Рыкова М.М.

ГБОУ СОШ №197
ОПЫТ АДАПТАЦИИ ДИАГНОСТИЧЕСКОЙ МЕТОДИКИ «ПРОФАЙЛ ДЕСЯТКА»
Темой нашей опытно-экспериментальной работы является сопровождение предметного и профессионального самоопределения учащихся методом процессфолио. С этой целью нами была адаптирована методика профайл. Мы выделили 10 профилей, поэтому назвали данный профайл "Десятка". С помощью этой методики школьник может порефлексировать и «найти» себя.

Участникам предлагается девять характеристик учащихся. Необходимо выбрать ту, которая наиболее точно его описывает. Если ни одна не подходит, то нужно выбрать ту, которая произвела на наибольшее впечатление, или составить своё описание – это будет профайл №10.



Рис.1 «Профайл десятка»
Далее участники объединяются в группы и обсуждают особенности таких учеников, что другим необходимо знать о таком ученике, чтобы он смог работать на высоком уровне, выполнять значимую работу.

Данная методика была проведена не только с учениками 7 класса, но и с их родителями, и с завучами по воспитательной работе. Ответы систематизированы и обобщены.

Учащийся 1. В жизни Вы сообразительны, но в учебе нет. Вы бы сделали все, чтобы не были посмешищем в школе. В классе Вы клоун, человек постоянно возражающий, болтун, на грани проблем с поведением. Вы не будете против того, чтобы Вас отправили в учительскую, медпункт, к социальному работнику, в столовую и т.д. и Вы знаете, что для этого нужно сделать, вместо того, чтобы устно отвечать. Работники школы знают Вас очень хорошо и всегда любезно встречают, т.к. знают Вас как «действительно милого ребенка». В школе не так много места, чтобы Вы могли показать, на что действительно способны.

Все опрошенные отмечают коммуникативные качества, дружелюбие, готовность прийти на помощь, желание быть в центре внимания, заниженную самооценку, лень. Для успешной работы такому ученику нужен индивидуальный подход со стороны учителей, внимание к его внутреннему миру, активное включение во внеурочную деятельность.

Учащийся 2. Вы хороший, но ничем не примечательный учащийся. Вы смогли определить, что хочет от Вас каждый учитель, и Вы точно выполняете – вовремя и полностью. Вы обязательный ученик, но не стремитесь к высоким результатам в учебе. Вы один из тех детей, о которых говорят «спокойный ребенок, который учится в пределах нормы». Поскольку Вы выполняете все задания, Вам ставят хорошие отметки, и раз Вы не доставляете неприятностей, на Вас часто не обращают внимания.

По мнению опрошенных, такого ученика учителя воспринимают с благодарностью за дисциплинированность, неконфликтность, непроблемность, при этом редко обращают на него внимание. У него возможны скрытые таланты. Заниженная самооценка «темные лошадки», в которых скрыты мотивы поступков. Учителям нужно постараться создать условия, чтобы такой ученик проявил себя, признавать успехи, повышать самооценку через индивидуальные задания, вовлекать во внеклассную деятельность.

Учащийся 3. Вы любите учиться. У Вас жажда к обучению. Вы просматриваете книги, которые учителя вскользь упомянули и самостоятельно выводите альтернативные теоремы по математике – просто ради удовольствия. Ваше единственное сетование относительно школы заключается в том, что Вам приходится много работать и учиться среди одноклассников, которых учеба совершенно не волнует.

По мнению опрошенных, такой ученик умный, хорошо развитый, получает удовольствие от учёбы, серьёзно относится ко всему, поднимает уровень класса. У учителей он вызывает уважение. Такому ученику нужно обязательно заниматься дополнительно, учиться в специализированном учреждении, иметь возможность обучаться за рубежом. В отношениях с одноклассниками ему важно показать, что можно испытывать радость от общения. Для этого нужно вовлекать в участие во внеклассных мероприятиях.

Учащийся 4. Кто Вы такой? Учителям часто необходимо полугодие, чтобы запомнить, как Вас зовут, и Вы часто чувствуете себя невидимым. Так происходит, потому что Вам это либо нравится (например, Вы сидите на последних рядах и прячетесь за учениками, шляпами, всем чем угодно, охотно избегаете любую возможность ответить устно, выполняете хоть и не плохо, несложные задания, чтобы соответствовать низкому уровню), либо, по каким-либо причинам, у Вас нет права высказывать свою точку зрения. Вы наблюдаете за учащимися, которые вовлечены в учебный процесс со смешанным чувством зависти и презрения. По некоторым предметам Вы знаете больше чем они, но большинство учителей не знают о том.

По мнению опрошенных, у такого ученика серьёзные психологические проблемы, связанные с общением. Также возможно есть проблемы со здоровьем, которые мешают адаптироваться в коллективе и учиться. Вероятно, есть проблемы в семье. Могут быть успехи вне школы, но почти никто о них не знает. На такого ученика нужно чаще обращать внимание, включать в групповую работу, помочь подружиться с одноклассниками, поддерживать. Можно поручать индивидуальные задания и хороший результат представлять всему классу.

Учащийся 5. С Вашей точки зрения у Вас нет возможности преуспеть в школе. Сколько Вы себя помните, Вы всегда были в числе отстающих учеников. Вы медленно читаете и редко получаете удовлетворительную отметку за сочинения, написанные в классе. На самом деле в Вас есть силы, но кажется, что никто не хочет заметить или оценить этого. Вы задаетесь вопросом, изменится ли Ваша жизнь после окончания гимназии.

По мнению опрошенных, такой ученик имеет индивидуальные особенности, которые мешают ему хорошо учиться. Его часто считают лодырем, стараются реже спрашивать. У него есть внутренние проблемы, комплексы. Возможна неблагоприятная обстановка в семье. Нужно знать особенности внимания, памяти т.д. Учителям нужно найти такие задания, чтобы он мог блеснуть знаниями. Могут помочь занятия с репетитором, занятия в кружках, наличие хобби, успехи во внеурочной деятельности, положительное влияние друзей. Такому ученику нельзя попадать в дурную компанию. Полезно учиться планировать свою жизнь, ставить цели и добиваться их.

Учащийся 6. Вы доставляете удовольствие учителям. Вы четко знаете, что нужно сделать, чтобы получить максимально высокий балл, и Вы делаете это (не важно, каким образом). Вы организованны, дисциплинированы, сосредоточены на домашнем задании, на высоких отметках, а также на дополнительных занятиях, которые найдут положительное отражение в аттестате, который Вы подадите в вуз. Ваши учителя знают - Вы всегда выполните то, что они попросят, и Вы часто соглашаетесь.

По мнению опрошенных, такой ученик сообразительный, ответственный, исполнительный, заинтересованный. Он имеет высокий уровень притязаний, умеет добиваться высоких результатов. На него можно положиться. Важно, чтобы другие знали, что он не зануда, а интересный человек, с которым можно весело провести время. Иногда учителя ждут более высоких результатов, то есть предъявляют высокий уровень требований. Таким ученикам нужно учиться в профильных классах. Важно не потерять мотивацию.
Учащийся 7. Для Вас наиболее значимо оставить время для других полезных занятий в вашей жизни. Ваша цель - насколько возможно низкий проходной балл за наименьшее количество выполненных заданий. Зачем писать работу на 78%, если можно получить удовлетворительную оценку написав ее на 69.2 % и рассказав при этом какую-нибудь слезливую историю? Вы знаете все уловки: тесты для пропустивших занятия, переписывания, переделывания, дополнительные зачетные баллы, давление родителей, репетиторов, групповая работа (с нужными одноклассниками). Вы готовы потратить больше сил на то, чтобы победить в этой игре, чем учиться.

По мнению опрошенных, такой ученик общительный, активный, предприимчивый, сообразительный, харизматичный, но при этом хитрый и меркантильный. Часто такое поведение может быть формой протеста. Помочь может старание и ответственное отношение ко всему. Для этого нужно, чтобы появился интерес к учёбе. Таким ученикам нужно давать больше творческих заданий, вовлекать в различные формы деятельности.

Учащийся 8. У Вас творческое мышление, Вы любите искусство (рисование, музыку или театр) и полагаете, что все самое важное в жизни невозможно выразить в устной или письменной форме, т.к. от Вас ожидают в школе. Вы сталкиваетесь с трудностями, т.к. Вам приходится выполнять предъявляемые к Вам требования. Вы довольны собой, но часто испытываете ощущения, что «идете не в ногу».

По мнению опрошенных, такой ученик ведёт себя спокойно, с особым видением мира, чувствует внутренний мир других людей, вежливый. Учителям важно учитывать индивидуальные особенности, дать возможность проявить творческие способности. Нужна психологическая поддержка. Необходимо найти друзей-единомышленников. Актуален вопрос индивидуального образовательного маршрута.

Учащийся 9. Кто сказал, что учебные предметы, уроки, отметки – самые важные вещи в школе? Что касается Вас, уроки - это место, куда Вы приходите, чтобы увидеться с друзьями, и иногда, откровенно говоря, кажется, что занятия вмешиваются в то, что действительно важно, например беседа с друзьями, совместные игры, участие во внеучебной деятельности, как учителя ее называют. Та самая внеучебная деятельность вовсе не кажется внеучебной, а наоборот – самое главное, то, в чем заключается смысл школы.

По мнению опрошенных, такой ученик общительный, весёлый, разносторонне развитый, интересующийся. Учителя считают, что он может учиться гораздо лучше. Окружающие должны знать, что он идёт в школу ради общения с друзьями. Для продуктивной учёбы такому ученику нужны разнообразие, использование игровых технологий и групповой формы работы.

Учащийся 10. И завучи, и ученики составили похожую характеристику. Такой ученик учится хорошо, потому что любит учиться. Исполнителен, добросовестно выполняет любую работу. У него развит познавательный интерес. Лидерство идет изнутри, а не притянуто за уши – это нормальное состояние ребенка, черта его характера, а не игра. Готов уступить более сильному и толковому лидеру, но сохранить собственное мнение. Есть интересы помимо школы. Учителя такого ученика уважают и побаиваются, используют его потенциальные возможности. Необходим индивидуальный образовательный маршрут, максимальная загрузка. При этом важно не вызвать ощущение исключительности. А ученику нужно не лениться и стремиться к знаниям.

Ещё одно описание дала ученица 7-а класса Арина П. «Я отношусь и к №8 и к №4. Я очень люблю искусство и считаю, что нельзя выразить словами мелодию или картину. Я считаю, что искусство – что-то космическое, невероятное. Но я также и очень скромная, очень боюсь отвечать у доски или делать что-то на глазах у всех. Мне часто кажется, что я никто, что я не соответствую стандартам, что я плохая. Я всегда стараюсь сесть как можно дальше. Но мне одной очень плохо, я люблю быть частью компании, которая меня не отвергает, в которой я чувствую, что кому-то нужна. Люблю находиться со своими друзьями. У меня вечный комплекс вины, с которым я пытаюсь бороться». Арине очень важна поддержка друзей.

Полученные данные ещё раз подтверждают, что детям надо помогать выстраивать свой индивидуальный образовательный маршрут с учётом их особенностей.
Литература

1.Гутник И.Ю. Психолого-педагогическая диагностика в образовании: учебно-методическое пособие. – СПб., Свое издательство, 2013 (с.139 – 143).

страница 1


скачать

Другие похожие работы: