ОПИСАНИЕ МОДЕЛИ МУНИЦИПАЛЬНОЙ ПРОФИЛАКТИКИ, РАЗРАБОТАННОЙ И ДЕЙСТВУЮЩЕЙ НА ТЕРРИТОРИИ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОД НОРИЛЬСК.

В 2000 году в Норильске всплеск наркомании достиг такого уровня, что меры, предпринимаемые ранее, уже не давали необходимого эффекта. В проблему втягивались подростки 14-16 лет, доступ в школы, училища и институт для торговцев наркотиками был свободным и количество несовершеннолетних наркоманов постоянно росло.

Для того чтобы хотя бы затормозить процесс, а со временем и стабилизировать ситуацию, требовалось предпринять нестандартные шаги. Профилактика должна была войти в школы и ВУЗы надолго и прочно, только тогда можно было бы ждать эффекта, одноразовые акции или конкурсы ситуацию изменить не смогли бы. Нужна была профилактическая структура, которой не было. После сбора и анализа опыта других регионов совместно с РОБО Центр профилактики наркомании Санкт-Петербурга был разработан проект школьных координаторов, который был запущен в Норильске в 2000 году, сначала в пилотном режиме (сотрудники проекта работали по договорам ГПХ), а затем и на постоянной основе.

Итак, кто же может стать школьным координаторм – человеком, который специально подготовлен для ведения профилактики в образовательном учреждении в трех направлениях – с учащимися (или студентами), родителями и педагогами? В нашем случае – это психологи, прошедшие специальную дополнительную подготовку по вопросам наркомании и сопутствующих заболеваний.

План курсов дополнительной подготовки приведен ниже:

Программа обучения специалистов по профилактике
I блок – профилактика – от теории к практике.

Теоретические основы профилактики.

Концепция комплексной активной профилактики в образовательной среде.

Технологии, методики, формы ведения профилактической работы с различными категориями населения.

Особенности подросткового возраста – психологические, физиологические, социальные.

II блок – основы наркологии.

Фармакология и наркотики – классификация наркотиков, ощущения, даваемые наркотиками.

Определение немедицинского использования наркотиков. Наркотическая толерантность и абстиненция. Влияние употребления наркотиков, толерантности и абстиненции на поведение.

Фармакокинетика – дозы наркотика, способы приема наркотика, абсорбция наркотика, распространение, выведение наркотиков из организма.

Фармакодинамика – кривая эффективности дозы, эффективная и смертельная дозы, взаимодействие разных наркотиков.

Основы психофармакологии. Характеристики употребляющего наркотики – биологические характеристики, психологические характеристики. Социальные факторы и факторы окружения. Толерантность. Типы толерантности. Объяснение толерантности.

Кокаин и амфетамины. Депрессанты. Опиаты. Марихуана. Галлюциногены. Работа с мифами.

Лечение наркомании. Реабилитация. Виды реабилитационных программ.

Понятие зависимости и созависимости. Работа с родителями наркозависимых.

Правовые аспекты проблемы злоупотребления ПАВ.

Работа с потребителями ПАВ. Программа снижения вреда.

Приемы специфической и неспецифической профилактики. Демонстрационное занятие «Наркотик – стоит ли ему доверять?»

Алкогольная и табачная зависимости как первые ступени формирования тяжелых форм химических зависимостей.

III блок – основы знаний о сопутствующих заболеваниях.

Инфекционные заболевания. Возбудители инфекционных заболеваний. Понятие иммунитета.

Вирусные инфекции: ОРВИ, грипп, вирусные гепатиты, СПИД.

ВИЧ-инфекция. История открытия вируса ВИЧ. Распространение в мире. Начало эпидемии ВИЧ в России.

Группы риска. Пути передачи.

Стадии ВИЧ-инфекции.

Лечение. Меры профилактики.

Экстренные мероприятия в случае опасного контакта с ВИЧ инфицированным.

IV блок – основы консультирования.

История развития телефонов доверия.

Основные принципы работы на ТД.

Анализ взаимоотношений между консультантом и абонентом.

Возможности применения навыков активного слушания в условиях консультирования по телефону.

Отработка навыков использования голоса как одного из инструментов консультанта ТД.

Начало разговора, готовность к звонку.

Техники установления контакта.

Техники ведения беседы по телефону.

Навыки взаимодействия с клиентами агрессивными, суицидальными, находящимися в кризисном состоянии.

Защиты и ошибки в работе телефонного консультанта.

Работа с постоянными абонентами.

Определение индивидуального стиля участника, как будущего консультанта.

Профилактика наркомании – доля участия телефонного консультанта.

Специфика и особенности консультирования по телефону наркозависимых.

Специфика и особенности консультирования по телефону созависимых.

Психологические подходы к проблеме наркомании.

Специфика консультирования по проблеме ВИЧ и СПИДа (основы предтестового и постестового консультирования).

V блок – профессиональная безопасность.

Понятие синдрома сгорания и его профилактика.

Профессиональные трудности в системе оказания помощи «человек-человек».

Симптомы и основные проявления синдрома сгорания.

Способы профилактики синдрома сгорания.

Действия при обнаружении симптомов синдрома сгорания на уровне личности, профессиональном, административном.

Супервизия – основной вид профессиональной помощи и поддержки.

Виды супервизионных сессий.

Цели и задачи супервизии.

Инструменты оказания профессиональной помощи.

Ведущий супервизорской группы. Его роль и функции.

Кодекс и этические нормы супервизионных сессий.

Разбор профессиональных трудностей участников супервизионной группы.

Супервизия на практике.

VI блок – основы тренерских навыков.

Как провести тренинг.

Кто такой тренер, его роль.

Особенности работы с группой.

Динамика группы.

«Подводные камни» тренинга.

Подготовка тренинга.

Агрессия. Как с ней справиться. Работа с агрессией в группе.

Дискриминация в группе.

Анализ эффективности.

Помимо дополнительной подготовки важно было прописать должностные обязанности специалиста. Школьный координатор не является работником школы (это повышает уровень доверия при разрешении каких-то критических ситуаций), один специалист обслуживает 4 школы и один ВУЗ или ССУЗ по индивидуальному расписанию, в неделю каждый сотрудник имеет 12 контактных часов, а как они распределяются между школами обслуживания зависит от активности и заинтересованности администраций образовательных учреждений.

Так как руководитель службы профилактики находится в штате Управления по спорту, туризму и молодежной политике, а введение дополнительных ставок в Администрацию нереально, то было принято решение о введении 10 бюджетных ставок и распределении их по ДЮСШ по 1-2 человека по должности «инструктор – методист по пропаганде ЗОЖ». Поэтому в должностной инструкции идет двойное администрирование – директора ДЮСШ и главного специалиста отдела молодежной политики, который возглавляет службу профилактики наркомании. Ниже приведен текст должностной инструкции:

ДОЛЖНОСТНАЯ ИНСТРУКЦИЯ

ИНСТРУКТОРА - МЕТОДИСТА ПО ПРОПАГАНДЕ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ

  1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

    1. Инструктор - методист по пропаганде здорового образа жизни должен иметь высшее образование по социальному, педагогическому или психологическому профилям и наличие специальной подготовки по вопросам организации системы первичной профилактики зависимостей на уровне общеобразовательных и средних специальных учебных заведений.

    2. В своей деятельности инструктор - методист по пропаганде здорового образа жизни руководствуется Конституцией и законами Российской Федерации (в том числе Концепцией государственной политики по контролю за наркотиками в Российской Федерации, Законом РФ «О наркотических средствах и психотропных веществах»), законами и нормативными правовыми актами Красноярского края по профилактике наркомании в образовательной среде, решениями Правительства Российской Федерации (в том числе постановлением Государственной Думы РФ «О неотложных мерах по предупреждению распространения в России наркомании и токсикомании среди детей и молодежи»), органов управления образования всех уровней по вопросам профилактике наркомании в образовательной среде (в том числе Концепцией профилактики наркомании в образовательной среде); трудовым законодательством; правилами и нормами охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты, (в том числе Правилами внутреннего распорядка, приказами и распоряжениями директора МОУ ДОД ДЮСШ и главного специалиста отдела молодежной политики Управления по спорту, туризму и молодежной политике Администрации города Норильска, настоящей должностной инструкцией).

    3. Инструктор - методист по пропаганде здорового образа жизни соблюдает Конвенцию о правах ребенка.

    4. Инструктор - методист по пропаганде здорового образа жизни работает в режиме ненормированного рабочего дня по графику, составленному исходя из 36 часовой рабочей недели и утвержденному директором МОУ ДОД ДЮСШ и главным специалистом отдела молодежной политики Управления по спорту, туризму и молодежной политике Администрации города Норильска.

  2. СЛУЖЕБНЫЕ ОТНОШЕНИЯ

    1. Инструктор - методист по пропаганде здорового образа жизни назначается и освобождается от должности директором МОУ ДОД ДЮСШ.

    2. Инструктор - методист по пропаганде здорового образа жизни подчиняется административно директору МОУ ДОД ДЮСШ, функционально – главному специалисту отдела молодежной политики Управления по спорту, туризму и молодежной политике Администрации города Норильска.

  3. ДОЛЖНОСТНЫЕ ОБЯЗАННОСТИ

Инструктор - методист по пропаганде здорового образа жизни выполняет следующие должностные обязанности:

  1. вырабатывает принципы взаимодействия педагогов, специалистов помогающих служб (психолог, социальный педагог, классный воспитатель) и родителей - вырабатывает принципы сотрудничества, единство цели, актуальности проблемы через:

  • выступления на родительских собраниях;

  • семинары с педагогами, психологами, классными руководителями;

  • семинары с активом родителей;

  • разработка и обеспечение всех методическим, просветительским материалом;

  • индивидуальные беседы;

  • средства массовой информации;

  1. знакомит работников школы или среднего специального учебного заведения и родителей с ситуацией распространения наркозависимости среди подростков в настоящее время с учетом всех новейших имеющихся данных различных структур и по результатам комплексного социологического исследования, обозначает основные причины и общие тенденции развития ситуации с незаконным оборотом наркотиков и злоупотреблением психоактивными веществами в молодежной среде и конкретно в данном образовательном заведении, т.е. отрабатывает социальный аспект наркозависимости при проведении следующих мероприятий:

  • педагогические советы;

  • родительские собрания;

  • семинары, совещания;

  • методические объединения (классных руководителей и социальных педагогов);

  • распространение литературы: просветительских материалов, книг, брошюр, буклетов, видеоматериалов.

  1. совместно с руководителями образовательного заведения разрабатывает план работы по формированию собственной антинаркотической политики, как фактора защиты учащихся от роста наркозависимости на территории данного учреждения через разработку планов занятий и внеклассных мероприятий по профилактике химических зависимостей, совместно с руководителями учебных заведений;

  2. знакомит специалистов школы и родителей с основными этапами развития наркозависимости и изменениями, происходящими при этом в мотивационной и поведенческой сфере человека, т.е. отрабатывает психологический аспект наркозависимости при проведении следующих мероприятий:

  • педагогические советы;

  • родительские собрания;

  • семинары, совещания;

  • методические объединения (классных руководителей и социальных педагогов);

  • распространение литературы: просветительских материалов, книг, брошюр, буклетов, видеоматериалов.

  1. учит специалистов школы или среднего специального учебного заведения выявлять группу риска (экспериментаторов с наркотическими веществами) по поведенческим признакам и формирует представление о приемах и этапах работы с различными группами экспериментаторов – на семинарских занятиях, совещаниях обучает методикам по определению и выявлению группы риска (экспериментаторов с наркотическими веществами) через лекционный материал, информационный блоки, психологические тренинги и тренинги в соответствии с данной тематикой, а также через распространение литературы: просветительских материалов, книги, брошюры, буклетов, видеоматериалов;

  2. определяет возможности решения профилактических задач через материал учебных предметов, через обеспечение педагогов предметников методическим и дидактическим материалом;

  3. разрабатывает принципы, основное содержание, примерные формы и методы ведения профилактической работы с родителями:

  • личный пример – как самое продуктивное воспитательное воздействие;

  • формирование устойчивой мотивации к здоровому образу жизни (ЗОЖ);

  • основное содержание, примерные формы:

  • родительские собрания, семинары;

  • индивидуальные консультации, беседы;

методы ведения профилактической работы:

  • лекционный материал;

  • тренинги;

  • анкетирование, тесты;

  • раздаточный материал;

  • видеоматериал.

  1. организует и проводит для учащихся курсы, направленные на профилактику психоэмоциональной дезадаптации и привитие навыков здорового образа жизни;

  2. готовит молодежных лидеров для работы в среде сверстников через проведение занятий в клубе «Ровесник – ровеснику»;

  3. создает условия для самореализации подростков и повышения их социальной активности через участие в молодежном антинаркотическом движении – распространение опыта движения «Ровесник – ровеснику» в молодежной среде, через подготовленных молодежных лидеров;

  4. работает с подростками группы риска по привлечению их к деятельности движения силами молодежных лидеров;

  5. обеспечивает поддержку движения со стороны педагогов и родителей, разъясняя его цели и задачи, распространяя идеологию движения через:

  • родительские собрания;

  • педагогические советы;

  • семинары;

  1. выполняет правила и нормы охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты;

  2. вносит предложения по улучшению условий проведения обучающих курсов;

  3. систематически повышает свою профессиональную квалификацию через:

  • изучение специальной, профессиональной литературы;

  • прохождение курсов повышения квалификации;

  • просмотр тематических видеоматериалов;

  • получение дополнительного образования, через поездки в другие города на форумы, конференции, семинары;

  1. участвует в работе методического совета отдела;

  2. проходит периодические бесплатные медицинские обследования;

соблюдает этические нормы поведения в образовательных учреждениях, быту, общественных местах.

    1. Самостоятельно планирует свою работу на каждый год и на каждое полугодие. План работы утверждается главным специалистом отдела молодежной политики Управления по спорту, туризму и молодежной политике Администрации города Норильска не позднее 10 дней с начала планируемого периода.

    2. Представляет главному специалисту отдела молодежной политики Управления по спорту, туризму и молодежной политике письменный отчет о своей деятельности в течение 10 дней по окончании каждого полугодия; устный отчет о своей деятельности на административном совещании в конце каждого месяца.

3.21.Систематически обменивается информацией по вопросам, входящим в его компетенцию, с сотрудниками и главным специалистом отдела молодежной политики Управления по спорту, туризму и молодежной политике.

3.22. Информирует главного специалиста отдела молодежной политики Управления по спорту, туризму и молодежной политике о возникших трудностях.


  1. ПРАВА

Инструктор - методист по пропаганде здорового образа жизни имеет право:

  1. на защиту профессиональной чести и достоинства;

  2. знакомиться с жалобами и другими документами, содержащими оценку его работы, давать по ним объяснения;

  3. защищать свои интересы самостоятельно и/или через представителя, в том числе адвоката, в случае дисциплинарного расследования или служебного расследования, связанного с нарушением норм профессиональной этики;

  4. на конфиденциальность дисциплинарного (служебного) расследования, за исключением случаев, предусмотренных законом;

  5. свободно выбирать и использовать технологии профилактической работы;

  6. повышать квалификацию;

  7. аттестоваться на добровольной основе на соответствующую квалификационную категорию и получить ее в случае успешного прохождения аттестации.

  1. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

  1. В установленном законодательством Российской Федерации порядке инструктор - методист по пропаганде здорового образа жизни несет ответственность за жизнь и здоровье обучающихся (воспитанников) во время профилактических мероприятий, а также за нарушение прав и свобод обучающихся (воспитанников) во время проведения подобных мероприятий.

  2. За неисполнение или ненадлежащее исполнение без уважительных причин Устава и Правил внутреннего трудового распорядка, законных распоряжений директора МОУ ДОД ДЮСШ и главного специалиста отдела молодежной политики Управления по спорту, туризму и молодежной политике Администрации города Норильска и иных локальных нормативных актов, должностных обязанностей, установленных настоящей Инструкцией, инструктор - методист по пропаганде здорового образа жизни несет дисциплинарную ответственность в порядке, определенном трудовым законодательством.

  3. За применение, в том числе однократное, методов воспитания, связанных с физическим и (или) психическим насилием над личностью обучающегося (воспитанника), а также совершение иного аморального проступка инструктор - методист по пропаганде здорового образа жизни может быть освобожден от занимаемой должности в соответствии с трудовым законодательством и Законом Российской Федерации «Об образовании». Увольнение за данный проступок не является мерой дисциплинарной ответственности.

  4. За виновное причинение ущерба в связи с исполнением (неисполнением) своих должностных обязанностей инструктор - методист по пропаганде здорового жизни образа несет материальную ответственность в порядке и в пределах, установленных трудовым и (или) гражданским законодательством.



В период, когда проект реализовался в пилотном режиме, сотрудничество службы профилактики и Управления образования осуществлялось на основе нижеприведенного соглашения:

С О Г Л А Ш Е Н И Е

город Норильск «____» ________ 20___ г.

Управление образования Администрации города Норильска, именуемое в дальнейшем «Управление», в лице начальника_______________, действующей на основании Положения и Администрации города Норильска, именуемая в дальнейшем «Администрация», в лице Главы города Норильска_________________, действующего на основании Устава, заключили настоящее Соглашение о нижеследующем

страница 1страница 2 ... страница 9страница 10


скачать

Другие похожие работы: