Организация социальной реабилитации детей-инвалидов в рамках подпрограммы «Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями, их социальная адаптация и подготовка к самостоятельной жизни в обществе
К числу наиболее социально уязвимых категорий детей относятся дети с ограниченными возможностями здоровья, дети-инвалиды.

На территории области проживает 732 ребенка-инвалида (на 01.01.2013 года – 741 ребенок, на 01.01.2012 года – 766 детей, на 01.01.2011 года – 789 детей). В ЕАО в 2013 году 151 ребенок-инвалид (20,6%) проживал в интернатных учреждениях.В семьях проживает 581 ребенок-инвалид.

(самой многочисленной группой детей-инвалидов являются дети в возрасте от 5 до 14 лет – 63,7% (466), на втором месте дети от 15 до 17 лет включительно – 19,5% (143)).

Основными заболеваниями, приведшими к инвалидности, являлись:
психические расстройства – 32,1% (из них, умственная отсталость – 88,9%); болезни нервной системы – 23,0% (ДЦП и другие паралитические синдромы); врожденные аномалии – 19,5% (преимущественно аномалии системы кровообращения).

С целью определения направлений деятельности по решению проблем семей с детьми-инвалидами комитетом социальной защиты населения правительства области проведен мониторинг потребностей граждан, осуществляющих уход за детьми-инвалидами, в услугах. Социальными работниками Центров социального обслуживания проведены социологические опросы семей с детьми-инвалидами и детьми с ограниченными возможностями здоровья.

Результаты социологического исследования представлены в диаграмме:

По данному исследованию можно сделать следующие выводы:

1. В каждом муниципальном районе области среди семей, имеющих детей, с серьезными патологиями здоровья, преобладает необходимость в предоставлении социально-экономических услуг (адресная, материальная помощь, содействие в получении льгот, компенсаций и других выплат), в информационном обеспечении (получение информации об условиях, при которых может устанавливаться группа инвалидности, осуществляться реабилитация и др.);

2. Наряду с этим, отмечена необходимость оказания содействия в прохождении реабилитационных мероприятий и представлении социально-правовых услуг (социально-правовое консультирование и содействие в предоставлении юридической помощи);

3. Значительная часть жителей г. Биробиджана, Облученского и Октябрьского муниципальных районов области отметили необходимость в предоставлении социально-психологических услуг (консультирование, тестирование, диагностирование, индивидуальные задания и тренинги)

4. Среди прочих видов услуг респонденты самостоятельно выделили проведение мероприятий по привлечению внимания к проблемам детей-инвалидов, обеспечение санаторно-курортного лечения, устройство на летний период в лагеря, предоставление мест в детских садах.

На территории Еврейской автономной области организация сопровождения семей с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья, осложняется отсутствием в муниципальных образованиях области учреждений социального обслуживания семей с детьми-инвалидами.

С целью решения проблем программно-целевым методом комитетом социальной защиты населения правительства области разработана и реализуется подпрограмма «Социальная реабилитация детей с ограниченнымивозможностями, их социальная адаптация и подготовка ксамостоятельной жизни в обществе» на 2014 – 2016 годы, государственной программы ЕАО «Социальная поддержка населения Еврейской автономной области» на 2014 – 2016 годы, утвержденная постановлением правительства Еврейской автономной области от 31.10.2013 № 577-пп.

Для получения дополнительных денежных средств из Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, комитет выиграл грант проект по программе Фонда«Право быть равным», что позволило получить дополнительно 5200,0 тыс. руб.

Приоритетными направления деятельности комитета в рамках подпрограммы является: - Проведение системных изменений в организации работы по реабилитации детей-инвалидов;

- Преодоление изолированности семей с детьми-инвалидами;

Повышение качества жизни и самореализации детей-инвалидов.

Междисциплинарный программно-целевой подход к оказанию помощи семье с детьми-инвалидами позволяет достичь определенных результатов: С целью улучшения координации социального сопровождения, развития видов и технологии реабилитации семей, имеющих детей с ограниченными возможностями здоровья, на базе ОГБУ «Комплексный центр социального обслуживания по городу Биробиджану» и ОГБУ «Центр социального обслуживания Биробиджанского района» созданы Службы социального сопровождения семей, имеющих детей с ограниченными возможностями здоровья, начиная с момента рождения таких детей.

Для детей-инвалидов и их семей характерны зачастую социальная и пространственная изоляция, обусловленная наличием «барьеров инвалидности» или проблем отставания ребенка в развитии. С целью повышения уровня организации психолого-педагогического сопровождения детей с особыми потребностями необходимо использовать игровые технологии, различные виды арттерапии и музыкотерапии. Такие возможности дает Лекотека. Планируется предоставить социально-педагогические и психологические услуги более 120 семьям, имеющим детей с ограниченными возможностями здоровья.

Впервые в области предлагается организовать работу по профессиональной ориентации детей-инвалидов с умственной отсталостью. Педагогический состав ОГКУ «Валдгеймский детский дом-интернат для умственно отсталых детей» обучает детей-инвалидов правилам растениеводства и цветоводства, что прививает детям трудовые навыки, развивает мелкую моторику, усидчивость. С 2015 года на базе ОГКУ «Валдгеймский детский дом-интернат для умственно отсталых детей» открывается молодежное отделение для инвалидов до 23 лет. С целью организации круглогодичного профессионального ориентирования детей-инвалидов и подростков в текущем году будет приобретена теплица – термос – поликарбонат, что позволит ежегодно оказывать услуги по профессиональной ориентации не менее 100 детям-инвалидам.

С целью обеспечения доступности детей-инвалидов к социальным объектам,при поддержке Фонда,подпрограммой предусмотрено приобретение двух микроавтобусов для Служб социального сопровождения города Биробиджана и Биробиджанского муниципального района, что позволит ежегодно предоставлять транспортные услуги более 200 детям с ограниченными возможностями здоровья.

Во всех районах области развиваются клубы для семей, имеющих детей с ограниченными возможностями и детей-инвалидов. В городе Биробиджане работает родительский клуб «Успех», клуб «Светлячок» действует в г. Облучье, клубы: «Шанс» – п. Смидович, «Семицветик» – с. Ленинское, «Добрый дом» – п. Амурзете, «Простор» – с. Валдгейм. Всего в клубах еженедельно встречаются более 90 детей–инвалидов и 50 детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. В 2014 году к занятиям в клубах привлекаются дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации. Общение в клубе детей–инвалидов со здоровыми сверстниками позволяет расширить круг общения детей, сформировать толерантное отношение общества к детям с ограниченными возможностями здоровья.

В рамках областной акции «Мы мир познать хотим!» проводятся экскурсии для детей-инвалидов, имеющих ограничения в передвижении, нарушения слуха и зрения. В текущем годуэкскурсионные мероприятияорганизуются для 200 детей-инвалидов. Впервые в области организуется работа по ознакомлению детей-инвалидов и их родителей с достопримечательностями Еврейской автономной области через интерактивные экскурсии.

В подпрограмму включены меры по абилитации – внедрению новых технологий по оказанию ранней помощи 60 детям с ограниченными возможностями здоровья в возрасте до 4 лет. Планируется обеспечить специальным оборудованием, способствующим физическому и нервно-психическому развитию детей, находящихся по медицинским и социальным показаниям в ОГКУЗ «Дом ребенка специализированный».

Принимаются необходимые меры по привлечению детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов и их родителейк семейным и детским мероприятиям, посвященным Международному дню семьи, Дню защиты детей, Международному дню инвалида, Дню матери, рождественским праздникам и др. Ежегодно в мероприятиях участвуютболее400 детей-инвалидов и их родителей.

Расширяется перечень предоставления социально реабилитационных услуг детям-инвалидам.В подпрограмму включены меры по формированию у детей-инвалидов навыков пользования персональным компьютером и сетью Интернет. В 2014 году занятия будут проведены для 20 детей-инвалидов.

В Рождественские праздники для 100 детей-инвалидов в городском Дворце культуры проводится новогоднее мероприятие, а для 80 детей-инвалидов, испытывающих трудность в передвижении, организуется выезд Деда Мороза и Снегурочки на дом. Всем детям вручается мягкая игрушка и сладкий подарок.
Оценка эффективности реализации подпрограммы

№ п/п

 

Наименование показателей

Ед. изм.

 

Значение показателя к началу реализации программы

 

Значение показателя, установленное программой

Фактическое значение показат. на 1 полугодие 2014 года

по окончании программ

на отчетный период (на конец 2014 )

1

2

3

4

5

6

7

1

Удельный вес детей-инвалидов, получивших реабилитационные услуги, в общей численности детей-инвалидов

%

40

60

55

50

2

Организация патронажного сопровождения семей с детьми с ограниченными возможностями здоровья

семей

-

более 170

120

150

3

Численность детей с ограниченными возможностями здоровья, получивших социально-педагогические и психологические услуги

чел.

-

120

55

50

4

Формирование у целевой группы навыков пользования персональным компьютером и сетью интернет

чел.

-

90

20

10

5

Удельный вес детей-инвалидов, получивших услуги по оздоровлению и отдыху, в общей численности детей-инвалидов

%

10

40

30

27

6

Обеспечение занятий на постоянной основе физической культурой и спортом детей с ограниченными возможностями здоровья в группах адаптивной физической культуры

чел.

60

100

90

100

7

Удельный вес детей-инвалидов школьного возраста, систематически занимающихся физкультурой, спортом, творчеством, в общей численности детей-инвалидов

%

10

40

30

29

Социальная поддержка семей с детьми-инвалидами широко освещается в средствах массовой информации, размещаются социальные баннеры, что способствует формированию толерантного отношения к детям-инвалидам.

Хочется обратить внимание на внедрение новых технологий, методик и методов работы:

    • Создание Службы социального сопровождения семей (патронаж семей);

    • Создание клубов для детей-инвалидови их родителей;

    • Расширение видов спортивной реабилитации (АФК, плавание, иппотерапия);

    • Формирование модели профессиональной подготовки детей-инвалидов к возможной для них трудовой деятельности;

    • Создание Лекотеки (обучение посредством игры);

    • Расширение деятельности службы «Социальное такси»

Рассмотрим некоторые направления:

Вновь созданными Службами осуществляется контроль и помощь в своевременном посещении семьями с детьми педиатра, прохождении комиссии МСЭК, содействие в оформлении социальных выплат и предоставлении мер поддержки.

В рамках патронажного сопровождения семей, имеющих детей-инвалидов, организовано предоставление новых реабилитационных услуг. С детьми проводятся творческие, музыкальные и спортивные занятия, организованы праздничные и экскурсионные мероприятия. Родителям детей-инвалидов предоставляется информация о социальных гарантиях, государственных и общественных организациях, оказывающих необходимую помощь и услуги.

За 1 полугодие 2014 года социальными работниками осуществлялся патронаж 338 семей, имеющих детей с ограниченными возможностями:

г. Биробиджан – 289 семей, Биробиджанский район – 49 семей. На патронаже находится 150 семей, активном патронаже находится 20 семей. Оказаны услуги: социально-бытовые – 114 услуг; социально-медицинские – 74 услуги; социально-экономические – 36 услуг; материальная помощь оказана 90 семьям с детьми; юридическая помощь оказана 144 семьям с детьми.

Основные виды деятельности, в которых дети и подростки с ограниченными возможностями наиболее полно развиваются и которые составляют основу преемственности развития личности ребенка – игра, учение (в том числе адаптивное), спорт и труд. В связи с этим на базе ОГКУ СО «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних» внедрена инновационная методика комплексной реабилитации - Лекотека. На слайде представлены основные формы работы специалистов:

1. Консультация    

Консультация–это встреча специалиста Лекотеки с родителями (воспитателями), во время которой реализуется конструктивное сотрудничество специалистов и родителей.

2. Диагностический игровой сеанс

Диагностический игровой сеанс представляет собой совместную игру родителей (воспитателей) с ребенком в специально оборудованном зале. Специалист ведет наблюдение за происходящим, в идеале–ДИС фиксируется на видеокассету. Результаты наблюдения фиксируются на формализованных бланках. По результатам ДИС составляется сезонный план сопровождения семьи.

3. Терапевтический игровой сеанс

Во время терапевтического игрового сеанса (обычно–40 минут) происходит игровое взаимодействие специалиста с ребенком в присутствии, а иногда–с участием родителей (воспитателей). Перед началом ТИС и после его окончания специалисты коротко (5 минут) беседуют с родителями (воспитателями). После ТИС специалист заполняет протокол.

4. Групповой родительский тренинг (ГРТ)

В групповой родительский тренинг участники включаются добровольно. Обычно–это тренинги по общению, игре, арт-методам, специальным техникам, по изготовлению игрушек и другие. В ряде случаев родителям предлагается участвовать в тренинге.

В настоящее время Лекотеку посещают 50 детей с особыми потребностями в развитии, в том числе, обучающихся в коррекционных классах общеобразовательных школ, и 50 родителей.

За 1 полугодие 2014 года воспитателями, психологами, социальным педагогом, учителем-дефектологом проведено: 192 индивидуальных, 72 групповых занятия и 9 занятий для 50 родителей по программам: «Взаимодействие в семье» и «Психокоррекция и психопрофилактика».

В результате у большинства детей достигнута положительная динамика в развитии мелкой моторики рук, речи, и внимания. На занятиях родители обучились: приемам организации игровой деятельности ребенка и выбору наиболее актуальных способов взаимодействия с ребенком в конкретных ситуациях, что в целом улучшило эмоционально-психологическое состояние всей семьи.

Все эти направления работы эффективно возможно реализовать при партнерстве всех заинтересованных служб и общественных объединений

страница 1


скачать

Другие похожие работы: