Отчет о деятельности по дистанционному образованию за 2011 г.

МОАУ «Гимназия №1»
В течение 2010-2011 учебного года использование современных технических средств в дистанционном обучении стало одним из основных явлений в образовательной и информационной культуре. В гимназии в последние годы информационные образовательные технологии получили интенсивное развитие и начали уверенно завоевывать свое место в образовательном процессе вместе с традиционными формами обучения. Чаще используется дистанционное обучение, одно из самых свободных и простых методов обучения. Развитие дистанционного образования признано одним из ключевых направлений образовательных программ ЮНЕСКО.

Научно-методический совет МОУ «Гимназии №1» утвердил положение о дистанционном обучении (ноябрь 2010 года): Дистанционное обучение – способ организации процесса обучения, основанный на использовании современных информационных и телекоммуникационных технологий, позволяющих осуществлять обучение на расстоянии без непосредственного контакта между преподавателем и учащимся. Технология дистанционного обучения заключается в том, что обучение и контроль за усвоением материала происходит с помощью компьютерной сети Интернет, используя технологии on-line и off-line.

Проанализировав научно-методическую деятельность педагогического коллектива, организацию образовательной и воспитательной деятельности НМС определил необходимость внедрения метода ДО.

Необходимость в таком методе обучения обусловлена различными факторами, среди которых названы:

  • потребность в интерактивном взаимодействии учеников и преподавателей;

  • отмена занятий в актированные дни, в связи с эпидемиологической обстановкой в городе;

  • работа с детьми с ограниченными возможностями здоровья, с учащащимися, находящихся на домашнем обучении или часто болеющими;

  • выполнение проектов и исследовательских работ;

  • при заочной (экстернатной) форме обучения;

  • работа с одаренными детьмим по индивидуальным образовательным маршрутам (индивидуальные дополнительные задания повышенного уровня):

  • увлекательные задания с целью повторения (кроссворды, ребусы и др.).


Технологии дистанционного обучения позволили решить ряд существенных педагогических задач:

  • создание образовательного пространства;

  • формирование у учащихся познавательной самостоятельности и активности;

  • развитие критического мышления, толерантности, готовности конструктивно обсуждать различные точки зрения.

Дистанционное обучение базировалось на испльзовании компьютеров и телекоммуникационой сети. Компьютерне средства связи сняли проблемы расстояний и сделали более оперативной связь между учителем м учеником. Современные средства информационных технологий позволили использовать приобучении разнообразные формы предствления материала: вербальные и образные (звук, графика, видео, анимация). В процессе проведения обучения в дистанционном режиме использовались:

  • сайты учителей по предметам (на сайт выкладываются задания учащимся http://klass-6b-gimn1.ukoz.ru)

  • сайт гимназии (в актированные дни, в связи с эпидемиологической обстановкой в городе http://1-гимназия.рф) и портал системы взаимодейтвия с родителями «Электронный дневник» http://dnevnik.ru

  • электронная почта (с помощью электронной почты было налажено общение между учителем и учеником: рассылка учебных заданий и материала, вопросы учителя и к учителю);

  • гипертекстовые среды (WWW – серверы, где преподаватель размещал учебные материалы, которые были организованы в виде гипертекста. Гипертекст позволил структурировать материал, связать ссылки (гиперсвязями) разделы учебного материала, которые выполнение проектов и исследовательских работ; уточняют и дополняют друг друга. В WWW - документах можно размещалась не только текстовая, но и графическая, а также звуковая и видео информация);

  • On-line – тестирование (при подготовке к ГИА и ЕГЭ по различным предметам http://mathege.ru/or/ege/Main, http://www.macmillan.ru/ и др.)

  • ресурсы мировой сети Интернет (ресурсы мировой WWW-сети, организованной в виде гипертекста, можно использовались в процессе обучения как богатый иллюстративный и справочный материал).

Анализ деятельности педколлектива за прошлый учебный год свидетельствует что одним из перспективных направлений развития дистанционного образования является взаимодействие идей информационных технологий и передовых педагогических технологий. Дистанционное образование легко встраивается в наиболее простой по уровню применяемых педагогических подходов образовательный курс. В дистанционном режиме активно осуществлялась пересылка учебных материалов, контролировался уровень усвоения учебного материала через систему тестов и контрольных вопросов для учащихся. Для этих целей можно использовались системы компьютерного тестирования и обработки результатов. В то же время элементы дистанционного обучения с успехом применялись и при инновационных формах обучения, ориентированного на развитие творческих способностей учащихся.

Современные средства телекоммуникаций в дистанционном образовании обеспечили интерактивный способ обучения. Учащемуся предоставилась возможность оперативной связи, а преподавателю – корректировать и контролировать его работу. Ученик выбрал свой темп изучения материала (работал по индивидуальной программе, согласованной с общей программой курса). В силу интерактивного стиля общения и оперативной связи в дистанционном обучении открылась возможность индивидуализировать процесс обучения. Преподаватель в зависимости от ситуации оперативно реагировал на запросы ученика, применял гибкую, индивидуальную методику обучения, предлагал ему дополнительные, ориентированные на ученика блоки учебных материалов. Время, отводимое на консультации с учителем, порой бывает недостаточно, поэтому очень удобно ученику и учителю общаться и решать возникающие вопросы по Интернету. Многие родители охотно обращались к дистанционному обучению в школе, чтобы не допустить появления пробелов в знаниях детей по учебе, отставания.

Информационные технологии имеют большое значение не только в учебном процессе (на уроках, в методической работе), но и во внеурочной работе для поддержки общественной жизни школы.

В 2011-2012 году МОАУ «Гимназия №1» планирует организацию следующих направлений работы по дистанционному обучению:

  • организовать курсы гуманитарного и естественнонаучного циклов;

  • использовать дистанционное профильное обучение;

  • продолжать участвовать в дистанционных конкурсах и проектах;

  • использовать дистанционное обучение для подготовки к ЕГЭ и ГИА

  • постороение дистанционного обучения по технологии MOODLE (это среда дистанционного обучения, предназначенная для создания качественных дистанционных курсов. Этот программный продукт используется более чем на 50 тысячах сайтов в 200 странах мира университетами, школами, компаниями и независимыми преподавателями.  По своим возможностям Moodle выдерживает сравнение с известными коммерческими системами управления учебным процессом, в то же время выгодно отличается от них тем, что распространяется в открытых исходных кодах - это дает возможность "заточить" ее под особенности каждого образовательного проекта, дополнить новыми сервисами.).

Анализ деятельности по организации ДО позволяет сделать вывод о следующих положительных прогнозах. Дистанционное обучение помогает:

  • учиться людям с ограниченными возможностями здоровья, имеющими индивидуальные черты и неординарные особенности;

  • решать психологические проблемы учащихся;

  • снимать временные и пространственные ограничения и проблемы;

  • правильно оценить и рассчитать свои силы, организовать свою деятельность;

  • расширять коммуникативную сферу учеников и педагогов;

  • проявлять свои способности к созиданию, реализовать потребность фантазировать, придумывать, творить.

страница 1


скачать

Другие похожие работы: