1. Информационно-концептуальный модуль образовательной программы




    1. Информационная карта


Образовательная программа – рабочая

Тип программы - интегрированная

Вид программы – авторская

Целевая установка – предметно, научно-исследовательская направленность

Специфика содержания – расширенная

Уровень усвоения – общекультурный

Форма реализации – стационарная

Функциональное назначение - образовательное

Способ реализации – индивидуальный

Возрастной диапазон – 14 – 18 лет

Продолжительность реализации – трехгодичная.


    1. Концепция автора образовательной программы.


Изучение основ экологии стало насущной потребностью для каждого, в связи, с чем практически во всех школах введены курсы или факультативы по экологии. Но наряду с теоретическим изучением экологии необходима организация экологического практикума и самостоятельной исследовательской работы в виде экологического проекта.

Очевидно, что актуальным в педагогическом процессе становится использование методов и методических приемов, которые формируют у школьников навыки самостоятельного добывания новых знаний, сбора необходимой информации, умения выдвигать гипотезы, делать выводы и строить умозаключения. К таким методам и приемам отнесены проектные технологии.

Ведению исследовательской работы среди молодежи, как в школе, так и в ВУЗе, придается большое значение.

Исследования школьников способствуют активному формированию научно – практических знаний и умений по изучению и оценке экосистем окружающей среды внутри города, школы, квартиры, природных сообществ. Они развивают мотивацию поиска и творчества школьника, способствуют осознанной профессиональной ориентации.

Для ведения научно – исследовательской деятельности в некоторых школах города, учреждениях дополнительного образования, создаются научные общества учащихся (НОУ). На базе ЦЭВД такое общество – «Юные исследователи окружающей среды» создано в 1997 году.

Главным содержанием работы НОУ является развитие познавательной активности и творческих способностей учащихся, в процессе углубленного внедрения в экологическую тематику.

Изучение этой проблемы проходит под наблюдением педагога – руководителя работы.

Работа над проектом, как правило, индивидуальная по заранее спланированной тематике.

Экологические исследования представляют собой сочетание теоретических знаний в области различных дисциплин, экологической культуры и практических действий.

В настоящее время в нашем регионе в области экологии наряду с урбо - промэкологией ориентированной на изучение взаимодействия человека с промышленными объектами и городскими территориями и экологией человека оценивающей взаимосвязь человека с окружающей средой, востребованы направления по изучению и описанию природных ресурсов родного края: видового состава растительности, животного мира; изучение редких и исчезающих видов животных и растений; динамики процессов в ландшафте; оценке роли отдельных компонентов в природе и др.

Обширность задач требует и значительного времени, для их реализации. Поэтому составлена программа индивидуальных занятий на 1 год. Работая над проектом 2-3 год, учащиеся расширяют и углубляют знания, умения и навыки, осваивают новые методики, приближая проект, в идеале, к научным работам студентов ВУЗов.


    1. Пояснительная записка к образовательной программе.


Разработкой данной программы занимались: педагоги дополнительного образования Корсакова А.П., Фоменко С.А. Программа утверждена решением методсовета.

После выявления желания и способностей у учащихся к исследовательской деятельности, проводится индивидуальная работа педагога с обучающимся.

Конечным результатом данной работы является защита проекта на городской научно исследовательской конференции старшеклассников по экологии, в дальнейшем проекты участвуют в конференциях, олимпиадах, чтениях и др.

Программа может незначительно изменяться, в зависимости, от уровня знаний, степени подготовленности, скорости усвоения материала, индивидуальных особенностей обучающегося. Входящие в нее исследовательские задачи должны допускать разный уровень выполнения, иметь ясную постановку.

Диагностика проводиться по итогам участия обучающихся в олимпиадах, конкурсах, конференциях и др. мероприятиях.
Целью данной программы является - Формирование навыков самостоятельной работы в направлении научно практический исследовательской деятельности.
Задачи программы:

Образовательные:

  • Расширить знания в области организации научно практической деятельности эколого-биологической направленности.

  • Сформировать ключевые навыки (ключевые компетентности), имеющие универсальное значение для различных видов деятельности: навыки решения проблем, принятия решений, поиска, анализа и обработки информации, коммуникативные навыки, навыки измерений, навыки сотрудничества

Развивающие:

  • Развивать навыки, владения словом, творческих способностей учащихся в научно-исследовательской деятельности,

  • Подготовить обучающихся к профессиональному выбору, т.е. научить ориентироваться в мире профессий, в системе профессионального образования, в собственных интересах и возможностях, подготовиться к условиям обучения в профессиональном учебном заведении, сформировать знания и умения, имеющие опорное значение для профессионального образования эколого-биологического профиля.

Воспитательные:

  • Умение объяснять явления действительности (природной, социальной, культурной, технической среды), т.е. выделять их существенные признаки, систематизировать и обобщать, устанавливать причинно-следственные связи, оценивать их значимость

  • Умение организовывать свою деятельность: определять ее цели и задачи, выбирать средства реализации и применять их на практике, взаимодействовать с другими людьми в достижении общих целей, оценивать достигнутые результаты

Предлагаемая программа рассчитана на одаренных детей, либо детей имеющих целенаправленный профессиональный интерес в области биологии и экологии. Учащиеся могут по желанию заниматься 1год, 2 года, 3 года, достигая того или иного уровня подготовки проекта.

Консультации и совместные занятия с педагогом предусматривают занятия продолжительностью 2 часа в неделю на одного обучающегося.

Занятия могут проходить как на базе учреждения, так и в полевых условиях.

Значительную часть времени учащиеся занимаются самостоятельно, накапливая материал и обрабатывая его.

Учебный год членов НОУ начинается 19 января, заканчивается 28 декабря этого же года, защитой проекта на городском туре экологической олимпиады старшеклассников, после которой обучающиеся 11 класса заканчивают работу по данной программе.

Обучающиеся 9-10 классов имеют право выбора, продолжать обучение по данной программе 2-3 года, либо закончить обучение на данном этапе.

На первый год обучения учащиеся (8 – 10 кл) принимаются с 12 по 25 января.

Организационные собрания проводятся в январе и сентябре месяце.

Программа 1 года обучения составляет 64 часа: из них – теории, – практики (занятия начинаются с 25 января).

Программа 2 года обучения составляет 68 часов: из них - теории, – практики (занятия начинаются с 12 января).

Программа 3 года обучения составляет 68 часов: из них - теории, – практики (занятия начинаются с 12 января).

Стремление к творческой деятельности считается отличительной чертой одаренных детей. Эти обучающиеся, как правило, проявляют повышенную самостоятельность в образовательном процессе. Мотивационными признаками одаренных детей являются высокий уровень познавательной потребности, огромная любознательность, страстная увлеченность любимым делом, наличие ярко выраженной внутренней мотивации.

С раннего возраста одаренные дети демонстрируют интенсивный интерес к познанию, проявляя при этом устойчивую способность к концентрации внимания на выбранной проблеме.

Одной из эффективных форм работы с одаренными детьми является научно-исследовательская деятельность, в ходе которой происходит непосредственное общение обучающихся с природой, приобретаются навыки научного эксперимента, развивается наблюдательность, побуждается интерес к изучению конкретных экологических вопросов. Что согласуется с одной из основных характеристик одаренных детей – независимостью (автономностью): отсутствием склонности действовать, думать и поступать сообразно мнению большинства. В научно-исследовательской области деятельности они ориентируются не на общее мнение, а на лично добытое знание.

Ориентированность обучающихся на экологическое воспитание в природной обстановке позволяет им активно приобщаться к научно-исследовательской работе по изучению природных сред и экосистем родного края, побуждает к участию в экологических конкурсах, олимпиадах, научных студенческих конференциях, летних лагерях, экологических экспедициях, а также обмену результатами исследований через современные телекоммуникационные средства.


страница 1страница 2 ... страница 4страница 5


скачать

Другие похожие работы: