1. Концептуальный модуль образовательной программы
1.1. Информационная карта

  • Образовательная программа – комплексная

  • Курс углубленного изучения химии

  • Педагог дополнительного образования – Гуз Г.И.

  • Вид программы – модифицированная

  • Целевая установка – предметно-направленная

  • Специфика содержания – расширенная, углубленная

  • Уровень усвоения – общеинтеллектуальный

  • Функциональное назначение – научно-образовательная

  • Форма реализации – стационарная

  • Способ реализации – групповой

  • По масштабу – групповые

  • Возрастной диапазон освоения – учащиеся 9-11 классов

  • По половому развитию - разнополые

  • Продолжительность реализации – 2 года


1.2. Концепция автора образовательной программы

Данный курс направлен на расширение и углубление знаний обучающихся по химии, развитие интереса к учебной дисциплине и науке химии.

При изучении курса на ряду с рассмотрением теоретических вопросов предусмотрено выполнение обучающимися химического эксперимента, решение расчетных и экспериментальных задач.
1.3. Пояснительная записка

Курс углубленного изучения химии ориентирован на учащихся 9-11 классов. Программа рассчитана на два года обучения, на 66 недель. Занятия будут проводиться один раз в неделю 3 часа. Всего 198 часов.

Место проведения занятий: ЦЭВД

Основные методы:

  • словесные (лекция, беседа, рассказ)

  • словесно-наглядные (демонстрация моделей)

  • словесно-наглядно-практические (химический эксперимент, работа с моделями)

Формы организации занятий:

  • лекция

  • семинар

  • практическая работа


1.4. Изложение содержания программы для детей

Изучая данный курс, вы расширите и углубите свои знания по химии. Вы не только более глубоко изучите темы, с которыми уже знакомились на уроках химии в школе, но и те темы, которые не рассматриваются в школьном курсе химии, но требуются для поступления в вуз. На занятиях значительная часть времени отводится на решение расчетных и экспериментальных задач.
1.5. Изложение содержания программы для родителей

Курс углубленного изучения химии ориентирован на решение следующих учебно-воспитательных задач:

  • расширение и углубление знаний обучающихся по химии;

  • развитие интереса к химии и химическому исследованию;

  • развитие навыков решения расчетных и экспериментальных задач;

  • развитие навыков планирования и проведения химического эксперимента.


2. Цели образовательной программы

Основная цель программы: формирование целостной системы химических знаний через расширение и углубление знаний, полученных обучающимися на уроках химии.

Задачи программы:

1. Образовательные:

  • расширить и углубить знания обучающихся по химии;

2. Развивающие:

  • развивать навыки решения расчетных и экспериментальных задач;

  • развивать навыки самостоятельной работы с информационными ресурсами;

  • развивать навыки планирования и проведения химического эксперимента;

  • развивать умение делать выводы по результатам эксперимента;

  • развивать наблюдательность;

3. Воспитательные:

  • развивать навыки работы в группе;

  • развивать коммуникативные навыки.


3. Образовательный стандарт программы
Первый год обучения



Раздел программы

Основные термины, понятия

Необходимо знать

Необходимо уметь

1

Вводное занятие. Инструктаж по ТБ, ПБ




Правила по ТБ и ПБ

Соблюдать правила внутреннего распорядка и эвакуации

2

Законы и понятия стехиометрии

Закон сохранения материи, закон сохранения массы, эквивалент, закон эквивалентов, постоянная Авогадро, закон Авогадро, закон Менделеева-Клайперона

Закон сохранения материи, закон сохранения массы, закон эквивалентов, закон Авогадро и следствия из него, закон Менделеева-Клайперона

Применять закон сохранения массы, закон эквивалентов, следствия из закона Авогадро, закон Менделеева-Клайперона для решения расчетных задач

3

Строение атомов и Периодический закон Д.И. Менделеева

Атом, электрон, изотоп, квантовая модель атома, атомная орбиталь, правило Клечковского, принцип Паули, правило Хунда, Периодический закон Д.И. Менделеева, Периодическая система, период, группа,

Строение атома, принципы расположения электронов в многоэлектронных атомах, формулировку периодического закона Д.И. Менделеева, структуру Периодической системы

Характеризовать строение атома элемента по его положению в Периодической системе Д.И. Менделеева

4

Химическая связь и строение вещества

Химическая связь, ковалентная, ионная, металлическая, метод валентных связей, длина и энергия связи, электроотрицательность, степень окисления, вещества молекулярного и немолекулярного строения, кристаллическая решетка, атомная, ионная, молекулярная

Типы химической связи¸ положения метода валентных связей, типы кристаллических решеток веществ,

Определять тип химической связи в структурных единицах вещества, характеризовать механизмы образования ковалентной связи, объяснять образование и строение молекул с позиций метода ВС, определять тип кристаллической решетки вещества

5

Закономерности химических процессов

Тепловой эффект, экзо- и эндотермические реакции, скорость реакции, константа скорости реакции, закон действия масс, правило Вант-Гоффа, температурный коэффициент, химическое равновесие, константа равновесия, принцип Ле Шателье

Факторы, влияющие на скорость реакции и на смещение химического равновесия, формулировку закона действия масс для обратимых и необратимых процессов, формулировку правила Вант-Гоффа

Объяснять влияние различных факторов на скорость реакции и на смещение химического равновесия, применять математическое выражение правила Вант-Гоффа для решения расчетных задач

6

Растворы

Раствор, истинный, коллоидный, растворимость веществ, электролитическая диссоциация, электролит, неэлектролит, слабый и сильный электролит, водородный показатель, среда раствора, реакции ионного обмена, кислотно-основные функции, гидролиз, концентрация вещества

Классификацию растворов, механизм электролитической диссоциации, признаки протекания реакций обмена до конца, механизм гидролиза солей, способы выражения концентрации вещества

Записывать уравнения электролитической диссоциации, ионные уравнения реакций обмена, уравнения гидролиза солей, определять среду раствора соли, решать расчетные задачи на концентрацию вещества

7

Окислительно-восстановительные процессы

Окислитель, восстановитель, окисление, восстановление, реакции межмолекулярного окисления-восстановления, реакции внутримолекулярного окисления-восстановления, реакции диспропорционирования, реакции репропорционирования, метод электронного баланса, метод полуреакций, электролиз, коррозия

Типы ОВР, методы расстановки коэффициентов в уравнениях ОВР, механизм электролиза веществ, механизм коррозии металлов и способы защиты от коррозии

Определять тип ОВР, окислители и восстановители, расставлять коэффициенты в уравнениях ОВР методом электронного баланса и методом полуреакций

8

Неметаллы и их соединения

Неметаллы,

Расположение элементов-неметаллов в Периодической системе, особенности строения их атомов

Характеризовать строение атомов водорода, галогенов, кислорода, серы, азота, фосфора, углерода и кремния; строение и свойства образованных ими простых и сложных веществ

9

Металлы и их соединения

Металлы,

Расположение элементов-металлов в Периодической системе, особенности строения их атомов, характерные физические и химические свойства металлов, основные способы получения металлов из природных соединений

Характеризовать строение атомов щелочных и щелочноземельных металлов, алюминия, железа, хрома; строение и свойства образованных ими простых и сложных веществ

10

Итоговое занятие по общей и неорганической химии












Второй год обучения



Раздел программы

Основные термины, понятия

Необходимо знать

Необходимо уметь

1

Вводное занятие. Инструктаж по ТБ, ПБ




Правила по ТБ и ПБ

Соблюдать правила внутреннего распорядка и эвакуации

2

Теоретические положения органической химии

Теория химического строения А.М. Бутлерова, изомерия, гибридизация, электронные эффекты,

Положения теории химического строения А.М. Бутлерова, типы изомерии, строение атома углерода, положения теории гибридизации

Подтверждать примерами положения теории химического строения А.М. Бутлерова, записывать формулы изомеров и определять тип изомерии, определять тип гибридизации орбиталей атома углерода, объяснять действие мезомерного и индуктивного эффектов, определять принадлежность веществ к классу органических веществ, давать названия веществам

3

Углеводороды

Углеводороды, предельные и непредельные, реакции присоединения, замещения, гидрирования, гидратации,

Особенности строения, химические свойства и способы получения алканов, циклоалканов, алкенов, алкинов, ароматических углеводородов; механизмы реакций замещения и присоединения, природные источники и применение углеводородов

Характеризовать строение углеводородов, записывать уравнения реакций, характеризующих химические свойства и способы получения углеводородов, записывать механизмы реакций замещения и присоединения, записывать уравнения реакций, характеризующих генетическую взаимосвязь между классами углеводородов

4

Кислородсодержащие органические соединения

Спирты, альдегиды, кетоны, карбоновые кислоты, сложные эфиры, жиры, углеводы

Особенности строения, химические свойства и способы получения спиртов, альдегидов, кетонов, карбоновых кислот, сложных эфиров, углеводов; их применение

Характеризовать строение кислородсодержащих органических соединений, записывать уравнения реакций, характеризующих химические свойства и способы их получения; записывать уравнения реакций, характеризующих генетическую взаимосвязь между классами кислородсодержащих соединений

5

Азотсодержащие органические соединения

Амины, аминокислоты, белки

Особенности строения, химические свойства и способы получения аминов, аминокислот, строение белков, качественные реакции на белки

Характеризовать строение азотсодержащих органических соединений, записывать уравнения реакций, характеризующих химические свойства и способы их получения;

6

Высокомолекулярные органические соединения

Полимер, мономер, полимеризация, поликонденсация

Особенности строения и свойств ВМС, способы получения ВМС

Характеризовать строение и свойства ВМС, записывать уравнения реакций, характеризующих способы получения ВМС, характеризовать белки и углеводы как биополимеры

7

Взаимосвязь между классами органических соединений







Записывать уравнения реакций, характеризующих генетическую взаимосвязь между классами органических соединений

10

Итоговое занятие











4. Учебно-тематический план образовательной программы
Первый год обучения



темы

Всего часов

теория

Практические работы

1

Вводное занятие. Инструктаж по ТБ и ПБ

1

1




2

Законы и понятия стехиометрии

2

2




3

Строение атомов и Периодический закон Д.И. Менделеева

9

9




4

Химическая связь и строение вещества

12

12




5

Закономерности химических процессов

9

5

4

6

Растворы

21

16

5

7

Окислительно-восстановительные процессы

12

12




8

Неметаллы и их соединения

15

13

2

9

Металлы и их соединения

12

12




10

Итоговое занятие по общей и неорганической химии

3

3







ИТОГО

96

85

11


Второй год обучения



темы

Всего часов

теория

Практические работы

1

Вводное занятие. Инструктаж по ТБ и ПБ

1

1




2

Теоретические положения органической химии

17

17




3

Углеводороды

27

27




4

Кислородсодержащие органические соединения

27

24

3

5

Азотсодержащие органические соединения

12

9

3

6

Высокомолекулярные органические соединения

6

6




7

Взаимосвязь между классами органических соединений

9

9




8

Итоговое занятие

3

3







ИТОГО

102

96

6



5. Проект организации образовательного процесса
Первый год обучения

Период обучения

Содержание тем

Техническое обеспечение

Дидактический, методический материал

Виды деятельности

Сентябрь

Вводное занятие. Инструктаж по ТБ и ПБ

Инструкции по ТБ и ПБ,




Рассказ

Сентябрь

Законы и понятия стехиометрии

Периодическая система Д.И. Менделеева

Карточки с заданиями

Конспектирование, решение задач

Сентябрь-октябрь

Строение атомов и периодический закон Д.И. Менделеева

Периодическая система Д.И. Менделеева, таблицы

«Строение атома», «Электронная орбиталь», «Модели атомов некоторых элементов»

Карточки с заданиями

Конспектирование, работа с периодической системой Д.И. Менделеева, выполнение индивидуальных заданий

Октябрь-ноябрь

Химическая связь и строение вещества

Периодическая система Д.И. Менделеева, модели, таблицы

«Кристаллы», «Химическая связь»

Карточки с заданиями

Конспектирование, работа с моделями, выполнение индивидуальных заданий

Ноябрь-декабрь

Закономерности химических процессов

Периодическая система Д.И. Менделеева, химическая посуда, реактивы

Карточки-инструкции к практическим работам; карточки с заданиями

Конспектирование,

выполнение практических работ, решение задач

Декабрь-февраль

Растворы

Периодическая система Д.И. Менделеева, химическая посуда, реактивы

Карточки-инструкции к практическим работам; карточки с заданиями

Конспектирование,

Выполнение практических работ, решение задач

Февраль-март

Окислительно-восстановительные процессы

Периодическая система Д.И. Менделеева, химическая посуда, реактивы, таблица «Степень окисления»

Карточки-инструкции к лабораторному опыту; карточки с заданиями

Конспектирование, выполнение лабораторного опыта, выполнение индивидуальных заданий

Март-апрель

Неметаллы и их соединения

Периодическая система Д.И. Менделеева, таблицы, химическая посуда и реактивы

Карточки-инструкции к практическим работам; карточки с заданиями

Конспектирование, выполнение практических работ, выступление с докладами, решение задач, выполнение индивидуальных заданий

Апрель-май

Металлы и их соединения

Периодическая система Д.И. Менделеева, таблицы, коллекции

Карточки с заданиями

Конспектирование, выступление с докладами, решение задач, выполнение индивидуальных заданий

Май

Итоговое занятие по общей и неорганической химии

Периодическая система Д.И. Менделеева




беседа


Второй год обучения

Период обучения

Содержание тем

Техническое обеспечение

Дидактический, методический материал

Виды деятельности

Сентябрь

Вводное занятие. Инструктаж по ТБ и ПБ

Инструкции по ТБ и ПБ,




рассказ

Сентябрь-октябрь

Теоретические положения органической химии

Периодическая система Д.И. Менделеева, модели

Карточки с заданиями, таблицы «Изомерия», «Гомология», «Номенклатура органических соединений», «Предельные углеводороды», «Функциональные производные углеводородов»

Конспектирование, работа с моделями, выполнение индивидуальных заданий

Октябрь-декабрь

Углеводороды

Таблицы, модели

Карточки-информаторы, карточки с заданиями

Конспектирование, работа с моделями, выполнение индивидуальных заданий, решение задач

Январь-март

Кислородсодержащие органические соединения

Химическая посуда, реактивы

Карточки-информаторы, карточки с заданиями, инструкции к практическим работам

Конспектирование, выполнение индивидуальных заданий, решение задач, выполнение практических работ

Март-апрель

Азотсодержащие органические соединения




Карточки-информаторы, карточки с заданиями, инструкции к практическим работам

Конспектирование, выполнение индивидуальных заданий, выполнение практических работ

Апрель

Высокомолекулярные органические соединения

Образцы ВМС

Карточки с заданиями

Конспектирование, выполнение индивидуальных заданий

Апрель-май

Взаимосвязь между классами органических соединений

Таблица

Карточки-информаторы, карточки с заданиями

Выполнение индивидуальных и групповых заданий, решение задач

Май

Итоговое занятие







Поощрение лучших членов кружка, чаепитие

6. Проектирование оценочно-результативного модуля программы, система текущего и итогового контроля
Первый год обучения



Название разделов, тем

Форма текущего контроля

Форма итогового контроля

1

Вводное занятие. Инструктаж по ТБ и ПБ

Устный опрос

Проверка умения применять методы безопасной работы при проведении практических работ

2

Законы и понятия стехиометрии

Решение задач

Решение задач

3

Строение атомов и Периодический закон Д.И. Менделеева

Выполнение индивидуальных заданий

Выполнение индивидуальных заданий

4

Химическая связь и строение вещества

Выполнение индивидуальных заданий

Выполнение индивидуальных заданий

5

Закономерности химических процессов

Отчет по практическим работам, решение задач

Решение задач

6

Растворы

Отчет по практическим работам, решение задач

Решение задач

7

Окислительно-восстановительные процессы

Выполнение индивидуальных заданий

Выполнение индивидуальных заданий

8

Неметаллы и их соединения

Отчет по практическим работам, решение задач

Решение задач

9

Металлы и их соединения

Решение задач

Решение задач

10

Итоговое занятие по общей и неорганической химии









Второй год обучения



Название разделов, тем

Форма текущего контроля

Форма итогового контроля

1

Вводное занятие. Инструктаж по ТБ и ПБ

Устный опрос




2

Теоретические положения органической химии

Выполнение индивидуальных заданий

Выполнение индивидуальных заданий

3

Углеводороды

Решение задач, выполнение индивидуальных заданий

Решение задач, выполнение индивидуальных заданий

4

Кислородсодержащие органические соединения

Решение задач, выполнение индивидуальных заданий, отчеты по практическим работам

Решение задач, выполнение индивидуальных заданий

5

Азотсодержащие органические соединения

Выполнение индивидуальных заданий, отчеты по практическим работам

Выполнение индивидуальных заданий

6

Высокомолекулярные органические соединения

Выполнение индивидуальных заданий

Выполнение индивидуальных заданий

7

Взаимосвязь между классами органических соединений

Решение задач, выполнение индивидуальных заданий

Решение задач, выполнение индивидуальных заданий

8

Итоговое занятие








Предполагаемый уровень достижения обучающихся

По окончанию первого года обучения должны:

Знать

  • законы и понятия стехиометрии;

  • строение атома, его связь с положением элемента в Периодической системе;

  • типы химической связи, типы кристаллических решеток;

  • закономерности протекания химических реакций;

  • способы выражения концентрации вещества;

  • важнейшие соединения неметаллов, их свойства;

  • свойства и способы получения металлов;

Уметь

  • решать расчетные задачи с использованием основных формул и законов общей химии;

  • проводить химический эксперимент;

  • составлять уравнения реакций диссоциации, ионного обмена, гидролиза; уравнения окислительно-восстановительных реакций;

  • составлять уравнения реакций, характеризующих химические свойства и способы получения изученных металлов и неметаллов, их соединений.

По окончанию второго года обучения должны:

Знать

  • теоретические положения органической химии;

  • особенности строения, химические свойства и способы получения веществ – представителей основных классов органических соединений;

Уметь

  • решать расчетные задачи на вывод формул органических веществ;

  • записывать уравнения реакций, характеризующих химические свойства и способы получения органических веществ различных классов


Список литературы для педагога

  1. Артеменко А.И. Органическая химия. – М., 2005

  2. Браун Т., Лемей Г.Ю. Химия - в центре наук: в 2-х частях. – М., 1983

  3. Глинка Н.Л. Задачи и упражнения по общей химии. – М., 2005

  4. Глинка Н.Л. Общая химия. – Л., 1978

  5. Дорофеев А.И., Федотова М.И. Практикум по неорганической химии. – Л., 1990

  6. Журин А.А. Лабораторные и практические работы по химии. – М., 1997

  7. Карапетьянц М.Х., Дракин С.И. Общая и неорганическая химия. – М., 2000

  8. Келина Н.Ю. Репетитор по химии для школьников и абитуриентов. – Ростов н/Д, 2008

  9. Коровин Н.В. Общая химия. – М., 2003

  10. Лидин Р.А., Аликберова Л.Ю. Химия: справочник для старшеклассников и поступающих в вузы. – М., 2006

  11. Угай Я.А. Общая и неорганическая химия. – М., 2004

  12. Химия в школе: Научно-теоретический и методический журнал.

  13. Химия: Учебно-методическая газета для учителей химии и естествознания

  14. Хомченко Г.П. Химия для поступающих в вузы. – М., 1993

  15. Хомченко Г.П., Хомченко И.Г. Задачи по химии. – М., 1994


Список литературы для обучающихся

  1. Браун Т., Лемей Г.Ю. Химия - в центре наук: в 2-х частях. – М., 1983

  2. Журин А.А. Лабораторные и практические работы по химии. – М., 1997

  3. Келина Н.Ю. Репетитор по химии для школьников и абитуриентов. – Ростов н/Д, 2008

  4. Лидин Р.А., Аликберова Л.Ю. Химия: справочник для старшеклассников и поступающих в вузы. – М., 2006

  5. Хомченко Г.П. Химия для поступающих в вузы. – М., 1993

  6. Хомченко Г.П., Хомченко И.Г. Задачи по химии. – М., 1994


Материально-техническое обеспечение программы
Химическая посуда: пробирки, стаканы, колбы конические, колбы мерные, мерные цилиндры, пипетки мерные, бюретки, ступки и пестики, фарфоровые чашки, ареометры.

Реактивы: кислоты (соляная, серная, азотная, уксусная), щелочи (гидроксид натрия), металлы (цинк, олово), раствор пероксида водорода, роданид калия, хлорид железа (III), ацетат натрия, сульфаты натрия, меди (II), магния, алюминия, аммония, карбонаты, натрия, калия, нитрат серебра, спирт этиловый.

Плакаты: периодическая система Д.И. Менделеева, таблица растворимости, набор таблиц по номенклатуре: «Бинарные соединения», «Номенклатура солей», «Номенклатура органических соединений», «Предельные углеводороды», «Непредельные углеводороды», «Функциональные производные углеводородов», набор таблиц по строению вещества: «Строение атома», «Электронная орбиталь», «Модели атомов некоторых элементов», «Кристаллы», «Химическая связь», «Валентность», «Степень окисления», «Изомерия», «Гомология».

страница 1


скачать

Другие похожие работы: