1. Информационно-концептуальный модуль образовательной программы




    1. Информационная карта


Педагоги дополнительного образования: Куждеба Светлана Викторовна, Фоменко Светлана Александровна.
Образовательная программа – рабочая

Тип программы - интегрированная

Вид программы – модифицированная

Целевая установка – предметно направленная

Специфика содержания – расширенная

Уровень усвоения – общекультурный

Форма реализации – стационарная

Функциональное назначение - воспитательное

Способ реализации – групповой

Возрастной диапазон – 16-18 лет.

Продолжительность реализации – 1 год.
Концепция автора образовательной программы.
Здоровье нации является неотъемлемой частью общественного богатства и ключевым ресурсом развития государства, а показатели состояния здоровья населения - важным критерием качества жизни общества. Российское общество начинает постепенно приходить к пониманию того, что образование становится источником благосостояния как для государства и отдельного предприятия, так и для отдельной личности. Но, к сожалению, то - же общество совершенно не ставит во главу угла, то главное, от чего зависит и профессиональная компетентность, и качество жизни - качество здоровья.

Основной вопрос, который встает перед системой образования: как обеспечить сохранение, укрепление и восстановление здоровья обучающихся? Но чтобы ответить на этот вопрос и успешно решать его, необходимо понять собственно условия жизни человека.

Образование, культура и здоровье являются фундаментальной основой здоровьесберегающей системы, стратегической целью которой является формирование гармонично развитой личности.

Целенаправленный характер всего учебно-воспитательного процесса по формированию культуры здоровья обучающихся: приобретение и усвоение знаний о том, как сохранить свое здоровье и предупредить его нарушение. Развитие умений оказать первую медицинскую помощь. Формирование духовно-нравственных качеств личности (ответственности, честности, доброты, милосердия). Развитие умений и навыков безопасной, здоровой жизни; воспитание культуры здоровья (поведения, питания, общения, быта, труда, отдыха и т. д.). Воспитание трудолюбия, духовной культуры, патриотизма, национального самосознания, толерантности. Формирование устойчивого иммунитета и негативного отношения к табаку, алкоголю и наркотикам. Воспитание гуманистических ориентиров поведения, исключающих жестокость, насилие над личностью. Воспитание потребности в занятиях физической культурой, закаливании и совершенствовании физических способностей и возможностей организма человека. Формирование культуры взаимодействия с природой, окружающим нас миром.

Формирование у учащейся молодежи знаний о здоровой семье, здоровом образе жизни, помощи себе и другим – это актуально и интересно.

Все аспекты учебно-воспитательного процесса должны быть направлены на формирование культуры здоровья обучающихся. Это длительный процесс, он не может носить временный, половинчатый характер и требует использования всех средств, форм, методов.

Целостность учебно-воспитательного процесса предполагает, что здоровую жизнь человека мы рассматриваем в единстве всех ее составляющих: психическое, физическое, социальное и духовное здоровье.
Пояснительная записка к образовательной программе.

Целью данной программы является не только расширение знаний в области валеологии и здоровьесбережения, но и возможность самостоятельно донести до ровесников информацию о пагубном влиянии вредных привычек.

Задачи программы:

·  создать комплексную систему мер, направленную на ликвидацию вредных привычек;

·        предоставить учащимся объективную информацию о последствиях ПАВ;

·        выработать представление о негативном влиянии вредных привычек;

·        сформировать у учащихся умения и навыки, позволяющие снизить риск приобщения к спиртным напиткам, наркотикам, курению;

      Для повышения эффективности программы следует учитывать несколько условий ее реализации:

- хотя отдельные элементы программы носят запретительный характер, нужно принять во внимание, что изменение поведения осуществляется не в результате категорического запрета ПАВ, а при формировании критического мышления к существующей проблеме;

- программа состоит из многих форм активности, и если некоторые из них окажутся не работающими, то оставшиеся дадут эффект и конечный результат будет достигнут;

- изучение эффекта и регулярная оценка того, как идет программа, - важная часть любого проекта. Поэтому контроль за ее осуществлением должен быть объективным.

В программе допускается смена порядка модулей, в зависимости от интереса детей: уровня знаний, нестандартности индивидуальных результатов обучения и воспитания.

Технологичность: используются разные формы и методы работы с детьми (игры, викторины, практические занятия, мини-конференции).

Новизна программы «Жить здорово!» состоит в:

знакомстве со здоровым образом жизни в легкодоступной форме;

закреплении пройденного материала в форме игры, составлении мини-проектов;

по окончании каждого блока создание наглядной агитации и распространение её в школах и среди жителей города.

Доступность программы: данная программа предназначена для широкого использования в учреждениях дополнительного образования и общего образования, а так же может быть использована в массовой практике, входить в учебные планы летних оздоровительных лагерей эколого-биологической направленности.

Материально-техническое оснащение программы: Для реализации данной программы используется следующее оборудование: ноутбук, мультимедийный проектор, экран, цветной принтер, микроскоп, веб-камера, симулятор курения, и др.

Программа предназначена для детей старшего (9-11 кл) школьного возраста. Численность в группах 12 человек. Занятия проводятся 1 раз в неделю. Продолжительность занятия 2 часа. Программа обучения составляет 64 часа.


Образовательный стандарт программы (15-18 лет)




Раздел программы

Основные термины и понятия

Необходимо знать

Необходимо уметь

11

Вводное занятие.

Здоровьесбережение, валеология, здоровый образ жизни.

Правила по ТБ и ПБ.

Ориентироваться в здании.

22

Курение

Табак, ПАВ, Никотин,

Последствия отравления организма никотином

Донести до окружающих информацию о вреде курения

33

Алкоголь

Спирт, абстинентный синдром

Симптомы отравления алкоголем

Оказать первую доврачебную помощь при отравлении алкоголем

44

Наркомания

Наркотики, наркосодержащие препараты, ломка

Симптомы наркотического состояния

Отказать «попробовать», без ущерба для себя

55

СПИД, ВИЧ

СПИД, ВИЧ

Меры профилактики при контакте с носителями ВИЧ,

Обезопасить себя при контакте с носителями ВИЧ,


Клуб выходного дня «Жить здорово!»

Содержательный модуль образовательной программы.
Учебно-тематический план образовательной программы.




Тема

Всего часов

11

Вводное занятие.

2

Курение


22

История табакокурения

2

33

Экспериментальная часть

2

44

Скрытая реклама табакокурения

2

55

Игра

2

.6

Защита мини-проекта: как бросить курить

2

77

Игра

2

88

Изготовление наглядной агитации

2

Алкоголь


99

История алкоголя

2

210

Фильм воздействие алкоголя на человека и животных


2

311

Экспериментальная часть

2

412

Менделеев и водка

2

513

Игра

2

614

Защита мини-проекта: алкоголь и судьбы людей

2

715

Игра

2

816

Изготовление наглядной агитации

2

Наркомания


117

История наркомании


2

218

Классификация наркотических веществ

2

119

Экспериментальная часть

2

420

Фильм

2

621

Защита мини-проекта: Кумиры и наркотики

2

722

Игра

2

823

Изготовление наглядной агитации

2

СПИД, ВИЧ

224

История СПИДа и ВИЧ


2

225

Пути передачи и лечение СПИДа и ВИЧ

2

326

Экспериментальная часть

2

427

Фильм

2

.28

Игра ЗППП

2

629

Защита мини-проекта: Кумиры и наркотики

2

730

Игра

2

831

Изготовление наглядной агитации

2

332

Итоговое Занятие

2

Итого 64 часа



3.2. Описание содержания разделов программы.

1.Водное занятие

В данном занятии проводится знакомство с правилами по ТБ и ПБ, с учебной программой: сообщается учащимся сведения, материал, основные задачи, которые ставит перед собой учитель при преподавании этой программы. Знакомство с кабинетом, посещение экскурсий, знакомство с выставочными залами. Ознакомительное занятие для знакомства в коллективе. Игровое занятие для проверки имеющихся знаний.

Курение

2. История табакокурения. Рассказ об открытии табака, выращивании, чем заменяли табак,

3. Экспериментальная часть. Имитация курения, проверка качества табака сигарет разных фирм.

4. Скрытая реклама табакокурения. Просмотреть различные видеоролики, найти скрытую рекламу табакокурения. обсудить.

5. Игра по теме табак, курение. Домашнее задание- составить мини-проект.

6.Защита мини-проекта: как бросить курить Обсуждение проектов, награждение лучших.

7. Игра. по теме вред курения

8. Изготовление наглядной агитации.

Алкоголь

9. История алкоголя. Что пили в давние времена. Виноделие. Самогон.

10. Фильм воздействие алкоголя на человека и животных

11. Экспериментальная часть. Воздействие алкоголя на уксусную нематоду и лабораторных мышей.

12. Менделеев и водка История открытия спирта, создание водки.

13. Игра по теме: влияние алкоголя на человека. Домашнее задание написать мини проект- алкоголь и судьбы людей.

14. Защита мини-проекта. Награждение лучших.

15. Игра. по теме Человек и алкоголь.

16. Изготовление наглядной агитации.

Наркомания

17. История наркомании. Наркотические вещества в обычных продуктах, напитках. Что использовали шаманы для камлания.

18. Классификация наркотических веществ. Вещества разрешенные в медицине, запрещенные, природные.

19. Экспериментальная часть. Действие разрешенных наркотиков на животных.

20. Просмотр фильма о вреде наркотиков. Домашнее задание написать мини -проект

21. Защита мини-проекта: Кумиры и наркотики. Награждение лучших

22. игра по теме наркомания и ее последствия.

23 Изготовление наглядной агитации.

СПИД, ВИЧ.

24. История СПИДа и ВИЧ.

25. Пути передачи и лечение СПИДа и ВИЧ

26 Экспериментальная часть

27. Фильм

28 Игра ЗППП- заболевания передающиеся половым путем Домашнее задание написать мини проект

29 Защита мини-проекта: Кумиры и наркотики

30 Игра

31. Изготовление наглядной агитации

Итоговое занятие

4. Проект организации образовательного процесса.

Период обучения

Содержание тем

Приборы и материалы

Дидактический и методический материал

Виды деятельности

Сентябрь

2ч.

Вводное занятие.

Знакомство с программой, инструктаж. Ознакомительная экскурсия по ЦЭВД.

Инструкция по ПБ и ТБ, огнетушитель.

Инструкции, план эвакуации, программа.

Беседа, экскурсия.

Сентябрь

2ч.

История табакокурения

Ноутбук, проектор

Таблицы, схемы, иллюстрации, плакаты.

Рассказ, беседа.

Октябрь

2ч.

Экспериментальная часть - имитация курения- вред курения. Качество табака сигарет различных марок.

Пустая бутылка пластиковая, груша медицинская, вата, сигареты, реактивы

Таблицы, схемы, иллюстрации

Эксперимент беседа.

Октябрь

2ч.

Скрытая реклама табакокурения

Ноутбук, проектор

Таблицы, схемы, иллюстрации.

Рассказ, беседа.

Октябрь

2ч.

Игра по теме история табакокурения

Ноутбук, проектор

Карточки, Таблицы, схемы, иллюстрации

Игра, беседа.

Октябрь

2ч.

Защита мини-проекта: как бросить курить

Ноутбук, проектор

Таблицы, схемы, иллюстрации, плакаты.

Защита проекта, беседа.

Ноябрь 2ч.

Игра о вреде курения

Ноутбук, проектор

Карточки, Таблицы, схемы, иллюстрации

Игра, беседа.

Ноябрь 2ч.

Изготовление наглядной агитации

Ноутбук, цветной принтер

Таблицы, схемы, иллюстрации, плакаты.

Изготовление и распространение агитации.

Ноябрь 2ч.

История алкоголя


Ноутбук, проектор

Таблицы, схемы, иллюстрации

Рассказ, беседа.

Ноябрь 2ч.

Фильм воздействие алкоголя на человека и животных


Ноутбук, проектор, Фильм.

Таблицы, схемы, иллюстрации, плакаты.

Просмотр фильма, обсуждение, брифинг.

Декабрь

2ч.

Экспериментальная часть - действие алкоголя на человека и животных

животные, слабый алкоголь

Таблицы, схемы, иллюстрации,

Эксперимент, беседа.

Декабрь

2ч.

Менделеев и водка

Ноутбук, проектор

Таблицы, схемы, иллюстрации, плакаты.

Рассказ, беседа.

Декабрь

2ч.

Игра история алкоголя

Ноутбук, проектор

Таблицы, схемы, иллюстрации,

Игра, беседа.

Декабрь 2ч.

Защита мини-проекта: алкоголь и судьбы людей

Ноутбук, проектор

Иллюстрации, карточки,

Защита проекта, беседа

Январь

2ч.

Игра Алкоголь и судьбы людей

Ноутбук, проектор

Таблицы, схемы, иллюстрации,

Игра, беседа.

Январь

2ч.

Изготовление наглядной агитации

Ноутбук, цветной принтер

Таблицы, схемы, иллюстрации, плакаты,

Изготовление и распространение агитации.

Январь

2ч.

История наркомании


Ноутбук, проектор

Таблицы, схемы, иллюстрации, плакаты

Рассказ, беседа.

Февраль 2ч.

Классификация наркотических веществ

Ноутбук, проектор

Таблицы, схемы, иллюстрации, плакаты

Рассказ, беседа

Февраль 2ч.

Экспериментальная часть Действие разрешенных наркотиков (Чай, кофе, энергетические напитки) на животных

Чайник, микроскоп. Чай, кофе, энергетические напитки, уксусная нематода

Таблицы, схемы, иллюстрации, плакаты.

Эксперимент, беседа.

Февраль

2ч.

Фильм о вреде наркотиков

Ноутбук, проектор

Таблицы, схемы, иллюстрации, плакаты

Просмотр фильма, беседа

Февраль 2ч

Защита мини-проекта: Кумиры и наркотики

Ноутбук, проектор

Таблицы, схемы, иллюстрации, плакаты

Защита проекта, беседа.

Март

2ч.

Игра Вред наркотиков

Ноутбук, проектор

Таблицы, схемы, иллюстрации, плакаты

Рассказ, беседа

Март

2ч.

Изготовление наглядной агитации

Ноутбук, цветной принтер

Таблицы, схемы, иллюстрации, плакаты

Изготовление и распространение агитации.

Март

2ч.

История СПИДа и ВИЧ


Ноутбук, проектор

Таблицы, схемы, иллюстрации, плакаты

Рассказ, беседа

Апрель

2ч.

Пути передачи и лечение СПИДа и ВИЧ

Ноутбук, проектор

Таблицы, схемы, иллюстрации, плакаты

Рассказ, беседа

Апрель

2ч.

Экспериментальная часть




Таблицы, схемы, иллюстрации, плакаты

Эксперимент, беседа.

Апрель

2ч.

Фильм профилактика СПИДа и ЗППП

Ноутбук, проектор

Таблицы, схемы, иллюстрации, плакаты

Просмотр фильма, беседа

Апрель

2ч.

Игра ЗППП

Ноутбук, проектор

Таблицы, схемы, иллюстрации.

Игра, беседа.

Май

2ч.

Защита мини-проекта: Кумиры и наркотики

Ноутбук, проектор

Таблицы, схемы, иллюстрации, плакаты

Защита проекта, беседа

Май

2ч.

Игра Пофилактика ВИЧ и СПИДа, общение с носителями.

Ноутбук, проектор

Таблицы, схемы, иллюстрации, плакаты

Игра, беседа.

Май

2ч.

Изготовление наглядной агитации

Ноутбук, цветной принтер

Иллюстрации, карточки,

Изготовление и распространение агитации.

Май

2ч.

Итоговое Занятие


Ноутбук, проектор

Тест

Беседа, Тестирование


Оценочно – результативный модуль образовательной программы.

Система текущего и итогового контроля.



п\п

Тема

Форма текущего контроля

Форма итогового контроля

1

Вводное занятие

Опрос

Тест

2

Курение

Карточки, кроссворды, самостоятельная работа, практическая работа

Игра, защита мини-проекта.

3

Алкоголь

Карточки, кроссворды, самостоятельная работа, практическая работа

Игра, защита мини-проекта.

4

Наркотики

Карточки, кроссворды, самостоятельная работа, практическая работа

Игра, защита мини-проекта.

5

СПИД и ВИЧ

Карточки, кроссворды, самостоятельная работа, практическая работа

Игра, защита мини-проекта.

6

Итоговое занятие

Карточки, кроссворды, ребусы, анаграммы

Игра, тест,.



Должны знать:

Историю табакокурения, алкоголя, наркомании. СПИДа и ВИЧ. Пути передачи и лечение СПИДа и ВИЧ, принцип составления мини-проекта, Принцип воздействия на организм алкоголя, никотина, наркотиков.
Должны уметь: составлять и защищать мини-проект, экспериментальным путем найти доказательства вреда курения, употребления алкоголя, наркотиков. Уметь общаться с носителями ВИЧ с безопасностью для себя. Оказать первую доврачебную помощь при отравлении алкоголем, Отказаться «попробовать» наркотики.

Список литературы для педагога.

  1. Аверчинкова О. Е. Биология. Элективные курсы. Микробиология. Основы гигиены. Основы педиатрии. 9-11 классы./ О.Е Аверчинкова. – М.: Айрис-пресс, 2007. – 208с.

  2. Балабанова В.В., Максимцева Т.А. Предметные недели в школе: Биология, экология, здоровый образ жизни. - Волгоград: Учитель, 2003г. - 154с.

  3. Бартенев М.М., Курляндский А.Е., Мокиенко М.Ю., Усачёв А.А., Успенский Э.Н.; - Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг, 2003г. - 256с.

  4. Белова Н.И. и др. Справочник медицинской сестры по уходу/ Под ред. Н. Р. Палеева. – М.: Медицина, 1980г. – 336с.

  5. Букатов В.М., Ершова А.П. Я иду на урок: Хрестоматия игровых приёмов обучения: Книга для учителя. - М.: Издательство "Первое сентября", 2002г. - 224с.

  6. Великов В. А. Гомеопатия в вашем доме. Популярное руководство-памятка. – Ростов-на-Дону, НПК «Гефест». 1990г. – 56с.

  7. Гоголев М. И., Гайко Б. А., Шкуратов В. А., Ушакова В. И. Основы медицинских знаний учащихся: Проб. учеб. Для сред. Заведений. Под ред. Гоголева М. И. – М.: Просвещение, 1991г, - 112с.

  8. Давыдова М.А., Агапова И.А. Праздник в школе: Игры, турниры, сценарии: Для учащихся 6-11 классов. - 3-е изд. Испр. - М.: Айрис - пресс, 2004г. - 256с.

  9. Демьяненков Е.Н. Биология в вопросах и ответах: Книга для учителя. - М.: Просвещение: АО "Учебная лит."1996г. -80с.

  10. Зверев И. Д. Книга для чтения по анатомии, физиологии и гигиене человека. Пособие для учащихся. Изд. 2-е, перераб. М.: «просвещение», 1978г. 239с. С ил.

  11. Лагерь А. А. Зеленая аптека. Лекарственные растения Сибири. – Томское книжное издательство. 1991г. 159с.

  12. Локшин Г.И. Биология. Краткий курс для школьников и абитуриентов. - М.: Лист-Нью, 1998г. - 288с.

  13. Макеева А. Г. Не допустить беды. Помогая другим, помогаю себе. Пособие для работы с учащимися 7-8 классов. Под ред. Безруких М. М. : М., «Просвящение». – 2003г. – 46с.

  14. Макеева А. Г. Не допустить беды. Разумный выбор. Пособие для работы с учащимися 8-9 классов. Под ред. Безруких М. М.: М., «Просвящение». – 2003г. – 190с.

  15. Макеева А. Г. Не допустить беды. Педагогическая профилактика наркотизма в школе. Пособие для учителя. Под ред. Безруких М. М.: М., «Просвящение». – 2003г. – 46с.

  16. Макеева А. Г. Не допустить беды. 15 ответов на трудные вопросы. Пособие для работы с учащимися 10-11 классов. Под ред. Безруких М. М.: М., «Просвящение». – 2003г. – 46с.

  17. Модестов С.Ю. Сборник творческих задач по биологии, экологии и ОБЖ: Пособие для учителей. - СПб: Акцидент, 1998г. - 175с.

  18. Сапин М. Р., Биличь Г. Л., Анатомия человека: Учебник - М.: «Высшая школа»,1989г. – 542с.

  19. Сизанов А. Н., Хриптович В. А. Модульный курс профилактики курения. Школа без табака. 5-11 классы, ПТУ. - М.: «ВАКО»,2004г. – 270с.

  20. Тонкова – Ямпольская Р.В., Черток Т.Я., Алферова И.Н. Основы медицинских знаний: Учебное пособие для учащихся пед. училищ по спец. № 2010 «Воспитание в дошкольных учреждениях.» – М.: Просвещение, 1986г. -319с.

  21. Трайтак Д.И., Карьенов В.А., Бровкина Е.Т., Балуев С.И., Клинковская Н.И. Биология: Ботаника: Зоология: Анатомия, физиология и гигиена человека: Общая биология: Справочные материалы: Учебное пособие для учащихся. 2-е изд., перераб.- М.: Просвещение, 1987г. - 207с.

  22. Цузмер А. М., Петришина О. Л. Человек. Анатомия, физиология, гигиена. Учебник для 8 класса средней школы. - Изд – е 10-е. М.: «Просвещение». 1977г. -255с.

  23. Практикум: «Экология человека» (практикум для вузов). Издательство «Владос», Москва 2003г. - 112с.

  24. Малая медицинская энциклопедия в 6 томах. Издательство: Наука 1991 – 1996гг.

  25. Энциклопедический словарь медицинских терминов в 3 томах. Издательство: Наука 1982 – 1984гг.

  26. Энциклопедия «Первая медицинская помощь». Издательство: Наука 1994г.

  27. Жизнь без лекарств. Народная медицина. Под ред. Козлова И. М., Успенского В. М. – ТОО Издательство «ГИППОКРАТ» Санкт-Петербург 1996г. – 426с.

Список литературы для обучающихся.

  1. Гоголев М. И., Гайко Б. А., Шкуратов В. А., Ушакова В. И. Основы медицинских знаний учащихся: Проб. учеб. Для сред. Заведений. Под ред. Гоголева М. И. – М.: Просвещение, 1991г, - 112с.

  2. Зверев И. Д. Книга для чтения по анатомии, физиологии и гигиене человека. Пособие для учащихся. Изд. 2-е, перераб. М.: «просвещение», 1978г. 239с. С ил.

  3. Лагерь А. А. Зеленая аптека. Лекарственные растения Сибири. – Томское книжное издательство. 1991г. 159с.

  4. Цузмер А. М., Петришина О. Л. Человек. Анатомия, физиология, гигиена. Учебник для 8 класса средней школы. - Изд – е 10-е. М.: «Просвещение». 1977г. -255с.

  5. Энциклопедия «Первая медицинская помощь». Издательство: Наука 1994г.


Материально техническое оборудование.
Техническое оборудование: мультимедийный проектор, ноутбук, цветной принтер, экран, микроскоп, веб-камера, симулятор курения, и др.

страница 1


скачать

Другие похожие работы: