1. Информационная карта

Кружок – «Советы доктора Айболита»


Педагог дополнительного образования – Чернова Галина Юрьевна

Образовательная программа – рабочая


Тип программы - интегрированная

Вид программы – авторская

Специфика содержания – расширенная

Уровень усвоения – общекультурный

Форма реализации – стационарная

Функциональное назначение – образовательно-воспитательное

Способ реализации – групповой

Возрастной диапазон – 11-15лет.

Продолжительность реализации – одногодичная.


    1. Концепция автора образовательной программы.


Так уж устроены дети, так позаботилась о них природа, что они с любопытством тянутся ко всему непознанному. Особенно привлекает детское внимание ответный взгляд живого существа. А если, к тому же, оно доверяет прикосновению маленьких рук и само идёт навстречу? Самый строгий родительский взгляд тает. Так в семье появляется домашний любимец. А дальше?

Взрослые, занятые своими ежедневными делами, и не задумываются о правильном содержании и кормлении животного. А главное, о гигиене и профилактике болезней ребёнка и, разумеется, самого животного. Появление владельца со своим животным у ветеринара нередко бывает слишком поздним.

Данная программа несёт в себе эту, в общем-то, неоригинальную мысль, что большинство болезней животных связано с неправильным содержанием и кормлением.

В процессе освоения программы дети научатся соблюдать гигиену при общении с животным, займутся изучением домашних любимцев, их происхождением, изучат содержание и кормление животных, уход за ними, правильное общение. Дети научатся не допускать заболевания питомцев, распознавать недомогание животного, оказывать им первую помощь и своевременно приводить к ветеринарному врачу.

Целью программы является формирование ответственности детей за животных, которые стали частью их семьи.

«Ты всегда в ответе за тех, кого приучил», - говорил Маленький Принц французского писателя Антуана де Сент-Экзюпери. Дети смогут понять и на живых примерах увидеть, что от правильного содержания и кормления зависит здоровье животных. Немаловажным моментом является умение выстроить общение с животным таким образом, чтобы не подвергать риску собственное здоровье.


    1. Пояснительная записка к образовательной программе.


Разработкой данной программы занималась педагог дополнительного образования и ветеринарный врач (с образованием и опытом работы в данной должности) Чернова Г.Ю. Утверждена решением педсовета и решением руководителя учреждения.

Данная программа позволяет удовлетворить любознательность детей, тягу ко всему живому, научиться наблюдать за животными и уметь делать правильные выводы.

Программа может меняться и быть рассчитанной на разный возраст детей, их уровень знаний, нестандартность воспитания. Педагог может идти навстречу пожеланиям детей. Глубже рассмотреть одни вопросы и вскользь затронуть другие.

Диагностика может быть различной: тестирование, итоговые игры, творческие отчёты и концерты, выставки, конкурсы и т.д.

Некоторые дети могут посещать занятия по индивидуальному расписанию. Это зависит от их индивидуальных особенностей. В конечном итоге, программа поощряет любознательность детей и готова меняться в зависимости от их потребностей.

Цели программы:

  • Формирование осознания детей, что от правильного содержания и кормления домашних любимцев зависит здоровье животных и их владельцев.

Задачи программы:

Образовательные:

  • Расширять познания в биологии домашних животных.

  • Получить знание происхождения одомашненных видов животных.

  • Изучение содержания и кормления домашних питомцев.

Развивающие:

  • Развивать творческие способности, умение общаться с домашними животными, умение наблюдать за ними, кормить, распознавать недомогание животного, уметь вовремя привести питомца к врачу;

Воспитательные:

  • Воспитывать чувство ответственности, наблюдательность, чуткость, доброту.

  • Умение правильного обращения с домашними животными.


Программа предназначена для детей младшего и среднего (от 11 до 15 лет) школьного возраста, рассчитана на 1 год обучения. Численность в группах 10-12 человек. Одно занятие в неделю проводится со всей группой - теоретическое. Второе занятие проводится по подгруппам, две подгруппы по 5-7 человек - это занятие практическое. Занятия проводятся 2 раза в неделю. Продолжительность занятия 2 часа.

Программа 1 года обучения составляет 128 часов: из них 42 – теории, 86 – практики (занятия начинаются с 15 сентября).

Группы могут меняться в зависимости: от смены в школе, уровня знаний, т.е. по уважительной причине.

На занятии могут находиться ребята, с различных групп педагога работающего по этой программе. Иногда занятия могут проводиться не по расписанию, а по мере надобности для учащихся выполняющих исследовательские проекты.

Образовательный стандарт программы.







Раздел программы

Основные термины и понятия

Необходимо знать

Необходимо уметь

1

Вводные занятия.

Ветеринарная медицина

Правила по ТБ и ПБ.

Ориентироваться в здании.

2

Введение.

Домашние животные. Лабораторные животные.

Особенности содержания животных в условиях городской квартиры.

Правильно общаться с животными, соблюдая личную безопасность, безопасность животного и безопасность окружающих.

3

Домашние кошки

Фелинология, гигиена, породы, корма, пищеварение, аксессуары, доврачебная помощь.

Правила личной гигиены, происхождение кошек, содержание и кормление кошек, первая помощь животному.

Соблюдать личную гигиену. Ухаживать, кормить, играть с кошкой, распознавать больное животное, оказывать первую помощь.

4

Домашние собаки

Кинология, гигиена, породы, корма, дезинфекция, доврачебная помощь.

Правила личной гигиены, происхождение собак, содержание и кормление собак, первая помощь животному.

Соблюдать личную гигиену. Ухаживать, кормить, играть с собакой, распознавать больное животное, оказывать первую помощь.

5

Волнистые попугайчики

Цветовые вариации, суточный ритм, зерновая смесь, линька.

Правила личной гигиены, привычная среда обитания, одомашнивание волнистых попугайчиков, содержание и кормление, первая помощь.

Соблюдать личную гигиену. Ухаживать, кормить, играть с попугайчиком, распознавать больное животное, оказывать первую помощь.

6

Кролики

Гигиена, породы, декоративные кролики, пищеварение, аксессуары, доврачебная помощь.

Правила личной гигиены, одомашнивание кроликов, содержание и кормление кроликов, первая помощь животному.

Соблюдать личную гигиену. Ухаживать, кормить, играть с кроликом, распознавать больное животное, оказывать первую помощь.

7

Морские свинки

Гигиена, лабораторные животные, травоядные грызуны, аксессуары, доврачебная помощь.

Правила личной гигиены, происхождение морских свинок, содержание и кормление, первая помощь животному.

Соблюдать личную гигиену. Ухаживать, кормить, играть с морской свинкой, распознавать больное животное, оказывать первую помощь.

8

Хомяки

Гигиена, виды, зерноядные грызуны, аксессуары, доврачебная помощь.

Правила личной гигиены, открытие золотистого хомяка, содержание и кормление, первая помощь животному.

Соблюдать личную гигиену. Кормить, ухаживать за хомячком, распознавать больное животное, оказывать первую помощь.

9

Черепахи

Рептилии, герпетология, террариум.

Правила личной гигиены, биология среднеазиатской и красноухой черепах, содержание и кормление животного

Соблюдать личную гигиену. Кормить, ухаживать за черепахой, распознавать больное животное.

10

Итоговое занятие




Правила личной гигиены, происхождение одомашненных животных, кормление, уход и первая помощь.

Соблюдать личную гигиену. Ухаживать, кормить, играть с животным, распознавать больное животное, оказывать первую помощь.


3. Содержательный модуль образовательной программы.
3.1. Учебно-тематический план образовательной программы


п/п

Тема

Всего

часов

Теория (час)

Практика (час)

1.

Вводное занятие.

4

2

2

2.

Введение.

6

2

4

3.

Домашние кошки

24

8

16

4.

Домашние собаки

30

10

20

5.

Волнистые попугайчики

30

10

20

6.

Кролики

24

8

16

7.

Морские свинки

24

8

16

8.

Хомяки

24

8

16

9.

Черепахи

20

8

12

10.

Итоговые занятия

6

2

4

ИТОГО:

192

66

126


3.2. Описание содержания разделов программы.


  1. Вводное занятие

В данном занятии проводится знакомство с правилами по ТБ и ПБ, с учебной программой: сообщается учащимся сведения, материал, основные задачи, которые ставит перед собой учитель при преподавании этой программы. Знакомство с кабинетом, посещение экскурсий, знакомство с выставочными залами. Ознакомительное занятие для знакомства в коллективе. Игровое занятие для проверки имеющихся знаний.

2.Введение.

Близкие друзья человека и его помощники.

  1. Домашние кошки.

Кошки, происхождение кошек, породы кошек. Умение соблюдать правила личной гигиены при общении с кошками в домашних условиях. Характерные особенности содержания кошек, ухода за ними. Особенности пищеварения, кормление домашних кошек. Как понять, что любимец болен? Оказание первой помощи и своевременное обращение к ветврачу.

  1. Домашние собаки.

Собаки – друзья и помощники. Появление собак в жизни человека. Служебные, охотничьи и декоративные породы собак. Соблюдение безопасности и личной гигиены при общении с собаками. Уход за собакой, дрессура. Особенности пищеварения и кормление собак. Оказание первой помощи четвероногому другу, профилактика болезней.

  1. Волнистые попугайчики.

Родина волнистых попугайчиков, их среда обитания, одомашнивание. Цветовые вариации попугайчиков. Соблюдение личной гигиены. Содержание и кормление волнистых попугайчиков. Соблюдение режима светового дня. Срочная помощь заболевшей птице.

  1. Кролики.

Одомашнивание кроликов. Породы кроликов, отличительные особенности декоративных кроликов. Правила личной гигиены. Содержание декоративных кроликов. Особенности пищеварения зайцеобразных, кормление кроликов. Распознавание проблем животного, оказание посильной помощи и обращение к ветврачу.

  1. Морские свинки.

Происхождение морских свинок. Основные принципы содержания их. Особенности пищеварения травоядных грызунов и их отличия от зерноядных грызунов. Кормление морских свинок. Первая помощь больному животному и своевременное обращение к ветврачу.

  1. Хомяки.

Происхождение золотистых и джунгарских хомячков. Соблюдение личной безопасности и гигиены при общении с грызунами. Уход за хомяками. Особенности пищеварения зерноядных грызунов и их отличия от травоядных грызунов. Отличие больного животного от здорового, посильная помощь больному хомячку.

9. Черепахи.

Биология красноухой и среднеазиатской черепах. Проблемы содержания рептилий в домашних условиях. Коренные отличия пищеварения водных и сухопутных черепах. Серьёзный подход к содержанию и кормлению. Прямая связь между болезнями черепах и неправильным уходом за ними. Первая помощь.

  1. Итоговые занятия.

История одомашнивания животных. Особенности содержания животных в условиях городской квартиры. Установление прямой связи между кормлением и состоянием здоровья животного. Распознавание проблем животного, оказание посильной помощи и обращение к ветврачу.

4. Проект организации образовательного процесса


Период обучения

Содержание тем

Техническое обеспечение

Дидакт. и метод. материал

Виды деятельности

Сентябрь

2ч.

Вводное занятие.

Знакомство с программой, инструктаж.


Инструкция по ТБ и ПБ, огнетушитель.

Инструкции, план эвакуации, программа.

Беседа.

Сентябрь

1+1ч.

Пр

Вводное занятие.

Ознакомительная экскурсия №1.




Материал экскурсии.

Экскурсия, беседа.

Сентябрь

2ч.

Введение. Домашние и лабораторные животные.

Телевизор, видеомагнитофон.

Плакаты,

иллюстрации, фильмы.

Беседа, рассказ.

Сентябрь

2+2ч.

Пр.

Введение.

Животные у нас дома.

Что такое виварий?

Клетки, переноски.

Живые объекты.

Рассказ, беседа

Сентябрь

2ч.

Домашние кошки. Происхождение кошек, породы кошек.

Телевизор, видеомагнитофон.

Иллюстрации, фильмы.

Рассказ, беседа

Сентябрь

2+2ч.

Пр.

Правила личной гигиены при общении с кошками.

Клетка для переноса животных, микроскоп.

Живой объект.

Таблицы, влажные препараты

Беседа.

Сентябрь

2ч.

Содержание кошек и уход за ними.




Таблицы, схемы, иллюстрации.

Рассказ, беседа.

Сентябрь

2+2ч.

Пр.

Инвентарь для ухода за кошками.





Аксессуары для ухода за кошками.

Беседа, ознакомление с аксессуарами, изготовление игрушек для кошек.

Октябрь

2ч.

Кормление кошек.




Таблицы, схемы, иллюстрации, наглядные материалы

Рассказ, беседа.

Октябрь

2+2ч.

Пр.

Корма для кошек. Экскурсия №2 в магазин.




Материал экскурсии.

Экскурсия, беседа.

Октябрь

2ч.

Распознавание недомогания кошки.


Компьютер, микроскоп.

Иллюстрации, компьютерная игра.

Рассказ, беседа, игра.

Октябрь

2+2ч.

Пр.

Оказание первой помощи кошке.

Клетка для переноса животных.

Живой объект, перевязочный материал, средства личной гигиены кошек.

Беседа, самостоятельная работа.

Октябрь

2ч.

Домашние собаки.

Происхождение собак, породы собак.





Таблицы, иллюстрации.

Рассказ, беседа.

Октябрь

2+2ч.

Пр.

Одомашнивание собак.

Дикие родственники собаки.

Телевизор, видеомагнитофон

Фильмы.

Рассказ, беседа.

Октябрь

2ч.

Породы собак.

Проектор, ноутбук.

Таблицы, иллюстрации.

Рассказ.

Октябрь

2+2ч.

Пр.

Правила личной гигиены и безопасности при общении с собаками.




Поводок, ошейник, намордник, средства личной гигиены человека.

Беседа.

Ноябрь

2ч.

Содержание собак и уход за ними.




Таблицы, схемы, иллюстрации.

Рассказ, беседа.

Ноябрь

2+2ч.

Пр.

Инвентарь для ухода за собаками.





Аксессуары для ухода за собаками,

иллюстрации.

Беседа, ознакомление с аксессуарами.

Ноябрь

2ч.

Пищеварительная система собаки.

Телевизор, видеомагнитофон.

Таблицы, схемы, иллюстрации, наглядные материалы

Рассказ, беседа.

Ноябрь

2+2ч.

Пр.

Кормление собак.




Таблицы, схемы, иллюстрации, живой объект, корма.

Самостоятельная работа, беседа.

Ноябрь

2ч.

Профилактика инфекционных заболеваний собак.




Таблицы, схемы, иллюстрации, наглядные препараты.

Рассказ, беседа.

Ноябрь

2+2ч.

Пр.

Оказание первой помощи собаке.




Таблицы, схемы, иллюстрации, средства оказания первой помощи.

Беседа.

Декабрь

2ч.

Волнистые попугайчики.

Родина волнистых попугаев, жизнь попугайчиков в естественных условиях.

Телевизор, видеомагнитофон.

Видеофильм, таблицы, схемы, иллюстрации.

Рассказ, беседа.

Декабрь

2+2ч.

Пр.

Правила личной безопасности при общении с попугаями.

Клетка.

Живой объект, иллюстрации.

Самостоятельная работа, беседа.

Декабрь

2ч.

Одомашнивание попугаев.

Проектор, ноутбук.

Схемы, иллюстрации.

Рассказ, беседа.

Декабрь

2+2ч.

Пр.

Цветовые вариации попугайчиков.

Экскурсия №3 по выставочным залам

Клетка.

Живой объект, иллюстрации, материал экскурсии.

Экскурсия, беседа.

Декабрь

2ч.

Содержание попугайчиков и уход за ними.

Телевизор, видеомагнитофон.

Таблицы, схемы, иллюстрации.

Рассказ, беседа.

Декабрь

2+2ч.

Пр.

Инвентарь для содержания попугайчиков.

Экскурсия №4 в магазин.




Материал экскурсии.

Экскурсия, беседа.

Декабрь

2ч.

Прямая зависимость здоровья попугайчика от правильного кормления.

Рацион.




Таблицы, схемы, иллюстрации.

Рассказ, беседа.

Декабрь

2+2ч.

Пр.

Кормление волнистых попугайчиков. Экскурсия №5 по выставочным залам и вспомогательным помещениям ЦЭВД.




Материал экскурсии.

Экскурсия, самостоятельная работа, беседа.

Январь

2ч.

Соблюдение режима светового дня. Психологическая зависимость птицы от нашего поведения.

Проектор, ноутбук.

Схемы, иллюстрации.

Беседа.

Январь

2+2ч.

Пр.

Распознавание недомогания волнистого попугайчика.

Клетка.

Живой объект, иллюстрации.

Беседа, рассказ.

Январь

2ч.

Декоративные кролики.

Одомашнивание кроликов, породы.

Телевизор, видеомагнитофон.

Видеофильм, таблицы, схемы, иллюстрации.

Рассказ, беседа.

Январь

2+2ч.

Пр.

Правила личной безопасности при общении с кроликом.

Клетка.

Живой объект, иллюстрации.

Самостоятельная работа, беседа.

Январь

2ч.

Содержание кроликов.




Таблицы, схемы, иллюстрации.

Рассказ, беседа.

Январь

2+2ч.

Пр.

Уход за декоративными кроликами.




Аксессуары для ухода за кроликами.

Самостоятельная работа, рассказ, беседа.

Февраль

2ч.

Кормление кроликов.


Проектор, ноутбук.

Таблицы, схемы, иллюстрации, наглядные материалы

Рассказ, беседа.

Февраль

2+2ч.

Пр.

Корма для кроликов. Экскурсия №6 по выставочным залам и вспомогательным помещениям ЦЭВД.




Материал экскурсии.

Экскурсия, самостоятельная работа, беседа.

Февраль

2ч.

Распознавание проблем животного.

Клетка

Иллюстрации, схемы, живой объект.

Рассказ, беседа.

Февраль

2+2ч.

Пр.

Оказание посильной помощи больному кролику.

Клетка

Живой объект.

Рассказ, беседа, самостоятельная работа.

Февраль

2ч.

Морские свинки.

Происхождение морских свинок.


Телевизор, видеомагнитофон.

Иллюстрации, фильм.

Рассказ, беседа.

Февраль

2+2ч.

Пр.

Правила личной гигиены. Безопасное общение со свинками.

Клетка.

Живой объект, средства личной гигиены.

Самостоятельная работа, беседа.

Февраль

2ч.

Содержание морских свинок.





Таблицы, схемы, иллюстрации, аксессуары для ухода за морскими свинками.

Рассказ, беседа.

Февраль

2+2ч.

Пр.

Уход за морскими свинками




Аксессуары для ухода за свинками.

Самостоятельная работа, рассказ, беседа.

Март

2ч.

Кормление травоядных грызунов.

Проектор, ноутбук.

Таблицы, схемы, иллюстрации, наглядные материалы

Рассказ, беседа.

Март

2+2ч

Пр.

Корма для морских свинок. Экскурсия №7 по выставочным залам и вспомогательным помещениям ЦЭВД.




Материал экскурсии.

Экскурсия, рассказ, беседа, самостоятельная работа.

Март

2ч.

Распознавание проблем животного.

Клетка.

Иллюстрации, схемы, живой объект.


Рассказ, беседа.

Март

2+2ч.

Пр.

Оказание посильной помощи.

Клетка

Живой объект.

Рассказ, беседа, самостоятельная работа.

Март

2ч.

Хомяки.

Происхождение золотистых и джунгарских хомячков.

Телевизор, видеомагнитофон.

Иллюстрации, фильмы.

Рассказ.

Март

2+2ч.

Пр.

Соблюдение личной безопасности и гигиены.

Клетка.

Живой объект, средства личной гигиены.

Самостоятельная работа, беседа.

Апрель

2ч.

.Уход за хомяками.




Таблицы, схемы, иллюстрации.

Беседа, рассказ.

Апрель

2+2ч.

Пр.

Условия содержания хомячков в квартире.




Иллюстрации, аксессуары для ухода за хомяками.

Самостоятельная работа, беседа.

Апрель

2ч.

Отличия в кормлении зерноядных грызунов от травоядных.

Телевизор, видеомагнитофон.

Таблицы, схемы, иллюстрации, фильмы.

Рассказ, беседа.

Апрель

2+2ч.

Пр.

Корма для хомяков и уход за ними. Экскурсия №8 по выставочным залам и вспомогательным помещениям ЦЭВД




Материал экскурсии.

Экскурсия, рассказ, беседа, самостоятельная работа.

Апрель

2ч.

Отличие больного животного от здорового.

Клетка.

Иллюстрации, живой объект.

Беседа.

Апрель

2+2ч.

Пр.

Посильная помощь больному хомячку.

Клетка.

Иллюстрации, схемы, живой объект.

Рассказ, беседа, самостоятельная работа.

Апрель

2ч.

Черепахи.

Биология красноухой и среднеазиатской черепах.

Телевизор, видеомагнитофон.

Иллюстрации, живой объект, фильмы.

Лекция.

Апрель

2+2ч.

Пр.

Соблюдение личной безопасности и гигиены.

Аквариум.

Живой объект, средства личной гигиены.

Самостоятельная работа, беседа.

Май

2ч.

Проблемы содержания рептилий в домашних условиях.




Иллюстрации,

Рассказ, беседа.

Май

2+2ч.

Пр.

Уход за черепахами.

Аквариум, таз для купания.

Оборудование для ухода за черепахами.

Рассказ, беседа, самостоятельная работа.

Май

2ч.

Отличия пищеварения водных и сухопутных черепах

Проектор, ноутбук.

Таблицы, схемы, иллюстрации.

Рассказ, беседа.

Май

2+2ч.

Кормление черепах. Экскурсия №9 по выставочным залам и вспомогательным помещениям ЦЭВД




Материал экскурсии.

Экскурсия, рассказ, беседа, самостоятельная работа.

Май

2ч.

Прямая связь между болезнями животного и неправильным уходом за ним. Первая помощь.

Аквариум.

Иллюстрации, схемы, живой объект.

Рассказ, беседа.

Май

2+2ч.

Обобщающее занятие.


Телевизор, видеомагнитофон.

Иллюстрации, карточки, ребусы.

Игра.

Тесты.

Май

2ч.

Итоговое занятие.




Таблицы, схемы, иллюстрации.

Беседа, тесты.


V. Оценочно-результативный модуль образовательной программы.
Система текущего и итогового контроля 1 г.о.


п/п

Тема

Форма текущего контроля

Форма итогового контроля

1

Вводные занятия.

Опрос

Тест

2

Введение.

Опрос

Беседа

Карточки

Тест

Игра

2

Домашние кошки.

Карточки

Кроссворды

Ребусы

Самостоятельная работа

Тест

Игра

3

Домашние собаки.

Карточки

Кроссворды

Самостоятельная работа


Тест

Игра

4

Волнистые попугайчики.

Карточки

Кроссворды

Самостоятельная работа


Тесты

Игра

5

Кролики.

Карточки

Кроссворды

Самостоятельная работа


Тест

Игра

6

Морские свинки.

Карточки

Кроссворды

Самостоятельная работа


Тест

Игра

7

Хомяки.

Карточки

Кроссворды

Самостоятельная работа


Тест

Игра

8

Черепахи.

Карточки

Кроссворды

Самостоятельная работа


Тест

Игра

9

Итоговые занятия

Карточки

Кроссворды

Ребусы

Игры

Тесты


Должны знать: Правила личной гигиены. Происхождение одомашненных животных. Особенности содержания животных в условиях городской квартиры. Особенности пищеварения и кормление домашних любимцев. Основные признаки заболевшего животного и правила оказания первой помощи. Терминологию.
Должны уметь: Соблюдать личную гигиену. Ухаживать, кормить, играть с животным, распознавать больное животное, оказывать первую помощь. Работать с микроскопом.


Литература для педагога.

  1. Абрамов С. С., Ятусевич А. И., Ятусевич В. П. и др. Справочник по содержанию и болезням мелких и декоративных животных. - Мн.: «Алмафея», 2000г. – 272с.

  2. Абрамова Л. А. Фармакотерапевтический справочник ветеринарного врача./ Серия «Справочники». -Ростов н/Д: «Феникс», 2003. – 512с.

  3. Аквариумист. Аквариум и террариум/ Альманах. Выпуск 6.; (Колл. авторов) - М. «Колос», 1993г. - 64с

  4. Акимушкин И. "Мир животных" т. 3; М., «Мысль»:1995г. - 385с

  5. Ананьева Н.Б., Боркин Л.Я., Даревский И.С., Орлов Н.Л. Земноводные и пресмыкающиеся. Энциклопедия природы России. – М.: ABF, 1998г. – 576с

  6. Анатомия собаки и кошки (Колл. авторов)/ Пер. с нем. Е. Болдырева, И. Кравец. – М.: «Аквариум Бук», 2003г. – 580с.

  7. Анисимова Н. Б., Литвинова Л. И. Клиническая фармакология: учебное пособие. – Ростов н/Д.: «Феникс», 2005г. – 380с.

  8. Ануфриева Г. Г. Домашний лечебник. Изд. 3, доп. – Киров: Кировская областная типография, 1998г. – 262с.

  9. Бакулов И. А., Буткин Е. И., Ведерников В. А., Юрков Г. Г.Эпизоотология с микробиологией. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: «Колос», 1981г. – 367с.

  10. Беляков И. М Диагностика внутренних незаразных болезней сельскохозяйственных животных. М.: «Колос», 1975г. – 288с.

  11. Бергхоф П. К. Мелкие домашние животные. Болезни и лечение./ Пер с нем. И. Кравец. Изд. 2, испр. и доп. - М. «Аквариум Лтд», 2001г. – 224с.

  12. Болезни ваших питомцев. (Домашняя энциклопедия) – Киев: «Альтерпрес», 1995г. – 335 с

  13. Болезни собак: Справочник/ А. Д. Белов, Е. П. Данилов, И. И. Дукур и др. М.: Агропромиздат, 1990г. – 368с.

  14. Брэм А. Э. Жизнь животных: В3 т. - 2-е изд. - М.: «Терра», 1994г. – 502, 482, 496с.

  15. Васильев Д. Б. Черепахи. Болезни и лечение. – М.: «Аквариум Лтд», 1999г. – 424с.

  16. Ваши домашние любимцы. Сборник.; Под ред. Пивоварова, В.В. - М.: Церера 1994 г. 368с.

  17. Вегер З. Разведение волнистых попугайчиков: Пер. с чешск./ Под ред. Е. В. Малаханова. – М.: « Лесн. промышленность», 1987г. – 175с.

  18. Ветеринарный энциклопедический словарь в 2 томах. М. Сельхозгиз 1950г. VIII., 640 c. + VIII. 696 c.

  19. Виденин В. Н. Послеоперационные гнойно-воспалительные осложнения у животных (профилактика и лечение). Учебное пособие. – Спб.: «Лань», 2000г. – 160с.

  20. Вилер Д. Саймон, Томас Б. Вильям Неврология мелких домашних животных в вопросах и ответах./ Перев. с англ. Е. Болдырева, С. Минаева. – М.: «Аквариум Лтд», 1999г. – 248с.

  21. Гурьянов В. В., Берестов А. А., Родюков А. П. Выращивайте кроликов. – Петрозаводск.: «Карелия», 1992г. – 93с.

  22. Зусман Н. С., Помытко В. Н. Учебная книга кроликовода. – М.: «Колос», 1972г. – 112с.

  23. Квинтен Д. Болезни декоративных птиц/ Пер. с нем. В. Пулинец. – М.: «Аквариум Лтд», К.: ГИППВ, 2002г. – 208с.

  24. Кирюткин Г. В., Тимофеев Б. А., Созинов В. А. Справочник ветеринарных препаратов. Киров: Кировская областная типография, 1997г. – 598с.

  25. Книга рационов. Основные нормы кормления животных Московского зоопарка.; Под ред. В. Н. Горваля. – М.: Московский зоологический парк, 2000г. – 394с.

  26. Книга юного натуралиста/ Сост.: В. Синадская, Н. Тимофеева. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: «Молодая гвардия», 1989г. – 174с.

  27. Кормление и болезни собак и кошек. Диетическая терапия: Справочник/ Под общ. ред. Проф. А. А. Стекольникова. – СПб. «Лань», 2005г. – 608с.

  28. Липницкий С. С., Литвинов В. Ф., Шимко В. В., Гантимуров А. И. Справочник по болезням домашних и экзотических животных. - 3-е изд., перераб. и доп. – Ростов н/Д.: «Феникс», 2002г. – 448с.

  29. Лукьяновский В. А., Самошкин И. Б., Стекольников А. А., Тимофеев С. В. Местное и общее обезболивание животных: Учебное пособие. – Спб.: «Лань», 2004г. – 208с.

  30. Магда И. И., Иткин Б. З., Воронин И. И. и др./ Под ред. И. И. Магды. – М.: «Агропромиздат», 1990г. – 333с.

  31. Мартин М. В. С., Коркорэн Б. М. кардиореспираторные заболевания собак и кошек./ Пер. с англ. С. Л. Черятников. – М.: «Аквариум-Принт», 2004г. – 496с.

  32. Машковский М. Д. Лекарственные средства. В двух частях. – 12-е изд., перераб. И доп. – М.: Медицина, 1994г. Ч. I. – 736с. + Ч. II. – 688с.

  33. Минина И.С., Майоров А.И. Всё о кроликах: Альбом. - М.: Агропромиздат, 1988г. - 184с.

  34. Нога Г. С. Наблюдения и опыты по зоологии: Пособие для учителя. - Изд. 2-е испр. – М.: «Просвещение», 1979г. – 187с.

  35. Огурцов А. Ф. Клиническая диагностика и скорая ветеринарная помощь при болезнях собак и кошек. – М.: ООО «Аквариум-Принт», 2005г. – 112с.

  36. Паршин А. А., Соболев В. А., Созинов В. А. Хирургические операции у собак и кошек. – М.: «Аквариум Лтд», 2001г. – 232с.

  37. Певчие и декоративные птицы/ Альманах. Выпуск 2.; Под ред. В. А. Казанцева - М. «Колос», 1992г. - 64с.

  38. Певчие и декоративные птицы/ Альманах. Выпуск 4.; Под ред. С. В. Шабуцкого - М. «Колос», 1994г. - 64с.

  39. Петраков К. А. Практическая ветеринарная хирургия. Киров.: Кировская областная типография, 1995г. – 160с.

  40. Петрухин И. В., Петрухин Н. И. Кормление домашних и декоративных животных: Справочная книга. – М.: «Нива России», 1992г. – 336с.

  41. Рабинович М. И. Лекарственные растения в ветеринарии. – М.: «Россельхозиздат», 1981г. – 224с.

  42. Райххолф – Рим Х. «Млекопитающие» – М.: ООО «Издательство АСТ»: ООО «Издательство Астрель», 2002г. – 286с

  43. Рахманов А. И. Попугаи: Живой мир вокруг нас. – М.: «Хооббикнига», Смоленск: «Русич», 1996. – 240с.

  44. Рыков Н. А. Зоология с основами экологии животных: Пособие для студентов пед. институтов. – М.: «Просвещение», 1981г. – 254с.

  45. Симонов Б. А. Певчие и декоративные птицы. – 3-е изд., доп. и перераб. – Ташкент: «Мехнат», 1986г. - 168с.

  46. Симонян Г. А.., Хисамутдинов Ф. Ф, Ветеринарная гематология. – М. : «Колос», 1995. – 256с.

  47. Современный курс ветеринарной медицины Кирка/ Пер. с англ. – М.:ООО «Аквариум-Принт», 2005г. – 1376с.

  48. Справочник Видаль. Лекарственные препараты в России: Справочник. – М.: АтраФармСервис, 2005г. – 1168с.

  49. Справочник зоотехника. - Изд. 2-е переработанное. – М., «Колос», 1967г. – 927с.

  50. Справочник по болезням птиц./Сост.: Гусев В. Ф., Кононов Г. А.- Л.: отделение изд. «Колос», 1969г. – 368с.

  51. Справочник по болезням собак и кошек/ Серия «Ветеринария и животноводство». Ростов н/Д: «Феникс», 2000г. – 352с.

  52. Справочник практического врача/ Ю. Е. Вельтищев, Ф. И. Комаров, С. М. Навашин и др.; Под ред. А. И. Воробьёва. – 4-е изд. Стереотипное. – М.: Медицина, 1992г. – В 2 томах. Т. 1.. – 356с. + Т. 2., - 336с.

  53. Стишковская Л. Л. Лечим птицу сами.- М.: «Аквариум Лтд», 2002г. – 144с.

  54. Студенцов А.П. Ветеринарное акушерство и гинекология. - изд. 4-е. - М. «Колос», 1970г. 520с.

  55. Хозгуд Ж, Хоскинс Дж. Д., Девидсон Ж., Смит Дж. Терапия и хирургия щенков и котят/ Пер. с англ. Е. Махияновой. – М.: «Аквариум-Принт», 2004г. – 688с.

  56. Шебиц Х., Брасс В. Оперативная хирургия собак и кошек/ Перев. С нем. В. Пулинец, М.Степкин. – М.: ООО «Аквариум-Принт», 2005г. – 512с.

  57. Шинкаренко И. В. Экзотические домашние животные. – Челябинск.: «Урал Л. Т. Д.», 2002г. – 352с.

  58. Ярофке Д., Ланде Ю. Рептилии. Болезни и лечение./ Пер. с нем. И. Кравец. М. «Аквариум», 1999г. – 324с.


Литература для обучающихся.

  1. "Биологический энциклопедический словарь". – М., 1995. «География Томской области»// под ред. Земцова А.А.: учебное пособие. – Томск: ВИЗАН: 1991 - 138с

  2. "Биологический энциклопедический словарь". – М., 1995. «Лесная энциклопедия» //под ред. Воробьёва Г.И. - I том. – М: изд. «Советская энциклопедия»: 1985 –563с

  3. "Я познаю мир". Детская энциклопедия. Животные. - М.:ТКО "АСТ": 1996-544с

  4. "Я познаю мир". Детская энциклопедия. Птицы. - М.: Изд. "Астрель": 2000-400с

  5. Акимушкин И. И. Мир животных. Рассказы о змеях, крокодилах, черепахах, лягушках, рыбах. М. – «Молодая гвардия», 1974г. – 320с.

  6. Алёхин И. Е. Советы ветеринара. – М.: «Эра», 1991г. – 45с.

  7. Баксис Д., Самервиль Б. "Дрессировка и воспитание хомячка." / Пер. с англ. Т.В. Лисициной. - М.: ООО "Аквариум - Принт", Киров.: ОАО "Дом печати - ВЯТКА": 2005 - 64с

  8. Бианки В.В. "Лесная газета". Клуб колумбов. - М.: Правда:1986- 480с

  9. Бровкина Е.Т., Сивоглазов В.И "Атлас родной природы". Животные поселения человека: - М: "Эгмонт Россия": 2001 - 64с

  10. Бровкина Е.Т., Сивоглазов В.И. "Биология". Млекопитающие. - М.: Дрофа: 2004 - 48с

  11. Герд С. В. Живые животные в школе. – Л.: «Учпедгиз», 1954г. – 368с.

  12. Жарков И. В. Волнистые попугайчики и грызуны. Содержание и уход. – СПб.: «А. В. К. – Тимошка», 2001г. – 224с.

  13. Зайцева Е.Ю. Скворцов П.М. Школьный практикум /7-8 классы/: М "ДРОФА" 1998-96с

  14. Зайцева Е.Ю., Скворцов П.М. "Школьный практикум". Биология. Животные. 7-8 класс. - М.: Дрофа, 2000 - 96с

  15. Иваницкий В.В. "Детская энциклопедия". Птицы. - М: Изд. "Астрель": 2000 - 400с

  16. Костин А. Б., Рубинштейн Н. Р., Тарханова М. А. и др. Птицы: Науч.-поп. Издание для детей. – М.: ООО «Издательство «РОСМЭН-ПРЕСС», 2005. – 71с.

  17. Локшин Г.И. "Биология". Краткий курс для школьников и абитуриентов. - М.: Лист-Нью: 1998 - 288с

  18. Майоров Т.С. География. "Справочник школьника." - Москва : Слово:1997 - 576 с

  19. Марковская М. М. Уголок природы в детском саду. – М.: «Просвещение», 1984г. – 160с.

  20. Онегов А. Школа юннатов. Живой уголок. – М.: «Дет. Лит.», 1990г. – 271с.

  21. Парфилова Л.Д. "Уроки биологии в 6-7 классах". Книга для чтения. - М.: ТЦ Сфера: 2003 - 96с

  22. Рахманов А. И. Ежи в вашем доме. Содержание. Уход. Кормление. М.: ООО «Аквариум Бук», 2003. – 48с.

  23. Рахманов А.И. Домашний зооуголок. - Смоленск: Русич, 1996. - 544с.

  24. Хомячки. Содержание животных в домашних условиях. Выпуск 3. – М.: Московский зоологический парк, 1992г. –8с.

  25. Хэрриот Дж. Из воспоминаний сельского ветеринара. В 2-х томах. Т. 1-2: Пер. с англ. – М.: Мир, 1993. – 440с.

  26. Шитиков Д.А ."Загадки животных." - М.: ООО Изд. АСТ: 2002 - 320с

  27. Шорыгина Т.А. "Птицы. Какие они?" Книга для воспитателей, гувернёров и родителей. - М.: Изд. "ГНОМ и Д": 2003 - 96с

  28. Шрам В. Е. "Навстречу природе". – Новосибирск: Западно-Сибирское книжное издательство:1980 - 118 с.


Материально техническая обеспеченность программы

"Советы доктора Айболита".
Введение.

  1. Живые объекты: морские свинки, карликовые кролики, хомяки сирийские, хомяки джунгарские, волнистые попугайчики, красноухая черепаха, среднеазиатская черепаха.

  2. Плакаты: "Дикие и домашние животные", "Питание диких и домашних животных", "Домашние животные".

  3. Иллюстрации: забавные фотографии и рисунки домашних животных и их детёнышей.


Домашние кошки.

  1. Видеофильмы: "Дикие коты", " Кошки: ласковые тигры",

  2. Демонстрационный материал: Аксессуары для ухода за шерстью (расчёски, пуходёрки, щётки), за когтями (когтеточки, когтерезы, пилочки), аптечка владельца кошки, косметика, наглядные примеры сухих и влажных кормовых смесей, имеющихся на данный момент в торговой сети города, инвентарь и препараты для чистки и дезинфекции помещений, дополнительное оборудование для обустройства кошачьего быта(домики, корзинки, переноски).

  3. Иллюстрации: Фотографии кошек и котят.



Домашние собаки.

  1. Видеофильмы: "Собаки Динго", "Злобные Динго", " В стае волков", " Возвращение волка", " Лисицы пустыни Калахари"," Пёстрые псы Окаванго", "Псы убийцы".

  2. Демонстрационный материал: Необходимый личный инвентарь аксессуары для ухода за шерстью (расчёски, пуходёрки, щётки), за когтями (когтеточки, когтерезы, пилочки), косметика, аптечка владельца собаки, наглядные примеры сухих кормовых смесей для собак, имеющихся на данный момент в торговой сети города, инвентарь и препараты для чистки и дезинфекции помещений, дополнительное оборудование для обустройства кошачьего быта(домики, корзинки, переноски).

  3. Иллюстрации: Фотографии собак и щенят.


Волнистые попугайчики.

  1. Видеофильмы: "Волнистые попугайчики", "Птицы", "Привлечение самок", "Птицы" (размножение), "Птицы - пересмешники", "Видеокурс по зоологии", "Птицы осенью", "Гнездование птенцовых птиц", "Дикие попугайчики".

  2. Живые объекты: волнистые попугайчики.

  3. Сухой препарат: крылья и хвосты птиц, перья птиц.

  4. Плакаты: "Птицы, дикие, домашние, декоративные", "Строение яйца птицы".

  5. Иллюстрации: волнистые попугайчики и их птенцы.


Кролики.

  1. Видеофильмы: Млекопитающие", "Животные и среда", "Как развивался животный мир", "Природные сообщества", "Кто как в лесу живёт", "Грызуны и зайцы", "Отряд зайцеобразные", "Как животные защищаются", "Рассказы о малышах".

  2. Живые объекты: карликовые кролики.

  3. Плакаты: "Внутреннее строение кролика".

  4. Иллюстрации: заяц, кролики разных пород, декоративные кролики.


Морские свинки.

  1. Видеофильмы: "Млекопитающие", "Любопытные кадры из жизни животных", "Животные и среда", "Как развивался животный мир", "Природные сообщества", "Кто как в лесу живёт", "Грызуны и зайцы", "Отряд грызуны", "Рассказы о малышах".

  2. Живые объекты: морские свинки.

  3. Микропрепараты: сперматозоид и яйцеклетка морской свинки.

  4. Плакаты: "Питание диких и домашних животных".

  5. Иллюстрации: морская свинка, детёныши морской свинки.


Хомяки.

  1. Видеофильмы: "Слишком жарко, слишком холодно", "Частный зоопарк", "Млекопитающие", "Любопытные кадры из жизни животных", "Как развивался животный мир", "Природные сообщества", "Грызуны и зайцы", "Отряд грызуны", "Как животные защищаются", "Загадочный мир животных".

  2. Живые объекты: хомяки сирийские, хомяки джунгарские.

  3. Плакаты: "Питание диких и домашних животных".

  4. Иллюстрации: мышь, золотистый хомяк, джунгарский хомяк, детёныши хомяков.


Черепахи.

Видеофильмы: "Морские черепахи", "Нелюбимые животные", "Видеокурс по зоологии", "Черепахи", "Видеокурс по зоологии", "Слишком жарко, слишком холодно", "Рептилии и земноводные".
Технические средства, используемые на занятиях:

Телевизор, видеомагнитофон, DVD – плеер, ноутбук, проектор, микроскопы, увеличительные стёкла.

страница 1


скачать

Другие похожие работы: