Основные результаты и перспективы деятельности

органов местного самоуправления

Гаврилов-Ямского муниципального района

по решению вопросов местного значения

и социально-экономическому развитию


  1. Цели, задачи, этапы и ход реализации мероприятий программы

социально-экономического развития муниципального образования на среднесрочную перспективу
Стратегические цели и задача деятельности органов местного самоуправления Гаврилов-Ямского муниципального района были определены «Программой социально-экономического развития Гаврилов-Ямского муниципального района Ярославской области на 2009-2012 годы», утвержденной Решением Собрания представителей Гаврилов-Ямского муниципального района от 16.12.2008г. № 58.

Целью принятой программы являлось определение путей и способов повышения благосостояния и условий жизни населения района на базе устойчивого развития конкурентоспособной экономики района, создание условий для развития человеческого потенциала, развитие инфраструктуры для создания комфортных условий жизнедеятельности населения и развития бизнеса.

В соответствии с поставленной целью Администрации муниципального района необходимо было решить ряд задач:

1) В экономической сфере:

- создание условий для развития малого и среднего бизнеса;

- устойчивое развитие сельского хозяйства;

- закрепление кадров на предприятиях и организациях ГМР;

- развитие туризма;

- привлечение инвестиций в экономику ГМР

2) В сфере развития человеческого потенциала:

- создание условий для стабилизации и последующего роста численности населения,

- обеспечение высоких показателей здоровья, продолжительности жизни населения;

- создания условий для наиболее полного развития молодежи, активизации роли молодежи во всех сферах жизни района;

- совершенствование и развитие образования, повышение качества образовательных услуг;

- улучшение физического и духовного здоровья жителей района, повышение культурного уровня, формирование здорового образа жизни

3) В развитии инфраструктуры:

- увеличение объемов жилищного строительства;

- развитие системы ЖКХ для обеспечения населения современными условиями комфортности, безопасности и надежности жилья;

- благоустройство района, строительство объектов инфраструктуры;

- сохранение, бережное использование и восстановление лесных ресурсов.

Программа рассчитана на среднесрочную перспективу – 2009-2012 годы.
В ходе реализации поставленных Программой целей и задач планировалось достигнуть следующих результатов:
1) В экономической сфере (2012 г. к уровню 2007 г.):

- увеличение объема отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг по виду экономической деятельности "Обрабатывающие производства" в 1,7 раза (фактически рост составил - в 1,3 раза);

- увеличение объема отгруженной сельскохозяйственной продукции собственного производства в 1,6 раза (фактический рост - в 1,65 раза);

- увеличение объема инвестиций в основной капитал предприятий и организаций на 53% (фактически - снижение в 3 раза);

- увеличение оборота потребительского рынка на душу населения в 1,5 раз (фактически - рост в 2,7 раза);

- увеличение среднемесячной начисленной номинальной заработной платы в 1,9 раза (фактически - рост в 1,8 раза);

Экономический кризис не позволил достигнуть прогнозируемых результатов по ряду отраслей экономики района.

2) В области повышения качества жизни населения ГМР (2012 г. к уровню 2007г.):

- увеличение ввода в эксплуатацию жилых домов в 2,2 раза (фактический рост - в 2,3 раза);

- сокращение числа семей, состоящих на учете на получение жилья на 30% (фактически - рост на 11%) ;

- сокращение естественной убыли населения на 30% (по факту сокращение составило 47%);
Для реализации поставленных целей и задач в соответствии с федеральным и региональным законодательством, Уставом Гаврилов-Ямского муниципального района определены основные полномочия:

1) формирование, утверждение, исполнение бюджета муниципального района, контроль за исполнением данного бюджета;

2) установление, изменение и отмена местных налогов и сборов муниципального района;

3) владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального района;

4) организация в границах муниципального района электро- и газоснабжения поселений;

5) дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района, осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района, и обеспечение безопасности дорожного движения на них, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации;

6) создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения между поселениями в границах муниципального района;

7) участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма на территории муниципального;

8) участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций на территории муниципального района;

9) организация охраны общественного порядка на территории муниципального района муниципальной милицией;

10) организация мероприятий межпоселенческого характера по охране окружающей среды;

11) организация предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам, за исключением полномочий по финансовому обеспечению образовательного процесса, отнесенных к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации; организация предоставления дополнительного образования детям (за исключением предоставления дополнительного образования детям в учреждениях регионального значения) и общедоступного бесплатного дошкольного образования на территории муниципального района, а также организация отдыха детей в каникулярное время;

12) создание условий для оказания медицинской помощи населению на территории муниципального района (за исключением территорий поселений, включенных в утвержденный Правительством Российской Федерации перечень территорий, население которых обеспечивается медицинской помощью в медицинских учреждениях, подведомственных федеральному органу исполнительной власти, осуществляющему функции по медико-санитарному обеспечению населения отдельных территорий) в соответствии с территориальной программой государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи;

13) организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов;

14) утверждение схем территориального планирования муниципального района, утверждение подготовленной на основе схемы территориального планирования муниципального района документации по планировке территории, ведение информационной системы обеспечения градостроительной деятельности, осуществляемой на территории муниципального района, резервирование и изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков в границах муниципального района для муниципальных;

15) выдача разрешений на установку рекламных конструкций на территории муниципального района, аннулирование таких разрешений, выдача предписаний о демонтаже самовольно установленных вновь рекламных конструкций на территории муниципального района, осуществляемые в соответствии с Федеральным законом от 13 марта 2006 года N 38-ФЗ "О рекламе»;

16) формирование и содержание муниципального архива, включая хранение архивных фондов поселений;

17) содержание на территории муниципального района межпоселенческих мест захоронения, организация ритуальных услуг;

18) создание условий для обеспечения поселений, входящих в состав муниципального района, услугами связи, общественного питания, торговли и бытового обслуживания;

19) организация библиотечного обслуживания населения межпоселенческими библиотеками, комплектование и обеспечение сохранности их библиотечных фондов;

20) создание условий для обеспечения поселений входящих в состав муниципального района, услугами по организации досуга и услугами организаций культуры;

21) создание условий для развития местного традиционного народного художественного творчества в поселениях, входящих в состав муниципального района;

22) выравнивание уровня бюджетной обеспеченности поселений, входящих в состав муниципального района, за счет средств бюджета муниципального района;

23) организация и осуществление мероприятий по гражданской обороне, защите населения и территории муниципального района от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

24) создание, развитие и обеспечение охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов местного значения на территории муниципального района, а также осуществление муниципального контроля в области использования и охраны особо охраняемых природных территорий местного;

25) организация и осуществление мероприятий по мобилизационной подготовке муниципальных предприятий и учреждений, находящихся на территории муниципального района;

26) осуществление мероприятий по обеспечению безопасности людей на водных объектах, охране их жизни и здоровья;

27) создание условий для развития сельскохозяйственного производства в поселениях, расширения рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, содействие развитию малого и среднего предпринимательства, оказание поддержки социально ориентированным некоммерческим организациям, благотворительной деятельности и добровольчеству;

28) обеспечение условий для развития на территории муниципального района физической культуры и массового спорта, организация проведения официальных физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятий муниципального района;

29) организация и осуществление мероприятий межпоселенческого характера по работе с детьми и молодежью;

30) осуществление в пределах, установленных водным законодательством Российской Федерации, полномочий собственника водных объектов, установление правил использования водных объектов общего пользования для личных и бытовых нужд, включая обеспечение свободного доступа граждан к водным объектам общего пользования и их береговым полосам;

31) осуществление муниципального лесного контроля;

32) осуществление муниципального контроля за проведением муниципальных лотерей;

33) осуществление муниципального контроля на территории особой экономической зоны;

34) обеспечение выполнения работ, необходимых для создания искусственных земельных участков для нужд муниципального района, проведение открытого аукциона на право заключить договор о создании искусственного земельного участка в соответствии с федеральным;

35) осуществление мер по противодействию коррупции в границах муниципального района.

Органы местного самоуправления муниципального района имеют право на:

1) создание музеев муниципального района;

2) участие в осуществлении деятельности по опеке и попечительству;

3) создание условий для развития.

Кроме того, региональными законами органы местного самоуправления Гаврилов-Ямского муниципального района наделены государственными полномочиями:

  1. по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних и

защите их прав;

  1. по решению вопросов социальной поддержки и социального обслуживания

граждан, охраны труда и социального партнерства, организации и осуществлении опеки и попечительства;

3) по государственной регистрации актов гражданского состояния.
Характеризуя социально-экономическое положение Гаврилов-Ямского муниципального района, отмечаем следующее:
1) В отчетном 2012 году отгружено товаров собственного производства, выполнено работ и услуг собственными силами по крупным и средним предприятиям района на 3,2% больше, чем в 2011 году, общий объем составил 2411 млн.рублей. Наибольший прирост получен в отраслях «химическое производство» (на 17%) и «производство транспортных средств и оборудования» (на 7%).

В районе продолжается реализация областной целевой программы «Комплексный инвестиционный план модернизации городского поселения Гаврилов-Ям» на 2010-2015 годы, целью которой является устойчивое развитие экономики городского поселения Гаврилов-Ям и Гаврилов-Ямского муниципального района в условиях преодоления кризисных явлений. С 2011 года с ежегодным наращиванием объемов работают такие промышленные предприятия, как ОАО «Машиностроительный завод «АГАТ», ЗАО «Лакокрасочные материалы», МУП «Гаврилов-Ямский хлебозавод». На их долю приходится порядка 65% объема всей отгруженной продукции.

С началом реализации инвестиционного проекта по расширению производства авиационной продукции, включенного в Комплексный инвестиционный план модернизации городского поселения Гаврилов-Ям, ГМЗ «АГАТ», успешно преодолев экономические сложности, вышел на качественно новый уровень. По итогам 2012 года выручка от продажи товаров, работ и услуг на предприятии составила 994 млн.руб., что на 4% выше, чем в 2011 году. За последние годы, благодаря реализации адресной программы дополнительных мероприятий по снижению напряжённости на рынке труда, на предприятии удалось не только приостановить сокращение работников, но и несколько увеличить их численность (в 2012 году - на 20 человек). На конец года на предприятии трудилось 1351 человек.

Вторым предприятием по объему отгруженной продукции является закрытое акционерное общество «Лакокрасочные материалы», за отчетный год показатель составил 485 млн.руб., прирост – 17%. Реализуемый на предприятии инвестиционный проект по производству полуфабрикатных лаков также включен в КИП модернизации Гаврилов-Яма, который позволит создать к 2015 году до 170 новых рабочих мест. В настоящее время на предприятии трудится 140 человек. С 2012 года по данным статистических органов предприятие исследуется как крупное.

Оба предприятия работают с прибылью, что не скажешь еще об одном градообразующем предприятии - ОАО «Гаврилов-Ямский льнокомбинат». Предприятие убыточное, заработная плата ниже среднерайонного показателя более чем на треть. Численность персонала сократилась и на конец 2012 года составила порядка ста человек. В настоящее время по решению Арбитражного суда Ярославской области введено в отношении ОАО «Гаврилов-Ямский льнокомбинат» наблюдение и утверждён временный управляющий.

2) В минувшем году неплохо сработали труженики сельского хозяйства. Урожайность зерновых в среднем по району составила 22,7 ц с га, а надой молока на одну корову – 4487 кг. Такой показатель при незначительном, всего в 2,5 тысячи голов, стаде крупного рогатого скота – весомый результат. В 2012 году по различным программам сельхозпредприятия района получили финансовой помощи от государства на 32,5 миллиона рублей. Это льготы на закупку удобрений, ГСМ, племенного скота, техники. В итоге сельхозпредприятия района засыпали в закрома более семи тысяч тонн зерна, показав третий результат по Ярославской области и обеспечив семенами предстоящую весеннюю посевную на 120%. Следует отметить, что в целом по результатам деятельности сельхозпредприятий Гаврилов-Ямский район уже несколько лет подряд прочно удерживает лидирующие позиции в регионе, занимая 2-3 место в животноводстве, и 4-6 – в растениеводстве

По-прежнему, сельскохозяйственные предприятия испытывают хронический недостаток в оборотных средствах и в капитальных вложениях для поддержания в рабочем состоянии своих хозяйств и инфраструктуры села. Кроме того, развитие отрасли сдерживают высокий износ основных фондов, высокие цены на племенное стадо и недоступность качественной кормовой базы, низкие цены на молоко. Поэтому необходима неотложная организационная и финансовая поддержка сельхозтоваропроизводителей.

Одной из острейших проблем развития АПК является дефицит кадров. Доля населения в сельской местности составляет более трети от численности населения всего района, при этом доля занятых в отрасли сельского хозяйства составляет менее 7% от всего количества занятого населения. Решению части этих проблем способствует реализация муниципальной целевой программы «Развитие агропромышленного комплекса и сельских территорий Гаврилов-Ямского муниципального района Ярославской области» на 2010-2014 годы.
3) Предприятиями и организациями всех видов экономической деятельности на создание и развитие основного капитала было использовано в 2012 году 264,1млн.рублей инвестиций, из которых на четверть составили инвестиции за счет внебюджетных источников.

В рамках Комплексного инвестиционного плана модернизации городского поселения Гаврилов-Ям осуществлялась реконструкция очистных сооружений водоснабжения, предусматривающая дополнительную ступень очистки воды, включающую в себя строительство новых отстойников, насосной станции, установок удаления запахов и расщепления вирусов, а также строительство нового резервуара чистой воды и строительство технологических трубопроводов. Реализация проекта должна решить проблему обеспечения населения города питьевой водой, соответствующей требованиям СанПин. Реконструкция комплекса очистки сточных вод очистных сооружений, введённых в эксплуатацию в 1966 году, предусматривает строительство новой КНС и двух линий напорного коллектора, строительство подстанции, а также замену воздуходувных машин, замену хлорного хозяйства на ультрафиолетовую очистку, капитальный ремонт аэротенков, иловых карт и котельной. Данный инвестиционный проект позволит в полном объеме обеспечить биологическую очистку канализационных и промышленных стоков города. Два этих инвестпроекта практически реализованы в 2012 году.

Еще один инвестиционный проект Комплексного инвестиционного плана – это создание промышленного парка «Гаврилов-Ям», который располагается на бывшей территории Льнокомбината. Проект предполагает строительство двух новых объектов производственного назначения общей площадью 15 тыс.кв.метров, а также реконструкцию ряда имеющихся объектов производственного назначения. Завершение строительства объекта и размещение резидентов планируется в текущем 2013 году, .

Кроме того, в с.Великое построено сооружение биологической очистки хозяйственно-бытовых стоков мощностью 0,2куб.м в сутки, завершена газификация д.Ступкино, ул.Старосельская в с.Шопша, трёх домов в городе Гаврилов-Яме, завершено строительство газопровода высокого и низкого давления д.Поляна-санаторий-профилакторий «Сосновый бор».

В с. Великое сдан в эксплуатацию детский садик на 90 мест.

В целом в 2012 году было реализовано 9 инвестиционных проектов, на конец отчётного года в Реестре значился 21 инвестиционный проект.

В 2012г. объем работ по чистому виду «строительство» в действующих ценах составил 39,7 млн.руб. На территории района строительством занимаются в основном предприятия малого бизнеса.

В 2012 г. введено в эксплуатацию 204 квартиры общей площадью 14,1тыс.кв.метров (на 7% больше, чем в 2010 году). Индивидуальное жилищное строительство составило 76% от общего объема.
4) В ЕГРИП на 01.01.2013г. в районе зарегистрировано 630 индивидуальных предпринимателей. Статистическим наблюдением в 2012 году было охвачено 31 малое предприятие и 1 среднее. Среднесписочная численность работников на исследуемых малых и средних предприятиях в отчетном году составила 1223 человека (без учета внешних совместителей). В отчётном году из числа средних в крупные перешло ЗАО «Лакокрасочные материалы».

В общей численности работников, занятых на всех предприятиях района (вошедших в перечень исследуемых органами статистики), малый и средний бизнес занимает 16%.

В 2012 году выручка от реализации товаров, работ и услуг (без НДС и акцизов и аналогичных обязательных платежей) по малым предприятиям составила 520 млн.руб., инвестиции в основной капитал - 57 млн.руб.

В отчётном году реализованы районная целевая программа «Поддержка и развитие малого и среднего предпринимательства Гаврилов-Ямского муниципального района на 2009-2012 годы» и муниципальная целевая программа «Поддержка и развитие малого и среднего предпринимательства моногорода Гаврилов-Ям» на 2010-2012 годы. В 2012 году на реализацию программных мероприятий (в совокупности по двум программам) было израсходовано около 10млн.руб. бюджетных средств (гранты начинающим предпринимателям на развитие бизнеса, субсидии по лизингу и энергоэффективности, обучение, популяризация и улучшение имиджа предпринимательства района и проч.). В целом оказана поддержка 31 субъекту малого бизнеса. После проведённой реконструкции сдан в эксплуатацию «Центр развития и поддержки предпринимательства».
5) В районе стабильно растут объемы розничного товарооборота. В 2012 году общий оборот розничной торговли составил 1822 млн. руб., что на 12% больше, чем в 2011г. В сфере общественного питания общий оборот вырос на 14% и составил 86 млн.руб.

В 2012 году открыто 12 новых объектов и реконструировано 5. В целом в районе насчитывается 134 объекта стационарной торговли, 39 предприятий общественного питания, 84 единицы объектов бытового обслуживания населения. В отрасли трудится 1653 человека. В рамках муниципальной целевой программы «Поддержка потребительского рынка на селе» при бюджетной поддержке 42 населённых пункта района, не имеющих стационарной торговой сети, обслуживались товарами первой необходимости через автолавки, а 6 сельских комплексных приёмных пунктов и бань получили субсидию на предоставление населению социально-значимых бытовых услуг. В 2012 году общий объём поддержи составил 245 тыс.руб.

За развитие потребительского рынка Администрация Гаврилов-Ямского муниципального района уже третий год награждается Почетной грамотой Департамента агропромышленного комплекса и потребительского рынка Ярославской области.
6) Культурный потенциал муниципального района характеризуется развитой сетью специализированных учреждений, где имеются уникальные объекты историко-культурного наследия, а также давно сложившиеся и постоянно развивающиеся культурные и музейные традиции. В Гаврилов-Яме функционирует на сегодняшний день 5 муниципальных учреждений культурно-досугового типа, где в 148 коллективах любительского творчества занимается более 1,5 тыс. человек. За год работниками культуры было организовано около трех тысяч мероприятий. Среди самых ярких – брендовый «Фестиваль ямщицкой песни», традиционный «Первая Победа».

В 2012 году в районе началась реализация уникальной программы - МЦП «Возрождение традиционной народной культуры», в рамках которой организована работа по сохранению традиционной культуры, в течение года проводились экспедиции по изучению фольклора района, обработка видео и аудиоматериалов экспедиций.

Выставочная деятельность в районе организуется в выставочном зале «Вдохновение», где в минувшем году состоялись 22 районные разнопрофильные выставки, которые посетило около 4 тысяч человек.

39% населения охвачено библиотечным обслуживанием, и в 2012 году читателями Межпоселенческой центральной библиотеки стали более десяти тысяч гаврилов-ямцев. Успешно функционирует районная школа искусств, где на трех отделениях - обучается 298 детей. ДШИ успешно прошла процедуру аккредитации, и ей присвоена высшая категория, а воспитанники школы искусств стали в минувшем году участниками и лауреатами всероссийских и даже международных фестивалей.

Одним из важных направлений в работе Администрации муниципального района в минувшем году стал туризм, развитию которого уделялось самое пристальное внимание, начала реализацию новая МЦП «Поддержка въездного и внутреннего туризма в Гаврилов-Ямском муниципальном районе» на 2012-2014 годы. По итогам года общий поток туристов составил более 37 тысяч человек, и 15 тысяч из них посетили гаврилов-ямские музеи.

Всего турфирмами района было принято в 2012 году около девяти тысяч туристов. Общий доход от туристической деятельности составил более 7 млн. рублей. Особенно востребованными у населения стали такие виды туризма, как лечебно-оздоровительный, культурно-познавательный и корпоративный, а также детский и семейный.

В районе действуют 79 единицы спортивных сооружений, единовременная пропускная способность которых составляет 1626 чел. В спортивных секциях и группах физкультурно-оздоровительной и спортивной направленности различных форм занимались в 2011 году 6329 человек. В районе реализуется муниципальная целевая программа «Развитие физической культуры и спорта в Гаврилов-Ямском муниципальном районе на 2011-2013 годы».
7) Протяженность местных автодорог общего пользования, расположенных на территории Гаврилов-Ямского муниципального района, составляет 450,2 км. Порядка 32 % от общей протяженности местных автомобильных дорог имеют твердое покрытие, 68 % – грунтовые дороги. 94 % автомобильных дорог местного значения не соответствуют нормативным требованиям к транспортно-эксплуатационному состоянию и требуют реконструкции, 13 населенных пунктов не имеют автотранспортных связей с районным центром по автодорогам с твердым покрытием.

В районе приняты и реализуются муниципальные целевые программы «Повышение безопасности дорожного движения в Гаврилов-Ямском муниципальном районе на 2007-2012 годы» и «Развитие сети местных автодорог на 2012-2014 годы». В минувшем году в районе было построено и отремонтировано 10,9 км дорог на общую сумму 25,9 млн. рублей.

Пассажирские перевозки в городе и на селе в 2012 году выполняло ГУП ЯО «Гаврилов-Ямское АТП». Предприятие обслуживает 10 автобусных маршрутов, в том числе девять – внутримуниципальных. Кроме того, ООО «Пассажирские перевозки» осуществляет обслуживание одного городского маршрута. В районе действует также 23 автобусных маршрута, доставляющих школьников из удаленных сельских населенных пунктов к учебным заведениям. В рамках районной целевой программы развития автомобильного пассажирского транспорта общего пользования в 2012 году на средства, полученные из областного бюджета, для АТП был приобретен автобус ПАЗ и проведена реконструкция ремонтной базы. На субсидирование пассажирских перевозок только из районной казны было выделено 6,2 млн.руб.
8) Одним из приоритетных направлений работы Администрации муниципального района в минувшем году стало дальнейшее осуществление мероприятий по модернизации и реформированию жилищно-коммунального комплекса. Главное внимание в 2012 году уделялось решению задач повышения энергоэффективности, которые поставлены в Федеральном законе № 261-ФЗ. Проведены энергетические обследования и изготовлены энергетические паспорта 27 бюджетных учреждений, в восьми – установлены узлы учёта теплоэнергии. Всего по району в бюджетных учреждениях установлено 30 узлов учета теплоэнергии и 56 приборов учета холодной воды. Кроме этого, для повышения энергетической эффективности выполнено также утепление ограждающих конструкций зданий.

Проведены работы и по разработке электронной схемы теплоснабжения городского поселения Гаврилов-Ям, которая позволит определять перспективные балансы тепловой мощности и тепловой нагрузки с учетом нового строительства, разрабатывать мероприятия по строительству и реконструкции тепловых сетей, проводить режимную наладку тепловых сетей и, как следствие, снизить затраты энергоресурсов. Общая сумма освоенных средств составила около 6 млн. руб.

В минувшем году проводилась активная работа по оснащению общедомовыми приборами учета потребления коммунальных услуг и многоквартирных домов. Установлено 44 прибора учета теплоэнергии, 61 прибор учета холодной воды, 2 прибора учета горячей воды. Индивидуальными приборами учета оснащено 52 % квартир и 32% индивидуальных жилых домов, пользующихся холодным водоснабжением, 82% квартир, пользующихся горячим водоснабжением. Начата работа по обследованию многоквартирных домов и в поселениях, чтобы и там можно было установить общедомовые приборы учета.

Что же касается тарифной политики, то изменение платы граждан за предоставление коммунальных услуг в 2012 году проводилось в два этапа: с 1 июля и 1 сентября. В целом за год рост не превысил 12 %, правда, кроме жилья, где услуга газоснабжения является основной, там оплата выросла на 15%. С 1 сентября 2012 года вступили в силу и новые Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных жилых домах, согласно которым у жильцов теперь появилась обязанность оплачивать расход коммунальных услуг и на общедомовые нужды.

Немаловажным вопросом является подготовка к зиме объектов инженерной инфраструктуры, коммунального назначения и социальной сферы. В 2012 году на эти цели было израсходовано около 9 миллионов рублей.
9) Численность населения района по состоянию на 01.01.2013 г. составила 26,5 тыс.чел., из них около трети занимает сельское население. Естественная убыль населения в 2012 году насчитывала 135 человек (в 2011 году – 139 чел.), в то же время миграционный прирост составил 147 человек (в 2011 году - 139чел.) Таким образом, в 2012 году в отличие от предыдущих численность населения не сократилась.
10) Величина среднемесячной номинальной начисленной заработной платы одного работающего (без внешних совместителей) по крупным и средним организациям района в 2012 г. увеличилась на 16,2% по сравнению с 2011 годом и составила 17487 руб., а среднемесячная начисленная заработная плата учителей муниципальных общеобразовательных учреждений практически достигла среднего значения по региону и составила 20804руб. (прирост к 2011 году 30%).
11) Что касается деятельности в системе образования, то в 2012 году она была направлена, прежде всего, на реализацию комплекса мер по модернизации системы общего образования. Основные мероприятия включали в себя: создание условий для перехода на новый федеральный стандарт, совершенствование условий учебного процесса, развитие учительского потенциала, обеспечение доступности образования для школьников, проживающих в сельской местности, развитие системы выявления и поддержки талантливых детей.

В целях реализации этого проекта между Администрацией района и Департаментом образования Ярославской области было заключено соглашение о совместной деятельности, где район брал на себя обязательства по подготовке школ к приемке оборудования и совершенствованию их материально-технической базы. Были созданы условия для перехода начальных классов на новые образовательные стандарты, проведено обучение учителей, в кабинетах первых классов размещены комплекты современного интерактивного оборудования.

В 15 общеобразовательных школах района уже второй год осуществляется обучение детей по новым федеральным государственным образовательным стандартам, к сети Интернет имеют доступ 100% общеобразовательных школ.

На модернизацию системы образования, улучшение материально-технической базы образовательных учреждений, создание безопасных условий обучения и воспитания детей из бюджета муниципального района направлено более 5 млн. руб.

В 2012 году район стал участником проекта по дистанционному обучению под названием «Телешкола», получив 84 квоты. В целях обеспечения транспортной доступности образования девять школьных автобусов ежедневно доставляют к месту учебы 350 детей. Важной задачей модернизации образования является создание целостной системы работы со способными и одаренными детьми. Ежегодно в районе проводятся олимпиады по 21 предмету, в которых участвуют учащиеся всех школ, и уровень демонстрируемых ими знаний постоянно растет. В сравнении с прошлым годом количество победителей и призеров регионального этапа Всероссийской олимпиады школьников возросло в 2012 году на 54% и составило 21 человек.

Центральным звеном модернизации образования является развитие учительского потенциала, и педагоги района являются активными участниками множества профессиональных конкурсов. Лауреатом регионального этапа Всероссийского конкурса «Учитель года» стала преподаватель математики средней школы № 3, а преподаватель ОБЖ из Великосельской школы получил губернаторскую премию. Кроме того, за исключительный личный вклад в решение социальных проблем Ярославской области губернаторская выплата назначена учителю истории средней школы № 3 и директору ДЮСШ.

Неотъемлемой частью системы образования являются учреждения дополнительного образования, в которых занимается более половины учащихся района: более тысячи детей посещают Дворец детского творчества, который реализует 30 с лишним дополнительных образовательных программ по различным направлениям деятельности. Его воспитанники ежегодно становятся призерами областного экологического фестиваля и других межрегиональных и областных соревнований. В Гаврилов-Ямской ДЮСШ тоже занимается около одной тысячи учащихся. В 2012 году это учреждение дополнительного образования подготовило двух мастеров спорта России, двух кандидатов мастера спорта, 12 обучающимся присвоен первый спортивный разряд, 23-м – третий.

В минувшем году районными стипендиатами за успехи в учебе стали 25 одаренных детей, за успехи в творчестве – 10 человек, и столько же – за успехи в спорте. Всего на поощрение победителей районных и областных олимпиад, смотров, конкурсов из муниципального бюджета было выделено 50 тысяч рублей.
12) Совокупный доход консолидированного бюджета муниципального района в 2012 году составил 894 млн. рублей (99,8 % по отношению к плану), в т.ч. безвозмездные поступления от бюджетов вышестоящих уровне составили 804млн.руб., собственные налоговые и неналоговые доходы - 90 млн.руб. Наибольший удельный вес в собственной доходной базе бюджета занимает НДФЛ (70,6%), единый налог на вмененный доход составляет 7,9%, госпошлина - 1,3%, неналоговые доходы (аренда муниципального имуществ и земли) - 11,2%, доход от продажи земельных участков - 3,6%.

Что же касается расходов, то они составили 884 млн.рублей или 98% от плановых показателей и особое внимание здесь, как всегда, было уделено выполнению районом своих социальных обязательств. Расходы на образование составили 49%, на социальную политику - 20%, на жилищно-коммунальное хозяйство - 16%, на национальную экономику - 6%, на решение общегосударственных вопросов - 4,5%, на культуру, физическую культуру и спорт» - 2,4%.

В 2012 году реализовалась муниципальная целевая программа «Реформирование финансов Гаврилов-Ямского муниципального района», основной целью которой являлось совершенствование системы управления муниципальными финансами и повышение эффективности использования бюджетных средств для реализации текущих и перспективных задач социально-экономического развития муниципального района.


  1. Ход реализации мероприятий по повышению эффективности

деятельности органов местного самоуправления
Штатная численность муниципальных служащих органов местного самоуправления Гаврилов-Ямского муниципального района составляет 97 человек, в том числе штатная численность муниципальных служащих городского и сельских поселений составляет 48 человек.

В целях создания организационных, информационных, финансовых условий для развития муниципальной службы на территории Гаврилов-Ямского муниципального района и повышения эффективности деятельности муниципальных служащих в Администрации Гаврилов- Ямского муниципального района разработана районная целевая программа «Развитие муниципальной службы в Гаврилов- Ямском муниципальном районе на 2012-2014 годы» , которая решает следующие задачи:

- совершенствование нормативных правовых актов Гаврилов -Ямского муниципального района по вопросам развития муниципальной службы;

- содействие органам местного самоуправления сельских поселений по формированию нормативной базы по вопросам муниципальной службы;

- обучение по профильным направлениям деятельности;

- формирование системы функционального кадрового резерва, повышение престижа муниципальной службы, сокращение текучести кадров в системе местного самоуправления;

- создание единой системы непрерывного обучения муниципальных служащих.

Подготовка кадров для органов местного самоуправления является одним из инструментов повышения эффективности муниципального управления. Отсутствие необходимых знаний и профессиональных навыков муниципальных служащих приводит к низкому качеству управленческих решений и, как следствие, к потере авторитета органов местного самоуправления в глазах населения.

Реализация программы способствует формированию у муниципальных служащих необходимых профессиональных знаний, умений и навыков, позволяющих эффективно выполнять должностные обязанности в органах местного самоуправления муниципального образования, а также стимулирует муниципальных служащих к обучению и повышению квалификации.

В рамках реализации Программы разработана система программных мероприятий:

- совершенствование нормативной базы по вопросам муниципальной службы;

- формирование эффективной системы управления муниципальной службой;

- оказание органам местного самоуправления поселений методической помощи в организации проведения конкурсов на замещение должностей муниципальной службы и аттестации муниципальных служащих;

- оказание органам местного самоуправления поселений методической помощи по разработке муниципальных программ развития муниципальной службы;

- внедрение в муниципальную службу принципов управления, ориентированных на результат;

- проведение обучающих семинаров с муниципальными служащими по вопросам прохождения муниципальной службы;

- участие в единой системе обучения муниципальных служащих как основы профессионального и должностного роста;

- обучение по профильным направлениям деятельности (без получения свидетельства, краткосрочные программы).

Оценка эффективности реализации Программы осуществляется по итогам исполнения программы заказчиком Программы путем сравнения достигнутых значений показателей с их плановыми значениями.

В 2012 году 3 муниципальных служащих прошли обучение по профильным направлениям деятельности (без получения свидетельства, краткосрочные программы).

3. Анализ сильных и слабых сторон, рисков (угроз) и возможностей (полученных на основании SWOT-анализа) социально-экономического положения муниципального образования

Сильные стороны (факторы успеха)

  • Благоприятное географическое положение

  • Богатое культурно-историческое наследие и природно-ландшафтное окружение

  • Сохранен серьезный кадровый потенциал в промышленности

  • Устойчивое развитие ОАО ГМЗ "Агат"

  • Высокие темпы развития малых и средних предприятий в промышленности

  1. Богатые запасы общераспространенных полезных ископаемых (песок, глина, гравий)

  2. Активно развивающийся бренд "Страна ямщика"

  3. Водные ресурсы

Слабые стороны (проблемы)

  • Высокая зависимость от 2-х градообразующих предприятий

  • Острая нехватка профессиональных кадров

  • Сложная демографическая ситуация

  • Низкий уровень развития туризма

  • Низкий уровень здравоохранения

  • Низкие объемы жилищного строительства

  • Тяжелое положение в ЖКХ

  • Небольшое количество малых и средних предприятий

  • Тяжелое положение в АПК

  • Непривлекательность района для молодежи

  • Высокая зависимость от бюджетов других уровней

  • Слабая материально-техническая база объектов культурно-досугового назначения и учреждений физкультуры и спорта.

  • Низкий уровень з/платы по сравнению с областным центром

  • Недоступность нового жилья для большинства населения

  • Неразвитость туристической инфраструктуры

  • Низкая инвестиционная привлекательность района




Возможности

  • Организация производства малоэтажных домов по новейшим технологиям

  • Организация новых малых промышленных предприятий

  • Привлечение мигрантов из других регионов

  • Подготовка инвестиционных площадок для промышленного производства и строительства

  • Увеличение количества малых и средних предприятий в промышленности

  • Применение энерго- и ресурсосберегающих технологий

  • Развитие спорта и культурно-досуговой деятельности

  • Социальное партнерство бизнеса и Администрации района, города и сельских поселений

  • Использование свободных промышленных площадок, недозагруженных производственных мощностей



Риски (угрозы)

  • Ликвидация льняного производства

  • Потеря кадров для предприятий города

  • Обветшание жилищного фонда

  • Обнищание и вымирание села, развал АПК

  • Истощение лесных ресурсов

  • Увеличение зависимости бюджета ГМР от других бюджетов бюджетной системы РФ




4. Анализ сильных и слабых сторон, рисков (угроз) и возможностей (полученных на основании SWOT-анализа) деятельности органов местного самоуправления муниципального образования

Сильные стороны (факторы успеха)

  • Большой опыт работы у аппарата Администрации ГМР

  • Увеличение доходной части бюджета от использования муниципального имущества

  • Увеличение общей доходной базы бюджета






Слабые стороны (проблемы)

  • Недостаточная взаимосвязь чиновников с руководителями промышленных предприятий

  • Низкая доля в бюджете неналоговых доходов

  • Тенденция снижения доли собственных неналоговых доходов бюджета

  • Недоимка в бюджет

  • Высокая зависимость от бюджетов других уровней

  • Низкая доля доходов в бюджете от использования муниципального имущества

  • Потенциал национальных проектов и областных программ используется не полностью

  • Нераспределенные полномочия

  • Низкая рентабельность МУПов




Возможности

  • Проведение политики улучшения общих финансово-экономических показателей предприятий, долю в которых имеет ГМР

  • Переход на программно-целевые методы управления

  • Внедрение в бюджетный процесс элементов бюджета, ориентированного на результат

  • Увеличить налоговые поступления в бюджет за счет стабильной работы крупных промышленных предприятий

  • Увеличение доходной части бюджета за счет развития малого бизнеса

  • Избежание дефицита муниципального бюджета




Риски (угрозы)

  • Снижение собственной доходной базы муниципального бюджета

  • Увеличение зависимости бюджета ГМР от других бюджетов бюджетной системы РФ

  • Недостаточная координация структур, осуществляющих контроль над использованием муниципального имущества

  • Потеря самостоятельности ГМР в связи с передачей некоторых учреждений и предприятий в Ростовский МР




страница 1страница 2


скачать

Другие похожие работы: