План-конспект урока музыки.
Учитель: Браславская Т.П.

Класс: 4 Б

Тема урока: «Мадонна и современность»

Тип урока: урок-беседа.

Оценка педагогической ситуации: ребята умеют определять характер и жизненное содержание музыки, знают основные три сферы в музыке, особенности музыкального языка, благодаря этому сложные произведения становится им близкими и понятными. Полученные ранее знания позволяют познакомить ребят с новой темой: «Можем ли мы услышать живопись?»

Задачи:

1. Познакомить учащихся с произведениями разных видов искусства, раскрывающими тему материнства.

2. Развивать способности к художественному творчеству, к созданию на доступном уровне сложности выразительного художественного образа в разных видах искусства.

3. Способствовать воспитанию духовно богатой и эстетически развитой личности, любящей культуру, искусство, уважающей традиции своего народа.

Оборудование: фортепиано, музыкальный центр, видеоаппаратура, музыкальные записи к уроку, портреты художников и композиторов, репродукции картин.
Ход урока

Урок лучше начать с усвоенного ранее материала, который под новым углом зрения будет услышан и воспринят учащимися по-новому, глубже и содержательнее.
Организационный момент:

Эмоциональный настрой на учебно-творческую работу. Звучит песня М. Блантера «С чего начинается Родина?»

Ребята дослушивают произведение до конца, смотрят видеозапись о родном крае.
Повторение изученного. Активизация знаний учащихся.

- Знакома ли вам эта музыка?

- Определите жанр произведения (песня).

- Какова по характеру музыка? (мягкая, изящная, задумчивая)

- Какие чувства человека она передает?

- Какими средствами выразительности композитор этого достигает? (напевная мелодия, спокойный темп, небольшое динамическое развитие.)

Вокально-хоровая работа: ребятам предлагается в характере исполнить один куплет песни.
1. Частное обобщение: Пользуясь богатейшими возможностями музыкального языка, композитор создает музыкальные образы. В этом произведении передается образ Родины.

- А что такое Родина?

- Одинаково ли это понятие для каждого из нас?

- Какое близкое по смыслу слово и такое же значимое для человека ставится в один ряд в этой песне? (Мать)
Усвоение учебного материала. Новые знания.

На нас смотрит задумчивый молодой человек. Большие красивые глаза, глубокий взгляд. Он видел все: и радость, и горе, и лучше других чувствовал красоту, которую оставил людям. (Показ портрета Рафаэля)

В 1483 г. (1483-1520 г.) в маленьком итальянском городке Урбино появился на свет художник, воспевший человека, воплотивший в живописи тему материнства, оставивший всем образ матери - любящей и страдающей, чудесный и незабываемый.

Тысячи мастеров больших и малых писали мадонн (Показ репродукций), но мадонны Рафаэля - верх совершенства. Семнадцатилетний паренек, простолюдин, сирота, сразу находит свою песнь. Он начинает создавать сюиту мадонн, в которых выплескивает тоску по рано ушедшей из жизни матери, преклонение перед чудом материнства.

В его мадоннах мы ощущаем удивительный мир тишины, покоя, сердечной щедрости. Тема материнства, женственности, идеала красоты сливаются в его картинах. Он придает своим картинам чарующую ясность, песенность, доступность.

Когда Рафаэлю исполнилось 25 лет, в Ватикан, ко дворцу папы Юлия II он прибыл уже как известный художник – Рафаэль Санти. Он стал главой римской архитектуры, проделал огромную работу по росписи Ватикана. Фрески одна лучше другой покрывали стены Ватикана. Рафаэль был непревзойденным мастером рисунка. Жизнь Рафаэля протекала стремительно. К тридцати годам достиг громадного успеха. Он был очень загружен. Большинство картин и фресок, начатых по его замыслу, заканчивались способными, но далеко не гениальными учениками.

В 1516 г. (1516-1519 г.) Рафаэля посетили в Риме «черные монахи» из далекого глухого монастыря, и заказали ему «Сикстинскую мадонну». И совершается чудо! Рафаэль натягивает холст на подрамник и собственноручно, без единого прикосновения ученика пишет свой шедевр, величайшее творение мира - мать с младенцем. Написана нечеловечески просто. Там нет следов инструмента, никаких следов художнических работ. О такой живописи на Руси говорили - Дымом писано. Образ наполнен человеческой любовью, печалью. В Сикстинской мадонне написал он всю свою судьбу. Он вспомнил и полустёртые в памяти черты своей матери, и сотни милых, добрых женщин, ласкавших своих младенцев.

Зелёная драпировка распахнулась, и мы зрим, как к нам шагнула задумчивая, грустная женщина, прижимая к груди дитя. Босоногая, печальная, почти застывшая в своём горе. Простодушно смотрит на Марию Сикс. Он потрясён. Тиара уже не венчает лысоватую голову, а стоит скромно в углу. Варвара опустила глаза, задумавшись о суете земной. Лишь две лукавые мордашки ангелочков взирают на сотни людей, толпящихся внизу. Главное желание художника – заставить нас глядеть неустанно в удивительно печальные глаза Марии.
Леонардо да Винчи называл музыку сестрой живописи.

- Какую музыку вы слышите, глядя на эту картину? (тихую, задумчивую, спокойную.) Звучит "Аве Мария" Ф.Шуберта.

Удивительная судьба постигла эту картину. В 1943 г. на Тегеранской конференции судьба Германии была предрешена. Картина, как и многие другие полотна, находилась в Дрезденской Картинной Галерее. В 1945 г. англо- американские войска бомбили Дрезден. Дрезденская Картинная Галерея была разрушена, 197 картин погибли. Оставшиеся полотна немцы спрятали в Австрии в штольнях. В непригодных для хранения местах картинам угрожала гибель. Многие страны мира искали бесценные полотна. Полотна были найдены советскими воинами, во главе с полковником Исаевым и вывезены в Москву на реставрацию. 1240 полотен были спасены. 10 лет над ними трудились реставраторы. Затем полотна были возвращены Германии.

Когда солдаты, отшагавшие нелегкими дорогами войны, извлекли из штольни "Мадонну", они стояли перед ней коленопреклоненные, обнажив головы.

- Почему? (Каждый видел в ней свою мать.)
Всем матерям России Расул Гамзатов посвятил следующие строки:

Берегите матерей

Трудно жить, навеки мать утратив.

Нет счастливей Вас, чья мать жива!

Именем моих погибших братьев,

Вслушайтесь – молю, в мои слова!

Как бы ни манил Вас бег событий,

Как ни влек бы в свой водоворот,

Пуще глаза маму берегите,

От обид, от тягот и забот.

Боль за сыновей, подобно мелу,

Выбелит ей косы добела,

Если даже сердце очерствело,

Дайте маме капельку тепла.

Если стали Вы суровы,

Будьте, дети, ласковее с ней.

Берегите мать от злого слова,

Знайте: дети ранят всех больней!

Если ваши матери устали –

Добрый отдых Вы им дать должны.

Берегите их от черных шалей,

Берегите женщин от войны!

Мать уйдет - и не изгладить шрама,

Мать уйдет, и боли не унять,

Заклинаю, берегите маму!

Дети мира, берегите мать!

Чтобы в душу не проникла плесень,

Чтоб не стала наша жизнь темна,

Чтобы не забыть прекрасных песен,

Тех, что в детстве пела нам она!
Исполняется песня Гаврилина. "Мама"

Обобщение:

Мы сегодня поговорили о взаимосвязи музыки и живописи.

- Какую тему раскрывали нам произведения, представленные на уроке?

(тему материнства)

- К этой тематике обращаются в наше время художники, поэты, музыканты

- А в наше время есть Мадонна? (Да, это наши мамы)

страница 1


скачать

Другие похожие работы: