Аналитический отчет по физике, ГИА-9 2013
Государственная (итоговая) аттестация выпускников 9-х классов в новой форме по физике в городе Дзержинске Нижегородской области проводится четвертый год (в России – шестой год). Физику в новой форме сдавал 134 выпускника.
Динамика количества выпускников 9 классов, выбравших экзамен по физике 2011г.-2013г


Год


Количество выпускников 9 классов, выбравших экзамен по физике

2011

148

2012

168

2013

134

В 2013 году отмечается уменьшение количества выпускников, выбирающих физику.
Основные результаты экзамена по физике

Средний общий балл за выполнение экзаменационной работы по всей выборке девятиклассников города Дзержинска Нижегородской области, сдававших физику, составил 29,6 балла. Средняя экзаменационная отметка – 4,5, на 0,6 балла выше, чем в 2012г. (3,9 балла).

Средний общий балл выполнения части 1 экзаменационной работы по физике составил 17,0 баллов из максимально возможных 20-ти.

Средний общий балл выполнения части 2 – 7,3 балла из 8-ти максимально возможных.

Средний общий балл выполнения части 3 – 5,3 балла из 12-ти максимально возможных.

Распределение всей совокупности выпускников 9 классов, сдававших физику, по экзаменационным отметкам (соответствующему диапазону общего балла за работу) представлено в таблице.
Распределение выпускников по общему баллу (количество/%)


Диапазон общего балла

Количество выпускников

% выпускников

"2" (0-8 б.)

0

0

"3" (9-18 б.)

5

4

"4" (19-29 б.)

58

43

"5" (30-40 б.)

71

53



Процентная доля отлично подготовленных выпускников существенно увеличилась в 2013 году.
Динамика уровня и качества предметной подготовки по физике

выпускников 9-х классов за три года итоговой аттестации (%)



В соответствии с представленным распределением, процентная доля девятиклассников в целом справившихся с экзаменационной работой по физике (9-40 баллов), в сравнении с 2012 годом не изменилась и составила 100% (уровень обученности).

Доля выпускников, показавших высокий уровень подготовки по физике (19-40 баллов) –96,3% (качество обученности), что выше показателя 2012г. на 21,3% (75,0%).

Таким образом, если по средним показателям уровня обученности результаты экзамена в течение трех лет статистически не различаются, то средний показатель качества в 2013 году заметно повысился.
Уровень выполнения заданий части 1 экзаменационной работы по физике по

разделам и элементам содержания.

В раздел Механические явления входят 6 заданий, пять из которых – базового уровня сложности и одно – повышенного. Доля девятиклассников, выполнивших то или иное задание раздела колеблется от 93% (задание № 2 базового уровня) до 87% (задание № 3 базового уровня). С заданием № 6 повышенного уровня сложности справилось 82% школьников. Задания, проверяющие подготовку девятиклассников по разделу Тепловые явления, выполнены не менее успешно. Так, процент выполнения в среднем равен 92.

Наибольшие затруднения у школьников вызвали задания по разделу Электромагнитные явления. С заданием №10 не справился 21 ученик (16%), с заданием №11 не справились 18 учеников (13%), с заданием №12 - 19 (14%).

Необходимо отдельно выделить три задания раздела "Электромагнитные явления" (№№ 17-19), которые проверяли способность выпускников основной школы понимать тексты физического содержания и контролировали умения:

- понимать смысл использованных в тексте физических терминов;

- отвечать на прямые вопросы по содержанию текста;

- отвечать на вопросы, требующие сопоставления информации из разных частей текста;

- использовать информацию в измененной ситуации;

- переводить информацию из одной знаковой системы в другую. Два задания были базового уровня сложности и проверяли способность выпускников к извлечению информации из текста и сопоставлению информации из разных частей текста, третье задание – повышенного уровня сложности для оценки способности к применению информации для решения практической задачи. Обучающиеся достаточно успешно разбирались в описании новых для них физических явлений и правильно отвечали на прямые вопросы к тексту (средний процент выполнения –91). Задание 19 (с развернутым ответом) оказалось для наших девятиклассников самым сложным из заданий первой части. С этими заданием успешно справилось только 32% выпускников, а 7 человек не приступали к выполнению этого задания.

Раздел "Квантовые явления" был представлен только одним заданием базового уровня сложности и выполнен выпускниками очень успешно – 93% обучающихся справились с заданием. Возможно, это связано с тем, что данная тема изучается в конце 9 класса и не требует дополнительного повторения и подготовки к экзамену.
Результаты выполнения заданий части 2

Вторая часть экзаменационной работы по физике состоит из четырех заданий, два из которых задания с кратким ответом базового уровня сложности на установление соответствия позиций, представленных в двух множествах (№№ 20, 21) и два – повышенного уровня сложности, проверяющие умение использовать графическую информацию для решения задач (№ 22,23).

Наиболее простым для девятиклассников оказалось задание на соотнесение физических величин и приборов (схем) для их измерения (№ 20). Его полностью правильно выполнили 91% школьников. Второе задание базового уровня сложности на понимание соответствия физических величин и характера их изменения при изменении условий (№ 21) выполнено девятиклассниками слабее: полностью справилось с заданием 79% выпускников, частично – 19%. В задании 22 использовалось представление информации в виде справочной таблицы, графика или рисунка (схемы), которые необходимо использовать при выборе верных утверждений. Заданием оказалось наиболее сложным для девятиклассников во второй части. Один балл из двух максимально возможных баллов набрали 10% выпускников, ноль баллов – 6%. Последнее задание второй части работы по физике (повышенного уровня сложности) представляло собой задание с множественным выбором ответа (выбор двух верных утверждений из 5-ти предложенных). Задание №23 предусматривало проверку способности к восприятию и пониманию информации о физических явлениях или законах, представленных в графическом виде (из различных разделов физики). Следует отметить, что с этим заданием девятиклассники справляются вполне успешно. Максимальное количество баллов (2 балла) набрали 88% выпускников, один балл – 8%.
Результаты выполнения заданий части 3

В третью часть экзаменационной работы входили три задания высокого уровня сложности (задания 24, 26 и 27), включая лабораторную работу, и проверяли умение использовать законы физики в измененной или новой ситуации при решении задач, а также проводить экспериментальные исследования. Задание 25 – качественный вопрос (задача), представляющий собой описание явления или процесса из окружающей жизни, для которого учащимся необходимо привести цепочку рассуждений, объясняющих протекание явления, особенности его свойств и т. п.

Результат выполнения части 3 экзаменационной работы по физике (в %)

Результаты выполнения заданий третьей части в основном подтверждают уровень сложности, заложенный составителями экзаменационной работы. Расчетные задачи с открытым развернутым ответом (№№ 26,27) выполнены в диапазоне 44-46%. Максимальное количество баллов по этим заданиям смогли набрать 32-33% обучающихся. В среднем наименее успешно девятиклассники выполнили задание № 26. Более 53% школьников либо отказались от решения задачи, либо выполнили ее с нулевым результатом. Средний результат выполнения экспериментального задания (№ 24) составил 80%

Доля выпускников, выполнивших лабораторную работу с максимальным баллом 4 (29%).

Так как экспериментальное задание имело высокий уровень сложности, то в целом можно говорить о хорошем уровне сформированности экспериментальных умений выпускников основной школы. Качественная задача повышенного уровня сложности - № 25, в которой учащимся необходимо было привести цепочку рассуждений, объясняющих протекание явления, особенности его свойств и т.п., в этом году выполнена на 64%. При этом полностью верно смогли выполнить задание только 29% выпускников. Еще 35% школьников выполнили задание с оценкой в один балл (из максимальных двух). Подобные задания являются новой для учащихся формой проверки знаний по физике. В практике преподавания предмета такие задачи обычно решаются на уроке устно. При этом достаточно сложно добиться от учащихся не просто правильного ответа, но и выстроенной цепочки рассуждений. На экзамене же требуется привести письменный ответ, что оказывается еще более сложным. Возможно, следует шире вводить этот тип заданий в письменные контрольные работы, добиваясь от учащихся построения логически связного объяснения с указанием физических явлений и используемых закономерностей.
Результаты выполнения экзаменационной работы по физике в 2013 году



ОУ

Сдавали

(чел.)

Результаты (количество/%)

Справились с работой (%)

Качество выполнения

(%)

Средний балл

«5»

«4»

«3»

«2»

2

8

4

4

0

0

100

100%

4,5

3

2

0

2

0

0

100

100%

4,0

7

4

4

0

0

0

100

100

5,0

12

1

1

0

0

0

100

100%

5,0

13

1

0

1

0

0

100

100%

4,0

14

11

5

5

1

0

100

91%

4,4

17

15

6

8

1

0

100

93%

4,3

20

1

1

0

0

0

100

100%

5,0

21

11

5

4

2

0

100

82%

4,3

22

10

8

2

0

0

100

100%

4,8

23

20

13

6

1

0

100

95%

4,6

25

4

3

1

0

0

100

100%

4,8

26

4

0

4

0

0

100

100%

4,0

27

2

0

2

0

0

100

100%

4,0

30

3

3

0

0

0

100

100%

5,0

32

1

0

1

0

0

100

100%

4,0

35

2

1

1

0

0

100

100%

4,5

36

1

1

0

0

0

100

100%

5,0

37

8

7

1

0

0

100

100%

4,9

38

1

1

0

0

0

100

100%

5,0

39

13

7

6

0

0

100

100%

4,5

40

2

0

2

0

0

100

100%

4,0

70

5

1

4

0

0

100

100%

4,2

Лоб

1

0

1

0

0

100

100%

4,0

ИТОГО:

2013

чел.

134

71


58


5


0


100

98,4

4,5

%

53,0


43,3


3,7


0


2012

чел.

148

21


90


37


0


100

75,0

3,9

%

14,2


60,8


25,0


0


2011

чел.

167

64


86


17


0


100

89,8

4,3

%

38,3


51,5


10,2


0



Перед тем, как приводить комментарии к приведенному рейтингу, еще раз отметим, что, во-первых, экзамен по физике выбирали только школьники, заинтересованные в дальнейшем продолжении изучения предмета и достаточно уверенные в своих знаниях, во-вторых, количество девятиклассников по школам очень сильно разнится. Поэтому средние показатели, приведенные в таблице, не следует считать показателями предметной подготовки по физике в целом по школе, а только той группы выпускников, которые в этих школах выбрали данный предмет.

Диапазон среднего общего балла по всем образовательным учреждениям города Дзержинска составил от 36 (СОШ №12) до 24 баллов (СОШ №13) из 40-ка максимальных. В первую тройку школ, чьи выпускники в среднем по общему баллу показали лучшие результаты за экзамен по физике, вошли СОШ №12(1 человек), СОШ № 7(4 человека), СОШ №22 (10 человек) от 36,0 до 33,1 балла. Самые низкие результаты (в среднем по общему баллу) показали выпускники СОШ №10 (3 человека), СОШ №40 (2 человека) и СОШ №13 (1 человек).

При анализе среднешкольных показателей нельзя забывать о том, что, во-первых, физика – это предмет по выбору обучающегося, а причины выбора могут быть различными. Это может быть осознанный выбор школьника, предполагающий продолжение обучения в профильных классах старшей школы или учреждениях повышенного статуса. Выбор может быть сделан под влиянием родителей, учителей и пр. Выбор может быть совершенно случайным, когда у девятиклассника не сформированы приоритеты и ему безразлично, какой предмет выбрать. Кроме того, сравнение приведенных в таблице показателей по школам не вполне корректно по причине слишком различного числа выпускников, сдававших физику. Диапазон по количеству девятиклассников составил от 1 человека (СОШ №12, 13, 20, 32, 36, гимназия 38, школа Лобачевского) до 20-и в СОШ №23 и 15-и в СОШ №17. Естественно результаты одного или двух выпускников, выбравших физику в школе и получивших за экзамен отметку "5", не могут свидетельствовать о качественной общеобразовательной подготовке по физике всех выпускников этой школы (и наоборот).

Тем не менее, надеемся, что сравнительные результаты каждой школы заинтересуют и работников органов управления образованием, и руководителей образовательных учреждений, так как объективная информация об уровне, качестве предметной подготовки обучающихся является важным фактором обеспечения эффективной управленческой деятельности. Кроме того, результаты экзамена по физике стать основой для формирования соответствующих профильных классов в ОУ.
ВЫВОДЫ:

· В экзаменационную работу по физике в новой форме были включены задания по всем основным содержательным разделам курса физики. Были введены также межтематические задания, проверяющие отдельные группы умений: задания на проверку сформированности методологических знаний и умений, на проверку экспериментальных умений; задания по работе с текстом физического содержания; качественные задачи с развернутым ответом.

· Сравнение результатов выполнения экзаменационной работы в 2012 и 2013 гг. свидетельствует о том, что при сохранении средней сложности работы результаты текущего года повысились.

· Среднегородской общий балл выполнения экзаменационной работы по физике составил 29,6 балла. Средняя экзаменационная отметка – 4,5, на 0,6 балла выше, чем в 2012г. (3,9 балла).

·Процентная доля девятиклассников в целом справившихся с экзаменационной работой по физике (9-40 баллов) в сравнении с 2012 годом не изменилась и составила 100% (уровень обученности).

· Доля выпускников, показавших высокий уровень подготовки по физике (19-40 баллов) –96,3% (качество обученности), что выше показателя 2012г. на 21,3% (75,0%).

· Максимальное число баллов за выполнение экзаменационной работы (40 баллов) в 2013 году не набрал ни один выпускник. Два выпускника набрали по 39 баллов из МБОУ СОШ №17 и МБОУ «СОШ №23 с углубленным изучением отдельных предметов».

страница 1


скачать

Другие похожие работы: