Информационно-концептуальный модуль образовательной программы


    1. Информационная карта


Кружок – «Царство Нептуна» - Иванова Ольга Михайловна

Образовательная программа – рабочая


Тип программы - интегрированная

Вид программы – авторская

Целевая установка – предметно, научно-исследовательская направленность

Специфика содержания – расширенная

Уровень усвоения – общекультурный

Форма реализации – стационарная

Функциональное назначение – образовательное - воспитательная

Способ реализации – групповой

Возрастной диапазон – среднее звено – 11-14 лет

Продолжительность реализации – одногодичная.


    1. Концепция автора образовательной программы.


Полюбить природу можно только путём её познания. В. А. Сухомлинский говорил: «чтобы ребёнок научился понимать природу, чувствовать её красоту, читать её язык, беречь её богатства, нужно прививать ему эти чувства с раннего детства». Человек издавна стремился познать тайны загадочного подводного мира. Во все времена его притягивала прохладная, таинственная синева морей и океанов, озер и рек. Не каждому из нас дано проникнуть в глубины водной среды, однако каждый может иметь « небольшое озеро» у себя дома, наблюдать за его обитателями, открывать для себя его тайны.

Изучение и наблюдение за обитателями аквариума заряжает ребенка положительной энергией, вызывает их удивление, возбуждает любознательность. Аквариум является объектом эстетического наслаждения, учит наблюдательности и любви к животным, а также помогает снять стресс, улучшает состояние нервной системы.

Для реализации образовательной программы « Царство Нептуна», зоологический отдел оснащен достаточной материально-технической базой. Самым востребованным и необходимым для обучения воспитанников Центра являются выставочный зал: «Аквариум», более 90 видов экзотических рыб. Учащиеся нашего Центра, имеет огромную возможность изучать жизнь и повадки экзотических рыб и рыб местных водоемов.


    1. Пояснительная записка к образовательной программе.


Данная программа составлена на основе требования Министерством образования и науки РФ от 11.12.2006г. к содержанию и оформлению образовательных программ дополнительного образования детей.

Разработкой данной программы занималась: педагог дополнительного образования Иванова О.М. Программа рассчитана для обучения учащихся 11-14 лет в экологическом кружке, в Центре экологического воспитания детей – учреждении дополнительного образования.

Целью данной программы является не только расширение знаний в области биологии и экологии животных, но и выявление, и развитие творческих способностей учащихся в научной деятельности, формирование необходимых навыков для исследовательской работы.

Актуальность программы:

По существу, эта программа позволяет, как можно раньше выявить одарённых детей, помочь им адаптироваться в научно-исследовательской, экспериментальной деятельности, создать условия для коммуникации и продуктивной жизнедеятельности.

После выявления способностей у учащихся к исследовательской деятельности, проводится индивидуальная работа педагога с учеником. Результатом данной работы могут являться: доклад, реферативная работа, законченного эксперимента с анализом и обобщением результатов, научной статьи и пр. Эта программа будет актуальна пока, существуют реки, озера, моря и океаны, ведь человека во все времена волновало загадочное и не опознанное.

Новизна программы:

Программа может меняться, в зависимости от набора детей: уровня знаний, разновозрастности, нестандартность индивидуальных результатов обучения и воспитания. Главной особенностью данной программы является непосредственное общение с обитателями аквариумов. В данной программе большое внимание уделяется практической работе, где учащиеся имеют возможность заняться селекцией рыб, что способствует пополнению и сохранению коллекции.

Доступность программы:

Некоторые дети могут посещать занятия по индивидуальному расписанию. Это зависит от их индивидуальных особенностей. Может быть ускоренное развитие, когда любознательность ребёнка опережает его школьное образование, а интерес к конкретному виду деятельности обеспечивает высокий темп освоения содержания и методов деятельности.

Педагогическая целесообразность:

Программа позволяет сделать обучение как целостный процесс трехсторонней деятельности педагога, учащихся и родителей. Это формирует у детей способность к коллективной деятельности, стимулируют активность, волевые и нравственные качества.

Программа является авторской. Образовательная программа « Царство Нептуна» разработана для учащихся среднего звена. Срок реализации данной программы 1год. В процессе обучения, дети получают первые азы по уходу и содержанию аквариумных рыб и растений, учатся самостоятельно ухаживать за своими питомцами. С помощью педагога, учащиеся учатся, как необходимо правильно создать дизайн аквариума. По окончанию учебного процесса многие кружковцы завели у себя дома пусть не большие, но созданные своими руками аквариумы. Это является показателем эффективности данной программы.

Цель программы:

  1. Формирование у учащихся экологической культуры, любви к природе родного края. Расширение знаний в области биологии и экологии животных.

  2. Формирование системы навыков практической, самостоятельной научно-исследовательской работы.


Задачи программы:

Образовательные:

  1. Ознакомить учащихся с жизнью и повадками рыб.

  2. Научить первым навыкам по уходу за аквариумными рыбами.

  3. Научить учащихся работать с литературой, вести наблюдения и умение правильно их излагать в дневниках.

  4. Расширять познания в экологии и биологии животных.

  5. Расширить знания в области охраны и природопользования.

Воспитательные:

  1. Умение вести себя в мире природы, стараясь не причинять ей ущерба, учить добру.

  2. Умение правильного обращения с животными.


Развивающие:

  1. Развивать имеющиеся у детей представления о мире аквариума, умение наблюдать, сопоставлять, делать выводы, развивать воображение, творческие способности, логическое мышление;

  2. Ухаживать за своими питомцами;

  3. Развивать навыки, смекалку, чувство ответственности, повышать уровень познавательной деятельности.


Программа «Царство Нептуна» - эколого-биологической направленности, соответствует современным образовательным технологиям.

Принципы обучения

Принцип доступности;


Принцип индивидуальности;

Принцип гуманности;
Сроки и этапы реализации

Сроки реализации программы 1 год. Основные этапы: первое полугодие обучения изучаются способы оформления аквариума и знакомство с аквариумным оборудованием; второе полугодия изучаются виды рыб и методы ухода за ними.

2. Образовательный стандарт программы.







Раздел программы

Основные термины и понятия

Необходимо знать

Необходимо уметь

1

Вводные занятия.

Инструкция по ТБ и ПБ, огнетушитель.

Правила по ТБ и ПБ.

Ориентироваться в здании.

2

Введение.

Происхождение рыб.

Древние рыбы.

Прародители рыб. Первоначальное происхождение рыб.

Отличать пресноводных рыб, от морских.

3

Типы аквариумов.

Виды аквариумов, стеклянные, пластиковые. Формы аквариума. Оформление. Месторасположение.

Какой материал используют для изготовления аквариумов. Какие формы аквариумов наиболее часто используют в аквариумистике. Как правильно оформить аквариум, и установить.

Соблюдать правила безопасности при работе с аквариумом. Создать условия для заселения рыб. Правильно выбрать месторасположение аквариума.

4

Аквариумное оборудование.

Обогреватели, фильтры, аэрация.

. Назначение аквариумного оборудования. Правила ухода за аквариумным оборудованием. Значение аэрации, фильтров.

Соблюдать личную гигиену. Знать правила безопасности при обращении с электрическими приборами. По назначению применять аквариумный инвентарь.

5

Грунт.

Виды грунтов. Отличие грунта. Цветовая гамма грунта, размер частиц грунта. Обработка.

Типы и виды грунта, значение грунта для аквариумных животных. Методы обработки грунта.

Соблюдать личную гигиену. Обрабатывать грунт, укладывать в аквариум, уметь выбирать грунт по размерам частиц.

6

Оформление аквариума. Устройство и оборудование аквариума

Обогреватели, освещение, наружный фильтр, внутренний фильтр, выносной биологический фильтр

Как правильно подготовить аквариум до заселения рыб. Типы и виды грунта, значение грунта для аквариумных животных.

Соблюдать личную гигиену. Правила пользования с электрическими приборами. Ухаживать за аквариумным оборудованием.

7

Обитатели аквариума.

Цветовая гамма, размер и виды рыб.

Правила личной гигиены, каких рыб можно содержать в одном аквариуме.

Соблюдать личную гигиену. Подбирать рыб.

8

Анатомическое строение рыб.

Форма тела рыб, скелет, органы пищеварения, органы дыхания.

Почему рыбы имеют ту или иную форму тела. Строение рыб, систему пищеварения, из чего состоят органы дыхания.

Ориентироваться в строении рыб.

9

Содержание рыб.

Холодноводные, тепловодные, подбор рыб.

К какому виду относится рыба, как правильно подобрать по совместимости рыб.

Соблюдать личную гигиену. Различать хищных, от мирных рыб. Различать тепловод. от холодноводных. Знать повадки рыб.

10

Кормление рыб.

Живые корма. Сухие корма, искусственные, консервированные. Растительная пища.

Правила личной гигиены. Каким образом разводить живые корма. Заготовка растительного корма.

Соблюдать личную гигиену. Ухаживать, кормить. Нормы кормов.

11

Разведение рыб.

Производители, икра, нерест. Селекционная работа.

Время нереста рыб, численность групп производителей, возраст производителей.

Создать условия для нереста, определять пол рыб, уход за икрой.

12

Болезни рыб.

Заразные и незаразные заболевания рыб, диагностика и лечение рыб.

Правила личной гигиены. Классификацию заболеваний. Порядок выявления заболевания.

Знать причину заболевания, оказание первой помощи больной рыбе. Принципы профилактики заболеваний.

13

Лечение рыб.

Карантинное оборудование. Медицинские препараты.

Правила личной гигиены. Время лечения рыб. Способы лечения.

Вовремя увидеть больную рыбу, отсадить в специальный отсадник. Лечить рыб.

14

Роль растений в аквариуме.

Аквариумные растения, виды растений, посадка.

Роль растений. Способы посадки. Уход за растениями.

Определять виды растений. Различать поверхностные и донные растения. Способы посадки.


3.Учебно-тематический план образовательной программы
Темы занятий




Всего /час/

Теория /час/

Практика /час/

1. Введение /ТБ, ТПБ/

2. Вводное занятие


3. Типы аквариумов

4. Аквариумное оборудование

5. Грунт

6. Оформление аквариума. Устройство и оборудование аквариума

7. Обитатели аквариума

8. Анатомическое строение рыб

9.Содержание рыб

10. Обобщающее занятие

12 .Кормление рыб

13. Разведение рыб

14. Болезни рыб

15. Лечение рыб

16. Роль растений в аквариуме

17. Итоговое занятие


2

6

8

8

12

18

16

6

18

18

4

18

16

14

12

10

6

1

2

2

4

4

6

4

2

6

6

-

6

4

6

4

2

2

1

4

6

4

8

12

12

4

12

12

4

12

12

8

8

8

4


Итого:



192


61


131


3.1. Описание содержания разделов программы 1г.о.

  1. Вводное занятие

В данном занятии проводится знакомство с правилами по ТБ и ПБ, с учебной программой: сообщается учащимся сведения, материал, основные задачи, которые ставит перед собой учитель при преподавании этой программы. Знакомство с кабинетом, посещение экскурсий, знакомство с выставочными залами. Ознакомительное занятие для знакомства в коллективе. Игровое занятие для проверки имеющихся знаний.

2.Введение.

История происхождение рыб, прародители рыб. Экскурсия по аквариумной выставке ЦЭВД.

3. Типы аквариумов.

Правила техники безопасности при работе с аквариумом. Виды и формы аквариумов, размеры аквариумов. Правильное месторасположение аквариума в помещение. Оформление внутренней части аквариума, посадка водных растений. Освещение.

4. Аквариумное оборудование.

Правила техники безопасности при работе с электроприборами. Виды и предназначение аквариумного оборудования. Аквариумный инвентарь.

5. Грунт.

Виды грунта, способы обработки, размер частиц грунта. Предназначение грунта, способы укладки грунта, роль значение грунта в аквариуме.

6. Оформление аквариума. Устройство и оборудование аквариума.

Правила безопасности при работе с электроприборами. Назначение аквариумного оборудования. Фильтры, компрессоры помпы, нагревательные устройства, виды и способы работы аквариумного оборудования.

7. Обитатели аквариума. Цветовая гамма, размер и виды рыб. Правила личной гигиены, каких рыб можно содержать в одном аквариуме.

8. Анатомическое строение рыб.

Анатомическое строение рыб. Форма тела, органы пищеварения, органы дыхания, скелет рыб.

9. Содержание рыб.

Умения подбирать рыб для совместного существования в аквариуме, количество рыб допустимые в одном аквариум.

10. Кормление рыб.

Умение выбирать корма для рыб, заготовка живого корма и растительного. Норма кормления рыб, периодичность кормления.

11.Разведение рыб.

Подбор производителей, создание оптимальных условий для нереста, уход за икрой, уход за молодью.

12.Болезни рыб.

Правила личной гигиены. Виды заболевания рыб, диагностика.

13.Лечение рыб.

Правила личной гигиены. Лечение больной рыбы. Способы лечения, медикаменты.

14.Аквариумные растения.

Виды аквариумных растений, посадка растений и уход. Значение и роль аквариумных растений для рыб.
4. Проект организации образовательного процесса 1г.о.


Период обучения

Содержание тем

Техническое обеспечение

Дидакт. и метод. материал

Виды деятельности

Сентябрь

2ч.

Вводное занятие.

Знакомство с программой, инструктаж.

Ознакомительная экскурсия №1.

Инструкция по ТБ и ПБ, огнетушитель.

Инструкции, план эвакуации, программа.

Беседа, экскурсия.

Сентябрь

2+2ч.

Пр.

Введение. История аквариумистики. Экскурсия №2. По выставочному аквариумному залу.

Проектор. Плакаты

Фотографии, Видеофильм.

Рассказ, экскурсия.

Сентябрь

2ч.

Введение. Роль и значение аквариума.

Аквариумное оборудование.

Иллюстрации, плакаты.

Рассказ, беседа.



Сентябрь

2+2ч.

Пр.

Типы аквариумов.

Телевизор, видеопроектор.

Иллюстрации, видеофильм.

Беседа, рассказ.

Сентябрь

2ч.

Выбор места для аквариума.

Видеопроектор.

Иллюстрации, плакаты.

Беседа, рассказ.

Сентябрь

2+2ч.

Пр.

Оформление аквариума.

Телевизор, видеопроектор.

Слайды, видеофильм, плакаты.

Рассказ, лабораторная работа.

Октябрь

2ч.

Аквариумное оборудование. Экскурсия №3 в рыборазводню.

Оборудование для аквариума.

Иллюстрации, видеофильм.

Рассказ, беседа.

Октябрь

2+2ч.

Пр.

Назначение аквариумного оборудования. Экскурсия №4 в рыборазводню.

Наглядный материал, помпы фильтры, распылители, обогреватели, сачки.

Иллюстрации, плакаты.

Беседа, рассказ.

Октябрь

2ч.

Правила ухода за оборудованием.

Видеофильм.

Иллюстрации, фотографии.

Рассказ, беседа.

Октябрь

2+2ч.

Пр.

Грунт. Экскурсия №5.

Проектор.

Слайды, иллюстрации.

Рассказ, беседа.

Октябрь

2ч.

Общие сведения о грунте.

Телевизор, видеомагнитофон.

Иллюстрации, плакаты, видеофильм.

Рассказ, беседа, самостоятельная работа.

Октябрь

2+2ч.

Пр.

Виды грунта. Экскурсия в выставочный зал №6.

Видеофильм,

наглядный материал.


Слайды, картинки.


Рассказ, беседа.

Октябрь

2ч.

Способы обработки грунта.

Проектор, телевизор.

Таблицы, слайды, иллюстрации.

Рассказ, беседа.

Октябрь

2+2ч.

Пр.

Оформление аквариума. Устройство и оборудование аквариума.

Телевизор, проектор.

Таблицы, слайды, иллюстрации.

Рассказ, беседа.

Ноябрь

2ч.

Охлаждение воды.


Проектор.

Слайды, иллюстрации.

Рассказ, беседа. Лабораторная работа.

Ноябрь

2+2ч.

Пр.

Освещение аквариума. Экскурсия №7 в рыборазводню.

Аквариум, осветительные приборы.

Таблицы, схемы, иллюстрации.

Рассказ, беседа, тест.

Ноябрь

2+2ч.

Аэрация воды.

Телевизор, видеомагнитофон.

Видеофильм.

Рассказ, беседа.

Ноябрь

2ч.

Пр.

Фильтрация воды.

Видеопроектор.

Слайды.

Рассказ, беседа.

Ноябрь

2ч.

Смена воды и чистка аквариума.

Телевизор, видеомагнитофон.

Видеофильм, таблицы, схемы, иллюстрации, наглядный материал.

Рассказ, беседа.

Ноябрь

2+2ч.

Пр.

Обитатели аквариума.

Проектор.

Таблицы, схемы, иллюстрации, слайды.

Лабораторная работа, беседа, тест.

Декабрь

2ч.

Совместимость рыб.

Видеопроектор, телевизор.

Видеофильм, таблицы, схемы, иллюстрации.

Рассказ, беседа.

Декабрь

2+2ч.

Пр.

Количество рыб.

Наглядный материал, проектор.

Таблицы, схемы, слайды, иллюстрации.

Лабораторная работа, беседа.

Декабрь

2ч.

Декоративные принадлежности.

Телевизор, видеомагнитофон.

Иллюстрации, плакаты, видеофильм.

Тест, рассказ, беседа.

Декабрь

2+2ч.

Пр.

. Экскурсия №8 в аквариумный зал.



Проектор, телевизор.


Карточки, иллюстрации, плакаты.

Рассказ, беседа, лабораторная работа.

Декабрь

2ч.

Улитки .Роль и значение улиток в аквариуме.

Телевизор, видеомагнитофон.

Таблицы, схемы, иллюстрации, видеофильм.

Рассказ, беседа.

Декабрь

2+2ч.

Пр.

Экскурсия №9 в рыборазводню

Видеопроектор.

Иллюстрации, плакаты.

Беседа, тест.

Декабрь

2ч.

Анатомическое строение рыб.

Телевизор, видеомагнитофон.

Видеофильм.

Рассказ, беседа.

Декабрь

2+2ч.

Пр.

Форма тела. Экскурсия №10 во вспомогательные помещения ЦЭВД.

Телевизор, видеомагнитофон.

Иллюстрации, плакаты, карточки, видеофильм,

живые объекты.

Рассказ, беседа, лабораторная работа.

Январь

2ч.

Скелет.

Видеофильм.

Иллюстрации, плакаты.

Рассказ, беседа.

Январь

2+2ч.

Пр.

Органы пищеварения.

Проектор, живые объекты.

Иллюстрации, слайды, плакаты.

Лабораторная работа, беседа.

Январь

2ч.

Органы дыхания.

Видеопроектор, видеомагнитофон.

Иллюстрации, слайды, видеофильм.

Рассказ, беседа.

Январь

2+2ч.

Пр.

Содержание рыб.

Живые объекты, видеопроектор.

Иллюстрации, карточки, плакаты, видеофильм.

Лабораторная работа, беседа.

Январь

2ч.

Подбор рыб.

Телевизор, видеомагнитофон.

Плакаты, рисунки, карточки, видеофильм.

Рассказ, беседа, самостоятельная работа.

Январь

2+2ч.

Пр.

Холодноводные рыбы. Экскурсия №12 в рыборазводню.

Видеопроектор.

Плакат,

иллюстрации, слайды.

Лабораторная работа, беседа.

Февраль

2ч.

Тепловодные рыбы.

Телевизор, видеомагнитофон.

Плакат, карточки, иллюстрации, видеофильм.

Рассказ, беседа.

Февраль

2+2ч.

Пр.

Повадки различных видов рыб. Экскурсия №13 по выставочным залам и вспомогательным помещениям ЦЭВД.

Телевизор, видеомагнитофон.

Иллюстрации, Наглядное пособие.

Рассказ, беседа.

Февраль

2ч.

Посадка рыб в аквариум.

Телевизор, видеомагнитофон, живой объект.

Иллюстрации, фиксированные объекты, видеофильм.

Тест, беседа, рассказ, самостоятельная работа.

Февраль

2+2ч.

Пр.

Кормление рыб.

Видеопроектор.

Иллюстрации, плакат, слайды.

Лабораторная работа, беседа.

Февраль

2ч.

Кормление взрослой рыбы.

Телевизор, видеомагнитофон.

Иллюстрации, живые объекты, видеофильм.

Беседа, рассказ.

Февраль

2+2ч.

Пр.

Кормление мальков. Экскурсия №14 в рыборазводню

Видеопроектор.

Плакаты, слайды.

Беседа, рассказ.

Февраль

2ч.

Кормовые организмы.

Телевизор, видеомагнитофон.

Иллюстрации, карточки, видеофильм.

Рассказ, беседа. лабораторная работа

Февраль

2+2ч.

Пр.

Растительные корма. Экскурсия №15 по выставочным залам и вспомогательным помещениям ЦЭВД.

Наглядное пособие, видеопроектор.

Корма, слайды.

Рассказ, беседа.

Март

2ч.

Искусственные корма

Телевизор, видеопроектор

Иллюстрации, слайды.

Рассказ, беседа, лабораторная работа.

Март

2+2ч

Пр.

Разведение рыб. Экскурсия №16 в рыборазводню.

Видеопроектор.

Плакаты, картинки, слайды.

Рассказ, беседа.

Март

2ч.

Выбор и подборка производителей.

Телевизор, видеопроектор.

Плакаты, слайды, таблицы.

Рассказ, беседа.

Март

2+2ч.

Пр.

Обеспечение оптимальных условий для нереста рыб.

Живые объекты, видеопроектор.

Слайды, картинки, плакаты.

Рассказ, беседа, лабораторная работа.

Март

2ч.

Создание оптимальных условий для развития икры.

Живые объекты, видеопроектор.

Слайды, картинки, плакаты.

Рассказ, беседа.

Март

2+2ч.

Пр.

Уход за молодью. Экскурсия №17 в рыборазводню.

Живые объекты, видеопроектор.

Слайды, картинки, плакаты.

Рассказ, беседа.

Апрель

2ч.

Болезни рыб.

Живые объекты, видеопроектор.

Слайды, картинки, плакаты.

Рассказ, беседа.

Апрель

2+2ч.

Пр.

Причины заболевания рыб. Экскурсия №18 по выставочным залам и вспомогательным помещениям ЦЭВД.

Живые объекты, видеопроектор.

Слайды, картинки, плакаты.

Рассказ, беседа.

Апрель

2ч.

Отличие больного животного от здорового.

Живые объекты, видеопроектор.

Слайды, картинки, плакаты.

Рассказ, беседа.

Апрель

2+2ч.

Пр.

Соблюдение правил безопасности при контакте с больной рыбой.

Живые объекты, видеопроектор.

Слайды, картинки, плакаты.

Рассказ, беседа, лабораторная работа.

Апрель

2ч.

Виды болезней рыб.

Телевизор, видеопроектор.

Слайды, таблицы.

Рассказ, беседа.

Апрель

2+2ч.

Пр.

Лечение рыб. Экскурсия №19 к ветеринарному врачу.

Телевизор, видеопроектор.

Слайды, таблицы.

Рассказ, беседа.

Апрель

2ч.

Карантинное оборудование.

Аквариум, градусник, обогреватель, мед. препараты, видеофильм.

Слайды, таблицы, картинки.

Рассказ, беседа.

Апрель

2+2ч.

Пр.

Порядок выявления, диагностика и лечение рыб.

Телевизор, видеопроектор.

Слайды, таблицы.

Рассказ, беседа.

Май

2ч.

Медицинские препараты.

Телевизор, видеопроектор.

Слайды, таблицы.

Рассказ, беседа.

Май

2+2ч.

Пр.

Роль растений в аквариуме. Экскурсия №20 по выставочным залам и вспомогательным помещениям ЦЭВД.

Телевизор, видеопроектор.

Слайды, таблицы.

Рассказ, беседа.

Май

2ч.

Итоговое занятие.

Телевизор, видеопроектор.

Слайды, таблицы.

Рассказ, беседа.

Май

2+2ч.

Посадка растений в аквариум

Телевизор, видеопроектор, живые объекты

Слайды, таблицы.

Рассказ, беседа.

Май

2ч.

Экскурсия в природу

живые объекты

Слайды, таблицы.

Рассказ, беседа.

Май

2ч.

Пр.

Итоговое занятие.

Телевизор, видеомагнитофон.

Иллюстрации, схемы

Игра, тесты.

Май

2ч.

Пр.

Итоговое занятие

Проектор.

Слайды.

Беседа, тесты.


5. Оценочно-результативный модуль образовательной программы.
Система текущего и итогового контроля 1 г.о.


п/п

Тема

Форма текущего контроля

Форма итогового контроля

1

Вводные занятия.

Опрос

Тест

2

Введение.

Опрос

Беседа

Карточки

Тест

Игра

2

Типы аквариумов.

Карточки
Самостоятельная работа

Тест

Игра

3

Аквариумное оборудование.

Карточки

Кроссворды

Самостоятельная работа


Тест

Игра

4

Грунт.

Карточки

Кроссворды

Самостоятельная работа


Тесты

Игра

5

Технологическое обеспечение аквариума.

Карточки

Кроссворды

Самостоятельная работа


Тест

Игра

6

Физико-химические свойства воды.

Карточки

Кроссворды

Самостоятельная работа


Тест

Игра

7

Анатомическое строение рыб.

Карточки

Кроссворды

Самостоятельная работа


Тест

Игра

8

Содержание рыб.

Карточки

Кроссворды

Самостоятельная работа


Тест

Игра

9

Кормление рыб.

Карточки

Самостоятельная работа


Тест


10

Разведение рыб.

Карточки

Самостоятельная работа


Тест


11

Болезни рыб.

Карточки

Самостоятельная работа


Тест


12

Лечение рыб.

Карточки

Самостоятельная работа


Тест


13

Роль растений в аквариуме.

Карточки

Самостоятельная работа


Тест


14

Итоговое занятие









Должны знать: Правила личной гигиены. Происхождение аквариумных рыб. Особенности содержания аквариумных рыб в домашних условиях. Особенности разведения и кормление домашних любимцев. Основные признаки заболевшего животного и правила оказания первой помощи. Терминологию.
Должны уметь: Соблюдать личную гигиену. Ухаживать, кормить, распознавать больное животное, оказывать первую помощь. Работать с аквариумным оборудованием.

Литература для педагога.
1.Астафьев Ю.Ф., « На кромке океана»- М.: 1986-236с

2. Аксельрод Г.Р., «Энциклопедия аквариумиста»- М.: Колос, 1993-639с

3.Алфимова Н., « Мой аквариум», 1992-45с

4. Фрей Г., « Твой аквариум». Перевод с англ. Афанасьева В.А., 1991-128с

5.Белов Н.В., «10000 советов аквариумисту»- Мн.: Современный литератор,2000-608с

6. Рычкова Ю.В., « Устройство и дизайн аквариума». – М.: Вече, 2004-160с

7. Ганс И. Майланд, « Аквариум и его обитатели», 1999г-287с

8. Махлин М.Д., « Путешествие по аквариуму». Ленинград « Колос» 1993-303с

9.Невил Каррингтон., « Аквариум без болезней» Ростов Н/Д: Феникс, 2002-144с

10.Васильков Г.В., Грищенко Л.И., Енгашев В. Г. Справочник « Болезни рыб» М: « Агропромизд» 1989-288с

11. Демьянчик В.Т., « Как ухаживать за аквариумными рыбами и рептилиями». Минск: « Современный литератор» 1999-336с

12. Ефремов А.В., « Аквариум и его обитатели». Новосибирск: « Новосибирское книжное издательство» 1992-286с

13. Жданов В. С., « Аквариумные растения». М « лесная промышленность» 1981-312с

14. Кочетов А., « Декоративное рыболовство». М: « Просвещение» 1991- 384с

15. Кочетов А. М., « Подводный калейдоскоп». М: « Спутник» 1993 – т36с

16. Кочетов С., « Пестрый мир аквариума» / цихлиды/ буклет М: « Планета»1991- 78с

17. Корзюков Ю.А., Болезни аквариумных рыб» М: « Колос» 1979- 423с

18. Махлин М.Д., Солоницына Л.П., « Аквариум в школе». М6 « Просвещение» 1984-144с

19. Цирлинг М.Б., « Аквариум и водные растения». С/Пб «Гидрометеоиздат» 1991-256с

20. « Пресноводные рыбы». /справочник/М «Астрель» 2001-288с

21.Голдино Д. «Беспозвоночные» - М: изд. «Мир»:1998–588с

22. Горностаев Г.Н. Определитель отрядов и семейств насекомых фауны России. – М.: Издательская корпорация «Логос», 1999 – 176с.

23.Гуревич А.А. «Пресноводные водоросли»: определитель, пособие для учителя. – М.: Издательство «Просвещение», 1966. – 110с.

24.Давыдова М.А., Агапова И.А. "Праздник в школе: Игры, турниры, сценарии": Для учащихся 1 - 5 классов. - М.: Айрис - пресс: 2004 - 256с

Литература для обучающихся.
1.Алексеев С.В. "Экология"-: С-П.: Наука: 2000-237с

2.Алексеев В.Н. "Простейшие. Губки. Кишечнополостные. Плоские черви. Круглые черви"./ Алексеев, В.Г. Бабенко, В.И. Сивоглазов. - М.: Дрофа: 2005- 74с

3. Мягков Н.А. Атлас-определитель рыб: Кн. Для учащихся. – М.: Просвещение, 1994 – 282с

4.Майоров Т.С. География. "Справочник школьника." - Москва : Слово:1997 - 576 с

5. Алешунин В.И., Бочарова Н.Г., Вишняков Г.А., Вишнакова С.М. " Экология и охрана окружающей среды "//толковый терминологический словарь. – Москва: Всемирный следопыт:1998 - 480 с

  1. Баксис Д., Самервиль Б., - М.: ООО "Аквариум - Принт", К.: ОАО "Дом печати - ВЯТКА": 2005 - 64с

  2. Баландинин Р.К. "Природа и цивилизация"- М.,Мысль:1988-391с

  3. Барбара Корк, Элен Джилкс. "Энциклопедия живой природы." – М.: АСТ—Пресс: 1999 - 324 с

9."Биологический энциклопедический словарь". – М., 1995. «География Томской области»// под ред. Земцова А.А.: учебное пособие. – Томск: ВИЗАН: 1991 - 138с

  1. Дмитриев Ю.Д., Пожарицкая Н.М. "Твоя красная книга", - М: "Молодая гвардия": 1986-110с

  2. Зайцева Е.Ю. Скворцов П.М. Школьный практикум /7-8 классы/: М "ДРОФА" 1998-96с

  3. Зайцева Е.Ю., Скворцов П.М. "Школьный практикум". Биология. Животные. 7-8 класс. - М.: Дрофа, 2000 - 96с

  4. Колобовский Е.Ю. "Экология для любознательных, или о чём не узнаешь на уроке". - Ярославль: "Академия развития", "Академия К": 1998 - 256с

14.Стронов В.В., Дмитриев Ю.Д. «На чужих этажах» с 84 - 85 "Лес и человек" 1986 М., « Лесная промышленность» 1985-191с

15.Строков В.В."Леса и их обитатели". – М.: Лесная промышленность:1966 - 264 с

16.Парфилова Л.Д. "Уроки биологии в 6-7 классах". Книга для чтения. - М.: ТЦ Сфера: 2003 - 96с

страница 1


скачать

Другие похожие работы: