Анализ проекта ФАС России по внесению изменений в ст. 178 УК РФ позволяет прийти к следующим выводам.

Организационная часть

Проект в Правительство еще не внесен, ФАС Росси письмом в Правительство РФ "закрыл" контрольное поручение и проинформировал Правительство о том, как идет работа над законопроектом. В письме ФАС прямо указано, что проект только будет в установленном порядке внесен в Правительство. Надо будет посмотреть содержание этого проекта. Как показывает практика ФАС, каждый следующий проект, который позиционируется как «тот же», может существенно отличаться от предыдущего.

Содержательная часть

(анализируем текст, который имеем на настоящий момент)

Положительные изменения по сравнению с действующей редакцией ст. 178 УК РФ: из статьи исключена уголовная ответственность за злоупотребление доминирующим положением.

Негативные изменения по сравнению с действующей редакцией ст. 178 УК:

  1. принципиально изменена и формализована объективная сторона нарушения- Проект исключает основной квалифицирующий признак преступления по ст. 178 УК РФ - ограничение конкуренции;

  2. существенно расширен круг правоотношений, который будет квалифицироваться как преступление, целью поправок является применение ст. 178 УК РФ не только к соглашениям между хозяйствующими субъектами-конкурентами, но и к любым другим соглашениям.

Обоснование

Проект

Действующая редакция

"Заключение ограничивающего конкуренцию соглашения (картеля), запрещенного в соответствии с антимонопольным законодательством, а равно участие в таком соглашении."

"Недопущение, ограничение или устранение конкуренции путем заключения хозяйствующими субъектами-конкурентами ограничивающего конкуренцию соглашения (картеля)".



  1. Проект исключает основной квалифицирующий признак преступления ст. 178 УК РФ - ограничение конкуренции. Это недопустимо.

В соответствии с Проектом, преступление – это соглашение, которое запрещено антимонопольным законодательством. Из анализа ст. 11 Закона о конкуренции следует, что абсолютное большинство составов, которое запрещено Законом о конкуренции не требует доказывания ограничения конкуренции, а предполагает его (ч. 1, ч. 2, ч. 5 ст. 11 Закона о конкуренции), однако вменение правонарушения требует четкого установления объективной стороны правонарушения. Это порождает уже широко известную проблему, когда антимонопольный орган формально применяет нормы закона и при рассмотрении дел по ст. 11 Закона о конкуренции вменяет заключение антиконкурентного соглашения без анализа рынка, без оценки конкурентной среды, в отсутствие оценки действительного влияния на конкуренцию рассматриваемых соглашений. А самое главное, без действительного установления объективной стороны правонарушения.

Обозначенная проблема формального и, нередко, необоснованного применения ст. 11 Закона о конкуренции известна и бизнесу и судьям. Поэтому считаем принципиально важным сохранить в ст. 178 УК такой квалифицирующий признак преступления как ограничение, устранение или недопущение конкуренции. Исключения этого квалифицирующего признака из состава преступления существенно ухудшает положение бизнеса по сравнению с действующей редакцией и приведет к необоснованному применению уголовного наказания. Представляется необходимым при квалификации соглашения как преступления, установить и доказать, что оно привело к ограничению конкуренции. Это позволит не применять ст. 178 УК к обычным договорам поставки, другим вертикальным и горизонтальным соглашениям, которые не имели влияния на конкуренцию, но формально могли попадать под антимонопольные запреты.

2) Представляется, что целью поправок является применение ст. 178 УК РФ не только к соглашениям между хозяйствующими субъектами - конкурентами, но и к любым другим соглашениям.

Проект меняет действующую редакцию ст. 178 УК РФ, согласно которой преступлением являются соглашения между субъектами – конкурентами. Проект исключает этот квалифицирующий признак, преступлением является заключение соглашения между любыми лицами – как конкурентами, так и не конкурентами. Новая формулировка существенно расширяет круг соглашений, которые могут быть квалифицированы как преступление. В пояснительной записке к законопроекту нет обоснования для расширения круга правоотношений, попадающих под действие ст. 178 УК РФ.

Пояснения. Ст. 11 Закона о конкуренции содержит определение картеля: «Признаются картелем и запрещаются соглашения между хозяйствующими субъектами-конкурентами, то есть между хозяйствующими субъектами, осуществляющими продажу товаров на одном товарном рынке, если такие соглашения приводят или могут привести к …». Таким образом, ст. 11 Закона о конкуренции выводит определение «картель», через определение «субъекты-конкуренты». Под субъектами конкурентами закон понимает лиц, осуществляющих продажу товаров на одном товарном рынке. Такими субъектами, работающими на одном товарном рынке, то есть, субъектами-конкурентами антимонопольный орган считает производителя товара и оптового покупателя этого товара – лиц, которые заключают исключительно «вертикальные» соглашения – договоры поставки. Доводы антимонопольного органа при квалификации договора поставки по ч. 1 ст. 11 Закона о конкуренции как картельного соглашения заключаются в том, что производитель товара осуществляет деятельность на рынке «оптовой реализации …….. (наименование) продукции» и оптовый покупатель товара при последующей перепродаже тоже действует на рынке «оптовой реализации ……. (наименование) товара». Далее следует вывод со ссылкой на ч. 1 ст. 11 Закона о конкуренции, что рассматриваемые отношения поставки есть картель – как соглашения между хозяйствующими субъектами - конкурентами, то есть, между субъектами, действующими на одном товарном рынке.

В качестве примера следует привести материала дела А 79-9164/2010

Вывод. Действующая формулировка картеля, закрепленного в ст. 11 Закона о конкуренции позволяет антимонопольному органу формально, в нарушение экономической логики, относить к картелю вертикальные соглашения – договоры поставки, - как соглашения между лицами, действующими на одном товарном рынке.

Считаем необходимым сохранить в ст. 178 УК РФ такой квалифицирующий признак преступления как заключение соглашения между субъектами-конкурентами. Предложенные поправки необоснованно ухудшают положение бизнеса и расширяют применение ст. 178 УК РФ к социально неопасным правоотношениям.

страница 1


скачать

Другие похожие работы: