Центральное окружное управление образования

Департамента образования г.Москвы

Государственное бюджетное образовательное учреждение Лицей №1548

_____________________________________________________________________________






Утверждаю




Директор ГБОУ Лицея №1548




____________________М.Е.Богачева




«____»_______________20___год


ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

дополнительного образования детей

научно-технической направленности


«Функции помогают уравнениям»

(наименование учебного курса, предмета, дисциплины модуля)

возраст обучающихся – 14-17 лет

срок реализации – 2 года

форма организации образовательной деятельности –

профориентационный курс


Курбатова Наталия Анатольевна




(Ф.И.О., должность, квалификационная категория, ученая степень, ученое звание автора программы)


Принято решением Методического совета

Протокол № _______ от _______________



Согласовано




Заместитель директора по УР




_____________________ Н.В.Копытова




«____»_______________20___год





Москва

2012 год


Пояснительная записка
Рабочая программа профильного профориентационного курса «Функции помогают уравнениям» (далее – программа) составлена на основе Примерной программы элективного курса Ю.В. Лепехина «Функции помогают уравнениям».

Программа рассчитана на 56 часов.

Элективный курс «Функции помогают уравнениям» является предметно – ориентированным и предназначен для расширения творческих и практических знаний учащихся в старших классах образовательных учреждений. Курс направлен на выбор естественного – научного или экономического направления продолжения образования, так как содержит примеры и способы решения задач прикладного характера по указанным специальностям.

В последнее время в связи с появлением новых форм аттестации обучающихся особенно важным становится творческое и осмысленное освоение идей функциональной зависимости. К 11 классу у обучающихся накапливается существенный арсенал различных математических функций и их свойств. Однако, нет обобщения и систематизации этих знаний, целостности функциональной линии в преподавании математики разных лет и прикладной направленности этих знаний.

Цели и задачи курса:

  • представить единым целым все вопросы, связанные с применением свойств математических функций при решении самых разнообразных задач.

  • расширить и систематизировать знания учащихся, подготовить их к более осмысленному пониманию теоретических сведений путем их практического применения;

  • научить применять аналитический метод в решении задач с параметрами;

  • научить приемам выполнения изображений на плоскости и их использованию при решении алгебраических задач;

  • научить осуществлять выбор рационального способа решения и обосновывать сделанный выбор;

  • приобрести определенный опыт решения задач, связанных со знанием свойств функций;

  • приобрести опыт решения задач прикладного характера, осмысленно подойти к профориентационному выбору.

  • вооружить учащихся компетенциями, позволяющими им самостоятельно добывать знания по выбранному направлению продолжения образования.

Преобладающей формой текущего контроля выступают письменные самостоятельные работы.

Для реализации программы используется учебно-методический комплекс, включающий:

  1. Математика. 10-11 классы. Функции помогают уравнениям: элективный курс/авт.-сост. Ю.В. Лепехин.- Волгоград:Учитель,2009.

  2. Ткачук В.В. Математика – абитуриенту-М.: МЦНМО, 2009.

  3. Четвериков А. «Задачи с параметрами»-газета «Математика»№13 2007.

  4. Крамор В.С., Лунгу К.Н.Повторяем и систематизируем школьный курс алгебры: Пособие для старшеклассников и абитуриентов. - М.:АРКТИ, 2001.

  5. Крамор В.С., Лунгу К.Н., Лунгу А.К. Математика. Типовые примеры на вступительных экзаменах - М.: АРКТИ, 2001.

  6. Севрюков П.Ф., Смоляков А.Н. «Школа решения задач с параметрами»-М.: Илекса; Народное образование; Ставрополь: Сервисшкола, 2007.

  7. Шахмейстер А.Х. «Задачи с параметрами в ЕГЭ»-СПб.: «ЧеРо-на-Неве», 2004.

  8. Горштейн П.И., Полонский В.Б., Якир М.С. «Задачи с параметрами» - «Илекса» «Гимназия», 2000 г.



Требования к уровню подготовки учащихся

Личностные результаты:

  • готовность и способность к образованию и самообразованию на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;

  • осознанный выбор будущей профессии на основе понимания ее ценностного содержания и возможностей реализации собственных жизненных планов.


Метапредметные результаты:

  • владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания для изучения различных сторон окружающей действительности;

  • расширение и систематизация знаний учащихся, которые позволяют осмысленно понимать теоретический материал, решать практические задачи из разных предметных областей.


Предметные результаты:

  • овладение системой знаний о свойствах функций, позволяющей применять их в различных предметных областях;

  • овладение нестандартными способами решения уравнений и неравенств;

  • овладение навыками описания процессов с помощью математических моделей – уравнений или неравенств;

  • владение терминологией, описывающей функциональные зависимости.

Учебно-тематический план

Наименование

тем




Всего часов

учебных занятий

по программе

В том числе по видам учебных занятий

(в часах)



Лекции



Практические работы




Самостоятельные

работы


1. Введение

2

2

-

-

2. Область определения и область значений функции

14

6

8

1

3. Свойства функции

10

4

6

1

4. Использование свойств функций при решении уравнений

30

12

18

2

Итого

56

24

32

4


Содержание программы учебного курса
Тема №1. Введение (2 часа).

Способы задания функций. Примеры использования разных способов задания функций в различных областях жизни и науки.
Тема №2. Область определения и область значений функции (14 часов).

Область определения и множество значений функций. Задачи на нахождение области определения и области значений функций. Наибольшее и наименьшее значение функции.
Тема №3. Свойства функций (10 часов).

Четные и нечетные функции. Периодические функции. Свойство монотонности функций.

Тема №4. Использование свойств функций при решении уравнений (30 часов).

Использование области определения при решении уравнений. Использование множества значений при решении уравнений. Использование различных свойств функций при решении уравнений. Применение стандартных неравенств при решении уравнений. Применение свойств функций к решению неравенств. Тестовые задания по теме «Функции и их свойства». Нестандартные задачи по теме «Функции помогают уравнениям».Решение задач прикладного содержания.
Учебно-методические средства обучения
Основная литература:


  1. Математика. 10-11 классы. Функции помогают уравнениям: элективный курс/авт.-сост. Ю.В. Лепехин.- Волгоград:Учитель,2009.

  2. Ткачук В.В. Математика – абитуриенту-М.: МЦНМО, 2009.

  3. Крамор В.С., Лунгу К.Н.Повторяем и систематизируем школьный курс алгебры: Пособие для старшеклассников и абитуриентов. - М.:АРКТИ, 2001.


Дополнительная литература:


  1. Четвериков А. «Задачи с параметрами»-газета «Математика»№13 2007.

  2. Крамор В.С., Лунгу К.Н., Лунгу А.К. Математика. Типовые примеры на вступительных экзаменах - М.: АРКТИ, 2001.

  3. Севрюков П.Ф., Смоляков А.Н. «Школа решения задач с параметрами»-М.: Илекса; Народное образование; Ставрополь: Сервисшкола, 2007.

Шахмейстер А.Х. «Задачи с параметрами в ЕГЭ»-СПб.: «ЧеРо-на-Неве», 2004.

страница 1


скачать

Другие похожие работы: