1. Министерство образования и науки Российской Федерации



  2. федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

  3. высшего профессионального образования

  4. «Петрозаводский государственный университет»



  5. Институт педагогики и психологии



  6. ПРОГРАММА

  7. вступительного испытания для лиц, имеющих среднее профессиональное образование и поступающих на заочную форму обучения по направлению подготовки бакалавров 44.03.01 Педагогическое образование

  8. (профиль «Дошкольное образование»)



Настоящая программа составлена на основе общих требований, предусмотренных федеральными государственными образовательными стандартами среднего профессионального образования (государственными образовательными стандартами среднего профессионального образования) по специальности «Дошкольное образование» в области освоения психологии, педагогики и частных методик в сфере дошкольного образования.

Программа одобрена и утверждена на заседании Ученого совета Института педагогики и психологии ПетрГУ от 19.03.2014 (протокол № 8).
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ

вступительного испытания
Целью проведения вступительного испытания по психологии и педагогике при поступлении на заочную форму обучения по направлению подготовки бакалавров 44.03.01 Педагогическое образование (профиль «Дошкольное образование») является выявление имеющихся психологических и педагогических знаний, полученных абитуриентом на уровне среднего профессионального образования, а также способности к самостоятельному мышлению и умения применять знания для решения практических профессиональных задач.

Задачи проведения вступительного испытания:

-) определить общий уровень подготовленности поступающих по психологии и педагогике, требуемый для освоения программы подготовки бакалавров по направлению 44.03.01 Педагогическое образование (профиль – Дошкольное образование);

-) произвести отбор поступающих, наиболее подготовленных к освоению программы подготовки бакалавров по направлению 44.03.01 Педагогическое образование (профиль – Дошкольное образование).
ФОРМА

проведения вступительного испытания
Вступительное испытание по психологии и педагогике при поступлении на заочную форму обучения по направлению подготовки бакалавров 44.03.01 Педагогическое образование (профиль «Дошкольное образование») проводится в форме комплексного собеседования по темам, отраженным в содержании настоящей программы.

Собеседование проводится в устной форме. Абитуриенту на собеседовании предлагаются два вопроса (один – из области психологии, второй – из области дошкольной педагогики и частных методик).

По результатам ответов на два вопроса абитуриент получает суммарную оценку по стобалльной шкале. Максимальное общее количество баллов за комплексное собеседование по психологии и педагогике – 100 баллов (психология – 50 баллов, дошкольная педагогика и частные методики – 50 баллов). Минимальное количество баллов, подтверждающее успешное прохождение вступительного испытания в форме комплексного собеседования по психологии и педагогике, составляет суммарно 20 баллов, но не ниже 10 баллов по отдельности за ответ по психологии и ответ по дошкольной педагогике и частным методикам.
СОДЕРЖАНИЕ

вступительного испытания
Содержание комплексного собеседования по психологии и педагогике при поступлении на заочную форму обучения по направлению подготовки бакалавров 44.03.01 Педагогическое образование (профиль «Дошкольное образование») включает в себя вопросы по психологии, дошкольной педагогике и частным методикам дошкольного образования (методика развития детской речи, методика экологического образования, методика физического воспитания и развития детей, методика развития детского изобразительного творчества, методика математического развития, теоретические основы методики обучения математике).
ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПО ДОШКОЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКЕ
Развитие и воспитание детей раннего возраста. Развитие и воспитание детей раннего возраста. Особенности периода раннего детства. Задачи воспитания детей раннего возраста (физическое воспитание, умственное, нравственное, эстетическое, сенсорное). Разви­тие и воспитание детей первого года жизни. Развитие и воспитание детей 2-го года жизни. Воспитание и обучение детей 3-го года жизни.

Воспитание и обучение детей дошкольного возраста. Умственное воспитание. Обучение в детском саду. Ведущая роль обучения в умственном развитии детей. Содержание обучения детей дошкольного возраста. Методы и приемы обучения. Формы организации обучения в детском саду. Нравственное воспитание. Задачи, содержание, средства нравственного воспитания в детском саду. Воспитание культуры поведения детей дошкольного возраста. Понятие культуры поведения. Культура деятельности. Культура общения. Культурно-ги­гиенические навыки. Средства, формы, методы работы по воспитанию куль­туры поведения у детей дошкольного возраста. Трудовое воспитание в дошкольных учреждениях. Его своеобразие. Задачи трудового воспитания детей дошкольного возраста. Виды детского труда и формы его организации. Эстетическое воспитание в детском саду. Задачи эстетического воспитания, его содержание, средства.

Игра – основной вид деятельности дошкольника. Место игры в педагогическом процессе детского сада. Классификация детских игр. Сюжетно-ролевые творческие игры. Их своеобразие. Задачи и приемы руководства. Игры- драматизации. Строительные игры. Дидактические и развивающие игры. Их своеобразие. Театрализованные игры.

Праздники и развлечения в детском саду. Роль праздников в жизни ребенка. Виды праздников и их содержание. Виды развлечений. Их значение и место в режиме дня дошкольного учреждения.

Преемственность в работе детского сада и школы. Понятие преемственности и ее необходимость. Понятие готовности ребенка к обучению в школе. Формы связи детского сада и школы.

Работа дошкольного учреждения с семьей. Необходимость единства семейного и общественного воспитания. Формы работы дошкольных образовательных учреждений с семьей. Содержание работы воспитателя с родителями. Оказание практической помощи родителям.

Планирование и учет воспитательно-образовательной работы. Значение планирования. Виды планирования. Содержание планирования. Учет воспитательно-образовательной работы.
ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПО МЕТОДИКАМ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Методика развития детской речи. Задачи работы по развитию речи в дошкольном учреждении. Раскрытие задач, комплексный подход в речевом развитии ребенка. Программа воспитания и обучения в детском саду (раздел: развитие речи). Структура, ее содержание, распределение материала по возрастным группам. Научные основы программы по развитию речи. Речь воспитателя как средство развития речи детей. Роль речи педагогов нормы литературного языка, содержательность, точность и логичность, доступность. Необходимость совершенствования речи педагога. Словотворчество детей. Характеристика словотворчества детей как продукта саморазвития детей. Возрастные рамки словотворчества детей. Детское словотворчество как способ усвоения детьми системы словообразования. Формы работы по развитию речи детей в детском саду. Речевые занятия. Их организация и проведение. Планирование занятий по развитию речи в детском саду. Дидактические, словесные игры в системе работы по развитию речи.

Методика экологического образования. Значение экологического образования в детском саду. Его задачи, содержание и формы организации в разных возрастных группах. Значение уголков природы в экологическом воспитании детей. Формирование знаний о растениях и животных. Формирование понимания некоторых взаимосвязей /состояние растений и уход, аквариум - маленький водоем и т.д./. Формирование трудовых навыков и эстетических чувств в процессе экологического воспитания. Роль опытов по ознакомлению детей с природой. Понятие опыта, его отличие от наблюдения. Значение календарей погоды и природы. Методика работы с ними в разных возрастных группах. Целевые прогулки и экскурсии в природу. Их значение, содержание, своеобразие их организации в разных возрастных группах.

Методика физического воспитания и развития детей. Задачи физического воспитания: оздоровительные, образовательные, воспитательные. Средства физического воспитания: гигиенические факторы, естественные силы природы, физические упражнения. Физические упражнения, специфика их проведения. Физкультурные занятия. Значение и место физкультурных занятий в режиме дня. Структура занятий, содержание, методы проведения физкультурных занятий. Утренняя гимнастика, ее значение и методика проведения в разных возрастных группах. Подвижные игры. Иx характеристика и методика проведения подвижных игр. Физкультурные праздники. Их значение. Особенности построения физкультурных праздников. Детские спортивные игры и упражнения. Методика их проведения.

Методика развития детского изобразительного творчества. Виды изобразительной деятельности в детском саду, специфика их содержания, техники. Изобразительные материалы, используемые в рисовании, лепке аппликации, конструировании. Средства выразительности каждого вида изобразительной деятельности. Организация самостоятельной художественной деятельности. Создание условий для проведения самостоятельной изобразительной деятельности. Пути и методы косвенных воздействий на самостоятельную художественную деятельность детей. Формирование способов самостоятельных действий на занятиях по изодеятельности, стимулирующая роль праздничных развлечений, предметная сторона как условие развития интереса к художественной деятельности. Организация самостоятельной изобразительной деятельности детей и ее место в режиме дня. Роль воспитателя в руководстве самостоятельности детей. Задачи изобразительной деятельности в детском саду. Изобразительные, технические и воспитательные задачи, их специфика. Подбор задач для детей младшего и старшего возраста. Особенности сочетания задач в зависимости от темы занятия. Методика проведения занятий по изобразительной деятельности с детьми. Структура занятия. Методы, применяемые воспитателями на занятии. Особенности методики занятия в I младшей группе. Выбор методов веде­ния занятия в зависимости от возрастной группы, темы занятия и вида изобразительной деятельности.

Методика математического развития, теоретические основы методики обучения математике. Содержание математического образования детей дошкольного возраста. Особенности развития у детей дошкольного возраста математических представлений. Сенсорное развитие - чувственная основа умственного и математического развития ребенка. Методы и организационные формы обучения детей дошкольного воз­раста математике. Принципы в обучении детей элементарным математическим представлениям. Развитие у детей представлений о множестве в разных возрастных группах. Способы сравнения множеств. Роль различных анализаторов в развитии и навыков счета и представлений о множестве. Развитие у детей счетной деятельности. Особенности развития у детей представлений о размере, форме и массе предметов (на основе сенсорного восприятия). Геометрические фигуры. Способы ознакомления детей с геометрической формой. Развитие у детей старшего дошкольного возраста приемов измерения длины, массы вместимости сосудов. Развитие у детей ориентировки в пространстве. Особенности восприятия времени детьми дошкольного возраста. Труд­ности в освоении дошкольниками пространства и времени. Обучение решению арифметических задач. Вычислительная деятельность. Отличие счетной и вычислительной деятельности в детском саду. Виды простых задач. Знакомство с ними дошкольников. Моделирование. Дидактические игры математического содержания. Роль дидактических игр математического содержания в режиме дня. Использование дидактических игр на занятиях по математике в разных возрастных группах. Альтернативные программы обучения математике в дошкольных учреждениях "Детство", "Развитие", 'Радуга", "Одаренный ребенок" и др.
ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПО ПСИХОЛОГИИ
Психологические особенности детей раннего возраста. Овладение прямохождением, речью, предметной деятельностью - основ­ные достижения раннего возраста. Развитие речи в раннем возрасте, понимание речи. Формирование звуковой речи. Общение со взрослыми - условие развития речи. Предпосылки формирования личности в раннем детстве. Особенности первых представлений о себе: узнавание своего имени, частей своего тела, изображения в зеркале и т.д. Особенности эмоций, чувств. Освоение пра­вил поведения. Роль оценки поведения ребенка взрослым в развитии зачатков самосознания, возникновение стремления к самостоятельности. Предметная деятельность и умственное развитие ребенка. Предметные действия и развитие восприятия. Развитие наглядно-действенного мышления. Кризис трех лет. Внешние проявления кризиса.

Психологические особенности детей младшего дошкольного возраста. Переход от раннего детства к дошкольному возрасту. Условия развития дошкольника. Предпосылки возникновения игры. Виды игр. Роль социального окружения в формировании относительно постоянных проявлений личности. Развитие способности к сопереживанию. Особенности проявления темперамента в младшем дошкольном возрасте. Повышенная эмо­циональность дошкольника, развитие отношения к людям, животным и неодушевленным предметам, зависимость выражения чувств от воспитания. Начало развития произвольности поведения. Интенсивное овладение речью в процессе общения о окружающими. Выразительность детской речи.

Умственное развитие в младшем дошкольном возрасте. Развитие восприятия в процессе разных видов деятельности. Развитие наглядно-образного мышления в процессе обучения. Значение игры в возникновении произвольного внимания и запоминания.

Психологические особенности детей старшего дошкольного возраста. Условия развития старшего дошкольника. Изменение игры /сюжетов, содержания, правил, игровых действий/ от младшего к старшему возрасту. Особенности использования игрового материала старшими дошкольниками. Развитие изобразительной деятельности и конструктивной. Возникновение элементов труда. Формирование самостоятельности в разных видах деятельности. Особенности самооценки, содержание потребностей, интересов, мотивов поведения дошкольников. Возникновение элементов труда. Возникновение соподчинения мотивов. Развитие музыкальных и изобразительных способностей. Случаи проявления отрицательных черт характера и пути их преодоления. Развитие чувств, попытки контролировать проявления своих чувств. Развитие разных видов восприятия: речи, музыки, изображения, peaльных предметов и пространственно-временных отношений. Развитие наглядно-деятельного, наглядно-образного и логического мышления у старших дошкольников. Осознание звукового состава слова. Эгоцентрическая речь. Роль слова в развитии внимания, памяти и воображения.

Психологическая готовность к школе. Требования к детям, поступающим в школу. Задачи всесторонней под­готовки ребенка к школе, к новым формам общения. Значение усвоения форм морали для поступающих в школу. Значение развития взаимоотношений с другими детьми для организации поведения ребенка в коллективе класса. Умственное развитие к концу дошкольного возраста. Появление возможностей усвоения общественных знаний и способов действия. Специальные знания, умения, навыки, необходимые ребенку при поступлении в школу. Овладение элементами учебной деятельности.
ПРИМЕРНЫЕ ВОПРОСЫ ДЛЯ СОБЕСЕДОВАНИЯ
ПРИМЕРНЫЕ ВОПРОСЫ ПО ДОШКОЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКЕ


  1. Особенности периода раннего детства. Задачи воспитания детей раннего возраста.

  2. Умственное воспитание и обучение в дошкольном образовательном учреждении.

  3. Содержание обучения детей дошкольного возраста.

  4. Формы организации обучения в детском саду.

  5. Задачи, содержание и средства нравственного воспитания детей в дошкольном образовательном учреждении.

  6. Воспитание культуры поведения детей дошкольного возраста (культурно-гигиенические навыки, культура общения, культура деятельности).

  7. Своеобразие трудового воспитания детей в дошкольных образовательных учреждениях.

  8. Задачи эстетического воспитания, его содержание и средства.

  9. Место игры в педагогическом процессе детского сада. Классификация детских игр.

  10. Виды развлечений. Их значение и место в режиме дня дошкольного учреждения.

  11. Преемственность в работе детского сада и школы.

  12. Функции семьи, ее характеристика на современном этапе.


ПРИМЕРНЫЕ ВОПРОСЫ ДЛЯ СОБЕСЕДОВАНИЯ ПО ПСИХОЛОГИИ


  1. Психологические особенности детей раннего возраста.

  2. Психологические особенности детей младшего дошкольного возраста.

  3. Психологические особенности детей старшего дошкольного возраста.

  4. Психологическая готовность к школе.

  5. Социализация; социальные установки, нормы и ценности.

  6. Структура педагогической деятельности. Развитие педагогических способностей.

  7. Педагогическое общение, функции и стили общения.

  8. Игра как ведущий вид деятельности дошкольника.

  9. Роль и воображаемая ситуация в игре. Развитие роли в игре.

  10. Понятие «развивающее обучение».

  11. Теория поэтапного формирования умственных действий П.Я.Гальперина.

  12. Л.С.Выготский, Л.В.Занков, В.В.Давыдов о развивающем обучении.


ПРИМЕРНЫЕ ВОПРОСЫ ДЛЯ СОБЕСЕДОВАНИЯ ПО МЕТОДИКАМ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ


  1. Работа воспитателя дошкольного образовательного учреждения по развитию речи детей. Ее организация и проведение.

  2. Значение и задачи экологического образования в дошкольном образовательном учреждении.

  3. Задачи физического воспитания в дошкольном образовательном учреждении.

  4. Задачи эстетического воспитания в дошкольном образовательном учреждении.

  5. Задачи математического развития детей дошкольного возраста.

  6. Задачи музыкального воспитания в дошкольном образовательном учреждении


Краткий терминологический словарь
Воспитание – деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающегося на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства;

Знания – понимание и сохранение в памяти фактов науки и вытекающих из них выводов, теорий, законов и других теоретических обобщений.

Игра – свободная деятельность, являющаяся формой самовыражения субъекта и направленная на удовлетворение потребностей в развлечении, удовольствии, снятии напряжений, а также на развитие определенных навыков и умений.

Индивидуальный подход – важнейший психолого-педагогический принцип, учитывающий индивидуальные особенности каждого ребенка и позволяющий максимально развить все имеющиеся у него способности

Качество образования (обучения и воспитания) – это система показателей (нормативов) знаний, умений, навыков, норм ценностно-эмоционального отношения к миру и друг к другу, которая отражает степень удовлетворения от ожиданий различных участников процесса образования от предоставляемых образовательным учреждениям образовательных услуг, а также степень достижения поставленных в образовании целей и задач.

Компетенция – единство знаний, профессионального опыта, способностей действовать и навыков поведения индивида, определяемых целью, заданностью ситуации и должностью.

Метод (педагогический) – способ взаимосвязанной деятельности педагога и обучающихся, направленный на решение задач воспитания и обучения.

Мотивация – динамический процесс физиологического и психологического управления поведением человека, определяющий его направленность, организованность, активность и устойчивость. Мотивация – побуждение, вызывающее активность и направленность деятельности.

Навыки – автоматизированные действия.

Образование – единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов;

Образовательное пространство – педагогически организованная среда, в которой осуществляется образование, воспитание, развитие растущей личности.

Обучение – целенаправленный процесс организации деятельности обучающихся по овладению знаниями, умениями, навыками и компетенцией, приобретению опыта деятельности, развитию способностей, приобретению опыта применения знаний в повседневной жизни и формированию у обучающихся мотивации получения образования в течение всей жизни;

Педагогическая технология – последовательная взаимосвязанная система действий педагога, направленных на решение педагогических задач или планомерное и последовательные решения на практике заранее спроектированного педагогического процесса. П.Т. – это строго научное проектирование и точное воспроизведение, гарантирующие успех педагогических действий.

Педагогические принципы – основополагающие идеи, которыми руководствуется педагог, решая образовательно-воспитательные задачи. В зависимости от профиля задач различают принципы воспитания – идеи, в опоре на которые решаются воспитательные задачи, и принципы обучения – идеи, предопределяющие действия педагога в решении им задач обучения.

Педагогические убеждения – совокупность педагогических знаний, осмысленных учителем, принятых им как истинные, вызывающие уверенность в правильности своих решений и готовность действовать в соответствии с ними.

Педагогическое мастерство – высокий уровень овладения педагогической деятельностью, обеспечивающий ее положительные результаты.

Педагогическое творчество – творчество, направленное на повышение эффективности учебно-воспитательного процесса.

Прием (воспитания, обучения) – элемент, деталь метода.

Психосберегающие технологии – совокупность приемов, методов, методик, средств обучения и подходов к образовательному процессу, в котором выполняются, как минимум, четыре требования:

    • учет индивидуальных особенностей ребенка, его темперамента, характера восприятия им учебного материала, типы памяти и т. д.

    • недопускание чрезмерной, интеллектуальной, эмоциональной, нервной нагрузки;

    • обеспечение морально-психологического климата в коллективе, поддержание и укрепление психического здоровья детей;

    • обучение средствам психической самозащиты.

Развивающее обучение – обучение, в котором развитие личности не является попутным и стихийным продуктом деятельности, а служит непосредственной целью и результатом всего процесса.

Рефлексия (педагогическая) – процесс самоосознания педагогом логики своих состояний, мыслей и действий в ходе воспитания и обучения детей.

Система – совокупность элементов, взаимосвязанных между собой и образующих определенную целостность.

Толерантность – терпимость к чужому образу жизни, поведению, обычаям, традициям, чувствам, мнениям, идеям, убеждениям.

Умение – владение способами применять усвоенные знания на практике.

Форма педагогического процесса – это внешний вид, устройство педагогического процесса.
Список литературы
Психология


  1. Волков Б.С. Дошкольная психология. Психологическое развитие от рождения до школы М. ,2007.

  2. Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология: Полный цикл жизненного развития человека. М.: ТЦ СФЕРА, 2002.

  3. Психология для студентов вузов. / Е.И. Рогов. – М.: МарТ, 2005. – 560 с.

  4. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии. / С.Л. Рубинштейн. – СПб.: Питер, 2006. – 713 с.: ил.

  5. Урунтаева Г.А. Детская психология. М., Академия, 2006.

  6. Рябцева С.В. Формирование психологической готовности к школе: тренинговые занятия для детей старшего дошкольного возраста / С.В. Рябцева, И.В. Спиридонова. – М., 2011.


Педагогика


    1. Болотина, Л.Р. Дошкольная педагогика [Текст]: учеб. пособие для студентов вузов / Л.Р. Болотина ; Л.Р. Болотина, С.П. Баранов, Т.С. Комарова. - 2-е изд., испр. и доп. - М. : Акад. проект : Культура, 2005. - 238,[1] с.

    2. Виноградова Н.А. Образовательная программа детского сада: согласование с федеральными требованиями / Н.А. Виноградова, Н.В. Микляева, Ю.В. Кодачигова. – М., 2011.

    3. Галигузова, Л.Н. Педагогика детей раннего возраста [Текст]: учеб. пособие для вузов / Л.Н. Галигузова ; С.Ю. Мещерякова. - М.: Владос, 2007. - 300,[1] с. - (Педагогика и воспитание).

    4. Зябкина В.В. Нравственно – эстетическое воспитание в детском саду и школе: реализация современных федеральных требований: метод. пос. / В.В. Зябкина [и др.]. – М., 2011.

    5. Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика: Учебное пособие. – М., 1998.

  1. От рождения до школы: примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / под ред. Н.Е. Вераксы [и др.]. – изд. 2-е, испр. и доп. – М., 2011.

  2. Педагогика / под ред. П.И. Пидкасистого. - М.: Педагогическое общество России, 2010. – 576 с.

  3. Подласый И.П. Педагогика. М.: Юрайт, 2013. – 704 с.

страница 1


скачать

Другие похожие работы: