1.Информационно – концептуальный модуль образовательной программы

1.1. Информационная карта образовательной программы.

  • Кружок – «Растениеводство и цветоводство»

  • Образовательная программа – рабочая

  • Педагог дополнительного образования – Журавкова Д.А.

  • Вид программы – авторская

  • Целевая установка – предметно направленная

  • Специфика содержания – расширенная

  • Уровень освоения – общекультурный

  • Функциональное назначение – образовательное

  • Форма реализации – стационарная

  • Способы реализации – групповой;

  • По возрасту – 11-15лет

  • Продолжительность реализации – 3 года

1.2. Концепция автора образовательной программы.

Хотели бы вы совершить путешествие в страну, которой на географической карте нет? Иногда она огромная – глазами не охватить, иногда крохотная – такая, что уместится на подоконнике. Это государство полной тишины. Когда его жители болеют или хотят пить, помощи просят беззвучно. Если вы позаботитесь о них, они в долгу не останутся: неблагодарных среди них нет. Еще В.А. Сухомлинский в своих трудах оценивал природу как «вечный источник мысли» и добрых чувств детей.

В течение многих лет проводятся научно-исследовательские конференции среди учащихся среднего и старшего звена на базе «Центра экологического воспитания детей». Данные конференций показали, что обучающиеся плохо знают классификацию растений. Тесты, проведенные среди обучающихся 6-8 классов, показали, что ребята интересуются растениями, уходом и разведением. На основе этого была разработана данная программа.

В процессе освоения программы обучающиеся получают основные понятия о мире растений, представление о взаимосвязи «человек-природа». Приобретут знания и умения по выращиванию комнатных растений, (правильному подбору в связи с их особенностями) и овощных культур (как правильно выбрать сорт и вырастить экологически чистые овощи). Ряд практических занятий, будет способствовать закреплению теоретического материала.

Занятия по данной программе включают разные методы обучения: игры, экологические сказки, легенды, викторины, лабораторные и практические занятия, мини-проекты и исследовательские работы, экскурсии, конференции, участие в акциях и т.п

1.3. Пояснительная записка к образовательной программе

Разработкой данной программы занимался педагог дополнительного образования Журавкова Дарья Андреевна. Программа создана в соответствии с требованиями, разработанными группой ученых ТОИПКРО г. Томска. Программа утверждена решением методического совета и решением руководителя учреждения.

Программа может меняться, в зависимости от набора детей: уровня знаний, нестандартности индивидуальных результатов обучения и воспитания. Темы занятий могут меняться местами, в случае неблагоприятной погоды для данной темы. Диагностика может проводиться различными способами: игры, конкурсы, викторины, беседы, тесты и т.д.

Некоторые дети могут посещать занятия по индивидуальному расписанию в зависимости от индивидуальных особенностей. Предусмотрено ускоренное прохождение программы, когда любознательность ребенка опережает его школьное образование, а интерес к конкретному виду деятельности обеспечивает высокий темп освоения содержания и методов деятельности.

По окончанию курса программы часть обучающихся защищают исследовательские проекты на городской конференции «Первые шаги в мир науки».

Цели программы:

  • Формирование экологической культуры, любви к природе и растениям в частности;

  • Расширение знаний в области растениеводства и цветоводства;

  • Формирование системы навыков самостоятельной научно-исследовательской работы;

  • Выявление одаренных детей.

Задачи программы:

Обучающие:

  • Расширять познания в растениеводстве и цветоводстве растений;

  • Расширять знания по выращиванию основных сельскохозяйственных культур;

  • Познакомить с многообразием комнатных цветов и способах их разведения;

  • Обучать детей культуре труда и рациональному использованию времени;

  • Обучать оперативно и творчески решать задачи, постоянно возникающие при выращивании растений.

Развивающие:

  • Развивать имеющиеся у детей представления о мире растений, умение наблюдать, сопоставлять, делать выводы, развивать воображение, творческие способности, логическое мышление;

  • Развивать интерес к профессиям цветовода и растениевода;

  • Развивать умения применять теоретические знания на практике;

  • Развивать умение ставить опыты и проводить эксперименты;

  • Развивать мыслительную деятельность, чувство ответственности и любознательность.

Воспитательные:

  • Привить навыки экологической культуры, элементарных навыков взаимодействия с природными объектами ближайшего окружения;

  • Воспитывать бережное отношение к окружающей среде, необходимость рационально относиться к компонентам природы;

  • Прививать любовь к природе, желание о ней заботиться;

  • Прививать уважение к добросовестному труду, полученным результатам;

  • Прививать аккуратность и трудолюбие.

Практическая значимость программы заключается в создании условий для интеллектуального развития личности ребенка и применении в практической жизни своих знаний и умений, приобретенных в процессе обучения.

Преемственность и согласованность с образовательными программами общеобразовательной школы; связь со школьными предметами ботаника (углубление), естествознание, окружающий мир, экология.

Технологичность: программа предусматривает различные формы и методы работы с детьми (игры, экологические сказки, легенды, викторины, лабораторные и практические занятия, мини-проекты и исследовательские работы, экскурсии, конференции, участие в акциях и т.п.) Применение личносно-ориентированого обучения с мультимедийными технологиями.

Новизна программы «Растениеводство и цветоводство» состоит в:

  1. Развитие научного мышления детей через практическую и исследовательскую деятельность на учебно-опытном участке и оранжерее;

  2. Развитие мотивации личности ребенка к познанию и творчеству.

Доступность программы: данная программа предназначена для использования в учреждениях дополнительного образования.

Материально – техническое оснащение программы.

Для реализации данной программы используется следующее оборудование: микроскопы ученические и расходный материал, телевизор, видеомагнитофон, мультимедийный проектор, ноутбук, ящики для рассады, пикировальные палочки, деревянные маркеры, секаторы, пинцеты, скальпели, лупы, совки, лопатки, лейки.

Коллекции: цветочно-декоративных растений в оранжерее, многолетников на учебно-опытном участке и дендрарии, коллекция семян и насекомых-вредителей, гербарии, набор минеральных удобрений, муляжи овощей.

Дидактический и методический материал: таблицы, таблицы рельефные, плакаты, иллюстрации, картотека однолетних цветов, определители растений, фенологические календари и т.д.

Видео фильмы по растениеводству и цевоводству.

Программа предназначена для детей среднего (11/14 лет) школьного возраста, рассчитана на 3 года обучения. В первый год обучения изучается цветоводство, во второй год – овощеводство, третий год обучения – практическое применение знаний полученных в 1 и 2 года обучения. В конце каждого года обучения проводятся занятия по написанию и оформлению исследовательских проектов, рефератов, докладов и т.д.

Численность в группах 10-12 человек. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 2 часа. На практических занятиях обучающиеся делятся на подгруппы для выполнения задания.

Программа 1 года обучения составляет 64 часа: из них 25-теории, 39-практики (занятия начинаются с 15 сентября).

Программа 2 года обучения составляет 68 часов: из них21-теории,47-практики (занятия начинаются с 1сентября).

Программа 3 года обучения составляет 68 часов: из них13-теории, 55-практики (занятия начинаются с 1сентября).

Дети среднего звена по своей физиологии очень часто меняют увлечения, поэтому по окончании 1 и 2 годов обучения ребята могут уйти, закончив на этом программу. На второй год обучения могут быть зачислены новые учащиеся, в том случае, если они пройдут полное тестирование по программе 1 года обучения. На второй год обучения может быть уменьшено количество групп (т.е. из трех групп может остаться только две). Из нескольких групп 1 года обучения, формируются группы 2 года обучения. Из групп 2 года обучения формируются группы 3 года обучения. Так как есть право у учащихся выхода из групп. Группы могут меняться в зависимости: от смены в школе, уровня знаний, и другой уважительной причине.

Часы, отведенные на подготовку и оформление исследовательских проектов, проводятся по мере надобности, т.е. в период подготовке к конференции исследовательских проектов. Занятия проводятся с подгруппой не более 5 человек, так как они предполагают индивидуальную работу. На занятии могут находиться ребята, с различных групп педагога работающего по этой программе. Иногда занятия могут проводиться не по расписанию, а по мере надобности для учащихся выполняющих исследовательские проекты.

2. Образовательный стандарт программы 1 г.о.



Раздел программы

Основные термины и понятия

Необходимо знать

Необходимо уметь

1

Вводное занятие

Цветоводство, растениеводство

Правила по ТБ и ПБ

Ориентироваться здании

2

Комнатные растения

Комнатные растения

Группы растений, названия представителей

Определять растения по определителям, давать названия

3

Представители климатических зон

Особенности тропиков, субтропиков, пустынь

Особенности приспособления растений разных климатических зон

Отличать по внешним признакам представителей климатических зон

4

Уход за комнатными растениями

Посадка, пересадка, перевалка, подкормка, почвенная смесь, минеральные и органические удобрения

Как ухаживать за комнатными растениями, когда осуществлять подкормку.

Отличать удобрения от стимуляторов роста, подкармливать растения, правильно поливать.

5

Способы размножения комнатных растений

Черенки, луковицы, корневища

Способы размножения

Размножать растения различными способами

6

Проблемы, возникающие при выращивании комнатных растений

Тля, паутинный клещ, гнили

Распространенных насекомых вредителей и болезни растений

Выявлять вредителей, уметь с ними бороться, предотвращать болезни растений

7

Общее знакомство с цветковыми растениями

Корень, стебель, листья, цветок. Микроскоп

Органы цветковых растений их функции. Биологические особенности цветковых растений

Пользоваться микроскопом

8

Итоговое занятие







Применять полученные знания на практике

9

Научно-практическая деятельность

Мониторинг, методика, приемы постановки опыта, методика, литературный обзор

Методику постановки опытов

Ставить гипотезу, цели и задачи, оформлять результаты, делать выводы. Составлять доклад и презентацию проекта

2. Образовательный стандарт программы 2 г.о.



Раздел программы

Основные термины и понятия

Необходимо знать

Необходимо уметь

1

Вводное занятие.

ботаника

Правила по ТБ и ПБ

Ориентироваться здании

2

Заготовка семян.

Плоды и семена

Правила сбора, сушки и хранения семян

Собирать семена и закладывать их на хранение

3

Выращивание рассады однолетних растений.

Однолетние растения, всхожесть семян, пикировка

Как определить процент всхожести семян.

Сеять семена, пикировать, поливать, прореживать рассаду

4

Огород на подоконнике.

Комнатные сорта овощей

Названия сортов овощей и зеленых культур для выращивания на подоконнике

Выращивать в домашних условия овощи и зелень

5

Рассада растений открытого грунта.

Рассада, рабочий инструмент

Виды рассады, примерные сроки посева

Выращивать рассаду, ухаживать за ней, пользоваться рабочими инструментами

6

Итоговое занятие.







Применять полученные знания на практике

7

Научно-практическая деятельность.

Мониторинг, методика, приемы постановки опыта, методика, литературный обзор

Методику постановки опытов

Ставить гипотезу, цели и задачи, работать с картами, оформлять результаты, делать выводы. Составлять доклад и презентацию проекта


2. Образовательный стандарт программы 3 г.о.



Раздел программы

Основные термины и понятия

Необходимо знать

Необходимо уметь

1

Вводное занятие.




Правила по ТБ и ПБ

Ориентироваться здании

2

Растения рядом с нами.


Этикетка, паспорт

Как правильно составлять паспорта, этикетки. Ядовитые комнатные растения

Составлять паспорта, этикетки, рекомендации по озеленению школьных помещений

3

Агротехника комнатных растений.

Агротехника

Приемы ухода за растениями

Правильно ухаживать за растениями разных климатических зон

4

Использование цветочных растений.

Клумбы, рабатки, бордюры, солитеры, партеры, миксбордеры, группы, массивы, рокарии, перголы.

Как правильно применить цветочные растения в озеленении, чем отличается тот или иной способ озеленения

Применять полученные знания на практике, озеленять любые территории, подбирать травы для газона.

5

Исследовательские работы.


Опыт, эксперимент, цель, задачи, гипотеза, выводы

Технику проведения эксперимента, как проводить фенологические наблюдения

Ставить эксперимент, наблюдать за ходом его проведения, обрабатывать полученную информацию.

6

Выращивание овощей в парнике.




Правила посева, правила ухода за всходами

Ухаживать за посаженными овощами

7

Итоговое занятие.







Применять полученные знания по растениеводству и овощеводству на практике

8

Научно-практическая деятельность.

Мониторинг, методика, приемы постановки опыта, методика, литературный обзор

Методику постановки опытов

Ставить гипотезу, цели и задачи, работать с картами, оформлять результаты, делать выводы. Составлять доклад и презентацию

  1. Содержательный модуль образовательной программы

    1. Учебно-тематический план образовательной программы 1 г.о.



Тема

Всего часов

Теория (час)

Практика (час)

1

Вводное занятие.

4

2

2

2

Комнатные растения.

8

4

4

3

Представители климатических зон.

6

6

-

4

Уход за комнатными растениями.

16

2

14

5

Способы размножения комнатных растений.

6

1

5

6

Проблемы, возникающие при выращивании комнатных растений.

4

2

2

7

Общее знакомство с цветковыми растениями.

12

6

6

8

Итоговое занятие.

2

-

2

9

Научно-практическая деятельность.

6

2

4

Итого:

64

25

39

страница 1страница 2страница 3


скачать

Другие похожие работы: