Муниципальное образовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №1 г. Сенгилея

муниципального образования «Сенгилеевский район» Ульяновской области
«Утверждаю»

___________В.М.Логинов

Образовательная программа

основного общего образования

МОУ СОШ №1 г. Сенгилея

2012год

Оглавление




Пояснительная записка к Образовательной программе

5

I.

ИНФОРМАЦИОННО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ




1.

Характеристика школы и принципов ее образовательной политики

7

1.1

Общие сведения о школе

7

1.2

Принципы образовательной политики школы

7

1.3

Социальное окружение школы.

10

1.4

Сведения об учащихся

11

1.5

Характеристика педагогического коллектива основной школы

13

1.6

Характеристика семей

15

2.

Аналитическое обоснование Образовательной программы




2.1

Состояние и результаты деятельности школы по сохранению здоровья обучающихся.

17

2.2

Динамика качества образования за последние три года

21

2.3

Уровень воспитанности школьников

29

2.4

Социализация, адаптация и самоопределение выпускников школы

29

I I.

ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ




2.1.

Цели и задачи обучения на ступени основной школы

30

2.2.

Особенности организации учебного процесса

31

2.3

Планируемые  результаты реализации Образовательной программы

35

2.4

Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования

48

III. 

СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ




3.1. 


Программа развития универсальных учебных действий на

ступени основного общего образования

57

3.2.

Программа воспитания и социализации обучающихся на ступени основного общего образования

178

3.3. 

Программа коррекционной работы

233

IV

ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ




4.1

Учебный план основного общего образования

246

4.2

Система условий реализации основной образовательной программы..

254

4.2.1

Кадровые условия реализации основной образовательной программы основного общего образования

256

4.2.2

Психолого-педагогические условия реализации основной образовательной программы основного общего образования

258

4.2.3 

Финансовое обеспечение реализации основной образовательной программы основного общего образования

259

4.2.4

Материально-технические условия реализации основной образовательной программы

264

4.2.5

Информационно-методические условия реализации основной образовательной программы основного общего образования

268




Используемые понятия, обозначения и сокращения

277




Приложения:

283




  1. Учебный план школы







  1. Перечень применяемых УМК и учебников







  1. Программы учебных предметов







  1. Программы курсов по выбору.




Пояснительная записка

Муниципальное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №1 города Сенгилея функционирует с 1957 года. Школа является общеобразовательным учреждением, реализующим общеобразовательные программы начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, обеспечивающим дополнительную (углубленную) подготовку обучающихся по предметам социально-гуманитарного и химико-биологического профилей.

С сентября 2012 года школе присваивается статус пилотной площадки опережающего введения федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (далее – ФГОС ООО, Стандарт), что служит основанием введения ФГОС ООО (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации №1897 от 17.12.2010) в 5-х классах.

В связи с введением ФГОС ООО школа начинает реализовывать основную образовательную программу основного общего образования (далее – ООП ООО).

Образовательная программа – это управленческий документ образовательного учреждения, характеризующий специфику содержания образования и особенности организации образовательного процесса.

Основное назначение Образовательной программы заключается в разработке целостной системы обучения, воспитания и развития с четко определенными и понятными для всех участников образовательного процесса целями, содержанием и технологиями обучения, результатами, сбалансированными по ресурсному обеспечению.

Образовательная программа позволяет определить, какой конечный результат в обучении, воспитании и развитии учащихся на каждой ступени обучения должен быть получен к определенному моменту времени.

ОП ООО содержит 4 раздела: информационно-аналитический, целевой, содержательный, организационный.

В информационно-аналитическом разделе представлена ступень основной школы как образовательная система с достигнутыми результатами, имеющимися проблемами на момент перехода на новые стандарты.

В Информационно-аналитический раздел включены :

- краткая характеристика школы и принципы ее образовательной политики;

- аналитическое обоснование Образовательной программы;

- общая характеристика Образовательной программы.

Главное назначение Информационно-аналитического раздела ОП - сохранить преемственность ОП НОО с основным стратегическим документом – Программой развития ОУ.

В Образовательной программе определены стратегические направления деятельности школы по обновлению содержания образования, освоению педагогами новыми технологиями обучения и созданию системы управления качеством образования должны опираться:

- на анализ фактического состояния образования школьников по указанным направлениям деятельности школы и оценки их влияния на развитие учащихся;

- на поиск дополнительных резервов профессионального роста педагогов по освоению нового содержания и технологий образования;

- на разработку программного и дидактического обеспечения учебно-воспитательного процесса на системно-деятельностной основе;

- на разработку программного и дидактического обеспечения внеурочной деятельности учащихся;

Компонент образовательного учреждения должен быть:

- сопряжен с федеральным и региональным компонентами начального общего образования по всем направлениям деятельности ОУ;

- направлен на максимальное удовлетворение образовательных потребностей учащихся и социального заказа их родителей.

Целевой раздел определяет общее назначение, цели, задачи и планируемые результаты реализации Основной образовательной программы основного общего образования, а также способы достижения этих целей и результатов.

Содержательный раздел определяет общее содержание основного общего образования и включает программы, ориентированные на достижение личностных, предметных и метапредметных результатов:

- программу развития универсальных учебных действий;

- программу воспитания и социализации обучающихся;

- программу коррекционной работы.

Организационный раздел определяет общие рамки организации образовательного процесса, а также механизмы реализации компонентов основной образовательной программы основного общего образования, и включает в себя:

  • учебный план основного общего образования в единстве урочной, внеурочной и внешкольной деятельности;

  • систему условий реализации основной образовательной программы в соответствии с требованиями Стандарта.

По мере введения ФГОС в последующие годы в 6, 7, 8, 9 классах данная программа будет корректироваться и дополняться.

I. Аналитический раздел

  1. Характеристика школы и принципов её образовательной

политики

    1. Общие сведения о школе

Название образовательного учреждения (по уставу)

Муниципальное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №1 г.Сенгилея муниципального образования «Сенгилеевский район» Ульяновской области

Тип и вид образовательного учреждения

Общеобразовательное учреждение, средняя общеобразовательная школа

Организационно-правовая форма

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Учредитель

Администрация муниципального образования «Сенгилеевский район» Ульяновской области

Год основания

1927 год

Юридический адрес

Россия, 433380, Ульяновская область Сенгилееский район, г. Сенгилей, площадь имени 1 Мая, дом 1

Телефоны

884-233-21-1-84; 884-233-21-1-85

Факс

884-233-21-1-84

Адрес электронной почты:

sengschool_1@mail.ru


1.2. Принципы образовательной политики школы

В соответствии со стратегией развития образования основополагающими идеями программы, которые должны пройти через все разделы и привести в действие механизмы качественного обновления образования, обеспечить устойчивое развитие школы, должны стать следующие концептуальные принципы:

1. Принцип личностного подхода. Согласно современным представлениям, его основными сторонами являются:

- ценность личности, заключающаяся в самооценки ребенка;

- уникальности личности, состоящая в признании индивидуальности каждого ребенка;

- приоритет личностного развития, когда обучение выступает не как самоцель, а как средство развития личности каждого индивидуума;

- субъективность учебно-воспитательного процесса, ориентация на внутреннюю мотивацию обучения и свободу выбора ребенком сфер приложения сил в организации школьной жизни;

- самореализация – раскрытие и развитие природных возможностей, задатков, способностей, потребностей и склонностей;

- социализация – осознание и освоение человеком современных культурных ценностей, знаний, форм бытовой, экономической, социальной, духовной жизни;

- адаптация к существующим в обществе правилам и нормам жизни.

2. Принцип реальности, предполагающий тесную координацию целей и направлений воспитания и обучения с объективными тенденциями развития жизни общества, развития у учащихся качеств, которые позволяют им успешно адаптироваться к трудностям и противоречиям современной жизни.

В этой связи особое значение приобретают воспитание правовой и политической культуры личности на основе знания современного законодательного процесса, государственного устройства общества, конституционных прав, свобод и обязанностей.

3. Принцип гуманности, предполагающий:

- создание в школе атмосферы заботы о здоровье и благополучии, уважения чести и достоинства личности ребенка, педагога;

- формирование в школе действенной альтернативы тем тенденциям развития современной цивилизации в целом и российского общества в частности, которые разрушают человеческую личность (обстановка нетерпимости к насилию, экстремизму, жестокости),

- развитие таких ценностей и приоритетов, как сохранение и развитие жизни на Земле, разумное отношение к природным богатствам страны;

-формирование человеческих взаимоотношений на основе доброжелательности, национального согласия, сотрудничества, взаимной помощи, заботы и ответственности, справедливости, правдивости, честности, совестливости, порядочности;

4. Принцип демократичности, предполагающий организацию всей школьной деятельности на основе подходов, противоположных авторитарности, бюрократии, с одной стороны, и анархической вседозволенности – с другой, реализуется в системе обучения и воспитания через:

- разработку системы локальных актов, определяющих содержание, цели, по определенным направлениям деятельности в школе;

- создание отношение в коллективе, на основе взаимного уважения прав и свобод учителей, учеников, родителей;

- разработка и внедрение в школе ученического самоуправления, кодексов, уставов и правил поведения, устанавливающих взаимную ответственность членов коллектива в осуществлении личных прав и свобод;

- развитие коллективных и коллегиальных начал управления и самоуправления школой с равноправным участием педагогов, родителей, учащихся;

- постепенная передача полномочий администрации и педагогического коллектива детскому коллективу в работе по организации жизни школы, класса;

- развитие гражданской инициативы, приобретение практического опыта участия в современных демократических процессах.

5. Принцип научности, предполагающий:

- развитие у учащихся современного научного мировоззрения, понимание места и роли человека в мире, в обществе;

- постоянное обновление содержания учебных программ и пособий, введение в региональный и школьный компоненты современных предметов и курсов гуманитарного и естественного цикла;

- создание эффективной системы научно - методического информирования педагогов, постоянного повышения уровня их научной эрудиции и культуры, профессиональной компетенции.

6. Принцип природосообразности предполагает, что он основывается на научном понимании взаимосвязи природных и социокультурных процессов, что учащихся обучают и воспитывают сообразно их полу, возрасту, формируют у них ответственность за развитие самих себя.

Принцип природосообразности позволяет создать максимально благоприятные условия для выявления природных способностей каждого ребенка, направлен на всестороннее развитие школьников.

7. Принцип развивающего обучения предполагает применение методов творческой деятельности и использование новейших педагогических технологий.

8. Принцип целостности образования в школе понимается как единство процессов развития, обучения и воспитания учащихся.

9. Принцип индивидуализации обучения и дифференциации предполагает повышение учебной мотивации и развитие познавательных интересов каждого ученика в школе на основе учета индивидуальных возможностей и потребностей учащихся.

10. Принцип культуросообразности предполагает опору в воспитании на культурные традиции города Сенгилея, города Ульяновска, учет исторического и литературного наследия среды обитания растущего человека, местные условия.

11. Принцип саморазвития определяет уровень самодостаточности системы образования школы, наличие внутренних источников роста, способность адаптироваться к изменениям в обществе.

12. Принцип партнерства предполагает консолидацию возможностей школы, социума, родителей, подчинение интересов партнеров целям обновления и развития школы.

1.3.Социальное окружение школы.

Школа расположена в центре города Сенгилея на площади имени 1 Мая. Возможности социально-культурных центров школа в полной мере использует при организации внеклассной и внешкольной работы и выстраивает внешние связи со следующими организациями и учреждениям: Центр детского творчества, школа раннего развития «Супермалыш» при Сенгилеевском ЦДТ, спортивная школа, школа искусств, районная библиотека, детская библиотека, кинотеатр «Спутник», Дом культуры, детский сад «Солнышко», Сенгилеевский педагогический колледж, Сенгилеевский технологический техникум, физкультурно-оздоровительный комплекс «Олимп», центральная районная больница, дом престарелых, районный военный комиссариат, редакция районной газеты «Волжские зори», сбербанк.

страница 1страница 2 ... страница 22страница 23


скачать

Другие похожие работы: