Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«ПЕТРОЗАВОДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
ФАКУЛЬТЕТ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ

Дополнительная профессиональная образовательная программа

повышения квалификации

«Психолого-педагогическое сопровождение развития ребенка дошкольного возраста в условиях внедрения ФГОС»

Разработана: кафедрой педагогики и психологии детства Института педагогики и психологии ПетрГУ
Рассмотрена и рекомендована: Методической комиссией

Совета по ДО ПетрГУ (протокол №__ от _________)
Утверждена: Советом по ДО ПетрГУ (протокол №__ от _________)

Петрозаводск

2014

Лист обновлений:


Дата

Название обновлённого раздела

Характер обновлений

протокола Методической комиссии









































































Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«ПЕТРОЗАВОДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
ФАКУЛЬТЕТ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ





УТВЕРЖДАЮ

проректор по учебной работе


______________К.Г. Тарасов

«____»____________ 2014 г.




Учебный план
Цель: повышение квалификации в области педагогики и психологии дошкольного образования

Категория слушателей: педагоги дошкольных образовательных учреждений

Срок обучения: 2 месяца

Форма обучения: очная

Режим занятий: 4 часа в день



Наименование разделов, дисциплин и тем

Всего, час.

В том числе

Форма контроля

лекции

практика

1.

Государственная политика в области образования

4

4

-




2.

Психо-физиологические особенности детей дошкольного возраста

4

4

-




3.

Психосексуальное развитие ребенка

4

4

-




4.

Психологические аспекты процесса воспитания и развития дошкольников

4

4

-




5.

Психологическая готовность и подготовка детей к обучению в школе

4

4

-




6.

Организация предметно- развивающей среды в дошкольном образовательном учреждении

4

2

2

Практическое задание

7

Детский сад как институт социализации ребенка

4

4

-




8

Значение и формирование трудовой деятельности в дошкольном детстве

4

2

2

Практическое задание

9

Игровая деятельность дошкольников

4

2

2

Практическое задание

10

Современные образовательные технологии в детском саду

4

4

-




11

Современные подходы к математическому развитию детей дошкольного возраста

4

4

-




12

Логико-математические развивающие игры

4

2

2

Практическое задание

13

Основные направления речевого развития детей

4

4

-




14

Литературное образование дошкольников

4

2

2

Практическое задание

15

Проектно-исследовательская деятельность с детьми дошкольного возраста

4

2

2

Практическое задание

16

Экологическое образование дошкольников

4

4

-




17

Взаимодействие дошкольного образовательного учреждения с семьей

4

2

2

Практическое задание

18

Итоговая аттестация

4

-

4

Зачет




ИТОГО

72

54

18






Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«ПЕТРОЗАВОДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
ФАКУЛЬТЕТ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ






УТВЕРЖДАЮ

проректор по учебной работе


______________К.Г. Тарасов

«____»____________ 2014 г.



Учебно-тематический план
Цель: повышение квалификации в области педагогики и психологии дошкольного образования

Категория слушателей: педагоги дошкольных образовательных учреждений

Срок обучения: 2 месяца

Форма обучения: очная

Режим занятий: 4 часа в день




Наименование разделов, дисциплин и тем

Всего, час.

В том числе

Форма контроля

лекции

Выездные занятия, стажировка, деловые игры и пр.

Практические, лабораторные, семинарские занятия и пр.

1.

Государственная политика в области образования

4

4

-

-




1.1.

Нормативно-правовые акты ,регулирующие деятельность в сфере дошкольного образования

2

2

-

-




1.2

Федеральный государственный стандарт в области дошкольного образования

1

1

-

-




1.3

Организация образовательной деятельности в соответствии с ФГОС

1

1

-

-




2.

Психо-физиологические особенности детей дошкольного возраста

4

4

-

-




2.1

Учет психо-физиологических особенностей в процессе воспитания и обучения ребенка

2

2

-

-




2.2

Основные показатели психо-физиологического развития детей раннего и дошкольного возраста

2

2

-

-




3.

Психосексуальное развитие ребенка

4

4

-

-




3.1.

Повышение педагогической компетентности родителей и педагогов в области психосексуального развития ребенка

2

2

-

-




3.2.

Основные особенности психосексуального развития детей

2

2

-

-




4.

Психологические аспекты процесса воспитания и развития дошкольников

4

4

-

-




4.1.

Предметная деятельность как ведущая деятельность детей раннего возраста

2

2

-

-




4.2.

Познавательное развитие детей раннего и дошкольного возраста

2

2

-

-




5.

Психологическая готовность и подготовка детей к обучению в школе

4

4

-

-




5.1.

Подготовка детей к школе детей шестилетнего возраста. Мотивационная, познавательная, личностная готовность к школе

2

2

-

-




5.2.

Диагностика готовности к школе детей 6-7 лет

2

2

-

-




6.

Организация предметно-развивающей среды в дошкольном образовательном учреждении

4

2

-

2

Практическое задание

6.1

Современные требования к организации предметной развивающей среды

1

1

-

-




6.2

Принципы построения предметной развивающей среды в ДОУ

1

1

-

-




6.3

Модель построения предметной развивающей среды в ДОУ

2




-

2




7

Детский сад как институт социализации ребенка

4

4

-

-




7.1

Подходы к определению понятия «социализация»

1

1

-

-




7.2

Формирование социальной компетентности дошкольников

1

1

-

-




7.3

Экономическая социализация дошкольников

2

2

-

-




8.

Значение и формирование трудовой деятельности в дошкольном детстве

4

2

-

2

Практическое задание

8.1

Особенности трудовой деятельности дошкольников

1

1

-

-




8.2

Виды труда дошкольников

1

1

-

-




8.3

Формы труда дошкольников

2




-

2




9.

Игровая деятельность дошкольников

4

2

-

2

Практическое задание

9.1

Значение игры в жизни дошкольника

1

1

-

-




9.2

Характеристика творческих игр

1

1

-

-




9.3

Руководство сюжетно-игровой деятельностью дошкольников

2




-

2




10.

Современные образовательные технологии в детском саду

4

4

-

-

Практическое задание

10.1

Понятие, сущность педагогической технологий. Специфика образовательных технологий в ДОУ

1

1

-

-




10.2

Личностно-ориентированные технологии, ИКТ в ДОУ

1

1

-

-




10.3

Технологии исследовательской деятельности в ДОУ, технологи портфолио дошкольника.

2

2

-

-




11.

Современные подходы к математическому развитию детей дошкольного возраста

4

4

-

-




11.1

Современная концепция математического образования дошкольников

1

1

-

-




11.2

Характеристика предматематической подготовки дошкольников

1

1

-

-




11.3

Критерии и показатели познавательного направления в образовательных программах

2

2

-

-




12.

Логико-математические развивающие игры как средство познавательного развития дошкольников

4

2

-

2

Практическое задание

12.1

Проблемно- игровые технологии логико-математического развития дошкольников

2

2

-

-




12.2

Классификация и организация логико-математических игр

2




-

2




13.

Основные направления речевого развития детей дошкольного возраста

4

4

-

-




13.1

Ведущая роль речевого развития на этапе дошкольного детства

1

1

-

-




13.2

Характеристика основных направлений речевого развития ребенка

1

1

-

-




13.3

Технологии речевого развития дошкольников

2

2

-

-




14.

Литературное образование дошкольников

4

2

-

2

Практическое задание

14.1

Значение литературного образования для всестороннего развития ребенка

2

2

-

-




14.2

Содержание психолого-педагогической деятельности по литературному образованию дошкольников

2




-

2




15.

Проектно-исследовательская деятельность с детьми дошкольного возраста

4

2

-

2

Практическое задание

15.1

Сущность проектной деятельности дошкольника

1

1

-

-




15.2

Характеристика исследовательской проектной деятельности дошкольника

1

1

-

-




15.3

Творческая и нормативная проектная деятельность дошкольника

2




-

2




16.

Экологическое образование дошкольников

4

4

-

-




16.1

Цель и задачи экологического образования

2

2

-

-




16.2

Формы и методы экологического образования детей дошкольного возраста

2

2

-

-




17.

Взаимодействие дошкольного образовательного учреждения с семьей

4

2

-

2

Практическое задание

17.1

Специфика семенного воспитания

2

2

-

-




17.2

Формы сотрудничества дошкольного образовательного учреждения с семьей

2

-

-

2




18.

Итоговая аттестация

4

-

-

4

Зачет




Итого:

72

54




18




Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«ПЕТРОЗАВОДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
ФАКУЛЬТЕТ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ









УТВЕРЖДАЮ

проректор по учебной работе


______________К.Г. Тарасов

«____»____________ 2014 г.






Учебная программа курса

«Психолого-педагогическое сопровождение развития ребенка дошкольного возраста в условиях внедрения ФГОС»

Петрозаводск

2014

Введение
Учебная программа курса «Психолого-педагогическое сопровождение ребенка дошкольного возраста» предполагает 72 академических часа занятий, направленных на повышение педагогической компетентности педагогов дошкольных образовательных учреждений в области современных тенденций развития дошкольного образования.

В программе курса предусмотрены лекционные, практические и семинарские занятия. Итоговая аттестационная работа по результатам обучения на курсах в форме зачета.
Курсовая переподготовка по данной учебной программе направлена на формирование у слушателей следующих компетенций:
Общекультурные компетенции:

  • владение культурой мышления,

  • способностью к обобщению, анализу, восприятию информации,

  • способность анализировать мировоззренческие, социально и личностно значимые философские проблемы в сфере образования;

  • способность понимать значение педагогической культуры как формы человеческого существования и руководствоваться в своей деятельности современными принципами толерантности, диалога и сотрудничества;

  • способность логически верно строить устную и письменную речь в процессе общения со всеми субъектами педагогического процесса;

  • готовность к взаимодействию с коллегами, к работе в коллективе;

  • готовность использовать основные методы, способы и средства получения, хранения, переработки информации, готов работать с компьютером как средством управления информацией);

  • готовность использовать нормативные правовые документы в своей деятельности;

  • способность использовать навыки публичной речи, ведения дискуссии и полемики.


Общепрофессиональные компетенции:

  • осознание социальной значимости своей профессии, обладание мотивацией к осуществлению профессиональной деятельности;

  • способность к использованию систематизированных теоретических и практических знаний при решении профессиональных задач;

  • владение основами речевой профессиональной культуры;

  • способность нести ответственность за результаты своей профессиональной деятельности.


В области педагогической деятельности:

  • способность реализовывать полученные теоретические и практические знания в профессиональной педагогической деятельности;

  • готовность применять современные методики и технологии, в том числе и информационные, для обеспечения качества учебно-воспитательного процесса на конкретной образовательной ступени конкретного образовательного учреждения;

  • способность применять современные методы диагностирования достижений обучающихся и воспитанников, осуществлять педагогическое сопровождение процессов социализации и профессионального самоопределения обучающихся, подготовки их к обучению в школе;

  • способность использовать возможности образовательной среды, в том числе информационной, для обеспечения качества учебно-воспитательного процесса;

  • готовность включаться во взаимодействие с родителями, коллегами, социальными партнерами, заинтересованными в обеспечении качества учебно-воспитательного процесса;

  • способность организовывать сотрудничество обучающихся и воспитанников;

  • готовность к обеспечению охраны жизни и здоровья обучающихся в учебно-воспитательном процессе.


Слушатель должен обладать следующими специальными компетенциями:

  • способен ориентироваться в отечественных и зарубежных концепциях воспитания, развития, обучения детей раннего и дошкольного возраста;

  • способен конструировать содержание образования детей раннего и дошкольного возраста с учетом возрастных и индивидуальных особенностей;

  • готов применять, адаптировать современные развивающие и здоровьесберегающие технологии в разных видах общественного и семейного воспитания;

  • способен оценивать личностные достижения ребенка и разрабатывать индивидуальную траекторию его развития;

  • готов осуществлять педагогическое сопровождение процесса воспитания и развития ребенка в разных моделях дошкольного образования;

  • готов определять перспективные направления развития педагогической деятельности и прогнозировать ее результаты;

  • способен обеспечивать преемственность дошкольного и начального общего образования.



Содержание программы

Тема 1. Государственная политика в области образования

Характеристика нового закона «Об образовании». Принципы государственной политики в области образования. Структура системы образования. Характеристика «Типового положения о дошкольном образовательном учреждении». Характеристика ФГОС ДО.
Тема 2. Психо-физиологические особенности детей раннего и дошкольного возраста

Учет психо-физиологических особенностей в процессе обучения и воспитания детей раннего и дошкольного возраста. Основные показатели психо-физиологического развития детей раннего и дошкольного возраста.
Тема 3. Психосексуальное развитие ребенка

Повышение педагогической компетентности родителей и педагогов в области психосексуального развития ребенка. Основные особенности психосексуального развития детей
Тема 4. Психологические аспекты процесса воспитания и развития дошкольников.

Предметная деятельность как ведущая деятельность детей раннего возраста

Соотносящие и орудийные действия. Развитие познавательных процессов в предметной деятельности. Зарождение игры и продуктивных видов деятельности.

Познавательное развитие детей раннего и дошкольного возраста. Развитие восприятия, памяти, мышления детей раннего возраста. Развитие самостоятельности в раннем возрасте. Личностное развитие детей раннего возраста. Кризис 3 лет.
Тема 5. Психологическая готовность и подготовка детей к обучению в школе.

Подготовка детей к школе в дошкольном учреждении с участием и без участия детского психолога. Особенности подготовки к школе в повседневной жизни дошкольника. Психологическая основа подготовки детей к школе. Особенности готовности к школе леворуких детей. Трудности обучения в школе шестилетних детей. Диагностика готовности к школе . Мотивационная, познавательная, личностная готовность к школьному обучению. Кризис 7 лет.
Тема 6. Организация предметной развивающей среды в ДОУ.

Значение предметной развивающей среды в развитии дошкольника. Концепции построения предметной развивающей среды в ДОУ. Принципы построения предметной развивающей среды в ДОУ. Современная модель построения предметной развивающей среды в ДОУ.
Тема 7. Детский сад как институт социализации ребенка

Подходы к определению понятия «социализация». Факторы социализации дошкольника. Формирование социальной компетентности дошкольника (современные исследования и содержание социальных компетенций дошкольников). Экономическая социализация дошкольников и её нравственная составляющая.
Тема 8. Значение и формирование трудовой деятельности в дошкольном детстве.

Особенности трудовой деятельности дошкольников: связь игры и труда, особенности формирования компонентов трудовой деятельности дошкольников. Характеристика видов труда дошкольников. Характеристика форм организации труда дошкольников.
Тема 9. Игровая деятельность дошкольников.

Значение игры в жизни дошкольника: игра как ведущая деятельность, как организация детской жизни, как самостоятельная деятельность. Характеристика творческих игр. Особенности руководства сюжетно-ролевой игрой в разных возрастных группах.


Тема 10. Современные образовательные технологии в детском саду.

Понятие, сущность педагогических технологий. Специфика образовательных технологий в ДОУ. Личностно-ориентированные технологии в ДОУ. Информационно-коммуникационные технологии в ДОУ. Технологии исследовательской деятельности в ДОУ, технологии портфолио дошкольника.
Тема 11. Современные подходы к математическому развитию детей дошкольного возраста.

Реализация современной концепции математического образования дошкольников. Цели и задачи математического развития дошкольников в русле идей развивающего обучения. Характеристика предматематической подготовки как целостной дидактической системы. Критерии анализа и оценки познавательного направления в дошкольных образовательных программах в соответствии с ФГОС. Проблемно-игровые технологии логико-математического развития дошкольников, их общая характеристика. Развивающая среда как средство интеллектуального и математического самообучения и саморазвития.
Тема 12. Развивающие логико-математические игры как средство познавательного развития детей дошкольного возраста.

Значение развивающих игр в познавательном развитии ребенка дошкольного возраста. Понятие и особенности логико–математических игр для дошкольников. Классификация, характеристика принципы организации и этапы освоения детьми развивающих игр в условиях ДОУ. Игры с блоками Дьенеша,- технологии обучения.
Тема 13. Основные направления речевого развития детей дошкольного возраста.

Ведущая роль речевого развития на этапе дошкольного детства. Задачи и принципы речевого развития. Факторы, определяющие эффективность педагогической деятельности по развитию речи. Характеристика основных направлений работы ( воспитание звуковой культуры речи, словарная работа, связная речь, формирование грамматического строя речи, подготовка к обучению грамоте ).

Организация речевого общения детей в повседневной деятельности . Формы работы по развитию речи дошкольников. Современные технологии речевого развития дошкольников .

Педагогическая экспресс-диагностика развития речи детей дошкольного возраста . Преемственность в работе по развитию речи между дошкольным образовательным учреждением и семьей.
Тема 14. Литературное образование дошкольников.

Значение литературного образования для всестороннего развития ребенка. Задачи работы по ознакомлению детей с произведениями художественной литературы. Лингвистические и педагогические возможности фольклора и художественной литературы.

Особенности восприятия детьми произведений фольклора и художественной литературы .Содержание психолого-педагогической работы по разделу: формы, методы и приемы , организация предметно- развивающей среды.

Возрождение традиций семейного чтения (работа с родителями ) .
Тема 15. Проектно-исследовательская деятельность с детьми дошкольного возраста.

Характеристика проектной деятельности дошкольника. Особенности проектной деятельности дошкольника. Типы проектной деятельности дошкольника. Характеристика исследовательской проектной деятельности дошкольник. Этапы организации исследовательской проектной деятельности дошкольника. Методика организации исследовательской проектной деятельности дошкольника. Творческая проектная деятельность дошкольника. Этапы организации творческих проектов в ДОУ. Методика организации творческих проектов в ДОУ. Специфика организации игровых проектов с дошкольниками. Специфика организации информационных с дошкольниками. Нормативная проектная деятельность дошкольника. Этапы организации нормативных проектов в ДОУ. Методика организации нормативных проектов в ДОУ.
Тема 16. Экологическое образование дошкольников.

Характеристика основных понятий: «природа», «экология», «экологическое сознание «экологическая культура». Основные задачи и цель экологического образования. Структура и особенности программ по экологическому образованию дошкольников. Формы и методы экологического образования (экскурсии, наблюдение, труд в природе, моделирование, экспериментирование, прогнозирование погоды). Организация деятельности детей на экологической тропе.
Тема 17. Взаимодействие дошкольного образовательного учреждения с семьей.

Взаимосвязь общественного и семейного воспитания. Специфика семейного воспитания. Основные направления работы педагога с родителями : изучение особенностей семьи , повышение педагогической компетентности родителей . Основы сотрудничества в вопросах воспитания личности ребенка :традиционные и нетрадиционные формы работы детского сада с семьей .
Практические задания:

1.Разработать и защитить паспорт проекта для детей старшего дошкольного возраста (тема и вид проекта по выбору).

2.Подобрать серию речевых игр по ознакомлению детей с литературными и фольклорными произведениями.

3.Проанализировать предметно-развивающую среду группы с позиции речевого развития дошкольников.

4. Разработать серию проблемно-игровых ситуаций (или мини проектов) для своей группы (с разным содержанием – не менее 5).

5. Подобрать серию дидактических игр одного содержания для своей группы (не менее 6 игр) представить в виде картотеки.

6. Составить перспективный план игровых занятий на месяц для своей группы.

7. Составить и описать сценарий занятия с развивающими играми для своей группы (с 2-3 играми).

8. Описать уголок занимательной математики в подготовительной группе.

9. Разработать проект или перспективный план развития сюжетно-ролевой игры(возраст детей по выбору слушателя).

10. Разработать комплекс трудовых поручений(возраст детей по выбору слушателя).

11. Подготовить презентацию одной из нетрадиционных форм взаимодействия с семьей.

12. Подготовить презентацию по обобщению собственного опыта взаимодействия с семьей.
Вопросы к зачету

1. Характеристика проектной деятельности дошкольника

2. Особенности проектной деятельности дошкольника

3. Типы проектной деятельности дошкольника

4. Характеристика исследовательской проектной деятельности дошкольника

5. Этапы организации исследовательской проектной деятельности дошкольника

6. Методика организации исследовательской проектной деятельности дошкольника

7. Творческая проектная деятельность дошкольника

8. Этапы организации творческих проектов в ДОУ

9. Методика организации творческих проектов в ДОУ

10. Специфика организации игровых проектов с дошкольниками

11. Специфика организации информационных с дошкольниками

12. Нормативная проектная деятельность дошкольника

13. Этапы организации нормативных проектов в ДОУ

14. Методика организации нормативных проектов в ДОУ

15. Значение игры в развитии дошкольников.

16. Характеристика принципов организации предметной развивающей среды в ДОУ

17. Задачи трудового воспитания дошкольников.

18. Цели и задачи дошкольного образования в соответствии с ФГОС ДО.

19.Современные подходы к логико-математическому развитию детей дошкольного возраста.

20. Палочки Кюизенера. Методика их использования с целью развития числовых представлений, овладения арифметическими действиями.

21.Развитие понимания сохранения количества и величины у детей дошкольного возраста.

22.Логические блоки Дьенеша – универсальное множество, способствующее познанию свойств и отношений. Характеристика игр с блоками.

23. Развивающие логико - математические игры для дошкольников. Понятие, классификация, методика работы.

24. Игры на плоскостное моделирование. Характеристика, методика работы.

24.Условия для речевого развития ребенка в дошкольном образовательном учреждении.

25.Основные проблемы работы по развитию связной речи дошкольников.

26.Содержание работы в книжном уголке группы.

27.Учет анатомо-физиологических особенностей ребенка раннего и дошкольного возраста в процессе развития и воспитания.

28.Методы и приемы экологического воспитания и образования дошкольников.

Список основной литературы:
Литература:

1. Акулова О.В.,Гурович Л.М.Образовательная область Чтение художественной литературы.:Учебно-методическое пособие /Науч.ред. А.Г.Гогоберидзе.-СПб.:»Детство-пресс»,М.:ТЦ СФЕРА,2012.

2. Белолуцкая А.К. Организация детской проектной деятельности ДОУ // Современное дошкольное образование – 2009. – № 4. – С. 44-50

3. Веракса Н. Е. Проектная деятельность дошкольников: пособие для педагогов дошкольных учреждений: для работы с детьми 5-7 лет / Н. Е. Веракса, А. Н. Веракса. – Москва: Мозаика-Синтез, 2008.

4. Веракса Н.Е. Работа над проектами в детском саду // Современное дошкольное образование – 2008. – № 5. – С. 47-52.

5. Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Организация проектной деятельности в детском саду // Современное дошкольное образование – 2008. – № 2. – С. 45-49

6. Веракса Н. Е. Развитие ребенка в дошкольном детстве: пособие для педагогов дошкольных учреждений / Н. Е. Веракса, А. Н. Веракса. – Москва: Мозаика-Синтез, 2006. – 70, [2] с. – (Библиотека программы воспитания и обучения в детском саду).

7. Воскобович В.В., Харько Т.Г., Балацкая Т.И. Сказочные лабиринты игр. Технология интенсивного интеллектуального развития детей 3-7лет. Книга 1 и 2. СПб. 20003.

8. Давайте поиграем. Математические игры для детей 5-6 лет. / под редакцией А.А.Столяра. - М.. 1991

9. Гладков Ю.А. //Метод проектов и познавательное развитие дошкольника // Ребенок в детском саду. - №2. - 2008. – с. 18-13.

10. Гладкова М.А. //Метод проектов по нравственно-патриотическому воспитанию// Ребенок в детском саду. - №2.- 2006. – с. 17-22.

11. Губанова Н.Ф. Игровая деятельность в детском саду/Н.Ф. Губанова, - М., 2008

12. Давайте поиграем. Математические игры для детей 5-6 лет. / под редакцией А.А.Столяра. - М.. 1991

13. Давыдова О.И., Майер А.А., Богославец Л.Г. Проекты в работе с семьёй. М., 2012. -128 с.

14. Комратова, Н. Проектный метод в социокультурном воспитании дошкольников / Н. Комратова // Дошкольное воспитание. – 2007. – № 1. – С. 39-44. – (Социально-личностное развитие).

15. Крюкова, Е. А. Введение в социально-педагогическое проектирование / Е. А. Крюкова. – Волгоград, 2001. – 106 с.

16. Материалы и оборудование для детского сада/Под ред. Т.И.Дороновой и Н.А. Коротковой, М., 2003

17. Михайлова З.А., Носова Е.А. Логико - математическое развитие дошкольников, СПб., 2013.

18 Михайлова З.А., Носова Е.А., Столяр А.А., Полякова М.Н., Вербенец А.М. и др Теории и технологии математического развития детей дошкольного возраста. СПб., 2008.

19 .Математика до школы / Сост. З.А.Михайлова, Р.Л.Непомнящая А.А. Смоленцева, О.В. Пустовойт – СПб., 2003 .

20. Математика – это интересно. Игровые ситуации для детей дошкольного возраста. Диагностика освоенности математических представлений. СПб., 2004.

21. Мельник, Н. С. Роль проектно-исследовательской деятельности в формировании личности ребенка / Н. С. Мельник // От идеи к технологии: проблема обновления образовательного процесса в школе и вузе: материалы научно-практической конференции факультета начального образования. – Петрозаводск, 2009. – С. 97-100.

22. Михайлова З.А. Игровые занимательные задачи для дошкольников.- СПб., 2004

23. Никитин Б.П. Интеллектуальные игры. – М., 2001.

24. Носова Е.А., Непомнящая Р.Л. Логика и математика для дошкольников. СПб. 2004.

25 Проектная деятельность старших дошкольников / В. Н. Журавлева. – Волгоград/: Учитель, 2011.

26. Развитие познавательно-исследовательских умений у старших дошкольников. Авторы – составители: З.А. Михайлова, Т.И. Бабаева, Л.М. Кларина, З.А. Серова. СПб., 2012

27. Смоленцева А.А., Суворова О.В. Математика в проблемных ситуациях для маленьких детей. СПб., 2003.

28. Сомкова О.Н. Образовательная область «Коммуникация» (науч.ред.А.Г.Гогоберидзе.-СПб.:»Детство – пресс»,2012..

29. Тимофеева, Л. Л. Проектный метод в обучении старших дошкольников / Л. Л. Тимофеева // Дошкольная педагогика. – 2010. – № 1. – С. 7-11

30. Тимофеева Л.Л. Проектный метод в детском саду. СПб., 2010

31 Штанько И.В. Проектная деятельности с детьми старшего дошкольного возраста // Управление ДОУ. 2004. №4.

32. Юзбекова Е.А. Развивающие игры в интеллектуальном развитии дошкольника. – М., 2003.

страница 1


скачать

Другие похожие работы: