1. Информационно-концептуальный модуль образовательной программы




    1. Информационная карта


Педагог-организатор: Сизова Любовь Николаевна

Образовательная программа – экспериментальная


Тип программы - интегрированная

Вид программы – модифицированная

Целевая установка – предметно направленная

Специфика содержания – расширенная

Уровень усвоения – общекультурный

Форма реализации – стационарная

Функциональное назначение - воспитательное

Способ реализации – групповой

Возрастной диапазон – 8-13 лет.

Продолжительность реализации – 3 года.


    1. Концепция автора образовательной программы.


На каждом новом этапе развития человечества возникает необходимость в воспитании гражданина, знающего общие закономерности развития природы и общества, понимающего, что история общества неразрывно связана с историей природы, умеющего все виды своей деятельности подчинить требованиям рационального природопользования.

В. А. Сухомлинский в своих трудах оценивал природу как "вечный источник мысли" и добрых чувств детей. Рациональное и эмоциональное восприятие красоты природы органично сливается в опытах педагога с нравственным воспитанием, с развитием гражданских чувств, любви к Родине. "Зри в корень!" - сказал известный литературный герой Козьма Прутков. А "корень" обостряющегося экологического кризиса, грозящего глобальной катастрофой для всех нас - это, прежде всего, отсутствие экологической культуры. Невосполнимый вред может нанести человек, который обладает современными технологиями, но при этом не только не замечает красоту природы, но не понимает, что он сам - есть часть этой природы и, покушаясь на неё, он заносит дамоклов меч над своей головой.

Бережное отношение к природе должно воспитываться с раннего детства. Леса, поля, реки, растительный и животный мир нашей Родины являются общечеловеческим достоянием. Недаром многие считают, что леса России - это лёгкие всей планеты. Их сохранение для настоящего и будущего поколения зависит и от каждого гражданина России.

Большое значение в удовлетворении познавательных потребностей и интересов в эколого-биологическом образовании и воспитании имеют игры и, в частности, игровые занятия. Игра как часть общественной культуры требует к себе серьёзного научного, методического и практического отношения. В настоящее время появилось целое направление в педагогической науке - игровая педагогика, которая считает игру ведущим методом воспитания и обучения детей младшего школьного возраста, и поэтому упор на игровые формы и приёмы обучения - это важнейший путь включения ребёнка в учебную работу. Через игру возможно становление научно-познавательных, эмоционально-нравственных отношений детей к их природному и социальному окружению.

В экологическом образовании в период детства через игру возможно становление научно-познавательного, эмоционально-нравственного, практически-деятельного отношения детей к их природному и социальному окружению, основанного на сплаве знаний, чувств и действий.

Усвоение знаний о природе при помощи игры, вызывающей переживание ребят, не может не оказывать влияние на формирование у них бережного отношения к объектам растительного и животного мира. Именно через игру формируется позитивное отношение к окружающему миру, формируются положительные чувства и эмоции. Получение детьми знаний о природе и овладение способами их реализации в игре - смыкают игровую деятельность с экологическим воспитанием школьников. Игра - это активный способ познания окружающего мира.

Игровые занятия способствуют формированию у школьников экологических представлений о взаимосвязи и полезности всех природных объектов о непрерывности жизни, её сложности, уникальности, хрупкости.

В процессе освоения программы дети получают основные понятия о мире животных, представление о взаимосвязях в системе «человек-природа». Узнают дополнительные, увлекательные знания о фауне родной природы. Занятия по данной программе включают разные игровые методы обучения. В программе сделан акцент на экологическое воспитание учащихся. Каждое занятие приурочено к экологической акции ("День Земли", "Поможем зимующим птицам", "В защиту ёлочки" и т.д.)

Цель программы расширять детские познания в экологии и биологии, дополнительно к школьным программам. В программе используются самые различные приёмы, в которых участвуют не только разум, но практически все чувства – что: развивает воображение, творческие способности, умение наблюдать, сопоставлять, делать выводы.


    1. Пояснительная записка к образовательной программе.


Целью данной программы является не только расширение знаний в области биологии и экологии, но и выявление и развитие творческих способностей учащихся

Программа может меняться, в зависимости от набора детей: уровеня знаний, разновозрастности, нестандартность индивидуальных результатов обучения и воспитания. Диагностика может проводиться различными способами: тестирование, итоговые игры, творческие отчёты и концерты, выставки, конкурсы, конференции, и т.д.
Цели программы:

  • Формирование экологической культуры, любви к природе.

  • Расширение знаний в области биологии и экологии.

Задачи программы:

Образовательные:

  • Расширять познания в экологии и биологии.

  • Расширить знания в области охраны и природопользования.

Развивающие:

  • Развивать имеющиеся у детей представления о мире животных и растений, умение наблюдать, сопоставлять, делать выводы, развивать воображение, творческие способности, логическое мышление;

  • Развивать навыки, смекалку, чувство ответственности, повышать уровень познавательной деятельности.

Воспитательные:

  • Умение вести себя в мире природы, стараясь не причинять ей ущерба.

  • Умение работать в команде.


Программа предназначена для детей начального, среднего (5-6 кл) школьного возраста. Численность в группах 12-20 человек. Занятия проводятся 1 раз в месяц. Продолжительность занятия 2 часа.

Программа обучения составляет 18 часов.

Посещение занятий по данной программе может быть один год или несколько на выбор класса. Обучение можно начать с любого класса, но предварительно пройдя тестирование. Для каждого класса предусмотрены разработки подходящего уровня сложности.


  1. Образовательный стандарт программы 1г.о. (8-9 лет)






Раздел программы

Основные термины и понятия

Необходимо знать

Необходимо уметь

1.

Вводное занятие.

Акция.

Правила по ТБ и ПБ.

Ориентироваться в здании.

2.

День защиты животных.

Животные.

Среды обитания (дом).

Распределять животных по средам обитания.

3.

Поможем зимующим птицам.

Птицы, зимующие птицы.

Зимующих птиц Томской области.

Узнавать зимующих птиц.

4.

В защиту ёлочки.

Фитонциды.

Хвойные растения нашего города.

Узнавать хвойные растения нашего города в природе.

5.

Биоразнообразие.

Красная книга.

Животных Томской области.

Узнавать животных по описанию.

6.

В мире безмолвия.

Цепи питания.

Рыб нашего края.

Составлять цепи питания.

7.

В царстве флоры.

Флора.

Растения нашего края. Ядовитые растения.

Узнавать ядовитые растения.

8.

В мире пернатых.

Перелётные птицы.

Перелётных птиц Томской области.

Узнавать перелётных птиц.

9.

Итоговое занятие.











Образовательный стандарт программы 2 г.о. (10 - 12 лет)




Раздел программы

Основные термины и понятия

Необходимо знать

Необходимо уметь

1.

Вводное занятие.

Экология

Правила по ТБ и ПБ.

Ориентироваться в здании.

2.

День защиты животных.

Зоология.

Знать животных нашего края.

Составлять цепи питания из трёх-четырёх звеньев.

3.

Поможем зимующим птицам.

Миграция.

Знать зимующих птиц. Питание и местообитание.

Заготавливать корма и подкармливать птиц в природе.

4.

В защиту ёлочки.

Питомники.

Знать хвойные растения России.

Узнавать хвойные растения по гербарию.

5.

Биоразнообразие.

Заказники, заповедники.

Заказники Томской области.

Узнавать животных Красной книги.

6.

В мире безмолвия.

Костные, хрящевые рыбы.

Знать обитателей водной среды нашего края.

Уметь различать костных и хрящевых рыб.

7.

В царстве флоры.

Микология.

Знать грибы.

Уметь отличать съедобные грибы от ядовитых.

8.

В мире пернатых.

Орнитология.

Знать певчих птиц.

Узнавать птиц по голосу.

9.

Итоговое занятие.












Образовательный стандарт программы 3г.о. (12-13 лет)




Раздел программы

Основные термины и понятия

Необходимо знать

Необходимо уметь

1.

Вводное занятие.

Экосфера.

Правила по ТБ и ПБ.

Ориентироваться в здании.

2.

День защиты животных.

Териология, промысловые животные.

Промысловых животных Сибири.

Определять промысловых животных по следам.

3.

Поможем зимующим птицам.

Миграция.

Инстинктивные и погодные мигранты.

Узнавать мигрирующих птиц.

4.

В защиту ёлочки.

Голосеменные.

Знать растения относящиеся к голосеменным.

Определять голосеменные растения по гербарию.

5.

Биоразнообразие.

Систематика.

Систему определения животных.

Определять животных до рода.

6.

В мире безмолвия.

Ихтиология, микроскоп.

Обитателей пресных и солёных водоёмов.

Уметь работать с микроскопом.

7.

В царстве флоры.

Ботаника.

Знать лекарственные растения Томской области.

Уметь использовать лекарственные растения.

8.

В мире пернатых.

Хищники

Хищных птиц нашей области.

Узнавать хищных птиц по силуэту, клюву, когтям.

9.

Итоговое занятие.













  1. Содержательный модуль образовательной программы.




    1. Учебно-тематический план образовательной программы 1г.о.






Тема

Всего часов

1.

Вводное занятие.

1

2.

День защиты животных.

1

3.

Поможем зимующим птицам.

1

4.

В защиту ёлочки.

1

5.

Биоразнообразие.

1

6.

В мире безмолвия.

1

7.

В царстве флоры.

1

8.

В мире пернатых.

1

9.

Итоговое занятие.

1

ИТОГО:

9


Учебно-тематический план образовательной программы 2г.о.




Тема

Всего часов

1.

Вводное занятие.

1

2.

День защиты животных.

1

3.

Поможем зимующим птицам.

1

4.

В защиту ёлочки.

1

5.

Биоразнообразие.

1

6.

В мире безмолвия.

1

7.

В царстве флоры.

1

8.

В мире пернатых.

1

9.

Итоговое занятие.

1

ИТОГО:

9


Учебно-тематический план образовательной программы 3г.о.




Тема

Всего часов

1.

Вводное занятие.

1

2.

День защиты животных.

1

3.

Поможем зимующим птицам.

1

4.

В защиту ёлочки.

1

5.

Биоразнообразие.

1

6.

В мире безмолвия.

1

7.

В царстве флоры.

1

8.

В мире пернатых.

1

9.

Итоговое занятие.

1

ИТОГО:

9



    1. Описание содержания разделов программы для 1 г.о.

  1. Вводное занятие.

В данном занятии проводится знакомство с правилами по ТБ и ПБ, с программой на год. Знакомство с актовым залом. Проведение экскурсии и знакомство с выставочными залами. Игровое занятие для проверки имеющихся знаний.

  1. День защиты животных

Знакомство с акцией "День защиты животных". Среды обитания. Обитатели различных сред обитания.

  1. Поможем зимующим птицам.

Акция "Поможем зимующим птицам". Зачем надо подкармливать птиц зимой. Познакомить с зимующими птицами Томской области. Дать характеристики птицам.

  1. В защиту ёлочки.

Акция "В защиту ёлочки". Познакомить с хвойными деревьями нашего города. Дать характеристики. Вспомнить характеристики лиственных растений.

  1. Биоразнообразие.

Познакомить с Красной книгой Томской области. Познакомить с животными, занесёнными в Красную книгу Томской области.

  1. В мире безмолвия.

Цепи питания. Знакомство с рыбами нашего края. Характеристики распространённых рыб. Экскурсия в аквариумный зал.

  1. В царстве флоры.

Флора. Что это такое? Растения нашего края. Правила поведения в лесу. Ядовитые растения нашего края. Признаки отравления ядовитыми растения. Меры предосторожности.

  1. В мире пернатых.

Акция "Встреча пернатых". Какие птицы называются перелётными и почему? Характеристика перелётных птиц Томской области.

  1. Итоговое занятие.

Обобщающее занятие по всем темам, пройденным за учебный год.
Описание содержания разделов программы для 2 г.о.

  1. Вводное занятие.

В данном занятии проводится знакомство с правилами по ТБ и ПБ, с программой на год. Знакомство с актовым залом. Проведение экскурсии и знакомство с выставочными залами. Дать понятие науки экологии. Игровое занятие для проверки имеющихся знаний.

  1. День защиты животных

Кого изучает наука зоология? Познакомить с животными нашего края. Научить составлять цепи питания из трёх-четырёх звеньев.

  1. Поможем зимующим птицам.

Миграция. Узнавать зимующих птиц по описанию. Питание и местообитание зимующих птиц.

  1. В защиту ёлочки.

Что такое питомники? Хвойные растения России. Характеристика хвойных растений. Научить определять хвойные растения по гербарию.

  1. Биоразнообразие.

Заказники, заповедники. Познакомить с заказниками Томской области. Познакомить с животными Красной книги.

  1. В мире безмолвия.

Костные, хрящевые рыбы. Обитатели водной среды нашего края. Рыбы, занесённые в Красную книгу Томской области.

  1. В царстве флоры.

Что изучает наука микология? Съедобные и ядовитые грибы. Признаки отравления грибами. Меры предосторожности. Правила сбора грибов.

  1. В мире пернатых.

Орнитология. Певчие птицы. Знакомство с голосами птиц. Характеристики певчих птиц.

  1. Итоговое занятие.

Обобщающее занятие по всем темам, пройденным за учебный год.
Описание содержания разделов программы для 3 г.о.

  1. Вводное занятие.

В данном занятии проводится знакомство с правилами по ТБ и ПБ, с программой на год. Знакомство с актовым залом. Проведение экскурсии и знакомство с выставочными залами. . Дать понятие экосферы. Игровое занятие для проверки имеющихся знаний.

  1. День защиты животных

Что изучает наука териология? Промысловые животные их характеристики. Научить узнавать животных по следу.

  1. Поможем зимующим птицам.

Миграция. Инстинктивные и погодные мигранты. Характеристика птиц.

  1. В защиту ёлочки.

Голосеменные. Знакомство и краткая характеристика голосеменных растений. Определять растения по гербарию.

  1. Биоразнообразие.

Систематика. Разнообразие животных. Система определения животных. Научить определять животных до рода.

  1. В мире безмолвия.

Ихтиология, что она изучает? Обитатели пресных и солёных водоёмов. Характеристики. Ракообразные. Правила работы с микроскопом. Работа с микроскопом - "Живая капля".

  1. В царстве флоры.

Ботаника. Лекарственные растения Томской области. Характеристика, правила пользования лекарственными растениями.

  1. В мире пернатых.

Хищники. Разнообразие хищных птиц Томской области. Характеристика хищных птиц. Научить узнавать хищных птиц по силуэту, клюву, когтям.

  1. Итоговое занятие.

Обобщающее занятие по всем темам, пройденным за учебный год.


  1. Проект организации образовательного процесса 1г.о.




Период обучения

Содержание тем

Техническое обеспечение

Дидакт. и метод. материал

Виды деятельности

Сентябрь

Вводное занятие

Инструкция по ТБ и ПБ, огнетушитель.

Инструкции, план эвакуации, программа.

Беседа, экскурсия.


Октябрь

День защиты животных

Магнитофон, СD диск, экран, песочные часы.

Иллюстрации, карточки, кубики для жеребьёвки, диплом, сертификат.

Игра, беседа.



Ноябрь

Поможем зимующим птицам

Магнитофон, СD диск, экран, песочные часы, кормушки.

Иллюстрации, карточки, кубики для жеребьёвки, крупы, диплом, сертификат.

Игра, беседа.



Декабрь

В защиту ёлочки.

Видеомагнитофон, видеофильм, экран, песочные часы.

Иллюстрации, карточки, кубики для жеребьёвки, диплом, сертификат.

Игра, беседа.



Январь

Биоразнообразие.

Экран, песочные часы.

Красная книга Томской области, иллюстрации, карточки, кубики для жеребьёвки, диплом, сертификат.

Игра, беседа, мини экскурсия.



Февраль

В мире безмолвия

Экран, магнитофон, СD диск, песочные часы..

Материал экскурсии, диплом, сертификат, иллюстрации, карточки, кубики для жеребьёвки.

Экскурсия, беседа, игра.



Март

В царстве флоры

Экран, песочные часы, увеличительное стекло.

Диплом, сертификат, иллюстрации, карточки, кубики для жеребьёвки, гербарий.

Игра, беседа.



Апрель

В мире пернатых.

Экран, песочные часы, магнитофон, СD диск.

Плакаты, диплом, сертификат, иллюстрации, карточки, кубики для жеребьёвки.

Игра, беседа.



Май

Итоговое занятие.

Экран, песочные часы, магнитофон, СD диск.

Плакаты, диплом, сертификат, иллюстрации, карточки, кубики для жеребьёвки.

Игра, тест.




Проект организации образовательного процесса 2г.о.


Период обучения

Содержание тем

Техническое обеспечение

Дидакт. и метод. материал

Виды деятельности

Сентябрь

Вводное занятие

Инструкция по ТБ и ПБ, огнетушитель.

Инструкции, план эвакуации, программа.

Беседа, экскурсия.


Октябрь

День защиты животных

Магнитофон, СD диск, экран, песочные часы.

Иллюстрации, карточки, кубики для жеребьёвки, диплом, сертификат.

Игра, беседа.



Ноябрь

Поможем зимующим птицам

Магнитофон, СD диск, экран, песочные часы, кормушки.

Иллюстрации, карточки, кубики для жеребьёвки, крупы, диплом, сертификат.

Игра, беседа.



Декабрь

В защиту ёлочки.

Видеомагнитофон, видеофильм, экран, песочные часы, увеличительное стекло.

Иллюстрации, карточки, кубики для жеребьёвки, диплом, сертификат, гербарий.

Игра, беседа.



Январь

Биоразнообразие.

Экран, песочные часы.

Красная книга России, Чёрная книга, иллюстрации, карточки, кубики для жеребьёвки, диплом, сертификат.

Игра, беседа, мини экскурсия.



Февраль

В мире безмолвия

Экран, магнитофон, СD диск, песочные часы..

Материал экскурсии, диплом, сертификат, иллюстрации, карточки, кубики для жеребьёвки, чучело рыбы.

Экскурсия, беседа, игра.



Март

В царстве флоры

Экран, песочные часы, увеличительное стекло.

Диплом, сертификат, плакаты, иллюстрации, карточки, кубики для жеребьёвки, муляжи грибов.

Игра, беседа.



Апрель

В мире пернатых.

Экран, песочные часы, магнитофон, СD диск.

Плакаты, диплом, сертификат, иллюстрации, карточки, кубики для жеребьёвки

Игра, беседа.



Май

Итоговое занятие.

Экран, песочные часы, магнитофон, СD диск.

Плакаты, диплом, сертификат, иллюстрации, карточки, кубики для жеребьёвки.

Игра, тест.



Проект организации образовательного процесса 3г.о.


Период обучения

Содержание тем

Техническое обеспечение

Дидакт. и метод. материал

Виды деятельности

Сентябрь

Вводное занятие

Инструкция по ТБ и ПБ, огнетушитель.

Инструкции, план эвакуации, программа, плакат.

Беседа, экскурсия.


Октябрь

День защиты животных

Магнитофон, СD диск, экран, песочные часы.

Иллюстрации, плакаты, карточки, кубики для жеребьёвки, диплом, сертификат.

Игра, беседа.



Ноябрь

Поможем зимующим птицам

Магнитофон, СD диск, экран, песочные часы.

Иллюстрации, карточки, кубики для жеребьёвки, диплом, сертификат, чучело птицы.

Игра, беседа.



Декабрь

В защиту ёлочки.

Экран, песочные часы, увеличительное стекло.

Иллюстрации, карточки, кубики для жеребьёвки, диплом, сертификат, гербарий.

Игра, беседа.



Январь

Биоразнообразие.

Экран, песочные часы.

Плакат, карточки, определители, иллюстрации, кубики для жеребьёвки, диплом, сертификат.

Игра, беседа.



Февраль

В мире безмолвия

Экран, магнитофон, СD диск, песочные часы., микроскоп, предметное стекло.

Материал экскурсии, диплом, сертификат, иллюстрации, карточки, кубики для жеребьёвки, чучело рыбы, правила работы с микроскопом.

Экскурсия, беседа, игра.



Март

В царстве флоры

Экран, песочные часы, увеличительное стекло.

Диплом, сертификат, плакаты, иллюстрации, карточки, кубики для жеребьёвки, гербарий.

Игра, беседа.



Апрель

В мире пернатых.

Экран, песочные часы, магнитофон, СD диск.

Плакаты, диплом, сертификат, иллюстрации, карточки, кубики для жеребьёвки

Игра, беседа.



Май

Итоговое занятие.

Экран, песочные часы, магнитофон, СD диск.

Плакаты, диплом, сертификат, иллюстрации, карточки, кубики для жеребьёвки.

Игра, тест.






  1. Оценочно-результативный модуль образовательной программы.


Система текущего и итогового контроля для 1г.о.




Тема

Форма текущего контроля

Форма итогового контроля

1.

Вводное занятие.

Беседа

Игра

2.

День защиты животных.

Беседа

Карточки

Игра

3.

Поможем зимующим птицам.

Беседа

Карточки

Игра

4.

В защиту ёлочки.

Беседа

Карточки

Игра

5.

Биоразнообразие.

Беседа

Карточки

Игра

6.

В мире безмолвия.

Беседа

Карточки

Игра

7.

В царстве флоры.

Беседа

Карточки

Игра

8.

В мире пернатых.

Беседа

Карточки

Игра

9.

Итоговое занятие.

Беседа

Карточки

Тест

Игра


Должны знать: среды обитания (дом), зимующих птиц Томской области, хвойные растения нашего города, животных Томской области, рыб нашего края, Растения нашего края, ядовитые растения, правила поведения в лесу, перелётных птиц Томской области.
Должны уметь: распределять животных по средам обитания, узнавать зимующих птиц, узнавать хвойные растения нашего города в природе, узнавать животных по описанию, составлять цепи питания из двух звеньев, узнавать ядовитые растения, узнавать перелётных птиц.
Система текущего и итогового контроля для 2г.о.




Тема

Форма текущего контроля

Форма итогового контроля

1.

Вводное занятие.

Беседа

Игра

2.

День защиты животных.

Беседа

Карточки

Игра

3.

Поможем зимующим птицам.

Беседа

Карточки

Игра

4.

В защиту ёлочки.

Беседа

Карточки

Игра

5.

Биоразнообразие.

Беседа

Карточки

Игра

6.

В мире безмолвия.

Беседа

Карточки

Игра

7.

В царстве флоры.

Беседа

Карточки

Игра

8.

В мире пернатых.

Беседа

Карточки

Игра

9.

Итоговое занятие.

Беседа

Карточки

Тест

Игра


Должны знать: животных нашего края, зимующих птиц, питание и местообитание птиц, хвойные растения России, заказники Томской области, обитателей водной среды нашего края, съедобные и ядовитые грибы нашей области, правила сбора грибов, певчих птиц.
Должны уметь: составлять цепи питания из трёх-четырёх звеньев, заготавливать корма для зимующих птиц, подкармливать птиц в природе, узнавать хвойные растения по гербарию, узнавать животных Красной книги, различать костных и хрящевых рыб, отличать съедобные грибы от ядовитых, узнавать певчих птиц по голосу.

Система текущего и итогового контроля для 3 г.о.




Тема

Форма текущего контроля

Форма итогового контроля

1.

Вводное занятие.

Беседа

Игра

2.

День защиты животных.

Беседа

Карточки

Игра

3.

Поможем зимующим птицам.

Беседа

Карточки

Игра

4.

В защиту ёлочки.

Беседа

Карточки

Игра

5.

Биоразнообразие.

Беседа

Карточки

Игра

6.

В мире безмолвия.

Беседа

Карточки

Игра

7.

В царстве флоры.

Беседа

Карточки

Игра

8.

В мире пернатых.

Беседа

Карточки

Игра

9.

Итоговое занятие.

Беседа

Карточки

Тест

Игра


Должны знать: промысловых животных Сибири, инстинктивных и погодных мигрантов среди птиц, растения относящиеся к семейству голосеменных, систему определения животных, обитателей пресных и солёных водоёмов, лекарственные растения Томской области, хищных птиц нашей области.
Должны уметь: определять промысловых животных по следам, узнавать мигрирующих птиц по описанию, определять голосеменные растения по гербарию, определять животных до рода, работать с микроскопом, использовать лекарственные растения, узнавать хищных птиц по силуэту, клюву, когтям.
Литература:

  1. Агеева И.Д. Весёлая биология на уроках и праздниках: Методическое пособие. - М.: ТЦ Сфера, 2004г. - 352с.

  2. Алексеев В.А. 300 вопросов и ответов о животных. - Ярославль: Академия развития, 1997г. - 240с.

  3. Алексеев В.А. 300 вопросов и ответов о животных океана. - Ярославль: Академия развития, 1997г. - 240с.

  4. Алябьев Г.М. Детские праздники. Сценарии. Новосибирск: "РИФ плюс - книга", 2004г. - 96с.

  5. Анашкина Е.Н. Кроссворды для школьников. Биология. - Ярославль: "Академия развития", 1997г. - 128с.

  6. Анашкина Е.Н. 300 вопросов и ответов о домашних животных. - Ярославль: "Академия развития", 1997г. - 208с.

  7. Анашкина Е.Н. 300 вопросов и ответов о птицах. - Ярославль: "Академия развития", "Академия К", 1998г. - 240с.

  8. Багрова Л.А. Я познаю мир: Дет. Энцикл.: Растения. - М.: ООО "Издательство АСТ", 2000г. - 512с.

  9. Балабанова В.В., Максимцева Т.А. Предметные недели в школе: Биология, экология, здоровый образ жизни. - Волгоград: Учитель, 2003г. - 154с.

  10. Балабанова В.В., Максимцева Т.А. Открытые уроки по биологии. 7 - 9 классы. - Волгоград: Учитель, 2003г. -65с.

  11. Бартенев М.М., Курляндский А.Е., Мокиенко М.Ю., Усачёв А.А., Успенский Э.Н.; - Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг, 2003г. - 256с.

  12. Бианки В.В. Лесная газета. Клуб колумбов. М.: Правда, 1986г. -480с.

  13. Биология: Ботаника: 6 класс: Книга для учителя. - М.: Издательство "Первое сентября", 2002г. - 256с.

  14. Бобров А.А. Срвременная частушка. - М.: Сов. Россия, !990г. - 104с.

  15. Бровкина Е.Т., Сивоглазов В.И. Атлас родной природы. Животные поселения человека: Учебное пособие для школьников младших и средних классов. - М.: Эгмонт Россия, 2001г. -64с.

  16. Бровкина Е.Т., Сивоглазов В.И., Замятина Н.Г., Сергеева М.Н. Атлас родной природы. Опасные животные и ядовитые растения: У чебное пособие для школьников младших и средних классов. -М.: Эгмонт Росия, 2002г. - 64с.

  17. Бровкина Е.Т., Сивоглазов В.И. Атлас родной природы. Животные леса: У чебное пособие для школьников младших и средних классов. - М.: Эгмонт Росия, 2000г. - 64с.

  18. Бровкина Е.Т., Сивоглазов В.И. Млекопитающие. - М.: Дрофа, 2004г. - 48с.

  19. Букатов В.М., Ершова А.П. Я иду на урок: Хрестоматия игровых приёмов обучения: Книга для учителя. - М.: Издательство "Первое сентября", 2002г. - 224с.

  20. Голованова Э.Н. Птицы над полями. Л.: Гидрометеоиздат,1989г. - 232с.

  21. Головкин Б.Н., Колобов Е.С., Костюченко Л.П. Всё о комнатных растениях. - 3-е изд. - М.: Айрис - пресс, 2004г. - 368с.

  22. Горощенко В.П. Природа и люди. Хрестоматия по природоведению для учителей начальных классов. Изд. 2-е, перераб. И доп. М.: " Просвещение", !976г. - 336с.

  23. Давыдова М.А., Агапова И.А. Праздник в школе: Сценарии, конкурсы, викторины: Для учащихся 1-5 классов. - 4-е изд. - М.: Айрис - пресс, 2004г. - 304с.

  24. Давыдова М.А., Агапова И.А. Праздник в школе:Игры, турниры, сценарии: Для учащихся 6-11 классов. - 3-е изд. Испр. - М.: Айрис - пресс, 2004г. - 256с.

  25. Демьяненков Е.Н. Биология в вопросах и ответах: Книга для учителя. - М.: Просвещение: АО "Учебная лит."1996г. -80с.

  26. Ёлкина Н.В., Тарабарина Т.И. 1000 загадок. Популярное пособие для родителей и педагогов. - Ярославль: Академия развития: Академия К, Академия Холдинг, 2000г. - 224с.

  27. Иваницкий В.В. Я познаю мир: Детская энциклопедия: Птицы. - М.: ООО "Издательство Астрель"; ООО "Издательство АСТ", 2000г. - 400с.

  28. Зубкова Т.Н. Природоведение для всех. - М.: ТЦ Сфера, 2001г. - 144с.

  29. Касаткина Н.А. Внеклассная работа по биологии. 3-8 классы. - Волгоград: Учитель, 2004г. -160с.

  30. Колбовский Е.Ю. Экология для любознательных, или о чём не узнаешь на уроке. - Ярославль: "Академия развития", "Академия К", 1998г. - 256с.

  31. Кугач А.Н., Турыгина С.В. Школьные праздники, конкурсы, шоу-программы. - Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг: 2004г. -192с.

  32. Кузнецова Э.Г. Игры, викторины, праздники в школе и дома. Занимательные сценарии. К.: ГИППВ, 1998г. - 240с.

  33. Локшин Г.И. Биология. Краткий курс для школьников и абитуриентов. - М.: Лист-Нью, 1998г. - 288с.

  34. Ляхов П.Р. Я познаю мир. Дет. энцикл.: Животные. - М.: ТКО "АСТ", 1996г. - 544с.

  35. Ляхов П.Р. Я познаю мир: Животные: Дет. Энцикл. - М.: ООО "Издательство АСТ", 2002г. - 542с.

  36. Мазнин И.А. 500 загадок для детей. - М.: ТЦ Сфера, 2002г. - 128с.

  37. Мирзоян С.А., Мамаев Б.М. Насекомые и биосфера. - М.: Агропромиздат, 1989г. - 208с.

  38. Михайлова М.А. Детские праздники. Игры, фокусы, забавы. Популярное пособие для родителей и педагогов. - Ярославль: "Академия развития", 1997г. - 240с.

  39. Могутин Ю.Н. Мудрость Кара - Сагала. - 1-е изд. - Новосибирск: Западно-Сибирская книжное издательство, 1980г. - 133с.

  40. Модестов С.Ю. Сборник творческих задач по биологии, экологии и ОБЖ: Пособие для учителей. - СПб: Акцидент, 1998г. - 175с.

  41. Молодова Л. П. Экологические праздники для детей: Учебно - метод. Пособие для воспитателей детских садов и учителей начальной школы. - Мн.: "Асар", 1999г. - 128с.

  42. Науменко Г.М. Умный Ивашка. Жар-птица и Золотое зерно: Русские народные загадки. - М.: Дет. Лит., 1991г. - 64с.

  43. Нещерет Л.Г. Приложение к журналу "Проблемы школьного воспитания". Н. Новгород Нижегородский гуманитарный центр, 1998г. - 127с.

  44. Осипенко И.Л. "Классные" праздники, или Как научить школьников жить весело. - Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг, 2003г. - 160с.

  45. Парфилова Л.Д. Уроки биологии в 6-7 классах. Книга для учителя. - М.: ТЦ Сфера, 2003г. - 96с.

  46. Парфилова Л.Д. Тематические игры по ботанике: Методическое пособие. -М.: ТЦ сфера, 2003г. - 160с.

  47. Петров В.В. Растительный мир нашей Родины: Пособие для учителей нач. классов. - М.: Просвещение, Просвещение, 1981г. - 191с.

  48. Потапов И.В. Зоология с основами экологии животных: Учеб. Пособие для студ. Высш. Пед. Учеб. Заведений. - М.: Издательский центр "Академия", 2001г. - 296с.

  49. Потапова Л.М. Детям о природе. Экология в играх для детей 5-10лет. Популярное пособие для родителей и педагогов. - Ярославль: Академия развития: Академия, К: Академия Холдинг, 2000г. - 224с.

  50. Рохлов В.С. Природоведение. 5кл.: Тестовые задания. - М.: Дрофа, 2002г. - 104с.

  51. Сорокина Л.В. Тематические игры и праздники по биологии: Методическое пособие. - М.: ТЦ Сфера, 2003г. - 96с.

  52. Сукач Л.М. Зелёный дом без окон. Сборник загадок. Мн., "Нар. Асвета", 1977г. - 64с.

  53. Тарабарина Т.И., Соколова Е.И. И учёба, и игра: природоведение. Популярное пособие для родителей и педагогов. - Ярославль: "Академия развития", 1998г. - 240с.

  54. Трайтак Д.И., Карьенов В.А., Бровкина Е.Т., Балуев С.И., Клинковская Н.И. Биология: Ботаника: Зоология: Анатомия, физиология и гигиена человека: Общая биология: Справочные материалы: Учебное пособие для учащихся. 2-е изд., перераб.- М.: Просвещение, 1987г. - 207с.

  55. Теремов А., Рохлов В. Занимательная зоология. Книга для учащихся, учителей и родителей. - М.: АСТ-ПРЕСС, 2002г. -528с.

  56. Фадеева Г.А. Международные экологические акции в школе. 7-9 классы. Конференции, праздники, ролевые игры, театрализованные представления. - Волгоград: Учитель, 2005г. - 124с.

  57. Фатеева Л.П. 300 подвижных игр для младших школьников. Популярное пособие для родителей и педагогов. - Ярославль: "Академия развития", 1998г. - 224с.

  58. Филоненко - Алексеева А.Л., Нехлюдова А.С., Севастьянов В.И. Полевая практика по природоведению: Экскурсия в природу: Учебное пособие для студентов высш. Учеб. Заведений. - М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2000г.- 384с.

  59. Черныш И.В. Удивительные растения. - М.: ООО "Издательство АСТ"; ООО "Издательство Астрель", 2002г. - 320с.

  60. Чижевский А.Е. Я познаю мир: Дет. Энцикл.: Экология. - М.: ООО "Издательство АСТ - ЛТД", Олимп, 1998г. - 432с.

  61. Шитиков Д.А. Загадки животных. - М.: ООО "Издательство Астрель", "Издательство АСТ", 2002г. -320с.

  62. Шорыгина Т.А. Злаки. Какие они? Книга для воспитателей, гувернёров и родителей. - М.: "Издательство ГНОМ и Д", 2003г. - 48с.

  63. Шорыгина Т.А. Птицы. Какие они? Книга для воспитателей, гувернёров и родителей. - М.: "Издательство ГНОМ и Д", 2003г. - 96с.

  64. Экзерцева Е.В. Кроссворды для школьников. География. - Ярославль: "Академия развития", 1998г. - 128с.

  65. Я иду на урок биологии. Зоология: Пресмыкающиеся: Книга для учителя. - М.: Издательство " Первое сентября", 2000г. - 208с.

  66. Я иду на урок биологии. Зоология: Птицы: Книга для учителя. - М.: Издательство " Первое сентября", 2001г. - 272с.

  67. Я иду на урок биологии. Зоология: Млекопитающиеся: Книга для учителя. - М.: Издательство " Первое сентября", 2002г. - 272с.

  68. Я иду на урок биологии. Зоология: Беспозвоночные: Книга для учителя. - М.: Издательство " Первое сентября", 2000г. - 366с.

  69. Я иду на урок биологии. Зоология: Рыбы и земноводные: Книга для учителя. - М.: Издательство " Первое сентября", 2000г. - 224с.

  70. Я иду на урок биологии. Экология: Книга для учителя. - М.: Издательство " Первое сентября", 2002г. - 240с.

  71. Я иду на урок в начальную школу: Олимпиады и интеллектуальные игры: Книга для учителя. - М.: Издательство " Первое сентября", 2002г. - 256с.




страница 1


скачать

Другие похожие работы: