ответы запишите на отдельных листах самостоятельно.

- Время истекло.

- Кто справился?

- Покажите ваши ответы.

3.

Постановка учебной задачи.

Фиксирование в громкой речи:

1. где и почему возникло затруднение.

Фиксируются разные ответы (закрепляются на доске).

- Почему у вас разные ответы, а некоторые не справились. (Мы не умеем это делать).








2. темы и цели урока.

- Так чем же нам следует заниматься на уроке?

- Какова тема нашего урока? (после ответа детей, тема вывешивается на доске). Площади прямоугольного треугольника.

- Какова цель урока? (учиться находить площадь прямоугольного треугольника).

4.

Построение проекта выхода из затруднения («открытие детьми нового знания»).

1.Выбор детьми метода решения учебной задачи.


- Теперь попытайтесь выполнить эти задания в группах, воспользовавшись повторением.

- Подумайте, случайно ли мы делили красный прямоугольник на равные треугольники?

- Обратите внимание на доску.

- Вспомните, как вы рассуждали.

- Почему первоначально у вас все получилось? (40 см².÷2).







2.Решение детьми учебной задачи с помощью выбранного метода.

(Защита решения групп у доски).

- Объясните, как рассуждали (рассуждения с использованием данных в числах) (8 см.*4 см.)÷2=16 (см².)

- Древние математики дали название сторонам, образующим прямой угол в прямоугольном треугольнике. Это – катеты. (Вывешивается опорный сигнал).









3.Фиксирование нового правила (алгоритма, понятия) в языке и знаково.

- Чтобы вывести формулу площади прямоугольного треугольника, обозначим катеты буквами а и b. Запишем формулу. (Дети работают у доски).

- Запишем формулу, которая у нас получилась SΔ=(а * в) ÷ 2.

Физкультминутка.

5.

Первичное закрепление во внешней речи.

1.Решение детьми типовых заданий на новый способ действия.


- А теперь найдите S прямоугольного треугольника с катетами 6 дм. и 3 дм. (Задание записано на доске.)







2.Проговаривание способа решения в громкой речи (работа в парах).

- Работать будем в парах. (Организуется проверка по образцу на доске).

- Кто ошибся?

- Подумайте, в чем ошибка? (не знаю таблицу умножения, не сумел применить формулу).

- За безошибочное решение поставьте себе «+».

- У кого возникли затруднения, поставьте знак вопроса.

- Исправьте ошибку.

6.

Самостоятельная работа.

1.Самостоятельное решение и самоконтроль детьми типовых заданий.

- Теперь попытайтесь решить задачу самостоятельно.

Клумба с цветами имеет форму прямоугольного треугольника с катетами 3 м. и 4 м. Какова площадь клумбы?

Подробный образец для самопроверки предлагается фронтально.

(3*4) ÷2=6 (м²)- S клумбы.

Ответ: 6 м². S клумбы.







2.Создание мотивации на успех каждого ребенка.

- Кто из вас ошибся?

- В чем ошибка?

- Исправь ошибку.

- Сделай вывод (нужно применить формулу нахождения S треугольника, повторить таблицу умножения, если допущена вычислительная ошибка).

- Кто не ошибся?

- Вы хорошо все усвоили.

- Оцените работу на полях (плюс или знак вопроса).

7.

Включение в систему знаний и повторение.

1.Включение нового знания в систему знаний.

2.Решение заданий на повторение.

- Предлагаю вам применить свои знания в следующем задании.

Задача № 2.

На уроке труда дети шили косынки с катетами, равными 4 дм. Сколько ткани потребуется на изготовление трех косынок?

- Фиксируются ошибки, оценивается работа плюсом или знаком вопроса.

8.

Рефлексия деятельности (итоговые занятия).

1.Что нового узнали? Каким способом?

Рефлексия учебной деятельности.

- Какую цель вы ставили на уроке? (научиться вычислять S прямоугольного треугольника).

- Вы все старались, надеюсь, остались довольны своей работой.

- Проиллюстрируйте свое настроение с помощью смайлика (дорисуйте изгиб губ).










2.Самооценка детьми собственной деятельности.

- Теперь давайте определим место для своего смайлика на лесенке успешности.

- Если вы выполнили самостоятельно оба задания без ошибок, то поставьте себя на верхнюю ступеньку.

- Если, выполняя работу, вы поставили себе только один знак вопроса, то поставьте себя на среднюю ступеньку.

- Если знаков вопроса больше одного, то поставьте себя на нижнюю ступеньку.

Учитель анализирует результаты оценивания.

- Где мы еще можем поупражняться в применении новых знаний (дома).

Домашнее задание.

Задача № 3 (домашнее задание).

Начертите в тетради прямоугольный треугольник с катетами 3 см. и 8 см. и найдите его площадь.



страница 1


скачать

Другие похожие работы: