1. Информационно-концептуальный модуль образовательной программы




    1. Информационная карта


Кружок – «Юные зоологи»

Педагог дополнительного образования: Сизова Любовь Николаевна

Образовательная программа – рабочая


Тип программы - интегрированная

Вид программы – авторская

Целевая установка – предметно, научно-исследовательская направленность

Специфика содержания – расширенная

Уровень усвоения – общекультурный

Форма реализации – стационарная

Функциональное назначение - образовательное

Способ реализации – групповой

Возрастной диапазон – среднее звено

Продолжительность реализации – двухгодичная.


    1. Концепция автора образовательной программы.


На каждом новом этапе развития человечества возникает необходимость в воспитании гражданина, знающего общие закономерности развития природы и общества, понимающего, что история общества неразрывно связана с историей природы, умеющего все виды своей деятельности подчинить требованиям рационального природопользования.

В. А. Сухомлинский в своих трудах оценивал природу как "вечный источник мысли" и добрых чувств детей. Рациональное и эмоциональное восприятие красоты природы органично сливается в опытах педагога с нравственным воспитанием, с развитием гражданских чувств, любви к Родине.

В течение нескольких лет проводились научно-исследовательские конференции среди учащихся старших классов на базе ЦЭВД. Данные конференции показали, что ребята очень плохо знают классификацию животных и растений. В школах почти не даётся систематика. Тесты, проведённые среди учащихся 6-8 классов, показали, что ребята больше интересуются животными. Но основе всего этого была разработана данная программа.

В процессе освоения программы дети получают основные понятия о мире животных, представление о взаимосвязях в системе «человек-природа». Узнают дополнительные, увлекательные знания о фауне родной природы. Занятия по данной программе включают разные методы обучения: лабораторные работы, самостоятельная работа, беседа, рассказ, игры, сказки, легенды, экскурсии, просмотр видеофильмов и т.д. В программе сделан акцент на научно - практическую деятельность учащихся. Участие в акциях проводимых на базе МОУ ДОД ЦЭВД / "День Земли", "День Биоразнообразия" и др. /, в научно-исследовательских конференциях.

Цель программы расширять детские познания в зоологии, дополнительно к школьным программам. В программе используются самые различные приёмы, в которых участвуют не только разум, но практически все чувства – что: развивает воображение, творческие способности, умение наблюдать, сопоставлять, делать выводы.


    1. Пояснительная записка к образовательной программе.


Разработкой данной программы занимались: педагоги дополнительного образования Сизова Л.Н., Фоменко С.А. Утверждена решением педсовета и решением руководителя учреждения.

Целью данной программы является не только расширение знаний в области биологии и экологии животных, но и выявление и развитие творческих способностей учащихся в научной деятельности, формирование необходимых навыков для исследовательской работы, умения претворять авторскую эвристическую идею в новый интеллектуальный продукт. По существу, эта программа позволяет, как можно раньше выявить одарённых детей, помочь им адаптироваться в научно-исследовательской, экспериментальной деятельности, создать условия для коммуникации и продуктивной жизнедеятельности.

После выявления способностей у учащихся к исследовательской деятельности, проводится индивидуальная работа педагога с учеником. Результатом данной работы могут являться: доклад, реферативная работа, законченного эксперимента с анализом и обобщением результатов, научной статьи и пр.

Программа может меняться, в зависимости от набора детей: уровень знаний, разновозрастность, нестандартность индивидуальных результатов обучения и воспитания. Диагностика может проводиться различными способами: тестирование, итоговые игры, творческие отчёты и концерты, выставки, конкурсы, конференции, и т.д.

Некоторые дети могут посещать занятия по индивидуальному расписанию. Это зависит от их индивидуальных особенностей. Может быть ускоренное развитие, когда любознательность ребёнка опережает его школьное образование, а интерес к конкретному виду деятельности обеспечивает высокий темп освоения содержания и методов деятельности. Бывают дети любознательными, но не адекватного поведения.

Цели программы:

  • Формирование экологической культуры, любви к природе и животным в частности.

  • Расширение знаний в области биологии и экологии животных.

  • Формирование системы навыков самостоятельной научно-исследовательской работы.

Задачи программы:

Образовательные:

  • Расширять познания в экологии и биологии животных.

  • Расширить знания в области охраны и природопользования.

Развивающие:

  • Развивать имеющиеся у детей представления о мире животных, умение наблюдать, сопоставлять, делать выводы, развивать воображение, творческие способности, логическое мышление;

  • Развивать навыки, смекалку, чувство ответственности, повышать уровень познавательной деятельности.

Воспитательные:

  • Умение вести себя в мире природы, стараясь не причинять ей ущерба.

  • Умение правильного обращения с животными.

Программа предназначена для детей среднего (6-8 кл.) школьного возраста, рассчитана на 2 года обучения. В первый год обучения изучаются беспозвоночные животные, во второй год обучения - позвоночные животные. В течение двух лет проводятся занятия по написанию и оформлению исследовательских проектов.

Численность в группах 10-12 человек. Одно занятие в неделю проводится со всей группой - теоретическое. Второе занятие проводится по подгруппам, две подгруппы по 5-7 человек - это занятие практическое. Занятия проводятся 3 раза в неделю. Продолжительность занятия 2 часа.

Программа 1 года обучения составляет 192 часа: из них 61 – теории, 131 – практики (занятия начинаются с 15 сентября).

Программа 2 года обучения составляет 204 часа: из них 63 - теории, 141 – практики (занятия начинаются с 1 сентября).

Дети среднего звена по своей физиологии очень часто меняют увлечения, поэтому по окончании 1 года обучения ребята могут уйти, закончив на этом программу. На второй год обучения могут быть зачислены новые учащиеся, в том случае, если они пройдут полное тестирование по программе 1 года обучения. На второй год обучения может быть уменьшено количество групп (т.е. из трёх групп может остаться только две). Из нескольких групп 1 года обучения, формируются группы 2 года обучения. Так как есть право у учащихся выхода из групп. Группы могут меняться в зависимости: от смены в школе, уровня знаний, т.е. по уважительной причине.

Часы, отведённые на подготовку и оформление исследовательских проектов, проводятся по мере надобности, т.е. в период подготовки к конференции исследовательских проектов. Занятия проводятся с подгруппой не более 5 человек. Так как эти занятия предполагают индивидуальную работу. На занятии могут находиться ребята, с различных групп педагога работающего по этой программе. Иногда занятия могут проводиться не по расписанию, а по мере надобности для учащихся выполняющих исследовательские проекты.

страница 1страница 2 ... страница 4страница 5


скачать

Другие похожие работы: