1. Концептуальный модуль образовательной программы
1.1. Информационная карта

  • Кружок – «Химия вокруг нас»

  • Педагог дополнительного образования – Гуз Галина Ивановна

  • Образовательная программа – рабочая

  • Вид программы – авторская

  • Целевая установка – предметно-направленная

  • Специфика содержания – расширенная

  • Уровень усвоения – общекультурный

  • Функциональное назначение – практикоориентированная

  • Форма реализации – стационарная

  • Способ реализации – групповой

  • Возрастной диапазон – учащиеся 6-8 классов

  • Продолжительность реализации – 1 год


1.2. Пояснительная записка

Программа «Химия вокруг нас» направлена на знакомство обучающихся с основами химии, расширение знаний по биологии и экологии, формирование интереса к изучению данных дисциплин. На занятиях в кружке обучающиеся знакомятся с прикладными аспектами химии, со связью химии и жизни.

Большая часть времени отводится на проведение химического эксперимента, в ходе которого обучающиеся знакомятся с правилами безопасного обращения с веществами, с химической посудой и оборудованием, учатся выполнять основные операции. Выполнение практических работ способствует формированию навыков осуществления эксперимента и его планирования.

Кружок «Химия вокруг нас» ориентирован на учащихся 6-7 классов. Программа рассчитана на 32 недели. Занятия будут проводиться 1 раз в неделю по 2 часа. Всего 64 часа.

Занятия по программе проводятся с использованием разнообразных методов обучения: словесных (беседа, рассказ, лекция), словесно-наглядных (демонстрация объектов), словесно-наглядно-практических (химический эксперимент).

Также предусмотрены разные формы организации занятий: семинары, практические работы, игры, экскурсии.

Основная цель программы: сформировать у обучающихся представление о роли химии в жизни человека, интерес к изучению дисциплины «Химия», навыки безопасного обращения с веществами.

Задачи программы:

1. Образовательные:

  • познакомить обучающихся с основами учебной дисциплины «Химия»;

2. Развивающие:

  • развивать навыки самостоятельной работы с информационными ресурсами;

  • начать формирование навыков планирования и проведения химического эксперимента;

  • развивать умение делать выводы;

  • развивать наблюдательность;

  • подготовить обучающихся к изучению химии в дальнейшем;

3. Воспитательные:

  • развивать навыки работы в группе;

  • развивать коммуникативные навыки;

  • развивать аккуратность, добросовестность.

2. Образовательный стандарт программы



Раздел программы

Основные термины, понятия

Необходимо знать

Необходимо уметь

1

Вводное занятие. Инструктаж по ТБ, ПБ

Техника безопасности

Правила по ТБ и ПБ; правила поведения в кабинете химии

Соблюдать правила внутреннего распорядка и эвакуации

2

Введение. Знакомство с химической посудой и лабораторным оборудованием

Пробирки, химические стаканы, мерные цилиндры, колбы, сушильный шкаф, цифровые весы

Назначение основной химической посуды и лабораторного оборудования




I раздел. Основные химические понятия

3

Химические вещества

Атомы, молекулы, вещества. Вещества и тела. Чистые вещества, смеси

Способы разделения смесей

Различать вещества и тела.

Различать чистые вещества и смеси, разделять смеси веществ

4

Химические явления

Физические и химические явления, химические реакции

Признаки химических явлений

Различать физические и химические явления

II раздел. Химия в жизни человека

5

Химия и питание

Органические вещества, белки, жиры, углеводы, витамины, минеральные вещества, загрязнители, качество продуктов питания, пищевые добавки

Основные химические вещества, входящие в состав пищевых продуктов, источники загрязнения пищевых продуктов, основные пищевые добавки

Определять в продуктах питания наличие белков, жиров, углеводов, содержание витамина С

6

Бытовая химия

Бытовые препараты, синтетические моющие средства, жесткость воды, краски, пигменты

Основные бытовые препараты, их назначение, понятие «жесткость воды», способы устранения жесткости воды, виды красок

Определять жесткость воды и устранять ее, удалять пятна различного происхождения, получать некоторые пигменты и масляные краски

7

Химия и медицина

Лекарственные препараты, антибиотики, анальгезирующие, жаропонижающие, противовоспалительные средства, наркотики

Действие основных лекарственных препаратов на организм человека




8

Косметическая химия

Косметические препараты, шампунь, мыло, красители для волос, средства для ухода за кожей, средства для ухода за ротовой полостью, декоративная косметика

Основные косметические препараты, их назначение

Определять рН шампуней и мыла, получать мыло

III раздел. Химия и окружающая среда

9

Химия атмосферы

Атмосфера, тропосфера, стратосфера, мезосфера, термосфера, ионосфера, кислотные дожди, парниковый эффект, «озоновые дыры»

Строение и химический состав атмосферы, основные источники загрязнения атмосферы, последствия загрязнения атмосферы, способы очистки атмосферы

Определять запыленность воздуха по листьям и по снегу, оценивать загрязнение воздуха по состоянию хвои сосны

10

Химия гидросферы

Гидросфера, сброс сточных вод

Понятие «гидросфера», физические и химические свойства воды, основные источники загрязнения гидросферы, последствия загрязнения гидросферы, способы очистки воды

Проводить химический анализ воды, очистку загрязненной воды

11

Химия почвы

Структура почвы, состав почвы, кислотность почвы, загрязнение почвы

Понятие «кислотность почвы», способы нейтрализации кислых почв, основные источники загрязнения почвы

Определять кислотность почвы

12

Итоговое занятие










3. Содержательный модуль образовательной программы
3.1. Учебно-тематический план образовательной программы



темы

всего часов

теория

практика

1

Вводное занятие. Инструктаж по ТБ и ПБ

2

2




2

Введение. Знакомство с химической посудой и лабораторным оборудованием

2




2




I раздел. Основные химические понятия

10

2

8

3

Химические вещества

6

2

4

4

Химические явления

4




4




II раздел. Химия в жизни человека

32

16

16

5

Химия и питание

15

8

7

6

Бытовая химия

6

3

3

7

Химия и медицина

6

2

4

8

Косметическая химия

4

2

2




III раздел. Химия и окружающая среда

16

7

9

9

Химия атмосферы

5

2

3

10

Химия гидросферы

6

2

4

11

Химия почвы

4

2

2

12

Итоговое занятие

2




2




ИТОГО

64

27

37


3.2. Описание содержания разделов программы

Вводное занятие. Инструктаж по ТБ, ПБ

Знакомство с правилами по ТБ и ПБ, правилами безопасного поведения в лаборатории.

Введение. Знакомство с химической посудой и лабораторным оборудованием

Химическая посуда, ее виды и назначение. Лабораторное оборудование. Правила обращения с химической посудой и оборудованием.

Практические работы: 1. Работа с химической посудой и оборудованием.

I раздел. Основные химические понятия

Химические вещества

Понятия «вещество» и «тело». Частицы, образующие вещество. Правила обращения с химическими веществами. Чистые вещества и смеси. Способы разделения смесей веществ.

Практические работы: 1. Разделение смесей веществ.

Химические явления

Физические и химические явления. Признаки химического явления.

Практические работы: 1. Признаки химических явлений.

II раздел. Химия в жизни человека

Химия и питание

Химический состав продуктов питания, значение основных веществ для организма человека. Основы рационального питания. Гигиена приготовления и хранения пищевых продуктов. Загрязнение пищевых продуктов. Пищевые добавки. Химические методы определения и сохранения качества продуктов питания.

Практические работы: 1. Исследование продуктов питания на содержание белков, жиров и углеводов. 2. Качественное определение железа в продуктах питания. 3. Определение содержания витамина С в продуктах. 4. Определение качества молока. 5. Составление меню

Экскурсия на хлебозавод

Бытовая химия

Многообразие современных бытовых препаратов. Безопасное обращение с бытовыми химикатами. Синтетические моющие средства. Средства для удаления пятен. Краски, их состав, виды, назначение.

Практические работы: 1. Определение жесткости воды, ее устранение. 2. Удаление пятен различного происхождения. 3. Получение красок.

Химия и медицина

Роль химии в медицине. История фармакологии. Домашняя аптечка. Лекарственные средства, приготовленные из растений. Наркотики. Биологически активные добавки.

Практические работы: 1. Знакомство с лекарственными средствами. 2. Изучение ферментативной активности препарата «Мезим Форте». 3. Изучение влияния этилового спирта на белки.

Косметическая химия

Разнообразие косметических препаратов. Химический состав волос и кожи.

Практические работы: 1. Определение рН косметических средств. 2. Получение мыла.

III раздел. Химия и окружающая среда

Химия атмосферы

Строение и химический состав атмосферы. Загрязнение атмосферы и его последствия. Меры предотвращения загрязнения атмосферы, способы очистки атмосферы.

Практические работы: 1. Определение запыленности воздуха по листьям, по снегу. 2. Оценка загрязнения атмосферы по состоянию хвои сосны.

Экскурсия в парковую зону.

Химия гидросферы

Понятие о гидросфере. Физические и химические свойства воды. Загрязнение гидросферы, его последствия. Способы очистки воды.

Практические работы: 1. Химический анализ воды. 2. Очистка загрязненной воды.

Экскурсия на очистные сооружения.

Химия почвы

Структура и состав почвы. Кислотность почвы. Загрязнение почвы.

Экскурсия на учебно-опытный участок отдела растениеводства ЦЭВД.
4. Проект организации образовательного процесса

Период обучения

Содержание тем

Техническое обеспечение

Дидактический, методический материал

Виды деятельности

сентябрь

Вводное занятие. Инструктаж по ТБ и ПБ

Инструкции по ТБ и ПБ, химическая посуда и реактивы




рассказ

сентябрь

Введение. Знакомство с химической посудой и лабораторным оборудованием

Химическая посуда и оборудование




Практическая работа

сентябрь-октябрь

Химические вещества

Химическая посуда и реактивы, предметы из различных материалов

Карточки-инструкции к практической работе

Практическая работа

октябрь-ноябрь

Химические явления

Химическая посуда и реактивы

Карточки-инструкции к практической работе

Практическая работа

ноябрь-декабрь

Химия и питание

Продукты питания, химическая посуда, реактивы

Карточки-инструкции к практическим работам и лабораторным опытам; карточки с заданиями; фотографии моделей молекул органических веществ

Практические работы, выступление с докладами, беседы, участие в игре; экскурсия

январь

Бытовая химия

Бытовые препараты различного назначения, химическая посуда и реактивы

Карточки-инструкции к практическим работам и лабораторным опытам; карточки с заданиями

Практические работы, беседы

февраль

Химия и медицина

Лекарственные препараты, химическая посуда и реактивы

Карточки-инструкции к практическим работам и лабораторным опытам, карточки с заданиями

Практические работы, защита рефератов

февраль-март

Косметическая химия

Косметические препараты, каталоги косметических средств, химическая посуда и реактивы

Карточки-инструкции к практической работе, карточки с заданиями

Практическая работа, беседы

март

Химия атмосферы

Таблицы, химическая посуда, реактивы

Карточки-инструкции к практическим работам и лабораторным опытам

Практические работы, участие в семинаре, экскурсия

апрель

Химия гидросферы

Химическая посуда, реактивы

Карточки-инструкции к практическим работам и лабораторным опытам, карточки с заданиями

Практические работы, экскурсия

апрель-май

Химия почвы

Химическая посуда, реактивы

Карточки с заданиями

Участие в семинаре, экскурсия

Май

Итоговое занятие







Поощрение лучших членов кружка, чаепитие


6. Оценочно-результативный модуль программы
Система текущего и итогового контроля



Название разделов, тем

Форма текущего контроля

Форма итогового контроля

1

Вводное занятие. Инструктаж по ТБ и ПБ

Устный опрос

Проверка умения ориентироваться в здании

2

Введение. Знакомство с химической посудой и лабораторным оборудованием

Отчет по практической работе

Проверка умения работать с химической посудой и оборудованием при проведении лабораторных опытов и практических работ




I раздел. Основные химические понятия







3

Химические вещества

Отчет по практической работе

Отчет по практической работе. Проверка умения применять методы безопасной работы при проведении лабораторных опытов и практических работ

4

Химические явления

Отчет по практической работе

Отчет по практической работе




II раздел. Химия в жизни человека







5

Химия и питание

Отчеты по практическим работам, отчет по результатам экскурсии

Отчеты по выполненным практическим работам, выступление с докладами

6

Бытовая химия

Отчеты по практическим работам

Отчеты по выполненным практическим работам,

7

Химия и медицина

Отчеты по практическим работам

Защита рефератов

8

Косметическая химия

Отчеты по практическим работам

Отчеты по выполненным практическим работам,




III раздел. Химия и окружающая среда







9

Химия атмосферы

Отчеты по практическим работам, отчет по результатам экскурсии

Отчеты по выполненным практическим работам,

10

Химия гидросферы

Отчеты по практическим работам, отчет по результатам экскурсии

Отчеты по выполненным практическим работам,

11

Химия почвы

Отчеты по практическим работам, отчет по результатам экскурсии

Отчеты по выполненным практическим работам

12

Итоговое занятие








Предполагаемый уровень достижения обучающихся

По окончанию занятий в кружке «Химия вокруг нас» учащиеся должны

Знать:

  • правила безопасного обращения с веществами;

  • способы разделения смесей веществ;

  • признаки химических явлений;

  • действие основных лекарственных препаратов на организм человека;

  • основные химические вещества, содержащиеся в пищевых продуктах;

  • основные источники загрязнения пищевых продуктов;

  • основные препараты бытовой химии и область их применения;

  • разнообразие косметических препаратов;

  • основные экологические проблемы атмосферы, гидросферы, литосферы;

  • источники загрязнения окружающей среды;

Уметь:

  • планировать и проводить химический эксперимент по анализу различных объектов.


Список литературы для учителя

  1. Алехина Е.А. Изучение состава и загрязненности воздуха// Химия в школе. – 2008. - №2. – С. 68-70.

  2. Американское химическое общество. Химия и общество. - М., 1995.

  3. Аналитическая биохимия. 10-11 классы: элективный курс/ авт.-сост. В.А. Храмов. – Волгоград, 2007.

  4. Анацко О.Э. Урок по теме «Тела и вещества»// Химия в школе. – 2007. - №3. – С. 50-52.

  5. Дубов Д.П. Экология жилища и здоровье человека. – Уфа, 1995.

  6. Залетило С.С. Вода. Очистка воды// Химия в школе. – 2007. - № 4. – С. 36-38.

  7. Иванова О.Б. Из опыта проведения конференции «Алкоголь. Курение. Наркотики». – 2009. - №6. – С. 76-77.

  8. Колчанова Л.В., Колчанов Р.А. Инновационный подход к ученическому эксперименту// Химия в школе. – 2009. - №5. – С. 55-57.

  9. Кольцова Г.А. Презентация элективного курса «Химия, здоровье, красота»// Химия в школе. – 2007. - № 10. – С. 48-50.

  10. Коренман Я.И. Практикум по аналитической химии. Анализ пищевых продуктов: В 4-х книгах. Книга 1. Титриметрические методы анализа. – М., 2005.

  11. Кролевец А.А. Витамины с пользой для здоровья// Химия в школе. – 2008. - № 1. – С. 7-10; № 2. – С. 8-11; № 3. – С 7-10.

  12. Кукушкин Ю.Н. Химия вокруг нас. – М., 1992.

  13. Лыгин С.А., Белая Е.А., Осинцева Н.В. Организация проектной деятельности учащихся. – 2009. - №5. – С.63-66.

  14. Меринова Л.И. Из опыта изучения биогенных элементов// Химия в школе. – 2008. - № 4. – С. 24-26.

  15. Ольгин О. Опыты без взрывов. – М., 1986.

  16. Пичугина Г.В. Химия и повседневная жизнь человека. – М., 2006.

  17. Протасов В.Ф., Молчанов А.В. Экология, здоровье и природопользование в России. – М., 1995.

  18. Русецкая О.П. пища, которую мы едим// Химия в школе. – 2008. - № 5. – С. 19-22.

  19. Скурихин И.М., Нечаев А.П. Все о пище с точки зрения химика. – М., 1991.

  20. Титова И.М. Элективный курс «Химия и искусство»// Химия в школе. – 2007. - № 4. – С.41-44.

  21. Урванцева Г.А. Биологическое значение иода// Химия в школе. – 2009. - №5. – С. 11-13.

  22. Химия вне рамок урока/ Сост. И.А. Костенчук. – М., 2008.

  23. Химия. 9 класс: сборник элективных курсов. Вып. 3/ авт.-сост. В.Е. Морозов. – Волгоград, 2007.

  24. Химия. 9 класс: сборник элективных курсов/ сост. Н.В. Ширшина. – Волгоград, 2006.

  25. Химия: проектная деятельность учащихся/ авт.-сост. Н.В. Ширшина. –Волгоград, 2008.

  26. Храмов В.А., Савин Г.А., Папичев Н.В. Мезим для желудка необходим?// Химия в школе. – 2008. - № 6. – С. 64-65.

  27. Штремплер Г.И. Предпрофильная подготовка по химии. – М., 2007.

  28. Шустов С.Б., Шустова Л.В. Химия и экология. – Н.Новгород, 1995.

  29. Элективный курс. Химия в повседневной жизни. 10-11 классы/ Сост. С.В. Бочарова. – Волгоград, 2007.

  30. Элективный курс. Химия и охрана окружающей среды. 10 класс/ Сост. И.Н. Баланова. – Волгоград, 2007.

  31. Элективный курс. Химия и охрана окружающей среды. 11 класс/ Сост. И.Н. Баланова. – Волгоград, 2007.

  32. Юдин А.М., Сучков В.Н. Химия в быту. – М., 1985.

  33. Юдин А.М., Сучков В.Н., Коростелин Ю.А. Химия вокруг нас. – М., 1987.


Список литературы для обучающихся

  1. Американское химическое общество. Химия и общество. - М., 1995.

  2. Кукушкин Ю.Н. Химия вокруг нас. – М., 1992.

  3. Ольгин О. Опыты без взрывов. – М., 1986.

  4. Пичугина Г.В. Химия и повседневная жизнь человека. – М., 2006.

  5. Элективный курс. Химия и охрана окружающей среды. 10 класс/ Сост. И.Н. Баланова. – Волгоград, 2007.

  6. Элективный курс. Химия и охрана окружающей среды. 11 класс/ Сост. И.Н. Баланова. – Волгоград, 2007.

  7. Юдин А.М., Сучков В.Н. Химия в быту. – М., 1985.

  8. Юдин А.М., Сучков В.Н., Коростелин Ю.А. Химия вокруг нас. – М., 1987.


Материально-техническое обеспечение программы
Химическая посуда: пробирки, стаканы, колбы конические, колбы мерные, мерные цилиндры, пипетки мерные, бюретки, ступки и пестики, фарфоровые чашки.

Приборы: весы электронные, сушильный шкаф.

Реактивы: кислоты (соляная, серная, азотная), щелочи (гидроксид натрия), водный раствор аммиака, сульфат меди, роданид аммония, нитрат серебра, хлорид железа (III), спиртовой раствор иода, перекись водорода, перманганат калия, глицерин, спирт, трилон Б, хромоген черный, сульфит натрия, сульфаты, карбонаты, хлориды натрия и калия, желтая кровяная соль, красная кровяная соль, сульфаты кобальта, никеля, железа (II), силикат натрия (клей силикатный), метиловый оранжевый, фенолфталеин, универсальная индикаторная бумага.

Полевые лаборатории: «Пчелка У/м», «НКВ».

Плакаты: строение кожи, строение атмосферы.

Иллюстрации: модели молекул химических веществ, строение волос

Демонстрационные объекты: лекарственные средства, бытовые препараты, косметические средства, каталоги косметических средств.

страница 1


скачать

Другие похожие работы: