1. Информационно – концептуальный модуль образовательной программы

    1. 1.1. Информационная карта

Учебное объединение – «Основы медицинских знаний»

Образовательная программа – рабочая

Тип программы – интегрированная

Вид программы - модифицированная

Целевая установка – предметно, научно-исследовательская направленность

Форма реализации – стационарная

Функциональное назначение - образовательное

Способ реализации – групповой

Возрастной диапазон – 12-15 лет (6-8 кл).

Продолжительность реализации – одногодичная

1.2. Концепция автора образовательной программы.

Здоровье нации является неотъемлемой частью общественного богатства и ключевым ресурсом развития государства, а показатели состояния здоровья населения - важным критерием качества жизни общества. Российское общество начинает постепенно приходить к пониманию того, что образование становится источником благосостояния как для государства и отдельного предприятия, так и для отдельной личности. Но, к сожалению, то же общество совершенно не ставит во главу угла, то главное, от чего зависит и профессиональная компетентность, и качество жизни - качество здоровья.

Основной вопрос, который встает перед системой образования: как обеспечить сохранение, укрепление и восстановление здоровья учащихся? Но чтобы ответить на этот вопрос и успешно решать его, необходимо понять собственно условия жизни человека.

Образование, культура и здоровье являются фундаментальной основой здоровьесберегающей системы, стратегической целью которой является формирование гармонично развитой личности.

Целенаправленный характер всего учебно-воспитательного процесса по формированию культуры здоровья обучающихся: приобретение и усвоение знаний о том, как сохранить свое здоровье и предупредить его нарушение. Развитие умений оказать первую медицинскую помощь. Формирование духовно-нравственных качеств личности (ответственности, честности, доброты, милосердия). Развитие умений и навыков безопасной, здоровой жизни; воспитание культуры здоровья (поведения, питания, общения, быта, труда, отдыха и т. д.). Воспитание трудолюбия, духовной культуры, патриотизма, национального самосознания, толерантности. Формирование устойчивого иммунитета и негативного отношения к табаку, алкоголю, наркотикам и влиянию деструктивных религиозных культов и организаций. Воспитание гуманистических ориентиров поведения, исключающих жестокость, насилие над личностью. Воспитание потребности в занятиях физической культурой, закаливании и совершенствовании физических способностей и возможностей организма человека. Формирование культуры взаимодействия с природой, окружающим нас миром.

Формирование у учащейся молодежи знаний о здоровой семье, здоровом образе жизни помощи себе и другим – это актуально и интересно.

Все аспекты учебно-воспитательного процесса должны быть направлены на формирование культуры здоровья обучающихся. Это длительный процесс, он не может носить временный, половинчатый характер и требует использования всех средств, форм, методов.

Целостность учебно-воспитательного процесса предполагает, что здоровую жизнь человека мы рассматриваем в единстве всех ее составляющих: психическое, физическое, социальное и духовное здоровье.

Знание строения человеческого тела и азов оказания первой доврачебной помощи в наше, неспокойное время, может спасти жизнь и здоровье себе и окружающим людям. Уметь помочь, себе и другим в непредвиденной ситуации, должен каждый, и взрослый и ребенок.

    1. Пояснительная записка к образовательной программе.

Разработкой данной программы занималась: педагог дополнительного образования Куждеба С. В. Утверждена решением методсовета и решением руководителя учреждения.

Цель: создать условия для овладения учащимися основными медицинскими терминами и понятиями; учить применять их на практике; расширить область знаний по биологии; сформировать интерес к профессиям, связанным с медициной и экологией человека.

Данная программа имеет ряд особенностей:

- в сравнительно короткое для каждого занятия время, учащиеся должны овладеть теоретическими знаниями, определенными практическими навыками, научится выполнять необходимые медицинские мероприятия;

- успешное усвоение программы зависит от обеспечения наглядными пособиями и показа преподавателем приемов первой медицинской помощи (перечень наглядных пособий, раздаточного материала приведен в программе);

- овладение практическими навыками предполагает активную самостоятельную работу обучающихся, это может быть реализовано при хорошем подборе дидактического материала.

- теоретический материал неразрывно связан с практикой, и каждое занятие является логическим продолжением предыдущего;

- каждое новое занятие учебного объединения содержит вопросы для повторения, и учащиеся могут закрепить свои знания.

Программа может меняться, в зависимости от набора детей: уровень знаний, разновозрастность, нестандартность индивидуальных результатов обучения и воспитания. Диагностика может проводиться различными способами: тестирование, итоговые игры, творческие отчёты и концерты, выставки, конкурсы, конференции, и т.д.

Цели программы:

  • Формирование экологической культуры.

  • Расширение знаний в области биологии, экологии, анатомии и медицины.

  • Формирование системы навыков самостоятельной научно-исследовательской работы.

Задачи программы:

Образовательные:

  • Расширять познания в области экологии, биологии, анатомии и медицины.

Развивающие:

  • Развивать имеющиеся у детей представления об экологии человека, анатомии, умение наблюдать, сопоставлять, делать выводы, развивать воображение, творческие способности, логическое мышление;

  • Развивать навыки, смекалку, чувство ответственности, повышать уровень познавательной деятельности.

Воспитательные:

  • Умение вести себя в экстренных ситуациях, оказать первую медицинскую помощь себе и другим.

Практическая значимость программы заключается в создании условий для творческого и интеллектуального развития личности ребенка.

Преемственность и согласованность ее с образовательными программами общеобразовательной школы: связь со школьными предметами биология (анатомия человека), курс основ безопасной жизнедеятельности человека.

Технологичность: используются разные формы и методы работы с детьми (игры, викторины, лабораторные, практические занятия, конференции, мастер-классы, экскурсии и т.п.). Применение личностно-ориентированного обучения мультимедийными технологиями.

Новизна программы «Основы медицинских знаний» состоит в:

  1. изучении анатомии человека в легкодоступной форме;

  2. большом количестве практических занятий, соответственно умении не растеряться в чрезвычайной ситуации;

Доступность программы: данная программа предназначена для широкого использования в учреждениях дополнительного образования и общего образования, а так же может быть использована в массовой практике, частично входить в учебные планы летних оздоровительных лагерей эколого-биологической направленности.

Материально-техническое оснащение программы: Для реализации данной программы используются доступное оборудование: микроскопы ученические, ноутбук, мультимедийный проектор, тонометр.

Программа предназначена для детей среднего 6-8 класс (12-15 лет) школьного возраста, рассчитана на 1 год обучения. В течение года проводятся занятия по написанию и оформлению исследовательских проектов. Готовые исследовательские проекты защищаются на биолого-экологической конференции для среднего звена «первые шаги в мир науки» в марте.

Проверка знаний обучающихся проводиться при помощи различных тестов, кроссвордов после каждого блока.

Численность в группах 12-15 человек. Одно занятие в неделю проводится - теоретическое. Второе занятие практическое. Занятия проводятся 2 раза в неделю. Продолжительность занятия 2 учебных часа.

Программа 1 года обучения составляет 132 часа: из них 62 – теории, 70 – практики.

  1. Образовательный стандарт программы.



Раздел программы

Основные термины и понятия

Необходимо знать

Необходимо уметь

1

Введение

Первая помощь, медицина.

Правила по ТБ и ПБ

Ориентироваться в здании

2

Опорно-двигательная, и кровеносная системы

Скелет, рана, асептика, антисептика, повязка. Кровотечение, перелом, иммобилизация. Искусственное дыхание, непрямой массаж сердца, ожоги, вывихи, растяжения,

травматический шок, гипертонический криз. Гипертония, тонометр

Основные кости скелета, слои кожи, раны, их виды. Виды ожогов, виды повязок. Основные мышцы, Виды суставов. Строение кровеносной системы. Виды кровотечений, переломов. Первую помощь при кровотечениях, ожогах, солнечном, тепловом ударах, потере сознания, Способы искусственного дыхания

Опознать вид кровотечения, перелома, правильно наложить повязку, жгут, шину. Замерить давление тонометром. Определить вид и степень ожога. Оказать первую помощь при потере сознания. Работать с микроскопом, правильно оформлять лабораторные работы.

3

Дыхание

Жизненная ёмкость лёгких. Фитотерапия, лекарственные травы.

Профилактику простудных заболеваний, лекарственные травы. Строение органов дыхания.

Заваривать фиточаи. Делать ингаляцию. Соблюдать личную гигиену, составлять травяные сборы, заваривать настои.

4

Пищеварение

Микроэлементы, витамины.

Слюнные железы, вкусовые сосочки, ЖКТ

Строение ротовой полости, назначение слюнных желез. Строение желудочно-кишечного тракта. Опасные консерванты категории Е. Микроэлементы, витамины, питательные вещества. Съедобные и ядовитые грибы и ягоды.

Правильно ухаживать за ротовой полостью, Рассчитать суточную норму ккал в продуктах. Оказать первую помощь при отравлении ядовитыми грибами и ягодами.

5

Нервная система и органы чувств

Система выделения. Рефлекс, биоритмы, хронотип, сетчатка. Наковальня, молоточек, стремечко, обоняние, гормоны.

Строение системы выделения. Строение нервных клеток, глазного яблока, наружного и внутреннего уха. Железы внутренней секреции, виды биоритмов.

Определять остроту зрения и слуха, хронотип человека.

6

Размножение

Сперматозоид, яйцеклетка, цикл развития.

Строение системы размножения плацентарных млекопитающих, цикл развития зародыша.

Работать с микроскопом,

7

Годовое итоговое занятие

Медицина, первая помощь, здоровье и т. д.

Азы первой помощи. Анатомию человека.

Проявить необходимые знания по любому разделу программы.

8

Научно – исследовательская деятельность

Мониторинг, кратность, периодичность, литературный обзор, методика.

Методику постановки опытов, сбора и обработки информации

Ставить цели и задачи, работать с картами, собирать материал, оформлять иллюстративный и наглядный материал.



  1. Содержательный модуль образовательной программы.

3.1. Учебно – тематический план образовательной программы.

Темы:

Теория


Практика

Инструктаж по ТБ, ПБ. Введение в медицину.

2




Экскурсия по Дому Природы.




2

Строение кожи. Виды ран. Первая помощь при ранениях. Виды повязок, Асептика и антисептика. Ожоги обморожения

2




ПЗ «Раны», «Ожоги обморожения»




2

Строение скелета, нарушение осанки.

2




ПЗ «Строение скелета, определение гибкости позвоночника и выявление нарушений осанки»




2

Кости, их строение и классификация.

2




ПЗ «Переломы. Первая помощь при травмах. Травматический шок»




2

Суставы, их строение и назначение

2




ПЗ «Вывихи», «Строение хряща»




2

Мышцы тела, строение мышечной ткани

2




ПЗ «Растяжения», «Строение мышечной ткани»




2

Строение кровеносной системы, сердце.

2




ПЗ «Искусственное дыхание и непрямой массаж сердца. Первая помощь при солнечном, тепловом ударах. Утопление. Остановка сердечной деятельности и дыхания»




2

Состав крови. Первая помощь при кровотечениях. Виды и характеристика

2




ПЗ «Сравнение мазка крови человека и лягушки», «Кровотечения, правила наложения жгута»




2

Понятие гипо- и гипертонии, гипертонического криза.

2




ПЗ «Измерение АД, ЧСС, ПУ».




2

Обобщающее занятие

2




Игры на свежем воздухе.




2

Строение органов дыхания (носоглотка, гортань, бронхи, легкие)

2




ПЗ «Профилактика простудных заболеваний (ОРЗ, грипп, ангина, тонзиллит), проведение лечебных мероприятий, ингаляции»




2

Принцип дыхания и газообмен в легких

2




ПЗ «Определение жизненной ёмкости легких, измерение продолжительности задержки дыхания при вдохе и выдохе»




2

Фитотерапия. Лекарственные травы.

2




ПЗ «Травяные сборы, правила заваривания фиточая».




2

Обобщающее занятие

2




Игры на свежем воздухе.




2

Ротовая полость, зубы, язык, слюнные железы

2




ПЗ «Определение расположения вкусовых сосочков на языке»




2

Пищеварительный тракт

2




ПЗ «Составление меню дневного рациона», «Строение ворсинки кишечника»




2

Ядовитые грибы и ягоды. Первая медицинская помощь при отравлении ядовитыми грибами и ягодами.

2




ПЗ «Ядовитые и съедобные грибы и ягоды».




2

Обобщающее занятие

2




Игры на свежем воздухе.




2

Система выделения: почки, мочевой пузырь.

2




ПЗ «Строение свиной почки»




2

Строение и функции головного мозга

2




ПЗ «Определение объема памяти»




2

Строение и функции спинного мозга

2




ПЗ «Строение нервных клеток»




2

Рефлексы, сон

2




ПЗ «Определение безусловных рефлексов разных отделов мозга»




2

Влияние биоритмов на человека

2




ПЗ «Определение хронотипа человека»




2

Зрение. Строение и функции глаз

2




ПЗ «Определение остроты зрения, и слепого пятна сетчатки глаз»




2

Слух. Строение внутреннего и наружного уха

2




ПЗ «Определение остроты слуха речью»




2

Обоняние, вкус, равновесие, мышечное и кожное чувство.

2




ПЗ «Распознавание знакомых веществ», «Кожная реакция на тепло и холод»




2

Железы внутренней секреции, гормоны

2




ПЗ «Железы внутренней секреции»




2

Обобщающее занятие: Техника безопасности при проведении весенних экскурсий в природу

2




Игры на свежем воздухе, экскурсия в природу.




2

Половая система человека и животных, половые железы

2




ПЗ «Строение сперматозоида морской свинки, яйцеклетки»




2

Развитие зародыша человека и млекопитающих

2




Игровое занятие - развитие зародыша человека и млекопитающих




2

Итоговое занятие.

2




Экскурсии, мероприятия, проводимые в учреждении




10

Итого: 132

62

70


3.2. Описание содержания разделов программы.

  1. Вводное занятие.

В данном занятии проводится знакомство с правилами по ТБ и ПБ, с учебной программой: сообщается учащимся сведения, материал, основные задачи, которые ставит перед собой учитель при преподавании этой программы. Знакомство с кабинетом, посещение экскурсий, знакомство с выставочными залами. Ознакомительное занятие для знакомства в коллективе. Игровое занятие для проверки имеющихся знаний. Значение первой помощи и правила ее оказания. Аптечка.

2. Основа организма и первая помощь.

2.1. Строение кожи. Виды ран. Первая помощь при ранениях. Виды повязок, Асептика и антисептика. Ожоги обморожения. Строение кожи. Понятие «рана», виды ран, характеристика. Возможные осложнения, «десмургия». Повязка, перевязка, виды перевязочного материала, правила наложения повязок. Причины возникновения ожогов, обморожений, степень тяжести. Приемы оказания первой помощи.

2.2 Строение скелета, нарушение осанки. Строение скелета: основной и добавочный. Отделы позвоночника, строение черепа. Сколиоз и его профилактика.

2.3. Кости, их строение и классификация. Строение кости. Виды костей. Переломы, вывихи их основные признаки. Осложнения при переломах. Иммобилизация. Причины травматического шока. Фазы травматического шока. Предупреждение и профилактика шока.

2.4. Суставы, их строение и назначение. Строение суставов, их классификация. Строение хряща (микропрепарат). Вывихи. Оказание первой помощи при вывихах.

2.5. Мышцы тела, строение мышечной ткани. Основные мышцы. Строение мышечной ткани (микропрепарат). Растяжения, их причины и первая помощь.

2.6. Строение кровеносной системы, сердце. Строение кровеносной системы. Сердце. Круги кровообращения. Первая помощь при солнечном, тепловом ударах. Утопление. Остановка сердечной деятельности и дыхания. Элекротравмы. Причины возникновения ударов, первая помощь. Искусственное дыхание и непрямой массаж сердца.

2.7. Состав крови. Первая помощь при кровотечениях. Виды и характеристика. Сравнение мазка крови человека и лягушки (микропрепарат). Виды и характеристика кровотечений. Остановка кровотечения. Пальцевое прижатие артерий. Правила наложения жгута.

2.8. Понятие гипо- и гипертонии, гипертонического криза. Гипертония. Артериальное давление. Признаки гипертонического криза. Тонометр. Артериальное давление. Пульс, частота сердечных сокращений. Измерение АД, ЧСС, ПУ

3.Органы дыхания

3.1.Строение органов дыхания (носоглотка, гортань, бронхи, легкие). Профилактика простудных заболеваний (ОРЗ, грипп, ангина, тонзиллит), проведение лечебных мероприятий, ингаляции.

3.2.Принцип дыхания и газообмен в легких. Определение жизненной ёмкости легких, измерение продолжительности задержки дыхания при вдохе и выдохе

3.3.Фитотерапия. Лекарственные травы. Разнообразие лекарственных трав Томской области. Травяные сборы. Правила приготовления настоев и фиточая.

4. Желудочно-кишечный тракт (ЖКТ)

4.1. Ротовая полость, зубы, язык, слюнные железы. Строение ротовой полости, ее функции, процесс пережевывания пищи. Строение зубов. Определение расположения вкусовых сосочков на языке.

4.2. Пищеварительный тракт. Строение пищеварительного тракта, органы, его составляющие. Их функции. Строение ворсинки кишечника (микропрепарат). Питательные вещества, белки, жиры, углеводы. Составление меню дневного рациона.

4.3. Ядовитые грибы и ягоды. Разнообразие грибов и ягод нашей области. Характеристика грибов. Признаки отравления. Первая медицинская помощь при отравлении ядовитыми грибами и ягодами.

5. Органы чувств

5.1. Система выделения. Строение и функции почки, мочевой пузырь.

5.2. Строение и функции головного мозга. Определение объема механической памяти.

5.3. Строение и функции спинного мозга. Строение нервных клеток (микропрепарат).

5.4. Рефлексы, сон. Условный и безусловный рефлексы. Сон, фазы сна. Определение безусловных рефлексов разных отделов мозга.

5.5. Биоритмы. Влияние биоритмов на человека. Хронобиологический тип. Определение хронотипа человека Определение своего хронобиологического типа по опроснику – тесту. Определение и сопоставление показателей индивидуальной минуты (ИМ) со стандартными величинами.

5.6. Зрение. Строение и функции глаз. Сетчатка, палочки и колбочки, желтое пятно, хрусталик, радужка. Определение остроты зрения, и слепого пятна сетчатки глаз.

5.7. Слух. Строение внутреннего и наружного уха. Ушная раковина. Молоточек, стремя, наковальня, улитка. Вестибулярный аппарат. Определение остроты слуха речью.

5.8. Обоняние, вкус, равновесие, мышечное и кожное чувство. Распознавание знакомых веществ. Кожная реакция на тепло и холод.

5.9. Железы внутренней секреции, гормоны. Железы, их строение и функции. Разнообразие гормонов.

6.Система размножения

6.1. Половая система человека и животных, половые железы. Строение половой системы, ее функции. Строение сперматозоида морской свинки, яйцеклетки.

6.2.. Развитие зародыша человека и млекопитающих. Фазы развития зародыша.

7 Итоговые занятия.

Занятия в игровой форме по пройденным темам.

Научно – практическая деятельность.

Поводятся семинары по написанию, оформлению исследовательских проектов.


  1. Проект организации образовательного процесса.



Период обучения

Содержание тем

Техническое обеспечение

Дидакт. и метод. материал

Виды деятельности

Сентябрь

2ч.

Вводное занятие.

Знакомство с программой, инструктаж.

Инструкция по ПБ и ТБ, огнетушитель. Аптечка.

Инструкции, план эвакуации, программа.

Беседа,

Сентябрь2ч.

Ознакомительная экскурсия по ЦЭВД.







Экскурсия, беседа.

Сентябрь

2ч.

Основа организма и первая доврачебная помощь. Строение кожи. Виды ран. Первая помощь при ранениях. Виды повязок, Асептика и антисептика. Ожоги обморожения.

Бинты, вата, Асептические средства

Таблицы, схемы, иллюстрации, плакаты.

Рассказ, беседа.

Сентябрь

2ч.

Практическое занятие №1

«Раны», «Ожоги обморожения»

Бинты, вата, Асептические средства. Резиновые накладки в виде ран.

Плакаты

Практическая работа, беседа.

Сентябрь

2ч.

Строение скелета, нарушение осанки.

Скелет человека.

Таблицы, схемы, иллюстрации, плакаты.

Рассказ, беседа.

Сентябрь

2ч.

Практическое занятие №2

«Строение скелета, определение гибкости позвоночника и выявление нарушений осанки»

Сантиметровая лента.

Таблицы, схемы, иллюстрации, плакаты.

Практическая работа, беседа.

Октябрь

2ч.

Кости, их строение и классификация

Набор костей.

Таблицы, схемы, иллюстрации, плакаты.

Рассказ, беседа.

Октябрь

2ч.

Практическое занятие №3

«Переломы. Первая помощь при травмах. Травматический шок»

Бинты, вата Асептические средства, шины.

Таблицы, схемы, иллюстрации

Практическая работа, беседа.

Октябрь

2ч.

Суставы, их строение и назначение

Муляж сустава.

Таблицы, схемы, иллюстрации, плакаты.

Рассказ, беседа.

Октябрь

2ч.

Практическое занятие №4

«Вывихи», «Строение хряща»

Бинты, вата, шины. Асептические средства. Микроскопы, микропрепарат «Строение хряща»

Таблицы, схемы, иллюстрации

Практическая работа, беседа.

Октябрь

2ч.

Мышцы тела, строение мышечной ткани

Муляж мышц человека.

Таблицы, схемы, иллюстрации, плакаты.

Рассказ, беседа.

Октябрь 2ч.

Практическое занятие №5

«Растяжения», «Строение мышечной ткани»

Бинты, вата, Асептические средства, шины, Микроскопы, микропрепарат «мышечная ткань»

Таблицы, схемы, иллюстрации

Практическая работа, беседа.

Октябрь 2ч.

Строение кровеносной системы, сердце.

Муляж сердца.

Таблицы, схемы, иллюстрации, плакаты.

Рассказ, беседа.

Октябрь 2ч.

Практическое занятие №6

«Искусственное дыхание и непрямой массаж сердца. Первая помощь при солнечном, тепловом ударах. Утопление. Остановка сердечной деятельности и дыхания»

Стерильные салфетки.

Таблицы, схемы, иллюстрации

Практическая работа, беседа.

Ноябрь 2ч.

Состав крови. Первая помощь при кровотечениях. Виды и характеристика

Бинты, вата Асептические средства, жгуты.

Таблицы, схемы, иллюстрации, плакаты.

Рассказ, беседа.

Ноябрь 2ч.

Практическое занятие №7

«Сравнение мазка крови человека и лягушки», «Кровотечения, правила наложения жгута»

Бинты, вата Асептические средства, жгуты. Микроскопы, микропрепарат «кровь человека», «кровь лягушки»

Таблицы, схемы, иллюстрации

Практическая работа, беседа.

Ноябрь2ч.

Понятие гипо- и гипертонии, гипертонического криза.

Тонометр

Таблицы, схемы, иллюстрации, плакаты.

Рассказ, беседа.

Ноябрь 2ч.

Практическое занятие №8

«Измерение АД, ЧСС, ПУ»

Тонометр, песочные часы или часы с секундной стрелкой

Таблицы, схемы, иллюстрации

Практическая работа, беседа.

Ноябрь

2ч.

Обобщающее занятие

Проектор, ноутбук

Иллюстрации, карточки, кроссворды и т.д.

Игра, тесты

Ноябрь 2ч.

Игры на свежем воздухе, экскурсии в природу.




Техника безопасности на природе




Декабрь 2ч.

Органы дыхания Строение органов дыхания (носоглотка, гортань, бронхи, легкие)

Муляж органов дыхания

Таблицы, схемы, иллюстрации, плакаты.

Рассказ, беседа.

Декабрь 2ч.

Практическое занятие №9

«Профилактика простудных заболеваний (ОРЗ, грипп, ангина, тонзиллит), проведение лечебных мероприятий, ингаляции»

Ингалятор,

Таблицы, схемы, иллюстрации

Практическая работа, беседа.

Декабрь 2ч.

Принцип дыхания и газообмен в легких




Таблицы, схемы, иллюстрации, плакаты.

Рассказ, беседа.

Декабрь 2ч.

Практическое занятие №10

«Определение жизненной ёмкости легких, измерение продолжительности задержки дыхания при вдохе и выдохе»

Ведро, вода, воздушные шары, мел ученический. Секундомер.

Таблицы, схемы, иллюстрации, плакаты.

Практическая работа, беседа.

Декабрь 2ч.

Фитотерапия. Лекарственные травы.


Проектор, ноутбук.

Таблицы, схемы, и Лекарственные травы (аптечные и сбор дикорастущих) иллюстрации

Рассказ, беседа.

Декабрь

2ч.

Практическое занятие №11

«Травяные сборы, правила заваривания фиточая». Правила сбора лекарственных трав и приготовления настоев и фиточая

Чайник. Вода

Таблицы, схемы, иллюстрации, плакаты. Лекарственные травы (аптечные и сбор дикорастущих).

Практическая работа, беседа.

Январь

2ч.

Обобщающее занятие

Проектор, ноутбук

Иллюстрации, карточки, кроссворды и т.д.

Игра, тесты

Январь 2ч.

Игры на свежем воздухе, экскурсии в природу.










Январь

2ч.

Желудочно-кишечный тракт (ЖКТ)

Ротовая полость, зубы, язык, слюнные железы

Муляж ЖКТ

Таблицы, схемы, иллюстрации, плакаты.

Рассказ, беседа.

Январь 2ч.

Практическое занятие №12 «Определение расположения вкусовых сосочков на языке»

Ватные палочки, растворы сахара соли, лимонной кислоты.

Таблицы, схемы, иллюстрации.

Практическая работа, беседа.

Январь 2ч

Пищеварительный тракт

Муляж ЖКТ

Таблицы, схемы, иллюстрации.

Рассказ, беседа.

Январь 2ч.

Практическое занятие№13.

«Составление меню дневного рациона», «Строение ворсинки кишечника»

Микроскоп, микропрепарат «ворсинки кишечника».

Таблицы, схемы, иллюстрации, таблицы калорийности продуктов.

Практическая работа, беседа.


Февраль

2ч.

Ядовитые грибы и ягоды. Первая медицинская помощь при отравлении ядовитыми грибами и ягодами.

Муляжи грибов

иллюстрации, плакаты. Карточки с изображениями грибов.

Рассказ, беседа.

Февраль 2ч.

Практическое занятие №14 «Ядовитые и съедобные грибы и ягоды».

Муляжи грибов

Таблицы, схемы, иллюстрации. Карточки с изображениями грибов.

Практическая работа, беседа.

Февраль

2ч.

Обобщающее занятие


Проектор, ноутбук

Иллюстрации, карточки, кроссворды и т.д.

Игра, тесты

Февраль 2ч.

Игры на свежем воздухе, экскурсии в природу.










Февраль

2ч.

Органы чувств

Система выделения: почки, мочевой пузырь.

Муляж системы выделения

Таблицы, схемы, иллюстрации, плакаты.

Рассказ, беседа.

Февраль 2ч.

Практическое занятие №15

«Строение свиной почки»

Свиная почка, скальпель

Таблицы, плакаты

Практическая работа, беседа.

Февраль

2ч.

Строение и функции головного мозга

Муляж мозга


Таблицы, схемы, иллюстрации, плакаты.

Рассказ, беседа.

Февраль 2ч.

Практическое занятие №16 «Определение объема памяти».

Большое количество мелких предметов, большой платок.

Таблицы, схемы, иллюстрации.

Практическая работа, беседа.

Март

2ч.

Строение и функции спинного мозга

Муляж спинного мозга

Таблицы, схемы, иллюстрации, плакаты.

Рассказ, беседа.

Март

2ч.

Практическое занятие№17. «Строение нервных клеток»

Микроскопы, микропрепарат «Нервные клетки»

Таблицы, схемы, иллюстрации

Практическая работа, беседа.

Март

2ч.

Рефлексы, сон

Проектор, ноутбук.

Таблицы, схемы, иллюстрации, плакаты.

Рассказ, беседа.

Март

2ч.

Практическое занятие №18

«Определение безусловных рефлексов разных отделов мозга»

Настольная лампа

Таблицы, схемы, иллюстрации

Практическая работа, беседа.

Март

2ч.

Влияние биоритмов на человека




Таблицы, схемы, иллюстрации, плакаты.

Рассказ, беседа.

Март

2ч.

Практическое занятие №19 «Определение хронотипа человека».




Таблицы, схемы, иллюстрации.

Вопросник-тест.

Практическая работа, беседа.

Апрель

2ч.

Зрение. Строение и функции глаз

Муляж глаза

Таблицы, схемы, иллюстрации, плакаты.

Рассказ, беседа.

Апрель

2ч.

Практическое занятие №20

«Определение остроты зрения, и слепого пятна сетчатки глаз»




Таблицы, схемы, иллюстрации. Плакат для определения остроты зрения.

Практическая работа, беседа.

Апрель

2ч.

Слух. Строение внутреннего и наружного уха

Муляж органов слуха

Таблицы, схемы, иллюстрации, плакаты.

Рассказ, беседа.

Апрель

2ч.

Практическое занятие№22 «Определение остроты слуха тиканьем часов»

Линейка Механические часы.

Таблицы, схемы, иллюстрации

Практическая работа, беседа.

Апрель

2ч.

Обоняние, вкус, равновесие, мышечное и кожное чувство.




Таблицы, схемы, иллюстрации, плакаты.

Рассказ, беседа.

Апрель

2ч.

Практическое занятие№23

«Распознавание знакомых веществ», «Кожная реакция на тепло и холод»

Чайник. Вещества с сильными запахами, ярким вкусом, лед, горячая вода.

Таблицы, схемы, иллюстрации.

Практическая работа, беседа.

Апрель

2ч.

Железы внутренней секреции, гормоны




Таблицы, схемы, иллюстрации, плакаты.

Рассказ, беседа

Апрель

2ч.

Практическое занятие№24

«Железы внутренней секреции»




Таблицы, схемы, иллюстрации, Тесты.

Практическая работа, беседа

Май

2ч.

Обобщающее занятие: техника безопасности при проведении весенних экскурсий в природу.

Проектор, ноутбук


Иллюстрации, карточки, кроссворды и т.д

Рассказ, беседа.

Май

2ч.

Игры на свежем воздухе, экскурсии в природу.




Таблицы, схемы, иллюстрации, Тесты.

Игра, тесты

Май

2ч.

Система размножения Половая система человека и животных, половые железы




Таблицы, схемы, иллюстрации, плакаты.

Рассказ, беседа.

Май

2ч.

Практическое занятие№25: «Строение сперматозоида морской свинки, яйцеклетки»

Микроскопы, микропрепараты «сперматозоид морской свинки», «Яйцеклетка морской свинки»

Таблицы, схемы, иллюстрации. Тесты.

Практическая работа, беседа.

Май

2ч.

Развитие зародыша человека и млекопитающих




Таблицы, схемы, иллюстрации, плакаты.

Рассказ, беседа.

Май

2ч.

Игровое занятие - развитие зародыша человека и млекопитающих


Проектор, ноутбук


Таблицы, схемы, иллюстрации,

Игра, тесты, беседа.

Май

2ч.

Обобщающее занятие

Проектор, ноутбук


Иллюстрации, карточки, кроссворды и т.д.

Игра, тесты

Май

2ч.

Итоговое занятие

Проектор, ноутбук


Иллюстрации, карточки, кроссворды и т.д.

Игра, тесты

страница 1страница 2


скачать

Другие похожие работы: